Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету'

Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / EXTRACURRICULAR WORK ON THE SUBJECT / ENGLISH TEACHERS TRAINING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова О.Ю., Калугина Е.В., Кусарбаев Р.И., Матушак А.Ф.

Введение. В статье рассмотрен процесс подготовки к внеурочной деятельности будущих учителей английского языка. Обоснована актуальность проблемы. Поставлена цель показать процесс планирования, организации и реализации подготовки будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы в школе на примере опыта кафедры иностранных языков педагогического вуза. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы по проблеме внеурочной работы по предмету и подготовки к ней будущих учителей. Эмпирическими методами являются педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование. Результаты. В работе приводится определение внеурочной деятельности, перечисляются задачи организации внеурочной работы в школе, соответствующие результатам освоения основных образовательных программ. Рассматривается понятие профессиональной готовности к ведению внеурочной работы по предмету. Показана разработка модели подготовки будущих учителей к внеурочной работе в школе. Приводятся примеры мероприятий в работе кафедры иностранных языков педагогического вуза для подготовки будущих учителей к внеурочной работе. В исследовании анализируются результаты опроса студентов педагогического вуза об их готовности к внеурочной работе. Даются рекомендации по подготовке будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы. Обсуждение. Подчеркивается, что из трех компонентов в составе готовности студентов к ведению внеурочной работы сложнее всего формируется компонент профессионально-важных личностных качеств, в то время как компоненты знаний и умений формируются достаточно быстро. Заключение. Делается вывод о результативности предложенной модели и эффективности работы кафедры по подготовке будущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету. Ключевые слова: внеуро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова О.Ю., Калугина Е.В., Кусарбаев Р.И., Матушак А.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE ENGLISH TEACHERS TRAINING TO CONDUCT EXTRACURRICULAR WORK IN THE SUBJECT

Introduction. The article discusses the process of preparing future English teachers for extracurricular activities. The urgency of the problem is specified. The goal is to show the process of planning, organizing and implementing the preparation of future English teachers for conducting extracurricular work at school on the example of the experience of the Department of Foreign Languages at the pedagogical university. Materials and methods. The main research methods are the analysis of pedagogical literature on the problem of extracurricular work and future teachers training. Empirical methods are: pedagogical experiment, pedagogical observation, the method of peer assessment, conversation, questioning. Results. The paper defines the concept of extracurricular activity, enumerates the purposes of organizing extracurricular work at school, corresponding to the results of mastering the basic educational programmes. The concept of professional readiness for conducting extracurricular work on the subject is considered. The development of the model for future teachers training to conduct extracurricular work at school is shown. Examples of activities in the work of the Department of Foreign Languages of the pedagogical university to prepare future teachers for extracurricular work are given. The study analyzes the results of the survey among the students of the pedagogical university on their readiness for extracurricular work. The authors give some recommendations on future English teachers training to conduct extracurricular work. Discussion. It is emphasized that of all the three components in students training to conduct extracurricular work, the component of professionally important personal qualities is the most difficult element to teach while the components of knowledge and skills are formed rather quickly. Conclusion. The conclusion about the effectiveness of the proposed model and the effectiveness of the department’s work in preparing future teachers for conducting extracurricular activities on the subject is made.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету»

13. Leontyeva I.A., Rebrina F.G. (2017) From the Experience in Creating an Effective Model of Blended Learning. Revista ESPACIOS. 38 (62). Available from: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n62/17386217.html (Accessed 23 April 2018).

14. Cole J., Foster H. (2008) UsingMoodle. Teaching with the Popular Open Source Course Management System. Sevastopol, O'Reilly Media.

15. Khadiullina R.R., Galyautdinov M.I. (2014) Conceptual foundations of distance learning in the institutes of higher physical education. Teoriya i PraktikaFizicheskoy Kultury. (4), 57-60. (In Russian).

16. Abrami P.C., Bernard R.M., Bures E.M., Borokhovski E., Tamim R.M. (2012) Interaction of distance education and online learning: Using evidence and theory to improve practice. The Next Generation of Distance Education: Unconstrained Learning, 9781461417859, 49-69.

17. West E.R. (2011) Insights from research on distance education learners, learning, and learner support. American Journal of Distance Education. 25 (3), 135-148.

