13. Yashchenko I.V., Shestakov S.A. (2018) EGEh - 2018. Matematika. Profil'nyj uroven'. Metodicheskie ukazaniya [USE - 2018. Mathematics. Profile level. Methodical instructions] Moscow, MCNMO Publ. (In Russian).
14. Batueva K.S., Zakirova N.M. (2017) Irracional'nye uravneniya i neravenstva v shkol'nom kurse [Irrational equations and inequalities in the school course] Matematicheskij vestnik pedvuzov i universitetov Volgo-Vyatskogo regiona. Kirov. Vol. 19 (316), 204-209. (In Russian).
15. Bashmakov M.I. (2017) Matematika. Uchebnik [Mathematics. Textbook] Moscow, KnoRus Publ. (In Russian).
16. Shabunin M.I. (2005) Uravneniya: lekcii dlya starsheklassnikov i abiturientov [Equations: lectures for high school students and applicants] Seriya «Matematika». Moscow, Chistye prudy Publ. (In Russian).
17. Bashmakov M.I. (2014) Matematika: algebra i nachalo matematicheskogo analiza, geometriya. Za-dachnik [Mathematics: algebra and the beginnings of mathematical analysis, geometry. Taskbook] Moscow, Akademiya Publ. (In Russian).
18. Kalinin S.I. (2013) Metod neravenstv resheniya uravnenij: uchebnoe posobie po ehlektivnomu kursu dlya klassov fiziko-matematicheskogo profilya [The method of inequalities in the solution of equations: a tutorial on the elective course for classes of physics and mathematics] Moscow, Moskovskij licej. (In Russian).
19. Zhafyarov A.Zh. (2007) Obuchayushchij zadachnik. Matematika. 10-11 klassy. Profil'nyj uroven' [Learning task book. Mathematics. 10-11 classes. Profile level] Moscow, Prosveshchenie Publ. (In Russian).
20. Erina T.M. (2018) Matematika. Profil'nyj uroven', prakticheskoe rukovodstvo [Mathematics. Profile level, practical guidance] Moscow, UchPedGiz Publ. (In Russian).
21. Isakova M.M., Tlupova R.G., Kankulova S. H., Erzhibova F.A., Ibragim A.S. (2018) O sinteticheskom metode resheniya zadach [On the synthetic method for solving problems] Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 108-117. DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.11 (In Russian).
22. Isakova M.M, Tlupova R.G., Erzhibova F.A., Kankulova S.H., Ibragim A.S. (2018) Primenenie analiticheskogo metoda pri poiske resheniya zadach [The application of the analytical method in the search for solving problems] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2, 71-78. (In Russian).
g DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.07
о ^
m ro 1=
2 о
ro
3
>.
ira
<
CO Ф
ro
Ю cr ro
о £
□l
(0 X
ad
LLi
УДК 378.937 ББК 74.480.26
Е.В. Калугина1, Р.И. Кусарбаев2, А.Ф. Матушак3,
О.Ю. Павлова4
1 ORCID № 0000-0002-5838-492X, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2 ORCID № 0000-0002-8698-5757, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID № 0000-0003-0514-0443, доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected] 4 ORCID № 0000-0002-5334-9084, доцент, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3
тьюторство как инструмент формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность внедрения нового инструмента в образовательный процесс для формирования профессиональной компетентности у будущих учителей иностранного языка, представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на феномен «тьюторства». Цель настоящей статьи - представить результаты исследования по формированию профессиональной компетенции у будущих учителей иностранного языка посредством внедрения инструмента тьюторства в образовательный процесс.
Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также проектирование и описание модели тьюторского действия, отражающей специфику включения инструмента тьюторства в профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка.
Ре.зультаты. Раскрыта сущность и содержание профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка, представлен функциональный и ролевой взгляд на профессиональную деятельность будущего учителя с позиции тьютора, определен механизм включения инструмента тьюторства в образовательный процесс, спроектирована модель тьюторского действия, научно обоснованы технологии и методы тьюторского сопровождения процесса обучения иностранному языку, выявлены возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.
