педагогические науки
Цораева Фатима Николаевна РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО ...
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА)
© 2017
Цораева Фатима Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Идеи возрождения национальной культуры и самосознания народа предполагают массовое к ней приобщение. Народному творчеству в его проявлениях в последнее время уделяется большое внимание: популяризируются народные песни и мотивы, ансамбли народных инструментов, фольклорного танца и пения, костюмы, выставки мастеров декоративно-прикладного творчества. Особых подходов в образовательных организациях в условиях демократизации общества и образования, деструктивных последствий кризисных явлений, феномена «потерянных поколений», требует национально-этническое патриотическое воспитание. Условием развития регионального образования на сегодняшний день является педагогическая реформа, имеющая место в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Политика в области образования на региональном уровне сегодня заставляет находить качественно новые подходы и продолжает быть национальной. Попытки «уничтожить» национальную этническую идентичность ирреальны, и только вызовут обратные реакции. На каждый акт своего «уничтожения» она ответит возрождением. Введение этнокомпонента на уроках нравственно-эстетического цикла в школе и внеклассной деятельности является одним из основных условий сохранения и развития культурно-творческого образования нации, улучшения взаимоотношений и взаимодействий национальных культур народов, проживающих на территории России. Как же хочется верить, что в сердцах моих дорогих непосед, взойдут когда-нибудь те самые, когда-то посаженные мною семена, наполненные частичкой моей души и превратятся в огромное могучее дерево с цветущими плодами Творений во благо великой державы, страны России, моей родной Алании-Осетии, которыми восхитится все Человечество и в этом будет и моя заслуга.
Ключевые слова: этнорегиональный компонент, учитель музыки, искусство, творческая деятельность, региог-нализация образования.
IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN THE EDUCATIONAL-EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER OF MUSIC (ON THE EXAMPLE OF THE NORTH-CAUCASUS REGION)
© 2017
Tsoraeva Fatima Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary and preschool education North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina St., 46, e-mail: [email protected])
Abstract. The ideas of the revival of the national culture and the self-awareness of the people presuppose a mass acquaintance to it. Folk art in its manifestations has recently received a lot of attention: popular songs and motifs, ensembles of folk instruments, folkloric dance and singing, costumes, exhibitions of masters of decorative and applied art are popularized. Special approaches in educational organizations in the conditions of the democratization of society and education, the destructive consequences of crisis phenomena, the phenomenon of «lost generations», requires national-ethnic patriotic education. The condition for the development of regional education today is the pedagogical reform that takes place in the federal state educational standards of the third generation. The educational policy at the regional level today makes us find qualitatively new approaches and continues to be national. Attempts to «destroy» national ethnic identity are surreal, and will only provoke back reactions. For each act of her «destruction» she will respond by rebirth. The introduction of an ethno-component in the lessons of the moral and aesthetic cycle in school and extracurricular activities is one of the main conditions for preserving and developing the cultural and creative education of the nation, improving the interrelationships and interactions of the national cultures of peoples living on the territory of Russia. How do you want to believe that in the hearts of my dear fidgets, someday those same seeds once planted by me, filled with a part of my soul, will emerge and turn into a huge mighty tree with the blooming fruits of the Creations for the benefit of the great power, the country of Russia, my native Alania-Ossetia, which all humanity will admire, and in this will be my merit.
Keywords: ethno-regional component, music teacher, art, creative activity, regional education system.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Существующие в настоящее время модели регионализации образования, законодательные и нормативные акты позволяют в полной мере и целенаправленно реализовать национальную политику в области непрерывного образования, определять пути и средства превращения общего образования в фактор социального прогресса различных сообществ. Тем не менее, проблема регионализации образования еще долгое время будет актуальной и востребованной.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», региональные документы обеспечили правовую основу становления национально-образовательных систем учебно-воспитательного процесса [1]. Основной идеей образования в России является этническая культура народов, ведущая их к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех национальностей, проживающих на территории Российской Федерации. Документы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы провоз-
глашают и призывают обеспечивать полномочиями и правами все национальные республики, находящиеся на территории Российской Федерации, без какой-либо дискриминации, независимо от языка, цвета кожи, религии, этнического происхождения, способствовать мировой образовательной практике, защищать и сохранять этнические меньшинства, их языки, традиции, культуру, искусство.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние годы, как заметили многие исследователи (Н.А. Воитлева, Н.В. Карпук, Луганская Г.Б., А.В. Лысенко и др.), каждый регион наделяется правами и обязанностями определять собственную образовательную стратегию и тактику, опираясь на социокультурные условия [2, с. 234239; 3, с. 42-43]. Разработка и реализация Федеральных программ модернизации развития образования с учетом этнокомпонентных особенностей невозможны без учета
Tsoraeva Fatima Nikolaevna pedagogical
IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL ... sciences
исторических, политических (Л.В. Щедрина), экономических, географических, религиозных факторов, различных сфер сознания людей [4, с. 137-141].
