Научная статья на тему 'Оптимизация иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования'

Оптимизация иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CAPACITY / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / FOREIGN-LANGUAGE TEACHER / БАКАЛАВР / BACHELOR / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION PROCESS / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPONENTS OF EDUCATION PROCESS / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варламова Е.Ю.

В системе многоуровневого образования профессиональная подготовка будущих учителей осуществляется последовательно в бакалавриате и магистратуре. Иноязычная профессиональная подготовка нацелена на обучение будущих учителей иностранного языка. Изменения в образовательной политике России способствовали пересмотру требований не только к системе образования, но и к выпускникам вузов. Современный учитель иностранного языка рассматривается как субъект образовательного процесса, социально активная поликультурная личность, обладающая определенными характеристиками (компетенциями), что позволяет ей самореализовываться в обществе, обучать учащихся иностранному языку, знакомить их с иноязычной культурой. Анализ накопленного в науке опыта позволяет убедиться в том, что профессиональная подготовка будущих учителей с учетом условий современности будет способствовать социализации личности учащегося на основе овладения им иностранным языком и содержанием иноязычной культуры. В статье определяются и обосновываются направления оптимизации иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования; образовательный процесс в вузе рассматривается в единстве его составляющих цели и задач, содержания, принципов, методов и форм профессионального обучения. В описании путей оптимизации учтены особенности иноязычного педагогического образования и его нацеленность на формирование профессиональной компетентности, что предполагает развитие определенных иноязычных компетенций будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варламова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimising foreign-language professional training of bachelors of pedagogical education

In the system of multilevel education the professional training of future teachers is carried out sequentially, in bachelor and master degrees. Foreign-language professional training is aimed to teach future foreign-language teachers. Changes in the education policy in Russia have led to reconsideration of requirements to both an education system and the requirements to University graduates. The modern foreign-language teacher is considered as the subject of educational process, as a social active polycultural person who possesses some features (capacities) that allow to realize itself in a society, to teach a foreign language, to introduce pupils the foreign-language culture. The analysis of science experience convinces that professional training of future teachers, taking into consideration the circumstances of the present, is an encouraging pupil’s socialization on the basis of mastering a foreign language and foreign-language culture.The article identifies and substantiates directions of optimising foreign-language professional training of bachelors of pedagogical education; educational process in high school is considered in the unity of its components: the purposes, the content, the principles, the methods and forms of professional training. In the description of the optimising directions the following is taken into consideration: the features of foreign-language pedagogical education and its aiming at forming the professional competence that assumes development of the foreign-language capacities of future foreign-language teachers.

Текст научной работы на тему «Оптимизация иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования»

дискуссия

журнал научных публикаций

Е.Ю. Варламова, канд. пед. наук, доцент, кафедра английского языка, Чувашский государственный педагогический университет, г. Чебоксары, Россия, ev302@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В системе многоуровневого образования профессиональная подготовка будущих учителей осуществляется последовательно в бакалавриате и магистратуре. Иноязычная профессиональная подготовка нацелена на обучение будущих учителей иностранного языка. Изменения в образовательной политике России способствовали пересмотру требований не только к системе образования, но и к выпускникам вузов. Современный учитель иностранного языка рассматривается как субъект образовательного процесса, социально активная поликультурная личность, обладающая определенными характеристиками (компетенциями), что позволяет ей самореализовываться в обществе, обучать учащихся иностранному языку, знакомить их с иноязычной культурой. Анализ накопленного в науке опыта позволяет убедиться в том, что профессиональная подготовка будущих учителей с учетом условий современности будет способствовать социализации личности учащегося на основе овладения им иностранным языком и содержанием иноязычной культуры. В статье определяются и обосновываются направления оптимизации иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования; образовательный процесс в вузе рассматривается в единстве его составляющих — цели и задач, содержания, принципов, методов и форм профессионального обучения. В описании путей оптимизации учтены особенности иноязычного педагогического образования и его нацеленность на формирование профессиональной компетентности, что предполагает развитие определенных иноязычных компетенций будущих учителей иностранного языка. Ключевые слова: иноязычное образование, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, компетенция, учитель иностранного языка, бакалавр, педагогическое образование, образовательный процесс, компоненты образовательного процесса.

