Научная статья на тему 'Музыкальное народное творчество как средство творческой самореализации личности в дополнительном образовании'

Музыкальное народное творчество как средство творческой самореализации личности в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL FOLK ARTS / MUSICAL CREATIVE POTENTIAL / PERSONALITY SELF-REALIZATION / EXTRACURRICULAR MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Михаил Александрович

В статье поставлена проблема музыкального народного творчества как средства творческой самореализации личности в дополнительном образовании. Представлена общая модель организации дополнительного музыкального образования как средства творческой самореализации личности в творческой студии «музыкальный фольклор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical Folk Arts as a Means of Personality Creative Self-Realization in Extracurricular Education

A general model of extracurricular musical education organizations as a means of creative self-realization of a person in the "Musical folklore" studio is presented.

Текст научной работы на тему «Музыкальное народное творчество как средство творческой самореализации личности в дополнительном образовании»

М. А. Васильев

музыкальное народное творчество как средство творческой самореализации личности в дополнительном образовании

Роль искусства в воспитании раскрыли выдающиеся искусствоведы, известные деятели в области воспитания и развития человека средствами искусства — Б. В. Асафьев, Д. Кабалевский, Б. М. Неменский и др. Его роль в воспитании и развитии способностей школьников исследована в научных работах Ю. Н. Бычкова, Н. Вендровой, Л. В. Виноградова, Л. Горюновой, В. А. Столярова, Н. А. Терентьевой, Е. К. Чухман, Н. Е. Щурковой и др. Исследователи отмечают влияние искусства, в т. ч. музыки, на развитие художественно-образного мышления детей, их художественно-творческое развитие, формирование духовной культуры. Подчеркивается значение комплексного использования искусств в эстетическом воспитании, синтеза искусств в педагогике (С. Московская), целостного восприятия школьниками различных видов искусства (Н. А. Терентьева), полихудожественного воспитания (С. И. Назарова и др.).

Интеграция искусств важна для системного подхода к воспитанию творческой личности, который охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общекультурного и нравственного воспитаний. Неразрывное единство мировоззренческого, духовного и художественного начал является неотъемлемым условием целостного развития личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития и творческой самореализации.

Ценность творчества, его воспитательные и развивающие функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества, в овладении новыми способами деятельности. Эти условия в полной мере относятся к музыкальному народному творчеству и занятиям музыкой. Именно музыкальные занятия могут способствовать развитию креативности учащихся. Под креативностью мы понимаем развитие творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Таким образом, интеграция искусств и синтез процесса и результата творчества являются необходимыми условиями целостного развития и воспитания личности.

Основной целью дополнительного музыкального образования является развитие музыкально-творческого потенциала личности, музыкальных и творческих способностей, музыкальной культуры воспитанника.

К. Роджерс рассматривает творчество как усиление себя1. Усиление себя, внутренних ресурсов личности в дополнительном музыкальном образовании происходит, с нашей точки зрения, в результате развития музыкально-творческого потенциала, который, с одной стороны, является условием и предпосылкой творческой самореализации личности, а с другой стороны, — результатом и показателем этой самореализации.

Творческая самореализация представляет собой реализацию творческого потенциала личности в продуктивной деятельности, которая осуществляется новыми эффективными

© М. А. Васильев, 2008

способами решения творческих задач и заканчивается достижением оригинальных результатов. Творческие успехи стимулируют активность личности в развитии творческой деятельности, в дальнейшей самореализации, которая осуществляется на основе внутренних значимых устремлений и мотивов и внешних влияний.

Для творческой самореализации личности в дополнительном образовании особое значение имеют жанр и содержание художественно-творческой деятельности.

Предметом исследования избрана музыкальная деятельность, содержанием которой является народное творчество.

В современной социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение к народному творчеству учащихся приобретает все более актуальное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество является одной из высших духовных ценностей русского народа, лежащих в основе общекультурного и музыкального развития учащихся в дополнительном образовании.

