Научная статья на тему 'Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства'

Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE-TECHNOLOGICAL LABORATORY / THE TEACHER OF TECHNOLOGY AND BUSINESS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович

В статье представлен опыт профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства на основе участия студентов в творческо-технологической лаборатории, включающей десять секций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валеев Азат Салимьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative-technological laboratory of professional development of the future teachers of technology and business

In work experience of professional development of the future teachers of technology and business on the basis of participation of students in the creative-technological laboratory numbering ten sections is presented.

Текст научной работы на тему «Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства»

10. Терегулов, Ф. Ш. Становление сознания-монистический подход [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 29-44.

11. Ильиных, И. М. Дополнительное образование как пространство развития социальной активности молодежи [Текст] / И. М. Ильиных // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 323-333.

12. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-175.

13. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 138-145.

УДК 378.147.88

Азат Салимьянович Валеев

Доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин естественно-технического факультета Сибайского института «Башкирского государственного университета», [email protected], Сибай

ТВОРЧЕСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Azat Salimjanovich Valeev

The senior lecturer, the candidate of technical sciences, managing chair общетехнических of disciplines of is natural-technical faculty of Sibajsky institute «Bashkir state university», [email protected], Sibaj

CREATIVE-TECHNOLOGICAL LABORATORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS

С первых дней профессиональной подготовки в вузе будущие учителя технологии и предпринимательства получают возможность участия в работе творческо-технологической лаборатории (ТТЛ). ТТЛ является объединением единомышленников по определенным интересам в той или иной сфере творческой деятельности студента в рамках специальности «технология и предпринимательство».

Творческо-технологическая лаборатория является дополнительным звеном в освоении профессиональных компетенций в учебно-профессиональной деятельности студентов. Участие в работе творческо-технологической лаборатории (ТТЛ) не является обязательным для студентов. Студенты имеют возможность посещать одну или несколько секций, в зависимости

от собственных желаний, степени подготовленности к творческой работе в данной секции, уровня знаний, умений и навыков. Студентам предоставляется возможность совершенствовать технологическую практику в кругу единомышленников.

Согласно ГОС ВПО [1], на изучение дисциплин специализации отводится 900 часов. При этом важно, чтобы студент специальности «Технология и предпринимательство» освоил базовые знания, умения и навыки, необходимые для изучения научных дисциплин, формирующих квалифицированного будущего учителя технологии и предпринимательства.

В рамках технологического практикума студенты знакомятся с основами всех других специализаций, что позволяет им расширить компетенции и в других областях знаний. Мы стараемся не отрывать друг от друга все стороны подготовки будущего учителя технологии в ходе его профессиональной подготовки и в полной мере осуществляем преемственные связи между ними.

Студенты младших курсов с удовольствием посещают секции «Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Технология»», «Технологической культуры», «Дизайн-студия «Артифактура»», «Информационные технологии в образовательной области «Технология»». Секции «Воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана», «Графической культуры», «Творческо-художественная» и «студенческое конструкторское бюро» пользуются повышенным спросом у студентов 2-4-х курсов. Методической основой каждой секции являются соответствующие специализации, курсы по выбору и дисциплины регионального компонента.

Как показал опыт работы, ТТЛ обеспечивает формирование у будущих учителей технологии и предпринимательства целостного представления о правильности выбранной педагогической профессии, о соответствии собственных личностных качеств, требуемым профессиональным качествам, осознание тех трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе подготовки к профессионально-педагогической деятельности.

В процессе данной работы происходит овладение умениями рефлексивного анализа предстоящей педагогической деятельности учителя технологии и формирование у студентов четких представлений о перспективах профессионального роста, понимания значимости данной деятельности для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в педагогической деятельности.

Стержнем деятельности ТТЛ является формирование у будущего учителя технологии и предпринимательства профессиональной направленности, которая развивается и одновременно подкрепляется овладениями профессиональными умениями на их основе.

В Сибайском институте (филиале) Башкирского государственного университета профессиональная подготовка по специальности «Технология и предпринимательство» осуществляется по шести специализациям: «Конструирование и моделирование одежды», «Декоративно-прикладное творчес-

тво», «Технология обработки пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество», «Горное дело», «Автодело и техническое обслуживание», «Художественная обработка материалов».

