DOI: 10.25588/CSPU.2018.40..4..003 УДК: 378:42(07) ББК: 74.480.26:81.432.1-9
Е.В. Калугина1, Г.А. Демакова2, Л.Б. Довгополова3, Н.Е. Почиталкина4
1 ORCID № 0000-0002-5838-492X, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-maU: [email protected]
2 ORCID № 0000-0002-6726-5703, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-maU: [email protected]
3 ORCID № 0000-0001-9812-1836, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-maU: [email protected]
4 ORCID № 0000-0002-9665-1929, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-maU: [email protected]
СУПЕРВИЗИЯ: ПРОГРЕССИВНый РЕСУРС
формирования профессиональных компетенций будущих учителей
иностранного языка
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность процесса целевой супервизии для повышения эффективности подготовки будущих учителей иностранного языка в период прохождения ими производственной практики. Цель настоящей статьи - представить результаты исследования по формированию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством включения ресурса супервизии в образовательный процесс.
Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобще-Ч ние и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также проектирование и описание модели формирования профессиональных компетенций, отражающей специфику включения т ресурса супервизии в профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка. § Ре.зультаты. Обозначены масштабы включения супервизии в современное образование. Рас-
крыта сущность, формы и структура супервизии как важнейшего эмерджентного компонента с5 формирования профессиональных компетенций будущего учителя иностранного языка, про-с! веден анализ содержания деятельности и определен алгоритм работы супервизора и будущего из учителя, спроектирована модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством супервизии, выявлены возможности ресурса суперви-т зии для повышения качества профессиональной подготовки.
* Обсуждение. Производственная педагогическая практика в современных условиях должна
представлять собой прогрессивную форму профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка, направленную на формирование профессиональных компетенций, приобретение практических знаний, умений и навыков, накопление личного опыта педагогической деятельности и профессиональной мобильности, освоение современных методических приемов, методов и технологий. Включение супервизии в производственную практику позволит усилить практическую подготовку будущих учителей иностранного языка.
Заключение. Включение ресурса супервизии в образовательный процесс способствует эффективному развитию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка
I
го
ш
ш и приводит к повышению качества профессиональной подготовки.
Благодарности. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР N0 1/330 от 04 июля 2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».
Ключевые слова: супервизия, супервизор, будущий учитель иностранного языка, модель формирования профессиональных компетенций.
Основные положения:
• определено понятие супервизии, проанализированы сущностные особенности ее включения в образовательный процесс для формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка;
• разработана и описана модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством супервизии;
• выявлены возможности ресурса супервизии для повышения качества профессиональной подготовки.
1. Введение (Introduction)
Современные будущие учителя - бакалавры, специалисты и магистры объединяются в понятие «студенческая молодежь» и представляют собой самую активную, целеустремленную и трудоспособную часть населения Российской Федерации. В статье речь идет о будущих учителях иностранного языка, большая часть из которых целенаправленно стремится начать свою трудовую педагогическую деятельность как можно раньше. Такая возможность им предоставляется во время прохождения производственной практики в качестве учителя иностранного языка в образовательной организации. В связи с этим проблема качества профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе заслуживает особого внимания со стороны педагогической науки, а вопрос успешной адаптации будущих учителей на рабочем месте остается актуальным и корректируется лишь временными рамками и профессиональными задачами [1].
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, разработанный на основе компетентностного подхода, определяет результаты подготовки будущих учителей посредством сформированности профессиональных компетенций. Весь процесс обучения должен быть компетентностно-ориентированным, включая производственную практику в качестве учителя иностранного языка, а также все ресурсы и системы её эффективного обеспечения, к которым в полной мере относится су-
первизия. В нашем исследовании мы рассматриваем процесс супервизии будущих учителей как прогрессивное направление профессионально-педагогической подготовки и определяем смысл и содержание механизма супервизии, которые обосновывают ее новую миссию - формирование профессиональных компетенций будущего учителя и повышение качества образования. Нередко супервизия ассоциируется с процессом сопровождения будущих учителей методистами, учителями во время прохождения ими педагогической практики в образовательных организациях. При этом сами школы, лицеи, гимназии, колледжи и т.д. активно организуют консультирование, тренинги, которые являются эффективными формами педагогического сопровождения будущих учителей иностранного языка, но, как показало наше исследование, не обладают тем социально-педагогическим потенциалом, которым обладает целевая супервизия [2-3].
