Научная статья на тему 'Роль предмета "музыкальное искусство" в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы СевероКавказского региона'

Роль предмета "музыкальное искусство" в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы СевероКавказского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSICAL ART / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / POLYCULTURAL PERSONALITY / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цораева Фатима Николаевна

В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспитательном процессе, механизмы реализации национально регионального компонента на уроках музыкального искусства, на внеклассных занятиях, предложены средства, методы, пути, различные виды технологий воспитания гармонично развитого человека в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на уроках нравственно-эстетического цикла. Проблема формирования поликультурной личности актуальна, как никогда, в современном обществе. Это объясняется тем, что, несмотря на многочисленные программы, учебники, новые ФГОС, выступления на различных научных конференциях педагогов, психологов, ученых, мы в конечном результате сталкиваемся с пробелами в области нравственно-эстетического воспитания среди молодежи. За последние годы постсоветского периода участились межконфессиональные, межнациональные, территориальные конфликты. На фоне всего происходящего стали утрачиваться нравственные и духовные ценности среди молодого поколения. Учащиеся, оказавшись в круговороте политических и экономических событий, все чаще поневоле становятся поклонниками антипедагогических телевизионных передач, игр, вызывающих агрессию, а также пустых, лишенных смысла сериалов, далеких от высокохудожественных идеалов. Все больше молодежи попадают в компьютерную зависимость. Все названные факторы губительно сказываются на неокрепшей нервной системе, психике и сознании обучающихся. Ущемленный в духовном, эстетическом, художественном воспитании и развитии ученик, имея ограниченное число часов в школьном расписании по предметам эстетического цикла, постепенно деградирует как личность, утрачивая интерес к музыке, поэзии, живописи и искусству, в общем, не считая его чем-то значимым и существенным. Ошибки, допущенные в нравственно-эстетическом, поликультурном, идейно-политическом воспитании молодежи в недалеком будущем скажутся на качестве образованности и модели поведения будущих полноценных членов общества, являющихся представителями нации, этнических групп, проживающих на территории северокавказских регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цораева Фатима Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SUBJECT MUSIC ART IN THE FORMATION OF THE POLYCULTURAL PERSONALITY AT THE MODERN STAGE OF THE SCHOOL OF THE NORTH CAUCASUS REGION

The article reveals the main problems of teaching the subject "Musical Art" in the school, the key issues and contradictions in the formation of a multicultural personality in the teaching and upbringing process, the mechanisms for implementing the national regional component in the lessons of musical art, on extracurricular activities, various types of technologies for the education of a harmoniously developed person in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards for a new generation in the classroom ravstvenno-aesthetic cycle. The problem of the formation of a multicultural personality is more urgent than ever in modern society. This is due to the fact that, despite numerous programs, textbooks, new GEF, speeches at various scientific conferences of teachers, psychologists, scientists, we end up with gaps in the field of moral and aesthetic education among young people. In recent years, post-Soviet period inter-confessional, interethnic, territorial conflicts have become more frequent. Against the background of everything that was happening, moral and spiritual values among the younger generation began to be lost. Students, finding themselves in a cycle of political and economic events, increasingly become unwilling to become fans of anti-pedagogical television programs, games that cause aggression, as well as empty, meaningless serials that are far from artistic ideals. More and more young people get into computer addiction. All these factors have a disastrous effect on the fragile nervous system, the psyche and the consciousness of the students. Restricted in spiritual, aesthetic, artistic upbringing and development, the student, having a limited number of hours in the school schedule for the subjects of the aesthetic cycle, gradually degrades as a person, losing interest in music, poetry, painting and art, in general, not considering it to be anything significant and essential. The mistakes made in the moral-aesthetic, multicultural, ideological and political education of the youth in the near future will affect the quality of education and the model of behavior of future full-fledged members of society who are representatives of the nation, ethnic groups residing on the territory of the North Caucasian regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль предмета "музыкальное искусство" в формировании поликультурной личности на современном этапе развития школы СевероКавказского региона»

педагогические науки

Цораева Фатима Николаевна РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ...