В настоящее время творческо-технологическая лаборатория в Сибайском институте является динамично развивающейся средой творческой самореализации студентов и насчитывает десять секций.

Секция «Информационные технологии в образовательной области «Технология»».

В секции особое внимание уделяется осознанию студентами того, что информационные технологии и компьютерные обучающие средства являются составляющей частью качественной профессиональной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Учитывая особенности педагогической деятельности будущего учителя технологии, на секции обращается внимание студентов на: обработку информации о технологических процессах и оборудовании; использование компьютерных средств и внедрение их в образовательную область «Технология»; разработку информационных средств обучения, ориентированных для учащихся образовательных учреждений.

Электронные учебно-методические пособия, разработанные студентами в рамках лаборатории по различным дисциплинам, собраны в единую базу данных. База данных построена с учетом возможности корректировки и совершенствования, открыта для свободного пользования студентами очного и заочного обучения, а также ими могут пользоваться наши выпускники - учителя технологии и предпринимательства.

Представление информации по дисциплинам специализации способствует дальнейшему развитию способностей каждого студента и позволяет лучше организовать самостоятельную работу студентов. Это оказывает положительную роль в дальнейшей профессиональной деятельности специалиста.

Секция «Студенческое конструкторское бюро».

Творческие объединения студентов являются высокой формой организации технического творчества студентов, способствуют развитию устойчивого интереса к творческой деятельности, самостоятельности и закреплению приобретенных компетенций.

Наиболее эффективным способом развития творческих способностей студентов, на наш взгляд, является студенческое конструкторское бюро (СКБ), успешно функционирующая на базе ТТЛ.

Студенты младших курсов в рамках СКБ начинают начальное знакомство с техническим творчеством в кружках по авиа- и судомоделированию, при проведении занятий по технологическому практикуму и во время практик. В таких кружках и занятиях используются методы, способствующие развитию познавательных интересов и формированию умений и навыков практической работы у студентов. Используются такие виды работ: реферативная; репродуктивная работа по изготовлению и ремонту учебно-лабораторного

оборудования кабинетов и лабораторий; проведение опытов и исследований в рамках учебных программ; подготовка и выпуск информационных бюллетеней по тематике работы лаборатории; проведение олимпиад по предметам; проведение конкурсов и выставок творческих работ; проведение тематических вечеров, диспутов; техническое творчество.

В предметных кружках по специальным дисциплинам работают, как правило, студенты старших курсов. Им предлагается более широкое поле деятельности: экспериментально-конструкторская (разработка и исследование отдельных функциональных узлов, выполнение конструкторских документов, разработка технологических карт); научно-исследовательская; экономическая; техническое творчество; работа в качестве руководителей кружков; выполнение комплексных проектов.

В рамках СКБ реализуются следующие задачи: научить студентов видеть достоинство и недостатки конструкции используемых ими инструментов, механизмов, технологических приспособлений, окружающих их машин и других технических устройств и находить пути их совершенствования в процессе создания моделей, макетов, опытных образцов технических объектов; помочь в самостоятельном определении оптимальных путей и способов выполнения различных технологических операций; сформировать у студентов осознанное стремление к использованию опыта технического творчества в решение повседневных практических задач.

В СКБ большое внимание уделяется вопросам повышения культуры технической речи студентов и ознакомлению с техническими терминами, При решении технических задач, в процессе разработки и изготовления готовых образцов, руководители знакомят студентов с теорией решения изобретательских задач, обмениваются опытом и делают упор на поиск собственных алгоритмов решения технических задач.

Результатами работы СКБ являются действующие модели и макеты, используемые в учебном процессе практически по всем дисциплинам подготовки. В нашем вузе полностью оборудованы участниками СКБ учебные лаборатории «Устройство автомобилей», «Правила дорожного движения», «Детали машин», «Горное дело» и др.

Секция «Воспроизводство материальной культуры народов Башкортостана».

Актуальность и перспективность работы секции заключается в приобщении студентов на примере технологического образования к изучению и воссозданию материальной культуры народов Башкортостана.

