Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3 (16) 2014
УДК: 37.036
ББК: 74.323
Валеева Г.Х., Туйсина Г.Р.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Valeeva G-Н., Tujsina G.R
DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN THE SYSTEM OF GENERAL AND
PROFESSIONAL EDUCATION
Ключевые слова: творческие способности, личность, внеклассная деятельность, народная культура, преемственность, творческо-технологическая лаборатория.
Keywords: creativity, personality, extra-curricular activities, folk culture, continuity, creative and technological laboratory.
Аннотация: в статье исследуется проблема развития творческих способностей в творческо-технологической лаборатории. В работе рассмотрены пути организации внеурочной деятельности, преемственность между образовательными организациями. Представлено описание творческо-технологической лаборатории.
Abstract: the article studies the problem of the development of creative abilities in creative research laboratory. The paper discusses ways to organize extracurricular activities, continuity between educational organizations. The description of the creative and technological laboratory.
К личности в современном обществе предъявляется ряд требований: креативное мышление, творческий подход к решению задач, сформированная культура труда, экономическая грамотность, владение знаниями о многих областях человеческой деятельности, предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения.
Личность развивается на протяжении всей жизни человека, при этом одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества. Научно-технический прогресс, потребность в высококвалифицированных кадрах в различных областях знаний способствуют более глубокому изучению естественнонаучных и технических наук, развитию творческих качеств подрастающего поколения. В этом направлении ведется целенаправленная работа педагогов по формированию и развитию познавательного интереса обучающихся. Поскольку урок ограничен временными рамками и не может способствовать более широкому изучению предмета, учителя используют такое эффективное педагогическое средство, как внеклассная работа. Внеучебная (внеклассная) деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Для развития творческих способностей в образовательных организациях необходимо использовать различные формы организации внеклассной работы. Внеклассная работа -это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка1.
Основная цель организации внеклассной работы - реализация поставленных задач в комплексе с общими задачами учебно-воспитательной работы в образовательной организации.
Задача внеклассной работы в образовательных организациях состоит в привлечении обучающихся к общественно-полезной деятельности, организации занятий обучающихся по интересам, стимулирования их инициативы и самостоятельности в развитии индивидуальных интересов, творческих способностей с дальнейшей реализацией в виде творческих проектов.
Внеклассная работа тесно связана с учебной деятельностью образовательных организаций, но строится по принципу добровольности, с учетом индивидуальных интересов и способностей обучающихся. Этот подход позволяет выделить следующие направления во внеклассной работе:
- всесторонний учет запросов обучающихся, их индивидуальных наклонностей, дифференциация тематик занятий с учетом уровня развития школьников;
- формирование интереса к изобретательской и рационализаторской деятельности, научно-техническому творчеству, т.к. именно внеклассная работа со школьниками способна успешно культивировать те качества, без которых творческая личность может не состояться, целенаправленно развить навыки рационального мышления;
- ярко выраженный воспитывающий характер. Внеклассная деятельность в этом направлении может осуществляться в следующих формах: конкурсы профессионального мастерства, встречи с интересными людьми, тематические вечера, «круглые столы» (диспуты), обзоры достижений науки и техники, видеопутешествия и т.д.
- подготовка школьников к жизни в условиях рыночной экономики: собственное производство или центр по оказанию различных услуг, выпуск продукции на основе кооперации или разработка образцов по заказам2.
1 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2001. - 512 с. - С. 372. ISBN 57695-0599-0
2 http://nsportal.ru/shkola/materialY-metodicheskikh-obedinenii/librarv/osobennosti-razvitiYa-tvorcheskih-
Реализация запланированных задач возможна в следующих видах внеклассной деятельности:
1. Предметно-технические кружки.
2. Творческие конструкторские кружки.
3. Учебно-технологические кружки, или кружки-курсы.
4. Кружки декоративно-прикладного творчества и народных ремесел .
Организация внеурочной деятельности способствует развитию творческих
способностей обучающихся, что является неотъемлемой частью образовательного процесса. Такая система образования обеспечивает не только получение обширных знаний, но и развивает креативное мышление, творчество личности, инициативу и самостоятельность, воспитывает любовь к своей Родине, народу, национальной культуре. Для развития творческих способностей в образовательных организациях также необходимо учитывать индивидуальные особенности личности.
