УДК 378.388
Акчурин Флюр Рафикович
Старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии технологического факультета Сибайского института «Башкирского государственного университета», [email protected], Сибай
Акчурина Елена Петровна
Старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии технологического факультета Сибайского института «Башкирского государственного университета», [email protected], Сибай
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТВОРЧЕСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Akchurin Fly иг Rafikovich
A senior teacher of the pulpit to theories and methods of teaching to technologies of the technological faculty Sibayskogo institute «Bashkir state university», [email protected], Sibay
Akchurina Elena Petrovna
A senior teacher of the pulpit to theories and methods of teaching to technologies of the technological faculty Sibayskogo institute «Bashkir state university», [email protected], Sibay
ORGANIZATION INDEPENDENT ARTISTIC-CREATIVE ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHERS TO TECHNOLOGIES AND ENTERPRISE IN CREATI VE -TECHNOLOGICAL
LABORATORY
Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.
В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Актуальность самостоятельной деятельности для современного человека несомненна. Формирование у студента умения самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации - одна из важнейших задач педагогического заведения.
Быть самостоятельным - значит «стоять самому», делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по-своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности и как Способность, и как показатель активности человека, и как критерий его зрелости [4, с. 427]. При этом обучающийся вовлекается в разноуровневые процессы учебного познания, охватывающие весь спектр воспроизво-
дящих и творческих действий, которые он предпринимает в ходе выполнения того или иного типа и вида самостоятельной работы.
Внешними признаками самостоятельности студентов являются планирование ими своей деятельности, выполнение задания без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее последующее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мо-тивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия студентов, направленные на достижение цели без посторонней помощи.
В высшей школе - самостоятельная работа студентов - это часть учебного процесса, которая занимает свыше 50% учебного времени. Самостоятельная работа тесным образом связана с самообразованием студента. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях.
Весьма важной и сложной проблемой является вопрос равномерной работы студентов в течение семестра и учебного года. Студенты, даже стремящиеся работать систематически, в силу неравномерности учебных заданий по разным дисциплинам оказываются не в состоянии постоянно уделять должное время самостоятельной деятельности.
Неравномерность касается не только самостоятельной работы в курсе одной дисциплины. Нередко студенты усиленно занимаются одним учебным предметом в ущерб другим. Кафедрам необходимо планировать на весь срок изучения предмета оптимальный объем самостоятельной работы студентов в соответствии с бюджетом времени по учебному плану.
Систематическая самостоятельная работа воспитывает у студентов умение рассуждать, самостоятельно проникать в существо изучаемых явлений, прививает интерес к науке. В то же время выработанная самостоятельность суждений и воспитанный познавательный интерес стимулируют самостоятельную работу, способствуют формированию особенно ценной в наше время потребности к постоянному совершенствованию своих знаний.
Художественно-творческое развитие и самостоятельная деятельность в обучении будущих учителей технологии и предпринимательства неразрывно взаимозависимы, так как художественно-творческая деятельность - это процесс самопобуждения к действию, который выражается в стремлении реализовать себя. Подобная деятельность основывается на способности субъекта отделять себя от воспринимаемых явлений. Художественно-творческая деятельность предполагает умение планировать, прогнозировать, ставить цели, задачи, выбирать методы, средства, анализировать результаты обучения [2, с. 54].
Развитие творческой самостоятельности личности - это закономерное, управляемое, позитивное изменение личности, которое является результатом творческой деятельности. Творческая самостоятельность начинается там, где перестает быть решением на заранее поставленную задачу. Ее главной чертой является выход в новую проблемную ситуацию. Однако, творческая
самостоятельность - природное качество человека, которое определяется индивидуальностью личности и формируется в процессе освоения личностью социального опыта и отношений в обществе.
Сегодня вузовская система обучения должна обеспечивать развитие самостоятельной познавательной деятельности и, одновременно, развитое творческих способностей будущих учителей технологии и предпринимательства. Она должна включать в себя методы и приемы, которые стимулируют самостоятельное применение основных логических приемов в процессе познания; используют систему познавательных задач; активизируют факторы, побуждающие мыслительную деятельность студентов. Подобная система позволяет направить интеллектуальную активность студентов на достижение высокого качества знаний и формирование у них креативности мышления.
В современных условиях возрастает потребность в специалистах, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию, умеющих самостоятельно мыслить и принимать ответственные решения, обладающих высоким уровнем общей культуры, готовых к профессиональному совершенствованию.
