Научная статья на тему 'Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры'

Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТ БАЛЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацаренко Татьяна Николаевна

В статье представлена возможность повышения квалификации представителей сценической профессии, дана субъективная оценка артистами балета, танцовщиками своего профессионального будущего, проведено исследование для определения возможности перехода артистов балета, танцовщиков в другую сферу профессиональной деятельности. Современные условия образования требуют решения проблемы по привлечению новых людей из числа творческих работников, кто профессионально владеет каким-либо ремеслом (в нашем случае хореографией) и желает передать его секреты детям. Этим обусловлен уровень обучения в системе ДОД, возможность интегративных методов обучения воспитанников. Существует необходимость организации профессионально-педагогической подготовки в условиях повышения квалификации из числа сценических исполнителей, закончивших сценическую карьеру и не имеющих педагогического образования. Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности сценических исполнителей происходит, главным образом, в процессе повышения профессиональной квалификации, способствующей созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advanced training of ballet dancers in the period of completion stage career

The article presents the possibility of advanced training of stage profession representatives, the subjective assessment of ballet dancers is given, and the study to determine the possibility of the transition of ballet dancers in other sphere of professional activity is conducted. Modern education conditions require solving the problem of attracting new people from among artists, who owns a professional skill (in our case choreography) and wants to pass his secrets to children. Due to the level of training in Additional Education System of children, the possibility of integrative methods of teaching students is available. There is the need to organize of professional and pedagogical training in conditions of the skill improvement among who have completed stage career and do not have pedagogical education. Practice shows that the formation of pedagogical competence of stage performers mainly occurs in the process of professional development; contribute to creating the conditions for further continual self-education.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры»

Гипотезы, дискуссии, размышления

УДК 792.8

Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры

Т. Н. Мацаренко

Advanced training of ballet dancers in the period of completion stage career

T. N. Matsarenko

Аннотация. В статье представлена возможность повышения квалификации представителей сценической профессии, дана субъективная оценка артистами балета, танцовщиками своего профессионального будущего, проведено исследование для определения возможности перехода артистов балета, танцовщиков в другую сферу профессиональной деятельности.

Современные условия образования требуют решения проблемы по привлечению новых людей из числа творческих работников, кто профессионально владеет каким-либо ремеслом (в нашем случае - хореографией) и желает передать его секреты детям. Этим обусловлен уровень обучения в системе ДОД, возможность интегративных методов обучения воспитанников.

Существует необходимость организации профессионально-педагогической подготовки в условиях повышения квалификации из числа сценических исполнителей, закончивших сценическую карьеру и не имеющих педагогического образования. Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности сценических исполнителей происходит, главным образом, в процессе повышения профессиональной квалификации, способствующей созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.

Abstract. The article presents the possibility of advanced training of stage profession representatives, the subjective assessment of ballet dancers is given, and the study to determine the possibility of the transition of ballet dancers in other sphere of professional activity is conducted. Modern education conditions require solving the problem of at-

tracting new people from among artists, who owns a professional skill (in our case - choreography) and wants to pass his secrets to children. Due to the level of training in Additional Education System of children, the possibility of integrative methods of teaching students is available. There is the need to organize of professional and pedagogical training in conditions of the skill improvement among who have completed stage career and do not have pedagogical education. Practice shows that the formation of pedagogical competence of stage performers mainly occurs in the process of professional development; contribute to creating the conditions for further continual self-education.

Ключевые слова: артист балета, педагогическая деятельность, возможности адаптации к педагогической деятельности.

Keywords: ballet dancer, educational activities, possibility of adaptation to teaching activities.

Россия вступила в важный для ее граждан период адаптации к новым социально-экономическим отношениям, в процессе которого осваиваются современные технологии работы, приобретаются новые навыки, формируется иной образ жизни [1]. Способность успешно действовать в условиях непредвиденного изменения или неполноты информации является одной из важнейших характеристик творческого человека. Артист балета в современных условиях находится в экстремальной ситуации, фактор неопределенности предъявляет разные психологические требования к сценическому исполнителю. Артисты балета, закончив сценическую карьеру в довольно молодом возрасте по состоянию здоровья, по законодательству (пенсия в 38-40 лет), по причине профессио-

Научно-теоретический журнал

46

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Т. Н. Мацаренкд

Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры

осаА"Кт,.

