Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в условиях реализации дизайн-подхода при подготовке будущих учителей технологии'

Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в условиях реализации дизайн-подхода при подготовке будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ДИЗАЙН-ПОДХОД / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтеева Любовь Анатольевна

В статье раскрыты особенности организации научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в условиях реализации дизайн-подхода, учет которых будет способствовать интенсивному творческому и интеллектуальному развитию будущих учителей технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахтеева Любовь Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в условиях реализации дизайн-подхода при подготовке будущих учителей технологии»

РАЗДЕЛ I

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 620:378.147

Бахтеева Любовь Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, LBakhteeva@yandex.ru, Нижний Тагил

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Bakhteeva Liubov Anatol'evna

PhD, the senior lecturer of chair TiMTO Nizhnetagilsky State Socially-Pedagogical Academy, LBakhteeva@yandex.ru, Nizhni Tagil

THE ARRANGEMENT OF RESEARCH AND INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS UNDER CONDITIONS OF DESIGN APPROACH REALISATION BY PREPARATION OF THE TEACHERS TO BE OF TECHNOLOGY

Новая парадигма научной картины мира, ставшая отправной точкой реформы современного образования, требует перехода образовательной системы с принципиальной ориентированности на опыт прошлого к проективной направленности образования, готовности к принятию решения, с выходом на преобразование действительности, на синтез нового, на творчество.

Реальное разрешение этой проблемы исследователи [5; 6] видят во внедрении дизайна в сферу образования. При этом реализация идей данного подхода представляется наиболее целесообразной в рамках технологической подготовки школьников, в основе которой лежит творческий процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение конкретных проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений [6, с. 85].

В этой связи, ощутимо встает проблема обеспечения школы кадрами, подготовленными с позиции дизайнерского подхода, специалистами способными к восприятию новых идей, готовых творчески и самостоятельно подходить к решению актуальных проблем в изменяющемся мире, к активному участию в инновационных процессах.

В контексте этих требований профессиональная подготовка учителей технологии немыслима без включения студентов в активную исследовательскую и инновационную деятельность, правильная организация которой в условиях реализации дизайн-подхода способствует формированию индивидуальной жизненной позиции, интенсивному творческому и интеллектуальному росту будущих специалистов.

Учитывая тот факт, что исследовательская и инновационная деятельность на сегодняшний день трактуются достаточно расширительно, прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями.

Как известно, в психолого-педагогической литературе деятельность определяется как «форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека» [2, с. 37]. Под исследованием понимается способ освоения нового. Таким образом, исследовательскую деятельность можно определить как вид познавательной деятельности, направленный на изучение какого-либо объекта или явления.

Собственно, исследование является профессиональной деятельностью ученых, модель и методология которой берется в качестве основы при проектировании исследовательской деятельности студентов. Как подчеркивает Г. А. Бордовский, эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании, вне зависимости от той предметной области, в которой оно развивается. При этом, в сфере науки определяющей целью является производство новых знаний в общекультурном значении, что с функциональной точки зрения принципиально отличается от цели учебного исследования в образовательном процессе, заключающейся в приобретении студентами навыка исследования как универсального способа освоения действительности, с приобретением субъективно новых знаний, являющихся новыми, и личностно значимыми только для каждого конкретного студента [1].

Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов, будем понимать деятельность, направленную на самостоятельное решение творческой задачи в рамках основных этапов научного исследования, результатом которой является получение знания, обладающего субъективной новизной.

Привлечение студентов к научной работе кафедр, проблемно-исследо-вательских лабораторий вуза и научно-исследовательских учреждений и производств позволяет студентам подняться на более высокий уровень исследовательских разработок, предусматривающих, помимо учебных целей, интересы развития науки (техники, технологии) для получения объективно нового знания. Подобного рода деятельность студентов можно с полным основанием считать научно-исследовательской.