Особенно актуальным является решение этой проблемы среди будущих учителей технологии и предпринимательства, совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога, его способности к самообразованию.
Самообразование - это специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения квалификации [3, с. 69].
Самостоятельная художественно-творческая деятельность в профессиональном становлении будущего учителя технологии является важным процессом. Наряду с блоком психолого-педагогических дисциплин при обучении на специальности «Технология и предпринимательство» большое место занимают специальные дисциплины: народные промысла и ремесла, блок художественно-графических дисциплин и дисциплины специализаций. Для того чтобы в полной мере овладеть этими предметами недостаточно только занятий в аудитории с педагогом. Значительно большее время следует уделять самоподготовке.
Организация процесса самостоятельной художественно-творческой деятельности студентов включает в себя своевременный выбор хода работы над самообразованием, наблюдение за этапами их выполнения.
В научно-педагогической литературе выделяют наиболее актуальные проблемы, связанные с потребностью будущих учителей технологии и предпринимательства к самообразованию. Первая проблема связана с жестким разделением дисциплин на педагогические, социально-экономические и собственно профессиональные - дисциплины специализаций. Следствием этого является формальное бессистемное усвоение информации по дисциплинам
этих циклов. Вторая проблема связана с низким уровнем умений самостоятельной работы на младших курсах. В основе третьей проблемы лежит слабая мотивационная готовность к профессиональному самообразованию.
Студент специальности «Технология и предпринимательство» имеет личный план самообразования, который отражает его профессиональное и творческое развитие в процессе обучения в ВУЗе и в частности в рамках творческо-технологической лаборатории. В плане указываются: цели, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки выполнения каждого этапа, действия и мероприятия, проводимые в процессе работы, способ демонстрации результата проделанной работы (участие в конкурсе, выставке, научно-практической конференции и др.)
Поскольку «Технология» предоставляет уникальные возможности для проведения разнообразной самостоятельной художественно-творческой деятельности, каждому студенту предлагается выполнить творческую работу на различные темы по художественным видам труда.
Для повышения качества профессиональной подготовки студентов в большей мере необходимо с первых дней обучения формировать у студентов положительное отношение к правильной организации самостоятельной художественно-творческой деятельности. Усиление акцента на самостоятельной работе в современных условиях становится актуальным при переходе на новые учебные планы, которые отводят половину часов на самостоятельное изучение дисциплин.
Во время обучения наши студенты специальности «Технология и предпринимательство» принимают участие в институтских, университетских, городских, республиканских выставках, конкурсах, научно-практических студенческих конференциях. Процесс личностного и творческого развития студента будет идти более успешно, если организована совместная деятельность его и преподавателя. Этому способствуют такие формы работы, как: совместное участие в творческих выставках, конкурсах; научно-исследова-тельская деятельность (работа над курсовыми, дипломными работами); совместное посещение выставок, учебных заведений, промышленных профильных предприятий с последующим их обсуждением.
В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета профессиональная подготовка по специальности «Технология и предпринимательство» осуществляется по шести специализациям: «Художественная обработка материалов», «Конструирование и моделирование одежды», «Декоративно- прикладное творчество», «Технология обработки пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество», «Горное дело», «Автодело и техническое обслуживание».
Согласно ГО С ВПО [1], на изучение дисциплин специализации отводится 900 часов. При этом важно, чтобы студент специальности «Технология и предпринимательство» освоил базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения научных дисциплин, формирующих квалифицированного будущего учителя технологии и предпринимательства. В рамках
технологического практикума студенты знакомятся с основами всех других специализаций, что позволяет им расширить компетенции и в других областях знаний. Мы стараемся не отрывать друг от друга все стороны подготовки будущего учителя технологии в ходе его профессиональной подготовки и в полной мере осуществляем преемственные связи между ними.
С первых дней профессиональной подготовки студенты получают возможность участия в работе творческо-технологической лаборатории (ТТЛ). ТТЛ является объединением единомышленников по определенным интересам в той или иной сфере творческой деятельности человека в рамках специальности «Технология и предпринимательство».
В настоящее время ТТЛ является динамично развивающейся средой творческой, художественно-творческой самореализации студентов и насчитывает десять секций:
- «информационные технологии в образовательной области «Технология»»;
- «творческо-конструкторское бюро»;
- «воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана»;
- «графическая культура»;
- «реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательной области «Технология»»;
- технологическая культура;
- «предпринимательская культура»;
- «Художественно-творческое проектирование»;
- «Дизайн-студия «Артифактура»;
- «практика и трудоустройство».
