Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к тьюторству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе'

Концептуальные подходы к тьюторству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TUTOR / TUTORING / TUTOR ACTIVITY / HIGHER EDUCATION / INDIVIDUALIZED EDUCATION PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микова Ильяна Сергеевна

В статье описывается история возникновения тьюторства и раскрывается специфика тьюторской деятельности. Анализируется зарубежный опыт работы тьютора со студентами высших учебных заведений, а также рассматриваются примеры тьюторской деятельности в отечественных вузах. Анализируется целесообразность внедрения тьюторства в образовательный процесс российских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article dwells upon the history of tutoring and reveals the essence of this phenomenon. It analyzes the foreign experience of tutor's work in higher education and gives some examples of tutoring in Russian higher educational establishments. In addition, it questions the expediency of implementing tutor activity in Russian higher education.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к тьюторству в высшей школе в отечественной и зарубежной литературе»

УДК 378.147

Микова Ильяна Сергеевна

преподаватель кафедры английского языка, аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 42, +7 (342) 212-34-99 e-mail: ilyanauchitel@gmail. com

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЬЮТОРСТВУ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ilyana S. Mikova

Teacher of the English Language Department

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 42, Sibirskaja St, 614990, Perm, Russia e-mail: ilyanauchitel@gmail.com

CONCEPTUAL APPROACHES TO TUTORING IN FOREIGN AND

RUSSIAN LITERATURE

Аннотация. В статье описывается история возникновения тьюторства и раскрывается специфика тьюторской деятельности. Анализируется зарубежный опыт работы тьютора со студентами высших учебных заведений, а также рассматриваются примеры тьюторской деятельности в отечественных вузах. Анализируется целесообразность внедрения тьюторства в образовательный процесс российских вузов.

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторская деятельность, высшее образование, вуз, индивидуальная программа.

Abstract. This article dwells upon the history of tutoring and reveals the essence of this phenomenon. It analyzes the foreign experience of tutor's work in higher education and gives some examples of tutoring in Russian higher educational establishments. In addition, it questions the expediency of implementing tutor activity in Russian higher education.

Key words: tutor, tutoring, tutor activity, higher education, individualized education programme.

© Микова И.С., 2016

Необходимость нововведений в образовательные технологии возникает на фоне меняющихся целей и задач современного высшего образования.

Современная система высшего образования нацелена на формирование самостоятельной личности студента, способного к осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. В связи с этим одной из приоритетных задач, выдвигаемых на первый план требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), является формирование самостоятельности как интегративного качества личности, способствующего эффективному процессу саморазвития студента. Ввиду отсутствия или слабой сформированности учебной самостоятельности у большинства выпускников российских школ возникает потребность в формировании качественных изменений в образовательном процессе. Реализация данной потребности связана с совершенствованием образовательных методик на основе формирования индивидуальных программ, содержащих инновационные технологии, включающие взаимодействие образования, науки и производства [1; 24-32]. Одним из способов успешной реализации данных методик является внедрение тьюторской деятельности в образовательный процесс высшего учебного заведения.

Тьюторство, заимствованное из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации на современном этапе как инновационный элемент. Отвечая на вопрос, может ли быть тьюторство сегодня ресурсом развития университетского образования, Н.В. Рыбалкина предлагает рассмотреть историю университетов и тьюторства: «Если мы будем иметь перед глазами пример более чем семивековой истории тьюторства, нам будет с чем сравнивать современную ситуацию, ее трудности и неясности с проблемами, которые стояли в прошлой ситуации» [2-8].

Тьюторство - это не столько технология, сколько культура, которая формировалась в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Для Я.А. Коменского было очевидно, что необходимо одновременно учить людей чтению и письму и учить и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - усваивать, тому, что усвоил - обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя» [9-16].

