Научная статья на тему 'Влияние интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета'

Влияние интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTEGRATION / CHOREOGRAPHIC EDUCATION / PERFORMING EXPERIENCE / STAGE PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царегородцева Ксения Александровна

В статье раскрывается проблема формирования профессиональной компетентности будущего артиста балета на основе интеграции учебной и сценической практики. Интеграционный процесс способствует формированию профессиональной компетентности будущего артиста балета и усиливает творческую и профессиональную направленность студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND THEATRICAL PRACTICE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE BALLET DANCER

The article open the problem of formation of professional competence of the future ballet dancer on the basis of integration of educational and theatrical practice. The integration process determines the formation of professional competence of the future ballet dancer and strengthens his creative and professional orientation of students in complaiance with Federal State Standart of Secondary Professional Special Education's request (FSES SPE).

Текст научной работы на тему «Влияние интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета»

УДК 378

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И СЦЕНИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА

К.А. Царегородцева

Аннотация. В статье раскрывается проблема формирования профессиональной компетентности будущего артиста балета на основе интеграции учебной и сценической практики. Интеграционный процесс способствует формированию профессиональной компетентности будущего артиста балета и усиливает творческую и профессиональную направленность студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, интеграция, хореографическое образование, исполнительский опыт, сценическая практика.

THE IMPACT OF INTEGRATION OF EDUCATIONAL

AND THEATRICAL PRACTICE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL

COMPETENCE OF THE FUTURE BALLET DANCER

K. Tcaregorodtceva

Abstract. The article open the problem of formation of professional competence of the future ballet dancer on the basis of integration of educational and theatrical practice. The integration process determines the formation of professional competence of the future ballet dancer and strengthens his creative and professional orientation of students in complaiance with Federal State Standart of Secondary Professional Special Education's request (FSES SPE).

Keywords: professional competence, integration, choreographic education, performing experience, stage practice.

В условиях развития рыночных отношений качество профессионального образования приобретает большое значение. Ушли в историю времена, когда молодого специалиста, пришедшего на производство после окончания какого-либо образовательного учреждения, необходимо было доучивать или переучивать, поскольку знания, полученные ранее, требовали адаптации к практике. Современный работодатель больше не хочет тратить на это время.

Исследователи отмечают: «Если

проанализировать динамику подготовки специалиста с позиции маркетинга, то процесс формирования продукта (будущего специалиста) начинается с поступления «сырьевого» входящего ресурса (абитуриента) и заканчивается развитием или деградацией продукта (молодого специалиста) после его выхода на рынок. Вполне логично, что спрос на выпускников находится в прямой зависимости от качества его подготовки, т.е. от того многообразия форм и методов, которые были использованы за годы учебы. Опытные руководители... - правомерно считают, что продукт высокого качества способен к быстрому и эффективному развитию. Такой выпускник без длительной адаптации становится «принятым» членом коллектива, правильно воспринимает и оценивает концепцию данного учреждения и видит в нем свою конкретную роль» [5, с.4].

В соответствии с ФГОС-3 СПО к образованности специалиста по направлению подготовки 071201 «Искусство балета» предъявляется ряд требовании, где обучающиеся должны иметь не только специальные знания умения и навыки, но и обладать целым комплексом общих и профессиональных компетенций, чтобы соответствовать

современному уровню образованности и быть готовым к личностному и профессиональному росту.

Поэтому сегодня система образования все больше переходит на практико-ориентированное обучение, которое направлено как на приобретение знаний, умений и навыков, так и на опыт практической деятельности. Такой переход способствует выпуску конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов,

обладающих высоким профессионализмом.

В хореографическом образовании процесс формирования профессиональной

компетентности будущего артиста балета и уровень ее проявления тесно связаны с уровнем исполнительской подготовки. И в настоящее время уже не раз отмечалось, что «.многоаспектным комплексом учебных, воспитательных и художественно-творческих компонентов, и в формировании личности профессионального танцовщика накопление

исполнительского опыта занимает

исключительно важное место» [3].

