5. Sorin G.V. Critical thinking: history and current status. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7. Filoso-flya, 2003. No. 6. P. 97-110. [in Russian].
6. Fedotovsky E.I. Methodology of critical thinking development as a factor of foreign language communicative competence in specialized higher education. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). M, 2005. P. 24. [in Russian].
7. Jasvin V.A. Psychological modeling of educational environments. Psychologicaheskii journal, 2000. Vol. 21. No. 4. P. 79-88. [in Russian].
Сведения об авторах: Игнатьева Ольга Сергеевна,
аспирант кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]
Лешер Ольга Вениаминовна,
доктор педагогических наук, академик Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Ignatieva Olga Sergveevna,
Postgraduate Student,
Department of Pedagogics,
Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Magnitogorsk, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Lesher Olga Veniaminovna,
Doctor of Sciences (Education), Academician of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russian Federation. E-mail: vlesher(a)rambler.ru
УДК 378 ББК 74.480.26
Е.В. Калугина, Е.А. Столбова, В.С. Цилицкий
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
В статье представлен авторский взгляд на понятие «готовность будущих педагогов к тью-торской деятельности». Рассматривается авторская технология формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности, определены критерии эффективности формирования данной готовности.
Ключевые слова: педагогическая технология, профессиональная готовность, готовность будущего педагога, тьюторство, тьюторская деятельность, тьюторская практика.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Формирование тьюторской компетенции у педагогов» (договор на выполнение НИР № 16-455 от 14.04.2017 г., заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
E.V. Kalugina, E.A. Stolbova, V.S. Tsilitsky
IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN DEVELOPING FUTURE TEACHERS' READINESS TO TUTORING1
The article presents author's view on the concept of "future teachers' readiness to tutoring". The author's technology of developing future teachers' readiness to tutoring is considered, the criteria of efficiency of developing this readiness are determined.
Key words: pedagogical technology, professional readiness, readiness of future teachers, tutoring, tuition, tutorial practice.
Формирование готовности к тьютор-ской деятельности будущих педагогов является одной из актуальных задач профессиональной подготовки педагогических вузов. Нормативно-правовые акты последних лет предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке будущих педагогов. Так Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования и профессиональный стандарт педагога акцентируют внимание на предъявляемые требования к квалификации будущего специалиста. Переориентация образовательной парадигмы на личностно ориентированный подход предполагает становление личности и индивидуальности обучающегося, создание наилучших условий для развития максимальной самореализации и самораскрытия. В этом контексте будущий педагог рассматривается как специалист, чья профессиональная деятельность построена на применении инновационных технологий, позволяющих иметь активную жизненную и профессиональную позицию, прогностические и рефлексивные действия и умения в области экспертной, исследовательской, аналитической и проектировочной деятельности [6]. Анализ нормативно-правовых и научных источников позволил выявить противоречие - с одной стороны, возрастающими требованиями к профессиональной подготовке будущих педагогов, с другой стороны - неготовностью реализации данных требований в образовательном пространстве вуза. Формирование готов-
ности будущих педагогов к тьюторской деятельности является важнейшим этапом становления будущего педагога как профессионала, специалиста с активной жизненной позицией.
Одной из инновационных практик, построенных на философии гуманизма принципах индивидуализации и персонификации, концепции педагогической поддержки и педагогики сотрудничества, является тьюторство. Тьюторство является особым видом образовательной деятельности, которая заключается в создании, поддержке и сопровождении индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Анализ теоретических и практикоориентированных научных источников по проблеме показал, что формирование готовности к тью-торской деятельности и ее прикладные аспекты являются актуальной категорией в педагогической науке и требуют разработки педагогической технологии формирования данной готовности будущих педагогов [5].
Тьюторская деятельность понимается как деятельность, которая направлена на выявление образовательных мотивов и интересов тьюторанта, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы тьюторского сопровождения. Непосредственно педагог, реализующий функции тьютора, работает с образовательным заказом тьюторанта и его семьи [4].
Анализ педагогических источников показал множество подходов к понятию
1 The article is written within the research work on the "Formation of tutorship competence among educators" (research contract of 14.04.2017, No. 16-455, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).
X
го ca
о ^
IS
о к
^ й-о ч
X
X О)
н
о
О
>s а.