Возрастают ценность и значимость деятельности педагогов по воспитанию любви к народному творчеству, деятельности во имя возрождения в ребенке чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья бытия и творчества, формирования духовной и музыкальной культур, имеющих генетические корни.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании значительную роль играет приобщение к музыкальному народному творчеству, к народной песенной культуре. Музыкальное народное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Необходимость обращения в воспитании к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, передать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное «отрубание» своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому важной задачей педагогической деятельности становится обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.

Основой при формировании эстетического сознания обучающихся должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которой является фольклор.

Фольклор — источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.

В исследовании М. Н. Мельникова2 подчеркнуто, что неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п.» (Г. Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании обучающихся в дополнительном образовании. Они по силе воздействия на чувства и воображение ученика занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном развитии обучающихся.

Народная педагогика мудро создавала ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями музыкальные впечатления. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов.

Исследования роли народного творчества в воспитании детей (Г. А. Готовцев, М. Н. Мельников, Л. Назаров, К. Л. Старикова, Н. Н. Фомина и др.) раскрыли его общекультурные и музыкально-развивающие функции. Эстетически ценные музыкальные впечатления ребенок получает с детства. Погружение в мир музыкального народного искусства позволяет формировать и усваивать подобно словам родной речи многокрасочный музыкальный язык национальной культуры как составной части мировой культуры.

Возможности погружения ребенка в мир народного искусства, обучения языку народной, а в дальнейшем — классической и современной музыки открываются перед педагогами дополнительного образования. Их музыкально-педагогическая деятельность, предполагающая активное использование средств народной педагогики и народного музыкального искусства в образовательном процессе, избрана нами в качестве специального объекта исследования.

Опытно-экспериментальная работа была организована в системе дополнительного образования на базе музыкальной школы (№ 17 Санкт-Петербурга) и на базе педагогического колледжа (№ 8), осуществляющего профессиональную подготовку социальных педагогов. Особенности дополнительного музыкального образования в названных образовательных учреждениях различны:

• музыкальная школа является самостоятельным учреждением дополнительного образования детей и осуществляет обучение музыке учащихся, как правило, младшего и среднего школьного возрастов в дополнение к их обучению в общеобразовательной школе, выполняя общекультурную и музыкально-развивающую функции;

• в педагогическом колледже дополнительное музыкальное образование осуществляется в условиях профессионального педагогического образования как дополнение к нему и охватывает учащихся юношеского возраста и достигших гражданской зрелости (18 лет), выполняя те же ведущие функции — общекультурную и музыкально-развивающую.

В педагогическом колледже дополнительное музыкальное образование при определенных условиях его организации может выполнять профессионально-ориентированную функцию, связанную с профессией социального педагога, который должен уметь общаться и находить контакт с людьми разного уровня развития и культуры, в т. ч. с помощью музыкальных средств.

В музыкальной школе обучение музыке наиболее талантливых детей, имеющих склонность к профессии музыканта, также может выполнять профессионально-ориентированную функцию.

Таким образом, несмотря на различия в образовательных учреждениях и в возрасте обучающихся, дополнительное музыкальное образование выполняет общие развивающие функции:

• общекультурного развития;

• музыкального развития;

• профессионально-ориентированного развития;

• личностного развития.

Музыкальная деятельность обучающихся в дополнительном образовании, как любая другая деятельность, является важнейшим фактором развития личности, ее

ценностно-мотивационной и действенно-волевой сфер. Развитие музыкальных творческих способностей в музыкальной деятельности, основанной на народном творчестве, стимулирует выработку у обучающихся стремления к проявлению собственной инициативы, мотивацию достижений, стремление создать что-то новое, свое, лучшее, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области народной музыкальной культуры.

Общность функций музыкального дополнительного образования в образовательных учреждениях разных типов и видов позволяет выделить общие направления в содержании программ такого образования: познавательное, исполнительское, музыкально-образовательное и действенно-практическое.