18. Nedhal Al S., Intisar Al S. (2011) Multimedia Distance E-Learning System. Available from: https:// www.researchgate.net/publication/235962786_Multimedia_Distance_E-Learning_System_for_Higher_ Education_Students (Accessed 23 April 2018). DOI: 10.1007/978-3-642-22389-1_32

19. Maheridou M., Antoniou P., Kourtessis T., Avgerinos A. (2011) Blogs in distance education: An analysis of physical educators' perceptions of learning. Turkish Online Journal of Distance Education. 12 (1), 95-107.

20. Altunay D. (2013) Language learning activities of distance EFL learners in the Turkish open education system as the indicator of their learner autonomy. Turkish Online Journal of Distance Education, 14 (4), 296-307.

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.13

УДК 378.937:42 (07) ББК 74.480.26:74.268.13

О.Ю. Павлова1, Е.В. Калугина2, Р.И. Кусарбаев3, А.Ф. Матушак4

1 ORCID № 0000-0002-5334-9084, доцент, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail, pavlovaou@cspu.ru

2 ORCID № 0000-0002-5838-492X, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kaluginaev@cspu.ru

3 ORCID № 0000-0002-8698-5757, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: rinkus@inbox.ru 4 ORCID № 0000-0003-0514-0443, доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: lilac0@yandex.ru

подготовка будущих учителей английского языка к ведению внеурочной

работы по предмету

Аннотация

Введение. В статье рассмотрен процесс подготовки к внеурочной деятельности будущих учителей английского языка. Обоснована актуальность проблемы. Поставлена цель показать процесс планирования, организации и реализации подготовки будущих учителей английского

языка к ведению внеурочной работы в школе на примере опыта кафедры иностранных языков педагогического вуза.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ педагогической литературы по проблеме внеурочной работы по предмету и подготовки к ней будущих учителей. Эмпирическими методами являются педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование.

Ре.зультаты. В работе приводится определение внеурочной деятельности, перечисляются задачи организации внеурочной работы в школе, соответствующие результатам освоения основных образовательных программ. Рассматривается понятие профессиональной готовности к ведению внеурочной работы по предмету. Показана разработка модели подготовки будущих учителей к внеурочной работе в школе. Приводятся примеры мероприятий в работе кафедры иностранных языков педагогического вуза для подготовки будущих учителей к внеурочной работе. В исследовании анализируются результаты опроса студентов педагогического вуза об их готовности к внеурочной работе. Даются рекомендации по подготовке будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы.

Обсуждение. Подчеркивается, что из трех компонентов в составе готовности студентов к ведению внеурочной работы сложнее всего формируется компонент профессионально-важных личностных качеств, в то время как компоненты знаний и умений формируются достаточно быстро.

Заключение. Делается вывод о результативности предложенной модели и эффективности работы кафедры по подготовке будущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету.

Ключевые слова: внеурочная работа по предмету, подготовка учителей английского языка, профессиональная подготовка.

Основные положения:

• определены компоненты готовности будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по предмету;

• разработана модель подготовки будущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету;

• представлена совокупность мероприятий, направленных на подготовку будущих учителей к ведению внеурочной работы по предмету.

1. Введение (Introduction)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) (далее ФГОС ООО), на основе которого работает современная школа, содержит статью о его реализации не только на основе урочной, но также и внеурочной деятельности1. В связи с этим перед выпускающими кафедрами педагогических вузов стоит задача подготовить будущих учителей как к грамотному проведению уроков, так и к компетентной организации внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное

и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Ряд ученых, методистов работают над теоретическими и практическими основами подготовки будущих учителей к внеурочной работе [1-3]. Формами проведения внеурочной работы являются кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. [4-5]. Следовательно, в работу выпускающей кафедры должны быть включены данные формы работы. Цель статьи - показать процесс плани-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

<

СО ф

ГО

Ю ^

ГО О

£

GL <я

X

го ъи

Ш

uJ

<Я ш

О ^

ш го

с

2 о

рования, организации и реализации подготовки будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы в школе на примере опыта кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Под внеурочной деятельностью в нашей работе понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [6, с. 7]. Внеурочную деятельность стоит отличать от внешкольной и внеклассной работы [7, с. 18]. В качестве цели внеурочной работы указывается как совершенствование коммуникативной компетенции, так и развитие учащихся [8, с. 105]. Планируемыми результатами освоения основной образовательной программы (ООП) в школе являются личностные, метапред-метные, предметные. Таким образом, в задачи организации внеурочной работы в школе входит перечень результатов освоения ООП.

