Научная статья на тему 'Педагогические задачи преподавания актерского мастерства в системе среднего профессионального хореографического образования'

Педагогические задачи преподавания актерского мастерства в системе среднего профессионального хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / НАВЫКИ / МОТИВАЦИЯ / CHOREOGRAPHY / TEACHING / ACTING / SKILLS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Тамила Владимировна

В статье рассматриваются современные педагогические задачи преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в системе отечественного среднего профессионального хореографического образования. Автором определяются основные направления развития актерского мастерства будущих артистов балета в процессе профессиональной подготовки. Формируются профессиональные требования к педагогам, преподающим актерское мастерство в средних профессиональных хореографических учебных заведениях. Определяются основные особенности процесса преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в системе хореографического образования. Описываются характерные черты важнейших навыков актерского мастерства будущих артистов балета, отличающие мастерство артиста балетного театра от аналогичных профессиональных качеств артистов иных исполнительских искусств. Рассматриваются важнейшие задачи последовательного совершенствования мастерства исполнения ролей в балетных спектаклях в процессе обучения искусству классического балета в хореографических учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TASKS OF TEACHING ACTING SKILLS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC EDUCATION

The article discusses contemporary pedagogical problem of teaching the "Acting skills" in the domestic medium of professional choreographic education. The author defines the main directions of development of the acting skills of future ballet dancers in training. Formed professional requirements for teachers, teaching acting skills in secondary professional dance training institutions. Identifies the main features of the process of teaching the "Acting skills" in the system of choreographic education. Describes the characteristic features of the most important skills of acting for future ballet dancers, distinguishing skill of the artist ballet from the same professional qualities of the artists other performing arts. Deals with the most important tasks for progressive improvement of skill execution roles in ballet productions in the process of learning the art of classical ballet in dance education institutions.

Текст научной работы на тему «Педагогические задачи преподавания актерского мастерства в системе среднего профессионального хореографического образования»

УДК 377.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т.В. Булгакова

Аннотация. В статье рассматриваются современные педагогические задачи преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в системе отечественного среднего профессионального хореографического образования. Автором определяются основные направления развития актерского мастерства будущих артистов балета в процессе профессиональной подготовки. Формируются профессиональные требования к педагогам, преподающим актерское мастерство в средних профессиональных хореографических учебных заведениях. Определяются основные особенности процесса преподавания дисциплины «Актерское мастерство» в системе хореографического образования. Описываются характерные черты важнейших навыков актерского мастерства будущих артистов балета, отличающие мастерство артиста балетного театра от аналогичных профессиональных качеств артистов иных исполнительских искусств. Рассматриваются важнейшие задачи последовательного совершенствования мастерства исполнения ролей в балетных спектаклях в процессе обучения искусству классического балета в хореографических учебных заведениях.

Ключевые слова: хореографическое образование, преподавание, актерское мастерство, навыки, мотивация.

PEDAGOGICAL TASKS OF TEACHING ACTING SKILLS IN THE SYSTEM

OF SECONDARY PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC EDUCATION

T. Bulgakova

Abstract. The article discusses contemporary pedagogical problem of teaching the "Acting skills" in the domestic medium of professional choreographic education. The author defines the main directions of development of the acting skills of future ballet dancers in training. Formed professional requirements for teachers, teaching acting skills in secondary professional dance training institutions. Identifies the main features of the process of teaching the "Acting skills" in the system of choreographic education. Describes the characteristic features of the most important skills of acting for future ballet dancers, distinguishing skill of the artist ballet from the same professional qualities of the artists other performing arts. Deals with the most important tasks for progressive improvement of skill execution roles in ballet productions in the process of learning the art of classical ballet in dance education institutions.

Keywords: choreography, teaching, acting, skills, motivation.

Процесс профессиональной подготовки артиста балета включает в себя комплексное развитие личности обучающегося. Разработка его мышечного аппарата в период обучения при освоении сложной технической программы нередко становится первым и основным в данном процессе, отодвигая творческую составляющую будущей профессии на второй план. Задачей преподавателя актерского мастерства является побуждение обучающихся к творческой инициативе, стремлению к самореализации и самораскрытию, воспитание грамотного понимания профессионального существования артиста на сцене.

Как считают такие современные специалисты в области педагогики актерского мастерства, как В.А. Ремнев и М.Л. Соснова [4, 5], на начальном этапе освоения обучающимися дисциплины «Актерское мастерство» значимой задачей педагога должна стать помощь обучающемуся в борьбе с его

внутренними психологическими трудностями посредством освоения актерского тренинга. Преподаватель должен суметь подобрать правильный спектр упражнений, способных вызвать в учениках творческий азарт и желание проявить себя. Здесь важной задачей является правильный анализ интересов всего курса, чтобы урок проходил с увлечением для всех присутствующих, в хорошем темпе, что способствовало бы формированию творческой атмосферы, столь важной для работы по развитию актерского мастерства [6].

Понимая, что творческое существование артиста балета в момент действия на сцене зависит от очень многих составляющих, преподавателю необходимо отслеживать ход рассуждения своего исполнителя и по внутреннему монологу, и по внешнему его проявлению, старательно удерживая его в тесной взаимосвязи с конкретной задачей решения определенной роли [1, 2]. Соблюдение

всех классических требований в работе по созданию образа не должно препятствовать подлинному органичному существованию артиста на сцене, которое он мог ощутить в момент импровизационной работы, что характерно для всех видов искусств, как отмечал Б.М. Неменский [3].