Обсуждение. Подчеркивается, что тьюторское действие является важнейшим эмерджент-ным компонентом целостного процесса профессиональной подготовки будущего учителя, в которой: главная цель - социально-педагогическое содействие в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка для образовательной организации; главная задача - формирование профессиональной компетенции и социально значимых качеств в рамках основных требований федеральных государственных стандартов подготовки в высшей школе.
Заключение. Включение инструмента тьюторства в образовательный процесс, способствует эффективному развитию профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков и приводит к повышению качества образования.
Ключевые слова: профессиональная компетенция будущего учителя, феномен тьюторства, функции и роли тьютора, модель тьюторского действия, инструмент тьюторства, технологии и методы тьюторского сопровождения процесса обучения иностранному языку.
Основные положения:
• проанализированы возможности использования инструмента тьюторства для формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков;
• разработана и описана модель тьюторского действия, отражающая специфику включения инструмента тьюторства в образовательный процесс будущего учителя иностранных языков;
• выявлены возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.
X
ф
й с
о
О X .0 с; го
X
о
S
о
о ф
-&
о ^
с
is
° щ
со к
О. Р
1. Введение (Introduction)
Экономический и технический прогресс, глобализация социокультурных процессов, тенденция индивидуализации образования в сочетании с увеличением значимости феномена тьюторства для профессиональной успешности человека формируют на сегодняшний день
новые требования к будущим учителям иностранных языков. В сложившихся условиях будущий педагог должен быть готовым к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, проявлять стремление быть профессионалом, постоянно обновлять свои знания и умения, стремиться к
X ™
ф ао s
x>s
_ ф
* ^ го £
о *
о т
Ё *
О X
£ ^
го со
о ^
ш го С
2 о
Si
го
3
>.
I-
го
<
со ф
го
ю ^
го о
£
CL
го~
X
го
Ш LlJ
саморазвитию, проявлять толерантность к неопределенности, быть готовым к риску, т.е. быть профессионально компетентным [1]. В этой связи становится необходимым включение инструмента тьюторства в образовательный процесс, который бы способствовал развитию профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков, что приведет к повышению качества образования и формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Следует отметить, что учеными проделана определенная работа по изучению инновационного опыта в области повышения качества образования [2-4], однако вопросы, связанные с уточнением современного понимания потенциала инструмента тьюторства, анализом процесса влияния модели тьюторского действия на формирование тьюторской компетенции будущего учителя иностранного языка, еще предстоит решить.
Цель настоящей статьи - представить результаты исследования по формированию профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка посредством внедрения инструмента тьюторства в образовательный процесс.
Задачи исследования:
• Проанализировать возможности инструмента тьюторства на формирование профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка.
• Разработать и описать модель тьюторского действия, отражающую специфику включения инструмента тью-торства в образовательный процесс будущего учителя иностранных языков.
• Выявить возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Основным методом исследования является анализ научно-педагогической литературы, который выявил, что существенный вклад в разработку проблемы научного осмысления категории тьюторства внесли зарубежные иссле-
дователи А. Белл, Г. Блекбурн, В.Б. Вуд, Э. Гордон, Г. Гоулд, А. Доджер, О. Ко-зар, А. Рашид, Д. Роско Род, М. Сойби, К.Д. Таннер, Э. Финберг [5-10], а также отечественные ученые Н.В. Борисова, Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, Н.В. Ры-балкина, Е.А. Суханова, А.Н. Тубель-ский, Г.П. Щедровицкий, С.А. Щен-ников, М.П. Черемных и др. [11-13]. Обзор научно-исследовательских работ показал, что формированием профессионально важных качеств будущего учителя занимались Г.Н. Григорьева, Л.И. Гурье, С.А. Дружилов, И.А. Колесникова, В.Г. Максимов, И.В. Павлов, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, Н.Е. Щур-кова и др. [14; 15].