Рассматривая историю возникновения и развития тьюторства, стоит обратиться к этимологии слова «тьютор». В русский язык слово пришло из английского языка - tutor означает «домашний учитель, репетитор, наставник, в обязанности которого входит обучение и сопровождение ученика» (школ.); «руководитель группы студентов» (англ. ун-т), «младший преподаватель вуза» (амер.), «опекун» (юридич.) В английском языке это слово появилось благодаря старофранцузскому tuteur (опекун), которое в свою очередь обязано латинскому tutor от tuerie (предохранять).

Этимология этого слова (лат. tueor - заботиться, оберегать) связана с понятиями - «защитник», «покровитель», «страж». От его варианта с приставкой «in» - intueor - произошло слово «интуиция».

Русское тьютор (реже тьютер), заимствованное из английского языка, ассоциируется с функциями ментора, наставника, репетитора. При этом менторство - это традиция американской школы, основанная на индивидуальной работе со слушателями по преимуществу младшего преподавательского состава (аспирантов, ассистентов в вузе). Тьюторство же -традиция британской школы, основанная на индивидуальной работе с воспитанниками.

Тьюторство допускает, наряду с преподавателями, участие выпускников, проявивших способности к наставничеству. При этом необходимо иметь в виду, что тьютор - это исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождающая процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системе дополнительного и непрерывного образования [17-21].

С целью анализа содержания и технологий тьюторской работы в XX в. особый интерес представляет аутентичный источник - исследования по проблемам тьюторства, авторами которых являются сами практикующие тьюторы Оксфорда.

Вилл Мур, ученый и тьютор одного из колледжей Оксфорда (St John College), рассматривает тьюторство как бесспорное достояние британского образования и утверждает, что тьютор не является учителем в обычном его понимании: передача знаний не является полем его деятельности, студент должен сам искать информацию. Учитель-тьютор выступает здесь как конструктивный критик, помогающий разобраться в информации, верифицировать ее, исследовать возможные пути работы, отбросить один подход, отдав предпочтение другому. Свою работу Вилл Мур заканчивает словами: «Когда все усилия были направлены на то, чтобы сделать образование эффективным... неоспоримо то, что нет замены индивидуальным тьюторским занятиям. Их функция - не обучать, а поставить перед студентом задачу излагать логично и обоснованно свои мысли и помогать ему, подвергая его творения критическому анализу и переработке... » [23].

Другой тьютор - Алан Райн - в своем исследовании «Свободное обучение» открывает интересный метод вопросов как технологию тьюторства: «Что может удивить идеального студента, так это то, что тьютор разговаривает лишь вопросами; это обучение вопросами, и неважно при этом, насколько глубокими и точными будут ответы студента. Цель этой встречи - сделать так, чтобы студент научил себя сам, понимая, как выбраться из паутины вопросов: "Если ты думаешь что, тогда что ты можешь сказать о...?" Идеальный тьютор может устоять перед соблазном продиктовать студенту то, что ему нужно записать и выучить. Он уверен в том, что молодой, энергичный и умный

студент будет учить себя сам тому, что ему нужно знать, - пока ему задают правильные вопросы» [22].

Зарубежный опыт тьюторства, на примере университета Де Монтфорт (г. Лестер, Великобритания), заключается в том, что университет обеспечивает всех своих студентов личным наставником, к которому можно обратиться по любому вопросу: от общих академических до личных, связанных с приспособлением к жизни в новых условиях.

Вновь поступившие студенты имеют возможность встретиться с их личным наставником в течение первых трех недель учебы индивидуально или в группе. Первоначальная роль воспитателя, наряду с центром консультаций, -помочь сделать плавный переход к университетской жизни. Если у студента складываются позитивные отношения с личным наставником, то последний может остаться таковым до окончания учебы.

Каждый тьютор дает надежные и последовательные советы и рекомендации, регулярно осуществляет обратную связь, контролируя общую успеваемость и планируя деятельность в зависимости от успеваемости.

