ИСТОРИЯ
УДК 304.2
Н.И. Ануфриева, канд. пед. наук, доц., 8-903-533-58-08, evanufr@yandex.ru (Россия, Москва, РГСУ)
НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСЛЯЦИИ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА
Рассмотрены проблемы исследований созидательного потенциала народного музыкального творчества как самобытного феномена художественной культуры общества, действенного фактора формирования духовной культуры личности на основе углубления самопознания, рефлексии исторических и культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмовразвития.
Ключевые слова и фразы:народная художественная культура, народная музыка, народное музыкальное творчество.
Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы. ГК № П735 от 12.08.2009.
Преемственность исторических эпох и человеческих поколений обусловливается не только материальным производством, составляющим ее основу, но и духовно-культурными факторами. Духовно-практическое отношение современного человека к миру непременно предполагает духовные измерения его бытия, уровень духовной зрелости. Одним из таких факторов является наследование духовных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Однако сложные процессы не только в социально-политической и экономической сферах, но и в области культуры повлекли за собой действенные преобразования в этой сфере и выработали собственные способы приобщения индивида к духовным ценностям, стимулирования его духовного совершенствования.
В силу этих назревших социальных задач все большую остроту и актуальность приобретает научное постижение особой роли народного музыкального творчества в системе духовной культуры, распознание внутренних потенций народной музыки, продуктивно проявляющейся в процессе формирования мировоззрения личности, ее потребностей, идеалов, образы жизни. Причем исторически закономерен и крайне важен
на современном этапе исследования этой проблемы выход в широкий контекст духовной жизнедеятельности общества, в котором осуществляется взаимодействие народной художественной культуры с другими формами духовной культуры, в частности с философией, наукой, нравственностью. С учетом отмеченного представляется целесообразным исследование созидательного потенциала народного музыкального творчества в двух аспектах: как самобытного феномена духовной культуры общества и как действенного фактора формирования духовной культуры личности.
Представляя собой «негенетическую» коллективную память, народная культура всегда связана с прошлым, и поэтому она подразумевает сохранение предшествующего духовного опыта, непрерывность нравственной и интеллектуальной жизни людей. Речь идет об обмене новыми сведениями, гипотезами и предложениями в области методики исследования, обсуждении различных вопросов и достижении взаимопонимания, совместном формировании и распространении теоретических основ народной художественной культуры. В системе исторической типологии ученые отводят народной художественной культуре совершенно определенное место. В современных исследованиях, посвященных выяснению места народного художественного творчества в системе мировой художественной культуры, преимущественно рассматриваются взаимоконтакты различных видов культуры, устанавливается их категориальный статус. Отмечая богатое наследие отечественной традиционной культуры, Н.В. Солнцев утверждает, что «в поисках модели будущего России русские реформаторы всегда обращали свои взоры на Европу, и немного находилось людей, желающих обновить страну на традиционной основе. Между тем отечественная экономическая и политическая история, национальная культура располагает богатым наследием, которое, как показывает практика современной перестройки, почти не пользуется вниманием сегодняшних социальных преобразователей. У нас есть ценности, которые в виду своей национальной принадлежности и почвенности, имеют для наших реформ особое значение. Главное здесь в том, что их не нужно «завозить» из-за рубежа, внедрять, насаждать. Они традиционно свои, но их необходимо восстановить, возродить» [10].
В широком философском понимании народная художественная культура представляет собой феномен культуры, определяемый ее основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов трансляции культурного опыта, сообразных конкретному этапу исторического развития общества. Познание многочисленных художественных систем народной художественной культуры и ее элементов дает широкие возможности для обогащения научных исследований. Современные
ученые трактуют народную художественную культуру как сферу проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей,
сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи.
