Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных компетенций студентов-хореографов в рамках факультативной программы "Восточный народный танец"'

Развитие коммуникативных компетенций студентов-хореографов в рамках факультативной программы "Восточный народный танец" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / СТУДЕНТЫ-ХОРЕОГРАФЫ / ВОСТОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / MODERN CHOREOGRAPHY / STUDENTS-CHOREOGRAPHERS / ORIENTAL FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Кристина Равилевна

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов. В ней обосновывается тезис о том, что полноценная подготовка будущих педагогов-хореографов требует грамотного развития их коммуникативных компетенций, что будет способствовать обеспечению преемственности поколений, сохранению и преумножению национальных ценностей культуры и искусства, а также развитию педагогического мастерства и подготовке высококвалифицированных специалистов в вузах культуры. В статье в качестве одной из педагогических технологий развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов указывается факультативная программа «Восточный народный танец», описываются её преимущества, методы и содержание. Автор статьи убеждена в том, что освоение восточного народного танца поможет будущим педагогам-хореографам не только развить свои коммуникационные компетенции, но и транслировать их потом подрастающему поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Кристина Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OPTIONAL PROGRAM “ORIENTAL FOLK DANCE”

This article is devoted to the study of development of students-choreographers’ communicative competences. It substantiates the thesis that the full-fledged preparation of future choreographer teachers requires competent development of their communicative competencies, which will help to ensure the continuity of generations, preserve and multiply the national values of culture and art, develop pedagogical skills and train qualified specialists in higher education institutions of culture. In the article the optional program “Oriental Folk Dance” is indicated as an educational method for the communicative competences’ development of students-choreographers. The author of the article describes its advantages, methods and content. The author is convinced that the development of oriental folk dance will help future teachers-choreographers not only to develop their communication competence, but also broadcast them to the younger generation.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных компетенций студентов-хореографов в рамках факультативной программы "Восточный народный танец"»

АЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ХОРЕОГРАФОВ В РАМКАХ ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ «ВОСТОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ»

УДК 37.037

К. Р. Шестакова

Московский государственный институт культуры

Настоящая статья посвящена изучению особенностей развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов. В ней обосновывается тезис о том, что полноценная подготовка будущих педагогов-хореографов требует грамотного развития их коммуникативных компетенций, что будет способствовать обеспечению преемственности поколений, сохранению и преумножению национальных ценностей культуры и искусства, а также развитию педагогического мастерства и подготовке высококвалифицированных специалистов в вузах культуры. В статье в качестве одной из педагогических технологий развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов указывается факультативная программа «Восточный народный танец», описываются её преимущества, методы и содержание. Автор статьи убеждена в том, что освоение восточного народного танца поможет будущим педагогам-хореографам не только развить свои коммуникационные компетенции, но и транслировать их потом подрастающему поколению.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, современная хореография, студенты-хореографы, восточный народный танец.

This article is devoted to the study of development of students-choreographers' communicative competences. It substantiates the thesis that the full-fledged preparation of future choreographer

ШЕСТАКОВА КРИСТИНА РАВИЛЕВНА - аспирантка кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

SHESTAKOVA KRISTINA RAVILEVNA - doctoral student of the Department of Social and Cultural Activity, Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture

K. R. Shestakova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF STUDENTS-CHOREOGRAPHERS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE OPTIONAL PROGRAM "ORIENTAL FOLK DANCE"

e-mail: kiso86@list.ru © Шестакова К. Р., 2018

teachers requires competent development of their communicative competencies, which will help to ensure the continuity of generations, preserve and multiply the national values of culture and art, develop pedagogical skills and train qualified specialists in higher education institutions of culture. In the article the optional program "Oriental Folk Dance" is indicated as an educational method for the communicative competences' development of students-choreographers. The author of the article describes its advantages, methods and content. The author is convinced that the development of oriental folk dance will help future teachers-choreographers not only to develop their communication competence, but also broadcast them to the younger generation.

Keywords-, communicative competence, modern choreography, students-choreographers, oriental folk dance.

Для цитирования-. Шестакова К. Р. Развитие коммуникативных компетенций студентов-хореографов в рамках факультативной программы «Восточный народный танец» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 194-200.

