УДК 377.016:792.82
К. А. Царегородцева
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО АРТИСТА БАЛЕТА В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы подготовки конкурентоспособного артиста балета в колледже, в учебно-педагогическом процессе которого учтены аспекты развития тех личностных и профессиональных качеств танцовщика, без которых невозможно осуществление, конкурентоспособной хореографической профессиональной деятельности. В данном исследовании представлена экспериментальная модель педагогического процесса подготовки танцовщика, отражающая традиции и инновации в современной подготовке артиста.
Ключевые слова: хореографическое образование, моделирование, педагогический процесс, конкурентоспособность.
Актуальность исследуемой проблемы. Ведущим методом в системе хореографического образования предусматривается построение педагогического процесса в форме целостной системы, функционирующей с целью обеспечения эффективной профессиональной деятельности будущего специалиста. Структура представленной модели профессионального образования позволяет говорить об уникальности хореографического образования. Современный этап развития общества определяется процессами модернизации профессионального образования, ориентированного на подготовку высококвалифицированных специалистов. Поэтому проблема совершенствования организационных и педагогических условий обучения будущих артистов балета ставит новые задачи в этой образовательной отрасли [3].
Система подготовки кадров в сфере хореографического образования имеет более чем столетнюю историю, у ее истоков стояли такие подвижники и организаторы системы подготовки артистов балета, как Э. Чекетти, А. Я. Ваганова и др. Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду зависят от грамотно выстроенного педагогического процесса, позволяющего воспитывать конкурентоспособных специалистов. Соответственно возникает необходимость модернизации методики профессионального образования с целью увеличения интенсивности практической подготовки и усиления качества подготовки выпускников [10, а 37]. Вполне логично, что спрос на выпускников находится в прямой зависимости от качества их подготовки, т. е. от того многообразия форм и методов, которые были использованы за годы обучения [5, а 3]. Особое место в подготовке конкурентоспособных артистов балета занимают образовательные учреждения культуры и искусства. Именно они
© Царегородцева К. А., 2016
Царегородцева Ксения Александровна - аспирант кафедры психологии развития и образования Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2015
выполняют информационную и культурообразующую функции, обеспечивая свой регион кадрами, и выступают в качестве подлинно творческих, культурных и информационных центров региона. Современная хореографическая педагогика представляет собой неразрывное единство педагогических традиций и инноваций, комплекс теоретических оснований и средств формирования личности танцовщика, реализующего различные направления танцевального искусства [7, с. 209].
Р. В. Захаров пишет: «Мы ждем от школы прекрасно подготовленных виртуозов танца, крепких технически и вместе с тем настоящих артистов, которые в самом сложном танце могут выразить мысль и пламенное чувство, способных к перевоплощению каждый раз в новый художественный образ» [цит. по 4].
Материал и методика исследований. Материалом для изучения явились научные изыскания отечественных исследователей в области хореографии. Использовались такие методы, как обзор философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы, учебных программ; педагогическое моделирование учебного процесса в хореографических учебных заведениях; лонгитюдный, применяемый в рамках педагогического эксперимента; наблюдение; экспертные оценки, собеседования, проблемно-творческие задания; методы статистической обработки результатов педагогического исследования.
Результаты исследований и их обсуждение. Разработанная модель педагогических условий формирования конкурентоспособных артистов балета включает в себя систему, позволяющую овладеть целым комплексом общих и профессиональных компетенций, представленных в компетентностной модели современного профессионального образования: методологической (подходы, принципы), содержательной (интеграция ранней сценической практики при подготовке конкурентоспособных специалистов в хореографическом образовании), организационно-процессуальной (организация педагогических условий). Данная модель направлена на формирование педагогических условий, при соблюдении которых возможно воспитать конкурентоспособных, профессиональных артистов балета.
В основу моделирования педагогических условий мы заложили такие подходы, как личностно-деятельностный, акмеологический, компетентностный и интегративный. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Личностно-деятельностный подход был сформирован к середине 1980-х годов и разрабатывался как форма организации и построения учебного процесса исходя из потребностей и мотивации учащихся. Личностно-деятельностный подход заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании его личности, и предполагает приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.
