Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции педагогов специальных дисциплин хореографических образовательных учреждений'

Профессиональные компетенции педагогов специальных дисциплин хореографических образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DANCE EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / SPECIAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дереховская А.Г.

В статье рассматриваются проблемы педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин в хореографических учебных заведениях. Компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматриваются в контексте современных педагогических задач преподавания с учетом специфики отдельных наиболее значимых дисциплин профессиональной подготовки будущих артистов балета. Основываясь на особенностях процесса обучения в хореографических образовательных организациях и характере деятельности выпускников, компетенции должны строиться и соответствовать данной специфике обучения. Выявляются основные требования для поступления и обучения в хореографические учебные заведения. Такие дисциплины, как «Классический танец», «Мастерство историко-бытового танца» и им подобные, требуют специальных знаний, умений и навыков педагогов, и овладение ими сложная профессиональная задача, реализовать которую должен каждый педагог, работающий с будущими танцовщиками или балетмейстерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дереховская А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES AT CHOREOGRAPHIC EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with problems of pedagogical competence of teachers of special subjects in dance education. The competencies of teachers of special subjects are considered by the author in the context of modern pedagogical problems of teaching, taking into account the specificity of some of the most important disciplines of training future ballet dancers. The research is based on features of the teaching process in the choreographic educational institutions and the character of work of graduates, competencies should be built and meet the specifics of the training. The author identifies the main requirements for admission and training in dance education. Such subjects as “Classical dance”, “Skill historical and domestic dance” and the like, require special knowledge and skills of teachers. They comprise a complex professional task that every teacher, who works with future dancers or choreographers, should realize.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции педагогов специальных дисциплин хореографических образовательных учреждений»

2. Gurin SV. Pravovaya kompetentnost' kak sostavlyayuschaya vysshego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i obrazovanie 2003: materialy Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii (Murmansk, 2-16 aprelya 2003 g.) Murmansk, 2003: 122-124.

3. Doronina Yu.K. Formirovanie pravovoj kul'tury studentov vuzov pedagogicheskogo profilya. Dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk.

4. Zhigulin A.A. Razvitie pravovoj kompetentnosti studenta professional'nogo uchrezhdeniya. Avtoreferat dissertaciya kandidata ... pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2010.

5. Panina S.V. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya. 4-e izdanie. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 26.05.16

УДК 377.112.4

Derehovskaya A.G., postgraduate, Department of the People's Scenic,Hhistorical and Everyday Contemporary Dance, Moscow

State Academy of Choreography (Moscow, Russia), E-mail: Danse_18@mail.ru

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SPECIAL DISCIPLINES AT CHOREOGRAPHIC EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with problems of pedagogical competence of teachers of special subjects in dance education. The competencies of teachers of special subjects are considered by the author in the context of modern pedagogical problems of teaching, taking into account the specificity of some of the most important disciplines of training future ballet dancers. The research is based on features of the teaching process in the choreographic educational institutions and the character of work of graduates, competencies should be built and meet the specifics of the training. The author identifies the main requirements for admission and training in dance education. Such subjects as "Classical dance", "Skill historical and domestic dance" and the like, require special knowledge and skills of teachers. They comprise a complex professional task that every teacher, who works with future dancers or choreographers, should realize.

Key words: dance education, competence, special disciplines.

А.Г. Дереховская, аспирант каф. народно-сценического, историко-бытового и современного танца, Московская

государственная академия хореографии, г. Москва, E-mail: Danse_18@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье рассматриваются проблемы педагогических компетенций преподавателей специальных дисциплин в хореографических учебных заведениях. Компетенции преподавателей специальных дисциплин рассматриваются в контексте современных педагогических задач преподавания с учетом специфики отдельных наиболее значимых дисциплин профессиональной подготовки будущих артистов балета. Основываясь на особенностях процесса обучения в хореографических образовательных организациях и характере деятельности выпускников, компетенции должны строиться и соответствовать данной специфике обучения. Выявляются основные требования для поступления и обучения в хореографические учебные заведения. Такие дисциплины, как «Классический танец», «Мастерство историко-бытового танца» и им подобные, требуют специальных знаний, умений и навыков педагогов, и овладение ими - сложная профессиональная задача, реализовать которую должен каждый педагог, работающий с будущими танцовщиками или балетмейстерами.

Ключевые слова: хореографическое образование, компетенции, специальные дисциплины.

В каждой области педагогической деятельности реализуются как общепедагогические, так и специальные, характерные только для данной сферы, компетенции работников образования. Чем более своеобразна деятельность выпускников образовательных организаций, тем выраженнее специализация педагогов, и тем более незаменим опытный преподаватель, обладающий соответствующими компетенциями. В области хореографии это положение тем более актуально, что максимально эффективно проводить занятия по специальным хореографическим дисциплинам может только педагог, обладающий сценическим опытом, что характерно отнюдь не для всех педагогов в системе хореографического образования.

