Научная статья на тему 'Профориентационная работа будущего учителя в ходе предпрофильной подготовки сельских школьников'

Профориентационная работа будущего учителя в ходе предпрофильной подготовки сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А. Л., Правдюк В. Н.

Посвящена проблеме ориентации выпускников сельских школ на аграрные профессии. Обращается внимание на значение предпрофильной подготовки учащихся основной школы с использованием элективных курсов и предметов в обучении. Одновременно с этим раскрывается проблема подготовки учителя к профориентационной работе со школьниками, решение которой связано с дополнительными исследования ми на фоне инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF RURAL SCHOOLS GRADUATES ORIENTATION OF ON AGRARIAN TRADES

Article is devoted a problem of rural schools graduates orientation of on agrarian trades. The attention to value of preprofile preparation of pupils of the basic school with use of elective courses and subjects in training is paid.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа будущего учителя в ходе предпрофильной подготовки сельских школьников»

УДК 378

A. Л. Ефимов, соискатель, (8-4862) 77-73-18, rector@umv-orel .т (Россия, Орёл, ОГУ),

B. Н. Правдюк, д-р пед. наук, проф., 8-953-627-12-01, rector@umv-orel .т (Россия, Орёл, ОГУ)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Посвящена проблеме ориентации выпускников сельских школ на аграрные профессии. Обращается внимание на значение предпрофильной подготовки учащихся основной школы с использованием элективных курсов и предметов в обучении. Одновременно с этим раскрывается проблема подготовки учителя к профориентационной работе со школьниками, решение которой связано с дополнительными исследования ми на фоне инновационных технологий.

Ключевые слова: общепрофессиональные принципы, предпрофильная подготовка, профориентация, сельская школа, элективные курсы.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Школа в широком смысле этого слова

- является важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Одна из основных задач современной школы - это развитие способностей ученика, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В процессе углубления знаний, умений, навыков, расширения кругозора, развития активности в самостоятельной деятельности у учащихся формируются ключевые компетенции, которые являются основополагающими в повышении качества образования с целью самоопределения будущей профессии.

В законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральной программе развития образования раскрыты основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определены приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие

- модернизации образования. Среди направлений, мер и этапов модернизации образования предложены и те, которые касаются сельской школы: всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материальнотехнической базы.

Поэтому будущему педагогу сельской школы в ходе профориентационной работы необходимо учитывать, что развивающемуся аграрному производству нужны образованные, предприимчивые специалисты, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим одна из задач обучения студентов методам профориентационной работы в школе - осознанное восприятие значения подготовки будущих кадров для села. В процессе как предпрофильной, так и профильной подготовки, учитель в план своей профориентационной работы включает трудовое воспитание, формирование интереса и готовности к будущей деятельность в различных отраслях агропроизводства.

Предпрофильная подготовка является подсистемой профильного образования средней школы и выполняет подготовительную функцию. Она необходима для того, чтобы учащиеся могли определиться в выборе будущего профиля обучения. Цели определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения в основной школе. В ходе научного исследования были обозначены, кроме общедидактических, общепрофессиональные принципы: профориентационной направленности, интеграции и дифференциации предпрофильной подготовки, межпредметных связей, трудового воспитания, политехнический принцип, социально-адаптационный, коллективного сотрудничества, принцип творческого и эстетического развития учащихся и социально-трудовой адаптации молодежи. Благодаря этим принципам должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор. Предполагается, что система обучения обеспечит школьникам возможность попробовать себя в различных направлениях.

Предпрофильная подготовка строится на основе индивидуализации учебного процесса, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам. Приветствуется также реализация индивидуальных траекторий образования, представляющих собой некое движение ученика в содержании обучения, во времени и в пространстве, то есть по разным учреждениям района.

В своей педагогической практике в условиях Орловского государственного университета в решении вопроса о предпрофильной подготовки, ее содержании мы обращаемся к теории профориентации, школьной системе профориентации и др. В настоящее время большое значение имеет поиск более эффективных форм и методов профориентационной работы.

Следует подчеркнуть, что отсутствует единая модель подготовки сельских школьников к выбору профессии, недостаточно методик предпрофильной подготовки в основной сельской школе, учебно-

методических пособий и рекомендаций к разработке и внедрению элективных курсов и предметов как форм начальной профориентационной работы.

В ходе планомерной работы по совершенствованию методов подготовки будущего учителя, способного использовать эффективные педагогические условия для подготовки учителя технологии в соответствии с образовательным стандартом образовательной области «Технология», выявлено, что она определяется как процесс и результат профессиональной подготовки, в которых в интегрированном единстве сочетаются: мотивационная, содержательно-процессуальная и

профессионально-личностная готовность к формированию знаний, умений и навыков школьников, которые способствуют расширению и углублению кругозора у учащихся и правильному выбору будущей профессии.

Педагогу сельской школы важно в ходе профориентационной работы своевременное оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением, развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности, формирование способности принимать осознанное решение способствует успешному процессу повышения профессионального образования, найти свое место в мире профессий и пути ее реализации.