УДК 378

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

© 2017

Цораева Фатима Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспитательном процессе, механизмы реализации национально регионального компонента на уроках музыкального искусства, на внеклассных занятиях, предложены средства, методы, пути, различные виды технологий воспитания гармонично развитого человека в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на уроках нравственно-эстетического цикла. Проблема формирования поликультурной личности актуальна, как никогда, в современном обществе. Это объясняется тем, что, несмотря на многочисленные программы, учебники, новые ФГОС, выступления на различных научных конференциях педагогов, психологов, ученых, мы в конечном результате сталкиваемся с пробелами в области нравственно-эстетического воспитания среди молодежи. За последние годы постсоветского периода участились межконфессиональные, межнациональные, территориальные конфликты. На фоне всего происходящего стали утрачиваться нравственные и духовные ценности среди молодого поколения. Учащиеся, оказавшись в круговороте политических и экономических событий, все чаще поневоле становятся поклонниками антипедагогических телевизионных передач, игр, вызывающих агрессию, а также пустых, лишенных смысла сериалов, далеких от высокохудожественных идеалов. Все больше молодежи попадают в компьютерную зависимость. Все названные факторы губительно сказываются на неокрепшей нервной системе, психике и сознании обучающихся. Ущемленный в духовном, эстетическом, художественном воспитании и развитии ученик, имея ограниченное число часов в школьном расписании по предметам эстетического цикла, постепенно деградирует как личность, утрачивая интерес к музыке, поэзии, живописи и искусству, в общем, не считая его чем-то значимым и существенным. Ошибки, допущенные в нравственно-эстетическом, поликультурном, идейно-политическом воспитании молодежи в недалеком будущем скажутся на качестве образованности и модели поведения будущих полноценных членов общества, являющихся представителями нации, этнических групп, проживающих на территории северокавказских регионов РФ.

Ключевые слова: музыкальное искусство, нравственно-эстетическое воспитание, духовное воспитание, поликультурная личность, толерантность.

THE ROLE OF THE SUBJECT MUSIC ART IN THE FORMATION OF THE POLYCULTURAL PERSONALITY AT THE MODERN STAGE OF THE SCHOOL OF THE NORTH CAUCASUS REGION

© 2017

Tsoraeva Fatima Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of primary and preschool education

North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina St., 46, e-mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the main problems of teaching the subject "Musical Art" in the school, the key issues and contradictions in the formation of a multicultural personality in the teaching and upbringing process, the mechanisms for implementing the national regional component in the lessons of musical art, on extracurricular activities, various types of technologies for the education of a harmoniously developed person in the context of the requirements of the Federal State Educational Standards for a new generation in the classroom ravstvenno-aesthetic cycle. The problem of the formation of a multicultural personality is more urgent than ever in modern society. This is due to the fact that, despite numerous programs, textbooks, new GEF, speeches at various scientific conferences of teachers, psychologists, scientists, we end up with gaps in the field of moral and aesthetic education among young people. In recent years, post-Soviet period inter-confessional, interethnic, territorial conflicts have become more frequent. Against the background of everything that was happening, moral and spiritual values among the younger generation began to be lost. Students, finding themselves in a cycle of political and economic events, increasingly become unwilling to become fans of anti-pedagogical television programs, games that cause aggression, as well as empty, meaningless serials that are far from artistic ideals. More and more young people get into computer addiction. All these factors have a disastrous effect on the fragile nervous system, the psyche and the consciousness of the students. Restricted in spiritual, aesthetic, artistic upbringing and development, the student, having a limited number of hours in the school schedule for the subjects of the aesthetic cycle, gradually degrades as a person, losing interest in music, poetry, painting and art, in general, not considering it to be anything significant and essential. The mistakes made in the moral-aesthetic, multicultural, ideological and political education of the youth in the near future will affect the quality of education and the model of behavior of future full-fledged members of society who are representatives of the nation, ethnic groups residing on the territory of the North Caucasian regions of the Russian Federation.