Цель настоящей статьи - представить результаты исследования по формированию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка посредством включения ресурса супервизии в образовательный процесс.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие супервизии, проанализировать сущностные особенности ее включения в образовательный процесс для формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка;
• разработать и описать модель формирования профессиональных компе-
-О X
-О ^
га х о
S
о
о ф
-&
о
С
и
Q.IS О О.
О О °
>S Ф s
О X о s Ф J
0 5
о?
к s
я
й b Q. ф <U П.
о ^
го
X
s ц
го H s т о 1=
Ш и:
HB CQ О
О с о 1_ CÛ
о d
ш
го"
CQ
О ^
ГО S Ф d
>
го
od uJ
тенций будущих учителей иностранного языка посредством супервизии;
• выявить возможности ресурса супервизии для повышения качества профессиональной подготовки.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Основным методом исследования является анализ научно-педагогической литературы, который выявил, что су-первизию как элемент непрерывного открытого педагогического образования рассматривали Х. Ван, Р.М Гордон,
B.И. Загвязинский, О. Козар, Ф. Макма-нус, Дж. Тун, Д. Угрин и др. [4-6]; формированием профессионально важных качеств будущего учителя занимались Г.Н. Григорьева, Л.И. Гурье, С.А. Дру-жилов, И.А. Колесникова, И.В. Павлов, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, Н.Е. Щур-кова и др. Обзор научных трудов, показал, что феномен супервизии был описан
C.Я. Батышевым, С. Биллетт, С.Г. Верш-ловским, В.Б. Вуд, Т.М. Ковалёва, Д. Пале-зи, Д. Роско Род, К.Д. Таннер, Н.О. Яковлева и др. [3; 7-11].
3. Результаты (Results)
В исследованиях вышеперечисленных ученых супервизия трактуется как интегративный системообразующий компонент педагогики, а деятельность супервизора рассматривается как сложный и содержательный процесс, в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные составляющие. Однако научных трудов, посвященных проблеме супервизии как эффективного ресурса формирования профессиональных компетенций будущего учителя, крайне мало, и они носят дискуссионный характер [12-14].
Анализ деятельности супервизоров в сравнении с функциональными обязанностями руководителей педагогической практики (от вуза/ от места производственной практики) выявил существенные отличия между ними: 1) супервизор, как правило, нацелен на результат, имеет больший педагогический опыт, принимает ответственность за свою работу и работу своего подопечного, обладает высоким уровнем профессиональной компетенции; 2) супервизор демонстрирует личностную мотивацию к работе с
будущими учителями и их обучению на собственном примере, владеет методами мотивации, воодушевляет, создает позитивный настрой; 3) супервизор непосредственно связан с кадровыми потребностями образовательной организации, транслирует корпоративную культуру, учитывает профессиональные интересы самого будущего учителя; 4) супервизор осуществляет непрерывное взаимодействие с будущим учителем в процессе совместной трудовой деятельности, побуждает к самостоятельному мышлению через усложнение задач и др. [15]. Таким образом, супервизор это - социально активный, опытный, профессионально успешный человек, занимающийся общественной деятельностью, который выполняет определенные профессиональные задачи, а именно: 1) создает эффективные условия для научного поиска и творчества в образовательной среде; 2) формирует систему поощрения (материальное поощрение, направленное на обеспечение заинтересованности будущих учителей в достижении определенных результатов труда; оценка сформированности профессиональных компетенций в процессе прохождения педагогической практики; признание со стороны коллег и др.) [16]; 3) содействует укреплению позиций и повышению престижа педагогической профессии в глазах будущих учителей иностранного языка; 4) предоставляет возможность для создания ситуации успеха и др. [17].
