• повысить качество электронного контента учебно-мето-доческого комплекса;
• повысить эффективность учебной деятельности обучающихся.
В таком случае технологии Web 2.0 предоставляют возможность обмена знаниями не только от преподавателя к студентам, но и между студентами и от студентов к преподавателям. Данное обстоятельство формирует высококачественную обра-
зовательную среду, так как появляется возможность при изучении курса задать вопрос не только преподавателю, но другим экспертам в изучаемой области.
Технологии Web 2.0 позволяют значительно повысить доступность программ обучения, вводить каталогизацию и рейтинговую оценку и многое другое для одной простой цели - повышения доступности и качества обучения.
Библиографический список
1. Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. - М., 2006.
2. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 [Э/р]. - Р/д: http://pycode.ru/files/
3. Филиппов, В.А. Информационные взаимодействия и Web-сервисы / В.А. Филиппов, Б.А. Щукин [и др.]. - М.,
2009.
Bibliography
1. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. - М.,
2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.
3. Шопен, Ф. Письма: в 2 т. - М., 1976. - Т. 1.
1988.
Статья поступила в редакцию 18.01.14
УДК 378.14
Vernigora O.N. INDEPENDENT WORK OF CHOREOGRAPHY STUDENTS IN UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS AS A MEANS OF ACTUALIZATION PROFESSIONAL AND PERSONAL POTENTIAL OF FUTURE SPECIALIST.
The article deals with realization of professional and personal potential choreography students in terms of the optimal use of forms outside the classroom during their independent work in the Institutes of Culture and Arts. The proposed teaching method is to develop a system of creative tasks for the choreography student, aimed at creating a common cultural and professional competence that would require the federal state educational standards of higher education.
Key words: competence, professional and personal potential, self-learning student, teaching and creative tasks, general cultural and professional competence.
О.Н. Вернигора, ст. преп. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ КАК СРЕДСТВО АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена проблеме актуализации профессионально-личностного потенциала студентов-хореогра-фов в плане оптимального использования форм внеаудиторной самостоятельной работы в ВУЗах культуры и искусств. Предложенная педагогическая методика заключается в разработке системы творческих задач для студентов-хореографов, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Ключевые слова: компетентность, профессионально-личностный потенциал, самостоятельная работа студента, учебно-творческая задача (УТЗ), общекультурные и профессиональные компетенции.
Целью и миссией системы высшего образования является формирование интеллектуальной элиты страны и подготовка высококвалифицированных профессионалов для науки, образования, производства, медицины и, конечно, для социально-культурной сферы. Таким образом, проектирование образовательного процесса должно опираться на модель жизнедеятельности человека, включая и его работу по профессии. Важнейшим качеством интеллигента, квалифицированного специалиста, является компетентность - актуальное качество личности, проявляющееся через овладение им совокупности знаний и умений, применяемых на практике. Компетенции можно определить как способность (и готовность) к определенной деятельности с применением знаний, умений, навыков, включающих также профессионально-личностные качества. В понятие компетенции входят также социальная адаптация и опыт профессиональной или учебной деятельности. В совокупности эти компоненты формируют способность самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать сложные задачи.
Формирование профессионально важных личностных качеств выпускника становится функцией всех профессиональных учебных заведений исходя из целей модернизации системы образования России [1, с. 18] Основой для этого может стать актуализация профессионально-личностного потенциала студента
за счет одной из форм обучения в вузе - самостоятельной работы [2]. У каждого студента имеются потенциальные возможности, которые необходимо актуализировать (выявить) для более полной, содержательной творческой деятельности. Рассмотрим данный вопрос с точки зрения дисциплины «Методика преподавания современных направлений в хореографии». По учебному плану данная дисциплина относится к дисциплинам профильного модуля базовой части и на нее отводится 108 часов, из них 70 - внеаудиторная самостоятельная работа. Становится явным, что приоритет внеаудиторной СРС вдвое больше.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в сфере формирования специалиста культуры в отношении к предмету «Методика преподавания современных направлений в хореографии» выделяем следующие профессиональные компетенции: ПК-11 (быть способным руководить художественно-творческой деятельностью коллектива народного художественного творчества, любительского хореографического коллектива, любительского театра, студии декоративно-прикладного творчества, студии кино, фото- и видеотворчества с учетом особенностей его состава, локальных этнокультурных традиций и социокультурной среды).