А

ЧИППКРО

нального кризиса, понимая, что достигли предела профессиональной высоты, желают изменить свою деятельность. После того как двадцать лет жизни отданы балету, трудно начинать все сначала. Опрос 100 действующих артистов балета показал, что при потере сценического статуса 30% респондентов испытывают страх перед будущим, 22% - растерянность, 16% - ностальгию по сценической деятельности, 14% ощущают потерю, пустоту, разочарование в жизни испытывают 10%, 7% находятся в депрессии, 0,8% находятся в растерянности и стрессе. В связи с этим требуется больше временных и эмоциональных затрат, чтобы сменить профессию особенно это касается специалистов высшей квалификации. Эта проблема в нашей стране не рассмотрена и не изучена, что подтолкнуло к ее исследованию, необходимо показать наличие конкурентоспособности артиста балета, находящегося в кризисной ситуации после завершения профессиональной сценической деятельности.

Разработанная нами методика проводилась в исследовательских целях определить отношение артиста балета к своей профессии, оценки уровня психологического состояния в случае потери сценической деятельности, умение, желание и возможность самореализоваться в другой сфере деятельности. Использовался метод анкетирования. Разработанная анкета содержит вопросы, характеризующие индивидуально -психологические особенности, профессионально-деловые, личностные качества артиста балета, определение факторов, от которых зависит реализация в новой деятельности. Анкетирование было проведено в Академии танца им. Н. Нестеровой, Академическом ансамбле песни и пляски Российской Армии им. А. А. Александрова, Ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД, Санкт-Петербургском государственном театре «Мюзик-Холл», Московском областном государственном театре «Русский балет», Хореографической школе-студии танца хора им. Пятницкого, Театре пластического балета «Новый балет». В анкетировании приняло участие 100 человек профессиональных исполнителей, с 10-летним стажем сценической деятельности 20% и со стажем 15-20 лет 51% респондентов в возрасте от 20 до 60 лет. По мнению артистов балета, изменение сферы деятельности означает, что приобретенный опыт может оказаться

ненужным, поэтому они стараются найти область, смежную с нынешней деятельностью, чтобы не перечеркивать имеющийся опыт. В хореографии, как и в других видах искусств, относящихся к искусству представления, существуют три вида смежных профессий: создатели (движенческой формы); исполнители, воплощающие эту форму в зримое сценическое представление и педагоги, которые обучают и тому и другому.

Артисты балета, потерявшие работу, характеризуются возникновением состояния «нарушенного равновесия», основными признаками которого являются: снижение адаптивности к среде и эффективности деятельности, повышенной восприимчивостью и психической напряженностью. Многие представители сценической хореографии вынуждены перейти в другую сферу деятельности - 30%, среди них необходимость в заработке у 21% респондентов, проявляют интерес к другим профессиям -33%, 20% находятся в поиске другой профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что существует категория артистов балета, которая при любых обстоятельствах никогда не испытывала желания вообще уходить из хореографической деятельности, они желают стать педагогом-хореографом в системе дополнительного образования детей - 43%.

По результатам анкетирования мы выяснили, что после окончания училища и получения средне-специального (хореографического) образования в Институт современного искусства (ИСИ) и Московский государственный университет культуры и искусств на факультет хореографии поступает небольшое количество бывших артистов балета. Сами респонденты объясняют это одинаковой программой преподавания в этих учебных заведениях, поэтому проявляют нежелание тратить повторные пять лет для повышения своего образовательного уровня.

В связи с этим обостряется противоречие между стремлением бывших артистов балета самореализоваться в педагогической деятельности и их пассивностью, нежеланием развиваться и обучаться, повышать свою профессиональную квалификацию в качестве педагога-хореографа. Стремление сохранить профессиональный статус мешает бывшим артистам балета отождествлять себя с педагогами-хоре-

Научно-теоретический журнал

47

Выпуск, 1 (26) • 2016

____ Гипотезы, дискуссии, размышления

ЧИППКРО

ографами. Они позиционируют себя специалистами-исполнителями, мастерами-хореографии.

В результате данного позиционирования педагогическая направленность их деятельности отодвигается на второй план [2].

Необходимо также отметить, что существует много артистов балета, имеющих высшее образование по хореографии, но без практики педагогической работы, не знающих, как реализовать свою профессиональную подготовку.

Таким образом, наше исследование показало, что артистам балета необходима реадаптация (процесс отказа от прежних, ставших привычными условий социальной жизни и привыкание к новым).

