УДК 37.01
Вертьянова Анастасия Андреевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания
иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 219-05-73 e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Anastasiya A. Vertianova
Ph.D., Associate Professor of the Department for Foreign Language Education
Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF CRITERION-RELATED ASSESSMENT IMPLEMENTATION IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация. Статья посвящена описанию технологии критериального оценивания, используемой в школах Международного бакалавриата, адаптированной к условиям российского образования в рамках реализации приоритетного краевого проекта «Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае», учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта РФ. Автор раскрывает основные цели, задачи и принципы оценивания, приводит пример.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, Международный бакалавриат, критериальное оценивание, формирующее оценивание, констатирующее оценивание, принципы оценивания.
Abstract. The article describes the experience of criterion-related assessment in the International Baccalaureate schools adapted to the conditions of Russian system of education while implementing priority regional project "Establishment of the International Baccalaureate in the Perm Krai" in the logic of the Russian
© Вертьянова А.А., 2016
Educational Standard's requirements. The author outlines the main goals, objectives and principles of assessment, presents an example.
Key words: Federal State Educational Standard, International Baccalaureate, criterion-related assessment, formative and summative assessment, assessment principles.
Новый образовательный стандарт входит в нашу жизнь, изменяя подходы к организации педагогического процесса. Современная школа реализует принципы системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного и развивающего обучения. Стандарты второго поколения требуют создания в общеобразовательной организации системы оценки образовательных результатов, обеспечивающей возможность отслеживания динамики достижений обучающихся. Обязательными результатами выступают личностные, метапредметные и предметные результаты. Данные требования обусловливают поиск новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности, к использованию разнообразных форм и методов оценивания [14; 29-36].
Главной функцией оценивания становится анализ процесса, обратная связь, которая позволяет выявить особенности реализации обучения и внесения соответствующих поправок. Отсюда большое значение придается критериальному мониторингу и самооценке учащихся. Критерии вносят ясность в цели обучения, позволяют планировать самостоятельную учебную деятельность учеников на протяжении всех лет обучения в школе.
Для того чтобы оценка соответствовала плановым преобразованиям, необходимо разнообразить средства, технологии и инструментарий, при помощи которых собираются сведения о деятельности субъектов образовательного процесса. В этой связи для российской системы среднего и высшего образования представляется актуальным изучение международного опыта.
В 2007 г. при поддержке Министерства образования и науки Пермского края стартовал проект «Создание системы Международного бакалавриата» на базе четырех образовательных учреждений: Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, школы № 7 с углубленным изучением английского языка, физико-математической школы № 9 им. А.С. Пушкина и лицея № 10. Уникальность системы Международного бакалавриата определяется ее универсальностью, единством подходов, целей, задач, принципов и средств обучения в разных странах мира и всесторонним развитием личности учащегося.
Особое место во всех образовательных программах Международного бакалавриата занимает система оценивания, которой отводится роль одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически именно система оценивания обеспечивает единство подходов к образованию при всем многообразии вариантов их реализации в школах различных стран мира.
Оценивание является критериальным, под которым понимается процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетенций учащихся.
Основные цели и задачи оценивания следующие:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в категориях, задаваемых обобщенным профилем учащегося школы Международного бакалавриата;
- обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
- отслеживать эффективность образовательной программы;
- информировать профессиональное учительское сообщество.
В соответствии с этими целями система критериального оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
- учащимся - обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
- родителям - отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;
- учителям - выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, в частности, о том:
• происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям;
• начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей;
• совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач;
• обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.
Критериальное оценивание состоит из формирующего и констатирующего.
Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Количество формирующих оценок не регламентируется. При выведении итоговых отметок они не учитываются.
Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за констатирующие
работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (четверть, полугодие). Констатирующая отметка выставляется по критериям, которые доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам (учащимся, родителям). В течение отчетного периода учащийся получает не менее двух отметок по каждому из критериев в зависимости от общего количества учебных часов, выделенных на предмет. Констатирующие работы составляются таким образом, чтобы использовать максимальное количество критериев [5-12; 28].
Критерии должны быть тщательно отобраны с целью измерения уровня достижений для каждой возрастной группы. Каждый уровень достижений, который отмечается определенным баллом, содержит описание-дескриптор, что, с одной стороны, позволяет легко превратить цифру-отметку в словесное описание достигнутого уровня, а с другой - облегчает процесс выставления отметки и снижает роль эмоционального фактора в этом процессе.
В конце отчетного периода по результатам констатирующих работ формируются средние баллы по каждому критерию. Сумма средних баллов переводится в итоговую отметку (1-5). Для выведения такой отметки используется интегральная формула с учетом процента успешности по всем критериям по шкале, определенной самой образовательной организацией. Процент определяется отношением суммы средних баллов по всем критериям к сумме максимально возможных баллов.