В педагогической литературе выделена следующая структура творческого процесса:
1) обладание необходимыми интеллектуальными качествами для осуществления поиска способов передачи нового;
2) умение самостоятельно видеть и ставить проблемы;
3) умение находить способы воплощения задуманного в конкретной деятельности.
Процесс творчества протекает в трех основных фазах - подготовительная, поисковая,
исполнительная. Творчество проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз -умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решения и творчески воплощать их в конкретный продукт.
На развитие креативности личности оказывают влияние народные традиции, культурное наследие народа. Результатом творческой деятельности обучающихся являются: привлечение к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных и духовно-нравственных ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Творческие способности это - создание предметов материальной и духовной культуры народов, производство новых идей, открытий и произведений в различных областях человеческой деятельности. Природные задатки личности превращаются в способности, проявляются в деятельности. Развитие творческих способностей - это выработка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.
Приобщение обучающихся к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
У каждого народа есть свои традиции, которые воплощаются в культуре, религии, обрядах, фольклоре, литературе, ремеслах и промыслах. Обычаи эти необходимо бережно хранить и приумножать, так как без прошлого нет будущего. Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок
sposobnostey
3 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова,
Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2001. - 512 с. ISBN 5-7695-05990
получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд. Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей4.
В век глобализационных процессов проблема сохранения культурного наследия стала особо актуальной. Во многих западных странах общество и государство озабочено вопросами сохранения национального колорита. В процессе смешения мировых культур каждая из стран стремится сохранить свою неповторимость и уникальность, подчеркнуть свою особенность, создавая «национальные бренды», «торговые марки» и т.д. Вопрос сохранения этнокультурного наследия народа решается как на международном, так и на региональном уровнях.
Республика Башкортостан имеет уникальное культурное наследие, которое следует сохранять и развивать в региональном и мировом представлении. Однако, как отмечают специалисты, проблема состоит в дефиците кадров. Сегодня необходимы новые поколения специалистов, способных мыслить креативно и использовать национально-культурные элементы в современной жизни. Надо вызвать интерес к национальной сувенирной продукции не только у гостей, иностранцев, но и местного населения, особенно среди подрастающего поколения, как элементы духовного воспитания.
От грамотного мастера требуется не только знание и владение национальной культурой народа, знание ее истории, традиций и обрядов, но и умение применить все это в нашей жизни. Именно поэтому в последние годы заметно возрос интерес молодежи к истории традиций, народного быта родных мест. Подрастающее поколение, несмотря на большое обилие современных технологий, информации и техники, с удовольствием интересуются стариной и готовы перенять опыт предков. У каждого человека есть свои семейные ценности, которыми гордится молодое поколение данного рода. Кто-то неповторимо умеет приготовить блюдо национальной кухни либо изготовить изделие, которое другим смастерить просто не по плечу, а кто-то бережно хранит свои семейные легенды, обряды и предания. Все это закладывает основы для развития творческих способностей подрастающего поколения.
Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании школьников, так как помогает развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Изготовление изделий из различного материала, в различной технике помогает развивать творческие способности обучающихся. Здесь происходит более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни. В настоящее время для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику образовательных организаций необходимо обладать творческими способностями, критичностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой деятельности.
Одной из главных задач, которую ставит государство и общество перед образовательными организациями - сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, грамотно и правильно решать поставленные проблемы, проявляя конструктивный, креативный подходы в профессиональной деятельности. Чтобы достичь решения поставленных задач, необходима реализация принципа непрерывности и преемственности в образовании.
Преемственность между образовательными организациями, по нашему мнению, должна присутствовать с первых дней обучения и воспитания молодого поколения, т.е.
4 http://nsportal.ru/detskiv-sad/raznoe/ 2014/02/27/foMomve-prazdniki-kak-sredstvo-priobshcheшva-detev-k-narodnov
между дошкольной образовательной организацией и начальной школой, начальной и основной школой, школой и образовательными организациями профессионального образования.