Хореографическая деятельность неразрывно связана со сценой, что обуславливают нестандартность профессиональной подготовки данных специалистов в вузах культуры. В содержательном отношении хореографическое образование подразумевает не просто усвоение научных знаний, но и включает в себя работу над формированием эмоционально-образного мышления студентов с опорой на конкретные исторические национальные традиции и современные достижения в сценической и танцевальной деятельности. Последние, в свою очередь, основаны на определённых ценностных ориентирах и личностном творческом подходе к разным видам хореографической деятельности. Учёные полагают, что хореографическое образование является организованным целенаправленным процессом и результатом усвоения личностью техники и языка хореографического искусства. Оно представляет собой способ формирования целостной интеллектуально, эмоционально и нравственно развитой творческой личности.

В настоящее время готовность студента-хореографа к ведению эффектив-

ной профессиональной педагогической деятельности определяется знаниями, навыками и умениями, которые позволяют не просто создать конкретный художественный продуктов в рамках единого учебного процесса, но и вовлечь обучающихся в активный процесс самопознания, самовыражения и формирования адекватного эмоционального отношения к окружающей действительности. От педагога-хореографа сегодня требуется владение теорией и практикой эффективной коммуникации, позволяющей достигать поставленных системой образования целей и решать широкий спектр профильных задач в условиях межнационального общения и взаимодействия. В связи с этим мы полагаем, что профессиональное педагогическое общение должно обязательно опираться на развитие коммуникативных качеств будущих педагогов.

Решению этой задачи, на наш взгляд, может способствовать введение в вузах культуры и искусств факультативной программы «Восточный народный танец». Развитие коммуникативных компетенций в рамках факультатива происходит следующими методами:

• систематизации и преумножения теоретико-методологических знаний студентов-хореографов о технике исполнения восточного народного танца посредством совместного освоения новой терминологии, танцевальных фигур, изучения культуры и традиций Востока;

• накопления практического опыта воплощения авторского замысла студентов-хореографов в процессе парной и групповой разработки новых танцевальных комбинаций, что помогает раскрыть творческий потенциал личности, сплотить обучающихся в реализации собственных идей и сформировать новые направления хореографической подготовки в вузах культуры и искусств;

• повышения общей заинтересованности и мотивации студентов-хореографов к освоению нового материала, востребованного в настоящее время содержанием программы обучения, который, к сожалению, ещё отсутствует в основной программе обучения хореографов в вузах культуры и искусств. Н. Н. Селиверстова обращает внимание на то, что именно восточные танцы с каждым годом всё чаще входят в престижные конкурсные программы и танцевальные соревнования. Участие в таких конкурсах и соревнованиях способствует развитию коммуникативных компетенций не только внутри групп студентов, посещающих факультатив «Восточный народный танец», но и в профессиональной культурно-танцевальной среде вне стен вузов культуры и искусств;

• посещения современных показов мод и выставок, связанных с восточной культурой и народными танцами, просмотра актуальных профильных видеоматериалов и их коллективного обсуждения,

общения с ведущими экспертами в социальных сетях по вопросам совершенствования техники исполнения восточных народных танцев, грамотного подбора костюмов, декораций, современных подходов к хореографической организации танцевальных номеров.

Коммуникативные компетенции представляют собой способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность согласно ситуации и целям общения в рамках конкретной сферы деятельности. Они основаны на комплексе умений, которые позволяют принимать участие в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Коммуникативные компетенции обеспечивают универсальную связь поколений и способствуют межличностной трансляции определённых образцов поведения, культурных ценностей, моральных норм и мировоззренческих установок, что особенно важно для будущих педагогов по искусству сценической деятельности.

Предлагаемые в настоящей статье методы развития коммуникативных компетенций в рамках факультатива «Восточный народный танец» в практической деятельности вузов культуры и искусств являются новым подходом к обучению студентов-хореографов. Помимо вышеизложенных преимуществ, такой факультатив предполагает активную обратную связь по линиям «студент — студент», «студент — преподаватель» и «преподаватель — студенты» в едином творческом процессе совместного обсуждения, разработки, постановки и анализа исполнения танцевальных номеров.

Студенты-хореографы вузов культуры и искусств, после получения ими со-

ответствующего образования и трудоустройства по специальности, пополняют профессиональное педагогическое сообщество, представляющее собой определённое социокультурное образование и являющееся субъектом культуры.

В связи с этим, на наш взгляд, в вузах культуры и искусств должны быть предусмотрены специальные программы и направления деятельности, способствующие постепенному формированию и развитию их коммуникативных компетенций, что в будущем позволит им обеспечить полноценную учебно-воспитательную деятельность уже со своими учениками, которым они будут преподавать свои знания, навыки и умения.