В Республике Северная Осетия-Алания (РСО-Алания), в институтах воспитания, особое внимание уделяется регионализации возрождения и приобщения молодежи к культурному, духовному наследию народа (Н.Х. Сопоева) [5, с. 99-101], его истории, традициям, обычаям, религиозным воззрениям и верованиям осетинского народа, отражающимся в жанрах музыки, эпосе (Ф.Н. Цораева) [6, с. 186-189], его архаических истоках, наполненных глубоким философским смыслом и народной мудростью предков (Ф.К. Цаллагова) [7, с. 212-214], живших несколько веков назад.
Формирование целей статьи (постановка задания). Все компоненты народной культуры, включая фольклор, музыкальные, литературные, художественные жанры, обладают колоссальным, ничем незаменимым воспитательным и формирующим личность ребенка потенциалом, раскрывающим сущность содержания образования и обучения детей, их воспитание в духе нравственности. Важные образовательные и воспитательные задачи возлагаются на образовательные организации республики по созданию творческих кружков, секций, объединений, национальных театров, эстетических центров, вокальных групп, фольклорных и камерных хоров с исполнением национальной музыки. Основные нравственные правила, идеалы, понимание добра и зла, нормы общения, мировоззрение человека в процессе учебно-воспитательной деятельности находят отражения в аланике, мудрости народной, в культуре, фольклоре, искусстве. Региональная интеграция позволяет разработать и реализовать учителю авторскую национальную программу, с помощью интегрированных уроков и спектаклей, различной внеклассной деятельностью обучающихся общеобразовательных школ РСО-Алания.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В средней школе №38 нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся, с учетом национально-регионального компонента, уделяется большое значение. Как учащимся, так и педагогам предоставляется возможность участия в создании новых творческих региональных этнопроектов, основной целью которых является приобщение и дальнейшее исследование многообразного мира национальной культуры, фольклора и искусства, духовного наследия осетинского народа, скифо-сармато-аланского мира (Ф.Н. Цораева) [8, с. 128-134]. По национальной тематике под руководством учителя учащиеся разрабатывают проекты исследовательских работ, представляющих новизну замысла, актуальность, теоретическую и практическую значимость. Обучающиеся имеют возможность защищать исследовательские работы в секциях научно-исследовательских конференций разного уровня: «Старт в науку», «Ступень в науку», «Галилео», «Созвездие интеллектуалов», «Шегреновские чтения» и др. Наибольшим интересом пользуются исследовательские проекты учащихся: «Генетическая связь осетинского народа с выдающимися личностями Мира», «Солнечно-огненный культ осетин в творчестве деятелей культуры и искусства Осетии», «Мотивы венгерских яссов в творчестве Ф.Листа, «Вокруг «Цоппай...», «Инструментарий осетинского народа». Продукты детского творчества обучающихся неоднократно были использованы в процессе учебно-воспитательной работы в учителями музыкального и изобразительного искусства, осетинской литературы, истории Осетии, классными руководителями [6]. В процессе изучения на уроках музыкального искусства культурных ценностей осетинского народа, ее глубокого постижения, молодежи передаются этико-эстетические ценности философской мудрости народного фольклора, архаика жанров танцевального и песенного творчества, формируется и раскрывается богатый внутренний мир личности, просыпается гене-426