3. Результаты (Results)
В контексте данного исследования профессиональная компетентность будущего учителя рассматривается как совокупность обобщенных знаний, умений и способностей, обеспечивающих реализацию содержания государственных образовательных стандартов. Термин «профессионализм» интегрирует все то, что в профессиональном понимании определяется «компетентностью». Вариативный подход к термину компетентности определяет ее как некоторую характеристику любого специалиста, которая содержит: профессиональную обу-ченность, обучаемость, умелость; личностные способности к деятельности в широком смысле, профессиональное мировоззрение; сильное целеполагание в профессии; смыслотворчество в профессии; позитивную динамику мотива-ционной сферы. С этой позиции можно рассуждать о тьюторской компетенции, и измерить профессионализм будущего учителя иностранных языков по следующим показателям: уровню профессиональных знаний - тех самых, которые являются предметом курса будущего учителя; уровню профессиональных умений и навыков; способность к выполнению тьюторской деятельности; мотивации на выполнение профессиональной деятельности [16]. Формирование профессиональной компетенции и развития личности будущего учителя иностранного языка образно можно представить
как расширение области знаний, оттачивание навыков деятельности, развитие способностей, усиление мотивов на деятельности. Приоритет тьюторской компетентности, как способности и готовности будущего учителя иностранных языков, организовывать открытое пространство для профессионального, личностного и жизненного самоопределения и осуществлять специализированную деятельность по построению, проектированию, сопровождению индивидуальных образовательных программ очевиден. Рассмотрим деятельность будущего учителя с точки зрения функций тьютора, а также исполняемых им ролей [1; 12].
Выделим следующие инвариантные функции тьютора: управленческая, диагностическая, мотивационная, коммуникативная, учебно-методическая, функция целеполагания, функция планирования, функция контроля и рефлексии [17]. Ролевой взгляд на деятельность с позиции тьютора поможет выявить особенности поведения тьютора, которые максимально точно соответствуют функциям. Рассмотрим основные роли будущего учителя с позиции тьютора в отношениях с обучающимися, которые успешно влияют на процесс обучения иностранным языкам. Отношения будущего учителя с обучающимися в роли тьютора предполагают исполнение определенных ролей, а именно: консультанта, наставника, менеджера, педагога, андрагога, арбитра, ментора, маркетолога и других. Выделенные роли будущего учителя связаны с содержанием отношений между тьютором и обучающимися. Однако у тьютора есть и другие роли - «формальные», поскольку он отражают форму различных содержательных отношений с обучающимися в процессе изучения иностранного языка. Выступая в роли консультанта, дирижера, гида, либо в другой роли, будущий учитель устанавливает различные формы отношений между учащимися, например: командно-подчиненные, партнерские, отеческие и другие. Эти и другие виды формальных отношений будут ярко выражены на практических занятиях иностранного языка с обучающимися, в де-
батах, форумах, дискуссиях, телефонных разговорах, письменных работах [13].
4. Обсуждение (Discussion)
Тьюторское действие является важнейшим эмерджентным компонентом целостного процесса профессиональной подготовки будущего учителя, в которой: главная цель - социально-педагогическое содействие в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка для образовательной организации; главная задача - формирование профессиональной компетенции и социально-значимых качеств в рамках основных требований федеральных государственных стандартов подготовки в высшей школе. Качество профессиональной подготовки будущего учителя обеспечивается не только усвоением содержания образовательных программ вуза, но и, в значительной степени, интегрированной с производственной практикой единой, кластерной, открытой, вариативной, образовательной средой, посредством инновационного включения инструмента тьюторства в процесс обучения, к которым можно отнести модель тьюторского действия (рис. 1).
