УДК 378
К. Д. Мейер
Особенности подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь
Технологическая подготовка школьников является одним из важных элементов системы образования передовых в экономическом отношении стран, развитие которой находится в ряду актуальных задач перехода общества в новое качественное состояние. Теория и практика отечественной школы свидетельствуют о неустойчивости и проблемах технологической подготовки школьников, которые приводят к кризисным явлениям всей образовательной системы в контексте социально-экономического развития общества. В связи с этим одной из важных задач является соответствующая подготовка учителей технологии. Для определения путей развития системы подготовки педагогов технологического образования в нашей стране в статье проанализирован соответствующий опыт Республики Беларусь. Рассматриваются структура и содержание технологической подготовки учащихся в Белоруссии, где трудовое обучение в школах, помимо ярко выраженной практико-ориентированной направленности, выполняет и многогранную воспитательную функцию. Анализируются состояние и особенности подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь; выделяются цели и задачи подготовки, а также компетенции, которыми должен овладеть будущий учитель трудового обучения. Проведен сравнительный анализ целей, задач и содержания подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь и учителей технологии в ведущих университетах России. Выявлены тенденции и связи, которые следует учитывать при решении задач развития отечественной системы технологического образования в соответствии с особенностями социально-экономических процессов в стране.
Ключевые слова: подготовка педагогов, технологическая подготовка, технология, трудовое обучение, обслуживающий труд, технический труд, практико-ориентированное обучение.
K. D. Meyer
Peculiarities of Labour Teachers' Modern Training in the Republic of Belarus
Technological preparation of students is one of the important elements of economically advanced countries' education system, the development of which is in a number of pressing problems of society's transition to a new qualitative state. Theory and practice of the national school show instability and problems of technological preparation of students that lead to the crisis of the whole educational system in the context of society's socio-economic development. In this regard, one of the important tasks is training of technology teachers. The relevant experience of the Republic of Belarus is analysed in the article to identify development ways of Technology teachers' training in this country. The structure and content of students' technological training in Belarus are described. It is stressed that technological training in the Republic of Belarus, in addition to its pronounced practice-oriented focus, performs a multi-faceted educational function. The state and especially the preparation of labour teachers in the Republic of Belarus are examined: the aims and objectives of training, as well as competence, which should be seized by the future teacher of labour training, are highlighted. A comparative analysis of the goals, objectives and content of the training of Labour Training teachers in the Republic of Belarus and the teachers of technology in the leading universities of Russia is held. The trends that are important for the development of the national system of technological preparation allowing the socio-economic processes in the country are identified.
Keywords: teachers' training, technological training, technology, labour training, service labour, technical labour, practice-oriented training.
Каждому этапу социально-экономического развития общества соответствует своя концепция технологической подготовки подрастающего поколения, учитывающая состояние производительных сил и производственных отношений. При этом практико-ориентированное обучение является объективной необходимостью, обусловленной требованиями развития общества, а также одним из основополагающих положений педагогики: человек как личность развивается, прежде всего, в практической деятельности. Опыт показывает, что технологическая подготовка школьников выступает одним из важных ком-
понентов системы общего образования ведущих в экономическом отношении стран, совершенствование которого находится в ряду актуальных направлений перехода общества в новое качественное состояние [10, с. 47].
В то же время теория и практика отечественной школы свидетельствует о неустойчивости развития системы технологического (трудового) обучения, в котором периоды его гегемонии в структуре общего образования сменялись попытками отрицания и забвения. Это косвенным образом свидетельствует о недостаточной обеспеченности научных основ практико-
© Мейер К. Д., 2015
ориентированного обучения подрастающего поколения и несформированности стратегических положений развития современной школы [10, с. 47-48].
Технология является ведущим практико-ориентированным предметом в школе, ориентирующим учащихся на продолжение обучения и работу в различных сферах деятельности. В то же время содержание вводимых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) свидетельствует о значительном уменьшении количества часов, отводимых на технологию, и изменении подходов к организации процесса обучения по предмету. Это влечет за собой снижение познавательного и профессионального интереса учащихся к различным областям деятельности. В данной ситуации большую роль играет система подготовки учителей технологии, которая должна соответствовать целям и задачам обеспечения технологического образования подрастающего поколения.