Задачи секции: изучение культуры народов Башкортостана для сохранения и приумножения наследий национальной культуры; психолого-педаго-гическое, культурологическое, технологическое исследование материальной культуры; разработка и организация проектной деятельности молодежи с введением элементов национальной культуры, способствующей продвижению идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализация (например: орудия труда, изделия быта, костюмы, украшения и др.).

Результатами деятельности секции являются: сбор и воспроизводство предметов традиционной русской и башкирской материальной культуры; создание экспозиции по материальной культуре народов Башкортостана для кабинета народных промыслов и ремесел; участие на конкурсе по башкирским костюмам.

Участники секции, под руководством автора статьи, в 2007 г. участвовали в научно-исследовательской работе ГНТП Республики Башкортостан «Приоритеты духовного и социально-экономического развития Республики Башкортостан», по теме «Особенности и перспективы социально-культурного развития народов Башкортостана в условиях глобализации». Выполнили проект: «Воссоздание материальной культуры башкир в образовательном процессе в целях духовно-нравственного становления личности», общей стоимостью 400 тыс. руб.

Секция «Графическая культура».

В вузе вопросам формирования графической культуры студентов по специальности «Технология и предпринимательство» уделяется достаточное внимание при изучении дисциплин «Начертательная геометрия», «Проекционное черчение», «Прикладная и проектная графика», курсовом проектировании по дисциплине «Детали машин» и выполнении расчетно-графических работ. Однако в рамках творческо-технологической лаборатории в 2006-2007 учебном году был введен курс по выбору - графическая культура. Студенты изучают художественные шрифты, секреты шрифтового оформления, а во время практических занятий выполняют упражнения. Студенты выполняют расчеты для правильного расположения текста или отдельных слов. В конце курса они сдают зачет в виде графической работы на формате А3, оформляют выбранные ими шрифты, показывают знания и умения в области использования элементов графической культуры.

Секция «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательной области «Технология»».

Цель работы секции состоит в разработке, теоретическом обосновании и практической реализации педагогической концепции формирования готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к применению здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в профессиональной деятельности.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями мы понимаем технологии, в которых последовательно реализуется спроектированный учебно-воспитательный процесс через программы, приемы и методы, не наносящие вреда здоровью субъектам образовательного процесса, а напротив сохраняющая и укрепляющая главную ценность человеческой жизни - здоровье.

Научное и практическое направление работы секции здоровьесбереже-ния ТТЛ реализуется: в выпускных квалификационных работах студентов, связанные с вопросами здоровья и ЗОТ; разработке игровых технологий по разделу «Кулинария»; развитии экологической культуры студентов в рамках

изучения дисциплины «Культура дома и семьи» и «Экология»; изучении вопросов эргономики в технологической подготовке будущих учителей; реализации здоровьесберегающих технологий по разделу «Кулинария»; изучении экологических аспектов питания и формировании здорового образа жизни.

Участниками секции предложен ряд мероприятий и система организации здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, включающая в себя следующие образовательные компоненты: внесение коррективов в программы подготовки специалистов с целью расширения, углубления ЗОТ по учебным дисциплинам; разработка рабочих программ, лекционных курсов, практических занятий с элементами ЗОТ; внедрение курсов (системные, специальные, обязательные) по ЗОТ; изучение науки педагогики здоровья - науки о воспитании и обучении человека здоровому образу жизни.

Секция «Технологическая культура».

Изучая состояние технологического образования, её проблемы и задачи Ю. Л. Хотунцев в своих работах [2; 3] дает определение технологической культуры. Технологическая культура - культура преобразующей, творческой природосообразной деятельности, включает знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия. Технологическая культура включает 10 граней: культура труда, графическая культура, культура дизайна, информационная культура, предпринимательская культура, культура человеческих отношений, экологическая культура, культура дома, потребительская культура, проектная культура.

Основной задачей секции является организация проектной и творческой деятельности студентов, направленной на формирование технологической культуры.

В образовательной области «Технология» успешно реализуется проектная деятельность с её большими возможностями творческого развития учащихся, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыков конкретной предметно-преобразующей деятельности, создания новых ценностей, что, несомненно, будет соответствовать потребностям развития общества.

