Научная статья на тему 'Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета'

Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТ БАЛЕТА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БАЛЕТА / ОБУЧАЮЩИЙСЯ БАЛЕТУ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ПЕДАГОГИКА БАЛЕТА / BALLET DANCER / TEACHER OF BALLET / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COOPERATION PEDAGOGICS / BALLET PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомкин А. В., Фадеева М. В.

Статья посвящена проблеме изменений требований к профессиональным и личностным качествам преподавателей танцевальных дисциплин в учебных заведениях, готовящих артистов балета в связи с предстоящим введением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, разработанных с применением компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомкин А. В., Фадеева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORTHCOMING INTRODUCTION OF THE THIRD GENERATION EDUCATIONAL STANDARDS IN THE SYSTEM OF BALLET DANCERS' TRAINING: CHANGE OF BALLET TEACHERS' REQUIREMENTS

The article is devoted to the problem of changes in professional and personal qualities requirements of dancing disciplines teachers in the educational institutions. The institutions deal with the ballet dancers training are facing the changes in connection with the forthcoming introduction of the third generation federal state educational standards, developed with the application of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета»

УДК 378

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ БАЛЕТА В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩИМ ВВЕДЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ АРТИСТОВ БАЛЕТА

© 2010 А.В.Фомкин, М.В.Фадеева

Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой

Статья поступила в редакцию 11.01.2010

Статья посвящена проблеме изменений требований к профессиональным и личностным качествам преподавателей танцевальных дисциплин в учебных заведениях, готовящих артистов балета в связи с предстоящим введением федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, разработанных с применением компетентностного подхода.

Ключевые слова: артист балета, преподаватель балета, обучающийся балету, компетенции, компетентност-ный подход, педагогика сотрудничества, педагогика балета.

Цель любой образовательной системы заключается в обучении, воспитании и развитии личности. Показателем осуществления названной цели является достижение позитивного результата, который проявляется в новообразованиях личности специалиста. Артист балета -специалист, чья деятельность не ограничивается только исполнительскими навыками. В идеале он должен быть личностью, обладающей широким кругозором, достаточно развитым воображением, ассоциативным мышлением, способностью к творческой деятельности - креативностью (от англ. to create — создавать, творить). К ней относят творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Только при условии развитой креативности артист балета сможет органично существовать в атмосфере предложенных литературных, музыкальных и сценографических условностей, соотносить создаваемый им образ на сцене с конкретным историческим временем, художественным стилем, текстом и пластикой, которые соответствуют замыслу балетмейстера.

Используя терминологию и понятия системы образования можно сказать, что по окончании учебного заведения выпускник должен овладеть целым комплексом компетенций. В проектах Федеральных государственных образователь-

о

Фомкин Алексей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе и УМО. E-mail: fomkin2001@mail. ru Фадеева Марина Викторовна, преподаватель Красноярского государственного хореографического колледжа, аспирант. E-mail: fadeychic@mail. ru

ных стандартов третьего поколения (ФГОС-3) по специальности среднего профессионального образования (СПО) «Искусство балета» и высшего профессионального образования (ВПО) по направлению подготовки «Хореографическое исполнительство» компетенции выпускников разделены на общие и профессиональные.

Общие компетенции призваны сформировать культуру артиста балета, сформировать способности к глубокому постижению целей и предназначения балетного творчества, его огромные художественно-выразительные возможности и способствовать развитию осмысленной, наделенной высокой содержательностью сценической деятельности. Общие компетенции во ФГОС-3 СПО «Искусство балета» включают в себя способность к: 1) пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса; 2) организации собственной деятельности, выбору типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценке их эффективности и качества; 3) принятию решений в стандартных и нестандартных ситуациях и несению за них ответственности; 4) осуществлению поиска и использованию информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; 5) использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; 6) работе в коллективе и в команде, эффективному общению с коллегами, руководством, потребителями; 7) принятию на себя ответственности за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий; 8) самостоятельному определению задач профессионального и личностного развития, занятию самообразованием, осознанному планированию повышения квали-

