Научная статья на тему 'Народная музыкальная культура в содержании дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования'

Народная музыкальная культура в содержании дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1831
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / SPIRITUAL CULTURE / NATIONAL ART CREATIVITY / NATIONAL MUSICAL CULTURE / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / SOCIAL-CULTURAL EXPERIENCE / NATIONAL SELFCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ануфриева Наталья Ивановна

В статье рассмотрены проблемы содержания дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования на материале произведений народного музыкального творчества. Осмысление ценностей народной музыкальной культуры, передаваемой от поколения к поколению, обеспечивает бережное и вдумчивое отношение молодого поколения к прошлому, настоящему и будущему России, и тем ценностям, хранительницей которых она является.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk musical culture in the contents of disciplines of national-regional component of professional music education

The problems of the contents of disciplines of national-regional component of professional music education on the material of compositions of folk musical creativity are considered in this article. The comprehension of values of the folk musical culture transmitted from generation to generation, provides the careful and thoughtful attitude of young generation to the past, the present and the future of Russia, and those values, keeper of which it is.

Текст научной работы на тему «Народная музыкальная культура в содержании дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования»

менной культурной среды (фестивальное движение, конкурсы, творческие коллективы) и ее влияние на подрастающее поколение. Технология музыкально-педагогического краеведения представляет собой сложное поэтапное явление, реализация которой предполагает достижение конкретных образовательных и профессиональных целей.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982. - 193 с.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагоги-

ческое мастерство и педагогические технологии. -М., 2000. - 248 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Народное образование, 1993. - 128 с.

4. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - М.; Белгород, 1995. -252 с.

5. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

6. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

УДК 378

Ануфриева Наталья Ивановна

Российский государственный социальный университет, г. Москва

[email protected]

НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СОДЕРЖАНИИ ДИСЦИПЛИН НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены проблемы содержания дисциплин национально-регионального компонента профессионального музыкального образования на материале произведений народного музыкального творчества. Осмысление ценностей народной музыкальной культуры, передаваемой от поколения к поколению, обеспечивает бережное и вдумчивое отношение молодого поколения к прошлому, настоящему и будущему России, и тем ценностям, хранительницей которых она является.

Ключевые слова: духовная культура, народное художественное творчество, народная музыкальная культура, национально-региональный компонент, социокультурный опыт, национальное самосознание.

На современном этапе развития общества, когда заметно возрастает роль художественной культуры в различных областях общественной практики, все большее значение приобретают не только масштабы контактов человека с искусством, но и эффективность этих контактов, эстетическое последействие. В этой связи достаточно остро встает проблема качества потребления и усвоения художественных ценностей, их социальной действенности. Однако, при этом следует учитывать, что действенные преобразования в сфере духовных измерений человеческого бытия весьма сложны и предполагают наличие определенного уровня духовной зрелости. Поэтому приобщение индивида к духовным ценностям, стимулирование его духовного совершенствования вырабатывает у него собственные способы.

«Удваивая» себя в процессе художественнотворческой деятельности, человек запечатлевает в искусстве определенный тип отношения к дей-

ствительности, определенную систему целей и идеалов, направленных на преобразование этой действительности, определенный тип (образ) собственной деятельной активности. Все эти характеристики фиксируют не только исторически преходящее, но и общечеловеческое содержание. Например, музыкальные произведения тех или иных народов, возникнув на конкретной социальной почве, выражают не только исторически обусловленный способ общения с социокультурной действительностью, но посредством их некоторое всеобщезначимое измерение человеческого бытия, благодаря чему продолжают в «снятом» виде играть определенную роль на последующих этапах развития общества.

Свойством народной художественной культуры, определяющим ее принадлежность тому или иному народу и выражающим специфические особенности, язык, характер, темперамент, философские концепции, менталитет народа, является, как известно, этничность. В основе этнич-

ности заложены архетипы, являющиеся ядром, логико-смысловым центром всей народной культуры, ее глубинными пластами, поэтому идея регионализации России, как закономерного явления современности, возникла и формируется на основе психологии этносов, национальных традиций воспитания, этнопедагогики и культурологии.