В отечественной педагогике накоплен большой теоретический и практический потенциал в данных областях общего и профессионального образования (В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, В. М. Казакевич, А. А. Карачев, Л. Н. Серебренников, Г. И Кругликов, Г. В. Пичугина, В. А. Поляков и др.). Однако, несмотря на актуальность исследований по данной проблеме, вопросы подготовки педагогов технологического образования требуют своего решения с учетом современных социально-экономических изменений. В связи с этим перед учеными и практиками стоит задача совершенствования содержания и уровня подготовки педагогических кадров, способных обеспечить обучение школьников технологии в соответствии с потребностями общественного развития.
Важное значение для развития системы технологического образования в России имеет изучение опыта решения данной проблемы в зарубежных странах. На наш взгляд, большой интерес представляет рассмотрение особенностей технологической подготовки в странах СНГ, которые имеют общие исторические корни с отечественной системой образования. Одной из них является Республика Беларусь, обладающая значительным опытом адаптации образовательной деятельности к задачам развития реального производства. В этих целях было проведено изучение состояния образовательного процесса в школе и опыта подготовки учителей трудового обучения (так называется эта дисциплина в Респуб-
лике Беларусь). Были изучены документы, регламентирующие систему технологического образования в стране, проведены встречи и организованы беседы с учителями трудового обучения, а также педагогами вузов, осуществляющих подготовку будущих учителей.
В отличие от требований к результатам обучения технологии в российской школе, направленного на «формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях» [7, с. 4], важнейшими задачами изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь являются
— «формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приемов труда;
— развитие познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных умений, эстетического вкуса, конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе различных видов деятельности;
— воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, бережливости, инициативности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, формирование ценностного отношения к культурным традициям нации» [2].
В отличие от Российской системы образования, где, согласно ФГОС, технология является обязательным предметом в школе с 1 по 7 класс, а в 8 и 9 классах могут быть организованы занятия вне обязательной учебной сетки часов, в Республике Беларусь трудовое обучение является обязательным с 1 по 9 класс. При реализации образовательных программ общего среднего образования во время изучения учебного предмета «Трудовое обучение» класс делится на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости. Юноши изучают направление «Технический труд», а девушки - «Обслуживающий труд», также обязательным для обеих групп является освоение учебного предмета «Черчение» в рамках данного курса. В нашей же стране «минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: "Индустриальные технологии", "Технологии ведения дома" и "Сельскохозяйственные технологии" (агротех-
нологии, технологии животноводства). Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся» [7, с. 5], что обеспечивает индивидуализацию процесса обучения.
Отличительной особенностью системы трудового обучения в Республике Беларусь является тот факт, что, согласно типовым учебным планам учреждений общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь, имеет место различие в технологическом образовании в зависимости от типа образовательного учреждения. В гимназиях и гимназиях-интернатах большее внимание в процессе обучения уделяется теоретическим дисциплинам. Такие заведения готовят подрастающее поколение к поступлению в вузы на академические специальности, поэтому количество часов, отводимых на изучение дисциплины «Трудовое обучение», значительно ниже, чем в базовых, средних школах и школах-интернатах, которые осуществляют обучение будущих специалистов в различных сферах деятельности.
В связи с этим предусмотрено определенное количество часов в неделю по классам [2] (см. табл. 1).
Таблица1
Распределение часов на дисциплины трудовое обучение и черчение по классам
В Российских школах «базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах - по 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю, в 7 классе - 34 ч., из расчета 1 ч. в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане» [7, с. 9]. Таким образом, в средних школах Республики Беларусь на данную дисциплину выделяется больше учебного времени, чем в России.
В соответствии с программой по учебному предмету «Трудовое обучение» для юношей основными разделами являются дерево - и металлообработка, техническое творчество (моделирование и конструирование), художественная обработка материалов (выжигание, аппликация из соломки); основы приготовления пищи, основы изготовления швейных изделий, основы домоводства и основы сельского хозяйства для девушек. В то время как в Российских школах к данным разделам добавляются современное производство и социально-профессиональное самоопределение, а также технологии исследовательской (творческой) и опытнической деятельности.
Отметим, что предпрофильная и профильная подготовка в обеих странах не является обязательной в школьной программе и может осуществляться в рамках вариативной части при наличии свободных часов в учебном заведении и желании участников образовательного процесса.
Следует отметить, что система трудового обучения школьников в Республике Беларусь не ограничивается рамками академического учебного процесса. Согласно Инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Трудовое обучение», «Черчение» в учреждениях общего среднего образования предусматривается организация общественно полезного труда учащихся во внеучебное время. Общественно полезный труд организуется за счет часов, которые выделяются дополнительно, из расчета 1 учебный час в неделю в Ш-УШ классах и 2 учебных часа в неделю -в 1Х-Х1 классах (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования). При проведении общественно полезного труда деление класса на группы не осуществляется [2].
