Научная статья на тему 'Значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета'

Значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / АРТИСТ БАЛЕТА / СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царегородцева Ксения Александровна

В настоящее время происходят значительные изменения в различных сферах жизни, в том числе и в образовании. Необходимость реформирования системы образования связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где все более существенную роль играют не только уже приобретенные знания людей, но и возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. Современный образовательный процесс направлен на развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, готовой к выполнению своей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в России создана фундаментальная школа классического балета, реформы в образовании коснулись и профессиональных образовательных учреждений, поэтому главная задача, стоящая перед образовательной организацией, идти в ногу со временем, сохраняя традиции русской балетной школы. В статье рассматривается значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета и раскрывается общее значение таких терминов, как тьюторство и тьюторское сопровождение, описываются способы, методы и подходы используемые педагогами в теоретической и практической части образовательного процесса. В качестве критериев определения значения тьюторсого сопровождения в подготовке будущего артиста балета выбрана оценка сформированности его общих и профессиональных компетенций. Для этого была создана группа студентов из 32 человек, испытуемых, и группа экспертов из педагогов и ведущих солистов-артистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, которые оценивали результаты. Анализ экспертных оценок о сформированности общих и профессиональных компетенций будущего артиста балета на начальном и конечном этапе исследования позволил констатировать, что тьюторское сопровождение в подготовке будущего артиста балета дает положительные результаты и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царегородцева Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of tutor support in the training of the future ballet dancer

Nowadays there are significant changes in different spheres of life, including education. The need to reform the educational system is directly related to the transition to post-industrial information society, where not only the already acquired knowledge of people but also the potential for continuous development of human’s professional and personal qualities throughout the life cycle play more and more important role. The modern educational process is aimed at the formation of independent, initiative and creative personality, ready to perform his potential activity. Despite the fact that the fundamental school of classical ballet was created in Russia, educational reforms also affected professional educational institutions. So, the main task that faces the educational organization is to keep up with the times, preserving the traditions of the Russian ballet school. In the article, we consider the importance of tutoring in the training of a future ballet dancer and reveal the general meaning of such terms as “tutoring” and “tutor support”, describe the methods and approaches used by teachers in the theoretical and practical part of the educational process. As criteria determining the value of tutor support in the training of a future ballet dancer, the assessment of the formation of his general and professional competence was chosen. For this purpose, two groups were created: a group of 32 students, test subjects, and an expert-group of teachers and leading soloists-artists of the Mari State Opera and Ballet Theater named after E. Sapaeva, who evaluated the results. The analysis of expert assessments of the formation of the general and professional competence of a future ballet dancer at the initial and final stage of the research made it possible to state that tutoring in the training of a future ballet dancer gives positive results and contributes to the formation of a highly educated creative personality.

Текст научной работы на тему «Значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета»

УДК 377

DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-98-103

ЗНАЧЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА

К. А. Царегородцева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В настоящее время происходят значительные изменения в различных сферах жизни, в том числе и в образовании. Необходимость реформирования системы образования связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где все более существенную роль играют не только уже приобретенные знания людей, но и возможный потенциал непрерывного развития профессиональных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. Современный образовательный процесс направлен на развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, готовой к выполнению своей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в России создана фундаментальная школа классического балета, реформы в образовании коснулись и профессиональных образовательных учреждений, поэтому главная задача, стоящая перед образовательной организацией, - идти в ногу со временем, сохраняя традиции русской балетной школы. В статье рассматривается значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета и раскрывается общее значение таких терминов, как тьюторство и тьюторское сопровождение, описываются способы, методы и подходы используемые педагогами в теоретической и практической части образовательного процесса. В качестве критериев определения значения тьюторсого сопровождения в подготовке будущего артиста балета выбрана оценка сформированное™ его общих и профессиональных компетенций. Для этого была создана группа студентов из 32 человек, испытуемых, и группа экспертов из педагогов и ведущих солистов-артистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, которые оценивали результаты. Анализ экспертных оценок о сформированности общих и профессиональных компетенций будущего артиста балета на начальном и конечном этапе исследования позволил констатировать, что тьюторское сопровождение в подготовке будущего артиста балета дает положительные результаты и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, хореографическое образование, образовательный процесс, артист балета, сценическая практика.