Под инновацией (от англ. innovation - нововведение) в широком смысле слова понимается новшество, замена чего-либо новым [2, с. 48]. Основное свойство нововведения - это его влияние на образ жизни людей. В русле этого утверждения инновационная деятельность рассматривается как одртн из интеллектуальных видов деятельности людей, направленный на получение. распространение и потребление любых нововведений, которые существенным образом изменяют жизнь людей.

Таким образом, инновационную деятельность студентов можно определить как деятельность, связанную с получением, распространением и потреблением определенных нововведений посредством участия студентов

в создании инновационных проектов (продуктов, услуг, технологий и т. д.), выполняемых вузами самостоятельно и в интеграции с лабораториями наукоемких предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций.

Исследовательская и инновационная деятельность студентов педагогического вуза реализуется в работах, разнообразных как по направлениям и содержанию, так и по формам и методам. При этом традиционно выделяется:

а) учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), предусмотренная действующими учебными планами (выполнение лабораторно-практических работ с элементами исследования, реферативные исследования, исследования, проводимые в период производственной практики, выполнение курсовых и дипломных работ);

б) научно-исследовательская работа студентов (ПИРС), сверх требований учебного плана (участие в работе исследовательских групп и проблемных лабораторий, в научных конференциях, семинарах и т. д.).

Построение образовательного процесса факультета художественно-техно-логического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии на основе дизайн-подхода потребовало использования новых форм организации исследовательской и инновационной деятельности студентов. При этом в рамках работ первого вида (УИРС) особое место отводится учебной проектной деятельности - дизайн-проектированию.

Отметим, опираясь на мнение исследователей [4; 5], что специфика учебного дизайн-проектирования собственно и состоит в преобладании самостоятельной творческо-исследовательской деятельности, объединяющей познавательную и преобразовательную активность студента, обеспечивая при этом развитие творческих способностей и мышления, формируя его ценностные ориентации.

В дизайн-проектировании учебно-исследовательская деятельность активизирует познавательную деятельность студентов, служит обобщению исследовательского и творческого поиска и в зависимости от стадии проектирования реализуется:

а) в процессе проведения предпроектных исследований:

- при сборе и анализе необходимых для проектирования данных;

- посредством реферативного исследования по теме проекта.

б) в процессе собственно проектирования:

- при поиске исходных идей посредством исследования существующих подходов к теме проектирования и их критической оценки;

- при составлении аналитических отчетов об экскурсиях на выставки и предприятия, посещаемых в рамках работы над проектом;

- при составлении пояснительной записки к проекту, с обоснованием поставленной проблемы и характеристикой каждого раздела.

в) в процессе подведения итогов проектирования:

- при подготовке доклада к защите с аргументацией актуальности проекта, теоретическими обобщениями и выводами;

- при проведении самоанализа качества выполненного проекта и хода проект upo ван ия;

- при участии в открытой дискуссии в процессе защиты проекта;

- при участии в оценке, анализе и обсуждении результатов проектирования других студентов.

При этом логика организации дизайн-проектирования предполагает развитие подготовленности студентов к выполнению творческих исследовательских действий при решении разнообразных исследовательских задач на уровне планирования, сбора информации, ее обработки и анализа, фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы, использования полученных результатов в практике проектирования, с последовательным усложнением характера исследовательской деятельности.

Успешное овладение перечисленными видами учебно-исследовательской деятельности позволяет студентам подняться на более высокий уровень творческо-исследовательских разработок - курсовое и дипломное проектирование, включающее элементы научного исследования, при котором существенно возрастает и собственно объем исследовательской работы, и уровень самостоятельности студента.

Курсовые и дипломные работы, выполняемые как по дисциплинам теоретического направления («Мировая художественная культура», «История дизайна, науки и техники», «История костюма»), так и по практико-ориен-тированным дисциплинам («Конструирование изделий», «Проектирование изделий», «Технология художественной обработки материалов») подразумевают существенную долю исследований теоретического характера, позволяющих студентам получить навыки самостоятельного проведения исследований в теоретических областях науки и практически применить их в собственной проектной, конструкторской и художественно-технологической деятельности. В этом смысле интересны исследования, выполняемые вузом совместно с музеями (краеведческими, народных ремесел и промыслов и т. д.) и посвященные исследованию и реконструкции исторического и народного костюма, воссозданию бытовых предметов, интерьеров, утраченных элементов городского ландшафта.

