Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов'

Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ПРИНЦИПЫ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / MODEL / TUTORIAL COMPETENCE FORMATION / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / PRINCIPLES OF TUTORIAL ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / TUTOR SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калугина Елизавета Владимировна

В статье охарактеризована модель, которая позволит усилить фундаментальность педагогического образования, обеспечивая при этом формирование у будущих педагогов необходимой тьюторской компетенции, оптимизирующей процесс вхождении выпускника в профессиональную деятельность, адаптацию к условиям ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the process of future teachers’ tutorial competence formation

The article describes the model which provides a fundamental strengthening of teacher education, at the same time, taking into consideration the process of future teachers’ tutorial competence formation that optimizes teaching profession entering and adapting to the conditions of its implementation.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов»

УДК 378 ББК 74.480

Е.В. Калугина

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОцЕССА ФОРМИРОВАНИЯ

тьюторской компетенции у будущих педагогов

В статье охарактеризована модель, которая позволит усилить фундаментальность педагогического образования, обеспечивая при этом формирование у будущих педагогов необходимой тьюторской компетенции, оптимизирующей процесс вхождении выпускника в профессиональную деятельность, адаптацию к условиям ее осуществления.

Ключевые слова: модель, формирование тьюторской компетенции, индивидуализация образовательного процесса, принципы тьюторской деятельности, организационно-педагогические условия, тьюторское сопровождение.

E.V. Kalugina

MODELING THE PROCESS OF FUTURE TEACHERS' TUTORIAL COMPETENCE FORMATION

The article describes the model which provides a fundamental strengthening of teacher education, at the same time, taking into consideration the process of future teachers' tutorial competence formation that optimizes teaching profession entering and adapting to the conditions of its implementation.

Key words: model, tutorial competence formation, individualization of educational process, principles of tutorial activities, organizational and pedagogical conditions, tutor support.

На сегодняшний день проблема формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов как участников инновационной деятельности в процессе педагогического образования и научно-исследовательского поиска форм, методов, приемов, которые обеспечат кардинальные системные изменения профессиональной деятельности педагогов, является одной из актуальных. Моделирование позволит рассмотреть формирование тьюторской компетенции как целостный педагогический процесс, который характеризуется сотрудничеством его субъектов и способствует развитию, самореализации, профессиональному самоопределению будущих педагогов.

Методологическое обеспечение исследуемого процесса формирования тью-торской компетенции у будущих педаго-говбазируетсянаследующихпрограммно-нормативных государственных документах, а именно: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

2020 года, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, новых ФГОС, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, которые акцентируют внимание на том, что помимо предметно-теоретических знаний и методических умений, которые присущи педагогам, именно инновационность позволит обеспечить мобильность, активную позицию, сформировать рефлексивные и прогностические способности; умения выполнять педагогическую, экспертную, исследовательскую, аналитическую, проектировочную деятельность.

В данном исследовании тьюторскую компетентность мы будем рассматривать как способность и готовность будущего педагога к организации открытого пространства для профессионального, личностного и жизненного самоопределения и осуществления специализированной деятельности по построению, проектированию, сопровождению индивидуальных образовательных программ.

Логика изучения проблемы моделирования процесса формирования тьютор-ской компетенции у будущих педагогов определяет задачу подробного рассмотрения такого понятия, как модель. «Под моделью, - пишет В.А. Штофф, - понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте» [3]. При моделировании процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов следует образно спроектировать будущую систему таким образом, чтобы она была достоверной по степени, полной -по объему и соотнесена с оригиналом.

Учитывая целевые установки данного исследования, была создана идеальная, описательная модель. По характеру воспроизводимых сторон -модель структурно-функциональная, так как моделируется внутренняя структурная организация процесса формирования тью-торской компетенции.

В нашем исследовании модель фор-мированиятьюторскойкомпетенции-это педагогически обоснованная система, отражающая структурно-функциональные связи процесса формирования тьютор-ской компетенции у будущих педагогов, которые представлены в определенной наглядной форме и обеспечивают необходимые сведения об исследуемом объекте.

Кроме того, спроектированная модель формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов определяется нами как совокупность функционально-связанных, закономерных элементов, составляющих целостную систему и включающую в себя: блок целеполагания, содержательный, организационный, дея-тельностный и результативный блоки (рис. 1).

Блок целеполагания. Основным мо-делиобразующим компонентом является цель, на которую ориентированы все остальные компоненты психолого-педагогической системы. Цель модели заключается в организации процесса формирования тьюторской компетен-

ции как фактора качественной профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Представленная цель конкретизируется в содержании компонентов процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов, которые определены в соответствии с научным представлением о сущности тьютор-ской деятельности педагога в условиях профильного обучения.

Содержательный блок модели рассматривается нам как система компонентов процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов, которая включает диагностически-целевой, организационно-координационный, учебно-методический, консультативно-практический компоненты. В отличие от традиционной организации обучения в вузе реализация модели формирования тьюторской компетентности у будущего педагога позволит: выявить познавательные и профессиональных возможности, интересы и намерения; развить смыслосодержащие ориентации, осознание профессиональных возможностей; спроектировать образовательную траекторию в выбранной профессиональной области, адекватной заявляемым целям; выявить условия для организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учетом индивидуальных программ.