о о
i£ Н
0 2
1 £
0 со И 2 ч о
П Го
1 I
го X ¡1 Го ст
JP
О-Ю
а с;
С) Ш
го" ш о ю с; о
I-
О <
и]
го" х
го ъи
Ш и]
«технология». В нашем исследовании под педагогической технологией мы будем понимать совокупностью методов, приемов и средств репродукции, теоретически обоснованных образовательных и воспитательных процессов, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели.
В научной литературе выделяются этапы разработки педагогической технологии: «вход» в процесс педагогического исследования разрабатываемой проблемы, выбор и обоснование теоретико-методологических оснований для ее реализации; качественное описание предмета или процесса исследования; постановка конкретных задач; разработка технологии с определением зависимости между основными ее этапами, элементами, параметрами объекта, условий, показателями, критериями оценки изменений этих параметров; определение методик измерения [3].
С учетом существующих подходов в педагогике нами были выделены следующие этапы реализации авторской педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьютор-ской деятельности:
• сбор, оценка и систематизация представленной информации отражают сущность тьюторской деятельности на современном этапе;
• анализ развития педагогической ситуации в решении проблемы формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности и четкая формулировка проблемы исследования;
• определение инновационных идей и утвердившихся научно-педагогических подходов, которые могут содействовать разрешению обозначенных противо-
речий и конкретных проблем исследования;
• построение технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности.
Разработка авторской педагогической технологии также требовала учета: поэтапной деятельности в образовательном процессе будущих педагогов; мониторинга (оценки, анализа) сущности и содержания тьюторской деятельности в образовательной среде; разработки содержания образовательной программы по формированию тьюторской компетенции у будущих педагогов; конкретизации задач педагогического исследования, необходимых для реализации цели.
Основные задачи педагогического исследования: выявление уровня сфор-мированности готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности; реализация технологии формирования данной готовности; осуществление проверки ее динамики и результативности. Ход нашего исследования предполагал реализацию следующего экспериментального плана: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
На констатирующем этапеосуществля-лось определение и фиксация исходного уровня сформированности готовности к тьюторской деятельности. В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы было зафиксировано, что формирование данной готовности у будущих педагогов происходит недостаточно и медленно.
На основе анализа научно-теоретических источников [1; 2] и эмпирических данных нами были выделены критерии эффективности формирования данной готовности табл. 1.
Табл. 1. Критерии эффективности формирования готовности будущих педагогов
к тьюторской деятельности
№ п/п Компоненты готовности будущего педагога Критерии
1 2 3
1 Мотивационно- ценностный компонент наличие у будущих педагогов интереса к тьюторской деятельности; осознание ценности и важности тьюторского сопровождения обучающегося в своей профессиональной деятельности; мотивы формирования готовности к тьюторской деятельности
1 2 3
2 Личностно- рефлексивный компонент осознание своих потенциальных возможностей будущим педагогом; развитие и саморазвитие способности к рефлексивной деятельности; понимание собственных профессиональных действий
3 Когнитивно- операциональный компонент проявление профессиональных знаний в области организации тьюторского сопровождения обучающегося; наличие умений и действий соответствующего уровня, необходимых для формирования готовности к тьюторской деятельности; действия по применению технологий тьюторского сопровождению обучающихся в будущей профессиональной деятельности
4 Организационно- деятельностный компонент умение осуществлять деятельность по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов, обучающихся; умение использовать приемы моделирования содержания, форм и технологий тьюторского сопровождения обучающихся; наличие сформированных умений и действий по проектированию образовательного процесса обучающихся с учетом тьюторской методологии
Анализ результатов данного этапа эксперимента послужил основанием для построения дальнейшей работы.
Задача формирующего этапа - реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности. Технология формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности является целенаправленной и носит системный характер. Данная технология включает следующие этапы:
1. Аналитико-диагностический (сбор первичных данных о владении информации, касающейся тьюторской деятельности, анализ, систематизация и оценка полученной информации).
2. Организационно-детерменантный этап (определение направлений реализации технологии, подбор форм, методов, приемов и средств, разработка программы по формированию тьюторской компетенции у будущих педагогов, подготовка преподавателей вуза к педагогическому взаимодействию).
3. Деятельностный этап (поэтапная реализация технологии формирования готовности к тьюторской деятельности будущих педагогов.
