Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности'

Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TUTORING / TUTOR ACTIVITY / READINESS FOR TUTORING / TEACHER TRAINING / MODEL / MODELING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цилицкий В.С.

Введение. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие проблему формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности. Представлена авторская модель, позволяющая усилить фундаментальность профессиональной подготовки педагогов и оптимизировать процесс формирования готовности через характеристику каждого компонента модели. Цель статьи – проектирование и реализации структурно-функциональной модели формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности в целом и отдельных ее компонентов в частности. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: анализ научной литературы, посвященной проблематике тьюторства, тьюторской деятельности, профессиональной подготовки педагогов к тьюторской деятельности в педвузе, ретроспективный, системный, понятийно-терминологический анализ, моделирование, обобщение. Результаты и их обсуждение. Разработана авторская модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, включающая мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты; описаны функции каждого компонента; выявлены и охарактеризованы общенаучные и частнонаучные принципы реализации проектируемой модели. Заключение. Представлен вывод, что модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности повышает эффективность подготовки будущего педагога в педвузе и уровень его профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цилицкий В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMING THE READINESS OF FUTURE TEACHERS TO TUTORING

Introduction. The article deals with the issues characterizing the problem of forming the readiness of future teachers for tutoring. The author’s model is presented, which makes it possible to strengthen the fundamental character of vocational training of teachers and optimize the process of forming readiness through the characteristics of each component of the model. The aim of the article is to design and implement a structural and functional model for the formation of readiness of future teachers for tutoring in general and its individual components. Materials and methods. The main methods of research are theoretical methods: the analysis of the scientific literature devoted to the problems of tutoring, the professional training of teachers for tutoring in the pedagogical college, retrospective, system, conceptual and terminological analysis, modeling, generalization. Results and its discussion. The author’s model of the formation of readiness of future teachers for tutoring is developed, including the motivational-target, theoretical-methodological, substantive-procedural, evaluative-effective components; the functions of each component are described; revealed and characterized the general scientific and private scientific principles for the implementation of the projected model. Conclusion. The conclusion is that the model of formation of readiness of future teachers for tutoring increases the efficiency of training the future teacher in the pedagogical college and the level of the professional content.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности»

20. Mamontova M., Zuev P. (2015) Training of future teachers in development and application of computer tools for evaluation of student academic progress. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 41, 321-331. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_29.

21. Slepukhin A.V., Sergeeva N.N. (2015) The diagnostics' methods of students' readiness for professional pedagogical activity within information educational environment. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 41, 333-343. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_30.

22. Krupich V.I. (1995) Teoreticheskie osnovy obucheniya resheniyu shkol'nyh matematicheskikh zadach [Theoretical bases of teaching the solution of school mathematical problems] Moscow, Prometey Publ. (In Russian).

23. Semenova I.N., Novoselov S.A. (2015) The diagnostics of well-formed ability of students and teachers to make and to evaluate the system of modern methods of teaching mathematics. Smart Education and Smart e-Learning. Smart Innovation, System and Technologies. 41, 345-355. DOI 10.1007/978-3-319-19875-0_31.

DOI: 10.25588/CSPU.2018.03.17

УДК 378.937 ББК 74.480.26

В.С. цилицкий

ORCID № 0000-0002-8113-8145, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: tsilitskyvs@mail.ru

модель формирования готовности °

будущих педагогов к тьюторской деятельности

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие проблему формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности. Представлена авторская модель, позволяющая усилить фундаментальность профессиональной подготовки педагогов и оптимизировать процесс формирования готовности через характеристику каждого компонента модели. Цель статьи - проектирование и реализации структурно-функциональной модели формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности в целом и отдельных ее компонентов в частности.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: анализ научной литературы, посвященной проблематике тьюторства, тьюторской деятельности, профессиональной подготовки педагогов к тьюторской деятельности в педвузе, ретроспективный, системный, понятийно-терминологический анализ, моделирование, обобщение.

Ре.зультаты и их обсуждение. Разработана авторская модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, включающая мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный компоненты; описаны функции каждого компонента; выявлены и охарактеризованы общенаучные и частно-научные принципы реализации проектируемой модели.

Заключение. Представлен вывод, что модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности повышает эффективность подготовки будущего педагога в педвузе и уровень его профессиональной компетентности.