В условиях усиливающейся информатизации поликультурного общества возрастает социальная потребность в учителях, способных преподавать иностранный язык как средство межкультурной коммуникации, познания и самообразования. Владение иностранными языками рассматривается в современном обществе как показатель не только образованности, но и воспитанности, культурности, что является предпосылкой для успешной социализации личности в условиях поликультурности и многоязычия. Решение данной задачи возложено на педагогические вузы, осу-

ществляющие профессиональную подготовку учителей иностранного языка в рамках бакалавриата педагогического образования.

В научных исследованиях, посвященных вопросам иноязычного профессионального образования в высшей школе, накоплен богатый опыт, применение которого позволяет убедиться в неоспоримых преимуществах образовательного процесса, осуществляющегося в соответствии с современными условиями (социальными, образовательными и др.). Однако изменения в образовательной политике и определение

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

соответствующих задач требуют пересмотра общих положений, касающихся иноязычной профессиональной подготовки учителей, а также поиска образовательных подходов, реализация которых = позволит достичь цели и решить поставленные задачи оптимальным образом.

Оптимизация профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования — будущих учителей иностранного языка в данной статье рассматривается с позиций конкретизации цели и задач, содержания и принципов, форм и методов обучения студентов в современных условиях, с учетом специфики иноязычного профессионального образования в вузе. Обратимся к данным аспектам.

Достижению цели профессионального обучения учителей иностранного языка, уровень профессиональной подготовки которых позволяет не только преподавать иностранный язык, но и приобщать учащихся к иноязычной культуре в современных условиях, способствует решение ряда задач. Данные задачи определены исходя из анализа федерального государственного образовательного стандарта1. Для эффективного осуществления иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования необходимо:

— сформировать у студентов не только требуемые общекультурные и профессиональные компетенции, но и иноязычные компетенции, содержание которых отражает специфику профессионального образования;

— организовать образовательный процесс, направленный на овладение обучающимися : качествами и характеристиками, позволяющими эффективно осуществлять профессиональную деятельность в ее образовательном, культурно-просветительском и научно-ис-

Владение иностранными языками рассматривается в современном обществе как показатель не только образованности, но и воспитанности, культурности, что является предпосылкой для успешной социализации

личности в условиях поликультурности и многоязычия.

Изменения в образовательной политике и определение соответствующих задач требуют пересмотра общих положений, касающихся иноязычной профессиональной подготовки учителей, а также поиска образовательных подходов, реализация которых позволит достичь цели и решить поставленные задачи оптимальным образом.

следовательском аспектах. Это предполагает, что овладение иностранным языком бакалаврами педагогического образования нацелено на его применение не только как средства = межкультурной коммуникации и организации познавательной деятельности, но и как предмета обучения, средства приобщения учащихся к иноязычной культуре;

— развивать у бакалавров навыки использования иностранного языка для повышения уровня их академической мобильности;

— осуществлять целенаправленную подготовку бакалавров не только к эффективному осуществлению будущей профессиональной деятельности, но и к переходу на следующую ступень обучения — в магистратуру, что требует формирования умений и развития навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности на материалах иностранного языка, который выступает средством межкультурной и межличностной коммуникации, познания иноязычной культуры, анализа научных исследований и методических подходов к преподаванию иностранного языка на современном этапе развития социума.

Подход к содержанию образования как подлежащей усвоению системе сложившихся взглядов, представлений, знаний, познавательного и творческого опыта взаимодействия человека с окружающим миром2 позволяет определить, что оптимизированное содержание иноязычной профессиональной подготовки бакалавров должно:

— отражать развитие лингвистических явлений, процесс фор-

= мирования иноязычной культуры, состояние современного иностранного языка и специфику иноязычной культуры в настоящее время. Данное положение нацеливает на развитие у обу-

чаемых иноязычных компетенций: языковой (лингвистической), коммуникативной (речевой) и социокультурной, компоненты которых будут отличаться системностью и позволят осуществлять будущую профессиональную деятельность в соответствии с современным уровнем развития общества, процессами информатизации и интеграции социально-культурных процессов;

— включать научные положения и понятия, составляющие основу методологии науки, что будет способствовать подготовке бакалавров к обучению в магистратуре и развитию лингвопознавательной компетенции в единстве ее компонентов, позволяющих организовывать и осуществлять исследовательскую деятельность средствами иностранного языка;

— базироваться на основополагающих педагогических теориях и современных подходах к методике обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях, функционирующих в настоящее время в России и за рубежом. Развиваемые иноязычные компетенции (лингводидактиче-ская, личностная) характеризуют развитие

личности будущего учителя иностранного языка как носителя различных культур, способного обучать иностранному языку и иноязычной культуре учащихся на территории единого образовательного пространства.