THE IMPORTANCE OF TUTOR SUPPORT IN THE TRAINING OF THE FUTURE BALLET DANCER

K. A. Tsaregorotseva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Nowadays there are significant changes in different spheres of life, including education. The need to reform the educational system is directly related to the transition to post-industrial information society, where not only the already acquired knowledge of people but also the potential for continuous development of human's professional and personal qualities throughout the life cycle play more and more important role. The modern educational process is aimed at the formation of independent, initiative and creative personality, ready to perform his potential activity. Despite the fact that the fundamental school of classical ballet was created in Russia, educational reforms also affected professional educational institutions. So, the main task that faces the educational organization is to keep up with the times, preserving the traditions of the Russian ballet school. In the article, we consider the importance of tutoring in the training of a future ballet dancer and reveal the general meaning of such terms as "tutoring" and "tutor support", describe the methods and approaches used by teachers in the theoretical and practical part of the educational process. As criteria determining the value of tutor support in the training of a future ballet dancer, the assessment of the formation of his general and professional competence was chosen. For this purpose, two groups were created: a group of 32 students, test subjects, and an expert-group of teachers and leading soloists-artists of the Mari State Opera and Ballet Theater named after E. Sapaeva, who evaluated the results. The analysis of expert assessments of the formation of the general and professional competence of a future ballet dancer at the initial and final stage of the research made it possible to state that tutoring in the training of a future ballet dancer gives positive results and contributes to the formation of a highly educated creative personality.

Keywords: tutor, tutor support, choreographic education, educational process, ballet dancer, stage practice.

© Царегородцева К. А., 2018

Актуальным в системе подготовки современных специалистов является их умение быстро встраиваться в профессиональную деятельность сразу после окончания профессионального учебного заведения, поэтому образовательный процесс в настоящее время направлен на формирование самостоятельной и инициативной творческой личности, готовой к выполнению своей профессиональной деятельности. Будущий специалист должен иметь не только специальные знания, умения и навыки, но и, в соответствии с ФГОС, обладать целым комплексом общих и профессиональных компетенций, чтобы отвечать современным требованиям и быть готовым к личностному и профессиональному росту.

Исследователи отмечают: «Если проанализировать динамику подготовки специалиста с позиции маркетинга, то процесс формирования продукта (будущего специалиста) начинается с поступления «сырьевого» входящего ресурса (абитуриента) и заканчивается развитием или деградацией продукта (молодого специалиста) после его выхода на рынок. Вполне логично, что спрос на выпускников находится в прямой зависимости от качества их подготовки, т. е. от того многообразия форм и методов, которые были использованы за годы учебы. Опытные руководители правомерно считают, что продукт высокого качества способен к быстрому и эффективному развитию. Такой выпускник без длительной адаптации становится «принятым» членом коллектива, правильно воспринимает и оценивает концепцию данного учреждения и видит в нем свою конкретную роль» [7, с. 4]. Данные требования в подготовке специалистов коснулись и профессионального хореографического образования, следовательно, немаловажное значение в становлении будущих артистов балета приобретает тьюторское сопровождение.

Значения терминов «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества [10].

Тьютор - «Шог» в переводе с английского -педагог-наставник. Происхождение этого слова (лат. Шеог - заботиться, оберегать) связано с по-

нятиями - «защитник», «покровитель», «страж». В. Г. Онушкин и Е. И. Огарев дают следующее определение понятия «тьютор» - «педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых» [9, с. 197]. По мнению С. И. Змеева, «тьютор - это наставник, член контингента обучающихся взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым» [4, с. 14].

В настоящее время тьюторство - это особый вид социальной образовательной деятельности, заключающейся в поддержке и сопровождении образовательной траектории студента [11], а также это «основной ресурс реализации принципа индивидуализации в обучении на всех ступенях образования» [3, с. 4].

Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Под тьюторским сопровождением целесообразно рассматривать процесс обеспечения эффективного взаимодействия тьютора и обучающегося, ориентированный на достижение прогнозируемых результатов деятельности. Это объясняется теми широкими возможностями, которые предоставляет тьюторство для осуществления в педагогической практике индивидуально-ориентированного, лич-ностно ориентированного и гуманитарного подходов [6].

Учитывая специфику хореографического образования и его узкую направленность, тьюторское сопровождение является не просто индивидуализацией образования, как это принято понимать, а поиском индивидуальных танцевальных и выразительных средств для раскрытия потенциала творческой личности будущего артиста балета. Стоит также отметить, что именно педагог-балетмейстер осуществляет роль тьютора, так как, кроме обучения специальным дисциплинам, он обеспечивает развитие самосознания и личной мыследея-тельности будущего артиста балета. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в хореографическом образовании тьюторское сопровождение предусматривает создание таких алгоритмов профессиональной

деятельности, которые позволили бы им становиться творческой саморазвивающейся личностью.