фикации; 9) ориентации в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Еще более усилены требования к общекультурным компетенциям во ФГОС-3 ВПО направления «Хореографическое исполнительство», которые включают в себя способность: 1) осознанно воспринимать, уважительно и бережно относиться к историческому наследию России и мира, многообразным культурным традициям, иметь собственные и толерантно воспринимать существующие религиозные, идейные, социальные, культурные различия, конструктивно взаимодействовать с представителями различных культур; 2) осознанно понимать закономерности и многовариантность исторического процесса; осознавать обусловленные ими собственные (и человека вообще) функции, роли и место в историческом процессе, значение насилия и ненасилия в истории, политической организации обществ; 3) иметь собственные мировоззренческие убеждения, осознанно воспринимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиозные и философские проблемы; 4) к постоянному саморазвитию через личностную и предметную рефлексию, способен к диалогу в различных формах, конструктивной критике и самокритике (обладает критическим мышлением, способностью формулировать и излагать критические суждения); анализировать логику рассуждений и высказываний собственных и оппонента; 5) логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке; создавать и редактировать тексты профессионального назначения; 6) осознать и внутренне принять (усвоить) духовно-нравственные обязанности по отношению к самому себе, окружающим людям (ближним), окружающей природе, обществу; способен использовать в собственной профессиональной деятельности, личной и общественной жизни духовно-нравственные, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; 7) пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и иных задач, владеть необходимыми для этого компьютерными программами; 8) использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; понимать необхо-

димость ведения здорового образа жизни; 9) самостоятельно пользоваться основными положениями и методами социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении профессиональных и иных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы; 10) осознать и внутренне принять основные положения, законы и методы естественных наук для составления адекватной современному уровню знаний научной картины мира; 11) (при необходимости) применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной и иной деятельности; 12) к осознанию и эмоциональному принятию ответственности и проявлению ее в организации собственной самостоятельной, индивидуальной работы, в принятии ответственных решений в рамках своей компетенции; способен самостоятельно обучаться в течение всей жизни и непрерывно совершенствоваться, расширять границы своих научных, творческих, духовных познаний; 13) осознанно понимать, конструктивно анализировать и принимать значение и культурообразующую роль соответствующей религии в истории и современной жизни России, различных религий в истории и современной духовной жизни соответствующих обществ; способен осознавать связь задач, художественных принципов искусства с духовно-нравственными ценностями, сформированными религиями; 14) осознанно владеть культурой мышления (обобщать, анализировать, синтезировать т. д.), воспринимать новую информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения; 15) к деловой и эмоциональной кооперации с коллегами, работе в коллективе (с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе и т.д.); 16) находить профессиональные решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; 17) осознавать собственные обязанности и права, соблюдать права и обязанности гражданина, уважать права ближнего; способен использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной и иной деятельности; 18) социальную, культурную значимость своей будущей профессии (свою миссию), обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; 19) осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе, на иностранном языке; 20) к быстрой адаптации в меняющихся социальных и иных условиях; 21) владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; 22) к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, исполь-

зованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности; 23) осознавать роль искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности, способен развивать собственное художественное восприятие и вкус, постоянно стремиться к нравственному и эстетическому развитию; 24) определять и анализировать основные вехи в истории искусств, стили и жанры мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения любого рода, высказывать собственные обоснованные и аргументированные взгляды на современное состояние и перспективы развития искусства; 25) выполнять и использовать в профессиональной деятельности биомеханический анализ танцевальных движений человека, способен применять на практике принципы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии.