4. Рефлексивно-корректирующий этап (оценка динамики формирования готовности к тьюторской деятельности и определение направления корректирующих действий).
5. Результативный этап (оценка результата формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности и определение дальнейших перспектив).
Нами были выделены следующие элементы педагогической технологии формирования готовности к тьюторской деятельности:
• Для определения приоритетных направлений по реализации педагогической технологии необходимо учитывать социальный заказ, который отражен в нормативно-правовых документах и требованиях общества. Личностные особенности и возможности будущего педагога, которые проявляются в мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, педагогический опыт, мировоззрение. Постановка целей, подразумевающая конкретизацию целей и задач в процессе формирования готовности к тьютор-ской деятельности. Выбор видов деятельности определяется характером обучения, взаимодействия и самореализации. Будущий педагог, реализующий функции тьютора, должен быть включен в различные виды деятельности: проективную, творческую, волонтерскую, научно-исследовательскую и др. [2]. Организация практической деятельности предполагает взаимосвязь теоретического содержания с практическим применяем полученных знаний. После ор-
X
го ей
0 ^
1 ь
I §
о к о ч
X
X О)
н
о
о >2 О. о о ^ н
0 2
1 £
0 со И 2 ч о
С Го
1
го X
Го ст &
0-Ю
ганизации практической деятельности осуществляется мониторинг, показывающий сформированность готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности и принятии решения о корректирующих действиях.
На контрольном этапе педагогического эксперимента проведено повторное диагностическое изучение уровня сфор-
мированности готовности к тьюторской деятельности. В диагностике использовались те же методы, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты позволяют говорить о качественных, положительных изменениях уровня формируемой готовности, что говорит об эффективности внедрения педагогической технологии.
Библиографический список
1. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированное™ профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 9-13.
2. Андриевская, Л.А. Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 8 - С. 16-20.
3. Димухаметов, Р.С. Ключевые идеи образования в XXI веке [Текст] / Р.С. Димухаметов // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 6 (82). - С. 49-53.
4. Ковалёва, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис. - 246 с.
5. Фаляхов, И.И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности [Текст] / И.И. Фаляхов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2-1(115). - С. 45-50.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 октября 2015 г. № 1087.
References
1. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Cheyabinskogogosudarstvennogopeda-gogicheskogo universiteta, 2016. No. 9. P. 9-13. [in Russian].
2. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Tools to assess professional actions of a future teacher (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta,, 2016. No. 8. P. 16-20. [in Russian].
3. Dimuhametov R.S. The key ideas of education in the 21st century. Uchenye zapiski RGSU, 2010. No. 6 (82). P. 49-53. [in Russian].
4. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Profession "tutor". M .; Tver: SFC office. P. 246. [in Russian].
5. Falyahov I.I. Diversification of mentoring models: mentor, tutor, coach, facilitator and identification of their willingness to implement mentoring activity. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2016. No. 2-1 (115). P. 45-50. [in Russian].
6. Federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.03 Special (defectol-ogy) education (bachelor's level)". Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 1, 2015 No. 1087 [in Russian].
Сведение об авторах:
Калугина Елизавета Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Столбова Елена Александровна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Дилицкий Виталий Сергеевич,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Kalugina Elizaveta Vladimirovna,
Candidate of Science (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Stolbova Elena Alexandrovna,
Candidate of Science (Education),
Senior Lecturer, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Tsilitsky Vitaly Sergeyevich,
Postgraduate,
Department of Pedagogy
and Psychology,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.2
М. Ф. Каримов, Н. С. Сайниев
ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ФИЗИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
Выделены этапы математического моделирования студентами высших учебных заведений физических объектов, процессов и явлений в традиционном и компьютерном вариантах. Приведены эвристические вопросы, ориентирующие студентов на преодоление этапов математического моделирования фрагментов физической действительности. Отмечено положительное влияние математического моделирования физических объектов, процессов и явлений на развитие интеллектуального и творческого потенциала студентов высшей школы.
Ключевые слова: математическое моделирование действительности, эвристические вопросы, интеллектуальный и творческий потенциал.
а о О) т s со
S -&
Ъ с; о ¡£
э
>s
О)
3 о .0 са
И ф ^
Ч Ф
^ Ез
о к
I m
¡8
с °
I & ig zË
с Ф го
¿то
О о