В учебном дизайн-проектировании, как и в реальной практике, используются репродуктивная и продуктивная формы деятельности, рассматривающиеся как два исходных условия проектирования: проектирование по образцам, логическим аналогам, прототипам и проектирование принципиально нового изделия, иными словами, проектирование аналоговое и инновационное.

Целесообразно продвижение студентов в соответствии с этапом обучения от репродуктивной деятельности к новаторской - инновационной с повышением уровня сложности дизайн-проектов:

1-й уровень (начальный этап обучения) - преемственные дизайн-проекты (по образцам, прототипам, логическим аналогам): разработка неслож-

ных локальных мини-проектов на занятиях по историко-художественным и технологическим дисциплинам;

2-й уровень (начальный и основной этапы обучения) - творческо-исследовательские дизайн-проекты: разработка локальных проектов средней сложности по творческо-конструкторским и специальным дизайн-дисциплинам;

3-й уровень (завершающий этап обучения) - инновационные дизайн-проекты: разработка комплексных проектов повышенной сложности в рамках курсовых и дипломных работ, по блокам дисциплин: «Индустриальный дизайн», «Дизайн среды», «Дизайн костюма», «Региональный дизайн».

Тематика локальных, курсовых и дипломных проектов выбирается студентами самостоятельно в русле направлений предложенных вузом, либо в рамках заказов и предложений от внешних организаций, в том числе и образовательных учреждений. Постановка перед каждым студентом конкретной проблемы с конкретным адресатом организует творческую исследовательскую деятельность, создает предпосылки для оригинального дизайнерского решения. Инновационное проектирование, в этом случае, осуществляет интеграцию отдельных знаний из области научного, технического и художественного творчества путем актуализации ранее полученных знаний, переноса прошлого опыта на решение данной задачи, преобразования вновь полученной в ходе проектирования информации в конечный продукт

При этом, как показывает практика, инновационный характер чаще имеют проекты, объединяющие в создании нового продукта разные виды дизайна, на основе применения традиционных материалов и инновационных технологий их обработки, либо, использующие нетрадиционные материалы и требующие, новых, адекватных способов обработки. В этом смысле интересны дизайн-проекты, связанные с утилизацией упаковочных материалов (мебель из картона, пластиковых бутылок, и т. д.); разработкой коллекций одежды из разнообразных, в том числе нетрадиционных материалов (пластмассы, бумаги, СП-дисков, листьев и стеблей растений и т. д.), проекты по созданию современных изделий в русле эко- и этно- дизайна (предметы быта, посуда игрушки из бересты, дерева и т. д.) и другие проекты, требующие нетривиальных решений.

Включение студентов в инновационное дизайн-проектирование, не только развивает творческое мышление студентов, но и способствует развитию интуиции, особого «видения» потребностей и социальных проблем общества, что в профессиональном плане необходимо будущему учителю, уже в силу нацеленности курса «Технология» на подготовку учащихся к решению конкретных проблем в течение всей жизни.

Исследовательская и инновационная деятельность студентов - будущих учителей технологии в условиях реализации дизайн-подхода не должна ограничиваться рамками учебного процесса. Привлечение студентов к различным формам научно-исследовательской работы, проводимой вне учебного процесса, благоприятствует приобретению исследовательских умений и на-

выков, способствует овладению современными методами и технологиями исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности.