Приведем пример выполненного учащимся задания на уроке английского языка и рубрикатора к нему (таблица, рисунок).
Задание: в рамках темы "My Planet" подготовьте рассказ о вымышленной планете, представив информацию в виде mind map, плана и текста на английском языке.
Рубрикатор
Критерий Уровень достижения Дескриптор
С (Письмо - содержание и организация текста) max 3 0 Учащийся не достиг ни одного из уровней, перечисленных ниже
1 Информация изложена нелогично, идеи не соответствуют содержанию. Мнения не аргументированы. Деление текста на абзацы отсутствует. Использовано менее 2 слов из активного вокабуляра по теме. Нет связи между 3 частями работы (mind map, план, текст)
2 Тема раскрыта с не менее 3 позиций, представленных в плане. В работе присутствует не менее 4 слов или словосочетаний из активного вокабуляра. Нет связок между абзацами в тексте. Содержание текста отражает содержание mind map и плана
3 Идеи изложены четко, тема раскрыта с не менее 4 позиций. В работе присутствует не менее 7 слов или словосочетаний из активного вокабуляра. Текст поделен на абзацы, есть связки. Содержание текста отражает содержание mind map и плана
Критерий Уровень достижения Дескриптор
D (Язык) max 3 0 Учащийся не достиг ни одного из уровней, перечисленных ниже
1 Допущено 5 и более лексических, орфографических, грамматических ошибок
2 Допущено не более 4 лексических, орфографических, грамматических ошибок
3 Допущено не более 2 лексических, орфографических, грамматических ошибок
Итого max 6
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех образовательных программ принципах.
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется формирующее или текущее (Formative) и констатирующее или итоговое (Summative) оценивание.
2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным целям и требованиям ФГОС.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4. Оценивать можно только то, чему учат.
5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания обучения используются:
- как внутренняя, так и внешняя оценка, причем объем внешней оценки последовательно нарастает на каждом этапе обучения;
- субъективные и объективные методы оценивания; стандартизация оценки;
- оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;
- интегральная оценка, в том числе портфолио и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся [13-21].
Оценка, основанная на критериях, позволяет предоставлять учащимся возможности демонстрировать свою компетентность; более точно определять объем содержания для усвоения учащимися; учитывать процессуальный, концептуальный и поведенческий аспекты обучения; оценивать обучение как целостный процесс, как совокупность содержания или взаимосвязанных компетенций; реализовать индивидуальную или групповую оценку; ориентировать процесс обучения на непрерывную форму оценивания.
Процедура осуществления критериального оценивания трудоемка, так как она требует тщательного продумывания учебных ситуаций, самоанализа и самооценки учебных достижений, использования многобалльной шкалы оценивания. Учителю важно переосмыслить подходы к новой системе оценивания, которая требует внимательного отношения к ученику, терпения, веры, оптимизма и овладения оптимальными приемами и способами ее реализации [22-27]. Без этого невозможно создание полноценных условий развития и воспитания каждого ученика. Безусловно, важна работа над решением этих проблем не только непосредственно в школе, но и в обществе в целом.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программы Международного бакалавриата: проектирование системы образования XXI века: учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
2. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.
3. Безукладников К.Э., Карпушина Е.Е., Нельзина Е.Н. Требования к организации предоставления услуг по раннему обучению иностранному языку в условиях общеобразовательной школы: науч.-метод. материалы. Пермь, 2007 (Сер. «Начало большого пути»).
4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
5. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата: : метод. пособие / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
6. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
7. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Программа курса подготовки и переподготовки специалистов для работы с сетевым электронным профессиональным портфолио учителя системы Международного бакалавриата / Федерал. агентство по образованию; ПГПУ; М-во образования Перм. края. Пермь, 2008.
8. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.
9. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Развитие профессиональной компетентности учителя Международного бакалавриата (региональный сетевой проект) // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 62-66.
10. Кокарева З.А. ФГОС: оценка результатов обучения в 1-6 классах: уч-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2016. 160 с.
11. Красноборова А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно-ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. 2010. №1. С. 76-78.
12. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.
13. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
14. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
15. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
16. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.
17. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
18. Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя иностранного языка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 1. С. 84-87.
19. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-8. С. 1844-1848.
20. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.
21. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.
22. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.
23. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
24. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.
25. Крузе Б.А., Ожегова Е.В. Формирование лингвоинформационной самостоятельности студентов специальности «Перевод и переводоведение» // Педагогическое образование и наука. 2011. № 6. С. 80-85.
26. Санникова А.И., Крузе Б.А. Определение понятия лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 51-55.
27. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя Международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 75-78.
28. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: регион. сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников и др. Пермь, 2009.
29. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.
30. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.
31. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
32. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.
33. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.
34. MYP Assess, 2nd edition - IB Publishing Ltd, 2016.
35. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.
36. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.