тическая память. Работа с обучающимися, вызывающая колоссальный интерес к своим истокам, народной мудрости, архаике танца, песенному творчеству, исконно-национальному инструментарию, сакральности осетинских мелодий и наигрышей разнообразна. В общеобразовательных учреждениях РСО-Алания на уроках нравственно-эстетического цикла, вместе с изучением русской и зарубежной культуры, большое значение уделяется знакомству детей с фольклором и музыкальным искусством осетинского народа. С целью воспитания гармонически развитой личности, средствами интегрированных уроков с использованием национально-регионального компонента изданы учебники и методические пособия с разработками интегрированных уроков и внеклассных мероприятий, с включением в них тематики из авторской программы «Скифо-сармато-аланский мир». Методические пособия «Творческий поиск», «Вдохновенные звуки фандыра», «Использование на-ртовского эпоса на уроках музыкального искусства в школе», «Резван Каурбекович Цорионти», «Таинства Вселенной в языке вечности», «Георгий Цаголов - просветитель-педагог Северо-Кавказских народов» своей целью ставят изучение фольклора и творчества осетинских композиторов. Все перечисленные программы с национально-региональным компонентом востребованы учителями РСО-Алания. Тематика разработок авторских уроков и внеклассных мероприятий систематически и успешно реализуются ими в процессе учебно-воспитательной деятельности с обучающимися. На уроках эстетического цикла учитель, на основе интеграции с различными жанрами искусства, знакомит детей с народным творчеством осетин: сказаниями, сказками, легендами, преданиями, мифами, музыкой, народным обрядовым праздничным и религиозным календарем.
В целях и задачах программы отражены также изучение инструментария осетинского народа, творчества певцов-сказителей, музыкального искусства, фольклора и истории скифо-сармато-аланского мира. Дети исследуют и анализируют все заимствованные и принадлежащие народу исконно-национальные группы инструментов, сопоставляя их со звучанием инструментария других соседних народов Северокавказского региона. В тематике поурочных разработок «Истоки песенного творчества», «Профессиональная вокальная школа музыки», приводятся примеры лучших образцов песенного жанра, начиная от архаических мелодий и текстов певцов-сказителей, до именитых оперных певцов, наших соотечественников.
Педагог ставит своей целью приобщить детей к истокам национальной культуры, воспитать у них художественный вкус на примерах лучших образцов сокровищницы Мировой и национальной культуры (Р.Р. Ахмедбекова), потребность слушать, анализировать и замирать при звуках музыки композиторов-классиков, восхищаясь интонациями народных наигрышей и мелодий [9, с. 123-125]. В процессе работы на уроках музыкального искусства, учитель ставит перед собой цель развить интерес детей к наследию своего народа. Очень важно разучивать с обучающимися песни на родном языке (И.Н. Полынская, В.И. Рожина), знакомить их с различными жанрами национальной музыки, как народной, так и классической, акцентируя внимание на архаике фольклорного и классического танца, их историческом содержании, глубоком философском смысле и народной мудрости [10; 11].
Изучение учебного материала, как отмечает Л.Ю. Калинина, осуществляется в соответствии с заложенной в программе логикой развертывания тематиз-ма и принципом постепенного усложнения задач - от простых народных напевов к фрагментам масштабных музыкально-сценических и симфонических произведений профессиональных композиторов [12, с. 68-72]. Предметные результаты учебной деятельности формируют у обучающихся чувства гордости и осознания Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Цораева Фатима Николаевна РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО ...
своей этнической принадлежности. На уроках музыкального искусства в школе (Н.П. Шишлянникова, В.Г. Подзолков), дети учатся понимать значение отечественных народных музыкальных традиций в жизни своего родного края [13; 14].