Исследуя инновационную составляющую явления супервизии, мы спроектировали модель формирования профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка (рисунок 1), отражающую сложный, многокомпонентный процесс, который заключается в непосредственном воздействии объектов и субъектов образовательного процесса, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Важным является то, что модель рассматривается нами как совокупность закономерных, функционально-связанных элементов и представляет собой целостную систему. Цель модели заключается в организации процесса формирования профессиональных компетенций будущих учителей
ö
0
*wi
СЛ
!ч
V
01 S
ЕЛ
Л
ад 3 о
л
■ы ЕЛ !ч
V
Л
и ев
V -м
V !-3
M
ев
3
ад
Ö
ев
I-H
Ö
ад
•1Н
V !ч
О
Ö о
л
s
!ч
аз
ЕЛ
V
и Ö
l
s
о и
^н
ев Ö О
•1Н
ЕЛ ЕЛ
V
<44
О
!ч
l
«
-С О
£
£
иностранного языка посредством супервизии как фактора качественной профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Представленная цель конкретизируется в содержании компонентов процесса формирования у будущих педагогов профессиональных компетенций, которые
определены в соответствии с научным представлением о сущности супервизии в условиях профильного обучения (супервизия формирования навыков ^ супервизия улучшения производительности ^ супервизия развития лидерства ^ трансформационная супервизия). Модель от-
.0 X .0
га х о s
о
о ф
-&
о
с го к Ü ? Â х п го к
Is
il üro
О О.
■&J3
О О >> S
>s Ф s
О X о s
° 5
к s
Is
Œ Ф Ф П.
о Ü
го
X
s
¡£ ц
го H s т о 1=
LLÍ и:
го"
CÛ
о
о с о 1_ CÛ
о d
ud
го"
CÛ
о го
s ф
d
>
го
ad uJ
ражает процессуальный аспект процесса формирования профессиональных компетенций и содержит показатели (измерители) сформированности конкретных навыков будущих учителей иностранного языка [18; 19].
4. Обсуждение (Discussion)
Вышеизложенные положения дают нам основание считать, что супервизия является важнейшим эмерджентным компонентом целостного процесса профессиональной подготовки будущих специалистов, в которой: главная цель -социально-педагогическое содействие в обеспечении качества профессиональной подготовки будущих учителей, главная задача - формирование профессиональных компетенций будущего учителя в рамках основных требований Федеральных государственных стандартов подготовки в высшей школе [20]. Под супервизией мы понимаем открытый социально-педагогический процесс, представляющий собой совокупность целенаправленного воздействия компе-тентностного специалиста на молодые кадры с целью: формирования у них профессиональных компетенций; ознакомления с ключевыми компетенциями образовательной организации; успешной адаптации будущего учителя на рабочем месте и развития у него мотивации к качественному выполнению трудовых действий, передаче сформированных
многолетнеи практиком коллективных ценностей и отраслевых достижении образовательного учреждения.
5. Заключение (Conclusion)
Таким образом, значимость данного
исследования состоит в том, что мы попытались внести определенныи вклад в теорию и методику профессионального образования. В статье раскрыта сущность и содержание супервизии, определен механизм включения супервизии в образовательныи процесс, спроектирована модель формирования профессиональных компетенции будущих учителеи иностранного языка посредством супер-визии, выявлено, что качество професси-ональнои подготовки будущего учителя иностранного языка обеспечивается не только усвоением содержания образовательных программ вуза, но в значитель-нои степени, интегрированнои с педаго-гическои практикои единои кластернои образовательной средой, посредством инновационных систем производственного обучения, к которым можно отнести систему супервизии.
6. Благодарности (Acknowledgments)
Работа выполнена при финансовой
поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР No 1/330 от 04 июля 2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».
Библиографический список
1. Матушак, А.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / А.Ф. Матушак // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы. - 2016. - С. 216 - 218.
2. Калугина, Е.В. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности [Текст] / Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №10. - С. 30-35.
3. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова [Текст] / Т.М. Ковалева, М.Ю. Чередилина. - М:. Авторский клуб, 2017. - 56 с.
4. Gordon, R.M., Wang, X., Tune, J. Comparing psychodynamic teaching, supervision, and psychotherapy over videoconferencing technology with Chinese students, Psychodynamic Psychiatry, Guilford Press, USA, 2015, pp. 585 - 599.
5. Kozar, O. The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors, Research in comparative and international education. United Kingdom. 2013, pp. 74 - 86. DOI: 10.2304/ rcie.2013.8.1.74.