На развитие системы иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования оказывают влияние педагогические принципы, выступающие в качестве основы организации образовательного процесса и определяющие его специфику и направленность3. Среди множества педагогических принципов выделяются те, которые имеют ключевую значимость в оптимизации профессионального иноязычного образования бакалавров.

1. Принцип гуманистической ориентации, связанный с развитием качеств личности, необходимых для проявления активной жизненной позиции, толерантности и уважения к другой личности.

2. Принцип научности и информатизации, предполагающий соответствие компонентов образовательного процесса современным достижениям науки, новым технологиям профессионального обуче-

Овладение иностранным языком бакалаврами педагогического образования нацелено на его применение не только как средства межкультурной коммуникации и организации познавательной деятельности, но и как предмета обучения, средства приобщения учащихся к иноязычной культуре.

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

ния в высшей школе, а также требованиям к формируемым компетенциям (общекультурным и профессиональным, иноязычным) в условиях возрастания объема информации.

3. Принцип системности, означающий взаимосвязь информации, предполагающей накопленный наукой опыт и современные достижения в различных областях человеческого знания.

4. Принцип интенсивности, основанный на системном и распределенном во времени использовании элементов интенсивного обучения в рамках метода активизации возможностей личности и коллектива (Г.А. Китайгородская и др.)4. Доказательства возможности применения элементов интенсивного обучения в современных вузах (исследования А.А. Остапенко и др.) позволили предположить, что актуализация интенсификации профессионального обучения в настоящее время связана с сокращением сроков обучения в вузе (в сравнении со специалитетом), постоянным увеличением объема учебной и научно-методической информации, повышением требований к профессиональной подготовленности современного учителя иностранного языка5.

5. Принцип контекстности, являющийся основополагающим в контекстном обучении (А.А. Вербицкий и др.), актуализируется комплексным подходом к профессиональной компетентности современного учителя иностранного языка — все сформированные компетенции рассматриваются в единстве6. Реализация = принципа контекстно-сти требует: обеспечения связей учебной, познавательной и исследовательской деятельности, осуществляемой средствами иностранного языка, через приобщение будущих учителей к иноязычной культуре; установления связи научных достижений, уровня развития информационных технологий с условиями будущей профессиональной деятельности; выявления средств, позволяющих применять научно-методические и исследовательские

Актуализация интенсификации профессионального обучения в настоящее время связана с сокращением сроков обучения в вузе, постоянным увеличением объема учебной и научно-методической информации, повышением требований к профессиональной подготовлен ности современного учителя иностранного языка.

достижения в профессиональной деятельности по обучению иностранному языку в соответствии с требованиями мировой педагогической практики.

6. Принцип сознательности и активности направлен на формирование у бакалавров педагогического образования: а) убеждения в значимости овладения профессией учителя иностранного языка, в актуальности формируемых компетенций и личностных качеств; б) требовательности к уровню собственной профессиональной (иноязычной, методической, социокультурной, научно-исследовательской) подготовки, стремления к совершенствованию компонентов иноязычных компетенций посредством развития академической мобильности; в) умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для успешной самоорганизации и осуществления познавательной и исследовательской деятельности.

7. Принцип интегрированности является важным в силу признания необходимости опоры на сформированный у обучающихся опыт изучения иностранных языков и познания иноязычной культуры, что, в свою очередь, основывается на овладении родным языком и познании родной этнокуль-туры.

Все обозначенные выше принципы, значимые в иноязычной профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, оптимизируют образовательный процесс при условии их комплексной реализации — в единстве и взаимосвязи.