Покажем, на достижение каких личностных результатов мы нацеливаем студентов, например, в начальной школе в процессе изучения предмета «Английский язык». К планируемым результатам обучения младших школьников относится общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание иностранного языка как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников на основе детского фольклора, некоторых образцов художественной литературы, изучения и соблюдения традиций страны изучаемого языка [9, с. 19].

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: обучение коммуникативному взаимодействию, ролевое общение в пределах изучаемой тематики; развитие коммуникативных способностей школьника, умение ориентироваться в лингвистических средствах при решении коммуникативной задачи; расширение филологического кругозора; разви-

тие сфер личности младшего школьника; развитие мотивационной сферы к изучению языков [9, с. 21].

Таким образом, планирование внеурочной работы в школе должно предусматривать использование фольклора, искусства, литературы, традиций стран изучаемого языка. Внеурочная работа должна быть нацелена на развитие коммуникативных способностей школьника во всех видах речевой деятельности, развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

В работе использованы методы моделирования и педагогического эксперимента. Для оценки уровней подготовленности к внеурочной работе были использованы педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование. Наработки, описанные в статье, внедрены в работу кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

3. Результаты (Results)

Модель подготовки будущих учителей к внеурочной работе по предмету «Английский язык»

Для подготовки студентов к внеурочной работе по иностранным языкам мы изучили опыт преподавателей вузов по данному вопросу [10-12]. Были учтены рекомендации ученых по использованию возможностей предмета «Иностранный язык» [13-14]. Исходя из определения внеурочной работы, ее составляющих, а также требований ФГОС ООО к планируемым результатам обучения школьников, кафедра построила следующую модель работы.

Модель состоит из нескольких блоков. Блок целеполагания выполняет функцию постановки цели. Целью нашей модели является готовность студентов к внеурочной работе по предмету «Английский язык».

Требования к будущему учителю со стороны государства, общества и потребителей (учеников, родителей) составляют первую часть организационного блока. Подготовка будущих учителей зависит от

соблюдения ФГОС ООО2 и знания будущим учителем Профессионального стандарта педагога3. Таким образом, первая часть организационного блока, характеризующая нормативно-юридические аспекты, имеет направленность на личность потребителя (ученика), на общество (гарантирует общеобразовательную подготовку в школе) и государство (обеспечивает качественную подготовку будущих учителей).

Вторая часть организационного блока раскрывает организационные моменты учебно-воспитательного процесса в учреждении высшего образования. Структура процесса подготовки состоит из следующего: а) аудиторной работы (лекционные, практические и лабораторные занятия, консультации); б) внеаудиторной и воспитательной работы (мероприятия, в рамках которых проводятся различные фестивали и конкурсы); в) педагогических практик (во время которых осуществляется квазипрофессиональная деятельность как элемент подготовки будущих учителей английского языка).

На данном этапе мы проводим аудиторную работу, которая включает лекционные и лабораторно-практические занятия по методике обучения английскому языку, в процессе которых будущие учителя планируют внеурочные мероприятия.

Организационный блок в разработанной нами модели выполняет нормативно-правовую и организационную функции. Они заключаются в ознакомлении студентов с теоретическими и практическими вопросами организации и планирования внеурочной работы по предмету.

Основой содержательного блока модели являются этапы подготовки студентов: пропедевтический, учебно-профессиональный и квази-

профессиональный. Пропедевтический этап является подготовительным и выполняет задачу предварительного знакомства с формами внеурочной работы. Подготовка будущих учителей осуществляется на мероприятиях, подготовленных кафедрой. Учебно-профессиональный этап нацелен на изучение вопроса в рамках дисциплины «Методика обучения английскому языку». На данном этапе преподаватели кафедры применяют общие и специальные задания. Общие задания выполняются на занятиях по различным дисциплинам («Практический курс английского языка», «Практика устной и письменной речи», «Практическая грамматика» и т.д.). Специальные задания выполняются на семинарах по методике обучения английскому языку. На квази-профессиональном этапе осуществляется подготовка к внеурочной работе в процессе педпрактики. На данном этапе студенты учатся мотивировать учащихся к участию во внеурочной работе, совершенствовать коммуникативную компетенцию в процессе этой работы. В разработке данной части модели мы опирались на работы ученых [15-18]. Сами будущие учителя получают навыки самооценки своих методических решений, анализа эффективности своей квази-профессиональной деятельности.