В соответствии с санитарными нормами и правилами в рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по уборке территории; дежурству в обеденном зале; влажной уборке учебного помещения; собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев; ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке; благоустройству территории; изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов; ремонту мебели, спортивного и игрового оборудования и инвентаря, учебных помещений.
Для учащихся У-Х1 классов учреждений общего среднего образования может быть организо-
Учебный предмет Количество часов по классам
5 6 7 8 9
В базовых, средних школах, школах-интернатах для детей-
сирот, оставшихся без попечения родителей, санаторных
школах-интернатах
Трудовое обучение 1 1 2 2 1
Черчение - - - - 1
В гимназиях, гимназиях-интернатах
Трудовое обучение 1 1 1 1 -
Черчение - - - - 1
ван общественно полезный труд по направлению «Растениеводство».
В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего и среднего образования по завершении учебного года в У-УШ классах учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки, проводится трудовая практика продолжительностью 5 дней по 3 учебных часа в день (всего 15 учебных часов на класс). Трудовая практика может проводиться также в лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах (звеньях), а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся [2].
Таким образом, трудовое обучение в школах Белоруссии, помимо своей ярко выраженной практико-ориентированной направленности, выполняет и важную воспитательную функцию. Путем организации практических проб и создания ситуации успеха у школьников воспитываются социально важные личностные качества, подрастающее поколение получает представление о своих способностях и интересах, что в будущем может привести их к осознанному выбору последующего образовательного и профессионального пути.
Технологическая (трудовая) подготовка школьников определяет задачи и содержание подготовки педагогов трудового обучения. В связи с этим была проанализирована система подготовки педагогических кадров технологического образования в Республике Беларусь и изучен опыт Мозырского Государственного Педагогического Университета имени И. П. Шамякина (МПГУ им. И. П. Шамя-кина), осуществляющего наиболее массовую подготовку специалистов системы трудового обучения в Республике Беларусь.
Согласно образовательному стандарту высшего образования по специальностям «Технических труд и предпринимательство», «Обслуживающий труд и предпринимательство» и «Обслуживающий труд и ИЗО», общими целями подготовки специалиста в области технологического образования являются:
— «формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные и профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;
— формирование профессиональных компетенций, позволяющих эффективно реализовы-вать обучающую, воспитательную, развивающую, ценностно-ориентационную деятельность;
— формирование профессиональных компетенций, позволяющих организовать образовательный процесс с учетом современных образовательных технологий и педагогических инноваций» [4].
В данном документе также указаны задачи, которые будущий специалист должен решать в процессе своей профессиональной деятельности:
— «управление учебно-познавательной, учебно-исследовательской и другими видами деятельности обучающихся;
— регулирование образовательных отношений и взаимодействий в образовательном процессе;
— использование оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
— организация учебных занятий и воспитательных мероприятий;
— развитие навыков самостоятельной работы обучающихся;
— формирование базовых компонентов культуры личности обучающегося,
— осуществление просветительской и проф-ориентационной деятельности» [4].
Компетенции, которыми должен овладеть специалист в Белоруссии, делятся на следующие группы:
— «академические компетенции, включающие знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;
— социально-личностные компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
— профессиональные компетенции, включающие способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности»
[5].
В структуре МПГУ им. И. П. Шамякина факультет технологии осуществляет подготовку учителей по направлению «Технический и обслуживающий труд». Факультет готовит учителей трудового обучения практически для всей страны, имеет развитую инфраструктуру и материально-техническую базу, реализует широкую учебно-методическую и издательскую деятельность.
Учебный процесс по данным направлениям по очной форме обучения продолжается четыре года, а по заочной, вечерней и дистанционной формам обучения увеличен до пяти лет.
Система подготовки факультета технологии обеспечивает педагогическими кадрами трудово-
го обучения среднюю школу, учреждения среднего профессионального образования, готовит учителей трудового обучения и ИЗО, а также обеспечивает подготовку к работе в различных сферах производства. В процессе обучения студенты Университета получают разряды по одной из трудовых специальностей в системе начального профессионального образования.