Keywords: musical art, moral and aesthetic education, spiritual education, polycultural personality, tolerance.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Важная роль в воспитании подрастающего поколения отводится предметам нравственно-эстетического цикла и внеурочной деятельности. Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека, всесторонне воспитывая гармонически развитую личность. Только учитель-мастер, сможет воспитать культурную нацию, будущее народа. Один качественный урок искусства,

или одно сделанное с душой и наполненное глубоким воспитательным смыслом занятие, проведенное учителем искусства по актуальной тематике, может заменить общешкольное внеклассное мероприятие или многочасовую беседу на тему патриотизма, толерантности, оставив на всю жизнь след в душах, умах и поступках ребенка.

«А музыки неистовый поток, все лучшее в природе пробуждает,

Tsoraeva Fatima Nikolaevna THE ROLE OF THE SUBJECT ..

pedagogical sciences

И зов ее воистину высок»!

Это строки стихотворения о преобразующей силе музыки принадлежат осетинской поэтессе Аде Томаевой. При правильном подходе к структуре и содержанию учебно-воспитательного процесса уроков нравственно-эстетического цикла, мы можем воспитать достойного, полноценного Гражданина общества.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. воспитание личности, в том числе и поликультурной, как отмечают многие ученые (А.Г. Абдуллин [1], Д.И. Бахтизина [2], З.З. Крымгужина [1], Г.Г. Коломиец [3], А.В. Пожарская [4], и др.), в первую очередь осуществляется в семье. Но наиболее содержательное, последовательное, структурированное духовно-нравственное и эстетическое воспитание и развитие личности, по мнению А.Г. Абдуллин и З.З. Крымгужиной, происходит в образовательной системе [1]. Общеобразовательная школа - единственный социальный институт, через который проходит каждый гражданин страны. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная жизнь школьников [5]. «Культурный контекст, пишет А.В. Пожарская, является обязательным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности поликультурного контекста и сформулировать иной подход к поликультурному воспитанию личности учащегося средствами художественного творчества, чем это принято в системе школьного образования» [4, с. 248-261].

Формирование целей статьи (постановка задания). Сегодня имеют место нарушения требований ФГОС, где урокам нравственно-эстетического воспитания с 1 по 7 класс отводится 1 час в неделю, но даже за один час в неделю, в течение всего года, начиная с 1по 7 класс, невозможно привить ребенку высоких понятий в области искусства, влиять на его чувства, эмоции, взгляды, научить преклоняться перед вечным и замирать при звуках вальса Шопена, наслаждаться музыкой Чайковского, Моцарта, Баха, Бетховена, средствами музыки познавать истоки национальной культуры, в которых заложены мудрость и древние знания народов Кавказа, изучать профессиональную музыку отечественных композиторов, а также культуру и искусство других народов. Мы, учителя, должны уже сегодня, каждый у себя дома, в диалоге искусств воспитывать будущих Хетагуровых, Абаевых, Эсамбаевых, Шахбулатовых, Дударовых, Гергиевых, Адырхаевых, Тугановых, Джанаевых, которыми будет гордиться страна и народы, которые подарили человечеству творцов «разумного, вечного и доброго»!

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. К сожалению, во многих образовательных учреждениях к предметам эстетического цикла относятся как к второстепенным дисциплинам. Их развитию со стороны управленческих структур не уделяется должного внимания. Значимость этих дисциплин в воспитания ребенка недооценивается многими родителями, администрациями некоторых школ (А.Д. Джамалова), чиновниками и руководителями управленческих структур в сфере образования [6]. Это сказывается на отношениях многих обучающихся к предметам эстетического цикла. В некоторых образовательных учреждениях северокавказских регионов дисциплина «Музыкальное искусство» вообще изымается из школьного расписания в пользу других, на их взгляд более «нужных» и «значимых» предметов. Во многих школах, несмотря на то, что имеется дипломированный специалист по предмету, уроки искусства по причине «нехватки» часов, передаются учителям начальной школы, которые не владеют должными профессиональными навыками, умениями и знаниями [7]. Обязательная школьная дисциплина, заменяется уроками арифметики, чтения и письма, а в лучшем случае,

пением «караоке». Довольна администрация, учителя начальной школы, а вот преподавателя музыки, родителей и их детей забыли спросить, довольны ли они такой постановкой вопроса? Именно в раннем школьном возрасте им так необходимы занятия по музыкальному и изобразительному искусству. Важно, чтобы их проводил мастер, профессионал в своем деле. Именно у младших школьников закладываются основы эстетического, духовного, поликультурного и нравственного воспитания, то, что так необходимо и невосполнимо в их раннем развитии, о котором говорили и философы, и педагоги-классики во все времена [8].