6. Rakovshik, S.G., McManus, F., Vazquez-Montes, M., Muse, K., Ougrin, D. Is supervision necessary? Examining the effects of internet-based CBT training with and without supervision, Journal of consulting
and clinical psychology, American Psychological Association (PsycARTICLES), USA, 2016, pp. 191-199. DOI: 10.1037/ccp0000079.
7. Palesy, D., Billett, S. Learning manual handling without direct supervision or support: a case study of home care workers, Social work education, Great Britain, 2017. Р. 273-288. DOI: 10.1080/02615479. 2016.1218457.
8. Wood, W.B., Tanner, K.D. The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class, CBE-Life Sciences Education, USA, 2012, pp. 3 - 9. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110
9. Roscoe Rod, D., Chi Michelene, T.H. Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors' explanation and questions, Review of educational research, Sage Publications, United Kingdom, 2007, pp. 534-574. DOI: 10.3102/0034654307309920
10. Dolmans, D.H., Gijselaers, W.H., Moust, J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational practice and research. Med Teach. USA, 2002, pp. 173-180. DOI: 10.1080/01421590220125277
11. Яковлев, Е.В. Супервизия как педагогический феномен [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - №10. - С. 9-13.
12. Щенников, С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство [Текст]: учеб. пособие / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. - М.: Юрайт, 2017. - 403 с.
13. Guslyakova, N.I, Guslyakova, A.V. [The role pedagogical reflection in the process of university students' professional training]. 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, 2017, pp. 8716-8722. DOI: 10.21125/iceri.2017.2388
14. Землянская, Е.Н. Супервизия начинающего учителя как механизм реализации дидактической системы оригинал модель [Текст] / Е.Н. Землянская // Гносеологические основы образования: сб. науч. тр. - Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2015. - С. 31-35.
15. Грибоедова, Ю.Г. Супервизия как метод развития профессионального самопознания специалистов разных профессий [Текст] / Ю.Г. Грибоедова, Т.Б. Булыгина // Психология и современный мир. - Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова. - 2016. - С. 180-183.
16. Афанасьева, О.Ю. Целеполагание как фактор повышения эффективности планирования урока иностранного языка [Текст] / О.Ю. Афанасьева, М.Г. Федотова, Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 9. - С. 14-18.
17. Калугина, Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - №7. - С. 44-49.
18. Калугина, Е.В. Практика тьюторства Челябинского государственного педагогического уни- о верситета [Текст] / Е.В. Калугина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. -2014. - № 1(14). - С. 33-37.
19. Fedotova, M.G., Afanasyeva, O.U., Smirnova, M.V. [The significance of global competence and its influence on teacher training process] 4th SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria.Vol. 2. Psychology. 2017, Book 3. Р. 609-616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080
<u
0 ^
к ^ ? 3
1 to го к m о
n
20. Xiao, J. Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors, Distance education, Carfax Publishing Ltd, United Kingdom, 2012. P. 365-380, DOI: 10.108 0/01587919.2012.723167 a. §
О X о s Ф J
■ ■ >s
к S
Q. ф <U П.
О ü
го
с ^
го
о о CL
UÜ
го >
_о
о ^
о
та >
о
а ш
го >
о го Е
<и
Q
<
Ö
(О с 'та
го >
uü
E.V. Kalugina1, G.A. Demakova2, L.B. Dovgopolova3, N.E. Pochitalkina4
1 ORCID No. 0000-0002-5838-492X, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] 2ORCID No. 0000-0002-6726-5703, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] 3ORCID No. 0000-0001-9812-1836, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected] 4ORCID No. 0000-0002-9665-1929, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
SUPERVISION: A PROGRESSIVE RESOURCE OF PROFESSIONAL COMPETENCES FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE FUTURE TEACHERS
Abstract
Introduction. The article substantiates the urgency of a target supervision process for improving the efficiency of training of a foreign language future teachers during their pedagogical practice. The purpose of this article is to present the results of research on the professional competence formation of future teachers of a foreign language by including the resource of supervision into the educational process.
Materials and methods. Theoretical and empirical methods of psychology and pedagogy were used, which choice was due to the subject of our research. The analysis of philosophical, psychological, pedagogical, scientific and methodical literature on the research problem, normative documentation and legislative acts of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation was carried out, empirical materials were generalized; a systematic approach is used to disclose the essence of the problem and formulate a conceptual and terminological apparatus of the work.