В середине XIX века музыкальная культура выдвинула на первый план национальные признаки, а народное музыкальное творчество стало выступать как представитель той или иной нации, утверждая повсюду национальный принцип. В системе традиционной художественной культуры народная музыка выступает одновременно и как духовное богатство, то есть как цель общественного развития, и как средство обеспечения ее единства, стабильности и воспроизводства на определенной конкретно-исторической основе. Уникальная способность народной музыки в синтезировании достижений универсального человеческого художественного опыта и претворение его в опыт личности дает возможность осуществлять адекватные формы участия художественного творчества в этом процессе. Осмысление музыкальной традиции в качестве духовно-практического явления народного творчества открывает новые перспективы для выяснения мировоззренческой направленности народной художественной культуры, уточнения конкретных связей художественной культуры с эмпирическими формами человеческого бытия, практическим сознанием. Таким образом, народная музыка оказывается незаменимым способом человеческого самопознания именно в той мере, в какой она выступает как целостная реализация человека, объективное выявление свойственных ему конкретноисторических и общеродовых интенций.

Народная музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства в ходе эволюции народного музыкального творчества, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.

Накопление и преобразование в народной музыке внутреннего и внешнего социокультурного опыта рассматривается современными исследователями как необходимые условия сохра-

нения преемственности в развитии и распространении его цивилизующего воздействия и как средство актуализации веры в перспективность избранного пути. В этих условиях свойственная народной музыкальной культуре идентифицирующая установка взяла на себя функцию обновления традиции. Таким образом, познание произведений народной музыкальной культуры как системы и как элемента системы более высокого порядка требуют рассмотрения художественнотворческой деятельности этноса в контексте регионализации системы образования.

Процесс самореализации, самообнаружения личности в процессе постижения произведений народной музыкальной культуры приобретает особый интерес в плане выявления социальнопрактически «заложенных» в субъекте структур, соответствующих основным объективным характеристикам его отношения к миру. В частности, народная музыка является эффективным способом самораскрытия и самопостижения человека на уровне, где он выступает как субъект деятельности, на уровне, где он выступает как субъект культуры (основные определения которой могут быть рассмотрены и как субъективно-смысловое преломление его собственного социального бытия) и, наконец, на уровне, где раскрывается его роль как носителя определенных общечеловеческих ценностей.

Регионализация как одна из форм организации и самоорганизации пространства и населяющего его населения, затрагивает социокультурную среду определенной территории, активизирует процессы формирования регионального самосознания, самоидентификации человека, складывание и укрепление местных традиций, исторической памяти и т.д. Поэтому регионализация социокультурного пространства на материале музыкального фольклора, базирующегося, в первую очередь, на традиционной культуре этноса, исторически заселяющего определенную территорию, диктуют необходимость рассмотрения особенностей музыкальной традиции регионов с целью выявления общих и специфических особенностей. Следовательно, внедрение в содержании учебного процесса образовательных учреждений регионального компонента в большей степени связано с перспективой возрождения национальных традиций, несущих в себе чрезвычайно объемный образовательный и воспитательный потенциал.

Понимание учеными-исследователями, педа-гогами-практиками народной музыки как духовно-практического преобразования действительности на основе эстетического, то есть чувственного целостно-человеческого отношения к ней, дает возможность воссоздавать непосредственно внутренние смыслы человеческого бытия (как индивидуально-личностных, так и имеющих более общий культурно-исторический характер). Этот факт дает возможность полемизировать о бесконечном процессе сближения позиций научного и художественного человековедения, однако окончательное слияние ценностных и нравственных позиций оказалось бы возможным лишь при условии наличия мировоззрения самого человеческого субъекта, его способности возвыситься над наличными обстоятельствами своего существования, а заодно и исчерпанности всей общественно-исторической практики. Без знания и понимания этого комплекса постичь образный строй народной музыки практически невозможно.