В недалеком будущем, в области музыкального воспитания обучающихся, мы имеем риски и невосполнимые потери в отношении эстетической культуры и образованности поколений молодых людей, которые будут строить завтра «новое общество», составлять элиту нации. Великий сын осетинского народа, поэт и художник К.Л. Хетагуров в строках своего стихотворения завещал детям:

«Чтите науки, любите искусства, без малодушья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства, в вас плодородную почву найдут»!

«Сокращая эстетические дисциплины в школе, в пользу других, или в угоду учителей, которые не имеют никакого морального права преподавать предметы нравственно-эстетического цикла, как отмечают А.В. Наседкина и О.А. Корнилова, мы наносим ущерб гармоническому и духовному развитию ребенка, оставляя право воспитывать их улице, средствам массовой информации, сетями интернет, дилетантам, кому угодно. Не следует забывать, что «искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером и мастер, который не является художником» [9, с. 124127]. Не оттуда ли результаты всех негативных явлений, чуждых педагогике, которые мы имеем сегодня? Все эти факты служат процветанию бескультурья у молодежи, духовной бедности, безликой серой массы, гармонического несовершенства, ареной для разжигания межнациональной розни, толчком к межконфессиональной нетерпимости. Время, отведенное на духовное, нравственно-эстетическое воспитание личности, с целью развития художественного вкуса и гармонизации межнациональных и этнокультурных отношений детей средствами искусства ограничивается нанося огромный ущерб в развитии личности ребенка [10]. Общественность закрывает глаза на все негативные явления в образовательном пространстве, не принимая никаких существенных мер для устранения допущенных ошибок, не осознавая плачевных последствий в будущем.

Образовательная среда должна содействовать тому, чтобы учащийся осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, а с другой стороны - прививать ему понимание и уважение к другим культурам как «больших», так и «малых» народов нашей необъятной Родины. Самой главной и основной задачей в школе на сегодняшний день, считают подготовку обучающихся к ЕГЭ по «основным» предметам. Это не есть плохо, только нужно понимать и знать, что все остальные предметы имеют также свое значимое место в образовании, воспитании и развитии ребенка. Они не должны влачить жалкого существования и ждать своей плачевной участи в недалеком будущем, как в той самой сказке по принципу «казнить, нельзя, помиловать». Мы пожинаем горькие плоды уже сегодня. Л.Н. Толстой говорил: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что, если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать».Утрачиваются духовные ценности, так как имеются пробелы и риски в учебно-воспитательной работе институтов воспитания, в семейном воспитании, обучающихся. Значит ли то, что некоторые учебники, программы, диссертационные исследования не продуктивны и не являются теоретически

педагогические науки

Цораева Фатима Николаевна РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ...

и практически значимыми, если сегодня мы имеет то, что имеем? Нам остается думать и исправлять то, что когда-то, где-то и кем-то было сделано неправильно. Ошибки прошлых поколений и все, что делается сегодня в образовательно-воспитательном пространстве со всей тщательностью должны апробироваться, подвергаясь глубокому анализу со стороны учителей-практиков, но не кабинетных чиновников, «высоких умов от науки», далеких от детей и школы. Их идеи не всегда практически значимы (С.А. Амбалова), далеки от специфики преподаваемых предметов нравственно-эстетического цикла. Большая роль в нашем обществе должна отводиться учителю, которому предстоит воспитать нового человека 21 века, будущее нации, а содержание тематических планов, программ, учебников, рекомендованных ФГОС, направлены на качественный конечный результат воспитания личности, гражданина России [11]. От правильного воспитания и основ, заложенных в сознание ребенка еще в раннем детстве, отчасти зависит не только его нравственно-эстетическое и духовное воспитание, но и идейно-политическая обстановка в будущем не только на Северном Кавказе, но и на всей территории Российской Федерации, являющейся многонациональной и поликультурной страной [12; 13]. В процессе учебно-воспитательной работы средствами музыки в детях с малых лет воспитываются толерантные чувства и уважение к духовным ценностям, культурам, фольклору и искусству соседних народов.