о

О ^

О

н 2 м

н ^

СО

о

Ii

ю

S

н о о

X

ей о н о

X

го ей о

о

.0

ф

ч о

Ключевые слова: тьюторство, тьюторская деятельность, готовность к тьюторской деятельности, подготовка педагога, модель, моделирование, образовательный процесс. Основные положения:

• определена теоретико-методологическая стратегия к проектированию модели;

• разработана структурно-функциональная модель, способствующая формированию готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности;

• представлены общенаучные и частнонаучные принципы реализации модели.

s с; s ZT

о

Ш

1. Введение (Introduction)

Повышение эффективности процесса подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности является актуальной проблемой высшей школы. Изменения, происходящие в политической и социальной жизни современной России, нашли отражение во всех сферах образования и тесно связаны с его переходом на личностно-ориентированный подход, требующий качественного преобразования содержания подготовки будущих педагогов. Так будущий педагог должен осуществлять создание наилучших условий развития личности обучающегося, максимальной реализации его склонностей и способностей с учетом познавательного интереса. Общество и государство предъявляют ряд требований к уровню образования будущих педагогов как компетентных специалистов, одним из которых является овладение новыми, инновационными личностно-ориентированными и индивидуализированными методами

[1], приемами работы с обучающимися, к которым можно отнести тьюторство.

Тьюторство, являясьпедагогической позицией, обеспечивает индивидуальное построение и реализацию образовательного процесса, опираясь на интересы, мотивы и потребности учащегося

[2]. Овладение будущими педагогами тьюторским инструментарием способно качественно улучшить образовательный процесс. Исследования в области тьюторства, тьюторской деятельности, тьюторского сопровождения [3; 4] показали отсутствие и недостаточную разработку проблемы подготовки будущего педагога к тьюторской деятельности и механизмов формирования готовности к такой деятельности. Поэтому в связи с этим возникает востребованность в формировании готовности будущих

педагогов к тьюторской деятельности. Готовность к тьюторской деятельности как сложное интегральное личностное новообразование не может быть сформировано стихийно, а требует в рамках образовательного процесса вуза планомерных и целенаправленных усилий всех его субъектов. Учитывая выделенные выше направления, цель нашего исследования - проектирование и реализация образовательной модели формирования готовности будущих педагогов к тью-торской деятельности в целом и отдельных ее компонентов в частности [5].

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Логика изучения проблемы формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности определяет задачу рассмотреть моделирование как метод научного исследования. Моделирование представляет метод воспроизведения характеристик объекта на примере другого объекта, специально созданном для его изучения, который называется моделью [6]. В работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Т.А. Ильиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Штофа были определены концептуальные подходы модельного подхода, которые представляли изучение действительности посредством теоретического представления ее модели. Сама модель понимается мысленно представляемой или материально реализованной системой, отображающей или воспроизводящей объект исследования, способный замещать ее так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте [7]. Составляющей педагогического исследования выступает совокупность теоретико-методологических подходов, позволяющих раскрыть содержание и свойства моделируемого процесса, которые заложены в основе

разрабатываемой модели [8]. Отбор теоретико-методологических подходов производился на основании предмета исследования и специфики практического содержания тьюторской деятельности, так в основание теоретико-методологической стратегии исследования была положена совокупность системно-деятельностного, мотивационно-ценностного, субъектно-партисипативного подходов, позволяющих оптимизировать функционирование проектируемой модели. Системно-дятельностный подход ориентирует исследователя на изучаемый объект как систему [9]. Раскрывает особенности этой системы на основе обобщения и систематизации компонентов, определяющих тьюторскую деятельность как педагогическую систему, в которой происходит реализация и организация деятельности и взаимодействия ее двух субъектов - преподавателя и студента. Мотивационно-ценностный подход предусматривает изучение явлений на основе взаимосвязи, способствующей развитию мотивации профессиональной деятельности, актуализации ценностного отношения личности к достижению образовательной цели [10]. Субъектно-партисипативный подход ориентирует исследователя на становление, развитие субъектного опыта студента в процессе ее активного участия и творческой самореализации [11; 12].