Непрерывность и преемственность в образовании предусматривает обеспечение необходимой связи в этом процессе, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования. Под компонентами системы образования мы подразумеваем цели, задачи, методы, содержание, средства, формы организации образовательного процесса и воспитания.
Анализируя практический опыт образовательных организаций, приходим к выводу, что преемственность в образовании можно охарактеризовать как непрерывную подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Основными направлениями сотрудничества образовательных организаций можно выделить:
- проведение консультаций в организации учебно-методической работы;
- организация и проведение профориентационных мероприятий: беседы, встречи, день открытых дверей, предметные олимпиады, тематические вечера;
- организация и проведение школьных, студенческих предметных конкурсов, спартакиад;
- участие в научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах;
- проведение курсов повышения квалификации для преподавательского состава образовательными организациями.
Стратегия учреждений среднего и высшего профессионального образования напрямую зависит от следующих моментов:
- потребностей рынка труда;
- перспективности получаемой профессии, с точки зрения будущих доходов;
- положением и перспективным развитием отрасли;
- возможностью основать в дальнейшем собственное дело.5
Формирование творческих способностей личности находят отражение во многих нормативно-правовых документах: учебных программах высших учебных заведений Российской Федерации, базисных учебных планах общеобразовательных организаций.
Развитие творческих способностей может в современных условиях помочь решить важнейшие задачи воспитания:
- обогатить содержание и технологию воспитательного процесса, которая осуществляется через учебные занятия, а также через творческие лаборатории, научные кружки путем включения в программу вопросов национальной культуры, народных традиций, посредством привития любви к народному ремеслу, народным песням, сказкам, пословицам, через посещение выставок, концертов, праздников;
- открывать новые горизонты нашей жизни с помощью идей и дел великих искателей - наших предков, которые внесли свое имя в летописи своего рода, своего народа, своего отечества.
Одним из приоритетных направлений в деятельности Сибайского института (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» является развитие творческих способностей личности, которые способствуют востребованности выпускника на рынке труда и реализуются в дальнейшей профессиональной деятельности.
Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является профессиональное становление личности и формируемая профессиональная компетентность. Современное общество нуждается в компетентных специалистах с творческим складом ума, которые могут принимать нестандартные решения в науке, технике, экономике, управлении. Решение данной проблемы возможно при создании условий для студентов с предоставлением в любой момент возможности воспользоваться
5 Трубайчук, Л.В. Реализация принципа преемст-венности в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 1. - С. 10.
помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. Структура профессиональной подготовки учителя в вузе складывается из таких компонентов, как педагогическая культура, профессиональная компетентность, готовность к профессиональной деятельности, творческий потенциал и самосознание личности.
Для развития профессионально необходимых компетенций на базе технологического факультета была создана творческо-технологическая лаборатория (ТТЛ), разработанная на основе анализа педагогического опыта и дидактической литературы. Работа данной лаборатории представлена в исследованиях А.С. Валеева, Г.Х. Валеевой, Ю.М. Махмутова, Ш.Р. Мусина, Г.Р. Туйсиной, М.М. Куваевой и др.
Работа ТТЛ осуществляется в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих специалистов. Функционирование ТТЛ способствует: развитию профессионально необходимых качеств специалиста, закреплению полученных знаний и умений на практике, приобретению новых знаний, развитие креативности. В ТТЛ используются различные дидактические средства, ориентированные на профессионально-личностное развитие будущего специалиста. Данная лаборатория включает следующие секции:
1. Секция «Информационные технологии».
2. Секция «Студенческое конструкторское бюро».
3. Секция «Воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана».
4. Секция «Графическая культура».
5. Секция «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательной области «Технология»».
6. Секция «Технологическая культура».
7. Секция «Предпринимательская культура».
8. Секция «Творческо-художествен-ная».
9. Секция «Дизайн-студия «Артифактура».
10. Секция «Практика и трудоустройство»6.