Первое — познавательное — связано с составлением перспективного плана работы и учебной программы с включением учебного материала, отражающего музыкальные виды народного творчества во все формы организации музыкального воспитания. Одна из форм его — проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах, достаточно распространенная в дополнительном образовании.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, педагог знакомит учащихся с произведениями русских писателей, где говорится о народной музыке, использует в беседах иллюстрации художников к русским народным сказкам, творения народных мастеров, знакомит обучающихся с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. В работе со студентами педколледжа необходимо подбирать более сложную литературу, включая труды искусствоведов, анализирующих музыкальное народное творчество. Большую помощь могут оказать аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень знаний обучающихся, расширяют общий и музыкальных кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым для педагога является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления участника творческого объединения, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения растущего человека к лучшим образцам музыкального народного творчества, противопоставляет примитивные интонации окружающей ученика современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

Второе — исполнительское направление — работа с обучающимися по формированию певческих умений и умений игры на музыкальных инструментах. Решение задачи развития певческого голоса ребенка школьного возраста и студента педколледжа предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Специалисты признают лучшими хоровыми произведениями для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата школьника и студента, их возрастные возможности, следует использовать унисонное пение при исполнении уже

ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков — дыхания — происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности. Используя специально отобранный фольклорный репертуар, педагог обращает внимание на упражнения детей в торможении выдоха, медленном и постепенном расходовании заключенного в легких воздуха. За искусственно удлиненным протяжным звуком выдоха следует более глубокий вдох.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

Исполнительское направление учебной программы связано и с исполнением песен детьми без музыкального сопровождения. С учетом традиции звучания народной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе со школьниками и студентами педагогического колледжа является обучение пению без сопровождения. Сама мелодическая структура многих народных песен помогает формированию этого умения: небольшой диапазон; ясная ладовая основа; несложные, основанные на широком использовании импровизации приемы развития музыкального материала. В процессе обучения пению без сопровождения формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы «про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению школьников и студентов является поддержка их голоса педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с обучающимися ее наиболее сложные фрагменты.

Исполнительское направление может быть расширено путем использования пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у учащихся музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У обучающихся укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у учащихся разного возраста воображение, активизировать их творческие проявления.

Третье направление — музыкально-образовательное. В музыкально-образовательной деятельности обучающихся школьного возраста и студентов одной из задач является освоение элементов музыкальной грамоты. Успех работы педагога будет зависеть от умелого построения занятий, на которых обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотной грамоты, различных вариантов музыкальных построений) строится непосредственно на материале музыкального народного творчества. Педагог формирует представления учащихся о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами музыкального искусства, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений народного творчества для музыкального развития является не менее важным, чем работа с песенным материалом.

В музыкальной школе теория музыки изучается более основательно, чем в дополнительном образовании студентов педколледжа, поскольку задача специального музыкального развития в такой школе является основной.

Интересным и полезным оказывается прослушивание педагогом вместе с обучающимися записей произведений народной музыки. Эффективным в работе является слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей — определить назначение музыкального произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа. Для этого должны быть выбраны записи произведений, особенно ярко демонстрирующие тот или иной жанр народной музыки. Это могут быть трудовые припевки, колыбельные песни. При прослушивании припевок трудовые возгласы-команды подскажут ребятам предназначение припевок. При слушании колыбельных негромкое пение, равномерный ритм, характерный припев помогут им точно определить жанр. Такое прослушивание произведений с последующим выяснением их назначения даст возможность педагогу познакомить обучающихся с выразительными средствами различных музыкальных жанров, показать зависимость содержания музыкальных произведений от их жизненного назначения.

Педагоги организуют праздники, в которых на Руси традиционно принимали участие дети. Таким образом, решается задача и нравственного воспитания, т. к. в этой деятельности находит воплощение чувство любви каждого ребенка к природе, собственное представление о красоте, с ней будет связано и духовное возвышение личности будущего гражданина.