Профессиональные компетенции во ФГОС-3 СПО «Искусство балета» включают в себя способность к: 1) владению исполнительским репертуаром в соответствии с программными требованиями с учётом своих индивидуально-творческих особенностей; 2) исполнению различных видов танца: классического, дуэтно-классического, характерного, исторического, современного; 3) подготовке поручаемых партий под руководством репетитора, балетмейстера; 4) созданию художественно-сценического образа в соответствии со стилем хореографического произведения; 5) сохранению и поддержанию собственной внешней физической и профессиональной формы; 6) участию в обсуждении репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности.

Профессиональные компетенции во ФГОС-3 ВПО «Хореографическое исполнительство» включают в себя способность к: 1) внутреннему художественному постижению сущности хореографического произведения и его воплощению в движении, хореографическом тексте, жесте, ритме, динамике; 2) эффективной работе над хореографическим произведением различными способами; 3) использованию методов воплощения хореографического образа, широкого диапазона средств художественной выразительности, демонстрации собственного исполнительского подхода к хореографии разных периодов и стилей; 4) демонстрации необходимой техники исполнения хореографии, индивидуальной художественной интонации, исполнительского стиля; 5) использованию в профессиональной деятельности знаний о биомеханике, анатомии, физиологии, основах медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии; 6) к осознанному пониманию того, что хореографическое искусство, через какие бы дисциплины

оно не изучалось, взаимосвязано, взаимодействует и соотносится с музыкой, драматическим театром, изобразительным искусством, кинематографом, и другими гуманитарными, социальными и естественными науками; 7) запоминанию хореографического материала и воспроизведению хореографических текстов; 8) концентрации внимания и исполнительской воли, решению различных психотехнических задач на точность восприятия, концентрацию внимания, повышение степени автоматизированности движений, мобилизовывать и восполнению психофизических и психофизиологических резервов организма в регулярной исполнительской деятельности; 9) видению и исправлению технических, стилевых и иных ошибок собственных и других исполнителей1.

Даже беглый взгляд на список компетенций позволяет выявить его основное отличие от принципов описания результатов образования в предшествующих поколениях стандартов - ориентация на результат, существенные требования к развитию личностного потенциала обучающегося. Это предъявляет и новые требования к преподавателю, вводя их в пространство проблем, общей педагогики. Как видно из стандартов, теперь задача преподавателя сводится не только к обучению профессии, но и «приобщению детей к процессу созидания самих себя»2.

Определяющей в достижении вышеназванных качеств обучающимися становится единая в направленности и целях деятельность преподавателей специалистов (профессионалов балета) и специалистов общего, гуманитарного и искусствоведческого образования. Каждая их преподаваемых ими дисциплин перестает быть самодовлеющей и не должна замыкаться в себе и на себе. Поэтому культура самого преподавателя становится весьма важным и значительным фактором, влияющим на качество учебного процесса и его результат. По точному определению психологов А.А.Реан и Я.Л.Коломин-ского, «мастер педагогического труда - это, прежде всего, высококомпетентный в психолого-педагогической (выделено нами - А.Ф., М.Ф.) и в собственно предметной области специалист, умеющий репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения»3.

1 Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности Искусство балета и направлению подготовки Хореографическое исполнительство. - Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства. - СПб.: 2009.

2 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: 1990. - С. 97.

3 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - 2 изд. - М.: 2008. - С.233.

Педагогическое творчество эффективно тогда, когда оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность, на способность адаптироваться в различных условиях, перестраивая собственную педагогическую деятельность с учетом изменяющихся обстоятельств. Эти качества преподавателя необходимы и в балетном образовании. Современная деятельность балетных учебных заведений все больше демонстрирует, что на педагогическую неудачу при подготовке артистов балета обречены преподаватели, компетентные в области профессии (танца), но не обладающие широким кругозором; эмоциональные, но не имеющие взвешенного продуманного психологически грамотного подхода к решению педагогических проблем; умеющие увлечь идеей, но не желающие ее воплотить; умеющие учить, но не стремящиеся учиться и совершенствоваться сами.