Национально-региональный компонент, используемый в различных видах деятельности учителя в школе, способствует возрождению эстетических, духовных и нравственных ценностей, с целью сохранения лучших народных традиций, национального искусства [7, с. 212-214]. Одним из важных аспектов регионализации образования следует считать идеи поликультурности (Н.В. Иванова), направленные на приобщение подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям и приоритетам человечества, способствующего интеграции мировой, отечественной и национальной культуры [15]. Эти идеи развивают и сохраняют духовно ценные взаимоотношения между представителями разных этнических групп. Изучая культуру своего народа, средствами искусства (С.К. Игнатьева), обучающиеся приобщаются как к своей, так и мировой художественной культуре [16]. Этот аспект имеет огромную значимость в воспитании толерантных отношений среди подрастающих поколений. В этой связи проблема определения содержания национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Каждый урок, в сопровождении «Королевы искусств», мы отправляемся в путешествие, в страну «Музы Вдохновения», в мир, которой полон Таинств. Затаив дыхание, в безмолвной тишине, вместе с ребятами робко ступаем по лестнице искусства, тонко ощущая связь между прошлым и будущим, отправляясь в глубь веков, преклоняясь перед каждой нотой, звуком, паузой, в которой слышится сама Вечность. Дети верят в чудеса, и они частенько являются к ним на уроки музыкального искусства. Очень часто приходилось наблюдать, будто бы по чьей-то воле, по взмаху волшебной палочки, как по заказу, вместе с нами начинают звонким многоголосьем подпевать и вторить нашим голосам птички, подражая звукам свирели нарта Ацамаза. Радуясь чарующим звукам мелодий, солнышко, в лучах которого просматривается образ героини эпоса, златовласой Ацырухс, украдкой выглядывая сквозь кроны старинных деревьев, и восторгаясь вокруг себя гармонией, внезапно озаряет ярким светом класс, кокетливо подмигивая детишкам. Мы переносимся из 21 века в век 20, 19, 18, ..., 12 и, затаив дыхание, жмуря глаза, в предвкушении ожидаемого, подаренного музыкой чуда, оказываемся в другом измерении, в скифо-сармато-аланском мире. Кажется, что наша уважаемая старушка-пластинка, повидавшая на своем веку немало поколений детей и взрослых, старается своим, от времени изменившимся, скрипучим голосом донести до нас обрывки мелодий из седой старины. Звуки наигрышей, мелодий, песен доходят до нашего сознания, до глубины души. Они такие родные, близкие и неповторимые.
Судя по нартовским сказаниям, песни, музыка и пляски составляли важнейший элемент древнеосетинского быта» - писал видный осетинский ученый исследователь-лингвист, В.Абаев.
Исполняемые мотивы певцами-сказителями на народных инструментах уадынз, хъисын фандыр, дуада-станон арфа, воссоздают в детском воображении во всей своей красе образы величественных, царственных гор, ущелий, скал, ирон хадзаров, бурных рек, сторожевых башен, орлов, парящих над облаками фантастически красивого неба.
Музыка дарит нам то, что отнимает у нас жизнь. Благодаря музыке, мы имеем возможность соприкоснуться с неиссякаемым источником, вечно живым и кристально чистым «родником вдохновения», из которого мы черпаем для себя силы, надежду, веру и все самое ценное, созданное нашими доблестными предками [17].
Преподаватели должны не только хорошо знать особенности своего региона, но и различными средствами, формами, методами, реализуемыми на уроках музыкального искусства и во внеклассной деятельности с обучающимися, использовать все свои знания, умения и навыки, для создания и реализации дидактических, воспитательных возможностей. Вся работа учителя в процессе учебно-воспитательной работы с детьми, по мнению некоторых исследователей (О.С. Горбатова, С.В. Кривых, Г.П. Пашкина), сводится к цели претворения в жизнь государственно важной задаче приобщения их к культурным и духовным ценностям своего народа в содружестве диалога культур с другими народами. [18; 19]
Только музыка имеет силу и мощь воскрешать на уровне генетического кода в воображении образы старцев, мифических героев, скифских, сарматских и алан-ских воинов, амазонок, храбрых горцев, исторических лиц прошлых столетий, героев нартовского эпоса [6]. Благодаря Музе, перед нами предстает целая вереница ярких образов-портретов: Ацамаз, чарующий своей игрой на золотой волшебной свирели и окружающий его мир; Сырдон, перебирающий струны дуадастанон арфы, ведает нам о своем безутешном горе, постигшем его внезапно - гибелью его сыновей. Волшебные звуки музыки позволяют нам представить симд, который перед боем исполнялся воинственными нартами, на поле Зилахар. Вот свою ловкость и удальство на носках, с кинжалами на чаше Уацамонга, нарт Созрыко под звуки дуадаста-нон арфы, уадынз, хъисын фандыр в ритме «Ерыс» (танец-соревнование), всему нартовскому миру демонстрирует свое мастерство. Танец на чаше Уацамонга с кинжалами - это отголоски звериного стиля архаического скифского мира. Кинжал, вонзенный в землю у скифов олицетворял Бога войны, перед которым они покорно преклоняли колено. Изучению мотивов скифо-сарма-то-аланского мира предается особое значение на уроках эстетического цикла и внеклассной работе с обучающимися.