Начальным положением для формирования теоретических основ тьюторского сопровождения будущего артиста балета стал личностно ориентированный подход, в котором каждая ситуация порождает множественность вариантов решений, непосредственно возникающих в ходе различных условий. Сопровождение может трактоваться как помощь будущему артисту в формировании компетенций, ответственность за действия которых несет он сам.

Тьюторское сопровождение активно используется в первую очередь при подготовке учащихся и студентов к исполнению ведущих партий в балетных спектаклях, концертных номерах, и к участию в международных и всероссийских конкурсах.

Педагог так выстраивает репетиционный процесс, что учащиеся и студенты оттачивают свое профессиональное мастерство, совершенствуя технику исполнения, актерские данные, выполняя замечания балетмейстера с физической и эмоциональной отдачей. Такое творческое партнерство способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущего артиста балета, которые являются одними из системообразующих качеств современного специалиста. Как отмечает Н. С. Морова, «жизненные вопросы, поставленные реальной практикой, активизируют научный поиск, а бесценная «педагогическая копилка» может предложить выверенные рецепты трансляции регионального опыта» [8, с. 11]. Такой опыт тьюторского сопровождения активно используется в отделении «Хореографическое искусство» Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И. С. Палантая, где педагоги с обучающимися выстраивают процесс индивидуальной работы по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

Цель нашего исследования - определить значение тьюторского сопровождения в процессе подготовки будущего артиста балета.

Для исследования были отобраны 32 студента 1 и 2 курса отделения «Хореографическое искусство». В качестве экспертов привлекались педагоги и ведущие солисты-артисты Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. Экспертами выступали художественный руководитель театра К. А. Иванов, педагоги - А. Я. Александрова, О. П. Комлева и В. Е. Шабалин, ведущие солисты-артисты - О. В. Челпанова, К. В. Ко-

ротков, Д. С. Коган и Е. Н. Байбаева. Для того чтобы определить значение тьюторского сопровождения, данными экспертами будет оцениваться уровень сформированности общих и профессиональных компетенций на начальном и конечном этапе исследования.

Во время исследования будет использоваться компетентностный и личностно ориентированный подходы. В качестве методов исследования -применяться методы наблюдения и беседы, а также метод экспертных оценок, который позволит определить сформированность общих и профессиональных компетенций и оценить значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета.

На начальном этапе исследования каждому из экспертов была дана задача - оценить уровень сформированности компетенций у будущих артистов балета. В качестве критериев профессионального становления будущих артистов балета, которые позволят выявить динамику изменений у выпускников отделения «Хореографическое искусство» из общего списка компетенций, мы выделяем ОК-1,2,6,14 (общие) и ПК-1,2,6 (профессиональные) (табл.), представленные в ФГОС ПОУ (профессиональное образовательное учреждение) по направлению подготовки 071201 «Искусство балета». Данные компетенции были выбраны не случайно, поскольку именно они могут наиболее ярко отобразить изменения в профессиональной деятельности будущего артиста балета.

Исследование проводилось в течение 2016-2017 учебного года. В этот период педагоги на уроках по практическим специальным дисциплинам (классический танец, народно-характерный танец, дуэтно-сценический танец и т. д.) вставляли в комбинации элементы или отрывки из балетов классического наследия. Это могли быть как отдельная вариация или дуэт, так и полноценный сценический номер. Также педагог совместно с учеником «обсуждает и анализирует достигнутые им успехи, или возникшие проблемы и неудачи, совместно ищет пути выхода и дальнейшего продвижения в его индивидуальной образовательной программе» [1]. Активно используя медиатехнологии, педагог совместно со студентом записывал те или иные движения урока и далее, более детально, изучал их по видеозаписи, что позволяло совершенствовать исполнительское мастерство.

