УДК 378.147
Тюнягина Юлия Николаевна
магистрант I курса факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: krauze@pspu. ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «LANGUAGE B» В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Yulia N. Tunyagina
Master Degree student of the Faculty of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: krauze@pspu. ru
DESIGNING LANGUAGE B COURSE IN THE INTERNATIONAL
BACCALAUREATE SYSTEM
Аннотация. Показана специфика интеграции курса «Language B» дипломной программы Международного бакалавриата в Российское образовательное пространство; определены сходства образовательной системы в России и программ Международного бакалавриата, выявлены противоречия, проблема исследования, цель исследования, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.
Ключевые слова: Международный бакалавриат, курс, «Language B» система образования, дипломная программа.
Abstract. The article shows the integration of «Language B» course of DP into Russian educational system. The article states some similarities between educational system of Russia and International Baccalaureate programmes. The article desribes contradictions, the problem of the research, the aim, object and subject of the research.
Key words: International Baccalaureate, course, «Language B», system of education, Diploma Programme.
© Тюнягина Ю.Н., 2016
В связи с переходом современного общества на новый уровень образования, в котором появляется необходимость в межкультурной коммуникации и в межкультурном сотрудничестве, возникает необходимость в проектировании и внедрении курса «Language В» дипломной программы Международного бакалавриата в российское образовательное пространство. Международный бакалавриат (МБ) - это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное образование, по окончании которой ученики получают дипломы о среднем образовании, признанные во всем мире. Переход на систему Международного бакалавриата направлен на воспитание личностей с интернациональным мышлением, которые, признавая свою гуманистическую направленность и разделяя ответственность за судьбу мира, способствуют улучшению качества жизни и созданию более миролюбивой атмосферы на всей планете [1-4; 30-37].
Дипломная программа в системе Международного бакалавриата - это академически сложная и сбалансированная программа с выпускными экзаменами, которая готовит студентов в возрасте с 16 до 19 лет для достижения успеха в университете и жизни за его пределами. Выпускники дипломной программы получают возможность поступления в любой университет мира и показывают наиболее высокие академические результаты обучения [5-11; 29; 33].
Курс «Language В» в дипломной программе является курсом изучения иностранного языка, который обеспечивает учащихся необходимыми навыками и развитием межкультурного взаимопонимания с целью эффективной и успешной коммуникации на изучаемом языке [12-20; 33].
Рассматривая российскую систему образования и программы Международного бакалавриата, удалось выявить сходство основных педагогических идей:
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
- обеспечение преемственности всех программ Международного бакалавриата и преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- целостный подход к образованию - осознание учащимися связей между школьными предметами и окружающим миром посредством соединения знаний, опыта и практической деятельности учащихся;
- личностные, метапредметные и предметные результаты федерального государственного стандарта созвучны с шестью трансдисциплинарными темами Международного бакалавриата;
- принципы и структура программ Международного бакалавриата позволяют выявить некие сходства с блоками предметов, составляющими основу академического содержания российского базисного учебного плана;
- в основе изученных программ Международного бакалавриата лежат интересы ребенка, как и в российской системе образования заложен личностно-ориентированный подход. Большое внимание уделяется изучению искусств, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду;
- равные возможности получения качественного образования (независимо от пола, национальности, вероисповедания и др.);
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- наличие различных приемов и методов обучения;
- системно-деятельностный подход.
Однако, несмотря на разносторонность исследований, посвященных интеграции программ Международного бакалавриата в российскую систему образования, существующие концептуальные положения по этой проблеме, обладающие бесспорной научной ценностью и практической значимостью, не исчерпывают проблему формирования высококачественной системы образования в России на основе программ Международного бакалавриата; дефицита созданных и накопленных информационных баз; недостаточной разработанности курсов для учащихся старших классов, позволяющих интегрировать программы Международного бакалавриата в российское образовательное пространство. Вышесказанное позволяет отметить важнейшую проблему модернизации высококачественного и эффективного российского образования.
