9. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.
10. Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. -С. 283-294.
11. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших дошкольников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
12. Минникаева, Н. В. Стратегия оптимизации двигательного режима дня для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / Н. В. Минникаева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 310-316.
УДК 371.31
Сайниев Николай Сайнашевич
Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин Бирской государственной социально-педагогической академии, [email protected], Бирск
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Sainiyev Nikolai Sainashevich
Senior teacher of basic technical disciplines department ofBirsk State Social and Pedagogic Academy, [email protected], Birsk
THE FORE-PROFILE TRAINING OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION
Развитие системы технологической подготовки школьников в образовательном пространстве России потребовало формирования единой системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения, создания материальных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Вместе с тем, в контексте социально-экономических изменений в обществе данная проблема не получила теоретического и методического обеспечения, что привело к постепенной деформации структуры технологической подготовки школьников на фоне стагнации системы трудовой подготовки молодежи.
«Технология» постепенно утрачивает перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы при профильном обучении старшеклассников.
Одним из важнейших направлений реформирования общего среднего образования, как отмечается в Концепции модернизации Российского образования, признается усиление его практической направленности. Образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Значимость проблемы определяется самими целями технологической подготовки школьников. В соответствии с нормативными документами в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии.
Однако на сегодняшний день, технология не оказывая помощи в осуществлении практического обучения школьников, передала реализацию этих функций другим дисциплинам, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования [4, с. 2-4].
Одной из ведущих идей модернизации системы образования является обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. По мере взросления школьников их индивидуальные особенности и отличия становятся все более заметными, что создает проблемы в организации учебной деятельности старшеклассников по единым учебным программам. Неоднородность образовательных потребностей учащихся требует внутриклас-сной дифференциации, либо применения новых форм организации учебного процесса.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений современной системы общего образования в Российской Федерации. Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО).
Реализация главной цели предусматривает решение следующих задач:
- выявление на ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости -переориентацию школьника;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности;
- развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентации, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику, как полноправному члену общества возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование [1].
Переход к профильному обучению требует организации предпрофильной подготовки учащихся, главной задачей которой является выбор профиля обучения на старшей ступени школы или направления образовательного развития в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи предпрофильного обучения: выявление интересов и склонностей школьников и формирование в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагоги-ческой помощи в приобретении представлений о жизненных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии [1].
С этой целью в учебные планы введен новый компонент - элективные курсы, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся. Согласно существующим нормативным положениям на предпрофильную подготовку в девятом классе отводится не менее 3-х часов в неделю, в том числе за счет занятий, ранее отводимых на образовательную область «Технология». Данное решение вызвано тем, что самоопределение школьников должно происходить в условиях технологического обучения.
В рамках предпрофильной подготовки большой интерес у школьников вызвали информационные и профориентационные курсы. Школьники знакомятся с существующими в мире профессиями и узнают о профессиях, которые нужны в городе, районе, республике. Ребята посещают предприятия, интересующие их лицеи, гимназии, учреждения среднего специального образования. На элективных курсах учащиеся знакомятся с основами важнейших профессий, изучают характерные особенности человека, выбравшего ту или иную профессию, у подростков формируются коммуникативные, аналитические, прогностические умения. Дети готовятся к осознанному выбору дальнейшего жизненного пути. Для более эффективного решения задач профильного обучения необходима реализация системы комплексной предпрофильной подготовки на основе практико-ориентированного и теоретического обучения.
В целом предпрофильная подготовка должна представлять собой систему психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению подрастающего поколения в выборе предпочтительных видов профессиональной деятельности и соответствующих направлений последующего обучения [5, с. 6].
В рамках федерального эксперимента по профильному обучению старшеклассников в Осиновской средней школе Бирского района Республики Башкортостан был проведен локальный эксперимент. Предпрофильное обучение введено с восьмого класса. После тщательного анализа запросов, инте-
ресов учащихся и их родителей было разработано и предложено для выбора около 20 программ элективных курсов.