Спроектированная модель тьютор-ского действия отражает сложный, многокомпонентный процесс, который заключается в непосредственном воздействии объектов и субъектов образовательного процесса, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Тьюторское воздействие выполняется в следующих формах: индивидуальной форме (между будущим учителем и тью-торантом); социально-психологической форме (взаимодействие в коллективе); интегральной форме (объединяет различные воспитательные взаимодействия в конкретном обществе) [18].
Характеризуя тьюторское действие как инструмент, следует выделить специфические дидактические составляющие данного процесса.
1. Тьюторские технологии представляют собой систему совместной деятельности будущего учителя и тьюторантов, включают набор операций по проектированию, формированию и рефлексии результата в соответствии с условиями
X
ф
Ü3
с
s о
О X .0
га х о s
о
о ф
-&
о с
Ig
° ч,
I к
а р
X ™
ф £■
о s x>s
s ф * ^
ГО <U о ^
о т
О X £ ^
h^vlT
<j> E.B. Калугина, Р.И. Кусарбаев, А.Ф. Матушак, О.Ю. Павлова
СО (D
0
3
1 с
-с
i
о\ с I
о *
о
(V)
о
(V)
о о
■8
0 ®
ф
1 I о
(V)
о а
(D
а 0)
(V)
о
(V)
с -с
(D
О *
О
(V)
0
1
с ®
*
о с
3
а>
3
а>
1ЧЭ
о
09 §
СО
Цель: формирование профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка посредством включения
инструмента тьюторства
Подтверждение выводов диагностики j I
2.Изменение со временем
/
Стадия осознания проблемы
Г
Решение
Составление
плана действий
Стадия осознания необходимости решения
Стадия осознания собственной ответственности за сделанный выбор
Профессиональная компетенция
Внешние \л факторы
1
Формы:
•S индивидуальная ■S социально-психологическая S интегральная
Роли:
консультант, наставник, ментор, менеджер, арбитр, педагог, андрагог, маркетолог и др.
3.Признание потребностей
Стадия
выбора
варианта
решения
проблемы
5.Разрешение сомнений
4.0ценка всех вариантов
ренние ^факторы
Инструмент тьюторства
Т------
е*э«изм тьюторе*0'
Действия
Функции:
управленческая, У диагностическая, У мотивационная, У коммуникативная, У учебно-методическая, ^ функция целеполагания, ^ функция планирования, ^ функция контроля и рефлексии
Методы:
визуализация, тайм-лайн, интеллект-карта, омега-мэппинг, Делфи, скрайбинг, инфографика, кластерн, шесть думающих шляп, морфологический ящик, мозговой штурм, и др.
Технологии:
вопросно-ответная; технология консультирования; тренинговая; технология модерации; технология рефлексии
Рис. 1. Модель тьюторского действия Fig. 1. The model of tutorial action
образовательного процесса, позволяющих эффективно реализовывать поставленные цели. К ключевым тьюторским технологиям относятся: 1) вопросно-ответная; 2) технология консультирования; 3) тренинговая технология; 4) технология модерации; 5) технология рефлексии [19].
2. Интерактивные методы, ориентированные на широкое взаимодействие субъектов тьюторского действия, а именно: «визуализация», «тайм-лайн», «интеллект-карта», «омега-мэппинг», «скрайбинг», «Делфи», «инфографика», «кластерн» или «карточный опрос», «морфологический ящик», «шесть думающих шляп», «мозговой штурм» [20].
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, значимость данного исследования состоит в том, что мы попытались внести определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В статье была раскрыта сущность и содержание профессиональной
компетенции будущего учителя иностранного языка, представлен функциональный и ролевой взгляд на профессиональную деятельность будущего учителя с позиции тьютора, определен механизм включения инструмента тьюторства в образовательный процесс, спроектирована модель тьюторского действия, научно обоснованы технологии и методы тьюторского сопровождения процесса обучения иностранному языку, выявлены возможности включения инструмента тьюторства в процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР No 1/330 от 04 июля 2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».