В процессе работы над проектами студенты раскрывают содержание всех сторон технологической культуры: культуры труда, культуры дизайна, графической культуры, культуры человеческих отношений, потребительской культуры, предпринимательской культуры, культуры дома, экологической культуры, информационной и проектной культуры. Участники секции явля-

ются участниками и других секций, помогают своим товарищам применять технологические знания и умения в практической деятельности, знакомят с основами формирования технологической культуры, организуют совместные семинары и выставки работ, посвященные различным сторонам технологической культуры.

Решение проблемы формирования технологической культуры школьников будет эффективным, если в процессе обучения в общеобразовательной школе будет реализована учителями технологии и предпринимательства модель формирования технологической культуры. Целостное представление об этих вопросах студенты получают в процессе участия в секциях ТТЛ и изучении курса по выбору «Основы технологической культуры».

С учетом необходимости подготовки компетентных специалистов в вопросах формирования технологической культуры, в учебный план специальности введен курс по выбору «Основы технологической культуры», в объеме 132 часа, в т. ч. 70 часов аудиторных занятий.

Секция «Предпринимательская культура».

Задачами секции является формирование знаний, умений и готовности использовать принципы эргономики, эстетики, дизайна и художественной обработки материалов для обеспечения конкурентоспособности продукции, анализировать потребности рынка, организовывать и управлять коллективом, рекламировать свою продукцию.

Современному специалисту необходимо обладать качествами экономически грамотных, конкурентоспособных людей, способных чутко реагировать на запросы рынка и уметь организовать работу по выпуску качественной и востребованной продукции. Предпринимательское образование тесно связано с предпринимательской культурой, подразумевающей деятельность человека по организации производства товаров и услуг, отвечающих общечеловеческим ценностям.

В процессе работы секции студенты осваивают следующие компетенции:

- умения и навыки решения практических экономических задач;

- умения взвешенно анализировать и объективно оценивать свои действия и действия окружающих людей;

- знание экономической культуры, логического мышления, познавательной активности студентов;

- умения и навыки руководить людьми.

Планом секции предусмотрено проведение деловой игры «Разрешение конфликтных ситуаций», которая поможет освоить приемы группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений, развить навыки обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе, освоить принципы демократического управления. Овладевают логикой экономического мышления и экономическими знаниями, имеющими непосредственное отношение к каждому: о ценообразовании, платежеспособном спросе, денежном обра-

щении, формировании дохода, путях его прироста, каковы экономические цели и задачи государства.

Результатом участия в работе секции является приобретение студентами основы предпринимательской культуры.

Творческо-художественная секция.

Используя прогрессивное наследие прошлого и достижения современного отечественного и зарубежного декоративно-прикладного искусства, секция должна служить подготовке высококвалифицированных педагогов широкого профиля, способных обучать высокому искусству учащихся образовательных учреждений и создавать в проектах и материале совершенные произведения декоративного прикладного творчества, должен развивать художественно - образное мышление, художественный вкус и изобретательность. Работа способствует выявлению в процессе индивидуальной и групповой работы творческой индивидуальности студента - будущего учителя.

Для решения этой цели, секция призвана последовательно и методически правильно, научить студентов:

- знанию основ всемирного наследия изобразительного и декоративноприкладного творчества;

- ознакомлению студентов с основами различных методов изобретательной деятельности, этапами решения творческих задач, основами дизайна, эргономики;

- умению выражать свои творческие замыслы графически и в материале;

- умению к самостоятельному пополнению знаний и повышению уровня профессиональной подготовки;

- умению комплексно подходить к решению конкретного задания, учитывая всю совокупность специальных изобразительно-художественных, функциональных и экономических задач.

Высокое профессиональное мастерство студента, умение выражать свои творческие замыслы графически и в материале на всех стадиях выполнения задания - конечная цель секции.

Секция «Дизайн-студия «Артифактура».

Цель дизайн-студии «Артифактура»: закрепить теоретические основы и приобрести дополнительные практические навыки для освоения прогрессивных современных методов конструирования, оптимизации проектируемых модных и современных швейных изделий.

Задачами секции являются: формирование у студентов умений по созданию различных форм и покроев одежды, ее художественному оформлению на основе научных знаний об одежде, антропологии и анатомии строения фигуры человека, современных течений моды и запросов общества; умений правильного обучения студентов младших курсов приемам конструирования одежды; углубление политехнического кругозора будущих учителей

технологии; познание студентами современного швейного производства; развитие у них способностей к самостоятельному творчеству.