3. Результаты и их обсуждение (Results and Discussion)

Спроектированная модель формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности относится к структурно-функциональным моделям [13]. Вышеназванные теоретико-методологические подходы позволили осуществить наполнение спроектиро-ванноймоделииописатьсодержательную характеристику [14] взаимосвязанных между собою компонентов: мотивацион-но-целевого, теоретико-методологического, содержательно-процессуального, оценочно-результативного. Рассмотрим подробно содержание разработанной модели через характеристику каждого ее компонента.

Мотивационно-целевой компонент раскрывает направление решения комплексных задач с учетом требований к со-

держанию работы по формированию готовности к тьюторской деятельности. Мотивация и целеполагание в контексте профессиональной подготовки включает ряд последовательных: 1) актуализация потребностей; 2) осмысление личностной значимости; 3) поиск мотива; 4) закрепление мотива; 5) формирование мотивации. Функции мотивационно-целевого компонента: целеобразующая, регламентаци-онная, ориентационная, мотивационная. Методами работы являются: пример, игра, проблемная ситуация, убеждение, создание ситуаций поддержки и успеха, предъявление требований [15]. Результатами реализации компонента являются сформированные мотивы и целевые ориентации будущих педагогов к осуществлению тьюторской деятельности.

Теоретико-методологический компонент определяет параметры и структуру содержательного его наполнения модели. Тьюторская деятельность как вид профессиональной деятельности построена на действиях педагога и учащегося [16] и основана на совокупности закономерностей и принципов. Под закономерностью будем понимать связь явлений и результат совокупного действия выявленных законов. Основанием для определения закономерностей подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности стало установление связи свойств изучаемого объекта с выделенными социокультурными и методологическими аспектами его исследования. Философские, социальные, педагогические, технологические аспекты процесса профессиональной подготовки педагога в педвузе позволили выявить следующие закономерности их подготовки к тьюторской деятельности:

• социокультурная обусловленность как открытая образовательная среда с ее самоорганизацией;

• синтез и динамика развития как пар-тисипативное управление тьюторским сопровождением;

• мотивация как действие по анализу, оценке альтернатив и принятию решений для достижения цели.

Такая подготовка как индивидуальная деятельность педагога и обучающе-

I-

о о

X

ф

I-

к ф

ч

о

О

о

I-2 -О

I-

^

о

го

ч ф

с

Ii

ю

s I-

о о

X

о

I-

о

X

го

о

о

ф

ч о

S

с; s ZT

о od

гося основана на принципах, которые соответствуют выявленным закономерностям. Под принципом мы понимаем «исходное положение, предъявляемое к педагогическому процессу с целью его улучшения». В основу изучаемого процесса были положены общенаучные принципы (антропологизма, индивидуализации, открытости, системности) и частнонаучные принципы:

1. Принцип партисипативного управленческого сопровождения выражается в учете мнения каждого обучающегося при решении той или иной проблемы или профессионально-педагогической задачи; консультации, индивидуальных и групповых тьюториалов, совместном принятии решения, возможностью выявления проблем и корректировки действий, улучшения сотрудничества между преподавателем и студентом.

2. Принцип субъектности отношений и взаимодействий участников педагогического процесса по тьюторской деятельности обеспечивает развитие и осознание самостоятельного осмысления действий по реализации тьюторского сопровождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Принцип мотивационно-ценностной ориентации как средства реализации познавательных, духовных и нравственных аспектов учебно-профессиональной деятельности выступает в качестве базисной основы или направленности активности обучающегося в реализации и развитие отдельных аспектов учебно-профессиональной деятельности.

Функции теоретико-методологического компонента: интегративная, координационная, партисипативная, системная, субъектная. Результатом реализации теоретико-методологическогокомпонен-та является сформированная теоретико-методологическая стратегия по отношению к процессу подготовки будущих педагогов к тьюторской деятельности, на основе которой было определено содержательно-процессуальное наполнение спроектированной модели [17].