Сравнительный анализ целей и задач подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь и учителей технологии в ведущих университетах России показывает, что в Белорусских стандартах внимание в большей степени направлено на формирование практических умений и навыков, которые преподаватель будет применять в процессе профессиональной деятельности. Более конкретно указывается, какие качества он будет развивать у обучающихся, какие умения и навыки формировать, какую деятельность организовывать, какими средствами обеспечивать достижение образовательных результатов. В Российских стандартах больше внимания уделяется общекультурным и личностным компетенциям, в то время как профессиональные компетенции раскрыты в меньшей степени. Это находит отражение в учебных планах подготовки, которые имеют следующую структуру:
— цикл социально-гуманитарных дисциплин в Белорусских вузах (488 ч.) значительно меньше объемов гуманитарного, социального и экономического циклв в Российских педагогических вузах (2340 ч.);
— цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин (1640 ч.) в системе Белорусских педагогических вузов по сравнению с общепрофессиональной частью профессионального цикла в системе подготовки педагогов по технологии в нашей стране (1125 ч.);
— это позволяет увеличить цикл специальных дисциплин (5338 ч.), похожий по своему содержанию на вариативную часть профессионального цикла (2412 ч.) и дисциплины по выбору (3312 ч.) в вузах России;
— сравнимы по своим объемам и назначению дополнительные виды обучения, в частности физическая культура (396 ч.), в России на данную дисциплину отводится практически такое же количество часов (400).
Привлекает внимание разница в количестве часов, отводимых на первую группу дисциплин в Республике Беларусь и России. По сравнению с нашей страной, практико-ориентированный характер подготовки педагогов технологического
образования в Республике Беларусь обеспечивается за счет уменьшения времени на общие теоретические дисциплины и его увеличения на изучение специальных дисциплин и прохождение практик.
Примечательно, что все дисциплины специального цикла в Белоруссии ориентированы на практическую деятельность, имеют прикладной характер, в то время как в вузах России практико-направленными являются только дисциплины по выбору.
Следует отметить выраженную практическую направленность подготовки педагогов технологического образования в Республике Беларусь, поскольку значительную часть учебного плана составляет практика, на которую, в отличие от ФГОС ВПО в России, вместо 8 недель (702 ч.), отводится 23 недели (1242 ч.). Практика будущего учителя трудового обучения в Белоруссии делится на три вида: учебно-технологическая (324 ч.), педагогическая (в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования - 162 ч.), производственная (в общеобразовательных учреждениях -324 ч.) и преддипломная (432 ч.).
Учебно-технологическая практика обеспечивает взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов. Она ориентирована на профессиональную подготовку студентов по специальным дисциплинам, направленным на овладение приемами технологических операций различного уровня сложности, и предполагает приобретение и закрепление студентами практических умений и навыков при работе с различными инструментами, приспособлениями и оборудованием в учебных мастерских [6].
Важно отметить, что в учебно-технологическую практику входят экскурсии на различные предприятия и самостоятельная работа на базе университета при использовании промышленного оборудования и с присвоением разряда по одной их специальностей.
Педагогическая практика направлена на систематизацию и обобщение психологических, педагогических и методических знаний и их применение при организации обучающей и воспитательной деятельности учащихся. Она предполагает изучение личностных особенностей обучающихся, проведение нескольких уроков по предмету, организацию воспитательных мероприятий и ознакомление с деятельностью учреждения образования. В процессе педагогической практики у студентов осуществляется становление и развитие профессиональных компетенций,
относящихся к обучающей, развивающей и цен-ностно-ориентационной деятельности [6].
Анализ учебных планов по специальностям на факультете технологии МГПУ им. И. П. Ша-мякина и учебных планов подготовки бакалавров по профилю «Технологическое образование» в ведущих педагогических университетах России показывает, что в белорусском университете на специальные дисциплины и практическую подготовку будущих учителей выделено больше учебного времени. Это дает возможность обеспечить и повысить согласованность содержания подготовки педагогов в соответствии с целями подготовки школьников по дисциплине «Трудовое обучение».
В связи с тем, что одной из важнейших задач изучения предмета «Трудовое обучение» является «формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приемов труда» [2], учитель должен на высоком уровне владеть большим количеством практических умений. Достижению этих результатов способствует солидная материально-техническая база подготовки педагогических кадров Республики Беларусь, включающая большое число профессиональных учебных мастерских, позволяющая студентам овладевать всеми необходимыми трудовыми приемами и действиями.
