УДК 377.5 + 793.31
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Булгакова
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в системе российского профессионального хореографического образования в контексте анализа и уточнения профессиональных компетенций преподавателей этой дисциплины. Анализируются требования федеральных государственных образовательных стандартов; определяются важнейшие профессионально-личностные качества, знания, умения и навыки преподавателей «Актерского мастерства»; выявляются особенности профессиональных задач, стоящих перед преподавателями данной дисциплины в системе хореографического образования. В статье особое внимание уделяется обеспечению профессионального соответствия преподавателя дисциплины «Актерское мастерство» особенностям воплощения сценического образа на сцене балетного театра будущими выпускниками хореографических учебных заведений, что требует специальных знаний, умений и навыков, отличающихся от аналогичных качеств преподавателей дисциплины «Актерское мастерство», осуществляющих профессиональную подготовку будущих артистов драматических театров.
Ключевые слова: хореографическое образование, компетенции, актерское мастерство, балет, сценический образ, профессионально-личностные качества.
THE SPECIAL COMPETENCES OF THE TEACHING STAFF OF «ACTING SKILLS» IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC EDUCATION
T. Bulgakova
Abstract. In the article the problems of teaching the «Acting skills» in the Russian system of professional choreographic education in the context of reviewing and updating the professional competencies of teachers of the discipline «Acting skills». Analyzes the requirements of Federal state educational standards, are defined the essential professional and personal qualities, knowledge, and skills of teachers «Acting skills», identifies the characteristics of professional challenges faced by teachers of this discipline in the system of choreographic education. In the article special attention is paid to ensuring professional suitability of teacher of discipline «Acting skills» peculiarities of translating the stage image on stage, ballet theatre of future graduates of the choreographic schools that require special knowledge and skills different from the same qualities of the teaching staff of «Acting skills» engaged in professional training of future artists.
Keywords: dance education, competencies, acting skills, ballet, stage presence, professional and personal qualities.
Дисциплина «Актерское мастерство» является неотъемлемой частью системы профессиональной подготовки артистов балета как на уровне среднего, так и высшего профессионального образования. Она входит в структуру основных образовательных программ по таким специальностям и направлениям, как, например, 070302 (52) «Хореографическое искусство», где на данную дисциплину (образовательная программа Московской государственной академии хореографии) отведено 288 часов, или 52.03.02 «Хореографическое исполнительство», где данную дисциплину изучают на протяжении двух семестров в течение 180 часов [2]. Актерское мастерство - один из важнейших залогов профессионализма и творческого раскрытия артиста балета, в связи с чем преподавание данной дисциплины должно осуществляться максимально эффективно.
Преподаватель дисциплины «Актерское
мастерство» может иметь как точно соответствующее образование по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Педагогика балета» (приводятся актуальные номер и наименование данного направления: ранее оно имело другое обозначение), так и иное, имеющее отношение к хореографии: преподаватели, получившие образование по специальностям/направлениям, связанным с драматическим театром, без дополнительного хореографического образования, преподавать данную дисциплину в хореографических учебных заведениях не могут, так как большая часть учебного времени связана с отработкой навыков актерского мастерства, применительно именно к хореопластике.
Если рассматривать требования к профессиональной подготовке педагога хореографических дисциплин в соответствии с ФГОС 52.03.01 «Хореографическое искусство»,
то в число профессиональных педагогических задач выпускника входят: осуществление процесса обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, хореографических коллективах; формирование профессиональных знаний, умений и навыков, потребности творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний; планирование и организация учебно-воспитательного процесса в опоре на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания, систематическое повышение уровня профессиональной квалификации [5].
Профессиональные педагогические
компетенции, отраженные в названном стандарте, включают следующие, имеющие отношение к мастерству актера: способность обучать танцевальным и теоретическим дисциплинам, сочетая научную теорию и достижения художественной практики (ПК-1); способность осуществлять управление познавательными процессами обучающихся, формировать умственные, эмоциональные и двигательные действия (ПК-2) и способность профессионально осуществлять педагогическую и репетиционную работу с исполнителями (ПК-5) [5].
Тем не менее, как можно убедиться из приведенных формулировок, они в полной мере не отражают специфику и характерные особенности обучения актерскому мастерству в балетном театре, что ставит актуальные задачи исследования и совершенствования компетенций преподавателей актерского мастерства в системе хореографического образования. Рассмотрим сущность дисциплины «Актерское мастерство».
«Актерское мастерство» - это дисциплина, призванная помочь артисту (исполнителю) развить в себе навыки сценической выразительности, а также способствующая комфортному творческому самочувствию на сцене в искреннем эмоциональном порыве. Этот предмет, прежде всего, направлен на формирование личности обучающегося, его интересов и особенностей внутренней организации, связанных с воплощением художественного образа. От степени заинтересованности педагога в самом ученике и его вовлечении в данную дисциплину прослеживается прямая зависимость достигаемых откровенности и доверия ученика как в целом процессу обучения предмету, так и своему учителю [2]. Преподаватель актерского мастерства должен быть, прежде всего, человеком, любящим своего ученика-исполнителя как собственного ребенка, стремящимся развить в ученике профессиональное
понимание его артистических задач. Это детально описывает в своей книге «Поэзия педагогики» Мария Осиповна Кнебель [1].