Подходы к целям и задачам профессионального образования, выявление специфики содержания и принципов, служащих опорой для осуществления образовательного процесса, определяют формы и методы иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования. Особенности применения отмеченных методов и форм демонстрируют следующие положения:

— методы и формы иноязычной профессиональной подготовки отличаются си-

стематичностью использования и направленностью на актуализацию интегрированного опыта изучения родного языка, познания обучающимися родной этнокультуры;

— символичность, краткость, обобщенность методов и форм профессиональной подготовки позволяют бакалаврам усвоить большой объем информации в течение ограниченного промежутка времени;

— применение методов и форм на занятиях по изучению иностранного языка и иноязычной культуры в вузе должно отличаться комплексностью и продуктивностью;

— использование методов и форм контроля в профессиональной подготовке должно иметь обобщающий характер и быть экономичным по времени;

— особую важность должны приобрести методы и формы обучения самостоятельной деятельности по развитию умений учебной, познавательной и исследовательской деятельности.

Отмеченные в статье положения не исчерпывают выявления возможностей оптимизации иноязычной профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования — развитие современного со-

циума и специфика образовательной политики будут способствовать пересмотру и дополнению сложившихся в науке и практике подходов. I

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование. Квалификация (степень) бакалавр». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 25.05.2015).

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: БРЭ, 2002. 528 с.

3. Там же.

4. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1982. 137 с.

5. Остапенко А.А. Концентрированное обучение как педагогическая технология / автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 1998. 19 с.

6. Вербицкий А. Контекстно-компетентност-ный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32—37; Вербицкий А. Развитие мотивации в контекстном обучении // Alma mater. 1998. № 1—2. С. 47-50.

OPTIMISING FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

E.Y. Varlamova, Candidate of pedagogy, Docent, The department of English language, Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia, ev302@mail.ru

In the system of multilevel education the professional training of future teachers is carried out sequentially, in bachelor and master degrees. Foreign-language professional training is aimed to teach future foreign-language teachers. Changes in the education policy in Russia have led to reconsideration of requirements to both an education system and the requirements to University graduates. The modern foreign-language teacher is considered as the subject of educational process, as a social active polycultural person who possesses some features (capacities) that allow to realize itself in a society, to teach a foreign language, to introduce pupils the foreign-language culture. The analysis of science experience convinces that professional training of future teachers, taking into consideration the circumstances of the present, is an encouraging pupil's socialization on the basis of mastering a foreign language and foreign-language culture.The article identifies and substantiates directions of optimising foreign-language professional training of bachelors of pedagogical education; educational process in high school is considered in the unity of its components: the purposes, the content, the principles, the methods and forms of professional training. In the description of the optimising directions the following is taken into consideration: the features of foreign-language pedagogical education and its aiming at forming the professional competence that assumes development of the foreign-language capacities of future foreign-language teachers.

Key words: foreign-language education, professional training, professional competence, capacity, foreign-language teacher, Bachelor, pedagogical education, education process, components of education process.

дискуссия t

журнал научных публикаций *

References

1. Federal state educational standard of higher professional education in field of study teacher education. Qualification (degree) Bachelor. (in Russian). Available at: http: //www.edu.ru/db/mo/Data/d_11 /prm46-1 .pdf (accessed 25.05.2015).

2. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' / Gl. red. B.M. Bim-Bad [Pedagogical encyclopedic dictionary. Ed. by B.M. Bim-Bad]. Moscow, BRE Publ., 2002. 528 p.

3. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' / Gl. red. B.M. Bim-Bad [Pedagogical encyclopedic dictionary. Ed. by B.M. Bim-Bad]. Moscow, BRE Publ., 2002. 528 p.

4. Kitaigorodskaia G.A. Metodika intensivnogo obucheniia inostrannym iazykam [The technique of intensive learning

foreign languages]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1982. 137 p.

5. Ostapenko A.A. Kontsentrirovannoe obuchenie kak pedagogicheskaia tekhnologiia: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Concentrated training as a pedagogical technology. Abstract of candidate of ped. sci. diss.]. Cheboksary, 1998. 19 p.

6. Verbitskii A. Kontekstno-kompetentnostnyi podkhod k modernizatsii obrazovaniia [Context-competence approach to the modernization of education]. Vysshee obra-zovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2010, no. 5, pp. 32—37; Verbitskii A. Razvitie motivatsii v kontekstnom obuchenii [The development of motivation in the context of the training]. Alma mater, 1998, no. 1—2, pp. 47—50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.