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Так, средствами музыки, литературы, изобразительного искусства дети на уроках музыкального искусства знакомятся с многовековой и славной историей своего народа. Благодаря различным жанрам искусства, вместе с ребятами, во время уроков мы совершаем экскурс в далекое славное прошлое предков, подвигами которых гордимся по сей день. Композиторы Осетии отразили в своем творчестве скифо-сармато-аланскую тематику, которую учащиеся с нескрываемым интересом изучают на уроках музыкального искусства. Колыбельные, лирические, трудовые, календарные, исторические, кадаги, мифические, эпические, обрядовые, хороводные песни и танцы, являются отражением внутреннего мира, души и сущности осетинского народа. Изучение фольклора обучающимися в процессе учебной деятельности сменяется анализом произведений разных жанров осетинских профессиональных композиторов, знакомством с известными деятелями культуры и искусства прошлого и настоящего.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https:// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Воитлева Н.А., Луганская Г.Б., Лысенко А.В. Реализация национально-регионального компонента в музыкально-образовательном пространстве Республики Адыгея //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. №2 (177). С. 234-239.
3. Карпук Н.В. Реализация национально-регионального компонента образования в структуре подготовки специалистов //Среднее профессиональное образование. 2008. № 1. С. 42-43.
4. Щедрина Л.В. Реализация национально-регионального компонента в системе музыкального образо-
Tsoraeva Fatima Nikolaevna IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL .
pedagogical sciences
вания сельских школьников В сборнике: Музыкальная спективы. 2009. №1. С. 18-20. культура, педагогика и образование //Сборник материалов III всероссийского научного студенческого форума Статья поступила в редакцию 30.09.2017 факультета искусств. 2017. С. 137-141. Статья принята к публикации 26.12.2017
5. Сопоева Н.Х. Система подготовки студентов -будущих учителей начальных классов к реализации национально-регионального компонента в педагогической практике. В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития современной науки //Материалы XVI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 99101.
6. Цораева Ф.Н. Формирование нравственно-эстетических ценностей у студентов через творческую деятельность //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№4 (19). С. 186-189.
7. Цаллагова Ф.К. Национальная художественная культура в содержании нравственно-эстетического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №4 (15). С. 212-214.
8. Цораева Ф.Н. Этнокомпонент в нравственно-эстетическом воспитании обучающихся ОУ Чеченской Республики //Известия Чеченского государственного педагогического института. 2017. Т. 1. №1 (17). С. 128134.
9. Ахмедбекова Р.Р. Национально-региональный компонент содержания начального образования Республики Дагестан //Начальная школа. 2009. 7. С. 123-125.
10. Полынская И.Н. Региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании школьников // Человек и образование. 2009. №1. С. 104-109.
11. Рожина В.И. Национально-региональный компонент и его реализация в структуре образования // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 4. № -6. С. 72-75.
12. Калинина Л.Ю. Музыкальная поэзия в фокусе проблемы эстетического воспитания учащихся школ искусств //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 68-72.
13. Шишлянникова Н.П. Региональные особенности музыкального образования в Республике Хакасия //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (161). С. 145-149.
14. Подзолков В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования: Автореферат диссертации доктора пед. наук. Тула, 2009. 44с.
15. Иванова Н.В. Общий подход к реализации национально-регионального компонента содержания профессиональной подготовки будущих специалистов для билингвального образования дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 91.
16. Игнатьева С.К. Реализация национально-регионального компонента в классе фортепиано детских музыкальных школ Республики Мордовия //Символ науки. 2017. Т. 2. № 4. С. 144-146.
17. Калинина Л.Ю. Новое в постановке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами литературно-музыкальной композиции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 79-82.
18. Горбатова О.С. Кривых С.В., Пашкина Г.П. Эстетика традиционного пространства в народной педагогике хакасов //Азимут научных исследований. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 54-57.
19. Кривых С.В., Пашкина Г.П. Модель подготовки педагогов к реализации национально-регионального компонента учебного плана профильной школы //
Региональное образование XXI века: проблемы и пер-_
428 Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)