Действенную помощь подростку в правильном выборе профиля обучения, а в дальнейшем и пути получения профессионального образования, могут оказать его классный руководитель и учитель технологии. Один на протяжении нескольких лет ведет наблюдение над развитием личности учащегося, фиксирует это в профессиональной карте, помогает школьнику анализировать свои достижения; другой на основе деятельности в рамках образовательной области «Технология» формирует трудовые навыки, способствует выявлению склонностей и способностей учащегося. В гимназии № 10 г. Егорьевска Московской области накоплен определенный опыт в профильном обучении.
Классный руководитель использует профориентационную карту определенной формы, которая заполняется ежегодно с 5 по 9 класс. В неё записываются анкетные данные учеников, результаты бесед с педагогами, школьным психологом, медицинским работником, родителями школьника.
С пятого класса вводится накопительная система оценивания индивидуальных достижений учащихся - так называемый портфель образовательных достижений (портфолио), который имеет три составные части: документы, творческие работы, отзывы и характеристики.
Накопленный за два года (5 и 6 классы) материал позволяет определить, к чему стремятся дети на данном этапе. Начиная с седьмого класса по выявленным за предыдущие годы направлениям и интересам, школьникам предлагаются краткосрочные курсы в виде отдельных модулей. Каждый год, начиная с седьмого класса, чтобы определить динамику развития профессиональных интересов ученика, проводится профориентационное тестирование.
В конце восьмого класса (март-апрель) учащимся и их родителям предоставляют «образовательную карту» - перечень всех муниципальных образовательных учреждений с подробным описанием профессий, которые в них можно получить, расписанием дней открытых дверей, правилами приема.
В девятом классе предлагаются два вида специально организованных курсов по выбору: предметные и ориентационные, а также проводится специальная информационная работа и профильная ориентация.
Предметные курсы по своему содержанию и формам направлены на расширение знаний ученика по какому-либо предмету. Ориентационные курсы предполагают проведение занятий, способствующих самоопределению ученика в профиле обучения. Информационная работа - это организованное знакомство учащихся 9-х классов с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания основной школы). Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального, среднего профессионального образования [3, с. 14; 16].
Как показывает опыт работы гимназии № 10 г. Егорьевска Московской области, проводимая в течение 5 лет последовательная профориентационная
199
работа позволяет дать учащемуся, заканчивающему 9-й класс. обоснованные рекомендации к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
В качестве опыта работы учителей технологии, которые работают с авторскими адаптированными программами курса в 9 классах в рамках предпро-фильной подготовки учащихся Республики Башкортостан, можно отметить следующих. Учитель технологии И. М. Юмагулов работает в Силантьевс-кой средней школе Бирского района по авторской программе «Профессиональное самоопределение» (информационный). Немаловажное значение для образовательной области «Технология» имеет работа с адаптированной программой «Азбука семейной экономики» учительницы СШ № 10 г. Бирска Р. Х. Мударисовой. Можно отметить и авторскую программу «Профессиональная консультация» учителя технологии Староугузевской средней школы Бирского района Р. Х. Нургалеева.
Осуществление предпрофильной подготовки в школе обязывает учителей создавать образовательное пространство, в котором каждый учащийся сможет осуществить осознанный и ответственный выбор будущей профессии. К сожалению, существующая педагогическая система не оказывает в должной мере помощь будущему выпускнику в осмыслении своего дальнейшего социального и профессионального становления. Современное образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, которые стоят перед обществом и отдельным человеком. Поэтому педагогические коллективы, активно включающиеся в предпрофильную подготовку выявили для себя новые задачи - создавать условия для повышения готовности подростков к самоопределению, оказывать учащимся психолого-педагогичес-кую поддержку в принятии решения о выборе профиля обучения, искать направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом индивидуальных возможностей и ситуации на рынке труда. Реализация указанных задач требует дифференциации образования. Чем раньше ребенок распознает свои способности, а педагоги, родители определят его индивидуальные образовательные потребности, тем легче и естественнее осуществится выбор профиля обучения в старшей школе. Так возникла идея открытия опытно-экспериментальной площадки через технологии проектной деятельности в МОУ «СОШ № 20» г. Норильска [2, с. 216-217].