Для теоретических дисциплин вводились тесты по усвоению изучаемого материала. Так, студенты

готовили рефераты и курсовые работы по выбору на темы, затрагивающие различные аспекты их профессиональной деятельности. Темы каждого реферата студентов были выбраны с учетом их интересов. Например: «Пантомима и актерское мастерство в хореографии», «Основные методы и приемы развития художественного образа в музыке и хореографии», «Танцевальные импровизации с элементами джазовой хореографии», «Танец как средство сценической выразительности и создания художественного образа», «Хореографическая драматургия танцевального номера», «История возникновения и основные этапы развития историко-бытового танца», «История возникновения и основные этапы развития народно-сценического (характерного) танца», «Основные понятия положений, поз и перемещение исполнителей в пространстве сцены (профессиональная терминология)», «История возникновения и основные этапы развития классической хореографии и школы классического танца», «Жизнь и творчество выдающихся деятелей балетного искусства», «Законы драматургии. Создание танцевально-художественного образа» и другие.

Следует отметить, что формирование общих и профессиональных компетенции основывается на опыте деятельности обучающегося. «Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научить -ся общению, нужно общаться. Нельзя научиться работать на современном станке, не подходя к нему, пользоваться инструментом, не прибегая к практике. Приобретение компетенции зависит от активности обучающегося. Под активными методами обучения мы понимаем такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение студентов в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности» [5, с. 104].

В данном учебном заведении тьюторское сопровождение направлено на «сопровождение процесса корпоративного обучения..., обсуждения опыта переноса полученных знаний в реальную практику» [10, с. 46], поэтому особое место в хореографическом образовании стоит отвести сценической практике, так как именно выход на сцену является одной из главных задач образовательного процесса, а ведущей функцией тьюторства будет «оказание помощи профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект (сопровождаемый)» [2, с. 30]. Будущие артисты

балета отделения «Хореографическое искусство» уже с первого года обучения задействованы в репертуаре Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева. При подготовке ведущих партий в балете, совместно с индивидуальными многочасовыми репетициями, педагог с будущим артистом балета проговаривает образ исполняемого персонажа, просматривает с ним видеоматериалы, дает советы по литературным источникам, для того чтобы студент смог в полной мере раскрыть свою творческую индивидуальность. Именно участие в спектаклях театра учит будущих артистов балета быстро ориентироваться в сценическом пространстве, работать бок о бок с артистами и под руководством педагогов театра (тьюторов), а также повышать свое исполнительское мастерство. Это способствует развитию интереса к будущей профессии, развивает физическую выносливость, повышает творческий потенциал, мотивацию и качество подготовки будущего специалиста.

Эксперты в течение учебного года наблюдали за отобранными студентами, оценивая их работу:

- на уроках по специальным дисциплинам;

- в репетиционном процессе;

- в полугодовых и годовых экзаменах;

- в театре.

Результаты сформированное™ общих и профессиональных компетенций, полученные на начальном и конечном этапе нашего исследования с помощью экспертных оценок, представлены в таблице.

Как видно из таблицы, студенты, обучающиеся в условиях реализации тьюторского сопровождения, показали значительные сдвиги в формировании общих и профессиональных компетенций.

Таким образом, необходимость тьюторского сопровождения в системе хореографического образования обусловлена, с одной стороны, как мы говорили ранее, изменениями, происходящими в образовании, а с другой - индивидуализацией образования, которое предполагает создание реальных условий для выхода каждого субъекта «в процесс образования, как в процесс управления своей собственной образовательной траекторией». Именно поэтому введение в практику хореографической профессиональной образовательной организации тьюторского сопровождения поможет учащимся и студентам быстрее адаптироваться к образовательному пространству учебного заведения как социально, так и психологически, а также определить свой образовательный заказ и сформировать качества высококвалифицированного специалиста.

Оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций / Assessment of level of formation of General and professional competences

№ п/п Компетенции / Competences Оценка сформированности компетенций на начальном этапе / Assessment of competence formation at the initial stage Оценка сформиро-ванности компетенций на конечном этапе / Assessment of competence formation at the final stage

1. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) образования в профессиональной деятельности (ОК-14) 3,7 3,9

2. Исполнять различные виды танца: классический, дуэтно-клас-сический, народно-сценический, историко-бытовой (ПК-2) 3,8 4,2

3. Сохранять и поддерживать собственную внешнюю физическую и профессиональную форму» (ПК-6) 3,4 3,9

4. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес» (ОК-1) 3,6 4,3

5. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» (ОК-2) 3,5 4

6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством» (ОК-6) 3,4 4,1

7. Исполнять хореографический репертуар в соответствии с программными требованиями и индивидуально-творческими особенностями» (ПК-1) 3,6 4,3