Одним из главных средств формирования общекультурных и профессиональных компетенций наряду с аудиторными заня-
тиями, несомненно, выступает самостоятельная работа, связанная с развитием мышления будущего профессионала [3]. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента, связан с самостоятельной работой [2].
Вузовская практика подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции. Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций. Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов. СРС объединяет в себе задачи всех других видов учебного процесса.
Можно с уверенностью сказать, что для педагогов-хореог-рафов, работающих в области современных направлений в хореографии, СРС является самым важным звеном в формировании будущего специалиста-хореографа современного танца. Ведь самой главной задачей педагога-хореографа является поиск индивидуального почерка студента, его неповторимого стиля исполнения и оригинального мышления. Этого нельзя добиться на групповых занятиях, где студент старается максимально точно скопировать показ преподавателя. Только благодаря самостоятельной внеаудиторной работе студенты современных направлений в хореографии смогут найти свой собственный танцевально-двигательный почерк или свою неповторимую систему идейно-образного мышления.
Особенности самостоятельной работы по предмету «Современные направления в хореографии» предполагают выполнение различного рода практических заданий, предлагаемых преподавателем. Выполнение данных заданий должно дополнять объем программного материала, не нашедшего освещения на практических и лабораторных занятиях. Но это, ни в коей мере не относится к малому объему часов по практическим или индивидуальным видам занятий. По мнению автора, необходимо сказать следующее: современный танец - это кристалл с огромным количеством граней. И каждая грань - это личное, авторское видение современного танца, его техники исполнения и концептуального мышления каждого отдельно взятого хореографа. Ведь уже давно известно, что в современном танце нет единой выстроенной системы преподавания техники. Этим современный танец кардинально отличается от классического или народно-сценического танца. Но на групповых или лабораторных занятиях автор объясняет свою личную методику исполнения, свое авторское видение данного предмета. Таким образом, студенты настраиваются на понятийный аппарат действующего педагога. И только посредством самостоятельной работы, ее оригинальной специфики студент-хореограф современных направлений сможет подойти к рассмотрению проблемы поиска своего собственного образа мышления и авторской, оригинальной манеры исполнения движений. Подготовка заданий по СРС осуществляется при непосредственном консультировании преподавателя, что не исключает, а предполагает элементы творчества со стороны студентов.
Рассмотрим особенности самостоятельной работы студен-та-хореографа по предмету «Методика преподавания современных направлений в хореографии» прежде всего как процесса решения учебно-творческой задачи (УТЗ), который включает несколько этапов:
1. На первом этапе решения любой учебно-творческой задачи, ее осознании происходит понимание недостаточности старого имеющегося опыта, необходимость выхода за его пределы. Определяется направление поиска неизвестного и нового, которое должно быть найдено в результате.
2. Информационный поиск. Определяя методы нахождения «неизвестного нового», мы опираемся на знания, полученные в процессе обучения и предшествующей деятельности (актуализируем прошлый опыт). Определяем направление поиска необходимой, но пока отсутствующей информации, виды ее источников.
3. Аналитическо-синтетическая переработка информации; постановка эксперимента. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление логических двигательных понятий и принципов различных педагогов-хореографов, осмысление и переосмысление увиденного. Поиск индивидуального стиля.
4. Заключительный этап решения творческой задачи - распространение. Полученный отдельным субъектом результат становится достоянием других, поступает в общественное обращение.
Рассматривая более подробно каждый из пунктов решения учебно-творческой задачи необходимо отметить важность этики и культуры общения, как преподавателя, так и студентов-хо-реографов.
