Научная статья на тему 'Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации российского образования'

Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1124
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / ЛОКАЛЬНЫЙ / ПРОФЕССИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / FORE-PROFILE TRAINING / ELECTIVE / LOCAL / PROFESSIONAL OCCUPATION / EDUCATION / CAREERGUIDANCE / SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайниев Николай Сайнашевич

В статье раскрыто состояние технологической подготовки школьников среднего звена общеобразовательной школы. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по введению предпрофильной подготовки учащихся в сельских школах Республики Башкортостан, а также рассмотрен опыт работы отдельных учителей технологии по организации элективных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fore-profile training of schoolchildren in the conditions of education system modernization

The suggested article discovers the state of schoolchildren technological training in the educational area of Russian Federation on the middle stage. The results of experiment of introduction of fore-profile training in rural schools are analyzed; the experience of some technology teachers' activity within profile courses is investigated and summarized.

Текст научной работы на тему «Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации российского образования»

9. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

10. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 283-294.

11. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.

12. Минникаева, Н. В. Стратегия оптимизации двигательного режима дня для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / Н. В. Минникаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 310-316.

УДК 371.31

Сайниев Николай Сайнашевич

Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин Бирской государственной социально-педагогической академии, [email protected], Бирск

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Sainiyev Nikolai Sainashevich

Senior teacher of basic technical disciplines department ofBirsk State Social and Pedagogic Academy, [email protected], Birsk

THE FORE-PROFILE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION

Развитие системы технологической подготовки школьников в образовательном пространстве России потребовало формирования единой системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения, создания материальных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Вместе с тем, в контексте социально-экономических изменений в обществе данная проблема не получила теоретического и методического обеспечения, что привело к постепенной деформации структуры технологической подготовки школьников на фоне стагнации системы трудовой подготовки молодежи.

«Технология» постепенно утрачивает перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы при профильном обучении старшеклассников.

Одним из важнейших направлений реформирования общего среднего образования, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования, признается усиление его практической направленности. Образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Значимость проблемы определяется самими целями технологической подготовки школьников. В соответствии с нормативными документами в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии.

Однако на сегодняшний день, технология не оказывая помощи в осуществлении практического обучения школьников, передала реализацию этих функций другим дисциплинам, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования [4, с. 2-4].

Одной из ведущих идей модернизации системы образования является обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. По мере взросления школьников их индивидуальные особенности и отличия становятся все более заметными, что создает проблемы в организации учебной деятельности старшеклассников по единым учебным программам. Неоднородность образовательных потребностей учащихся требует внутриклас-сной дифференциации, либо применения новых форм организации учебного процесса.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений современной системы общего образования в Российской Федерации. Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО).

Реализация главной цели предусматривает решение следующих задач:

- выявление на ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости -переориентацию школьника;

- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности;

- развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентации, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику, как полноправному члену общества возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование [1].

Переход к профильному обучению требует организации предпрофильной подготовки учащихся, главной задачей которой является выбор профиля обучения на старшей ступени школы или направления образовательного развития в системе начального или среднего профессионального образования.

Задачи предпрофильного обучения: выявление интересов и склонностей школьников и формирование в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагоги-ческой помощи в приобретении представлений о жизненных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии [1].

С этой целью в учебные планы введен новый компонент - элективные курсы, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся. Согласно существующим нормативным положениям на предпрофильную подготовку в девятом классе отводится не менее 3-х часов в неделю, в том числе за счет занятий, ранее отводимых на образовательную область «Технология». Данное решение вызвано тем, что самоопределение школьников должно происходить в условиях технологического обучения.

В рамках предпрофильной подготовки большой интерес у школьников вызвали информационные и профориентационные курсы. Школьники знакомятся с существующими в мире профессиями и узнают о профессиях, которые нужны в городе, районе, республике. Ребята посещают предприятия, интересующие их лицеи, гимназии, учреждения среднего специального образования. На элективных курсах учащиеся знакомятся с основами важнейших профессий, изучают характерные особенности человека, выбравшего ту или иную профессию, у подростков формируются коммуникативные, аналитические, прогностические умения. Дети готовятся к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Для более эффективного решения задач профильного обучения необходима реализация системы комплексной предпрофильной подготовки на основе практико-ориентированного и теоретического обучения.