Содержательно-процессуальный компонент представляет целостный процесс формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности и является основой модели. Содержательным

ядром компонента является программа формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, предусматривающая использование совокупности специально подобранных методов, форм и средств взаимодействия педагога и обучающихся [18; 19]. Цель программы - сформировать готовность будущих педагогов к тьюторской деятельности. Место программы в образовательном процессе педагогического вуза: учебный процесс, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов. Каждый этап программы, ее содержание и структура подчинены задачам подготовки педагога к тьютор-ской деятельности:

Первый этап - профессионально-ориентированный - направлен на формирование мотивационно-ценностного компонента готовности к тьюторской деятельности. Реализация данного этапа предполагает создание мотивационно-ценностных установок в овладении знаниями в области тьюторства и тьютор-ской деятельности. На данном этапе оценивается исходный уровень готовности к тьюторской деятельности, осуществляется выявление потребностей, мотивов, интересов, потенциала; происходит передача обучающимся персональных сведений о тьюторской деятельности, осознание студентами необходимости тьюторского сопровождения в профессиональной деятельности, развитие способностей к оценочным суждениям и формирование положительного отношения обучающихся к процессу тьюторско-го сопровождения.

Второй этап - информационно-теоретический - направлен на формирование когнитивно-операционального компонента готовности к тьюторской деятельности. В процессе реализации информационно-теоретического этапа происходит актуализация знаний, необходимых для проявления данной готовности с учетом исходных мотивов, ценностей студентов. На данном этапе предполагается овладение понятийно-категориальным аппаратом, описывающим тьюторскую деятельность, устанавливаются междисциплинарные связи

между тьюторской и педагогической деятельностью.

Третий этап - практико-модели-рующий - направлен на формирование когнитивно-операционального и личностно-рефлексивного компонентов готовности. Данный этап нацелен на актуализацию и реализацию совокупности усвоенных знаний и освоение способов деятельности по тьюторскому сопровождению обучающихся в условиях специально смоделированной проектной среды. Данный этап направлен на последовательные овладения действиями по тьюторскому сопровождению и подготовку студента на последующую реализацию данных действий в практической деятельности с обучающимися.

Четвертый этап - учебно-профессиональный - направлен на формирование всей совокупности компонентов готовности к тьюторской деятельности, а именно мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, личност-но-рефлексивного. На данном этапе происходит закрепление знаний и умений в практической деятельности. Основным результатом данного этапа является интеграция практического опыта и использование его в повседневности. Каждый этап программы реализуется особыми формами, методами, средствами и наполняется собственным специфическим содержанием. В процессе реализации данного компонента наряду с традиционными методами применялись специфические: академическое консультирование, диалог, дискуссия, образовательное событие, собеседование, проектирование, тренинг, тьюториал1.

Функции содержательно-процессуального компонента: деятельностная, когнитивная, организационная, стимулирующая, побуждающая. Результатом содержательно-процессуального компонента модели является сформированные компоненты готовности к тьютор-ской деятельности.

Оценочно-результативный компонент обеспечивает обратную связь с компо-

нентами модели и управляемость процессом формирования готовности к тьюторской деятельности. Данный компонент предусматривает оценивание текущих результатов сформированности готовности к тьюторской деятельности через диагностико-аналитические действия и последующую коррекцию через рефлексивно-корректирующие.

Диагностико-аналитические действия непосредственно предусматривают определение и реализацию этапов педагогического мониторинга. Опираясь на научные разработки в области реализации педагогического эксперимента, мы выделили следующие этапы мониторинга: организационно-деятельностный, констатирующий, контрольно-аналитический.

Рефлексивно-корректирующие действия [20] сопоставляют данные с уровнями сформированности готовности к тьюторской деятельности, после чего студента направляют в соответствующую группу. Распределение студентов вгруппы с разными уровнями готовности к тьюторской деятельности позволяет осуществить целенаправленное корректирующее воздействие. Оценочно-результативный компонент тесно связан с остальными компонентами модели и обеспечивает связь всех компонентов позволяет осуществить оценку уровня сформированности готовности к тьюторской деятельности на разных этапах опытно-экспериментальной работы и рефлексивно-корректирующие действия. Таким образом, оценочно-результативный компонент модели, реализуемой на всем протяжении процесса формирования готовности к тьюторской деятельности, позволяет своевременно отследить недостатки и принять меры по их устранению.

4. Заключение (Conclusion)

Таким образом, спроектированная на основе системно-деятельностного, мотивационно-ценностного и субъектно-партисипативного подходов модель формирования готовности будущих

1 Загребельная С.В. Моделирование технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей: на примере учителей начальных классов: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Загребельная. Тамбов, 2007. 223 с.