Анализ приведенных источников в области педагогики искусства показывает, что в современной отечественной педагогической науке доминирует позиция, согласно которой профессионально-личностное качество

актерского мастерства определяется как универсальная характеристика любого деятеля сценических искусств с недостаточным учетом особенностей его рода творческой деятельности. Крайне незначительно число источников, раскрывающих проблему хотя бы отдельных аспектов специфики актерского мастерства в балетном театре. При этом важно отметить, что балетный театр отличается от драматического, эстрадного, и иных театров особой символической системой выразительных средств, делающих значительную часть упражнений, эффективных для развития актерского мастерства будущего артиста драматического театра, бесполезными.

В ходе собственной профессиональной деятельности по обучению актерскому мастерству будущих артистов балета в Московской государственной академии хореографии, автором настоящей статьи было установлено, что применительно к особенностям балетного театра, необходимо реализовывать ряд специальных педагогических задач преподавания актерского мастерства в системе профессионального хореографического

образования. Рассмотрим их.

Важной задачей педагога актерского мастерства является расширение границ восприятия действительности у своих учеников, и обучение их передаче воспринятого зрителям, используя для этого наиболее уместные выразительные средства балетного театра. С помощью педагога актерского мастерства ученикам необходимо освоить специфику построения внутреннего монолога, навыки психофизического существования на сценической площадке и способы воплощения средствами классического балета результата проработки образа. Необходимо научиться взаимодействию с партнером, работе в тандеме с ним. Нами было определено, что в балетном театре значимой педагогической задачей является выработка умения слышать музыку, анализировать ее и интерпретировать по средствам своего внутреннего и внешнего

выразительного аппарата. Соблюдение музыкальных акцентов и характеристик, заложенных композитором, выполнение всей технической стороны, поставленной

балетмейстером, сохранение и проживание «здесь и сейчас» полноценной сюжетной линии, выстроенной режиссером или драматургом, взаимосвязь с особенностями национального колорита и индивидуального костюма, точность «географического» положения на сцене в рисунке общей композиции, а также компетентность в области исторической, художественной и этической достоверности своей роли - все это нужно знать исполнителю, создавая образ своего героя на сцене; следовательно в задачи преподавателя актерского мастерства входит помощь учащемуся в добывании всей необходимой информации по выбранным направлениям и обучение способам по работе с ней.

Тактической педагогической задачей является чередование эмоциональных и аналитических заданий, связанных с выразительными средствами актерского мастерства, характерными для балетного театра. Педагог должен объяснять ученикам задачи и цели происходящего на уроке, демонстрируя целесообразность учебного материала. Смежной задачей здесь является раскрепощение и сплочение учебного коллектива, что позволит ученикам увидеть друг в друге личности со своими мыслями, чувствами, фантазиями и желаниями. Такая работа позволит им быстрее распознать друг в друге единомышленников и совместно развивающихся будущих

профессионалов.

Нами установлено, что начиная с примитивных упражнений и заканчивая полноценными этюдами в бытовой пластике на первом курсе и в хореографической - на последующих этапах обучения, у учащихся должно сложиться понимание того, что входит в специализированное понятие «мастерство актера балетного театра».

Педагог актерского мастерства в процессе воспитания артиста балета в значительной мере выполняет функции профессионального психолога, способного помочь ученикам справиться со своими страхами и комплексами, а также функции профессионального режиссера, способного выстроить линию поведения и психологическую мотивацию героев в выбранных учебных музыкально-пластических произведениях. Педагог актерского мастерства системы среднего профессионального хореографического образования должен обладать чуткой восприимчивой натурой,

способной отреагировать на искренний полет души исполнителя, выраженный правдивой эмоциональной трактовкой заданной ему роли, в том числе и для того, чтобы распознать поверхностное «псевдоискусство», на которое порой съезжают в своей работе не очень опытные исполнители.

Нами определено, что решая сценические задачи путем пластики тела, движения и жеста, педагог должен хорошо разбираться в технических приемах разнообразных направлений хореографии, чтобы помочь своим ученикам грамотно осуществить задумку балетмейстера, а порой и самостоятельно создать хореографический фрагмент или его часть, сочетая в себе навыки не только репетитора, но и постановщика.

Итак, обобщая рассмотренные

педагогические задачи преподавания актерского мастерства в системе профессионального

хореографического образования, можно утверждать, что в настоящее время еще недостаточно применяется система средств, призванных сформировать у будущих артистов балета специализированные навыки

достоверного и эмоционально прожитого образа. Символизм балетного театра не должен снижать значимости проработки артистом своей роли, и в настоящей работе схематичность ее воплощения обосновывается как недостаточность профессионального мастерства. Поэтому пути совершенствования процесса преподавания актерского мастерства в системе профессионального хореографического

образования должны быть связаны с укреплением профессиональных умений и навыков будущих артистов балета в области достоверного и объемного воплощения сценического образа.

Литература:

1. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: ГИТИС, 2005. - 573 с.

2. Методика преподавания театрального искусства: учебная программа / сост. Л. М. Петрова. - М.: МГУКИ, 2006. - 12 с.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителя. - 2-е изд., перераб. и дополненное. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

4. Ремнев В.А. Закономерности актерского мастерства в театральной педагогике. - СПб.: Дума, 2008. - 335 с.

5. Соснова М.Л. Искусство актера: учебное пособие. - М.: Трикста: Академический проект, 2008. - 428 с.

6. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. -478 с.

Сведения об авторе:

Булгакова Тамила Владимировна (г. Москва, Россия), аспирантка Московской государственной академии хореографии, e-mail: tamila171@mail.ru

Data about the author:

T. Bulgakova (Moscow, Russia), postgraduate student of Moscow state Academy of choreography, e-mail: tamila171@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.