Студенты имеют возможность посещать одну или несколько секций, в зависимости от собственных желаний предпочтений, степени подготовленности к творческой работе в той или иной секции, уровня знаний, умений и навыков. ТТЛ является дополнительным звеном в освоении профессиональных компетенций в учебно-профессиональной деятельности студентов. Участие в работе ТТЛ не является обязательным для студентов. Студентам предоставляется возможность самостоятельно совершенствовать технологическую практику в кругу единомышленников. Интересно заметить что те или иные секции пользуются успехом лишь на определенных курсах.
Студенты младших курсов с удовольствием посещают в основном секции «здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Технология»», «технологической культуры», «Дизайн-студия «Артифактура»», «информационные технологии в образовательной области «Технология»». Секции «воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана», «графической культуры», «художественно-творческого проектирования» и «творческо-конструкторское бюро» пользуются повышенным спросом лишь студентов 3-4 курсов. Методической основой каждой секции являются соответствующие специализации, курсы по выбору и дисциплины регионального компонента.
Формирование потребности и умения заниматься творчеством и самообразованием возможно только при определенной организации всего образовательного процесса в ВУЗе, в частности - организации самостоятельной художественно-творческой деятельности студента в рамках творческо-технологической лаборатории.
Как показал опыт работы, ТТЛ обеспечивает формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства стремления к самостоятельной художественно-творческой деятельности, целостного представления о правильности выбранной педагогической профессии, о соответствии собственных личностных качеств, требуемым профессиональным качествам, осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе подготовки к профессионально-педагогической деятельности.
В процессе данной работы происходит овладение умениями рефлексивного анализа предстоящей педагогической деятельности учителя технологии и формирование у студентов четких представлений о перспективах профессионального роста, понимания значимости данной деятельности для других людей, ответственности за свои результаты, познания себя и самореализации в педагогической деятельности.
Стержнем деятельности ТТЛ является формирование у будущего учителя технологии и предпринимательства профессиональной направленности, которая развивается и одновременно подкрепляет овладение профессиональными умениями на их основе.
Процесс участия в работах секций ТТЛ позволяет студентам совершенствовать свое мастерство в реализации различных проектов, получать дополнительные возможности индивидуальной работы с опытными преподавателями и наставниками, более полно использовать возможности станочного парка учебных лабораторий и мастерских. Функционирование ТТЛ способствует: развитию профессионально необходимых качеств специалиста, закреплению полученных теоретических знаний и практических умений, приобретению новых знаний, развитию креативности. Нельзя пытаться снабдить специалиста знаниями на все случаи жизни. Набранные к настоящему времени темпы развития науки и техники таковы, что образование, полученное студентом в вузе, может явиться лишь определенной ступенькой в профессиональной подготовке и должно непрерывно совершенствоваться в процессе будущей деятельности. Поэтому важно научить студента самостоятельно пополнять свои знания, развивать его творческие способности.
Наша опытная работа со студентами показала, что правильная организация самостоятельной художественно-творческой деятельности вырабатывает у студентов навыки самостоятельного получения знаний, обработки и систематизации полученной информации, что способствует формированию познавательных потребностей и профессиональных качеств личности.
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ...
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030600. - Технология и предпринимательство. - М., 2005. - 22 с.
2. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст]/ Д. Б. Богоявленская, - Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. [Текст]/Г. М. Коджаспирова-М.: Педагогика, 1994. - 344 с.
4. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст]/В. А. Якунин С.-Пб., 1998.-639 с.
УДК 371.04
Родников Александр Александрович
Ассистент кафедры математики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, [email protected], Магнитогорск
Савва Любовь Ивановна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Магнитогорский государственный университет, Магнитогорск
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ВРЕМЕНЕМ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Rodcliikov Alexander Alexandrovich
Assistant Lecturer, Mathematics Department, Magnitogorsk State Technical University of G. I. Nosov, [email protected], Magnitogorsk
Savva Lyubov Ivanovna
Doctor of Education, Professor, Pedagogic Department, Magnitogorsk State University, Magnitogorsk
DEVELOPMENT OF SENIOR SCHOOL PUPILS’ APTNESS FOR TIME MANAGEMENT: METHODOLOGICAL ASPECT
В данной статье мы остановимся на описании методики развития готовности учащихся старших классов к управлению своим временем.
На начальном этапе её внедрения нами был разработан рабочий вариант методического пособия «Как научиться управлять своим временем». При составлении данного пособия мы учли, что форма и очередность подачи материала в нем, должны быть целесообразными для использования их на