Литература

1. Гангнус Т. А., Ратт Т. А. Тьюторское сопровождение в современной школе: сущность и содержание // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях образования: материалы международной научно-практич. конф. (28-30 марта 2012 г, г Пермь) / под общ. ред. Л. А. Косолаповой; ред. кол.: Т. Я. Шихова, Н. В. Юняева, Т. П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь: ПГТПУ, 2012. С. 46-49. URL: http://pedagog.pspu.ru/attachtutor-conf/tutor-conf.Perm.28-30.03.2012.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

2. Затямина Т. А. Тьюторское сопровождение на курсах повышения квалификации // Дополнительное профессиональное образование. 2006. № 5. С. 28-34. URL: https://elibrary.ru/ author_items.asp?authorid=682048&pubrole=100&show_refs= 1&show_option=0 (дата обращения: 15.03.2018).

3. Ковалева Т. М. Основные тенденции развития тью-торства в России // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях образования: материалы международной научно-практич. конф. (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л. А. Косолаповой; ред. кол. : Т. Я. Шихова, Н. В. Юняева, Т. П. Гав-рилова; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. Пермь: ПГТПУ, 2012. С. 3-7. URL: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-conf/tutor-conf.Perm.28-30.03.2012.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

4. Кормакова В. Н., Лаврова Ю. С. Лаверченко Т. О. Тьюторское сопровождение подростков во внеурочной деятельности // Территория науки. Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт. 2014. № 5 (5). С. 29-31 URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22991773 (дата обращения: 15.03.2018).

5. Коротков С. Г., Комелина В. А. Компетентностный подход в подготовке современного учителя технологий и предпре-

нимательства // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 103-104. URL: http://vestnik.marsu.ru/ view/journal/artide.html?id=616 (дата обращения: 15.03.2018).

6. Мокрова И. И. Тьюторское сопровождение деятельности студентов в профессиональном колледже // Научные исследования в образовании. 2011. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/ntyutorskoe-soprovozMeme-deyatelnosti-studentov-v-professionalnom-kolledzhe (дата обращения: 15.03.2018).

7. Морова Н. С. Социальное партнерство с работодателем как стимул повышения качества образовательных услуг вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 6. С. 2-5. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=16763608 (дата обращения: 15.03.2018).

8. Морова Н. С. Социальная педагогика и социальная политика в условиях экономического кризиса // Социальная педагогика в России. 2009. № 2. С. 9-12. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=12827316 (дата обращения: 15.03.2018).

9. Серебровская Т. Б. Тьюторство в контексте модернизации высшей школы // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. ун-та, 2011. № 5 (124). С. 13-18. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16350719 (дата обращения: 15.03.2018).

10. Фаляхов И. И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фалиситатор и индефикация их готовности к осуществлению наставнической деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 45-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/diversifikatsiya-modeley-nastavnichestva-mentor-tyutor-kouch-fasilitator-i-identifikatsiya-ih-gotovnosti-k-osuschestvleniyu (дата обращения: 15.03.2018).

11. Челнокова Е. А. Тьюторство в ретроспективе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. пед. ун-та,

2012. № 7 (71). С. 117-120. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 17944029 (дата обращения: 15.03.2018).

References

1. Gangnus T. A., Ratt T. A. Tjutorskoe soprovozhdenie v sov-remennoj shkole: sushhnost' i soderzhanie [Tutor support in modern school: essence and content]. Tjutorskoe soprovozhdenie individual'nyh obrazovatel'nyh programm na raznyh stupenjah obrazovanija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28-30 marta 2012g., g. Perm') = Tutor support of individual educational programs at different levels of education: materials of the international scientific-practical conference (28-30 March 2012, Perm), ed. by. L. A. Kosolapovoj; red. kol. T. Ja. Shihova, N. V Jun-jaeva, T. P. Gavrilova; Perm. gos. gumamt-ped. un-t, Perm': PGTPU, 2012, pp. 46-49. Available at: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-confftutor-confPerm.28-30.03.2012.pdf (accessed 15.03.2018).

2. Zatjamina T. A. Tjutorskoe soprovozhdenie na kursah pov-yshenija kvalifikacii [Tutor support for advanced training courses]. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie = Additional professional education, 2006, no. 5, pp. 28-34. Available at: https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=682048&pubrole=100 &show_refs=1&show_option=0 (accessed 15.03.2018).