Исследования показали, что работа студентов в ходе педагогических практик, в проведении элективных курсов и предметов по предпрофильной подготовке («Химия в сельском хозяйстве», «Овощеводство», «Юный лаборант», «Цветоводство», «Плодоводство», «Сельскохозяйственные машины» и др.), созданных на базе экспериментальных площадок в сельских школах Орловской области, способствует эффективному совершенствованию профориентационных умений и навыков. Программы элективных курсов разработаны на основе межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами, а содержание их не копирует содержание тем по образовательной области технология.

Ценным, на наш взгляд, является то, что в ходе предпрофильного обучения учителю предоставляются широкие возможности использовать элементы инновационных технологий с использованием компьютерной техники и ТСО, что расширяет интерес школьников, привлекает их внимание к изучению предмета. На факультете технологии, предпринимательства и сервиса ОГУ развивается научное направление в области подготовки учителя технологии, владеющего знаниями и умениями самостоятельно разрабатывать программы, содержание, выбирать формы, методы и методику проведения занятий по технологии. В

процессе подготовки дипломных работ будущий учитель выполняет задание по разработке презентации в соответствии с темой исследования, в которой он показывает все особенности обучения школьников основам технологических знаний, в том числе и по сельскому хозяйству. Такие презентации апробируются в условиях школы.

Так как основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение, то в связи с этим обращаем внимание на то, что в ходе предпрофильной подготовки будущему педагогу необходимо развивать у школьников следующие умения: объективно оценивать планы и намерения к продолжению образования в профессиональных учебных учреждениях; осуществлять выбор профессии в соответствии со своими способностями и интересами.

Считаем, что проблема подготовки учителя к профориентационной работе со школьниками остается актуальной, необходимы дополнительные исследования с использованием инновационных технологий по вопросам: активизации студентов к самостоятельной творческой и научной деятельности; формирования у студентов интереса к информационным и педагогическим технологиям; изучения особенностей социальных условий школ, позволяющих развивать технологические знания, умения и навыки у школьников.

В ходе профессионального становления студентов: развивается широкий спектр познавательных и профессиональных интересов,

ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей педагогической деятельности. Процесс подготовки будущего учителя к профориентационной работе в сельской школе предполагает внедрение различных инновационных изменений в организации и содержании обучения.

Список литературы

1. Арефьев И.П. , Мисаль О. Производственное объединение сельских школьников: опыт постижения экономики // Сельская школа. 2005. №3. С. 55-58.

2. Арефьев И.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза // Педагогика. 1994. №3. С. 47- 50.

3. Климов Е.А. Как выбрать профессию: кн. для учащихся ст. классов сред. шк // М.: Просвещение, 1990. 159 с.

4. Кондратенков А.Е. Подготовка учителей к работе в малокомплектной школе // Педагогика. 1990. №4. С.93-96.

5. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Первоначальная профессиональная подготовка // Педагогика. 1994. №5. С.81-85.

А.Ь. Efimov, V.N. Pravduk PROBLEM OF RURAL SCHOOLS GRADUATES ORIENTATION OF ON AGRARIAN TRADES

Article is devoted a problem of rural schools graduates orientation of on agrarian trades. The attention to value of preprofile preparation of pupils of the basic school with use of elective courses and subjects in training is paid.

Key words: preprofile preparation, vocational guidance, rural school, elective courses.

Получено 14.02.0212 г.

УДК 378

B. Н. Правдюк, д-р пед. наук, проф., 8-953-627-12-01, rector@univ-orel.ru (Россия, Орёл, ОГУ),

C. В. Дерепаско, доцент, (8-4862) 76-38-15, rector@univ-orel .ru (Россия, Орёл, ОГУ),

С.И.Маслов, д-р. пед. наук, проф., (4872) 33-25-08, massl@mail.ru ( Россия, Калуга, КГУ им. К.Э. Циолковского)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассматривается проблема подготовки педагогов профессионального обучения. Дается определение профессионально-педагогической подготовки будущего педагога; рассматриваются подходы в обучении будущего педагога: педагогический,

информационный, технологический, творческий; выделены педагогические условия. Одной из эффективных форм накопления педагогического мастерства является педагогическая практика в профессиональных учебных учреждениях. Выделено несколько направлений в содержании самостоятельной практической деятельности студентов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка, подходы:

педагогический, информационный, технологический, творческий, педагогические условия, педагогическая практика.

Система высшего образования в России претерпевает существенные преобразования: переход на двухуровневую подготовку в образовании по новым стандартам. В связи этим проводится работа по совершенствованию подготовки педагогов профессионального обучения, разрабатываются новые образовательные технологии на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности, формирование единого интеллектуального, экономического и культурного пространства.

Изменение социальных и экономических условий в стране требует и подготовки экономически грамотного и предприимчивого педагога профессионального обучения, умеющего рационально использовать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.