К сожалению, не все региональные профессиональные хореографические

образовательные организации обеспечены сценической площадкой, а значит и возможностью учащихся и студентов регулярно выходить на сцену. Спектакли или отчетные гала-концерты в большинстве случаев проходят один или два раза за весь учебный год, что никак не может компенсировать повышение качества исполнительского мастерства.

Следовательно, профессиональная

компетентность у будущих артистов балета в данных образовательных организациях не может быть сформирована в полной мере, как этого требует ФГОС.

На наш взгляд, одним из путей формирования профессиональной компетентности у будущих артистов балета может быть интеграция учебной и сценической практики.

Понятие «интеграция» с педагогической точки зрения (от лат. Integration - соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения. Предлагая различные пути реализации интеграции в педагогическом процессе, авторы подчеркивают их положительное влияние на процесс обучения и воспитания и выделяют ряд преимуществ: возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала; формировать в сознании учащегося целостной картины мира, основ научных знаний и умений, и, как следствие, повышать интерес к учебе. Как подчеркивал Я.А. Коменский, «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [2, с.46]. В хореографической образовательной организации целью интеграционных процессов является всестороннее раскрытие творческой личности, формирование человека-творца, обладающего полнотой и целостностью восприятия всей картины окружающей действительности.^, с.46].

Большинство студентов не осознают необходимости изучения некоторых

общепрофессиональных дисциплин («История балета», «История костюма», «Анализ музыки» и т.д.). В результате поверхностного изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин у студентов слабо формируются знания и умения, позволяющие им правильно ориентироваться в практических заданиях, применять знания для решения задач, связанных с

будущей специальностью.

Учебная и сценическая практика являются частью учебной деятельности. Данные практики имеют собственную область перехода действий: это действия, направленные на воспроизведение учебного материала (концертных номеров, па-да-де, вариации и др.) в реальные условиях будущей профессиональной деятельности (на сцене).

Будущим артистам балета приходится изучать множество различных дисциплин, каждая из которых представляет собой сложную систему знаний, умений и навыков. Связи между компонентами дисциплин разнообразны и зависят от содержания элементов, между которыми они устанавливаются. Поэтому процесс становления будущего артиста балета в хореографической образовательной организации, основанный на междисциплинарной интеграции, обеспечивает высокий уровень формирования профессиональной компетентности посредством создания педагогических условий, нацеленных на формирование личностно-профессиональных качеств танцовщика. Одним из таких условий является усиление взаимосвязей между хореографической образовательной организацией и театром, где студенты активно заняты в репертуаре и гастрольной деятельности театра. Еще С. Мессерер говорила: «Если артист готов к профессиональным выступлениям лишь в восемнадцать - девятнадцать лет, то - поверьте моему опыту, накопленному за восемьдесят лет в балете, - это поздно» [4, с.176].

Примером такой образовательной организации может служить Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И.С. Палантая, где на отделении «Хореографическое искусство» проблему формирования профессиональной

компетентности будущего артиста балета удается решить с помощью тесного взаимодействия с Марийским государственным театром оперы и балета им. Э. Сапаева.

В качестве яркого примера можно проанализировать участие студентов в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

В данном балете тесно переплетаются все виды специальных дисциплин: «Классический танец», «Народно-характерный танец», «Историко-бытовой танец», «Дуэтно-классический танец» и др.

В большинстве хореографических училищ на уроках «Историко-бытового танца» изучают «Танец рыцарей», но просто выучить танец и прослушать лекцию педагога о том, в какой эпохе, костюме, стиле и манере исполняется данный танец, недостаточно. К тому же студенты часто не понимают и не ощущают

композиционных построений в свободных перемещениях и естественном поведении на сценической площадке в определенном стиле и характере. Танцевать в конкретном рисунке, исполняя трудные pas, наполнять танец эмоцией и музыкальностью исполнения - это те задачи, которые решаются с помощью практики.