Студенты с большим удовольствием проектируют и производят пошив модной одежды. Созданные коллекции являются хорошим дидактическим материалом для специализации «Конструирование и моделирование одежды». Ежегодно три-четыре коллекции одежды участвуют в молодежном форуме моды «Евро-Уфа-Азия» и получают заслуженные награды. Участники показов получают приглашения на участие в мастер-классах, организуемых с участием дома-моды В. Зайцева. Студенты с гордостью носят повседневную одежду, сшитую своими руками. По заказу учреждений образования Республики Башкортостан разработаны эскизы и сшиты школьные костюмы с элементами национального орнамента. Рассматривается вопрос о рекомендации образцов для внедрения в производство.

Со студентами работают высокопрофессиональные специалисты: художник-стилист, инженер-технолог швейного производства, профессиональные швеи и закройщики. В результате совместного сотрудничества реализуются самые смелые идеи в готовые проекты. Студенты осваивают дополнительные квалификации: закройщик, швея детской одежды, швея верхней одежды и др. Участники секции подбирают исходные данные для проектирования швейных изделий; используют рациональные приемы конструктивного моделирования; строят чертежи лекал изделий; делают наброски и эскизы моделей одежды и переносят их с плоскости на объем; пользуются соответствующими инструментами и средствами конструирования, моделирования и художественного оформления швейных изделий.

Полученные знания, умения и навыки помогают лучше освоить выбранную специальность и специализацию, позволяют расширить сферу будущей профессиональной деятельности.

Секция «Практика и трудоустройства».

В вопросах формирования компетентного специалиста особое место занимает практическая подготовка студентов. Закрепление учебного теоретического материала, выработка практических умений и перевод их в разряд навыков предопределяет их значимость. Организация практик в соответствии с учебным планом специальности позволяет обеспечить приобретение основных компетенций специалиста. В период бурного развития общества, техники, технологий выдвигаются особые требования к профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства. Необходимы новые решения по совершенствованию подготовки специалистов, обладающих практическим опытом профессиональной деятельности, приобретаемой в процессе обучения.

Направлениями работы секции является приобретение практического опыта по направлениям подготовки, специализациям, организация технологической практики в рамках ТТЛ и помощь в трудоустройстве студентов и выпускников. В процессе участия в работах секций ТТЛ студенты совершенствуют свое мастерство реализации различных проектов, получают

дополнительные возможности индивидуальной работы с опытными преподавателями и наставниками, более полно используют возможности станочного парка учебных лабораторий и мастерских. Студентам предоставляется возможность, на основе трудовых соглашений с институтом, выполнять заказы по изготовлению и ремонту учебной мебели, выполнению художественно-оформительских работ, пошиву сценических костюмов, изготовлению дидактических материалов и др.

В рамках секции работает служба «Вакансия», формирующая портфель заказов на краткосрочные и постоянные работы, договоры подряда с организациями и частными лицами, выполнение которых не противоречит закону и охватывает сферы профессиональной деятельности. Студенческая служба «Репетитор» предлагает консультационные и репетиторские услуги учащимся образовательных учреждений, студентам колледжей и вузов по художественно-графическим, техническим и педагогическим направлениям подготовки.

Секция, совместно со службами института, активно работает по организации практик студентов и поиску рабочих мест для выпускников. Проводит обучающие семинары по составлению резюме специалистов, консультирует по вопросам прав и обязанностей молодых специалистов. Наиболее перспективным является работа по поддержке контактов с выпускиками по данной специальности, т. к. именно наши выпускники прошлых годов оказывают большую помощь в приеме студентов на практики и трудоустройстве выпускников.

В творческо-технологической лаборатории было генерировано много оригинальных творческих идей. Кроме того, в процессе деятельности ТТЛ занятия переросли в научное творчество, а педагогическое управление осуществлялось в единстве с самоуправлением студентов.

На примере творческо-технологической лаборатории нами показана возможность психолого-педагогического обеспечения перехода управления в самоуправление процессом собственного становления личности будущего учителя как субъекта деятельности (см. таблицу).