Можно выделить следующие позиции, определяющие личностно-деятельностный подход в профессиональном хореографическом училище:
- в центре обучения стоит сам обучающийся как активное и совершенствующееся деятельностное начало;
- важнейшими качествами обучающегося становятся его личностные мотивы, цели обучения, психологическая специфика;
- обучение строится вокруг деятельностной мотивации обучающихся и корректируется их мотивами;
- деятельностные мотивы, детерминанты учебной деятельности, также корректируются сообразно путям индивидуализированной оптимизации учебной или творческой деятельности;
- особое значение приобретает цель деятельности и дифференцированное педагогическое целеполагание, делающее обучение осмысленным и мотивирующим учащихся;
- цель каждого занятия формируется с позиций каждого конкретного ученика;
- роль обучающегося в учебной деятельности глубоко осознана им самим, и учащийся способен поставить и реализовать свою цель, основываясь на собственном видении учебных задач;
- неиндивидуализированные учебные задания исключаются полностью, заменяясь личностно ориентированными;
- педагог находит возможность мотивировать каждого конкретного ученика, раскрывая перед ним суть и цель каждого занятия или конкретного задания;
- в системе профессионального образования личностно-деятельностный подход означает постоянно производящуюся профессионализацию учащихся.
Деятельность - это способ активного целесообразного взаимодействия индивида с окружающей средой посредством ее целенаправленного активного изменения. Таким образом, личностно-деятельностный подход ставит во главу угла саму деятельность учащихся -учебную и творческую, что особенно важно при освоении художественных дисциплин [9, с. 26]. Применение личностно-деятельностного подхода в обучении означает пересмотр шаблонной организации учебного процесса и преподавательской деятельности с целью нахождения возможности использования потенциала личностных мотивов обучающихся. Обучение, таким образом, становится в полной мере субъект-субъектным взаимодействием, основанным на индивидуальном подходе к учащимся и эмпатическом отношении к ним, при этом выявляются возможности укрепления их заинтересованности в обучении.
Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и перспективных для обучения и воспитания учащихся хореографических училищ. Данный подход позволяет школе развиваться, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности - ведущей. Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности субъекта, проходящего ступень к зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того чтобы содействовать достижению им высших уровней, на которые может подняться каждый [1].
Необходимость акмеологического подхода в сфере хореографического образования заключается в том, чтобы выпускники балетной школы на момент поступления на работу в театр являлись самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию личностного развития и профессиональной деятельности, а также быть конкурентоспособными профессионалами своего дела. Главной задачей здесь является создание целостной картины будущей творческой деятельности артиста балета. Данный подход позволяет формировать и раскрывать индивидуальные возможности учащихся, повышать их исполнительский уровень и осваивать стилевые особенности исполняемого репертуара, вырабатывать исполнительскую манеру, эстетическую и нравственную культуру танцовщика; продуктивно взаимодействовать с хореографами, балетмейстерами, дирижерами и артистами.
Компетентностный подход заключается в том, чтобы человек освоил такие формы поведения и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, овладел совокупностью необходимых общих и профессиональных компетенций, которые позво-
лят ему успешно осуществлять планируемую деятельность. Разработка компетентностого подхода в исследованиях, посвященных различным видам деятельности, в том числе и профессиональной, привела к появлению в научной литературе большого числа определений видов компетентности, среди которых наиболее часто отмечаются психологическая, коммуникативная, правовая, психолого-педагогическая, педагогическая и социально-психологическая. Можно говорить о том, что компетенции - это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. За этим, разумеется, стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, установки, ценности, убеждения, эмоции, способность находить контакт с людьми и самооценка, именно так и становятся компетентным специалистом. Компетентный специалист - это не просто знающий и владеющий способами профессиональной деятельности выпускник, это человек, способный к самостоятельному решению проблем в новых условиях и ситуациях, использующий для этого разнообразные возможности, мотивированный на поиск решения проблем и профессиональное самосовершенствование, т. е. карьерный и личностный рост [2]. Таким образом, в рамках компетентностного подхода образование и обучение становятся комплексными, многофакторными. Учащимся передают знания и навыки, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности специалиста.