В научной психолого-педагогической литературе особо подчёркивается мнение А. А. Леонтьева о том, что полноценное и наиболее приемлемое педагогическое общение подразумевает профессиональное общение преподавателя с учениками во время занятий и после. Такое общение имеет конкретные педагогические функции и нацелено на формирование благоприятной психологической атмосферы. При этом под коммуникативными компетенциями личности А. А. Леонтьев понимает умение ориентироваться в ситуации общения, выбирать его содержание, средства и формы получения и анализа обратной связи.

Всё это обеспечивается в рамках факультативной программы «Восточный народный танец» как непосредственно в вузе, так и за его пределами (изучение теории, восприятие восточной культуры, постановка популярных танцевальных номеров, участие в конкурсах, тематическое общение в социальных сетях, посещение выставок и модных показов и т.д.).

Следует заметить, что в целом система обучения студентов-хореографов в вузах культуры и искусств России едина, однако в зависимости от конкретных целей и задач в разных учебных заведениях могут различаться её предметно-содержательные аспекты, в том числе вводиться факультативные занятия по восточным танцам.

М. Н. Юрьева указывает на следующие формы деятельности обязательной программы обучения при профессиональной подготовке студента-хореографа в российских вузах культуры:

• учебная деятельность (теоретическое обучение — лекционно-семинарские занятия), которая ориентирована на передачу и контроль усвоения информации;

• квазипрофессиональная деятельность (учебно-тренировочные занятия, проектирование, концертно-сценическая практика, тренинги). Это практико-ори-ентированное обучение — моделирование хореографической деятельности, что подразумевает предметно-технологическое и социально-ролевое содержание;

• учебно-профессиональная деятельность (разные виды практики, учебно-исследовательская деятельность в рамках подготовки научных работ). Иными словами, это деятельность, которая соответствует нормам профессиональных и социальных отношений.

На наш взгляд, коммуникативные компетенции студентов-хореографов вузов культуры и искусств необходимо развивать во всех этих формах деятельности, связанной с их профессиональной подготовкой, однако наиболее ощутимый эффект в этом отношении возможен в рамках осуществления квазипрофессиональной деятельности. Эта форма отличается

применением творческого подхода к делу одновременно в теоретическом и практическом отношении. Во время учебно-тренировочных занятий, при работе со студентами-хореографами над созданием и реализацией конкретных проектов или в рамках подготовки тренингов по концер-тно-сценической практике преподаватель имеет неограниченные возможности применения любых педагогических технологий, связанных с формированием и развитием коммуникативных компетенций обучающихся.

Многочисленные исследования учёных и практика наблюдений в вузах показывают, что ни народный танец, ни восточные танцы не преподаются как отдельные дисциплины, хотя, как мы считаем, квазипрофессиональная деятельность в вузах культуры и искусств при обучении студентов-хореографов должна быть дополнена факультативными занятиями «Восточный народный танец».

В контексте настоящей статьи отметим, что творческий подход к формированию и реализации факультатива с заинтересованными в повышении своего мастерства и уровня знаний студентами способствует развитию их коммуникативных компетенций. Занятия подразумевают обсуждение с обучающимися специфики восточного народного танца, применение индивидуального подхода к обучению, стимулирование расширения их запаса профессиональных терминов посредством освоения специальных восточных названий фигур и понятий, многократную отработку в коллективе новых танцевальных движений, получение обратной связи от студентов в виде анкетирования и собеседования. При этом в целях развития коммуникативных компетенций в рамках

данного факультатива возможна организация взаимодействия с носителями восточной культуры, распределение заданий для групповой работы с привлечением современных информационных и хореографических технологий и т.д.

В настоящее время в мире существует множество национальных хореографических школ, которые предлагают профессиональным хореографам обмен опытом, обучение, совершенствование своего мастерства. При использовании восточного народного танца в хореографическом образовании у человека не только накапливаются профильные знания и отрабатываются практические навыки, но и происходит развитие восприятия общечеловеческой культуры.

Факультативные занятия «Восточный народный танец» также направлены на совершенствование поведения студентов-хореографов, формирование самоконтроля, развитие трудолюбия и ответственности при выполнении поставленных задач. Творческий процесс исполнения восточного народного танца позволяет студенту-хореографу самому находить и осваивать наиболее приемлемые для себя способы овладения техникой исполнения движений. Восточный народный танец развивает также морально-волевые качества личности, в частности, смелость, решительность, ловкость, гибкость, находчивость, инициативность, коллективизм.