Оптимальным для данного подхода является создание в вузе специально развитой инфраструктуры (студенческие исследовательские группы и лаборатории, дизайн-бюро, творческие мастерские, студенческие учебно-научно-инновационные комплексы и т. д.), погружающей студента в полноценную научную и творческую среду, предоставляя ему возможность найти единомышленников и среди студентов и среди преподавателей. Ценным опытом можно считать участие студентов в работе творческо-иссле-довательских объединений: «Дизайн-бюро» - по разработке интерьеров, в первую очередь, для социально-значимых учреждений (школы, больницы и т. д.); «Лаборатории ландшафтного дизайна» - по реабилитации разрушенных и созданию искусственных ландшафтов (восстановление городского парка, проект мини-парка вуза или школы); «Студии моды» - по разработке коллекций одежды, в том числе, формы для учащихся образовательных учреждений; «Имидж-лаборатории» - по формированию целостного имиджа компании и т. д. Учитывая специфику вуза и характер дизайнерской подготовки будущих учителей технологии одним из перспективных направлений, реализуемых в научно-исследовательской работе, является участие студентов в научных исследованиях по внедрению дизайнерского подхода в технологическую подготовку школьников (в рамках работы студенческой лаборатории педагогических исследований в образовательной области «Технология»).

Наличие хорошо организованной интеграционной связи с представителями дизайнерских фирм, творческо-исследовательских групп при предприятиях, образовательных учреждений способствует внедрению результатов проводимых исследований, реализации инновационных разработок студентов, что, несомненно, активизирует научно-исследовательскую деятельность студентов, мотивирует к участию в новых проектах.

Характерным атрибутом научно-исследовательской работы является представление ее результатов, реализующееся в условиях дизайн-подхода в виде участия студентов с устными докладами, публикациями статей и тезисов в научных конференциях и семинарах, круглых столах; в виде презентации проектов и образцов изделий, коллекций на творческих конкурсах и выставках разного уровня; в виде защиты инновационных проектов в рамках внутривузовских и государственных грантов и т. д. Для студентов это ценный опыт публичного выступления, участия в открытой дискуссии или работы над публикацией, требующий при подготовке доклада, презентации или статьи аргументированного и логичного изложения материала, грамотного использования научной и специальной терминологии, умения делать обобщения и выводы.

В рамках реализации дизайн-подхода деятельность преподавателя - руководителя научно-исследовательской работы должна быть направлена на создание условий для творческой самореализации студента. Организуя на-

учно-исследовательскую работу индивидуально и в группе, преподаватель участвует в выработке вместе со студентами целевой установки, ставит перед студентами общие исследовательские задачи в соответствии с этапами творческого процесса, раскрывает содержание работы, корректирует предложения студента. Вместе с тем, преподаватель «...все больше должен выступать в роли консультанта, советчика...» [3, с. 294] помогая, таким образом, студенту занять позицию субъекта творческой и научной деятельности, сформировать определенный положительный опыт по ее осуществлению.

Как показывает практика, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, целесообразно начинать на начальных ступенях профессионального образования, что соответственно предполагает раннюю диагностику их интересов, способностей и склонностей, к которым, в рамках реализации дизайн-подхода, относятся:

- начальный объем специальных и научных знаний;

- энтузиазм и воодушевление творческой и научной работой;

- способность к генерированию идей;

- настойчивость при решении творческих и научных проблем;

- интерес к новейшим творческим и научным достижениям, в том числе и в смежных дисциплинах;

- стремление к реализации собственного творческого и научного потенциала. Своевременная диагностика интересов и способностей студентов поможет каждому из них найти свой путь к успеху в науке и творчестве, в профессиональном становлении будущего учителя.

Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов требует создания необходимых психолого-педагогических условий [3], в рамках реализации дизайн-подхода при подготовке будущих учителей технологии включающих:

1. Формирование и развитие у студентов положительной мотивации к исследовательской и инновационной деятельности. С позиций личностного смысла мотивационной опорой в данном случае могут служить как содержательные мотивы:

- интерес к новому (научному знанию и способам его добывания);

- мотивы саморазвития и самоактуализации в процессе познания, в первую очередь, мотивы, связанные с профессиональным саморазвитием студентов, придающие личностную значимость исследовательской и инновационной деятельности полезной для будущей профессии, повышающей в дальнейшем их конкурентноспособность и профессиональную мобильность (подготовка портфолио дизайн-деятельности студента, исследовательские разработки по внедрению дизайн-подхода в технологическую подготовку школьников и т. д.);

- мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый через успехи в исследовательской и инновационной деятельности (участие в творческих конкурсах, выставках), так и социальные (социально-аффилиативные):

- коммуникативные мотивы (сотрудничество с сокурсниками и преподавателями, признание в коллективе на основе успехов в творческо-исследовательской деятельности):

- мотивы получения одобрения (целенаправленное моральное и материальное поощрение студентов, занимающихся исследовательской и инновационной деятельностью).