Педагог актерского мастерства должен рассматривать своего исполнителя как загадку, ключ к разгадке которой индивидуален, и лежит на пути познания и осмысления его личности [3]. Такие взаимоотношения между педагогом и исполнителем иллюстрируют серьезность и глубину процесса, возникающего в работе по данному предмету.
Говоря о преподавании актерского мастерства на уровне среднего профессионального хореографического образования, нужно напомнить о том, что вводится данная дисциплина лишь на первом курсе, что соответствует шестому году обучения детей и их возрастной категории в диапазоне от 14 до 16 лет. Такое позднее внедрение столь необходимой творческой дисциплины в ходе формирования будущего артиста хореографического коллектива, безусловно, осложняет работу преподавателя и обязывает его владеть необходимыми навыками психологического характера по работе с подростками и детьми переходного возраста. Авторитет педагога для детей этой возрастной группы во многом будет зависеть от его профессионализма, опыта работы в области искусства хореографии и компетентности в педагогических приемах. Все вышеперечисленное можно считать конкретизацией вышеприведенных профессиональных компетенций ПК-1 и ПК-2 [5].
Педагог актерского мастерства в профессиональном хореографическом
образовании обязан знать законы развития драматического действия в спектакле и методы подготовки роли в нем, так как приемы создания роли первоначально были сформированы именно драматическим искусством, а балет их заимствовал и адаптировал под свои требования.
Однако, необходимо понимать и различия этих видов искусств, отдавая в хореографии большее предпочтение работе над физическим аппаратом. Пластическая лексика, используемая в хореографическом произведении, может быть различных жанров и направлений (от классического наследия до танца-модерн). Это обязывает преподавателя актерского мастерства выходить за рамки построения действенной основы и сюжетной линии происходящего на сцене и каждого героя в отдельности, что стало бы его основной работой для поготовки драматического спектакля. В хореографическом произведении педагог, опираясь на опыт драматического искусства, должен владеть методическими знаниями и практическими навыками специальных хореографических
дисциплин, таких как «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Историко-бытовой танец», «Современный танец», а также основами техники безопасности при использовании акробатических элементов. При освоении педагогом актерского мастерства вышеперечисленных навыков, он закономерно овладевает комплексом компетенций, выходящих за рамки собственно связанных с мастерством актера.
Согласно формулировке ПК-4 во ФГОС 52.03.01 «Хореографическое искусство» [6], профиль «Педагогика балета», педагог актерского мастерства в хореографии должен иметь балетмейстерские способности и опыт сочинения хореографических миниатюр (способность создавать танцевальные учебные композиции от простых танцевальных комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм) [5]. Такая работа, конечно, потребует от педагога навыков детального разбора музыкального материала. Здесь пригодится умение считывать не только ритмический рисунок музыки, но и анализировать ее характеристики по фразам, тактам и даже отдельным нотам. Подобное углубление в музыкальный материал поможет постановке грамотного хореографического текста, наиболее точно выражающего эмоциональное
существование исполнителя от музыки.
ПК-5 ставит перед педагогом актерского мастерства задачи по освоению навыков репетиторской работы действенных сцен балетного спектакля или отдельных хореографических номеров с актерской задачей. Правильность подачи хореографического материала, точность формулирования требований к действиям исполнителя для провокации его на подлинное психофизическое существование в рамках предлагаемых обстоятельств, чуткость физического аппарата исполнителя к малейшим
изменениям в музыке и драматургии используемого балетного материала, — именно в таком ракурсе проходит репетиционная отработка.
Важно помнить, что любая практическая работа с исполнителем - это часть долгого процесса по формированию творческой личности учащегося, поэтому мотивация педагога актерского мастерства на выбор определенного музыкально-хореографического материала может быть, не всегда понятна стороннему участнику процесса, но должна прокладывать перспективу на далеко идущие планы в видении самого преподавателя. Провокация на творческий поиск может воплощаться либо через очень сложную работу по преодолению собственного «Я», либо через поощрение, в качестве которого может быть использовано значимое ответственное задание [4].
Все вышеперечисленные профессиональные компетенции осваиваются по мере изучения дисциплины актерское мастерство в Московской государственной академии хореографии и имеют право считаться необходимыми в подготовке преподавателя актерского мастерства в профессиональном хореографическом образовании.
Итак, педагог актерского мастерства, воспитывая своих учеников в духе творчества, не должен разделять их в своем сознании на талантливых и бездарных, не должен задумываться о том, какой вклад в искусство хореографии он вносит своей работой. Он обязан дорожить правом своего вторжения в сознание и души учеников, уважать и беречь их индивидуальность, закаляя их характер, а также воспринимать своих подопечных как уникальное произведение природы с определенным дарованием и предназначением, которое в его руках способно развиться, стать осознанным и указать дальнейший путь следования по жизни в русле профессионально-творческого саморазвития.
1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества / Е.Я. Басин. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
2. Кнебель М.О. Поэзия педагогики; О действенном анализе пьесы и роли / М.О. Кнебель. - М.: ГИТИС, 2005. - 573 с.
3. Московская государственная академия хореографии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://balletacademy.ru/
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме
эстетического воспитания: книга для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
5. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К.С. Станиславский. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 478 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 52.03.01 «Хореографическое искусство». Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 6.
Сведения об авторе:
Булгакова Тамила Владимировна (г. Москва, Россия), аспирант ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии», e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Bulgakova (Moscow, Russia), graduate student of FSBEI «Moscow state Academy of choreography», e-mail: [email protected]