Рамки дополнительного образования детей характеризуются свободой выбора [3; 4], и у бывших артистов балета есть возможность вариативно выбирать любые хореографические методики, программы, направления, стили деятельности, что способствует удовлетворению потребности в творчестве. В настоящее время проводятся различные мастер-классы, которые посещают бывшие и действующие артисты балета. Например, фестивальное движение «Дети солнца» проводит мастер-классы, творческие встречи для педагогов, специалистов средне-специальных и высших учебных заведений по направлению хореография; Всероссийское фестивальное движение «Территория талантов» проводит мастер-классы «Танцевальная мастерская», включающие актерское мастерство, современную хореографию, композицию и постановку танца.

Следует отметить, что данные мастер -классы направлены на изучение новых стилей и танцевальных направлений и не учитывают специфические особенности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования квалификации педагог дополнительного образования детей в области хореографии должен обладать знаниями:

- истории хореографического искусства;

- основ различных видов танца: классического, народного, современного, бального;

- методики исполнения различных движений;

- структуры и содержания тренировочных упражнений, методики их проведения с детьми

в условиях дополнительного образования детей;

- фольклорной танцевальной культуры региона, края, города;

- средств музыкальной выразительности, характера влияния их на исполнение танцевальных движений;

- методики сочинения малых и больших форм танцевальных композиций;

- драматургического развития танцевальных образов;

- особенности танцевального костюма для исполнения современных танцев разных видов.

Столь высокие требования к педагогу-хореографу объясняются тем, что они являются залогом успешного развития карьеры бывшего артиста балета в новой профессиональной деятельности.

Педагоги-хореографы выбирают собственный образовательный маршрут, учитывая свой образовательный уровень, опыт педагогической работы [5].

Участие в семинарах, практикумах, круглых столах показывает, что на сегодняшний день актуальными вопросами для педагога-хореографа дополнительного образования детей являются: «Организация педагогического процесса для поддержания у учащихся интереса к занятиям», «Организация деятельности хореографического коллектива на результат».

Участие педагогов-хореографов в «мастер-классах», тренингах дает возможность более глубокого усвоения хореографического материала и практикума, а также проецирования его на конкретный педагогический опыт. В предшествующей деятельности, чтобы быть социально успешным человеком, артистам балета достаточно было быть хорошими сценическими исполнителями, но в системе дополнительного образования детей необходимо выполнять ряд функций, быть: педагогом-хореографом, педагогом-постановщиком танцевальных номеров, педагогом-воспитателем, педагогом-организатором досуга. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей артистов балета.

Библиографический список:

1. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Р. А. Ахмерова. - М., 1994.

Научно-теоретический журнал

48

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Т. Н. Маиаренкд

Повышение квалификации артистов балета в период завершения сценической карьеры

А

ЧИППКРО

2. Валеева М. А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Валеева. - Оренбург, 1999. - 167 с.

3. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Вла-дос, 2002. - 348 [1] c.

4. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. - М. : АПК и ППРО, 2009. - 132 с.

5. Сидорова Н. И., Коминова Е. Б. Педагогический поиск: практика дополнительного образования детей / Н. И. Сидорова, Е. Б. Коминова. - М., 2007.

References:

1. Ahmerov R. A. Biographical personality crises: dissertation of the candidate of psychological sciences : 19.00.01 [Biograficheskie krizisy lichnosti: dissertacija kandidata psihologicheskih nauk : 19.00.01]. M., 1994.

2. Valeeva M. A. Development of professionalism of the teacher of aadditional education, dissertation of the candidate of pedagogical sciences : 13.00.01 [Razvitie professionalizma pedagoga do-polnitel'nogo obrazovanija : dis. ... kand. ped. nauk]. Orenburg, 1999.

3. Evladova E. B. Additional education of children: tutorial for students of institutions of media. prof. education, in the specialty 0317 "Pedagogy of additional education" / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. N. Mikhailova [Dopolnitel'noe obrazovanie detej : ucheb. posobie dlja studentov uchrezhdenij sred. prof. obrzovanija, obuchajushhihs-ja po special'nosti 0317 "Pedagogika dop. Obrazovanija" / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. N. Mihaj-lova]. M. : VLADOS, 2002. 348 [1] p.

4. Loginova L. G. The methodology of quality management of additional education of children [Me-todologija upravlenija kachestvom dopolnitel'nogo obrazovanija detej]. M. : Academy of Advanced Training and Retraining of Educators, 2009. 132 p.

5. Sidorova N. I. Kosinova E. B. Search Teaching: Practice of additional education of children [Pedagogicheskij poisk: praktika dopolnitel'nogo obrazovanija detej]. M., 2007.

Научно-теоретический журнал

49

Выпуск 1 (26) • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.