Анализ научных работ по педагогике классического танца А.Я.Вагановой4, А.М.Мес-серера5, Н.И.Тарасова6, Н.П.Базаровой7, В.П.Мей8 и других показал: практическая деятельность и теоретические разработки крупнейших российских преподаватели в области балета всегда ориентировались на воспитание творческой личности артиста. Используя различные установки, корифеи балетной педагогики стремились к одной цели - сохранить и приумножить достижения отечественной школы классического танца. На практике, в балетном классе в контакте с преподавателем ими всегда учитывалась потребность и способность обучающихся к творчеству. Однако никогда взаимодействие преподавателя и обучающегося в системе балетного образования не рассматривалось, как явление педагогики сотрудничества. А между тем, где как не в балете, педагогическая деятельность основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я». Именно сотрудничество при подготовке артиста балета представляет собой тот оптимальный психологический фон, который должен приводить к взаимораскрытию и личностному взаимообогащению преподавателя и обучающегося.

В то же время следует отметить, что не все постулаты классической педагогики сотрудничества применимы в балетном образовании.

4 Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: 2007.

5 Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. - М.: 1990.

6 Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - 2 изд. - М.: 1981.

7 Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года обучения. - 2 изд. - Л.: 1984.

8 Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического тан-

ца. Первые три года обучения. Учеб.пособ. - 4 изд. -

СПб.: 2008.

Значительные противоречия обнаруживаются уже в том, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка, балет предполагает постоянный отбор, селекцию как при приеме на обучение, так и в процессе обучения. Подготовка артистов балета, состоящая в генетическом родстве с системой военного образования, предполагает дисциплину, острое чувство конкуренции, борьбу за профессиональное выживание, которые подстегиваются индивидуализмом и тщеславием. Отсюда произрастает зачастую доминирующая в реальном образовательном процессе балетных учебных заведений авторитарная и манипулятивная манера общения преподавателя и обучающегося, которая все чаще становится препятствием на пути решения общепедагогических задач в процессе формирования и развития профессионально-значимых качеств и способностей обучающегося.

Для преодоления негативных тенденций и овладения обучающимися вышеперечисленными компетенциями преподаватели в системе балетного образования должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Рассматривая связь между конкретными формами организации педагогического общения и результативностью воздействия, исследователи Ш.А.Амонашвили9, В.А.Возчиков10, А.В.Петровский11 и другие делают вывод о том, что наибольшая продуктивность взаимодействия достигается при условии организации совместной деятельности по типу сотрудничества. Основой этого вполне могут стать (с адаптацией к требованиям профессии артиста балета и сложившимся традициям) ключевые идеи педагогики сотрудничества: 1) обучение в зоне ближайшего развития; 2) обучение без принуждения; 3) набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала; 4) идея опережения; 5) идея крупных блоков; 6) идея свободы выбора; 7) идея диалогического размышления; 8) идея интеллектуального фона класса; 9) идея совместной деятельности преподавателя и обучающегося; 10) идея добровольности в досуговой деятельности; 11) идея вариативности обучения.

Способы и возможности применения каждой из этих педагогических идей в балетном обра-

9 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск: 1990; Возчиков В.А. Введение в медиаобразование. Учеб.пособ. - Бийск: 1999.

10 Возчиков В.А. Введение в медиаобразование...; Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.:1973.

11 Возрастная и педагогическая психология .; Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М.: 1996.

зовании требуют отдельных исследований. Подчеркнем, что педагогическое взаимодействие преподавателей балета и обучающихся балету осуществляется в системе профессионального балетного образования. Эта система ставит определенные задачи, выделяет ресурсы, устанавливает ограничения. В свою очередь, само взаимодействие преподавателей балета и обу-

чающихся балету влияет на образовательную систему, корректируя всю ее деятельность. Рассуждая о совместной деятельности, следует четко представлять специфику взаимодействий: «преподаватель - обучающийся», «преподаватель - группа обучающихся», «обучающийся - обучающийся».