Секции ТТЛ взаимодействуют между собой, осуществляя тем самым реализацию межпредметной интеграции в профессиональной подготовке. Работа каждой секции взаимодополняет друг друга и способствует формированию компетентного специалиста. В ходе работы ТТЛ были реализованы творческие идеи студентов и преподавателей. Кроме того, в процессе функционирования творческо-технологической лаборатории занятия переросли в научное творчество. Цели ТТЛ помогают реализовать теоретические знания, технологические умения и навыки студентов.
Нами были сформулированы цели творческо-технологической лаборатории:
Разработать технологии проектной деятельности,
Развить предпринимательские способности,
Повысить учебную мотивацию и мотивацию к профессиональной деятельности
7
студентов .
ТТЛ помогла нам создать малые учебно-творческие группы до пяти человек с участием преподавателя и мастера. План работы группы предусматривал дальнейшее развитие творческих способностей студентов с опорой на информационные технологии.
Преподаватели на первых занятиях обучали наиболее характерным технологическим приемам, правилам, знакомили с требованиями к рабочему месту. Участники ТТЛ с учетом своих интересов и творческих способностей разрабатывали проекты изделий. В состав групп были дополнительно включены студенты, обладающие определенными
6 Валеев, А.С. Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: дис. ... доктора пед. наук / А.С. Валеев. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - С. 273-275.
7 Туйсина, Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образователь-ной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / Г.Р. Туйсина. -Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 197 с. - С. 136.
компетенциями в тех или иных областях знаний.
Организация работы ТТЛ способствует всестороннему развитию личности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Результаты работы ТТЛ отражены в научно-исследовательских работах студентов.
Преподавателями технологического факультета практикуется организация выставки творческих работ студентов, где можно увидеть достижения практических занятий и исследований в научном плане студентов. Творческие работы студентов экспонировались на выставках декоративно-прикладного искусства в городах Москва, Уфа, Челябинск, Магнитогорск, Сибай и районов Зауралья. Это разработанные коллекции моделей одежды, художественно-графические работы, панно, выполненные в различных техниках вышивки и лоскутного шитья, изделия из войлока, бересты, резьба по дереву, работы начинающих мастеров камнерезного дела, образцы национальных костюмов, оружие и снаряжение башкирских воинов.
На базе технологического факультета много лет функционирует «Дизайн-студия», которая направлена на раскрытие творческого потенциала студентов; создания, разработки и изготовления моделей одежды. Именно здесь студенты могут реализовать свои мечты, придумать новое, использовать сочетание различных материалов для отделки одежды, разработать эксклюзивные аксессуары. Участие в «Дизайн-студии» помогает студентам ориентироваться в модных направлениях и тенденциях, учит создавать свой индивидуальный неповторимый стиль в одежде.
Помимо молодежного форума моды «Евро-Уфа-Азия», наши студенты активно участвуют в конкурсе «Модельер года», организуемой домом моды В. Зайцева в рамках недели моды в г. Уфа. По результатам конкурса творческие работы студентов были отмечены дипломами.
Студенты со своими творческими работами из войлока ежегодно принимают участие в республиканском фестивале современного войлока «Тамга» (г. Уфа); на расширенном республиканском семинаре-практикуме мастеров художественного войлока «Тамга»; в фестивале художественного войлока в составе Х международного национального фестиваля «Берзамлек- Содружество; в ежегодном городском конкурсе «Курсак-Кукла»; в I Республиканском фестивале башкирского сценического костюма «Селтер». Эти работы также отмечены дипломами победителей и ценными призами.
Разработка, организация работы, проектирование результатов творческо-технологической лаборатории должна осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций психолого-педагогического, методического и технологического характера. Основными требованиями являются наличие четкой методики, фильтрации информации, поступающей к студентам и обязательной взаимосвязи с другими телекоммуникационными ресурсами. Творческо-технологическая лаборатория в вузе выполняет роль атмосферы, благоприятного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия. Работу лаборатории следует осуществлять в ходе проектирования образовательного процесса в вузе.
Важнейшее в воспитании молодежи, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях, - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой. В обычаях, традициях, представлениях, играх, праздниках нашла свое яркое отражение педагогическая культура народов. Народные эпосы, легенды, предания, кубаиры и песни содержат воспитательную идею, ценнейший этический заряд.