В целях обеспечения многоплановой подготовки педагогических кадров и индивидуализации образовательного процесса школьников на факультетах технологии реализуется широкий комплекс специальных дисциплин Республики Беларусь: история техники, технология обработки металла, технология обработки древесины, художественное конструирование, эргономика, дизайн интерьера, технологический менеджмент в образовании, технология рекламы и т. д. (на кафедре методики технологического образования); технология швейного производства, технология приготовления пищи, декоративно-прикладное искусство, рисунок, цветоведение, художественное проектирование одежды, товароведение пищевых продуктов и т. д. (на кафедре трудового обучения и изобразительного искусства). Следует отметить, что в педагогических вузах России, осуществляющих подготовку учителей технологии, тоже присутствуют различные практико-ориентированные дисциплины (элек-
тромонтажный практикум, практикум по деревообработке, основы рукоделия, практикум по приготовлению пищи, обработка конструкционных материалов), но их разнообразие и трудоемкость значительно ниже, чем в вузах Республики Беларусь.
Практико-ориентированный характер подготовки учителей трудового обучения в Республике Беларусь подтверждается содержанием изучаемых дисциплин, многоплановостью и объемностью учебно-технологической и производственной практик, развитостью инфраструктуры и материально-технической базы.
Существующая разница в количестве часов, отведенных на специальные дисциплины и практики в Республике Беларусь и Российской Федерации, объясняется академическим характером бакалавриата по специальности «технологическое образование» в России с обязательным выделением большого объема учебных часов на гуманитарный, социальный и экономический, а также математический и естественно-научный циклы. Для повышения практической направленности подготовки педагогов технологического образования в нашей стране возможно рассмотрение возможностей перехода на прикладной бакалавриат с соответствующим увеличением часов на практико-ориентированные дисциплины и практики.
В целом изучение опыта подготовки учителей технологического образования в университетах Республики Беларусь позволяет выявить возможности и пути совершенствования образовательного процесса и может быть использовано для развития системы подготовки педагогов технологического образования в России.
Библиографический список
1. Астрейко, С. Я. Трудовое обучение. Технический труд 5-9 классы. Примерное календарно-тематическое планирование [Электронный ресурс] / С. Я. Астрейко // Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. - Режим доступа: URL: http://adu.by/. (Дата обращения: 01.04.2015 г.)
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Трудовое обучение», «Черчение» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. -Режим доступа: URL: http://edu.gov.by/. (Дата обращения: 01.04.2015 г.)
3. Карабанов, И. А. Профориентация и учебная книга в истории трудовой подготовки школьников: монография [Текст] / под ред. М. В. Ретивых ; И. А. Карабанов. - Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамяки-на. - 2013. - 102 с.
4. Образовательный стандарт высшего образования Специальность «технический труд и предпринимательство». Министерство образования и науки Республики Беларусь, Минск. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г № 87. - 27 с.
5. Образовательный стандарт высшего образования. Специальность «Обслуживающий труд и ИЗО». Министерство образования и науки Республики Беларусь, Минск. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 87. - 25 с.
6. Образовательный стандарт высшего образования. Специальность «обслуживающий труд и предпринимательство». Министерство образования и науки Республики Беларусь, Минск. Утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 87. - 25 с.
7. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. -96 с.
8. Серебренников, Л. Н. Гуманистические основания развития технологической подготовки школьников [Текст] / Л. Н. Серебренников // Технологическое образование как фактор инновационного развития страны : материалы XVI международной научно-практической конференции (4-8 октября 2010 г.) / отв. ред. Ю. Л. Хотунцев, Л. Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010. -544 с.
9. Серебренников, Л. Н. Теоретические основы обучения школьников технологии [Текст] : учебное пособие / Л. Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 329 с.
10. Серебренников, Л. Н., Мейер, К. Д. Состояние и тенденции развития технологического образования в зарубежных странах [Текст] / Л. Н. Серебренников, К. Д. Мейер // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки = Yaroslavl State bulletin : научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 47-54.
11. Трудовое обучение (обслуживающий труд). 59 классы : примерное календарно-тематическое планирование : 2014/2015 учебный год [Текст] : пособие для учителей учреждений общего среднего образования / Л. М. Яворская [и др.]. - Минск : НИО : Авер-сэв, 2014. - 80 с.
12. Трудовое обучение. Технический труд [Текст] : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. Я. Астрейко [и др.] ; под ред. С. Я. Астрейко. - Минск : Нац. ин-т образования, 2014. - 175 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. - Режим доступа: URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5. (Дата обращения: 20.03.2015 г.)
14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: URL: ми-нобрнауки.рф/ документы/ 938. (Дата обращения: 20.03.2015 г).