В целом предпрофильная подготовка должна представлять собой систему психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению подрастающего поколения в выборе предпочтительных видов профессиональной деятельности и соответствующих направлений последующего обучения [5, с. 6].

В рамках федерального эксперимента по профильному обучению старшеклассников в Осиновской средней школе Бирского района Республики Башкортостан был проведен локальный эксперимент. Предпрофильное обучение введено с восьмого класса. После тщательного анализа запросов, инте-

ресов учащихся и их родителей было разработано и предложено для выбора около 20 программ элективных курсов.

Действенную помощь подростку в правильном выборе профиля обучения, а в дальнейшем и пути получения профессионального образования, могут оказать его классный руководитель и учитель технологии. Один на протяжении нескольких лет ведет наблюдение над развитием личности учащегося, фиксирует это в профессиональной карте, помогает школьнику анализировать свои достижения; другой на основе деятельности в рамках образовательной области «Технология» формирует трудовые навыки, способствует выявлению склонностей и способностей учащегося. В гимназии № 10 г. Егорьевска Московской области накоплен определенный опыт в профильном обучении.

Классный руководитель использует профориентационную карту определенной формы, которая заполняется ежегодно с 5 по 9 класс. В неё записываются анкетные данные учеников, результаты бесед с педагогами, школьным психологом, медицинским работником, родителями школьника.

С пятого класса вводится накопительная система оценивания индивидуальных достижений учащихся - так называемый портфель образовательных достижений (портфолио), который имеет три составные части: документы, творческие работы, отзывы и характеристики.

Накопленный за два года (5 и 6 классы) материал позволяет определить, к чему стремятся дети на данном этапе. Начиная с седьмого класса по выявленным за предыдущие годы направлениям и интересам, школьникам предлагаются краткосрочные курсы в виде отдельных модулей. Каждый год, начиная с седьмого класса, чтобы определить динамику развития профессиональных интересов ученика, проводится профориентационное тестирование.

В конце восьмого класса (март-апрель) учащимся и их родителям предоставляют «образовательную карту» - перечень всех муниципальных образовательных учреждений с подробным описанием профессий, которые в них можно получить, расписанием дней открытых дверей, правилами приема.

В девятом классе предлагаются два вида специально организованных курсов по выбору: предметные и ориентационные, а также проводится специальная информационная работа и профильная ориентация.

Предметные курсы по своему содержанию и формам направлены на расширение знаний ученика по какому-либо предмету. Ориентационные курсы предполагают проведение занятий, способствующих самоопределению ученика в профиле обучения. Информационная работа - это организованное знакомство учащихся 9-х классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы). Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального, среднего профессионального образования [3, с. 14; 16].

Как показывает опыт работы гимназии № 10 г. Егорьевска Московской области, проводимая в течение 5 лет последовательная профориентационная

199

работа позволяет дать учащемуся, заканчивающему 9-й класс. обоснованные рекомендации к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

В качестве опыта работы учителей технологии, которые работают с авторскими адаптированными программами курса в 9 классах в рамках предпро-фильной подготовки учащихся Республики Башкортостан, можно отметить следующих. Учитель технологии И. М. Юмагулов работает в Силантьевс-кой средней школе Бирского района по авторской программе «Профессиональное самоопределение» (информационный). Немаловажное значение для образовательной области «Технология» имеет работа с адаптированной программой «Азбука семейной экономики» учительницы СШ № 10 г. Бирска Р. Х. Мударисовой. Можно отметить и авторскую программу «Профессиональная консультация» учителя технологии Староугузевской средней школы Бирского района Р. Х. Нургалеева.