В настоящее время хореографические образовательные организации в нашей стране испытывают организационно-педагогические проблемы, связанные с неоднородностью своего педагогического состава, сильным дисбалансом в профессиональном образовании и опыте деятельности педагогов. Поэтому формирование научного представления о профессиональных компетенциях педагогов хореографических учебных заведений и системы требований к их знаниям, умениям и навыкам, представляют собой насущную задачу, на данный момент еще не обеспеченную соответствующими методическими решениями.

Педагогические компетенции преподавателей в системе хореографического образования значительно отличаются от аналогичных компетенций в других секторах единого поля педагогической деятельности. Педагогические компетенции педагогов-хореографов должны основываться на особенностях процесса обучения в хореографических образовательных организациях и характере деятельности их выпускников.

Обучение в хореографических училищах проходит в течение 8 лет. Отбор в учебные заведения данного типа достаточно строг. Предъявляются четкие требования к здоровью, физической готовности, уровню психоэмоционального и интеллектуального развития ребенка [1]. Н.И. Тарасов, балетный педагог, детально обосновал, что начало профессионального обучения танцу должно происходить не позднее десятилетнего возраста: «Упущенные детские годы, как начальный период обучения будущего танцовщика, непременно в чем-то и где-то скажутся в его исполнительском искусстве как некая теневая и не до конца раскрытая сторона» [2, с. 117]. Важно обращать внимание на физическую подготовку, развитие пластичности и чувства ритма ребёнка. Не стоит начинать учить детей танцам, прежде чем они усвоят основные элементы хореографической грамоты, иначе преподавание потеряет свой смысл. Н.М. Дудинская, балерина и педагог, говорила: «На уроке надо вырабатывать характер, волю, дисциплину» [3, с. 27]. Всё это показывает, насколько специфичен педагогический процесс в хореографии.

В хореографическом образовании также необходимо учитывать и следующие важные особенности педагогического процесса:

• Обучение в хореографическом училище начинается с 10-11-летнего возраста и является главным образом профессиональной подготовкой;

• Между специальными и общеобразовательными дисциплинами сложно провести разграничение, так как они совмещаются в едином учебном процессе;

• Элементы общего образования включаются в программу среднего профессионального образования, таким образом, происходит раннее освоение гуманитарных и искусствоведческих дисциплин;

• Происходит непосредственная передача знаний, умений, опыта от более старшего поколения - более младшему «из рук в руки - из ног в ноги»;

• Функционирование хореографического училища осуществляется единовременно как учебного заведения и как театрального коллектива, единство учебного процесса и практики,

• Имеет место взаимодействие хореографического училища с балетной труппой и театром, в котором основная часть труппы состоит из выпускников хореографического училища, создается возможность для учащихся участвовать в спектаклях с первого года обучения.

Если компетенция - это способность специалиста разрешать профессиональные задачи, то педагогическая компетентность основывается на синтезе педагогических знаний, личностных качеств и опыта педагога, позволяющих осуществлять эффективную педагогическую деятельность, а также включает в себя совершенствование профессионализма и мотивационное развитие педагога. Современный отечественный педагог-теоретик Н.И. Алмазова утверждает, что компетенции - это умения и знания в конкретной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное применение педагогических компетенций [4]. Поэтому эффективное применение педагогических компетенций в хореографическом образовании должно основываться на содержании специальных хореографических дисциплин, а также на своеобразии методики их преподавания. Этими компетенциями должны обладать все педагоги, ведущие такие дисциплины, как «Классический танец», «Историко-быто-вой танец» и т. п.

Профессионально значимые компетенции, в отличие от универсальных и ключевых, развиваются только специализированными дисциплинами и определенными типами занятий, в связи с чем их также можно назвать узкофункциональными. К числу подобных компетенций относятся, например, те, которые формируются специальными дисциплинами в системе хореографического образования.

Изучение всех специальных дисциплин взаимосвязано и позволяет готовить высококвалифицированных артистов балета, сочетающих профессиональное мастерство с умением создавать психологически сложные сценические образы. Но каждая дисциплина требует от педагога особенных компетенций. Так, дисциплина «Классический танец» является ведущей среди специальных, играя основную роль в подготовке артиста балета. Она обеспечивает воспитание тела в движении, которое в дальнейшем будет служить подспорьем в любом танцевальном решении. Классическому танцу принадлежит основная роль в деле подготовки и воспитания артистов балета. Педагог, ведущий занятия по данной дисциплине, должен быть способен заложить важнейшие методические и движенческие основы профессиональной пластики обучающихся.