Организационный блок модели. В условиях педагогического вуза формирование тьюторской компетенции у будущих педагогов осуществляется в соответствии со сложившейся организационной структурой. Необходимо отметить, что процесс формирования тьюторской компетенции будущих педагогов требует усилий всего педагогического коллектива вуза: каждого субъекта и подразделения.

Отсутствие взаимосвязи между содержательной и организационной сторонами процесса формирования тью-торской компетентности у будущих педагогов препятствует реализации ведущих принципов, которые должны быть учтены для осуществления эффективной тьюторской деятельности в вузе. Ввиду этого, в организационном блоке раз-

X

ф

н ф

с

о

о

о ^

о £

л н

X

го ш о

о -&

го о

о ф

ц

О)

£ го

ф с

X

го ей О X

и

ою

(ü X

s

>

(D ^

ÛÛ UÜ

Рис 1. Модель формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов

работанной модели мы рассматриваем процессуальное содержание формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов, основанное на принципах: открытости, вариативности, непрерывности, гибкости, индивидуализации, модульности. Формирование тьюторской компетенции у будущих педагогов представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностического, проектировочного, реализационного и аналитического. Кроме того, разработанная модель может быть успешно реализована при определённых организационно-педагогических условиях: индивидуализации образовательного процесса; расширении пространства социальной реализации; организации пространства рефлексии и мыследеятель-ности; переходе от «знаниевого» к «дея-тельностному»содержаниюобразования.

В деятельностном блоке модели подробно представлен механизм формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов. Существующая система подготовки кадров образования позволяет бакалавру педагогического образования продолжить обучение в магистратуре по психолого-педагогическому направлению, а далее в аспирантуре. Сформированная во ФГОС образовательная система базируется на основных характеристиках профессиональной деятельности, которые определяют область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности. «Бакалавр» должен ориентироваться в многообразии сложных производственных ситуаций, всесторонне оценивать результаты собственной работы, быть ответственным за них и иметь способность к реализации профессиональных навыков в объеме, соответствующем уровню профессиональной подготовки. Помимо компетенций уже сформированных у бакалавров, «Магистру» необходимо быть готовым к выполнению работы педагога-исследователя и разрабатывать творческие подходы к профессиональной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обеспечивает возможность разработки магистерских программ академи-

ческого характера в целях подготовки научно-педагогических кадров.

Новатором в формировании тьютор-ской компетенции будущих педагогов в Челябинской области является ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (далее - ЮУрГГПУ). С 2012 года в вузе реализуются 4 магистерские программы, в рамках которых осуществляется формирование тьюторской компетенции будущих педагогов: 1) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование - «Тьюторство в образовании» и «Тьютор по здоровьесбережению»; 2) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование - «Тьюторство в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»; 3) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование - «Психология тьюторства» [1].

В деятельностном блоке модели формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов представлены научно-практические мероприятия, которые также проводятся на базе ЮУрГГПУ: Всероссийский профессиональный конкурс «Тьютор года»; Межрегиональный конкурс тьюторских практик; методологический семинар: Тьюторское действие: теория и практика, конференции, симпозиумы и др. Разработаны и апробированы программы и модули профессиональной переподготовки ППС [2].

Разработанная нами модель включает также результативный блок, который описывает уровни сформированности тьюторской компетенции у будущих педагогов. Три уровня модели (низкий, средний, высокий) включают специфическую нагрузку, которая определяется на основе выделенных критериев. Модель обеспечивает эффективный контроль результативности процесса обучения посредством оценивания готовности будущих педагогов к решению задач профессиональной деятельности.

Таким образом, представленная модель позволит усилить фундаментальность педагогического образования, обеспечивая формирование у будущих педагогов необходимой тьюторской компе-

X

ф

I-

ф

с

s о

О О

О §

M I-

X

го

о

о -&

го о

о ф

ц

ф

£ го

ф с

X

го

О X

и

01D

тенции, оптимизирующей процесс вхождении выпускников в профессиональную деятельность, адаптацию к условиям ее

осуществления, а также эффективное решение будущими педагогами типовых и нетиповых профессиональных задач.

Библиографический список

1. Калугина, Е.В. Практика тьюторства Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - М.; Челябинск: Изд-во АНО НОЦ «Со-Действие», 2014. - №1 (14). - С. 33-37.

2. Калугина, Е.В. Тьюторское сопровождение обучения иностранному языку в образовательном пространстве Челябинского государственного педагогического университета [Текст] / Е.В. Калугина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №1. -С. 115-123.

3. Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штоф. - М.; Л: Наука, 1966. - 30 с.

References

1. Kalugina E.V. Tutoring practice of Chelyabinsk State Pedagogical University. Professional design: ideas, technologies, results. M.; Chelyabinsk: Izd-vo ANO NOTs "So-Deistvie», 2014. №1 (14). P. 33-37. [in Russian].

2. Kalugina E.V. Tutor support of foreign language training in the educational space of the Chelyabinsk State Pedagogical University. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2014. №1. P. 115-123. [in Russian].

3. Stoff V.A. Modeling and philosophy. M.; L: Nauka, 1966. P. 30. [in Russian].

Сведения об авторе:

Калугина Елизавета Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Kalugina Elizaveta Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Foreign Languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ro od

LU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.