Results. The scale of the inclusion of supervision in modern education is indicated. The essence, forms and structure of supervision as the most important emergent component of professional competences formation of a foreign language future teacher are revealed, the analysis of the activity content is determined and the algorithm of the supervisor and the future teacher's work is defined, the model of professional competences formation of future teachers of a foreign language by means of supervision is developed, the capabilities of the supervision resource for enhancing quality of vocational training are identified.
Discussion. In modern conditions the pedagogical practice should be a progressive form of professional training of a foreign language future teacher, aimed at the formation of professional competences, the acquisition of practical knowledge, skills and habits; accumulation of personal experience in pedagogical activity and professional mobility; mastering of modern training methods and technologies. The inclusion of supervision in the pedagogical practice will strengthen the practical training of a foreign language future teachers.
Conclusion. The inclusion of a supervision resource into the educational process promotes the effective professional competences development of future teachers of a foreign language and leads to an improvement in the quality of vocational training.
Acknowledgments. Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР No 1/330 от 04 июля 2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».
Keywords: supervision, supervisor, future teacher of a foreign language, model of professional competences formation.
Highlights:
• The notion of supervision is defined, the essential features of its inclusion into the educational process for the professional competences formation of the future teacher of a foreign language are analyzed;
• The model of the professional competences formation of future teachers of a foreign language through supervision is developed and described;
• The opportunities of the supervision resource for improving the quality of vocational training are revealed.
References
1. Matushak A.F. Vzaimodeystviye prepodavateley i studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Interaction between teachers and students in the educational process of the university]. Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye regionov Rossii: realii sovremennosti, tendentsii, perspektivy, 2016. P. 216-218 (in Russian).
2. Kalugina E.V., Stolbova E.A., Tsilitskiy V.S. Realizatsiya pedagogicheskoy tekhnologii formirovaniya gotovnosti budushchikh pedagogov k t'yutorskoy deyatel'nosti [Realization of pedagogical technology of formation of readiness of future teachers for tutor activity]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017, no 10. P. 30-35 (in Russian).
3. Kovaleva T.M., Cheredilina M.Yu. T'yutorstvo kak resurs dlya sistemy razvivayushchego obucheniya D.B. El'konin - V.V. Davydov [Tutoring as a resource for the system of developmental learning of Elkonin -V.V. Davydova]. M:. Avtorskiy klub, 2017. 56 p. (in Russian).
4. Gordon R.M., Wang X., Tune J. Comparing psychodynamic teaching, supervision, and psychotherapy over videoconferencing technology with Chinese students, Psychodynamic Psychiatry, Guilford Press, USA, 2015. P.585-599.
5. Kozar O. The face private tutoring in Russia: evidence from online marketing by private tutors, Research in comparative and international education. United Kingdom. 2013, pp. 74-86. DOI: 10.2304/ rcie.2013.8.1.74.
6. Rakovshik S.G., McManus F., Vazquez-Montes, M., Muse, K., Ougrin, D. Is supervision necessary? Examining the effects of internet-based CBT training with and without supervision, Journal of consulting and clinical psychology, American Psychological Association (PsycARTICLES), USA, 2016. P. 191-199. DOI: 10.1037/ccp0000079.
7. Palesy D., Billett S. Learning manual handling without direct supervision or support: a case study of home care workers, Social work education, Great Britain, 2017, pp. 273-288. DOI: 10.1080/02615479.2016.1218457.
8. Wood W.B., Tanner K.D. The role of the lecturer as tutor: doing what effective tutors do in a large lecture class, CBE-Life Sciences Education, USA, 2012, pp. 3-9. DOI: 10.1187/cbe.11-12-0110
9. Roscoe Rod D., Chi Michelene T.H. Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors' explanation and questions, Review of educational research, Sage Publications, United Kingdom, 2007, pp. 534 - 574. DOI: 10.3102/0034654307309920
10. Dolmans D.H., Gijselaers W.H., Moust J.H., de Grave W.S., Wolfhagen I.H., van der Vleuten C.P. Trends in research on the tutor in problem-based learning: conclusions and implications for educational o <5 practice and research. Med Teach. USA, 2002, pp. 173-180. DOI: 10.1080/01421590220125277
11. Yakovlev Ye.V., Yakovleva N.O. Superviziya kak pedagogicheskiy fenomen [Supervision as a pedagogical phenomenon]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015, no 10. P. 9-13. >3
12. Shchennikov S.A., Teslinov A.G., Chernyavskaya A.G. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii. T'yutorstvo [Innovative processes in education. Tutoring]. Moscow, Yurayt, 2017. 403 p. (in Russian).