Педагогическое управление Самоуправление студентов

1 2

1. Целеполагание Нами были сформулированы цели творческо-технологической лаборатории: 1. Создать условия формирования технологической культуры, разработать технологии проектной деятельности, развить предпринимательские способности и определить дидактических условий повышения мотивации студентов к учебнопрофессиональной деятельности. 2. Создать педагогические условия для генерирования идей того, как в условиях Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета осуществить интенсификацию учебного и научного творчества студентов в целях рефлексивного развития их творческих способностей. 3. Создать педагогические условия перехода педагогического управления в самоуправление студентов в процессе творческо-технологической лаборатории при подготовке по специальности «Технология и предпринимательство». На этом этапе мы осуществляли разбивку вышеназванных стратегических целей на подцели. В процессе уточнения проблемы осуществлялась конкретизация целей на всех этапах творческо-технологической лаборатории. Использовался комплекс всевозможных методов и приемов интенсификации обучения. 1. Самонацеливание Студенты сначала обсуждали и уясняли цели ТТЛ. Для этого каждый из участников лаборатории в соответствии с поставленной проблемой для себя ставил задачи, которые обсуждалась на заседании творческо-технологической лаборатории. Студенты уточняли основные стратегические и наиболее важные тактические цели, методы, которые были эффективно применены. Принимали цели с необходимостью выполнением комплексных проектов, отвечающих современным требованиям промышленной эстетики, эргономики и экономически обоснованным. Цели должны быть реализованы на основе имеющихся теоретических знаний, технологических умений и навыков, возможностей учебных лабораторий и мастерских, в направлении будущей профессиональной и настоящей учебной деятельности. Создавались условия для самонацеливания студентов на достижение высоких результатов проектной деятельности и осознания потребности в самообразовании с целью получения удовлетворения от выполненных творческих проектов.

2. Планирование Мы детализировали и конкретизировали цели ТТЛ. Продумывали и планировали создание малых учебно-творческих групп участников лаборатории (до 5 человек, с участием преподавателя и мастера). Предлагали варианты планов работы для каждой микрогруппы. План работы предусматривал дальнейшее развитие творческих способностей студентов с опорой на выбранные направления специализаций (например, по специализации «Художественная обработка материалов» планирование работы микрогруппы направлено на создание новых художественных изделий с использованием нетрадиционных материалов и технологий, которые не вошли в программу подготовки). 2. Самопланирование Каждая учебно-творческая группа (экспериментальная группа была разделена по 3-5 человек) уточняла план ТТЛ, наиболее удобное время и место заседаний. Наметили провести несколько заседаний ТТЛ, для уточнения стратегии реализации плана работы, выработки концепции проекта и его детальной проработки и обоснования. Первое заседание - придумать оригинальное знакомство участников лаборатории и выбор методов работы. Второе и третье - генерирование идей; четвертое - критический анализ и систематика творческих идей, остальные заседания -комбинированные.

Продолжение таблицы

1 2

3. Организация Мы выступали в роли основного организатора делового творческого общения участников ТТЛ. На первых заседаниях обучали наиболее характерным приемам, правилам. Организовав деятельность участников, следили за корректным и эффективным ходом процесса организации всей деятельности участников лаборатории. Мы распределяли роли и функции ее участников, корректировали и направляли ход ТТЛ в целом. 3. Самоорганизация Участники ТТЛ с учетом своих интересов и творческих способностей выбирали роли, эти ролевые функции уточнялись и корректировались после каждого заседания. На завершающихся этапах ТТЛ все более и более функции педагогического управления переходили в самоуправление, повышалась самоорганизация студентов. Они становились более «контактны», и более свободно и раскованно осуществлялось их общение. В состав микрогрупп были дополнительно включены студенты, обладающие определенными компетенциями в тех или иных областях знаний. Например, в группу, занимающейся разработкой моделирующей и обучающей программы по курсу «Сопротивление материалов» были включены студенты специальности «Прикладная математика и информатика», обладающие знаниями в области программирования. В процессе работы появилось новое направление деятельности ТТЛ - студенческое конструкторское бюро, занимающееся проектированием и изготовлением учебно-лабораторного оборудования.