Тьютор поддерживает личные планы обучения студента: объясняет доступные возможности, способствующие прогрессу в образовании, дает общие рекомендации по выбору модулей обучения, подсказывает, когда уместно студенту обратиться к другому специалисту для поддержки или руководства, дает советы студентам по планированию карьеры. Тьютор ведет учет взаимодействия со студентом в соответствии с опубликованными протоколами факультета.

Обучаясь в университете, студенты получают опыт практической работы и полностью готовы к рынку труда. Благодаря участию в проектах ведущих компаний, курс обучения в университете дает возможность получения навыков и опыта, который требуют сегодняшние работодатели.

Студенты получают поддержку и награждаются за творческое, инновационное и оригинальное мышление, которое проявляется в процессе участия в творческих конкурсах.

Поддержка продолжается и за стенами университета, и есть много способов и возможностей оказания помощи студентам в будущем трудоустройстве, в том числе стажировки на предприятиях и целый ряд мероприятий ознакомления с будущей карьерой.

Перед вузами профессионального технологического образования стоит задача взаимодействия образования, науки и производства.

Известны современные тенденции в разработке инновационных учебных программ: их создание состоит в тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями и организациями, а также активное взаимодействие в области исследовательских работ и совместных научных проектов, наставничество, поддержка инновационного предпринимательства [26].

Тенденцией современного представления тьюторских консультаций в российском образовании является помощь над решением проблемы, которая связана с работой над проектом с привлечением данных и методов различных

дисциплин. Изменение границ предметного знания вносит изменения и дополнения в разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы студента. Тьютор призван обсудить требования каждой индивидуальной образовательной программы с учетом интересов студента, его способностей и знаний. При создании индивидуальной образовательной программы студенту необходимо разъяснить, какие требования реализация этой программы к нему предъявляет, на какие свои качества он может опереться, а какие ему необходимо в дальнейшем развивать.

Тьюторское сопровождение предполагает наставничество при сопровождении процесса стратегирования, где необходим ресурс тьюторских технологий - стимулирование командных и личных стратегий в работе над предпринимательскими проектами. Тьютор необходим при проработке идеи предпринимательского проекта, которая заключается в обсуждении проблемы, формулировке цели и задач, в поиске направлений исследования, а также в процессах командообразования для работы над проектом, которое заключается в постановке общей для всех участников цели проекта, в определении роли и задач участников проекта, формулировке заданий и их согласовании.

Практика тьюторства как организация работы студентов смежных специальностей в команде над проектом междисциплинарного характера реализована в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ). Проекты связаны с изучением свойств текстильных, полимерно-текстильных и других материалов, что предшествует процессу их модификации. Свойства материалов изучаются с использованием данных и знаний из материаловедения, химизации легкой промышленности, моделирования и оптимизации технологических процессов, что в свою очередь предполагает применение информационных технологий.

Так, анализ объектов швейного, мехового и кожевенного производств связан со спецификой самих производств, т.е. технологических процессов, проводимых с материалами и другими объектами производства. Широта свойств материалов и появление инновационных разработок с использованием нанотехнологий, полимерных и композиционных материалов приводит к необходимости использования междисциплинарных связей в контенте образовательных программ.

Междисциплинарный подход и связь с производством, проведение экспериментальных исследований, включая инновации в инженерных исследованиях в виде модификации материалов, способствуют получению оригинальных результатов в научно-исследовательской работе.

Методология дисциплины «Моделирование и оптимизация технологических процессов» (МОТП) базируется на системном подходе к анализу объектов и процессов изготовления изделий легкой промышленности.

В частности, междисциплинарные взаимодействия дисциплины МОТП с информатикой, материаловедением, химизацией, технологиями швейных

изделий, а также изделий из кожи формируют модели исследовательской, творческой направленности, включающей инновации в технологических исследованиях, сложный эксперимент, участие студентов в проектах, связь с производством.

Явления, наблюдаемые при рассмотрении объектов легкой промышленности, описываются математическими зависимостями: например, в рамках дисциплины МОТП изучаются модели, описывающие физическое явление переноса субстанции по толщине текстильного материала; экспериментально-статистические модели; графовые модели.