Участие студентов в балете позволяет в полной мере прочувствовать манеру танца, наполнить каждый жест истинным чувством правды сценического существования, понять логичность и значимость конкретной сцены в спектакле. «Танец рыцарей» в данном балете является обобщающей характеристикой феодалов, а именно семейство Капулетти и Тибальда.

Параллельно в сцене бала некоторые студенты исполняют партию Трубадуров (друзья и подруги Джульетты). Эта партия повышает качество исполнительского мастерства в классическом и дуэтно-классическом танце.

Во втором акте, на улице итальянского города Вероны, возникает сцена народного веселья, переполненная яркими красками, радостью. Студенты совместно с артистами исполняют народный танец тарантелла, в котором они показывают не только технику, характер и умение танцевать в паре, а также способность переключиться с чопорной манеры придворного танца на залихватский народный.

Учебная и сценическая практика в данном балете ярко отображают, как происходит междисциплинарная связь околостоящих

Таблица 1. - Оценки уровня сформированности о

дисциплин.

Задействование учащихся и студентов в спектаклях театра учит их быстро ориентироваться в сценическом пространстве; работать бок о бок с артистами и под руководством педагогов театра; повышать свое исполнительское мастерство, развивать интерес к будущей профессии; повышать творческий потенциал, мотивацию, физическую

выносливость и профессиональную

устойчивость.

Для анализа влияния интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета при тесном взаимодействии с театром нами была создана группа экспертов из педагогов Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая и ведущих солистов-артистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева.

Была сформирована группа студентов из 32 человек, которая в течении определенного времени была активно занята в репертуаре и гастрольной деятельности театра. Для оценки уровня сформированности профессиональной компетентности на начальном и конечном этапах экспериментальной работы экспертной группой были выбраны из ФГОС-3 общие и профессиональные компетенции (ОК-1,2,6,14; ПК-1,2,6), см. табл. 1.

и профессиональных компетенций

Компетенции Оценка сформированности компетенций на начальном этапе Оценка сформированности компетенций на конечном этапе

Использование умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) образования в профессиональной деятельности (ОК-14) 3,7 3,9

Исполнять различные виды танца: классический, дуэтно-классический, народно-сценический, историко-бытовой (ПК-2) 3,8 4,2

Сохранять и поддерживать собственную внешнюю физическую и профессиональную форму» (ПК-6) 3,4 3,9

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» (ОК-1) 3,6 4,3

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» (ОК-2) 3,5 4

Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством» (ОК-6) 3,4 4,1

Исполнять хореографический репертуар в соответствии с программными требованиями и индивидуально-творческими особенностями» (ПК-1) 3,6 4,3

Показатели педагогического наблюдения экспертной группы показывают значительные изменения в формировании общих и профессиональных компетенций. Таким образом, интеграция учебной и сценической практики при

тесном взаимодействии с театром создает оптимальные условия для формирования профессиональной компетентности будущих артистов балета и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х., Зеленкова Е.В. Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза / Р.Х. Гильмеева, Е.В. Зеленкова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 43-50.

2. Зверев И.Д. Интеграция и «интегративный предмет» / И.Д. Зверев // Биология в школе. - 2004. - № 50. - С. 46-49.

3. Иванова С.А. Исполнительский опыт в контексте производственной практики: народно-

сценический танец в Московской государственной академии хореографии / С.А. Иванова // Педагогика искусства (электронный научный журнал). - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/

4. Мессерер С. Фрагменты воспоминаний / С. Мессерер. - Москва: Олимпия PRESS. - 2005. - 344 c.

5. Морова Н.С. Социальное партнерство с работодателем как стимул повышения качества образовательных услуг вуза / Н.С. Морова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 6. - С. 2-5.

Сведения об авторе:

Царегородцева Ксения Александровна (г. Йошкар-Ола, Россия), аспирант, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», e-mail: ksetoile@gmail.com

Data about the author:

K. Tcaregorodtceva (Yoshkar-Ola, Russia), graduate student, Mari State University, e-mail: ksetoile@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.