Изучение научной литературы по проблеме интеграции программ Международного бакалавриата в российскую образовательную систему [2128], ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение имеющихся исследований по данной проблеме, наблюдение за процессом обучения в школе, практический опыт в области преподавания иностранного языка в школе позволяют выявить ряд существенных противоречий между:
- необходимостью формирования образовательной системы для подготовки активных учащихся с интернациональным мышлением, готовых к принятию на себя ответственности и отсутствием теоретических основ для их подготовки в российской системе образования;
- потребностями общества в воспитании и развитии качеств личности, отвечающих требованиям инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества и недостаточной разработанностью научных методических основ для их подготовки.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет проблему исследования: какова методика проектирования курса «Language В» в системе Международного бакалавриата.
Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность явились основанием для определения темы исследования «Проектирование курса "Language B" в системе Международного бакалавриата».
Целью исследования является разработка и практическая реализация курса «Language B» на основе дипломной программы Международного бакалавриата.
Объект исследования - процесс обучения в системе Международного бакалавриата.
Предмет исследования - методика проектирования курса «Language B» на основе дипломной программы Международного бакалавриата.
Гипотеза исследования: методика проектирования курса «Language B» на основе программы Международного бакалавриата будет эффективной, если:
- выявлены требования Международного бакалавриата к построению курса «Language B» на основе программы Международного бакалавриата;
- исследованы общие характеристики программ Международного бакалавриата;
- разработана и реализована на практике методика построения курса «Language B» на основе программы Международного бакалавриата; определены цели, задачи и общие принципы к реализации курса; дано тематическое содержание обучения; выявлены методы обучения (алгоритмы, технологии), материалы, средства, формы обучения;
- определено оценивание учебных достижений учащихся. Задачи исследования:
1. Выявить требования программы Международного бакалавриата к проектированию курса «Language B».
2. Рассмотреть соотнесение требований программы Международного бакалавриата с требованиями ФГОС к разработке и практической реализации курса «Language B».
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс курс «Language B», определить цели, задачи и общие принципы к методике построения курса в системе Международного бакалавриата; разработать тематическое содержание обучения в процессе обучения курсу, исследовать и теоретически обосновать методы обучения в методике проектирования курса «Language B».
4. Определить оценивание учебных достижений учащихся в методике проектирования курса «Language B» в системе Международного бакалавриата.
Научная новизна исследования:
- разработан курс «Language B» в дипломной программе в системе Международного бакалавриата и реализован в российских школах Международного бакалавриата;
- разработана система оценивания учебных достижений учащихся в рамках курса «Language B».
Теоретическое значение работы:
- даны требования Международного бакалавриата к содержанию курса «Language B»;
- разработано тематическое содержание обучения в разработанном курсе «Language B»;
- выявлены технологии и формы обучения в рамках курса «Language B» в системе Международного бакалавриата;
- определена система оценивания учебных достижений учащихся. Практическая ценность исследования:
- разработан и внедрен в образовательный процесс курс «Language B» в дипломной программе Международного бакалавриата;
- разработана и внедрена в образовательный процесс система оценивания учебных достижений учащихся.
Практическая ценность исследования определяется возможностью адаптации и расширенного применения предложенного курса в практике обучения иностранному языку в школах Международного бакалавриата для учащихся старших классов, обучающихся по дипломной программе.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
2. Безукладников К.Э. Самостоятельная работа учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Науч.-исслед. ин-т школ М-ва образования РСФСР. М., 1990.
3. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.
4. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е. Оценка профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 87-92.
5. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Пермь, 2007. (Сер. «Начало большого пути»).
6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: метод. пособие / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата / Федерал. агентство по образованию; ПГПУ; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
10. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.
11. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 62-66.
12. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: регион. сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников и др. Пермь, 2009.
13. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
14. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
15. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
16. Крузе Б.А. Лингвомультимедийная компетентность учителя иностранного языка в логике новой парадигмы иноязычного образования // Язык и культура. 2010. № 3. С. 119-133.
17. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
18. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.
19. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
20. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.
21. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
22. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.
23. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.
24. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
25. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
26. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.
27. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.
28. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 51-55.
29. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя Международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 75-78.
30. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.
31. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
32. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
33. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24, № 2. P. 201-206.
34. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22, № 7. P. 903-910.
35. Diploma Programme. Language B guide. 2013. P. 71.
36. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20, № SPL.ISS.. P. 20-23.
37. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11, № 7s. P. 356-359.19.