Оценочный блок модели содержит критерии, показатели и методы оценки уровня подготовленности будущих учителей к внеурочной работе по английскому языку. К критериям относятся знания и умения, профессионально важные личностные качества. Показателями проявления критериев являются регулярность и самостоятельность применения знаний и умений внеурочной работы.

В качестве методов оценки уровней подготовленности к внеурочной работе были использованы следующие: педаго-

X

ф

ч ф

ш

^

ГО ^

XI

п к

о о

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н.

ф <0 2

55 £ &

- § * _

ю ^

Го >5

^ о

СО X

о т I- о

С Ео

<

со ф

го

ю ^

го о

£

го"

X

го ъи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш и]

го" со

о ^

со го

с

2 о

гический эксперимент, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, беседа, анкетирование. Уровни подготовленности будущих учителей подразделяются на базовый, пороговый, продвинутый. Блок выполняет оценочную функцию. В модели предусмотрена коррекция: если в процессе подготовки достигается только базовый уровень, то преподаватели возвращаются к предыдущим блокам (организационному, содержательному).

Мероприятия в работе кафедры иностранных языков педагогического вуза для подготовки будущих учителей английского языка к внеурочной работе по предмету

Процесс подготовки будущих учителей к внеурочной работе предполагает ряд мероприятий, включенных в план работы кафедры иностранных языков, среди них: Пасхальный фестиваль, Рождественские встречи, Фестиваль культуры стран изучаемого языка, Тотальный диктант, Конкурс переводчика, Конкурс на лучшее комментирование английского публицистического текста, Фонетический конкурс, Литературная гостиная и др. Все они не только раскрывают особенности культуры англоязычных стран, но и также расширяют возможности иноязычного общения, способствуя совершенствованию коммуникативной компетенции.

Целью данных мероприятий является подготовка будущих учителей иностранного языка к внеурочной работе в школе на конкретных примерах такой работы, проведенных в педагогическом вузе. Поэтому они активно используются на пропедевтическом этапе реализации модели. Дальнейшее их применение способствует закреплению теоретического материала, полученного на лекционных занятиях в процессе подготовки будущих учителей английского языка.

Кафедра имеет свою страницу в социальных сетях, что позволяет активизировать работу студентов. Идея использования виртуальной среды при подготовке студентов университета также рассматривается в педагогической литературе [19], что было взято на вооружение при

планировании работы по подготовке будущих учителей английского языка.

Измерение готовности студентов педагогического вуза к внеурочной работе

Перед выявлением готовности студентов педагогического вуза к внеурочной работе рассмотрим понятие готовности. Профессиональная готовность понимается в психолого-педагогических науках как уровень работоспособности перед началом деятельности [20].

Критериями готовности студентов к внеурочной работе являются знания, умения, профессионально-важные личностные качества. Знания предполагают: знание форм и методов работы со школьниками (К-1), знание теоретических аспектов внеурочной работы (К-2). Умения включают: умения планирования мероприятий внеурочной работы (К-3), умения организации внеурочной работы (К-4), умения самооценки проведенных мероприятий (К-5). В профессионально-важные личностные качества будущих учителей входят: активность (К-6), инициативность (К-7), ответственность (К-8).

Каждый критерий может проявиться в высокой, средней или низкой степени, имея численные значения от 1 (низкая степень) до 3 (высокая степень). Таким образом, готовность к внеурочной работе может иметь численные значения от 8 до 24. Базовый уровень готовности имеет значения 8-12, пороговый исчисляется 13-18, продвинутый оценивается 19-24.

Измерение критериев проходило следующими методами. Знания измерялись на основе беседы со студентами и анкетирования. Умения оценивались на основе наблюдений и метода экспертных оценок. Профессионально-важные личностные качества исследовались методом наблюдения и беседы. Измеряя каждый критерий и суммируя полученные значения, мы относили каждого студента к определенному уровню готовности.