На первом этапе важно подвести студента к пониманию недостаточности его танцевального опыта. Студент верит своему преподавателю и очень быстро «скатывается» к мнению о том, что его знания в области исполнения и понимания современного танца - это только то, что преподнесено ему на групповых занятиях. Поэтому первым стимулом к познанию чего-то иного служит такое простое, на первый взгляд, задание, как составление рабочей комбинации в уроке. Естественно, что студент будет пользоваться только той информацией, которую он получил на групповых занятиях. По мнению автора, в этот момент включается первая особенность подхода в работе по СРС со студентами. Педагог просит найти что-то свое, необычное в исполнении движений или качестве переходов из одного движения в другое. Конечно же студенты стараются варьировать движения или дополнять их своим опытом из техники того коллектива, в котором данный студент обучался. Но это лишь обобщение или преобразование чужого опыта и манеры исполнения техники современного танца. Без нахождения своего личностного подхода к движению с этой задачей справится невозможно. Как правило, студенты после долгих поисков приходят к выводу, что им чего-то не хватает в их знаниях или понятиях. Таким образом, можно сказать, что с первым этапом решения творческой задачи мы справились.
Приступая ко второму этапу выполнения творческой задачи, автор применяет мультимедийные технологии, которые прочно вошли не только в нашу жизнь, но и с успехом используются в обучающем процессе. Педагог предлагает студентам просмотреть видеоматериал по методике исполнения современного танца других педагогов-хореографов. Студенты не просто смотрят, но, прежде всего, анализируют увиденное. Занимаются поиском отличительных черт в области методики исполнения основных элементов современного танца, а также методики построения урока в целом. Далее педагог просит студентов заняться собственным поиском иных педагогов-хореографов, которые, по их мнению, чем-то или даже кардинально отличаются от того, что уже известно на данном этапе студенту. Такое решение имеет двоякую цель - педагогически-профессиональную и воспитательную. Педагогически-профессиональная относится непосредственно к реализации второго этапа творческой задачи. А вот воспитательная... Ни для кого не секрет, что молодые люди много времени проводят в социальных сетях, бесцельно тратя свою драгоценную энергию на пустые переписки и просмотры глупейших видеороликов. С получением творческих задач описанных выше молодые люди определяют цель своих поисков и работы в интернете, воспитываясь и образовываясь одновременно.
Третий этап решения творческой задачи является самым сложным. Сегодня, в век потребления, все окружающее пространство вокруг молодых людей насыщено идеей не созидания своего, а бездумному следованию рекламе и потреблению предложенного . Когда студенты открывают для себя огромный и весьма разнообразный мир современного танца, у них, естественно возникает желание просто повторить увиденное. Это замечательное желание надо использовать в работе, но во всем хороша мера. Ведь цель, поставленная перед нами, - поиск собственного стиля. Поэтому анализ увиденного материала по современному танцу и различным манерам исполнения очень важен в этот период. Вычленяем особенности различных педаго-гов-хореографов, их уникальные стилистические движенческие манеры. Далее педагог предлагает студенту импровизацию как средство поиска собственного направления. Существуют определенные методики стимулирования и организации желания импровизировать. Это очень сложный и вместе с тем радостный процесс познания себя и свободного танцевания. Этот процесс осуществляется под руководством преподавателя, который
Таблица 1
этапы УТЗ на осознание двигательных возможностей УТЗ на расширение и поиск новых индивидуальных возможностей для движений УТЗ на поиск расширения движений в пространстве УТЗ на применение простого контакта с партнером Преобладание музыкальной формулы и связь с хореографическим образом
1 Определение разделов построения урока авторской методики преподавателя. Определение комбинации для составления на один из разделов. Поиск лексического материала. Поиск новых форм выражения лексики в учебно-танцевальной комбинации. Решение построения комбинации с учетом пространственной композиции. Определение возможностей составления комбинации с учетом взаимодействия с другими участниками. Постановка вопроса подбора музыкального материала. Взаимосвязь музыки и движения. Вопросы о рождении хореографического образа его взаимосвязь с музыкой.
2 Определение понятия сустав, принципа его работы. Внутренние ощущения на «прокрашивание» суставов: шея, плечи, локти, кисти, бедра, колени, стопы. Поиск и определение новых положений тела, относительно работы суставов в партере и стоя. Просмотр видео перформансов на перемещение в пространстве. Просмотр и анализ видео перформарсов с контактной импровизацией, элементами партнеринга и невербальным общением. Анализ разных музыкальных направлений. Поиск и анализ понятия «ХГ образ».