Интегративный подход в формировании конкурентоспособности будущего артиста балета проявляется в интеграции воспитательной, методической и научно-исследовательской деятельности преподавателей хореографического училища; профессиональном взаимодействии преподавателей; межпрофессиональном сотрудничестве преподавателей хореографического училища с педагогами других учебных заведений, научно-исследовательских институтов, профессионального сообщества [10, с. 37]. Интегративный подход активизирует и использует универсальность диалектики познания, в которой прогнозирование, конструирование, построение, изменение, дополнение, ассоциативность, обновление всех функций мышления взаимосвязаны. Без интеграции этих элементов нет главного результата — готовности будущего конкурентоспособного артиста балета к успешной профессиональной деятельности. Учащийся хореографического училища вступает во взаимодействие с целенаправленным и интегративно организованным образовательным процессом, создающим условия для творческой самореализации. С позиций интегративного подхода процесс формирования указанной готовности предполагает совмещение стремлений и возможностей учащегося в его идеальном и реальном представлениях о профессиональной деятельности артиста балета. Интегративный подход позволяет на уровне целевого и управляющего элементов выстроить процесс достижения цели, а на уровне содержательного компонента - сформировать интегрированную систему знаний, умений и навыков, которые обеспечивают высокий уровень готовности будущего специалиста.
Следовательно, одним из основных факторов, влияющих на формирование конкурентоспособного артиста балета, является интеграция ранней сценической практики. Сценический репертуар в младших и средних классах - это участие в спектаклях на сценах театров; в старших классах - задачи, связанные со спецификой отношений сольного парного танца и массовых сцен и танцев для работы в кордебалете театров. Умение распределять сценическую площадку влияет на широту исполняемых движений, что являет-
ся, в свою очередь, одним из средств выразительности и входит в совокупность художественных задач хореографии. Поэтому сегодня система образования переходит на прак-тико-ориентированное обучение, которое направлено не только на приобретение знаний, умений и навыков, но и на опыт практической деятельности. Такой опыт способствует выпуску конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов, обладающих комплексом профессиональных компетенций.
Вполне логично, что спрос на выпускников находится в прямой зависимости от качества их подготовки, т. е. от того многообразия форм и методов, которые были использованы за годы учебы. Опытные руководители правомерно считают, что высокое качество подготовки выпускника обеспечивает его быстрое и эффективное развитие в дальнейшем. Такой молодой специалист без длительной адаптации становится «принятым» членом коллектива, правильно воспринимает и оценивает концепцию данного учреждения и видит в нем свою конкретную роль [6, с. 2].
Таким образом, конкурентоспособность специалиста при грамотно выстроенных педагогических условиях обеспечивает ему наиболее высокую рейтинговую позицию, поднимает общий профессиональный уровень, что формирует устойчивый спрос на него как на специалиста. Кроме того, конкурентоспособность вытекает из личностных и профессиональных качеств специалиста и определяет профессиональную деятельность [8].
Примером образовательного учреждения, где реализуется модель процесса формирования конкурентоспособного артиста балета, служит Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палатная (г. Йошкар-Ола), в котором есть отделение «Хореографическое искусство». Педагогическая модель содержит ряд обязательных компонентов, способствующих становлению конкурентоспособных артистов балета и делающих ее применимой в условиях современной организации педагогического процесса (рис. 1).
Системность модели обеспечивается наличием в ее структуре следующих компонентов:
- педагогической целеполагающей установки;
- предметного содержания;
- психолого-педагогического обеспечения;
- дифференцированных процессов и методов;
- системы контрольно-оценочных средств;
- системы средств коррекции результатов.
Все элементы модели подчинены общей цели, имеют определенное значение, свойства и связи, влияют на другие компоненты, сгруппированы определенным образом. Рассмотрим содержание модели более подробно. Во-первых, при моделировании процесса формирования конкурентоспособного артиста балета следует ориентироваться на прак-тико-ориентированное обучение, так как в настоящее время обществу необходимы работники, способные успешно выполнять профессиональные задачи, решать ряд проблем профессиональной адаптации и развития. Во-вторых, следует учитывать требования ФГОС СПО в области культуры и искусства по специальности «Артист балета», в соответствии с которым идет обучение учащихся. Цель выступает обязательным, системообразующим компонентом педагогической деятельности, позволяющим прогнозировать и управлять всем процессом обучения, его содержанием, средствами, формами, методами и т. д., ориентировать его на результат. Задачи конкретизируют цель и определяют тактику процесса. В разработанной нами модели главной целью является формирование конкурентоспособных артистов балета в процессе подготовки в хореографических училищах.