Чтобы проверить уровень готовности будущих учителей к внеурочной работе по предмету, мы провели анкетирование студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Вторым профилем

выступал «Английский язык». Таким образом, респондентами являлись будущие учителя английского языка.

Опрос предусматривал получение следующей информации:

1. Какие формы внеурочной работы проводились в вашей группе?

2. Какие мероприятия Вам больше всего понравились?

3. Какие мероприятия помогут Вам вести внеурочную работу в школе?

Студентов также просили оценить способность организовать внеурочное мероприятие в школе в период педпрактики.

Среди форм работы, наиболее запомнившихся студентам, перечислены Пасхальный фестиваль, День Св. Валенти-

на, Рождественские встречи, Тотальный диктант.

Самыми любимыми видами внеурочной работы были названы Пасхальный фестиваль (93,6% респондентов) и Рождественские встречи (15,9%).

На вопрос «Какие мероприятия помогут Вам вести внеурочную работу в школе?» 71,4% респондентов ответили, что все мероприятия будут полезны. 22,6% назвали в большинстве случаев Фонетический конкурс, Тотальный диктант, Конкурс переводчика.

Самым важным был вопрос о самооценке готовности будущих учителей английского языка к ведению внеурочной работы по английскому языку в школе (табл. 1).

Табл. 1. Самооценка уровня готовности к внеурочной работе в школе Tabl. 1. Self-Assessment of Readiness for Extraarticular Work at School

Количество респондентов Уровни готовности к внеурочной работе

Базовый Пороговый Продвинутый

n % n % n %

94 1 1,0 53 56,4 40 42,6

В опросе приняли участие 94 респондента. Они представляли профили «Начальное образование. Английский язык», «Физика. Английский язык», «Дошкольное образование. Английский язык», «Информатика. Английский язык». Мы получили результаты, которые показывают достаточно высокий уровень готовности студентов к ведению внеурочной работы по английскому языку в школе.

4. Обсуждение (Discussion)

Беседуя с экспертами, принимавшими участие в оценке ведения внеурочной работы по английскому языку в школе, мы проследили следующую закономерность. Обучение студентов знаниям о внеурочной работе, формам и методам деятельности прошло достаточно быстро и успешно. Ни один преподаватель не испытывал трудностей при работе со студентами. Курс методики обучения английскому языку способствовал формированию и закреплению умений студен-

тов по ведению внеурочной работы по английскому языку в школе.

Самым трудным заданием было воспитание профессионально-значимых личностных качеств будущих учителей, необходимых для успешного ведения внеурочной работы. Преподавателям в большей степени приходилось опираться на уже имеющиеся качества студентов и развивать их в процессе преподавания.

5. Заключение (Conclusion)

Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. С вязи с этим она опирается на требования ФГОС ООО. Без специально организованной работы обучение студентов внеурочной деятельности недостаточно результативно. Для подготовки будущих учителей к внеурочной деятельности целесообразно использовать модель, планировать работу кафедры в этом направлении.

Данные, полученные в результате эксперимента, показывают, что предложенная модель результативна, а работа, проводимая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», способствует подготовке будущих учителей английского языка к эффективной внеурочной работе по предмету.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение НИР № 1/330 от 04.06.2018 г. по теме «Теория и практика подготовки специалистов в высшем образовании».

Библиографический список

1. Жданова, Н.М. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов в процессе их подготовки к осуществлению внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Н.М. Жданова, Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 39-66.

2. Иванова, И.В. Осваиваем ФГОС. Программы внеурочной деятельности для основного общего образования [Текст] / И.В. Иванова, Н.Б. Скандарова, В.В. Алексанов. - Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. - 152 с.

3. Ларионова, Т.П. Организация внеурочной деятельности в системе профессионального образования [Текст] / Т.П. Ларионова // Актуальные вопросы модернизации российского образования: мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. Центр научной мысли. - М.: Спутник+, 2014. - С. 80-85.

4. Смолина, А.Ю. Организация внеурочной деятельности по английскому языку в начальной школе [Текст] / А.Ю. Смолина // Теория и методика обучения иностранным языкам и смежным лингвокультурологическим дисциплинам: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. - Димитровград: Ди-митровградск. инженерно-технол. ин-т - филиал Нац. исслед. ядерн. ун-та «МИФИ», 2017. - С. 57-60.