Библиографический список
1. Ковалева, Т.М. Переход к тьюторской модели современного университета: предпосылки, прецеденты, задачи управления [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.А. Суханова, Н.С. Гулиус // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 6 (112). - С. 101-113.
2. Кусарбаев, Р.И. Компетентностный подход как ключевой компонент системы качества профессиональной подготовки студентов при обучении иностранным языкам в высших учебных заведениях [Текст] / Р.И. Кусарбаев // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность. - 2015. - С. 161-165.
3. Калугина, Е.В. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности [Текст] / Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 10. - С. 30-35.
4. Матушак, А.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.Ф. Матушак // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. - Калининдград: Западный филиал РАНХиГС, 2016. - С. 216-218.
5. Wood W.B., Tanner K.D. (2012) The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class. USA, CBE-Life Sciences Education Publ. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110
6. Rashid A., Doger A., Gould G. (2008) National survey of college tutors in the UK regarding training in medical education. British journal of anesthesia. United Kingdom, Oxford University Press Publ.
7. Kozar O. (2013) The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors. Research in comparative and international education. United Kingdom. DOI: 10.2304/rcie.2013.8.1.74.
8. Roscoe Rod D., Chi Michelene T.H. (2007) Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors' explanation and questions. Review of educational researc. United Kingdom, Sage Publications Publ. DOI: 10.3102/0034654307309920
9. Dolmans D.H., Gijselaers W.H., Moust J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. (2002) Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational practice and research. USA, Med Teach Publ. DOI: 10.1080/01421590220125277.
10. Xiao J. (2012) Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. United Kingdom, Carfax Publishing Ltd Publ. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167
X
ф Ü3
с
s о
О X -О
го
X
о s
о
о ф
-&
о с
is
° ч,
со к
â р
X ™
ф а
о s
x>s
_ ф
* ^ го Р
о ^
о т р
О X £ ^
11. Ковалева, Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой [Текст] / Т.М. Ковалева, Т.В. Якубовская // Человек.Ж. - 2017. - № 12. - С. 85-94.
12. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова [Текст] / Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина. - М:. Авторский клуб, - 2017. - 56 с.
13. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство [Текст]: учеб. пособие / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. - М.: Юрайт, 2017. - 403 с.
14. Guslyakova N.I, Guslyakova A.V. (2017) The role of pedagogical reflection in the process of university students' professional training: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, pp. 8716-8722. DOI: 10.21125/iceri.2017.2388
15. Fedotova M.G., Afanasyeva O.U., Smirnova M.V. (2017) The significance of global competence and its influence on teacher training process: 4th SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria. Vol. 2. Psychology. Book 3, pp. 609-616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080
16. Калугина, Е.В. Практика тьюторства Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. -2014. - №1(14). - С. 33-37.
17. Афанасьева, О.Ю. Целеполагание как фактор повышения эффективности планирования урока иностранного языка [Текст] / О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №9. - С. 14-18.
18. Калугина, Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №7. - С. 44-49.
19. Matuszak A.F. (2016) Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect, https:// elibrary.ru/item.asp?id=26716130Trust and conflict in intercultural processer. Edizioni universita di macerata.
20. Гладкая, Е.С. Технологии тьюторского сопровождения [Текст]: учеб. пособие / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 93 с.
го >
_о
>
го CL
£
ГО
N
(Л □
>
Ф ГО -О
ГО (Л
а:
(О с 'га
J3
го >
ш
E.V. Kalugina1, R.I. Kusarbaev2, A.F. Matuszak3, O.Yu. Pavlova4
1 ORCID No. 0000-0002-5838-492X, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences
(Education), Associate Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2 ORCID No. 0000-0002-8698-5757, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences
(Education), Associate Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State
Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] 3 ORCID No. 0000-0003-0514-0443, Academic Title of Associate Professor, Doctor of Sciences (Education), Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian
Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected] 4 ORCID № 0000-0002-5334-9084, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (History), Head of the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
tutoring as a tool for forming the professional competence of future teachers of a foreign
language
Abstract
Introduction. The article substantiates the urgency of introducing a new tool into the educational process for forming the professional competence of future teachers of foreign a language, provides an overview of the main views of modern researchers and teachers on the phenomenon of "tutoring".