Каждый народ уникален и вносит свое посильное и неповторимое в развитие цивилизации. Создаваемые народом грандиозные архитектурные сооружения, глубокомысленные философские трактаты и др. показывают величие народа в области материальной культуры.
Произведения народного эпоса: «Урал-батыр» (башкирский), «Манас» (киргизский), «Ерюзмек» (карачаево-балкарский), «Улап» (чувашский), «Маадай-кара» (алтайский), «Кер-оглы» (узбекский) и др. являются величайшими достижениями в области духовной культуры тюркских народов. В созданных человеком обычаях, традициях,
представлениях, играх, праздниках нашла свое яркое отражение педагогическая культура
8
народов .
Огромным достижением образовательных организаций является то, что народные традиции, а именно, народные праздники, игры и сегодня являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
В нашем институте традицией стало проведение для сотрудников и студентов праздника «Сабантуй». Этот праздник направлен на формирование интереса к национальной культуре, сохранение традиций народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Это оказывает большую роль в формировании творческих способностей личности в рамках творческо-технологической лаборатории, т.к. именно в творческо-технологической лаборатории студенты изучают, проектируют, воссоздают предметы материальной культуры народа.
После обучения в вузе по выбранному направлению подготовки технологического факультета бакалавры выходят компетентными специалистами, которые могут достойно реализовать себя в выбранной профессиональной деятельности, использовать полученные умения и навыки в различных отраслях производства.
Таким образом, развитие творческих способностей личности в системе общего и профессионального образования невозможно без организации внеклассной деятельности обучающихся в образовательных организациях. Внеклассные занятия, организация творческо-технологической лаборатории с учетом регионального компонента имеет большое значение в развитии творческих способностей личности. Народные традиции повышают культурный уровень обучающихся, способствуют формированию и воспитанию нравственного сознания, уважения к старшему поколению, трудолюбия, гостеприимства, сострадания и других нравственных качеств, характеризующих народ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Атангулов, У.Ш. Этнопедагогика: курс лекций. - Сибай: Изд-е Сибайского института БашГУ, 2004. - С. 15-138.
2. Ахияров, К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа: Башкир. гос.пед. инс-т, 1996.
3. Баймурзин Х.Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания. -теория и практика: монография. - Уфа: БГУ, 2004.
4. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность, ВЭГУ. - Уфа, 1995.
5. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. - 544
с.
6. Валеев, А.С. Профессиональное развитие будущего учителя технологии и предпринимательства на основе учебно-профессиональной деятельности: дис. ... доктора пед. наук / А.С. Валеев. - Магнитогорск: МаГУ, 2009.
7. Валеев, А.С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №4. - С. 41-55
8. Валеев, А.С., Валеева, Г.Х., Махмутов, Ю.М. Этнопедагогические аспекты патриотического воспитания в образовательном процессе / А.С. Валеев, Г.Х. Валеева, Ю.М. Махмутов. - Уфа: Гилем, 2008. - 140 с.
9. Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук / Г.Х.
8 Валеева, Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: дис. ... канд. пед. наук / Г.Х. Валеева. - Челябинск, 2006.
Валеева. - Челябинск, 2006.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. -М., 1956. - С. 125 - 137.
11. Измайлов А.Э. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://freepapers.ru/ 16/vospitanie-nacionalnogo
12. Мусин, Ш.Р. Формирование технической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук / Ш.Р. Мусин. - Магнитогорск: МаГУ, 2010.
13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2001. - 512 с. ISBN 5-7695-0599-0.
14. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад, редкол.: М.М. Безруких, В.А. Балашов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
15. Трубайчук Л.В. Реализация принципа преемственности в образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 1. - С. 10.
16. Туйсина, Г.Р. Профессиональная подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства в развивающей информационно-образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук / Г.Р. Туйсина. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 197 с.
17. Туйсина, Г.Р. Роль творческо-технологической лаборатории в процессе профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2010. - №9. - С. 52-56.
18. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey
19. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/27/folklornye-prazdniki-kak-sredstvo-priobshcheniya-detey-k-narodnoy