5. Хохлова, Л.Р. Внеурочная работа: КВН: английский язык, П-ГУ классы [Текст] / Л.Р. Хохлова // Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 60-61.

6. Внеурочная деятельность в школе: лучшие программы региональных инновационных площадок (опыт работы) [Текст] / общ. редакция Е.Г. Мазуровой; сост. Е.Г. Мазурова, Б.Ф. Мазуров. -Ханты-Мансийск: Центр информатизации АУ «Институт развития образования, 2015. - 250 с.

7. Луканова, Н.Ю. Отношение понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа» и «внеурочная работа» [Текст] / Н.Ю. Луканова // Актуальные проблемы психолого-педагогического

^ сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения: сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Прометей, 2014. - С. 18.

8. Алипулатова, Н.С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур [Текст] / Н.С. Алипулатова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. -2013. - № 1(22). - С. 104-106.

9. Челпанова, Е.В. Актуальные вопросы реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по иностранному языку [Текст]: методические рекомендации / Е.В. Челпанова, А.В. Зырянова, Е.В. Калугина. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 218 с.

10. Абрамова, И.В. Внеурочная научно-исследовательская работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей [Текст] / И.В. Абрамова // Омский научный вестник. - 2007. - № 5(59). - С. 194-197.

11. Харченко, Я.С. Внеурочная работа со студентами по информатике и ИКТ [Текст] / Я.С. Хар-ченко // Интернет-технологии в образовании: сб. мат-лов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2016. - С. 137-140.

12. Прошкин, Е.Н. Организация выездных занятий и внеурочная работа со студентами [Текст] / Е.Н. Прошкин, А.А. Глущенко, Н.С. Киреева, О.М. Каняева, Д.М. Марьин, А.Е. Прошкина // Инновационные технологии в высшем образовании: сб. мат-лов Нац. науч.-практ. конф. ППС. - Ульяновск: Ульян. гос. агр. ун-т им. П.А. Столыпина, 2018. - С. 228-231.

13. Горохова, Г.В. Культивируя толерантность: воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в урочной и внеурочной работе [Текст] / Г.В. Горохова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 367-370.

0 <

со ф

го

ю ^

го

о £

го ъи

m ш

(О со

о ^

со го

с

2 о

14. Плехова, Р.И. Внеурочная работа по немецкому языку [Текст] / Р.И. Плехова // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5. - С. 45-49.

15. Tyunnikov Yu. (2016) Interrelation of Evaluation and Self-Evaluation in The Diagnostic Procedures to Assess Teachers' Readiness Innovation. European Journal of Contemporary Education. 16 (2), 248-256. DOI: 10.13187/ejced.2016.16.248.

16. Matuszak A., Polenta S., Belousova N., Maltsev V., Uvarina N. (2018) How Teachers-to-Be Acquire Skills To Transfer Civic Values to Primary School Contexts. Espacios. 39 (21), 17.

17. Xiao J. (2012) Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. 33 (3), 365-380. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167.

18. Hursen C., Fasli F.G. (2017) Investigating the Efficiency of Scenario Based Learning and Reflective Learning Approaches in Teacher Education. EuropeanJournal of Contemporary Education. 6 (2), 264-279. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.264.

19. Aczel, P. (2017) Virtual Reality in Education - Has Education Progressed Thanks to VR? Informacjos Tarsadalom. 17 (4), 7.

20. Ильин, С.С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика [Текст] / С.С. Ильин // Прикладная психология. - 1999. - № 4. - С. 1-11.

O.Yu. Pavlova1, E.V. Kalugina2, R.I. Kusarbaev3, A.F. Matuszak4

1 ORCID No. 0000-0002-5334-9084, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences

(History), Head of the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: pavlovaou@cspu.ru

2 ORCID No. 0000-0002-5838-492X, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences

(Education), Associate Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kaluginaev@cspu.ru

3 ORCID No. 0000-0002-8698-5757, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Education), Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian

Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: rinkus@inbox.ru 4 ORCID No. 0000-0003-0514-0443, Academic Title of Associate Professor, Doctor of Sciences "G

<D

(Education), Professor at the Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian n Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: lilac0@yandex.ru w

future english teachers training to conduct extracurricular work in the subject

Abstract

Introduction. The article discusses the process of preparing future English teachers for extracurricular activities. The urgency of the problem is specified. The goal is to show the process of planning, organizing and implementing the preparation of future English teachers for conducting extracurricular work at school on the example of the experience of the Department of Foreign Languages at the pedagogical university.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of pedagogical literature on the problem of extracurricular work and future teachers training. Empirical methods are: pedagogical experiment, pedagogical observation, the method of peer assessment, conversation, questioning.

