Научная статья на тему 'Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности как педагогическая проблема'

Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСТВО / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИ-ДЕФЕКТОЛОГИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / TUITION / TUTORING / READINESS / PROFESSIONAL READINESS / SPECIAL EDUCATION TEACHERS / CHILDREN WITH HEALTH LIMITATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич

В статье рассматривается состояние изученности проблемы подготовки к тьюторской деятельности в научной психолого-педагогической литературе. Автор работы актуализирует проблему готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности. Уточняется сущность понятий «тьюторство», «тьюторская деятельность». Аргументируется, что формирование обозначенной готовности можно считать необходимым условием в подготовке кадров для системы специального образования, с целью повышения эффективности педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цилицкий Виталий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the current status of the problem of preparing for tutoring as presented in academic literature on psychology and pedagogy. The author actualizes the problem of future special education teachersreadiness for tutoring. The concepts of “tutoring”, “tutoring activity” are defined. The study reasons that the development of the specified competence is considered to be essential to improve efficiency of training experts in special education system

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности как педагогическая проблема»

УДК 378:371.9 ББК 74.480.26:74.5

В.С. Цилицкий

подготовка будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности

как педагогическая проблема1

В статье рассматривается состояние изученности проблемы подготовки к тьюторской деятельности в научной психолого-педагогической литературе. Автор работы актуализирует проблему готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности. Уточняется сущность понятий «тьюторство», «тьюторская деятельность». Аргументируется, что формирование обозначенной готовности можно считать необходимым условием в подготовке кадров для системы специального образования, с целью повышения эффективности педагогического процесса.

Ключевые слова: тьюторская деятельность, тьюторство, готовность, профессиональная готовность, педагоги-дефектологи, дети с ограниченными возможностями здоровья.

V.S. Tsilitsky

preparing future special education teachers for tutoring as a pedagogical problem2

The article considers the current status of the problem of preparing for tutoring as presented in academic literature on psychology and pedagogy. The author actualizes the problem of future special education teachers' readiness for tutoring. The concepts of "tutoring", "tutoring activity" are defined. The study reasons that the development of the specified competence is considered to be essential to improve efficiency of training experts in special education system.

Key words: tuition, tutoring, readiness, professional readiness, special education teachers, children with health limitations.

Проблема поиска путей повышения эффективности подготовки будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности является актуальной научной категорией. Так как в условиях глобальных социально-экономических сдвигов важным становится переориентация системы Российского образования на личностно ориентированный подход, а именно развитие личности ребенка, его индивидуальности, создание наилучших условий для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей [3]. Нормативно-правовые акты

последних лет формулируют заказ государства в необходимости формирования личности обучающегося посредством внедрения новых инновационных, вариативных образовательных программ на основе индивидуализации с учетом личностных свойств, интересов и потребностей обучающегося, в том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). (Концепция Федеральной целевой программы развития на 2016-2020 г., Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Обучающиеся с ОВЗ пред-

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Компетент-ностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к реализации ФГОС для детей с ОВЗ» (договор на выполнение НИР № 16-444 от 14.04.2017 г. заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

2 The article is written within the research work on the topic "Competence approach in preparing future special education teachers for implementation of the Federal State Educational Standard for children with health limitations" (research contract of No. 16-444 of 14.04.2017, contract owner Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev).

н о о

X .0

Ф H к Ф

>s о

О ^

О H 2 .0

I-

^

со о

о ц

о

Ё ф

-&

ф

ч

СО

р го

о 2 ¡г ф

ГО ц

чю

Ф О ¡= о. X =

ю I

ей ^

«з SI- ч о ф 1- с ч ^ о го

С

с;

С) Ш

ставляют категорию лиц, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, которые препятствуют получению образовательных услуг без специальных условий.

Государство и общество предъявляет ряд требований к уровню образования будущих педагогов-дефектологов как компетентных специалистов, одним из которых является овладение новыми, инновационными методами и приемами и практиками работы с обучающимися с ОВЗ, к которым можно отнести тьютор-ство [1]. Тьюторство в контексте оказания специальной (коррекционной) помощи обучающимся с ОВЗ рассматривается как деятельность по индивидуализации, направленная на выявление, развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов и создание индивидуальной образовательной программы (ИОП) с целью полноценного психического и личностного развития ребенка с ОВЗ.

Овладение будущими педагогами-дефектологами тьюторским инструментарием способно качественно улучшить коррекционную направленность образовательного процесса. Поэтому в связи с этим возникает востребованность в формировании готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности. Очевидно, что такая готовность как результат подготовки будущих учителей специального образования не может возникнуть самостоятельно, а требует целенаправленных усилий и планомерных действий всех субъектов образовательного процесса в высшей школе.