Осуществление предпрофильной подготовки в школе обязывает учителей создавать образовательное пространство, в котором каждый учащийся сможет осуществить осознанный и ответственный выбор будущей профессии. К сожалению, существующая педагогическая система не оказывает в должной мере помощь будущему выпускнику в осмыслении своего дальнейшего социального и профессионального становления. Современное образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, которые стоят перед обществом и отдельным человеком. Поэтому педагогические коллективы, активно включающиеся в предпрофильную подготовку выявили для себя новые задачи - создавать условия для повышения готовности подростков к самоопределению, оказывать учащимся психолого-педагогичес-кую поддержку в принятии решения о выборе профиля обучения, искать направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом индивидуальных возможностей и ситуации на рынке труда. Реализация указанных задач требует дифференциации образования. Чем раньше ребенок распознает свои способности, а педагоги, родители определят его индивидуальные образовательные потребности, тем легче и естественнее осуществится выбор профиля обучения в старшей школе. Так возникла идея открытия опытно-экспериментальной площадки через технологии проектной деятельности в МОУ «СОШ № 20» г. Норильска [2, с. 216-217].

Как мы уже отмечали, в практике технологической подготовки, раскрыть и реализовать способности школьникам помогает проектная деятельность. При использовании проектного метода в технологическом образовании появляется новая возможность для участников образовательного процесса: учитель выявляет индивидуальные качества учащихся, а сам обучаемый актуализирует свои потенциальные возможности. Реализация данного положения возможна лишь в том случае, когда собственная образовательная деятельность ученика будет соответствовать обозначенным выше основным задачам технологического образования.

В течение всего школьного периода технологического обучения каждый учащийся, начиная с 1 класса, выполняет 11 проектов - по одному в год.

200

В этой многоэтапной деятельности у школьника появляется возможность раскрыть свой креативный потенциал, осознать свои способности и возможности, определиться с выбором профиля обучения, скорректировать жизненные планы.

С целью выявления состояния предпрофильной подготовки учащихся девятых классов нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 592 школьника из 60 образовательных учреждений республики Башкортостан. Как показал анализ полученных результатов, выбор профиля подготовки у подавляющего большинства школьников не соответствуют их способностям и возможностям. Девятиклассники не владеют элементарными знаниями вопросов рыночной экономики, в частности, не имеют представления о рынке труда. Отсутствуют у них знания и умения, обязательные для повседневной жизни, нет и необходимой мотивации на получение профессионального образования. Школьники мало интересуются профессиями своих родителей, не знают о востребованных или почётных рабочих профессиях своего села, города, района. Во многих школах не на должном уровне поставлена профориентационная работа, не введены в учебный процесс спецкурсы или элективные курсы, не проводится на должном уровне реклама рабочих мест. Всё это отрицательно сказываются на предпрофильной подготовке школьников в условиях модернизации всей образовательной системы. В конечном итоге, выпускники беспомощны в выборе будущей профессии или выбирают её случайно. В настоящее время как мы убедились, предпрофильная подготовка учащихся находится только в стадии начальной разработки и, безусловно, требует большого внимания и напряженных дальнейших усилий.

На наш взгляд, образовательная область «Технология» должна сыграть ключевую роль в профориентационной работе, которую нужно проводить во всех школах республики Башкортостан, с целью оказания практической помощи школьнику в правильном выборе будущей профессии.

Таким образом, предпрофильная подготовка школьников является не только педагогической, но и социально-экономической проблемой, требующей своего неотложного решения в условиях модернизации всех образовательных структур.

Библиографический список

1. Ахияров, К. Ш. Технологическая подготовка школьников. [Текст] / К. Ш. Ахияров. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 236 с.

2. Гера, Р. Предпрофильная подготовка - составляющая успешной социализации [Текст] / Р. Гера // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 216-221.

3. Найденова, А. В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения [Текст] / А. В. Найденова // Школа и производство. - 2007. - № 3. -С. 14-17.

4. Серебренников, Л. Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. - 2006. - № 4. - С. 2-5.

5. Серебренников, Л. Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. -2006. - № 5. - С. 6-10.

6. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.

7. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.

8. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.

9. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших школьников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.

10. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.

11. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.

12. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

УДК 371.011:340

Черемисина Александра Анатольевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Cheremisina Alexandra Anatolievna

Сandidate of pedagogical science, associate professor of social pedagogic (sub) department in Orenburg State Pedagogical University, doctoral candidate [email protected], Orenburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.