Из глубины веков дошли до нас инструментальные наигрыши, в которых ярко выражено национальное своеобразие народов, проживающих на территории России. По отдельным интонациям, характерным мелодическим оборотам можно без труда отличить чувашскую, татарскую, адыгейскую музыку от русской. Однако, при этом этнографы, музыковеды отмечают, например, поразительное сходство осетинских мелодий, исполняемых на различных народных инструментах с мелодиями ингушей, чеченцев, адыгов и абхазцев и др. Рассматривая в качестве подобных параметров ценностную ориентацию и общение с произведениями народной музыкальной традиции, можно выделить как существенную сферу художественного содержания так и раскрытие тех высших смысло-образующих ценностей, вне обращения к которыми (разумеется, отнюдь не всегда лежащего на поверхности) не существует подлинной культуры.

Исследование данной сферы народной музыкальной культуры, связывающей художественный образ с миром отображенной в нем реальности, обогащает самопознание личности будущего педагога-музыканта конкретным пониманием тех неповторимых нравственных ценностей, которые в той или иной исторически обусловленной своей совокупности придают смысл индивидуальному человеческому существованию, формиру-

ют мировоззрение личности. Более того, специфика идеалов художественных образов народной музыки, связана с ее ценностной основой, поскольку ценностный статус содержания любого произведения народной музыкальной культуры уже предполагается самим актом его идеализации. Поскольку сама народная музыкальная культура объединяет функции позитивного утверждения ценностей художественной культуры, введения их в систему убеждений человеческой личности, то, естественно, что для мировоззрения личности интерес представляет не только конкретная специфика исторически обусловленных смыслообразующих начал музыкального бытия, но и вся полнота человеческих отношений, вскрываемая и запечатлеваемая произведениями народной музыкальной культуры.

Научные исследования Э.С. Алешиной,

Н.И. Дьяковой, Л.А. Тарасовой, Н.Р Туравец и др., освещающие вопросы художественной, в том числе музыкальной культуры регионов в контексте образования, убедительно доказывают, что процесс регионализации музыкального образования имеет существенные отличия в зависимости от того, на каком «материале» он осуществляется. Музыкальное творчество народов России - сложное и самобытное явление и представляет собой достаточно сложный элемент культуры каждой российской территории, в состав которого входят интонационные, жанрово-стилистические, этнокультурные и другие компоненты. Поэтому при определении содержания национально-регионального компонента в системе профессионального образования в вузах художественной направленности важно отметить необходимость изучения музыкальной культуры каждого народа, проживающего в Российской Федерации, практические методы ее освоения и применения. Для этого необходимо владеть знаниями в области интонационных особенностей народной музыкальной традиции региона, представления о жанровых разновидностях обрядовой и необрядовой музыки, особенности вокального и инструментального музицирования и другим.

Так, например, в административно-территориальных образованиях современной России региональная специфика находит отражение в природной «привязанности» образного мышления и своеобразии исполнительской манеры. «В каждой местности этническая общность обязательно имеет региональные особенности музыки.

К ним инструмент должен приспособиться, где бы ни была создана первоначальная конструкция. Так, особенности этноса, его культуры воздействовали, например, на рождение тех или иных видов русских гармоней: появились десятки их различных моделей (тульские, саратовские, ливенки, елецкие, вятские и т.п.). Ни одна страна мира не имела и - в силу необъятного пространства России - принципиально не могла иметь такого большого разнообразия разновидностей» [4, с. 24].

Круг изучаемых проблем в познании наследия народной музыкальной культуры требует обращения к научным дисциплинам: этнографии, археологии, акустики, фольклористике, историческому музыковедению. В результате множества экспедиций, в которых не менее активное участие, чем ученые-фольклористы, композиторы, педагоги, принимают студенты вузов, появляются новые сборники народного песенного и инструментального творчества. В музыкальном фольклоре открываются те пласты, которые до сих пор были малоизвестны или практически не использовались.

Накопление и преобразование народной музыкальной культурой внутреннего и внешнего социокультурного опыта рассматриваются современными исследователями, педагогами как необходимые условия сохранения преемственности в развитии и распространении его цивилизующего воздействия и как средство актуализации веры в перспективность избранного пути. Так,

Э.С. Алешина, выявляя специфику организации национально-региональной системы музыкально-эстетического образования Бурятии, отмечает, что формирование основных направлений образования связано, прежде всего, с созданием национальной автономии и эволюцией национальной музыкальной культуры.