3. Kovaleva T. M. Osnovnye tendencii razvitija tjutorstva v Rossii [Main trends of tutor development in Russia]. Tjutorskoe soprovozhdenie individual'nyh obrazovatel'nyh programm na razn-yh stupenjah obrazovanija: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (28-30 marta 2012 g., g. Perm') = Tutor support of individual educational programs at different levels of education: materials of the international scientific-practical conference (28-30 March 2012, Perm), ed. by L. A. Kosolapovoj; red. kol. T. Ja. Shihova, N. V. Junjaeva, T. P. Gavrilova; Perm. gos. gumanit.-ped. un-t, Perm': PGTPU, 2012, pp. 3-7. Available at: http://pedagog.pspu.ru/attach/tutor-conf/tutor-conf.Perm. 28-30.03.2012 (accessed 15.03.2018).

4. Kormakova V. N., Lavrova Ju. S. Laverchenko T. O. Tju-torskoe soprovozhdenie podrostkov vo vneurochnoj dejatel'nosti [Tutor support of teenagers in extracurricular activities]. Terri-torija nauki = Territory of science, Voronezh: Voronezhskij jekonomiko-pravovoj institut, 2014, no. 5(5), pp. 29-31 Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22991773 (accessed 15.03.2018).

5. Korotkov S. G., Komelina V. A. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke sovremennogo uchitelja tehnologij i predprenimatel'st-va [Competence-based approach to the training of modern teacher of technology and business]. Vestnik Marijskogo gosudar-stvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University,

2013, no. 12, pp. 103-104. Available at: http://vestnik.marsu.ru/ view/journal/article.html?id=616 (accessed 15.03.2018).

6. Mokrova I. I. T'jutorskoe soprovozhdenie dejatel'nosti stu-dentov v professional'nom kolledzhe [Tutor support of students' activity in professional college]. Nauchnye issledovanija v obra-zovanii = Scientific research in education, 2011, no. 12. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-studentov-v-professionalnom-kolledzhe (accessed 15.03.2018).

7. Morova N. S. Social'noe partnerstvo s rabotodatelem kak stimul povyshenija kachestva obrazovatel'nyh uslug vuza [Social partnership with the employer as an encentive to improve the qulity of educational services of the university]. Vysshee obrazovanie segodnja = Higher education today, 2011, no. 6, pp. 2-5. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16763608 (accessed 15.03.2018)

8. Morova N. S. Social'naja pedagogika i social'naja politika v uslovijah jekonomicheskogo krizisa [Social pedagogy and social policy in the conditions of economic crisis]. Social'naja pedagog-ika v Rossii = Social pedagogy in Russia, 2009, no. 2, pp. 9-12. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12827316 (accessed 15.03.2018).

9. Serebrovskaja T. B. Tjutorstvo v kontekste modernizacii vysshej shkoly [Tutoring in the context of modernization of higher school]. Vestnik Orenburgskogogosudarstvennogo universi-teta = Bulletin of the Orenburg State University, Orenburg: Orenburg gos. un., 2011, no. 5(124), pp. 13-18. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=16350719 (accessed 15.03.2018).

10. Faljahov I. I. Diversifikacija modelej nastavnichestva: mentor, tjutor, kouch, falisitator i indefikacija ih gotovnosti k osushhestvleniju nastavnicheskoj dejatel'nosti [Diversification of mentoring models: mentor, tutor, coach, facilitator and indefication of their readiness for mentoring]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal = Kazan pedagogical journal, 2016, no. 2, pp. 45-49. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/diversifikatsiya-modeley-nastavnichestva-mentor-tyutor-kouch-fasilitator-i-identifikatsiya-ih-gotovnosti-k-osuschestvleniyu (accessed 15.03.2018).

11. Chelnokova E. A. T'jutorstvo v retrospective [Tutoring in retrospective]. Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta = News of the Volgograd State Pedagogical University, Volgograd: Volg. gos. ped. un., 2012, no. 7 (71), pp. 117-120. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17944029 (accessed 15.03.2018).

Статья поступила в редакцию 17.03.2018 г.

Submitted 17.03.2018.

Для цитирования: Царегородцева К. А. Значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 98-103. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-98-103

Citation for an article: Tsaregorodtseva K. A. The importance of tutor support in the training of the future ballet dancer. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 98-103. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-3-98-103

Царегородцева Ксения Александровна, Ksenia A. Tsaregorodtseva, postgraduate, аспирант, Марийский государственный уни- Mari State University, Yoshkar-Ola, верситет, г. Йошкар-Ола, ksetoile@gmail com ksetoile@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.