Педагог музыкальной школы имеет возможность познакомить детей с важнейшими датами народного календаря. Народное понимание года как круга жизни отражено в былинах, сказках, пословицах, загадках. Знакомство с датами народного календаря дополняется, по возможности, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом.

Крайне важно взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей на основе опыта народной педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями должны решаться задачи воспитания и развития ребенка. Для ребенка младшего школьного возраста важными являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в музыкальной школе работы, как показал наш опыт, зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей — важное требование, предъявляемое к педагогу-профессионалу. Эффективность применения средств народной педагогики в работе с семьей обусловлена рядом педагогических условий, к которым относятся:

• создание и развитие семейных традиций, связанных с музыкальным развитием всех членов семьи и воспитанием детей;

• создание круга семейных знакомств по принципу дружбы с семьей по общим интересам к музыкальному народному творчеству;

• постоянный интерес членов семьи к успехам ребенка в музыкальной школе, его достижениям;

• владение взрослыми воспитательными средствами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, умением проводить праздники и игры дома;

• постоянное обращение к истокам народной культуры, к народным играм, праздникам и т. д.;

• участие родителей в подготовке и проведении концертов с выступлениями их детей и др.

Четвертое направление — действенно-практическое — включение обучающихся в праздники, развлечения, самостоятельную и концертную деятельность, связанные с музыкальным народным творчеством. Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными учащимся школьного и студенческого возрастов, когда включаются в их повседневную жизнь, используются в самостоятельной и концертной деятельности. Известно, что большой интерес у детей и взрослых вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Педагог организует участие школьников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального репертуара.

Стимулирующим фактором развития творческих способностей в музыкальном объединении является участие в городских смотрах. Принимая участие в них, обучающиеся знакомятся с разнообразным песенным репертуаром, понимают, что они занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество, которое получает общественное признание.

Организации и проведению годовых праздников в музыкальных общеобразовательных школах следует уделить особое внимание. Необходимо помнить, что традиционно каждый народный праздник — это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках проявляется яркое выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, с окружающими людьми, необходимо дать ему возможность почувствовать атмосферу весенних, летних, осеннее-зимних народных праздников, понять, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами народ стремился помочь весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, растений, прилету птиц.

Идеи, опыт народной педагогики могут стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями. Именно педагог дополнительного образования должен помогать родителям в овладении народной мудростью, корректировать совместную жизнедеятельность семьи общеобразовательной школы и музыкальной школы, процесс творческой самореализации личности обучающегося.

В педучилище в опытно-экспериментальной работе присутствовало и пятое направление — профессионально-ориентированное, связанное с учебными курсами педагогики и психологии и с практикой студентов. Это направление позволило развивать музыкальные творческие способности студентов и как профессионально значимые качества их личности.

Содержание выделенных направлений дополнительного музыкального образования зависит от типа базового образовательного учреждения, в котором оно осуществляется. Вместе с тем, в процессе опытно-экспериментального исследования нами была спроектирована общая модель организации дополнительного музыкального образования как средства творческой самореализации личности в творческой студии «Музыкальный фольклор». Эта модель включает следующие компоненты:

• цель — развитие музыкально-творческого потенциала личности воспитанника;

• содержание дополнительного музыкального образования, которое имеет общие направления: познавательное, исполнительское, музыкально-образовательное, действенно-практическое;

• виды деятельности обучающихся, отражающие выделенные направления образования: познавательное, исполнительское, музыкально-образовательное, практическая творческая деятельность (досуговая, концертная, бытовая), требующая применения музыкальных знаний, умений и навыков;

• индивидуальные программы развития музыкально-творческого потенциала личности, направленные на мотивацию достижений и саморазвития;

• сочетание индивидуальных и коллективных форм организации дополнительного музыкального образования;

• результат - формирование воспитанника как субъекта саморазвития и творческой самореализации его личности2.

1 Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.

Мельников М. Н. Детский фольклор и проблема народной педагогики. Новосибирск, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.