Подходы
- личностно-деятельностный;
- акмеологический;
- компетентност-ный;
- интегративный
Принципы:
1) учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся, системности, последовательности, активности, деятельности, сотрудничества, саморегуляции и самореализации, междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования готовности;
2) учет закономерностей развития и особенностей (физических, психических, гендерных) учащихся; развития познавательных, образовательных, культурных, духовных и т. п. потребностей
Подготовка будущих артистов балета
Требования ФГОС СПО к подготовке артистов балета
Цель: формирование конкурентоспособных артистов балета в процессе подготовки в хореографических училищах
Задачи:
- формирование у учащихся системы профессиональных, специальных знаний в области хореографии;
- овладение профессиональными умениями и навыками;
- раскрытие профессионально-личностных качеств и таланта в учебно-сценической практике
Содержание подготовки
интеграция ранней сценической практики в профессиональную подготовку
Формы: 1) учебной деятельности: уроки, практические занятия, консультации, экскурсии и др.; 2) имитирующие деятельность (конкурсы); 3) учебно-профессиональной деятельности (производственная сценическая практика)
Интерактивные технологии и методы обучения:
- видеоуроки;
- слайды;
- онлайн-трансляции балетов и др.
Средства:
- простые: демонстрация, объяснение, отчет, планы, мастер-классы;
- сложные: визуальные, аудиовизуальные
Результат: профессиональный, конкурентоспособный артист балета
Компоненты готовности: когнитивный, деятельностный, личностный Уровни готовности: базовый, продвинутый, высокий
Педагогические условия:
1) организация педагогического процесса, позволяющего индивидуализировать учебно-творческую мотивацию;
2) участие в выборе сценического репертуара;
3) использование в образовательном процессе интерактивных технологий и методов обучения
Рис. 1. Модель педагогического процесса формирования конкурентоспособного артиста балета
Цель модели конкретизируется в следующих задачах:
- формирование у учащихся системы профессиональных, специальных знаний в области хореографии;
- овладение профессиональными умениями и навыками;
- раскрытие профессионально-личностных качеств и таланта в учебно-сценической практике.
При определении задач процесса формирования конкурентоспособного будущего артиста балета в хореографическом училище мы исходили из общих задач образования и выявленных нами компонентов исследуемой готовности - когнитивного, деятельностно-го и личностного.
Анализ существующей практики позволил определить совокупность научных подходов, которые были подробно рассмотрены нами ранее. Разработанная нами модель процесса формирования конкурентоспособного артиста балета в хореографическом училище предполагает выделение принципов обучения, которые необходимо учитывать при организации всего процесса обучения, формирования конкурентоспособности: учет индивидуально-личностных особенностей обучающихся, системности, последовательности, активности деятельности, сотрудничества, саморегуляции и самореализации, междисциплинарной ин-
теграции содержания и технологий формирования готовности; учет закономерностей развития и особенностей (физических, психических, гендерных) учащихся, развития познавательных, образовательных, культурных, духовных и т. п. потребностей.
Рассмотрение процесса обучения как деятельности ставит вопрос о содержании обучения, т. е. того, что субъект деятельности использует для достижения поставленной цели: формы деятельности, технологии и средства.
Помимо подходов, принципов, описанных выше, эффективность реализации модели формирования конкурентоспособного артиста балета определяется соблюдением педагогических условий. Обобщение теории и практики профессионального образования, определенные нами цели и задачи позволили выявить следующие педагогические условия:
1) организация педагогического процесса, позволяющего индивидуализировать учебно-творческую мотивацию;
2) участие в выборе сценического репертуара;
3) использование в образовательном процессе интерактивных технологий и методов обучения.
Таким образом, разработка модели процесса формирования конкурентоспособного артиста балета как некой целостной и динамичной системы позволяет конкретизировать его, выстроить весь процесс, а также составляющие его компоненты в их взаимосвязи и единстве, соотнести их с поставленной целью, задачами, ожидаемым конечным результатом.
Данное учебное заведение активно взаимодействует с Марийским государственным театром оперы и балета им. Э. Сапаева. Учащиеся и студенты колледжа постоянно выступают с отчетными постановками на сцене театра (балеты «Цветик-семицветик», «Тимур и его команда», «Василиса Прекрасная»), они заняты во всех репертуарных балетных спектаклях, что благотворно влияет на их профессиональный рост. Придя в театр, они уже имеют не только теоретические, но и практические знания, так как со студентами регулярно встречаются и работают их будущие наставники - педагоги-балетмейстеры театра. Для роста профессиональных знаний учащихся в колледже активно разрабатываются конкурсные программы с поощрением, ведется контроль над выявлением как благоприятной, так и неблагоприятной динамики в учебной и профессиональной деятельности.