Проблемами воспитания этнокультурных отношений мы стали заниматься не только сегодня. Вспомним, как еще в советские времена по Центральному телевидению, систематически, с целью идейно-политического воспитания молодежи, демонстрировались передачи: «В хороводе дружбы», «Песни и танцы народов СССР» и др. Средствами искусства, через язык танца, разнообразие национальных мелодий и наигрышей, мы, вчерашние школьники, познавали географию нашей страны

[14]. Серьезный подход к воспитанию подрастающих поколений средствами искусства: пения, танца, рисунка, музыки и поэзии, может улучшить политическую обстановку на всей территории Российской Федерации. Знакомясь с фольклором народов СССР, мы, с неподдельным интересом созерцали хореографию «больших» народов, с недоумением задавая вопрос старшим, самим себе: «Почему среди этого замечательного хоровода дружбы, не слышно родных интонаций и наигрышей величавого симда или экзотических мелодий. Именно тогда, в те далекие времена в детских умах зарождались понятия, чуждые детским умам, дискриминации, отсутствия должного внимания со стороны чиновников к самобытному искусству и культуре «малых» народов»

[15]. В.Г. Ражников говорит: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» [16]. Примерно такого же мнения о народах был и В.Гюго: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».

В XXI веке образовательная политика России призвана развиваться в контексте поликультурности, что требует обоснования и дальнейшей разработки теории поликультурного образования на уроках музыкального искусства в школе [17]. Национальная доктрина образования в РФ определила основные цели и задачи видов воспитания на перспективу, среди которых важное место занимает развитие национальной культуры, гармонизация этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов, проживающих в нашей стране [18]. Приобщить ребенка на уроках «Музыкального искусства» и в процессе внеклассной деятельности к системе высших ценностных ориентаций, пониманию основ культур своего и других народов, умение жить в поликультурной среде вот одна из основных задач полиэтнического воспита-

ния, ее гармонизации [19]. Так, например, в Республике Северная Осетия-Алания, следуя Федеральной программной линии Критской-Сергеевой, с элементами эт-нокомпонента, дети знакомятся с русской, зарубежной культурой, в параллели с культурой и искусством осетинского народа, учитывая особенности религиозного пантеона, изучая жанры народной песни, исконные национальные инструменты, фольклор, профессиональную музыку композиторов-классиков. Учебные занятия, внеклассные мероприятия влияют на формирование личности ребенка, готовому к межэтническому взаимодействию, сохраняющему свою этническую идентичность. Каждый ребенок является представителем своей нации, носителем собственной самобытной культуры. На уроках литературы, изо, музыкального искусства, обучающиеся имеют возможность изучать, понимать и уважать различные этнокультуры, иноэтнические общности, жить в мире и согласии с представителями разных национальностей. Очень важно, чтобы дети других этнических групп, в свою очередь уважали тот народ, с которым приходится учиться, жить бок о бок, с интересом познавать культуру, традиции, обычаи, фольклор, искусство и творчество народа, язык, являющийся носителем передачи исконно-национальных древних знаний, имеющих собственную неповторимую и ни с кем несравненную сакральность. На уроках музыкального искусства учитель дает всевозможные творческие задания детям: подготовить презентацию или реферат о «культуре и искусстве осетинского народа».Конкретизируется тема:«Исконно осетинские народные инструменты». Если в классе есть представители других этнических групп, то им следует дать индивидуальное задание-под-готовить материал о самобытности того народа, к которому принадлежит обучающийся, сравнить особенности двух различных или родственных культур. При этом учитель должен с уважением отозваться о национальной идентичности и самобытности народа, исследуемого учащимися. В то же время, педагогу нельзя забывать о методах, средствах, видах и формах воспитания в учебном процессе. Личный пример педагога, положительные высказывания о других народах, небезразличие к людям по воле судьбы, оказавшимся на чужой земле, пресека-ние унижения детей других этнокультур - вот что является одной из основных задач в деле поликультурного и полиэтнического воспитания нравственно эстетических качеств личности. Готовясь к внеклассным мероприятиям важно использовать песни, танцы, поэзию, изобразительное искусство представителей разных этнических групп. Великий педагог-классик Джон Локк, называл ребенка «чистой доской, кусочком теста, из которого можно слепить или мудреца, или негодяя»! Великий классик был уверен, что в деле воспитания все зависит от старшего, родителя, учителя. Важно грамотно интегрировать уроки, внеклассные мероприятия, опираясь на опыт педагогов прошлого и мудрость народную.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Для гармонизации диалога искусств, этнических межнациональных отношений, очень важно, чтобы ребенок другого этноса, уважая представителей народа, с которым ему предстоит учиться, общаться, имел потребность и желание изучать их язык, культуру, искусства, традиции, обычаи, с уважение относиться к тем, с которым проживает. Ребенок начинает понимать и осознавать себя представителем одновременно нескольких культурных групп: этнической, социальной, территориальной, религиозной, гендерной, легко вступает в межкультурный диалог, с пониманием относится к культурным особенностям и воспринимает культурное разнообразие как норму их сосуществования, эмоционально воздействует и положительно реагирует на различные культуры народов. Культурной нацией мы сможем называть себя лишь только в том случае, если каждый из нас и наших воспитанников будет испытывать потребность посещать музеи, театры, филар-