13. Guslyakova N.I, Guslyakova A.V. [The role pedagogical reflection in the process of university students' professional training]. 10th annual International Conference of Education, Research and Innovation. The International Academy of Technology, Education and Development (IATED). Spain, 2017, pp. 8716-8722. DOI: 10.21125/iceri.2017.2388 g
c
o
ro E
(0 <u o c <u <u
E o o
70 c o
(O
(O &
o
°<0
5 ° o (0 tn <u cu
<u
U> 3 <U <u
i!
c
ro
ra
«75
o
14. Zemlyanskaya Ye.N. Superviziya nachinayushchego uchitelya kak mekhanizm realizatsii o.^ didakticheskoy sistemy original model' [Supervision of the beginning teacher as a mechanism for the W^o
implementation of the didactic system original model]. Trudy YEGU im. I.A. Bunina. «Gnoseologicheskiye osnovy obrazovaniya», 2015. P. 31-35.
15. Griboyedova YU.G. Superviziya kak metod razvitiya professional'nogo samopoznaniya spetsialistov raznykh professiy [Supervision as a method of development of professional self-knowledge of specialists of different professions]. Psikhologiya i sovremennyy mir: SAFUim. M.V. Lomonosova, 2016. P. 180-183.
16. Afanas'yeva O.Yu., Fedotova M.G., Kalugina E.V. Tselepolaganiye kak faktor povysheniya effektivnosti planirovaniya uroka inostrannogo yazyka [Purposefulness as a factor of increasing the effectiveness of planning a lesson in a foreign language]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no 9. P. 14-18 (in Russian).
17. Kalugina E.V. Modelirovaniye protsessa obrazovaniya t'yutorskoy kompetentsii u budushchikh pedagogov [Modeling the process of future teachers' tutorial competence formation]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no 7. pp. 44-49 (in Russian).
18. Kalugina E.V. Praktika t'yutorstva Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The practice of tutoring in Chelyabinsk State Pedagogical University]. Professional''nyy proyekt: idei, tekhnologii, rezul'taty, 2014, no 1(14). pp. 33-37 (in Russian).
19. Fedotova M.G., Afanasyeva O.U., Smirnova M.V. [The significance of global competence and its influence on teacher training process] 4th SGEM International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. Science and Society: Conference Proceedings. Bulgaria.Vol. 2. Psychology. 2017, Book 3, pp. 609 -616. DOI: 10.5593/sgemsocial2017/35/S13.080
20. Xiao J. Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors, Distance education, Carfax Publishing Ltd, United Kingdom, 2012, pp. 365-380, DOI: 10.1080/01587919.2012.723167
DOI: 10.25588/CSPU.2018.81..4..004 УДК 371.26 ББК 74.02
Н.В. Коршунова
ORCID № 0000-0002-4648-0893, доцент, доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. г. Челябинск, Российская Федерация.
Е-тай: [email protected]
организация промежуточной аттестации
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВыЕ
и организационные проблемы
Аннотация
Введение. Организация промежуточной аттестации обучающихся в системе общего образования является новым правовым явлением, требующим от образовательных организаций самостоятельной разработки соответствующих положений, а также обеспечения ее проведения. Цель: выявить проблемные зоны правового и организационного характера, возникающие при проведении промежуточной аттестации, и обозначить пути их решения.
Материалы и методы. Основными методами при написании работы стал анализ действующих нормативных актов федерального и локального уровня, определяющих механизм проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Ре.зультаты. Норма права о промежуточной аттестации противоречит п. 8 и 9 ст. 43 ФЗ «Об Образовании в РФ», согласно которой запрещено отчислять обучающихся, не достигших 15-летнего возраста. Спорным вопросом является характеристика содержания заданий, выносимых на промежуточную аттестацию. Не вполне ясно, что следует понимать под «академической заложенностью» обучающегося - неудовлетворительную оценку за итоговую контрольную или же подобную оценку за четверть или год.