В целях развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов предлагаем предусмотреть следующие моменты в методике обучения восточному народному танцу:

• единство процесса обучения народным танцам и формирования творческих

способностей, включая способности к импровизации и самовыражению;

• отношение к обучаемому как к субъекту учебной деятельности и собственного развития;

• сотрудничество педагога и студентов-хореографов;

• использование двигательного, эмоционального, творческого опыта и интуиции при овладении новыми танцевальными движениями;

• индивидуальный подход и признание уникальности каждого студента-хореографа, без акцентирования соревновательных моментов;

• учёт доминирующих интересов педагогов при построении индивидуальной методики обучения;

• вариативность программы обучения с предоставлением обучающимся свободы выбора вида и степени сложности учебных заданий.

Таким образом, на наш взгляд, введение факультативной программы «Восточный народный танец» в целях развития коммуникативных компетенций студентов-хореографов в настоящее время весьма актуально. Развитие происходит в результате активного парного и группового взаимодействия студентов-хореографов при изучении теоретико-методо-

логических основ исполнения восточного народного танца, совместного освоения танцевальных движений, самостоятельной подготовки авторских номеров, их обсуждения, в ходе посещения выставок, показов мод, общения в социальных сетях с ведущими экспертами по восточным народным танцам, а также участия в различных конкурсах и соревнованиях. Всё это можно организовать в рамках освоения факультативной программы «Восточный народный танец» в вузах культуры и искусств, которая призвана стать важным и необходимым дополнением к современной основной программе обучения.

В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-хореографов необходимо опираться на широкий спектр педагогических технологий, позволяющих грамотно формировать и развивать их коммуникативные компетенции. Одной из таких технологий является привлечение студентов к факультативной деятельности по освоению теории и практики восточного народного танца, творческие и коммуникативные возможности которой практически не ограничены, а результаты вполне осязаемы и измеримы конкретными достижениями студентов-хореографов в период обучения в вузе культуры и искусств.

Примечания

1. Герасимова Ю. А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Герасимова Юлия Александровна. Москва, 2007. 24 с.

2. Куницына В. Н, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Москва : Просвещение, 2015. 278 с.

3. Леонтьев А. А. Психология общения: пособие для дополнительного образования. 2-е издание, испр. и доп. Москва : Смысл, 1997. 383 с.

4. Мудрик А. В. Социализация человека : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». 2-е издание, испр. и доп. Москва : Академия, 2013. 458 с.

5. Селиверстова Н. Н. Становление «танца живота» в мировой истории // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. 2006. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/stanovlenie-tantsa-zhivota-v-mirovoy-istorii

6. Юрьева М. Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: методология, теория, практика. Тамбов, 2010. 344 с.

7. Юрьева М. Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств // Гаудеамус = Gaudeamus : психолого-педагогический журнал. 2015. № 1 (25). С. 98-106.

References

1. Gerasimova Yu. A. Razvitie pedagogicheskikh kachestv v professional'noy podgotovke kho-reografov v vuzakh kul'tury i iskusstv. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Development of pedagogical qualities in professional training of choreographers in universities of culture and arts: abstract, thesis. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2007. 38 p.

2. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogol'sha V. M. Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]. Moscow, Publishing House «Prosveshchenie», 2015. 278 p.

3. Leontyev A. A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. 2nd edition. Moscow, Publishing House "Smysl", 1997. 383 p.

4. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka [Socialization of Human]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Academia", 2013. 458 p.

5. Seliverstova N. N. World History "Belly Dance" Formation. The Russian Journal of Physical Education and Sport (Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sports). 2006. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-tantsa-zhivota-v-mirovoy-istorii

6. Yuryeva M. N. Professional'no-tvorcheskoe stanovlenie lichnosti studenta-khoreografa v vuzakh kul'tury i iskusstv: metodologiya, teoriya, praktika [Professional-creative formation of the personality of the student-choreographer in the universities of culture and the arts: methodology, theory, practice]. Tambov, 2010. 344 p.

7. Yuryeva M. N. Soderzhanie i napravlennost' professional'noy podgotovki studentov-khoreogra-fov v vuzakh kul'tury i iskusstv [The content and direction of professional training of students-choreographers in universities of culture and arts]. Gaudeamus. 2015, no. 1 (25), pp. 98-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.