The purpose of this article is to present the results of the study on the formation of the professional competence of future teachers of a foreign language through the introduction of the tool of tutoring into the educational process.
Materials and Methods. The main methods are: analysis of the scientific literature, compilation and systematization of teaching experience on the issue, construction and description of the model of tutoring action, reflecting the specificity of tutoring tool incorporating into the training of future teachers of a foreign language.
Results. The essence and content of the professional competence of future foreign language teachers is revealed; the functional and role view on the future teacher's professional activity from the perspective of the tutor is presented; the mechanism of inclusion of the tutoring tool into the educational process is determined; the model of tutoring action is projected; the technologies and methods of tutoring the teaching process of a foreign language are scientifically grounded; the possibility of including the instrument of tutoring into the process of forming the professional competence of future teachers of a foreign language is detected.
Discussion. It is emphasized that tutoring is the most important emergent component of the holistic process of professional training of the future teacher, in which: the main goal is to provide social and pedagogical assistance in ensuring the quality of the professional training of the future foreign language teacher for the educational organization; the main task is the formation of professional competence and socially significant qualities in the framework of the basic requirements of federal state standards of preparation in higher education.
Conclusion. Inclusion of the tool of tutoring in the educational process, contributes to the effective development of the professional competence of future teachers of a foreign language and leads to an improvement in the quality of education.
Keywords: professional competence of the future teacher, the phenomenon of tutoring, the functions and roles of the tutor, the model of tutoring, the tool of tutoring, technologies and methods of tutoring accompanying the process of foreign language teaching.
Highlights:
• The possibilities of using the tool of tutoring for the professional competence formation of future teachers of a foreign languages are analyzed;
• The model of tutoring, reflecting the specifics of the inclusion of the tool of tutoring in the educational process of future teachers of a foreign language is developed and described;
• The opportunities to include the tool of tutoring into the process of forming the professional
competence of future teachers of a foreign language are revealed.
<u
References
1. Kovaleva T.M., Suhanova E.A., Gulius N.S. (2017) Perehod k t'yutorskoj modeli sovremennogo £ universiteta: predposylki, precedenty, zadachi upravleniya [Transition to the tutor model of a modern o university: preconditions, precedents, management problems] Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 6. 112, 101-113. (In Russian). °
2. Kusarbaev R.I. (2015) Kompetentnostnyj podhod kak klyuchevoj komponent sistemy kachestva ^ та
о го с^та £ ro
та
professional'noj podgotovki studentov pri obuchenii inostrannym yazykam v vysshyh uchebnyh zavedeniyah [Competence approach as a key component of the quality system of vocational training of students in teaching foreign languages in higher education institutions] Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov 'e, obrazovannost', konkurentosposobnost'. (In Russian). 'jE £
3. Kalugina E.V., Stolbova E.A., Tsilitsky V.S. (2017) Realizaciya pedagogicheskoj tekhnologii £ ^ formirovaniya gotovnosti budushchih pedagogov k t'yutorskoj deyatel'nosti [Realization of pedagogical technology offormation ofreadiness offuture teachers for tutor activity] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta.. 10, 30-35. (In Russian).
4. Matuszak A.F. (2016) Vzaimodejstvie prepodavatelej i studentov v obrazovatel'nom processe vuza [Interaction between teachers and students in the educational process of the university] Social'no-ehkonomicheskoe razvitie regionov Rossii: realii sovremennosti, tendencii, perspektivy: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticeskoj konferencii. Kaliningrad, Zapadnyj filial RANHiGS Publ., pp. 216-218. (In Russian).