Рис. 1. Взаимодействие субъектов в образовательной системе

Результативность учебного процесса в значительной степени зависит от междуличностных отношений в учебной группе и от стиля отношений преподавателя к группе. Междуличностные отношения складываются из личностных и деловых. Личностные отношения формируются стихийно, а деловые организуются педагогом и направлены на достижение профессиональных целей.

Наблюдения и специальные исследования в сфере общего образования показывают, что стиль отношения педагога к детскому коллективу во многом определяет и взаимоотношения между детьми. Это относится к учащимся не только раннего возраста, но и к старшим -подросткам и юношам. По мнению А.А.Реан и Я.Л.Коломенского «учитель и прямо, и косвенно способен существенно влиять на отношения между учениками»12. Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию обучающегося, чего пока не имеется в балетном образовании. Тем не менее, опыт наблюдения за процессом обучения в балетных учебных заведениях показывает, что неудовлетворенность обучающегося в общении с одноклассниками сказывается в поведении, влияет на успеваемость, толкает на различные, иногда не очень положительные поступки. И наоборот: неуспеваемость по профессиональным дисциплинам может провоцировать неудовлетворенность обучающегося получаемым образованием, вплоть до попыток его прервать. В идеале преподаватели совместными усилиями должны искать меры, которые обеспечат обучающимся комфортные условия в системе личных взаимоотношений и эффективность взаимо-

12 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - 2 изд. - М.: 2008. - С. 204.

отношений деловых. При таком понимании педагогического творчества надо отметить высокую и сложную, многоплановую и психологически тонкую роль преподавателей балетной школы.

Как мы говорили выше - обучение профессиональной технике балета и воспитание творческой личности должно идти в единой системе учебно-воспитательного процесса, организуемого преподавателем, личность которого значительно влияет на становление индивидуальных личностных качеств обучающегося. Его развитие как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью профессиональных балетных учебных заведений. Зафиксированный во ФГОС-3 СПО и ВПО набор компетенций и разрабатываемая на их основе основная образовательная программа подготовки артистов балета, надеемся, создаст реальные предпосылки развития различных качеств будущих артистов балета. Это возможно только при внутренней целостности образовательного процесса, когда будет достигнута интеграция профессиональной и образовательной составляющих, когда весь процесс обучения танцовщика будет педагогически осмыслен каждым преподавателем, сформулированы четкие педагогические задачи, найдены пути их решения средствами, свойственными специфике профессиональных занятий балетом. Важное значение имеет уровень развития мотивации обучающихся, направленной на успешность в выбранном деле, базирующейся на устойчивом позитивном отношении к процессу обучения профессии. К сожалению, наблюдения за обучающимися часто показывают падение уровня мотивации в течение обучения.

В то же время следует отметить, что балетной педагогикой наработаны очень действенные педагогические методы. Это глубокая связь практики и теории в сочетании логического и эмоционального, которая является непременным условием ведения уроков танцев, репети-

ций, постановочной работы над хореографическими произведениями. Движения классического танца, прочувствованные и осознанные, закрепляются в мышечном ощущении обучающихся и надолго остаются в памяти.

Наглядность - это основа обучения и совершенствования движений классического танца. Активно действующие во время занятий зрительный, мышечный и слуховой анализаторы помогают обучающимся воспринять и запомнить движение, уточнить и распределить его во времени, мышечно проверить равновесие и силу. Показ движения преподавателем, повторение его обучающимися, хорошо усвоившими материал, аннотация, анализ исполнения стимулируют восприятие и являются основным приемом педагогического процесса во время уроков танца и репетиционно-постановочных работ.

Систематичность и последовательность являются важными компонентами в процессе профессионального обучения балету. Цельность урока классического и иных танцев, логичное прохождение материала от «простого к сложному», с постепенным увеличением физической нагрузки и координационного развития помогают достигать значительного эффекта в освоении учебной программы.