3 Применение упражнения на «прокрашивание» суставов как тренаж для разогрева тела. Отслеживание повторяющихся движений и исключения их Определение неудобных положений тела в партере и «на верху». «Прокрашивание» суставов в данных положениях. Поиск движений для перемещения в пространстве через варьирование знакомых элементов. Поиск невербального контакта через упражнение «плот»: 1. Ловлю взгляд 2. Держу расстояние с выбранным партнером 3. Прикосновение и уход от прикосновения 4. Использование скоростей. Поиск музыкального материала для импровизации Сравнительный анализ использования различных музыкальных стилей и направлений для создания образной лексики в комбинации
4 Использование упражнения на «прокрашивания» суставов для составления учебных и танцевальных комбинаций в уроке. Применение индивидуальных решений и двигательных возможностей тела для составления учебных и танцевальных комбинаций в уроке. Включение в танцевальную комбинацию перемещений в пространстве посредством найденных оригинальных движенческих решений. Использование невербальных контактов в танцевальных комбинациях. Соотношение музыки и образа в танцевальной комбинации. Поиск новых образных решений.
направляет и координирует работу студента. А задания, полученные от педагога, студент осуществляет самостоятельно. Затем опять педагог проверяет выполнение задания, привносит в знания студента другие приемы импровизации, дает следующее задание и так далее. Педагогическая этика при обсуждении выполненной работы студента-хореографа очень важна, так как процесс творчества очень тонкий, сложный, подчас противоречивый, иногда очень трудно происходящий. Не всем студентам удается в процессе обучения выявить свой собственный стиль - поэтому замечаний как таковых быть не должно, только позитивное обсуждение и варианты дальнейшего развития.
Четвертый этап решения творческой задачи является самым приятным и эффективным с точки зрения закрепления студентом им же самим полученной информации о себе самом. Педагог дает задание апробировать полученный результат на студентах курса. В результате чего студент получает возможность встать на место преподавателя, почувствовать себя ответственным за качество той информации, которую он выдает, обратить внимание на культуру речи и проверить свои наработки, апробировав их на других людях. Это, конечно, происходит
уже на лабораторных занятиях, но является прямым результатом самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студента. Полученный результат вновь анализируется, педагог дает другое направление как расширение и закрепление полученного результата, и вновь начинается самостоятельная работа на выполнение следующей творческой задачи. Ведь процесс творчества, в определенном смысле, бесконечен, а результат СРС по предмету в вузе является промежуточным звеном развития хореографа-творца на перспективу. И запустить эту мысль, закрепить этот процесс у обучающихся студентов в результате грамотного использования самостоятельной работы - является главной задачей педагога-творца.
Авторское определение видов УТЗ по предмету «Методика преподавания современных направлений в хореографии» в разделе СРС можно выразить в приведенной ниже таблице (таблица 1).
При анализе результатов решения УТЗ педагог должен оценить полученный результат СРС с точки зрения новизны и оригинальности индивидуально-двигательных возможностей тела, сочинения хореографической лексики для комбинации, использования пространства и невербального общения.
Результаты решения УТЗ в СРС вбирают в себя целостный взгляд на систему критериев, используемых в хореографической практике, по которым целесообразно оценивать меру проявления творческой индивидуальности и хореографической оригинальности студента-хореографа:
0-30 баллов -уровень не продуктивный, основанный на использовании полученного опыта только на групповых занятиях по предмету в ВУЗе или в самодеятельном коллективе. Нежелание или неспособность к стремлению исследовать проблему и подготовит результат.
40-50 баллов - уровень является репродуктивным, мало творческим, основанным на использовании полученного опыта на групповых занятиях по данному предмету, контактной импровизации и композиции и постановки танца. Низкая степень трансформации учебного материала. Малые способности в стремлении исследовать проблему и подготовит результат.