о Ф го о
£ <u
ГО
та <u .E 3 О 3
4— 3 4-
O
го >
_о
>
го CL
£
го
N
(Л □
> ф
го
-О
ГО (Л
01
ГО~ С
'га
J3
ГО >
uJ
5. Wood W.B., Tanner K.D. (2012) The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class. USA, CBE-Life Sciences Education Publ. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110
6. Rashid A., Doger A., Gould G. (2008) National survey of college tutors in the UK regarding training in medical education. British journal of anesthesia.. United Kingdom, Oxford University Press Publ.
7. Kozar O. (2013) The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors. Research in comparative and international education. United Kingdom. DOI: 10.2304/rcie.2013.8.1.74.
8. Roscoe Rod D., Chi Michelene T.H. (2007) Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors' explanation and questions. Review of educational researc. United Kingdom, Sage Publications Publ. DOI: 10.3102/0034654307309920
9. Dolmans D.H., Gijselaers W.H., Moust J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. (2002) Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational practice and research. USA, Med Teach Publ. DOI: 10.1080/01421590220125277.
10. Xiao J. (2012) Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. United Kingdom, Carfax Publishing Ltd Publ. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167
11. Kovaleva T.M., Yakubovskaya T.V. (2017) T'yutorskaya deyatel'nost' kak antropopraktika: mezhdu individual'noj obrazovatel'noj traektoriej i individual'noj obrazovatel'noj programmoj [Tutor activity as anthropopractice: between an individual educational trajectory and an individual educational program] Chelovek.RU. Publ., 12, 85-94. (In Russian).
12. Kovaleva T.M., Cheredilina M.Yu. (2017) T'yutorstvo kak resurs dlya sistemy razvivayushchego obucheniya D.B. Ehl'konin - V.V. Davydov [Tutoring as a resource for the system of developmental learning of Elkonin - V.V. Davydova] Moscow, Avtorskij klub Publ. (In Russian).
13. Shchennikov S.A., Teslinov A.G., Chernyavskaya A.G. (2017) Innovacionnye processy v obrazovanii. T'yutorstvo: uchebnoe posobie [Innovative processes in education. Tutoring] Moscow, Yurajt Publ. (In Russian).
14. Guslyakova N.I, Guslyakova A.V. (2017) The role of pedagogical reflection in the process of university students' professional training: 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, pp. 8716-8722. DOI: 10.21125/iceri.2017.2388
15. Fedotova M.G., Afanasyeva O.U., Smirnova M.V. (2017) The significance of global competence and its influence on teacher training process: 4th SGEMInternational Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria. Vol. 2. Psychology. Book 3, pp. 609-616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080
16. Kalugina E.V. (2014) Praktika t'yutorstva Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The practice of tutoring in Chelyabinsk State Pedagogical University] Professional'nyj proekt: idei, tekhnologii, rezul'taty. 1. 14, 33-37. (In Russian).
17. Afanasyeva O.Yu., Fedotova M.G., Kalugina E.V. (2017) Celepolaganie kak faktor povysheniya ehffektivnosti planirovaniya uroka inostrannogo yazyka [Purposefulness as a factor of increasing the effectiveness of planning a lesson in a foreign language] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet. 9, 14-18. (In Russian).
18. Kalugina E.V. (2016) Modelirovanie processa obrazovaniya t'yutorskoj kompetencii u budushchih pedagogov [Modeling the process of future teachers' tutorial competence formation] Vestnik Chelyahinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, 44-49. (In Russian).
19. Matuszak A.F. (2016) Teacher-student culture of trust in educational process: prognostic aspect, https://elibrary.ru/item.asp?id=26716130Trust and conflict in intercultural processer. Edizioni universita di macerata.
20. Gladkaya E.S., Tyumaseva Z.I. (2017) Tekhnologii t'yutorskogo soprovozhdeniya [Technologies ofTutorial Support] Chelyabinsk, Izd-vo Yuzh.-Ural. gos. guman.-ped. un-ta Publ. (Russian).