4. Стимулирование Мы организовали соревнование между учебно-творческими группами: каждая группа давала более оригинальные и более эффективные идеи по проблеме. Нами поощрялись наиболее смелые, неожиданные ассоциации, аналогии. Стремились приобщить к активной творческой деятельности всех, в том числе и менее способных участников ТТЛ. Мы стремились воздействовать и на логические (осознаваемые), и на эмоциональные и рациональные процедуры деятельности. 4. Мобилизация Участники лаборатории - периодически мобилизовались на генерирование идей, они как бы «сливались» с группой, использовали все свои творческие способности, стремились принимать самое активное участие на всех этапах работы, высказывали любые, даже, на первый взгляд, и абсурдные, казалось бы, малозначимые творческие идеи, опираясь и на логику, и на интуицию, и на то, что возникает по аналогии, ассоциативно и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Релаксация Нами в процессе работы периодически использовалисьприемы и методырелаксации, чтобы снять «зажимы», психологические барьеры. Для этого использовались функциональная и национальная музыка, формула внушения, эмоциональные паузы, юмор и т. д. 5. Саморелаксация Участники ТТЛ на отдельных этапах либо по инициативе педагога, либо самостоятельно использовали функциональную музыку, формулу самовнушения, эмоциональные паузы и т. д.

Продолжение таблицы

1 2

6. Нормирование Мы задавали требования к конечному результату, распределяли время на обучение методам, затягивали время, особенно на общий инструктаж, большую часть времени посвящали генерированию идей. Мы также давали, раскрывали студентам нормативные модели (принципы, правила) работы. Согласовывали расписание работы в лабораториях и мастерских, время консультаций специалистов и снабжение необходимыми расходными материалами для изготовления творческих изделий. 6. Самонормирование Студенты осознавали требования к конечному результату ТТЛ, меньше расходовали времени на второстепенные дела и отвлечения, сводили к минимуму непроизводительные затраты времени, периодически использовали методы мобилизации и релаксации и др. Старались выдержать теоретически обоснованные в проекте нормы времени и материалов при выполнении творческих работ.

7. Учет Мы учитывали, в каком психологическом состоянии студенты приступают к работе в лаборатории (нормальном, пассивном или возбужденном). В зависимости от этого применяли методы стимулирования или релаксации. Поэтапно учитывалось, чего достигли участники, на каждом из творческих занятий подводили итоги. 7. Самоучет Сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно студенты учитывали свое психологическое состояние и, в зависимости от этого, использовали методы мобилизации или релаксации. От занятия к занятию студенты учитывали, чего они достигли, что этому способствовало, что тормозило. Изыскивали наиболее оптимальные методы достижения конечных целей.

8. Контроль Мы контролировали ход работы от начала до конца, контролировали правильность и эффективность практических достижений, мысленно сравнивали с «эталонными» образцами. В качестве эталона мы сравнивали на заседаниях все работы, которые за сравнительно короткий срок максимально активизировали и интенсифицировали творчество студентов. Проводились выставки творческих работ, отбирались работы для участия в конкурсах республиканского и российского уровня. 8. Самоконтроль Самоконтроль студентов в процессе ТТЛ был непроизвольный, иначе самоконтроль из блага превратился бы в бедствие, в психологический барьер для генерирования идей. Самоконтроль того, что достигнуто, и что не достигнуто и почему, осуществлялся на завершающих этапах ТТЛ в целом. Процесс самоконтроля студентов главным образом ориентировался на то, чтобы максимально использовать их резервные возможности творческих способностей.

9. Педагогический анализ На каждом заседании ТТЛ мы подводили итоги того, как выполнили работу участники лаборатории, какие приемы, правила выполнялись недостаточно эффективно, что достигнуто, а что из поставленных целей следует перенести на следующее заседание. Вводились коррективы в краткосрочном планировании работ. 9. Самоанализ Постепенно, особенно на заключительных этапах ТТЛ, самоанализ процесса и результатов генерирования творческих идей студенты осуществляли самостоятельно либо при незначительной помощи педагога. Студенты самостоятельно подходили к необходимости постановкииреализации новых целей,выработке потребности в самосовершенствовании и повышения квалификации. Участники ТТЛ чаще начинали использовать методы научного исследования при решении текущих задач. Работы выставлялись и получали высокую оценку в конкурсах студенческих работ (три призовые места во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по специальности «Технология и предпринимательство», Москва, 2007 г.; призовое место в Республиканском конкурсе студенческих научных работ в секции «Технические науки», Уфа, 2006 г. и др.).