2. Формирование у студентов системы научно-методологических знаний, раскрывающей основные аспекты научного, технического и художественного творчества.

3. Обеспечение возможности для проявления в научно-исследовательской и инновационной деятельности субъектной позиции студента при направляющей роли научного руководителя.

4. Осуществление ранней диагностики интересов и способностей студентов к самостоятельной творческо-исследовательской деятельности.

5. Предоставление студентам права выбора тематики творческо-исследовательских и инновационных разработок в области дизайнерских, инженерно-технических, экономических и образовательных направлений.

6. Предоставление возможностей для участия в междисциплинарной научно-исследовательской и инновационной деятельности, через интеграцию знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылки для их практического применения в учебном дизайн-проектировании.

7. Организация доступа к информационным источникам и базам вуза, межвузовского сообщества, информационного пространства в целом (библиотеки вузов, музеев, предприятий и учреждений, МБА, Интернет и т. д.).

8. Включение студентов в реальный процесс научно-исследовательской и инновационной деятельности по решению актуальных проблем во взаимодействии социальных, функциональных, эстетических, технических и экономических факторов, в специально развитой инфраструктуре вуза (студенческие учебно-научно-инновационные комплексы, дизайн-бюро, творческие мастерские и т. д.).

9. Предоставление возможности осуществления контактов студентов с представителями научно-исследовательских и проектных организаций, дизайнерских фирм, образовательных учреждений с целью внедрения результатов исследовательских и инновационных разработок студентов.

10. Обеспечение своевременной и адекватной оценки научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов (внедрение комплекса критериев дизайн-проектной деятельности студентов; использование портфолио дизайн-деятельности как научное досье студента).

11. Обеспечение возможности представления результатов научно-исследовательской деятельности в виде участия студентов в научных конференциях и семинарах, круглых столах (с публикациями статей и тезисов), творческих конкурсах, грантах и выставках разного уровня.

Резюмируя материал, изложенный в статье, отметим, что правильная организация научно-исследовательской и инновационной деятельности в условиях реализации дизайн-подхода способствует подготовке будущих учителей технологии, как компетентных профессионалов, владеющих умениями и навыками научно-исследовательской работы (умениями быстро ориентироваться в потоках информации, умениями создавать новые модели, и познавательные (научные гипотезы), и практические инновационные модели новых продуктов, услуг, технологий в производственно-технологических, экономических, образовательных и других областях, ориентированных на инновационные способы мышления и деятельности, конкурентноспособных и мобильных, обладающих творческой активностью, комплексом знаний и умений в области дизайна, успешно реализуемых в образовательных учреждениях и в реальном секторе экономики.

Библиографический список

1. Бордовский, Г. А. Научно-исследовательская деятельность - решающее условие повышения качества подготовки специалиста [Текст] / Г. А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования: Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. - ВыпУП. - С. 3-7.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

3. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. [Текст]/ П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

4. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна [Текст]: учебник для вузов. / И. А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2006. - 219 с.

5. Тхагапсоев, X. Г. Дизайн как феномен культуры и образования [Текст]/ X. Г. Тхагапсоев - Нальчик: Нальчикский колледж дизайна, 1997. - 39 с.

6. Хотунцев, Ю. Л. Цель технологического образования в школе - формирование элементов технологической культуры учащихся // Технологическое и экологическое образование и технологическая культура школьников [Текст]/ Ю. Л. Хотунцев. - М.: Эслан, 2007. - 243 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.