Учебная программа дисциплины «Моделирование и оптимизация технологических процессов» расширилась за счет включения темы по планированию эксперимента.

Использование индивидуальных программ обучения

междисциплинарного характера поможет усвоить и закрепить знания ряда смежных дисциплин естественнонаучного цикла и специальных дисциплин.

Таким образом, междисциплинарные связи при изучении свойств текстильных, полимерных и других материалов и технологических процессов в рамках дисциплины «Моделирование и оптимизация технологических процессов» используются в инновационных проектах и имеют перспективу использования в индивидуальных программах в высшем профессиональном образовании. Практика тьюторства призвана сделать более результативной научно-исследовательскую активность студентов через усиление коммуникативного компонента «тьютор - студент» при реализации проектного подхода и разработке индивидуальных программ обучения студентов.

Так нужен ли тьютор в российском вузе? Пока сложно однозначно ответить на этот вопрос с учетом специфики отечественной системы образования. Студенты пока не готовы взять на себя ответственность за свои образовательные потребности. Ведь такую ответственность и самостоятельность необходимо формировать еще в процессе получения среднего образования. Но и преподаватели со своей стороны не готовы вручить ответственность за результат образовательного процесса в руки самого обучающегося. Это обусловлено в первую очередь привычной авторитарно-знаниевой системой получения знаний, доминирующей в отечественном образовании.

Тем не менее потребности сегодняшнего дня требуют, чтобы вузы выпускали креативных, самостоятельных, инициативных работников, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций. И, возможно, именно институт тьюторства призван помочь в решении этой задачи. Представляется возможным первоначально ввести работу с тьютором лишь для ограниченного контингента студентов. Речь идет об иностранных студентах, приехавших для обучения в российских вузах из-за рубежа.

Для таких студентов особенно нужна индивидуальная поддержка, как в стенах вуза, так и за их пределами. Помимо адаптации к процессу обучения им

нужна помощь в знакомстве с традициями и жизненным укладом страны и города, содействие в решении разнообразных бытовых вопросов.

Таким образом, в соответствии с требованиями времени институт тьюторства будет находить свое место в современном образовательном процессе российских вузов. Насколько быстро и повсеместно это произойдет, судить пока сложно, но, надо полагать, российский тьютор высшей школы будет иметь свое собственное «лицо», не являясь слепой копией зарубежных образцов.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

3. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.

5. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2012.

6. Габдулхаков В.Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии: монография. М.: МОД-ЭК; Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2013. 250 с.

7. Кобзева Л.В. Кейс «Информационный центр абитуриента как IT-инструмент тьюторского сопровождения в высшем образовании» (на материале проекта Центра корпоративного развития Института инноватики ТУСУР «Информационный центр абитуриента ТУСУР») // Декабрь, 2010г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.thefreedictionary.com/ (дата обращения: 20.09.2016 г.).

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1995. 656 с.

9. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

10. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

11. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

12. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

13. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.

14. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

15. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

16. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

17. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

18. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

19. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского Края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

20. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.

21. Проскуровская И.Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале английских университетов) // Вестник Томского гос. ун-та. 2009. №2 (6).

22. Рыбалкина Н.В. К истории тьюторства // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск: Принт, 2005. 205 с.

23. Фаткуллина Р.Р. Инновационные разработки и тренажерные средства для изучения явлений, обусловливающих свойства материалов легкой промышленности // Вестник Казанского технологич. ун-та. 2012. № 7. С. 114-115.

24. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103

25. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

26. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

27. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

28. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.

29. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.

30. Pafreyman D. The Oxford Tutorial: Sacred Cow or Pedagogical Gem? // The Oxford Tutorial: «Thanks, you taught me how to think». OxCHEPS, 2001.

31. Ruan A.A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: "Thanks, you taught me how to think". OxCHEPS, 2001.

32. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.