н о о

X

ф

H

к ф

ч

о

О

о

H

S

I-

^

о

го

ч ф

с

Ii

ю

s I-

о о

X

о

I-

о

X

го

о

о

с; ф

ч о

педагогов включает четыре структурных компонента: мотивационно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный, обладает свойствами интегративности, универсальности, целостности и требует учета принципов партисипативного управлен-

ческого сопровождения, субъектности отношений и взаимодействий участников педагогического процесса по тью-торской деятельности, мотивационно-ценностной ориентации как средства реализации познавательных, духовных и нравственных аспектов учебно-профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Циулина, М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-1. С. 974. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/121-18251 - [Дата обращения: 17.06.2018]

2. Ковалёва, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

3. Гордон, Э. Столетия тьюторства [Текст] / Э. Гордон; пер. с англ.; под науч. ред. С.Ф. Сиротки-на, Д.Ю. Гребенкина. - Ижевск: ERGO, 2008. - 351 c.

4. Mash R., Palfreyman D. (2001) Tutorial teaching in economics. Ed. The Oxford Tutorial. Oxford, Blackwell's Publ.

5. Потапова, М.В. Ценностные ориентиры разработки пропедевтического курса физики в системе открытого образования [Текст] / М.В. Потапова // Методология педагогики: аксиологический подход, ценностно-смысловые аспекты постижения и реализации образования: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЧГПУ, 2010.- С. 331-335.

6. Кушнер, Ю.З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

7. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штоф. - М.; Л: Наука, 1966. - 30 с.

8. Я^влев, Е.В. Педaгoгическaя кoнцепция: метoдoлoгические aспекты пoстpoения: монография [Текст] / Е.В. Я^влев, Н.О. Якoвлевa. - М.: ^an. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 239 с.

9. Новиков, А.М. О развитии методических систем [Текст] / А.М. Новиков // Специалист. -2015. - № 9. - С. 21-25.

10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

11. Поппер, К.Р. Открытое общество и его враги [Текст] / К.Р. Поппер // Управление мегаполисом. - 2012. - № 1. - С. 83-87.

12. Потапова, М.В. Теория и практика тьюторского сопровождения стажерской практики будущего учителя физики [Текст] / М.В. Потапова // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГПУ, 2012. - С. 84-86.

13. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/ a17v38n25/17382502.html. (Accessed 12th June 2018).

14. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

15. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availiable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12th June 2018).

>s 16. Borodina V.A. (2017) Methodological Support of the Innovative Training of Special Education

:j Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. Vol. 12., I 2486-2492.

^ 17. Загвязинский, В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования

Q [Текст] / В.И. Загвязинский // Альма-Матер. - 2004. - № 9. - С. 21-25.

18. Яковлев, Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016.- № 9.- С. 136-140.

19. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособ. / М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.

20. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородурина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 3. - С. 329. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 - [Дата обращения: 10.06.2018].

V.S. Tsilitsky

ORCID No. 0000-0002-8113-8145, Graduate Student of the Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: tsilitskyvs@mail.ru

model of forming the readiness of future teachers to tutoring

Abstract

Introduction. The article deals with the issues characterizing the problem of forming the readiness of future teachers for tutoring. The author's model is presented, which makes it possible to strengthen the fundamental character of vocational training of teachers and optimize the process of forming readiness through the characteristics of each component of the model. The aim of the article is to design and implement a structural and functional model for the formation of readiness of future teachers for tutoring in general and its individual components.

Materials and methods. The main methods of research are theoretical methods: the analysis of the scientific literature devoted to the problems of tutoring, the professional training of teachers for tutoring in the pedagogical college, retrospective, system, conceptual and terminological analysis, modeling, generalization.

Results and its discussion. The author's model of the formation of readiness of future teachers for tutoring is developed, including the motivational-target, theoretical-methodological, substantive-procedural, evaluative-effective components; the functions of each component are described; revealed and characterized the general scientific and private scientific principles for the implementation of the projected model.

Conclusion. The conclusion is that the model of formation of readiness of future teachers for tutoring increases the efficiency of training the future teacher in the pedagogical college and the level of the professional content.

Keywords: tutoring, tutor activity, readiness for tutoring, teacher training, model, modeling, educational process.