Tsoraeva Fatima Nikolaevna pedagogical

THE ROLE OF THE SUBJECT ... sciences

монии, с интересом относиться к культурным ценностям народов. Дети - наше будущее и от их правильного воспитания зависит то общество, в котором нам предстоит жить уже завтра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллин А.Г., Крымгужина З.З. Роль народной музыки в воспитании духовности современного школьника. М.: Перо, 2014 174 с.

2. Бахтизина Д.И. Роль музыки в выявлении творческой природы личности человека //Наука и образование: проблемы и перспективы развития: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции (30 августа 2014 г.). В 5 частях. Ч.1. -Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. -С.14-15.

3. Коломиец Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. М.: Либроком, 2014. 532 с.

4. Пожарская А.В. Условия формирования эстетического мировосприятия подростков в образовательной практике //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №3 (20). С. 248-261.

5. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №1 (18). С. 75-78.

6. Джамалова А.Д. Педагогические проблемы формирования нравственных качеств у подростков //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 1(14). С. 71-74.

7. Заббарова М.Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников. //Современное образование: реалии, традиции, инновации: материалы международной научной конференции. Ульяновск: Ул.ГТУ, 2010 с. 527-530//

8. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной шко-лы//Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. М.: Владос. 2006. 364 с.

9. Наседкина А.В., Корнилова О.А. Сущность и содержание интегративного подхода в процессе формирования профессионально-педагогической культуры будущего педагога-музыканта //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 124-127.

10. Бекоева М.И. Механизмы развития творческих способностей младших школьников //Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. С. 190-193.

11. Амбалова С.А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов// Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. №3 (16). С. 86-89.

12. Цораева Ф.Н. Формирование педагогического потенциала в учреждениях дошкольной образовательной организации //Вектор науки Тольяттинский Государственный университет. Серия: Педагогика. Психология. 2015. №3 (22). С.172-176.

13. Цораева Ф.Н. Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015 № 6 (101). С. 426-430.

14. Карин С.Х. В мире мудрых мыслей. М.2002. с. 7678.

15. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Классика - XXI, 2004. 140 с.

16. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности//Классный руководитель. 2003. № 4. С. 24-29.

17. Ланкин В.Г. Человек как предмет техники: возможности и проблемы транс гуманизма. В сборнике: Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы (МНТ-2016) материалы III Международной научной конференции студентов и молодых ученых. 2016. С. 849-860.

18. Яновская М.Г. Воспитание эмоционально-нравственной культуры младших школьников //Начальная школа. 2015. № 6. С. 12-18.

19. Томин В.В. Ценности и ценностные

ции как основа кросскультурного взаимодействия студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017.№ 2 (29). С. 59-64.

Статья поступила в редакцию 21.10.2017 Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.