Results. The paper defines the concept of extracurricular activity, enumerates the purposes of organizing extracurricular work at school, corresponding to the results of mastering the basic educational programmes. The concept of professional readiness for conducting extracurricular work on the subject is considered. The development of the model for future teachers training to conduct extracurricular work at school is shown. Examples of activities in the work of the Department of Foreign Languages of the pedagogical university to prepare future teachers for extracurricular work are given. The study analyzes the results of the survey among the students of the pedagogical university on their readiness for extracurricular work. The authors give some recommendations on future English teachers training to conduct extracurricular work.

та с 'с го

£ ф .с о

го ф

та

с

ф

£ □

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

Discussion. It is emphasized that of all the three components in students training to conduct extracurricular work, the component of professionally important personal qualities is the most difficult element to teach while the components of knowledge and skills are formed rather quickly.

Conclusion. The conclusion about the effectiveness of the proposed model and the effectiveness of the department's work in preparing future teachers for conducting extracurricular activities on the subject is made.

Keywords: extracurricular work on the subject, English teachers training, vocational training.

Highlights:

• The components of future English teachers readiness to conduct extracurricular work on the subject are specified;

• The model to train future teachers to conduct extracurricular work on the subject has been developed;

• The set of actions directed on future teachers training to conduct extracurricular work on the subject is presented.

ro

N (Л D

>

Ф

(0 £

ГО (Л

a:

ro с 'га

J3

ГО >

Ш

(0 >

_o

>

ro CL

£

References

1. Zhdanova N.M., Milovanova L.A., Razlivinskih I.N. (2016) Formirovanie professional'nyh kom-petencij u budushchih uchitelej nachal'nyh klassov v processe ih podgotovki k osushchestvleniyu vneu-rochnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov [Forming professional competences of future primary school teachers in the process of their training to conduct extracurricular activities of primary school students] Teoreticheskie iprakticheskie aspekty psihologii ipedagogiki. Ufa, Aehterna Publ. (In Russian).

2. Ivanova I.V., Skandarova N.B., Aleksanov V.V. (2016) Osvaivaem FGOS. Programmy vneurochnoj deyatel'nosti dlya osnovnogo obshchego obrazovaniya [Mastering Federal State Standard. Programs of extracurricular activities for Secondary General Education] Kaluga, Kaluzhskij Gosudarstvennyj Universitet im. K.Eh. Ciolkovskogo Publ. (In Russian).

3. Larionova T.P. (2014) Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti v sistemeprofessional'nogo obrazovaniya [Organization of extracurricular activities in the system of vocational training] Aktual'nye voprosy modernizacii rossijsko-go obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Centr nauchnoj mysli. Moscow, Sputnik+ Publ., pp. 80-85. (In Russian).

4. Smolina A.Yu. (2017) Organizaciya vneurochnoj deyatel'nosti po anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole [Organization of extracurricular activities in English in primary school] Teoriya i metodika obucheniya inostarannym yazykam i smezhnym lingvokul'turologicheskim discyplinam: sbornik materialov Vserosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Dimitrovgrad, Dimitrovgradskij inzhenerno-tehnologicheskij institut - filial Nacional'nogo issledovatel'skogoyadernogo universiteta „MIFI" Publ., pp. 57-60. (In Russian).

5. Hohlova L.R. (2015) Vneurochnaya rabota: KVN: anglijskij yazyk, II-IV klassy [Extracurricular Work: KVN: English for II-IV forms] NachaVnaya Shkola. 1, 60-61. (In Russian).

6. Ed. Mazurova E.G., Mazurov B.F. (2015) Vneurochnaya deyatel'nost' v shkole: lushchie programmy regional'nyh innovacionnyh ploshchadok (opyt raboty) [Extracurricular activities at school: the best programs of regional innovation sites (experience of work)] Hanty-Mansijsk, Centr informatizacii AU "Institut razvitiya obrazovaniya" Publ. (In Russian).