Окончание таблицы

1 2

10. Коррекция С учетом результатов контроля и педагогического анализа, который осуществлялся по завершению каждого заседания, мы ввели способы коррекции. Однако часто была необходима коррекция в самом процессе работы. Так, если участники ТТЛ вследствие инерции мышления начинают генерировать однообразные и малопродуктивные идеи, то следует либо снова возвратиться к переосмыслению проблемы, либо использовать эмоциональную паузу, чтобы преодолеть инерцию мышления. 10. Самокоррекция Самокоррекция в учебно-творческой деятельности, а на завершающих заседаниях и в научно-творческой деятельности студентов частично осуществляли в процессе, а главным образом в начале каждого из заседаний. Так, например, после первого заседания студенты отметили, что следует уточнить цели работы. В связи с этим приходилось некоторые проблемы переносить на второе заседание лаборатории. Некоторые направления работы в проектной деятельности были скорректированы с учетом современных требований общества и пожеланий студентов. Участники ТТЛ старших курсов самостоятельно руководили работой микрогрупп студентов младших курсов.

Опытно-экспериментальная работа показала, что студенты, регулируя свои профессионально-ориентированные действия, начиная с целеполагания своей деятельности и заканчивая самокоррекцией, смогли выработать способность к самоуправлению, посредством перевода функций управления в личностно-смысловые. На примере творческо-технологической лаборатории нами показана возможность психолого-педагогического обеспечения перехода управления в самоуправление процессом собственного становления личности учителя как субъекта деятельности.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030600. - Технология и предпринимательство. - М., 2005. - 22 с.

2. Хотунцев, Ю. Л. Программа «Основы технологической культуры» [Текст] / Ю. Л. Хотунцев // Школа и производство. - 2002. - № 7. - С. 9-12.

3. Хотунцев, Ю. Л. Совершенствование преподавания образовательной области «Технология» в культуросообразной школе. [Текст] / Ю. Л. Хотунцев. Материалы VI Международной конференции по проблемам технологического образования школьников «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе (Т-2000)» - Самара, 2000. - С. 28-33.

4. Эрюков, В. В. Роль и место дидактических умений в структуре готовности учителя физической культуры к профессиональной творческой деятельности [Текст] / В. В. Эрюков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 141-149.

5. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогически йжур-нал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.

6. Сайгушев, Н. Я. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста [Текст] / Н. Я. Сайгушев, Л. И. Сайгушева, 54

А. С. Валеев, С. А. Новикова, Д. А. Савельев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 114-122.

7. Саранцев, Г. И. Методическое мышление в контексте эволюции предметных дидактик [Текст] / Г. И. Саранцев // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 58-69.

8. Баликаева, М. Б. Специфика компетентностного подхода в процессе самообразования студентов вуза [Текст] / М. Б. Баликаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 21-29.

9. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 32-42.

УДК 37.0

Лариса Германовна Смышляева

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научно-исследо-вательскойработе филиала ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы», [email protected], Томск

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ АНДРАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Larisa Germanovna Smishljaeva

Candidat of Pedagogic Science, assistant professor, deputy director on research work in "Siberian Academy of State Service", [email protected], Tomsk

THE OPPORTUNITIES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR IMPLEMENTING OF COMPETENCE-ORIENTED ANDRAGOGIC PROGRAMS

В настоящее время в отечественной педагогической науке интенсивно осуществляются поиски единых концептуальных оснований для создания состоятельной теории компетентностно-ориентированного образования, которая выступала бы фундаментом для успешного функционирования современной российской образовательной практики на всех ее уровнях.

Разработки, связанные с реализацией компетентностного подхода в условиях образовательной системы России, отражены в работах В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и других ученых [1; 4; 5; 11 и др.].

Очевидно, что становление компетентности происходит в течение всей жизни человека в самых разных образовательных ситуациях и структурах, отражая осуществление установки «образование через всю жизнь». Поэ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.