Резюме. Процесс подготовки конкурентоспособного артиста балета в условиях современного хореографического образования, где хореографическая деятельность, искусство и творчество в танце являются обязательными условиями обучения, позволяет говорить о том, что совокупность всех представленных нами подходов (личностно-деятельностного, акмео-логического, компетентностного, интегративного) обеспечивает подготовку высококвалифицированного специалиста в области балета, обладающего целым комплексом общих и профессиональных компетенций, направленных на непрерывное совершенствование и профессиональный рост, а ранняя сценическая практика и тесный контакт между театром и учебным заведением способствуют данному процессу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акмеология : учебник / под ред. А. А. Деркача. - М. : РАГС, 2002. - 650 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. - 2-е изд. - М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
3. Исаков В. М. Специфические особенности управления хореографическим образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 8. - С. 27-30.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Знание, 1996. - 308 с.
5. Морова Н. С. Социальное партнерство «вуз - работодатель» - составная часть региональной кадровой политики // Социальная педагогика в России. - 2014. - № 6. - С. 3-10.
6. Морова Н. С. Социальное партнерство с работодателем как стимул повышения качества образовательных услуг вуза // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 6. - С. 2-5.
7. Перлина Е. В. Хореографическое искусство в образовательной среде вузов культуры и искусств: теория и практика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. -№ 2. - С. 209-212.
8. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. - М. : Академия естествознания, 2010. - 91 с.
9. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 26-31.
10. Tzaregorodtzeva K., Ivanenko N., Akhmetov L., Lavrentiev S., Kartashova E., Leznina L. & Kharullina E. Features of modeling the formation of teaching staff competitiveness [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dx.doi.org./10.5539/res.v7n3p37.
UDC 377.016:792.82
K. A. Tsaregorodtseva
ON THE PREPARATION OF COMPETITIVE BALLET-DANCER AT COLLEGE
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. This article considers the issues of preparation of competitive ballet-dancers at college which provides the educational and pedagogical process taking into account the aspects of dancers' personal and professional qualities that are indispensable for competitive choreographic professional activity. The author presents an experimental model of pedagogical process of preparation of a dancer. This model demonstrates the traditions and innovations in modern ballet-dancer training.
Keywords: choreographic education, modelling, pedagogical process, competitiveness.
REFERENCES
1. Akmeologija : uchebnik / pod red. A. A. Derkacha. - M. : RAGS, 2002. - 650 s.
2. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo obrazovanija. - 2-e izd. - M. : Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo in-ta ; Voronezh : Izd-vo NPO «MODJeK», 2003. - 480 s.
3. Isakov V. M. Specificheskie osobennosti upravlenija horeograficheskim obrazovaniem // Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2012. - № 8. - S. 27-30.
4. Markova A. K. Psihologija professionalizma. - M. : Znanie, 1996. - 308 s.
5. Morova N. S. Social'noe partnerstvo «vuz - rabotodatel'» - sostavnaja chast' regional'noj kadrovoj politiki // Social'naja pedagogika v Rossii. - 2014. - № 6. - S. 3-10.
6. Morova N. S. Social'noe partnerstvo s rabotodatelem kak stimul povyshenija kachestva obrazovatel'nyh uslug vuza // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2011. - № 6. - S. 2-5.
7. Perlina E. V. Horeograficheskoe iskusstvo v obrazovatel'noj srede vuzov kul'tury i iskusstv: teorija i praktika // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2013. - № 2. - S. 209-212.
8. Hazova S. A. Kompetentnost' konkurentosposobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. - M. : Akademija estestvoznanija, 2010. - 91 s.
9. Shadrikov V. D. Novaja model' specialista: innovacionnaja podgotovka i kompetentnostnyj podhod // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2004. - № 8. - S. 26-31.
10. Tzaregorodtzeva K., Ivanenko N., Akhmetov L., Lavrentiev S., Kartashova E., Leznina L. & Kharullina E. Features of modeling the formation of teaching staff competitiveness [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://dx.doi.org./10.5539/res.v7n3p37.
© Tsaregorodtseva K. A., 2016
Tsaregorodtseva, Ksenia Aleksandrovna - Post-graduate Student, Department of Developmental Psychology and Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on November 22, 2015