Как мы уже отмечали, в практике технологической подготовки, раскрыть и реализовать способности школьникам помогает проектная деятельность. При использовании проектного метода в технологическом образовании появляется новая возможность для участников образовательного процесса: учитель выявляет индивидуальные качества учащихся, а сам обучаемый актуализирует свои потенциальные возможности. Реализация данного положения возможна лишь в том случае, когда собственная образовательная деятельность ученика будет соответствовать обозначенным выше основным задачам технологического образования.
В течение всего школьного периода технологического обучения каждый учащийся, начиная с 1 класса, выполняет 11 проектов - по одному в год.
200
В этой многоэтапной деятельности у школьника появляется возможность раскрыть свой креативный потенциал, осознать свои способности и возможности, определиться с выбором профиля обучения, скорректировать жизненные планы.
С целью выявления состояния предпрофильной подготовки учащихся девятых классов нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 592 школьника из 60 образовательных учреждений республики Башкортостан. Как показал анализ полученных результатов, выбор профиля подготовки у подавляющего большинства школьников не соответствуют их способностям и возможностям. Девятиклассники не владеют элементарными знаниями вопросов рыночной экономики, в частности, не имеют представления о рынке труда. Отсутствуют у них знания и умения, обязательные для повседневной жизни, нет и необходимой мотивации на получение профессионального образования. Школьники мало интересуются профессиями своих родителей, не знают о востребованных или почётных рабочих профессиях своего села, города, района. Во многих школах не на должном уровне поставлена профориентационная работа, не введены в учебный процесс спецкурсы или элективные курсы, не проводится на должном уровне реклама рабочих мест. Всё это отрицательно сказываются на предпрофильной подготовке школьников в условиях модернизации всей образовательной системы. В конечном итоге, выпускники беспомощны в выборе будущей профессии или выбирают её случайно. В настоящее время как мы убедились, предпрофильная подготовка учащихся находится только в стадии начальной разработки и, безусловно, требует большого внимания и напряженных дальнейших усилий.
На наш взгляд, образовательная область «Технология» должна сыграть ключевую роль в профориентационной работе, которую нужно проводить во всех школах республики Башкортостан, с целью оказания практической помощи школьнику в правильном выборе будущей профессии.
Таким образом, предпрофильная подготовка школьников является не только педагогической, но и социально-экономической проблемой, требующей своего неотложного решения в условиях модернизации всех образовательных структур.
Библиографический список
1. Ахияров, К. Ш. Технологическая подготовка школьников. [Текст] / К. Ш. Ахияров. - Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. - 236 с.
2. Гера, Р. Предпрофильная подготовка - составляющая успешной социализации [Текст] / Р. Гера // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 216-221.
3. Найденова, А. В. Подготовка школьников к выбору профиля обучения [Текст] / А. В. Найденова // Школа и производство. - 2007. - № 3. -С. 14-17.
4. Серебренников, Л. Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. - 2006. - № 4. - С. 2-5.
5. Серебренников, Л. Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников [Текст] / Л. Н. Серебренников // Школа и производство. -2006. - № 5. - С. 6-10.
6. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] / Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.
7. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.
8. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.
9. Нефедкина, И. А. Теоретические основы педагогической поддержки развития самовыражения старших школьников [Текст] / И. А. Нефедкина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 356-365.
10. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.
11. Арефьев, И. П. Технологическое образование в школе и педвузе: проблемы и стратегия его развития [Текст] / И. П. Арефьев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 409-419.
12. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.
УДК 371.011:340
Черемисина Александра Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, [email protected], Оренбург
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Cheremisina Alexandra Anatolievna
Сandidate of pedagogical science, associate professor of social pedagogic (sub) department in Orenburg State Pedagogical University, doctoral candidate [email protected], Orenburg