На современном этапе развития балетной педагогики представляется важной разработка индивидуальных и дифференцированных подходов к обучающимся. Учет преподавателями специальных данных, психологических, физиологических особенностей обучающихся позволит активизировать имеющийся внутренний потенциал их личности и будет способствовать развитию творческой индивидуальности. Следует развивать активность обучающихся, сознательность, точнее, осознанность, целенаправленность, более глубоко и четко формировать и развивать мотивацию к обучению и овладению профессией. Таким образом, мы видим, что в условиях реформирования системы образования требуется значительная коррекция профессиональных навыков преподавателей балета.

Во-первых. Профессиональный уровень преподавателя балета должен рассматриваться многопланово. Сегодня требуется не только владение практикой и методикой преподавания классического танца. Культура, кругозор, образованность в целом, обширные знания, способность к анализу своей деятельности, личностный потенциал необходимы преподавателю так же, как его профессиональные знания, умения и опыт.

Во-вторых. Существенному углублению и расширению следует подвергнуть программу подготовки преподавателей балета в вузах. Преподавателю необходимы знания педагогиче-

ской психологии, педагогики художественного образования, истории и теории хореографического образования, возрастной анатомии и физиологии. Это позволит создать образовательную среду, в значительной степени способствующую развитию личности обучающихся.

В-третьих. Необходимо учитывать, что обучение в профессиональном балетном училище приходится на сложный в жизни детей этап становления личности при переходе от детства к взрослости. Этот критический период в жизни человека сопровождается физиологическими и психологическими кризисами. Отсюда, закономерные проблемы, возникающие в процессе профессиональной подготовки. Процесс профессионального обучения балету необходимо осуществлять в условиях недопустимости ди-дактогенических прецедентов (причинению вреда нервно-психическому здоровью учащихся). И здесь преподавателю не обойтись без знаний возрастной психологии, анатомии и физиологии. Одобрение, доверие, уважение на основе взаимодействия - незаменимые принципы в педагогике сотрудничества.

Сегодня необходима максимальная включенность преподавателей балета в процесс обучения, направленная, прежде всего, на содействие развитию личности. В многочисленных научных исследованиях убедительно показано, что занятия искусством могут значительно повлиять на различные качества личности - ее социальную активность, творческие способности, общую культуру и многое другое. Существующие теории общей педагогики В.В.Давыдова13, Н.Ф.Талызиной14, Д.Б.Эльконина15 подчеркивают важность и принципиальную возможность соединения художественных и педагогических задач. Выработка балетной техники, помноженная на развитие креативности и нравственно-психологических основ обучающихся - залог дальнейшего развития и процветания великой традиции русского балета.

13 Давыдов В.В. Деятельностная теория мышления. -М.: 2005.

14 Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: 1998.

15 Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития.// Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. - М.: 1991.

FORTHCOMING INTRODUCTION OF THE THIRD GENERATION EDUCATIONAL STANDARDS IN THE SYSTEM OF BALLET DANCERS' TRAINING: CHANGE OF BALLET TEACHERS' REQUIREMENTS

© 2010 A.V.Fomkin, M.V.Fadeeva Vaganova Academy of Russian Ballet

The article is devoted to the problem of changes in professional and personal qualities requirements of dancing disciplines teachers in the educational institutions. The institutions deal with the ballet dancers training are facing the changes in connection with the forthcoming introduction of the third generation federal state educational standards, developed with the application of the competence approach.

Key words: ballet dancer, teacher of ballet, competence, competence approach, cooperation pedagogics, ballet pedagogics.

o

Fomkin Alexey Viktorovich, Cand. Sc. Pedagogics, Associate professor, Vice-rector for Educational and Methodological work, Study Association. E-mail: fomkin2001@mail. ru

Fadeeva Marina Viktorovna, Teacher of Krasnoyarsk state choreographic college, Post-graduate of the Vaganova Ballet Academy. E-mail: fadeychic@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.