«Народно-сценический танец» является одной из граней становления и формирования будущего артиста балета. Данная дисциплина предусматривает изучение академических и народных характерных танцев. Народные танцы представляют собой сценическую интерпретацию национального танцевального фольклора, что требует от педагога особой тонкой способности развивать нехарактерные для классического танца пластические приемы, не нарушая подготовку по дисциплинам, предусматривающим совершенно иные принципы пластической выразительности. То же самое можно сказать и о дисциплине «Современная хореография».

«Дуэтно-классический танец» является продолжением, развитием и воплощением классического танца в дуэте - в парном исполнении. Приступать к изучению данной дисциплины можно лишь овладев в достаточной степени техникой классического танца. Педагог, ведущий занятия по этой дисциплине, должен быть способен научить будущих артистов работать в паре, по-

Библиографический список

нимая на только хореографический материал, но и возможности партнера.

Изучение учащимися дисциплины «Историко-бытовой танец», является одной из основных граней подготовки современных артистов балета, сочетающих в себе профессиональное мастерство с высокой идейно-художественной направленностью. Данная дисциплина ставит перед педагогом особенно непростые задачи, так как причудливо соединяет теорию и практику, необходимость овладения новыми танцевальными движениями с погружением в образ иной эпохи, использованием непривычной атрибутики и костюмов.

Дисциплина «Сценический репертуар» выявляет и развивает творческую индивидуальность учащегося, помогает подготовить ученика к самостоятельной работе в театре. Во многом связанная с ней дисциплина «Актерское мастерство», объединяет в себе все, чему научился студент ранее: классический, народный, дуэтный, историко-бытовой танец, завершая процесс обучения. Основной задачей дисциплины «Актерское мастерство», является одухотворить, и придать вдохновенный смысл техническим навыкам. От педагога требуется помочь ученику раскрыть в себе артиста, а это - уже сверхзадача педагогического труда в системе хореографического образования.

Каждая дисциплина, наполняет будущего специалиста знаниями в разных областях, учит определенным навыкам, которые в конечном результате помогают стать достойным танцовщиком. Необходимо разглядеть и развить в каждом ученике свой талант, в дальнейшем выпускник хореографического училища может стать критиком, балетмейстером, педагогом. Известно много случаев, когда средний танцовщик становится выдающимся преподавателем.

Выработка высоких профессиональных педагогических компетенций педагогами системы хореографических образовательных организаций неизбежно должна основываться на базовой характеристике подобного педагогического работника -наличии профессионального хореографического образования, желательно - педагогической направленности, но допустимо и творческо-исполнительской или балетмейстерской. Наличие сценического опыта является крайне желательным, но не исключительным условием развития вышеописанных компетенций, но именно отсутствие подобного опыта определяет необходимость дополнительных профессионально-развивающих действий, направленных на развитие компетентности педагога.

Фактически, сформировать однородно компетентную среду преподавателей специальных хореографических дисциплин возможно только путем последовательного и систематического повышения их квалификации в аспекте заполнения лакун педагогического опыта. Этапную модель подобной системы можно представить следующим образом: 1) профессиональная диагностика ^ 2) формирование индивидуализированной траектории повышения квалификации ^ 3) прохождение индивидуализированной программы повышения квалификации.

На основе проведённых нами экспериментальных исследовательских работ в системе хореографических образовательных организаций особенно важным мы считаем совершенствование двух аспектов профессиональных компетенций педагогов хореографических дисциплин: восполнение недостаточности сценического опыта в соответствии с преподаваемой дисциплиной и развитие коммуникативно-психологических навыков взаимодействия с обучающимися. И если для развития компетенций по второму направлению существуют готовые решения в форме программ повышения квалификации, то по первому направлению единственно эффективным способом могут служить индивидуализированные мастер-классы, проводимые ведущими наставниками - опытными педагогами-хореографами.

По нашему мнению, именно такие пути помогут повысить качество хореографического образования на современном этапе.

1. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.

2. Тарасов Н.И Классический танец. Школа мужского исполнительства. Москва: Искусство, 1971.

3. Дудинская Н.М. На педагогическом поприще. Вестник академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 1995; 3.

4. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.

5. Азаров Д.П. Мастерство воспитателя. Москва: Молодая гвардия, 1970.

References

1. Shumakova N.B. Obuchenie irazvitie odarennyh detej. Moskva: MPSI; Voronezh: MOD'EK, 2004.

2. Tarasov N.I Klassicheskij tanec. Shkola muzhskogo ispolnitel'stva. Moskva: Iskusstvo, 1971.

3. Dudinskaya N.M. Na pedagogicheskom poprische. Vestnik akademii russkogo baleta imeni A.Ya. Vaganovoj. 1995; 3.

4. Almazova N.I. Kognitivnye aspekty formirovaniya mezhkul'turnoj kompetentnosti pri obuchenii inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2003.