60-80 баллов - уровень продуктивный, основанный на высокой степени трансформации учебного материала, неустанном поиске своего оригинального хореографического почерка, использование и трансформация иных источников познания.
90-100 баллов -уровень творческий, основанный не только на высокой степени трансформации учебного материала, но и нахождении своего индивидуального стиля и манеры исполнения движений, оригинального подхода в составлении танцевальных комбинаций.
Таким образом, при анализе результатов СРС в ходе решения УТЗ важно не столько то, что создают студенты, важно то, что они самостоятельно исследуют возможности своего тела,
изучают самих себя, выявляя тем самым свою творческую оригинальность и неповторимость. Умение творчески подходить к решению УТЗ является важным моментом обучения студента-хореографа, а также воспитанием неординарной личности.
Сегодня одной из основных задач высшего образования является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в их активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Модернизация современной системы высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования [4]. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу, а об усилении роли самостоятельной работы студентов. Это, в свою очередь, означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен быть направлен на развитие умения учиться, формирование у студента способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Библиографический список
1. Ступина, В.С. Педагогическая технология актуализации профессионально-личностного потенциала учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 5.
2. Платохина, Н.А. Самостоятельная работа - условие стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов // Известия Волгорадского государственного технического университета. - 2006. - № 8.
3. Диниц, Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис....канд. пед. наук. - М., 2001.
4. Алтайцев, А.М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А.М. Алтайцев, В.В. Наумов // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. - Минск, 2002.
Bibliography
1. Stupina, V.S. Pedagogicheskaya tekhnologiya aktualizacii professionaljno-lichnostnogo potencíala uchathikhsya sredstvami informacionno-kommunikacionnihkh tekhnologiyj // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2008. - № 5.
2. Platokhina, N.A. Samostoyateljnaya rabota - uslovie stimulirovaniya aktivnoyj uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti studentov // Izvestiya Volgoradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2006. - № 8.
3. Dinic, G.N. Samostoyateljnaya rabota kak sredstvo professionaljnoyj podgotovki studentov: dis......kand. ped. nauk. - M., 2001.
4. Altayjcev, A.M. Uchebno-metodicheskiyj kompleks kak modelj organizacii uchebnihkh materialov i sredstv distancionnogo obucheniya / A.M. Altayjcev, V.V. Naumov // Universitetskoe obrazovanie: ot ehffektivnogo prepodavaniya k ehffektivnomu ucheniyu. - Minsk, 2002.
Статья поступила в редакцию 17.03.14
УДК 378
Andreychuk VA. «THEATRE ANTHROPOLOGY» OF JERZY GROTOWSKI AS TEACHING EVOLUTION SEARCH.
The evolution of education of an actor, who has a rich inner world and fully transmits his inner feelings to a viewer, is studied from the theoretical and pedagogical positions. The meaning of «anthropological theater» of Jerzy Grotowski as dissolving of a phenomenon of theater in a phenomenon of life, what leads to recreating of a human, is studied.
Key words: evolution, education actor destruction stamp spontaneous improvisational act, an act of selflearning, psychophysical and voice technique, recreating a man.
В.А. Андрейчук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, Email: [email protected]
«АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» ЕЖИ ГРОТОВСКОГО КАК ЭВОЛЮЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ
В работе с теоретических и педагогических позиций исследуется эволюция воспитания актера, имеющего богатый внутренний мир и без остатка транслирующего свои внутренние переживания зрителю. Смысл «антропологического театра» Ежи Гротовского в растворении феномена театра в феномене жизни, а это приводит к пересозданию человека.
Ключевые слова: эволюция, воспитание актера, разрушение штампа, спонтанный импровизационный акт, акт самопознания, психофизическая и голосовая техника, пересоздание человека.
(Продолжение. Начало см. в № 6 за 2013 г., № 1 за 2014 г.)
опубликовавший ряд работ о роли миссии театра в современ-Третий период - (1970-1999). В начале 70-х гг. Гротовс- ном обществе, становится явным противником всяческих мето-кий, имевший уже прочную репутацию «методолога театра», дов, доктрин, «систем» в области актерского творчества. Одно-