Анализ понятий «готовность», «тьюторство», «тьюторская деятельность» и «тьюторская компетенция» позволяет выделить взаимосвязь между ними и определить их сущность, что является приоритетным направлением нашего исследования. С точки зрения междисциплинарного подхода, понятие «готовность» имеет различное значение в связи с разным подходом к его содержанию и определяется как: состояние готового; состояние человека, выражающееся в готовности к действию; мобилизации сил для выполнения задач и др. В педагогике «готовность»

сопряжена с конкретным видом, формой или качеством деятельности. Профессиональная готовность рассматривается как комплексность требований, предъявляемых к педагогу. Понятие «готовность» рассматривается как итоговой результат профессиональной подготовки специалиста; система взаимосвязанных между собой теоретико-практических знаний и личностных характеристик (К.К. Платонов, В.В. Сериков). В.А. Сла-стенин определял готовность как синтез мотивационно-целевого, содержательно-операционного, эмоционально-волевого, оценочного компонентов, которые взаимосвязаны друг с другом. В большинстве исследований «готовность» понимается как интегральное свойство личности, включающее компоненты: уровень знаний по проблеме, индивидуальные психофизиологические особенности человека.

В педагогических исследованиях тьюторская профессиональная деятельность рассматривается в связи с понятиями «тьютор» и «тьюторское сопровождение». В России должность тьютора введена с 2008 г. и является новой для системы образования. Т.М. Ковалева дает определение должности «тьютор», и понимает под ней специалиста-педагога, который сопровождает и разрабатывает индивидуальную образовательную программу для обучающегося и оказывает помощь в ее реализации [4]. В контексте коррекционно-педагогической помощи тьюторство можно рассматривать как практику индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ (создание условий, выявление образовательного мотива, разработка и сопровождение индивидуальной образовательной программы и др.) с целью коррекции и компенсации недостатков развития и интеграции обучающегося в социум. Тьютор-ское сопровождение в коррекционно-образовательном процессе реализуется в трех направлениях и отражает содержание тьюторской деятельности: социальное (взаимодействие с различными учреждениями, специалистами и др.); предметное (взаимосвязанность обучения и коррекционно-педагогического воздействия); антропологическое (учет

индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и опора на сохранные возможности) [2; 5].

Тьюторская деятельность опирается на принцип индивидуализации и направлена на выявление образовательного запроса и вхождение тьюторанта в образовательную или профессиональную среду, создание условий для его развития. Исходя из представленных исследований, будем понимать готовность будущего педагога-дефектолога к тьюторской деятельности как сложное интегративное свойство личности, основу которой составляют мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, личностно-реф-лексивный и организационно-деятель-ностный компоненты, необходимые для осуществления индивидуализации коррекционно-педагогического процесса, путем выявления, поддержки и сопровождения образовательного мотива и создания условий для построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) с целью коррекции психофизических недостатков и социокультурной интеграции. Формирование этой готовности связано с освоением целого комплекса знаний, умений и действий, с развитием личностных качеств, определяемых компетенциями. Осуществляя профессиональную деятельность, педагог-дефектолог организует тьюторское сопровождение на основе диагностико-консультативной и коррекционно-педагогической видов деятельности [6]. Результатом внедрения тьюторской практики в коррекционно-образовательное пространство будет являться формирование социально-одобряемых норм стереотипов, осознание выбора и решения жизненно-важных проблем.

Формирование готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности в процессе профессиональной подготовки опирается на современные научные методологические подходы: системно-деятельностный, личностно ориентированный, антропологический и компетентностный. Научно-методологические основы изу-

чения проблемы формирования готовности к тьюторской деятельности были заложены в рамках положений теории открытого образования (Е.П. Белозер-цев, А.А. Андреев, А. Бергсон, Б.С. Гер-шунский, М.К. Каминский, К.Р. Поппер, В.М. Розин, В.И. Солдаткин, В.И. Слобод-чиков, П.Г. Щедровицкий, И.З. Юсупов и др.); концепции индивидуализации и персонификации обучения (А.С. Границ-кая, И.Э. Унт, В.Д. Шадриков и др.); теоретических оснований тьюторской деятельности (Е.А. Александрова, Э. Гордон, Е. И. Кобыща, Т.М. Ковалева Е.Б. Колосова, С.Г. Мануйлова, В.М. Розин, Н.В. Ры-балкина, А.А. Теров, М.П. Черемных, И.С. Якиманская и др.); адаптации личности (А.А. Баранов, В.Ф. Венда, А.Р. Ку-дашев, А.А. Реан и др.); готовности к тьюторской деятельности (Е.А. Андреева, Н.Ю. Грачева, Т.М. Ковалева); профессиональной деятельности педагогов-дефектологов (В.А. Бородина, Е.В. Зво-лейко, А.В. Калиниченко, Н.Н. Мало-феев, Н.М. Назарова, И.А. Филатова); профессионального образования будущих педагогов-дефектологов (Л.С. Волкова, А.А. Марголис, В.И. Селиверстов, В.В. Рубцова и др.).

Результаты анализа научных исследований, посвященных проблеме изучения профессиональной готовности, позволили выделить следующие компоненты готовности будущих педагогов-дефектологов к тьюторской деятельности: мотивационно-ценностный, личностно-рефлексивный, когнитивно-операциональный, организационно-дея-тельностный.