Highlights:

• The theoretical and methodological strategy for modeling the model is defined;

• The structural and functional model has been developed contributing to the formation of readiness of future teachers for tutoring;

• The general scientific and private scientific principles of model implementation are presented.

References

1. Ciulina M.V. (2015) Nekotorye aspekty problemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrpazovaniya [Some aspects of the problem of continuous pedagogical coverage] Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 1. 1, 974. Available from: http://www.science-education.ru/121-1825 (Accessed 17th June 2018). (In Russian).

та с

та с

Е о

i? (Л

со

2. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. (2012) Professiya «t'yutor» [Profession "tutor"] Moscow, Tver': SFK-ofis Publ. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gordon Eh. (2008) Stoletiya t'yutorstva [Centuries of tutoring] Eds. S.F. Sirotkina, D.Yu. Grebenkina. Izhevsk, ERGO Publ. (In Russian).

4. Mash R., Palfreyman D. (2001) Tutorial teaching in economics. Ed. The Oxford Tutorial. Oxford, Blackwell's Publ.

5. Potapova M.V. (2010) Cennostnye orientiry razrabotki propedevticheskogo kursa fiziki v sisteme otkrytogo obrazovaniya [Valuable guidelines for the development of the propaedeutic physics course in the system of open education] Metodologiyapedagogiki: aksiologicheskijpodhod, cennostno-smyslovye aspekty postizheniya i realizacii obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, ChGPU Publ., pp. 331-335. (In Russian).

6. Kushner Yu.Z. (2001) Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie [Methodology and methods of pedagogical research] Mogilyov, MGU im. A.A. Kuleshova Publ. (In Russian).

7. Shtoff V.A. (1966) Modelirovanie i filosofiya [Modeling and Philosophy] Moscow, L: Nauka Publ. (In Russian).

8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. (2006) Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya: monografiya [Pedagogical concept: methodological aspects of persistence: monograph] Moscow, Guman. izd. centr VLADOS Publ. (In Russian).

9. Novikov A.M. (2015) O razvitii metodicheskih sistem [On the development of methodical systems] Specialist. 9, 21-25. (In Russian).

10. Il'in E.P. (2006) Motivaciya i motivy [Motivation and motivation] Saint Petersburg, Piter Publ. (In Russian).

11. Popper K.R. (2012) Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [Open society and its enemies] Upravlenie megapolisom. 1, 83-87. (In Russian).

12. Potapova M.V. (2012) Teoriya i praktika t'yutorskogo soprovozhdeniya stazhyorskoj praktiki budushchego uchitelya fiziki [Theory and practice of tutorial accompaniment of trainee practice of the future teacher of physics] Kadrovaya strategiya sovremennogo obrazovaniya: kurs na professional'nuyu socializaciyu molodyh specialistov: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk, ChGPU Publ., 84-86. (In Russian).

13. Gnatyshina E.V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios. com/a17v38n25/17382502.html. (Accessed 12th June 2018).

14. Novikov A.M. (2013) Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij [Pedagogy: the dictionary of the system of basic concepts] Moscow, IEhT Publ. (In Russian).

15. Gordeeva D.S. (2017) Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanity and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation. Espacios. Vol. 38 (56). Availiable from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed 12th June 2018).

16. Borodina V.A. (2017) Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. Vol. 12., 2486-2492.

17. Zagvyazinskij V.I. (2004) Modelirovanie v strukture social'no-pedagogicheskogo proehktirovaniya [Modeling in the structure of socio-pedagogical design] Al'ma-Mater. 9, 21-25. (In Russian).

18. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. (2016) Model' kak rezul'tat modelirovaniya pedagogicheskogo processa [A model as a result of pedagogical process modeling] Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 9, 136-140. (In Russian).

19. Tsiulina M.V. (2015) Metodologiya psihologo-pedagogicheskih issledovanij: uchebnoe posobie [Methodology of psychological and pedagogical research: textbook] Chelyabinsk, Izd-vo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Publ. (In Russian).

20. Grevceva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A. (2016) Refleksivno-ocenochnye tekhnologii kak faktor grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodyozhi v social'no-kul'turnoj srede [Reflective-evaluative technologies as a factor in the civil-patriotic education of student youth in the socio-cultural environment] Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya. 3, 329. Available from: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 (Accessed 10th June 2018). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.