7. Lukanova N.Yu. (2014) Otnoshenie ponyatij "vneshkol'naya rabota", "vneklassnaya rabota" i "vneurochnaya rabota" [Relation of "out-of-school activities", "after-class activities" and "extracurricular work"] Aktual'nyeproblemy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obrazovania v usloviyah realizaciiFGOSno-vogo pokoleniya: sbornik materialov Vserosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moscow, Prometej Publ., p. 18. (In Russian).

8. Alipulatova N.S. (2013) Rol' vneurochnoj raboty po inostrannomu yazyku v dialoge kul'tur [Role of extracurricular activities in a foreign language in the dialogue of cultures] Izvestiya Dagestanskogo Gosugarst-vennogo Pedagogicheskogo universiteta.. 1. 22, 104 - 106. (In Russian).

9. Chelpanova E.V., Zyryanova A.V., Kalugina E.V. (2013) Aktual'nye voprosy realizacii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vtorogo pokoleniya po inostrannomu yazyku: metodicheskie rekomendacii [Urgent issues of realization of Federal State Educational Standard of the second generation in a Foreign Language] Chelyabinsk, Izd-vo CICERO Publ. (In Russian).

10. Abramova V.I. (2007) Vneurochnaya nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak sredstvo formirovaniya professional'noj kompetentnosti budushchih uchitelej [Extracurricular research work of students as means to form future teachers' professional competence] Omskij nauchnyj vestnik. 5. 59, 194197. (In Russian).

11. Harchenko Ya.S. (2016) Vneurochnaya rabota so studentami po informatike i IKT [Extracurricular work with students in computer science and ICT] Internet-tekhnologii v obrazovanii: sbornik materialov Vserosij-skoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I Ya. Yakovleva Publ., 137-140. (In Russian).

12. Proshkin E.N., Glushchenko A.A., Kireeva N.S., Kanyaeva O.M., Mar'in D.M., Proshkina A.E. (2018) Organizaciya vyezdnyh zanyatij i vneurochnaya rabota so studentami [Organization of out-of class activities and extracurricular work with students] Innovacionnye tekhnologii v vysshem obrazovanii: sbornik materialov Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ul'yanovsk, Ul'yanovskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. P.A. Stolypina Publ., pp. 228-231. (In Russian).

13. Gorohova G.V. (2008) Kul'tiviruya tolerantnost': vospiatelnyj potencial predmeta "Inostrannyj yazyk" [Cultivating tolerance: upbringing potential of the subject "Foreign Language"] Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.N. Nekrasova. Vol. 14 (4), 367-370. (In Russian).

14. Plehova R.I. (2010) Vneurochnaya rabota po nemeckomu yazyku [Extracurricular work in German] Inostrannyeyazyki v shkole. 5, 45-49. (in Russian).

15. Tyunnikov Yu. (2016) Interrelation of Evaluation and Self-Evaluation in The Diagnostic Procedures to Assess Teachers' Readiness Innovation. European Journal of Contemporary Education. 16 (2), 248-256. DOI: 10.13187/ejced.2016.16.248.

16. Matuszak A., Polenta S., Belousova N., Maltsev V., Uvarina N. (2018) How Teachers-to-Be Acquire Skills To Transfer Civic Values to Primary School Contexts. Espacios. 39 (21), 17.

17. Xiao J. (2012) Tutors' influence on distance language students' learning motivation: voices from learners and tutors. Distance education. 33 (3), 365-380. DOI: 10.1080/01587919.2012.723167. «

18. Hursen C., Fasli F.G. (2017) Investigating the Efficiency of Scenario Based Learning and Reflective Learning Approaches in Teacher Education. EuropeanJournal of Contemporary Education. 6 (2), 264-279. DOI: 10.13187/ejced.2017.2.264.

19. Aczel, P. (2017) Virtual Reality in Education - Has Education Progressed Thanks to VR? Informacjos Tarsadalom. 17 (4), 7.

20. Il'in S.S. (1999) Psihologicheskaya gotovnost' k upravlencheskim professiyam i eyo diagnosti-ka [Psychological readiness to managing professions and its diagnostics] Prikladnaya psihologia. 4, 1-11. (In Russian).

о <u

о

3

о о

+-I

X ф

тз с о о

та с

'с +-<

S2 <¡3 .п о

го ф

та

с

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.