Мотивационно-ценностный компонент готовности к тьюторской деятельности будущего педагога-дефектолога представлен сформированной системой профессионально-ценностных ориента-ций, целевых установок, потребностей и мотивов, которые обеспечивают осознанное овладение тьюторской деятельностью. Характеризуется наличием у будущих дефектологов интереса к тью-торской деятельности и осознанием ценности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в своей профессиональной деятельности. Показателем

н о о

X .0

си H

к ф

ч >s о

О

о

H 2 .0

I-

^

о

о ц

о ф

-&

ф

ч

CQ

Р ГО

О S

il ф

ГО ц

чю ф о ¡= о. х =

ю I

а р

CÛ ^

«з SI- ч о ф 1- с ч ^

О ГО С Ü

сформированности данного компонента будут являться:

• Личностно-рефлексивный компонент характеризует себя как осознание своих потенциальных возможностей к тьюторской деятельности и пониманию собственных профессиональных действий, являясь основанием гуманизации отношений образовательного процесса.

• Когнитивно-операциональный компонент проявляется как наличие у будущих педагогов специального обучения сформированной системы профессиональных знаний в области организации тьюторского сопровождения и знаний психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ и действий по применению технологий тьюторского сопровождения и построению образовательного процесса.

• Организационно-деятельностный компонент готовности будущих пе-дагогов-дефектологов выражается через умение осуществлять деятельность по выявлению и оформлению индивидуального образовательного запроса обучающегося с ОВЗ, использовать приемы моделирования содержания, форм и технологий тьюторского сопровождения, проектировать образовательный процесс с учетом тьюторской методологии.

Представленные нами компоненты готовности будущего педагога-дефектолога к тьюторской деятельности позволили выявить критерии и уровни сформированности профессиональной готовности будущих дефектологов, на основании которых было разработана программа формирующего эксперимента, реализуемая в рамках образовательного процесса.

Библиографический список

1. Бородина, В.А. Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-дефектологов к работе по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: монография /

B.А. Бородина. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 249 с.

2. Бородина, В.А. Тьюторское сопровождение формирования рефлексивных механизмов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (теоретические основы) [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина, В.С. Цилицкий. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 117 с.

3. Калугина, Е.В. Тьюторское сопровождение обучения иностранному языку в образовательном пространстве Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1. -

C. 115-123.

4. Ковалёва, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис. - 246 с.

5. Потапова, М.В. Индивидуальная траектория тьюторского сопровождения образовательного процесса как социальная проблема [Текст] / М.В. Потапова, В.С. Цилицкий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 158-162.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 октября 2015 г. № 1087.

Referencеs

1. Borodina, V.A. Competence approach in preparing future special education teachers to working on socialization of children with health limitations, monograph. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gos. ped.-gum. un-ta, 2017. P. 249. [in Russian].

2. Borodina V.A. Tutor support for the formation of reflexive mechanisms of socialization of children with health limitations (theoreticalfoundations): educational-methodical manual / V.A. Borodin, V.S. Tsilitsky. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyabinskogo gos. ped.-gum. un-ta, 2017. P. 117. [in Russian].

3. Kalugina E.V. Tutor support of teaching a foreign language in the educational space of Chelyabinsk State Pedagogical University. Vestnik Chelyabinskogogos. ped. un-ta, 2014. No. 1. P. 115-123. [in Russian].

4. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Profession of "a tutor" M.: Tver: SFC office. P. 246. [in Russian].

5. Potapova M.V., Tsilitsky V.S. Individual trajectory of tutorial support of the educational process as a social problem. UchenyiezapiskiuniversitetaP.F. Lesgafta, 2016. No. 11 (141). P. 158-162. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 44.03.03 Special (Defectological) Education (Bachelor's Degree)". Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1087 of October 1, 2015 [in Russian].

Сведение об авторе Дилицкий Виталий Сергеевич,

аспирант кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: tsilitskyvs@mail.ru

Information about the authors: Tsilitsky Vitaly Sergeyevich,

Postgraduate Student,

Department of Pedagogy and Psychology

South Ural State Humanitarian

Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: tsilitskyvs@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.215

М.В. Циулина

I

ф

аксиологические аспекты концепции f ц

рефлексивно-ценностного сопровождения р профессионально-творческой подготовки 8 § студентов педагогического вуза | i

ü

В статье рассмотрены аксиологические основания концепции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза. Представлены понятие «ценность», характеристика ценностей, классификации ценностей, механизм ценностного самоопределения личности.

Ключевые слова: ценности, педагогическая аксиология, профессиональная подготовка педагога, профессиональные ценности.

M.V. Tsiulina

axiological aspects of the concept of refletive-value follow-up in professional and creative training of students at a pedagogical university

The article considers axiological grounds for the concept of reflective-value followe-up in professional and creative training of students at a pedagogical university. The study presents the concept of 'value', characterize and classify values, and describes the mechanism of personal value self-determination.

Key words: values, pedagogical axiology, professional teacher training, professional values.

Ф m

m

с о

и

н

5 ф

ф о с m о I-

о

ф I S -О ^ с;

ü

it о о

< с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.