Bibliograficheskij spisok
1. Astrejko, S. Ja. Trudovoe obuchenie. Tehnicheskij trud 5-9 klassy. Primernoe kalendarno-tematicheskoe planirovanie [Jelektronnyj resurs] / S. Ja. Astrejko // Nauchno-metodicheskoe uchrezhdenie «Nacional'nyj institut obrazovanija» Ministerstva obrazovanija Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa: URL: http://adu.by/. (Data obrashhenija: 01.04.2015 g.)
2. Instruktivno-metodicheskoe pis'mo Ministerstva obrazovanija Respubliki Belarus' «Ob organizacii obra-zovatel'nogo processa pri izuchenii uchebnyh predmetov «Trudovoe obuchenie», «Cherchenie» v uchrezhdenijah obshhego srednego obrazovanija v 2014/2015 uchebnom godu» [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovanija Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa: URL: http://edu.gov.by/. (Data obrashhenija: 01.04.2015 g.)
3. Karabanov, I. A. Proforientacija i uchebnaja kniga v istorii trudovoj podgotovki shkol'nikov: monografija [Tekst] / pod red. M. V. Retivyh ; I. A. Karabanov. - Mo-zyr': UO MGPU im. I. P. Shamjakina. - 2013. - 102 s.
4. Obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija Special'nost' «tehnicheskij trud i predprinimatel'stvo». Ministerstvo obrazovanija i nauki Respubliki Belarus', Minsk. Utverzhden i vveden v dejstvie postanovleniem Ministerstva obrazovanija Respubliki Belarus' ot 30.08.2013 g. № 87. - 27 s.
5. Obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Special'nost' «Obsluzhivajushhij trud i IZO». Ministerstvo obrazovanija i nauki Respubliki Belarus', Minsk. Utverzhden i vveden v dejstvie postanovleniem Ministerstva obrazovanija Respubliki Belarus' ot 30.08.2013 g. № 87. - 25 s.
6. Obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Special'nost' «obsluzhivajushhij trud i predprini-matel'stvo». Ministerstvo obrazovanija i nauki Respubliki Belarus', Minsk. Utverzhden i vveden v dejstvie postanovleniem Ministerstva obrazovanija Respubliki Belarus' ot 30.08.2013 g. № 87. - 25 s.
7. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Tehnologija. 5-9 klassy. - M.: Prosveshhenie, 2010. -96 s.
8. Serebrennikov, L. N. Gumanisticheskie osnovanija razvitija tehnologicheskoj podgotovki shkol'nikov
[Tekst] / L. N. Serebrennikov // Tehnologicheskoe obra-zovanie kak faktor innovacionnogo razvitija strany : ma-terialy XVI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (4-8 oktjabrja 2010 g.) / otv. red. Ju. L. Hotuncev, L. N. Serebrennikov. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2010. - 544 s.
9. Serebrennikov, L. N. Teoreticheskie osnovy obuchenija shkol'nikov tehnologii [Tekst] : uchebnoe po-sobie / L. N. Serebrennikov. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2013. - 329 s.
10. Serebrennikov, L. N., Mejer, K. D. Sostojanie i tendencii razvitija tehnologicheskogo obrazovanija v za-rubezhnyh stranah [Tekst] / L. N. Serebrennikov, K. D. Mejer // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki = Yaroslavl State bulletin : nauch-nyj zhurnal. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - № 4. -Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 47-54.
11. Trudovoe obuchenie (obsluzhivajushhij trud). 59 klassy : primernoe kalendarno-tematicheskoe planiro-vanie : 2014/2015 uchebnyj god [Tekst] : posobie dlja uchitelej uchrezhdenij obshhego srednego obrazovanija /
L. M. Javorskaja [i dr.]. - Minsk : NIO : Aversjev, 2014. -80 s.
12. Trudovoe obuchenie. Tehnicheskij trud [Tekst] : ucheb. posobie dlja 9-go kl. uchrezhdenij obshh. sred. obrazovanija s rus. jaz. obuchenija / S. Ja. Astrejko [i dr.] ; pod red. S. Ja. Astrejko. - Minsk : Nac. in-t obrazovanija, 2014. - 175 s.
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obra-zovanie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») [Jelektronnyj resurs] // Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly. - Rezhim dostupa: URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5. (Data obrashhenija: 20.03.2015 g.)
14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. - Rezhim dostupa: URL: minobrnauki.rf/ do-kumenty/ 938. (Data obrashhenija: 20.03.2015 g.).