Региональная специфика, основанная на материале народной музыкальной традиции, нашла свое отражение в содержании учебного процесса системы образовательных учреждений различного типа. Е.Н. Губанова рассматривает национально-региональный компонент, как единицу изучения и воссоздания этнокультурной среды в целом, а также отдельных ее элементов. Национально-региональный компонент по убеждению ученого позволяет освоить ценности культуры и духовности родного народа, сориентировать человека на региональную культуру как ценность, сохранить, воспроизвести и приумножить куль-

турные достижения региона. По мнению Е.Н. Губановой, самой крупной культурологической и одновременно дидактической единицей в национально-региональной системе образования и воспитания оказывается этнокультурная среда.

Содержание дисциплин национально-регионального компонента в системе высшего профессионального образования на материале народной музыкальной культуры предполагает изучение музыкальных произведений композиторов, либо музыку народов, населяющих данный регион, так как каждый из них воспринимает наиболее близкие его музыкальному мышлению те или иные элементы фольклора соседствующего народа: ладовые или метроритмические особенности традиции исполнения или своеобразие мело-дико-интонационного стиля, новые жанры или народные инструменты.

В процессе анализа системы музыкального образования республики Татарстан Н.Р. Исхакова, Р. Болтачев пришли к выводу, что с внедрением национально-регионального компонента значительно повысился интерес к музыкальным произведениям татарских композиторов Ф. Ахметова, Р. Еникеева, Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Музафарова, М. Яруллина, Р. Яхина и др.

При характеристике национально-регионального компонента музыкальной культуры республики Адыгея И.Ф. Есипова определяет специфику и самобытность этнических традиционных культур пяти этносов: казаков, адыгов, армян, греков и татар.

Национально-региональный компонент в системе профессионального образования позволяет передавать духовный опыт этноса средствами народной музыки, взаимодействуя при этом с лучшими традициями отечественного и зарубежного музыкального искусства. Включение произведений народного музыкального искусства в качестве базового элемента национально-регионального компонента обеспечивает условия для саморазвития народного музыкального творчества, которое является пространственной и функциональной средой для сохранения и развития самобытной музыкальной культуры региона (территории). В связи с этим ее сверхзадачей можно считать воспитание потребности в общении с национальным искусством.

Потребности эстетического освоения все новых слоев бытийного мира побуждают традиционную музыкальную культуру к постоянному

совершенствованию художественных технологий и стратегий (методов творчества). Поэтому при определении содержания материала дисциплин национально-регионального компонента в учебных планах вузов, факультетов художественнотворческой направленности важно определить научно-теоретические приоритеты, методы анализа произведений народной музыки, семантику и интонационную особенность мелодии, что потребует, в свою очередь, изучение образцов народного музыкального творчества в их познавательной, эстетической и бытовой функции (Э.А. Алексеев). При этом поиск новых художественных технологий внутри самой народной музыки может выделиться в самостоятельное подразделение художественно-творческой деятельности.

Постижение средствами народного музыкального искусства самобытности, неповторимого национального своеобразия и одновременно выявление нерасторжимой связи национальной культуры с духовной культурой всего человечества - залог обретения молодым поколением тех механизмов, которые оказывают решающее влияние на формирование социальной и национальной идентичности, бережного сохранения народных традиций в сочетании с широтой интересов

и активным восприятием современной действительности.

Библиографический список

1. Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. - Якутск: Бичик, 1994.

2. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. - 1915. - №9 4. - С. 1-38.

3. История русской музыки: Учебник: В 6-ти вып. Вып. 2 / общ. ред. А.И. Кандинский. - Изд. 4-е, с изм. - М.: Музыка, 2000.

4. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: Учебн. пособие. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2006.

5. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. - М.: Музыка, 1994.

6. Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч. 1. - М., 2009.

7. Круглова М.Г. Формирование культурологических интегративных знаний у студентов-музыкан-тов в процессе музыкально-исторической подготовки: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

8. СохорА.Н. Социология и музыкальная культура // Вопросы социологии и эстетики музыки: В 2-х т. - Т. 1. - Л.: Музыка, 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.