5. Azarov D.P. Masterstvo vospitatelya. Moskva: Molodaya gvardiya, 1970.

Статья поступила в редакцию 07.04.16

УДК 378

Zhukova G.S., Doctor of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Professor Department of mathematics, University

of Finance of the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: academy@fa.ru

IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TECHNOLOGIES IN A MODERN UNIVERSITY (WITH REGARD TO TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES). In the article a possibility to use personal and professional technologies in a higher education school in the process of training is under study. The author highlights approaches to the way these technologies can be used, what principles of their usage should be taken into account, what functions they must perform in the teaching process of students. The process of implementing these technologies is considered with regard to teaching mathematics and natural sciences. The assimilation of knowledge by students should be carried out in the context of the resolution of their future professional situations, which provides conditions for the formation of both educational and professional motivation, personal meaning of the teaching process. The authors come to the conclusion that in the process of implementation of professionally-oriented technologies, the teacher must try on a role of a coordinator and an organizer of independent work of students, which flexibly distributes students in groups according to their personal characteristics to create the most favorable conditions of their manifestation.

Key words: professional education, professional technologies of training of specialists, mathematics and natural science disciplines.

Г.С. Жукова, д-р физ.-мат. наук, проф., проф. каф. математики, Финансовый университет при Правительстве РФ,

г. Москва, E-mail: academy@fa.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

В статье рассмотрена возможность использования профессионально-личностных технологий в высшей школе в процессе подготовки специалистов. Раскрываются подходы реализации данных технологий, принципы их реализации, функции, которые они должны выполнять в процессе обучения студентов. Процесс реализации данных технологий рассматривается на примере преподавания математики и естественно- научных дисциплин. Усвоение знаний студентами должно осуществляться в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, что обеспечивает условия для формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, личностный смысл процесса обучения. Автор приходит к выводу, что в процессе реализации профессионально-ориентированных технологий преподаватель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы студентов для создания максимально благоприятных условий.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-ориентированные технологии, математика и естественно-научные дисциплины.

Профессионально-ориентированные технологии обучения - это система общепедагогических, психологических и дидактических аспектов взаимодействия педагогов и студентов, с учётом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей профессиональной деятельности и возможности формирования ПЗК (профессионально значимых качеств) будущих специалистов [1].

Данная технология рассматривается как практическое воплощение в практику высшей школы идей личностно-ориентиро-ванного обучения. Эти идеи получили широкое распространение в России, начиная с конца XX века, а на Западе в настоящий момент воспринимаются как особая миссия высшего образования, органично вписывающаяся в либеральную модель образовательных систем Европы и США [2].

При этом в европейской модели образования личностный подход воплощается в студентоцентрированной ориентации образовательного процесса. При этом «обеспечивается синергия деятельности двух субъектов процесса воспитания и обучения, устанавливается «конструктивная согласованность» между тем, что делает учащийся, и тем, что делает преподаватель» [3, с. 366].

Как показывает анализ литературы [4; 5 и др.], технология профессионально-ориентированного обучения имеет следующие черты:

- направлена на всестороннее развитие личности студентов, при этом в образовательном процессе высшей школы усиливается личностная составляющая и происходит смещение акцентов на самообучение;

- преподаватель в процессе реализации данных технологий обеспечивает диалогичность и двунаправленность процесса об-

учения; является гарантом качественной подготовки и профессиональной адаптации студентов к требованиям современного социума является личность, который, используя инновационные подходы, личностно-ориентированные технологии, в свою очередь сам становится субъектом образовательного процесса;

- тем самым, образовательный процесс создаётся в фокусе взаимодействия преподавателей и обучающихся, в результате чего возникают условия для взаимного развития всех субъектов обучения.

В процессе преподавания математических дисциплин студентам нематематических специальностей в процессе реализации технологий профессионально-ориентированного обучения студентов рекомендуется вовлекать в деятельность по созданию отдельных элементов электронных обучающие ресурсов; привлекать их к решению задач по тематике профиля подготовки с использованием универсальных математических пакетов

Хорошие результаты даёт использование интерактивных методов и форм обучения (анализ кейсов, использование элементов проблемного обучения и др.).

При выполнении компьютерных лабораторных работ необходимо создавать условия для самостоятельного получения знаний и развития профессионально значимых качеств личности студентов, приводящих к творческой самореализации во время прохождения производственных практик и в дальнейшей самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что особенно важно при математической подготовке студентов нематематических специальностей осуществлять взаимосвязь приобретаемых студентами фундаментальных и профессиональных знаний. Такую взаимосвязь можно осуществлять как на глобальном (охватывающей всю математическую подготовку будущих специалистов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.