Э.Е. Алексеев, А.Н. Афанасьев, М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, Е. Гусев, A.C. Каргин,Н.И. Костомаров, К.Н. Костриков К.Н., Л.И. Михайлова, М.А. Некрасова, В.Я. Пропп, Э.В. Померанцева, А.Б. Салтыков, А.И. Щербакова и др. подчеркивают сложность характеристики народной художественной культуры, отмечая при этом подвижность иерархической структуры, полисоциальность, собирательность и синкретичность, а также отсутствие в недавнем прошлом исследований в области народной художественной культуры как целостного феномена. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурноисторическом опыте народа. В этой связи весьма актуальной представляется позиция Ю.М. Лотмана, который рассматривал культуру как память народа, поэтому «...она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который прошла эта культура. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества» [6].
Невозможно понять социально-эстетическую значимость народного творчества, если не учитывать его включенности в сферу общей социокультурной деятельности, непосредственно связанной с духовным освоением и преобразованием мира. Социальные функции народного художественного творчества заключены в воздействии на духовный мир человека и общества путем трансляции и коммуникации различных ее частей. К элементам народного художественного творчества (как и культуре в целом), относятся: ценности, нормы, смыслы, идеи, обряды, ритуалы, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество в их знаково-символическом и предметно-материальном воплощении. Подчеркивая специфические особенности народного искусства, М.А. Некрасова отмечает: «Народное искусство - такая часть культуры, которая имеет как онтологический, так и гносеологический статус; как духовная деятельность оно созидательно и в сфере этносных ценностей, формирующих национальную культуру, в первую очередь, человека, и в сфере общечеловеческих ценностей» [8].
Поскольку народное искусство в целом является одним из институтов сферы культуры, тофункцию народной музыки следует рассматривать в русле функций художественного культуры, общества. Для человека музыка является одним из способов образного освоения
окружающего мира. Древнее музыкальное искусство являлось своеобразным первоязыком, с помощью которого происходил духовный обмен в сочетании с другим языком, в том числе с ритуальным, церемониальным. Способы такого освоения могут быть совершенно разными, ибо любой образ представляет собой художественное отображение действительности в пределах доступных человеческому восприятию измерений пространства и времени. Музыка, являясь одним из способов социального бытия, развивается в контексте коммуникации и как средство коммуникации. Поэтому, как и всякое явление, существующее в реальных пространственно-временных измерениях, народная музыка представляет собой одну из важнейших граней общего смысла истории -эволюцию институализированных форм социокультурной деятельности, то есть общественно приемлемых норм и стандартов коллективного бытия. Исторически народная музыка была обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта. Она зарождалось как средство, способствующее интеграции коллективных сообществ, как средство коммуникации. Народная музыка всегда была включена в реальную жизнь как смысл, система ценностей, культурных образцов, эстетических установок и способов преобразования предметной реальности.
Исследование ряда проблем, связанных с развитием народной музыкальной культуры, с взаимоотношениями культуры и общества, культуры и нации, вызвано, прежде всего, тем, что во многих странах мира произошли коренные изменения во всей общественной жизни -экономической, социальной, культурной и главное - произошло изменение самих наций. Сфера народного музыкальной культуры оказалась менее подготовленной к переходу на новое качество духовной жизни, чем экономика или социология, и это породило ряд негативных и противоречивых процессов, нанесших существенный урон и обществу. и государству.
Научные труды в области социологии, философии, теории культуры Н.В. Бекетовой, М.С. Кагана, К.Н. Кострикова, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Г.А. Орлова А.И. Сохора, B.C. Цукермана, Т.В. Чередниченко, Н.Г. Шахназаровой, А.И. Щербаковой дают возможность теоретически осмыслить музыкальное искусство как социальнофилософскую категорию и многоаспектную проблему.Народное музыкальное творчество исследуется учеными как отдельный социальный институт, выступающее в качестве уникальной системы художественных ценностей разных видов творчества и располагающее разнообразным функциональным воздействием на личность. Исследуя народную музыкальную культуру в контексте философско-культурологических категорий, ученые характеризуют ее как наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о закономерностях развития,
явлениях, процессах и связях, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов. Философско-культурологическое осмысление народной музыкальной культуры, традиции - детерминант современной художественной культуры, актуализируется следующими причинами:
- во-первых, все большим распространением музыкального искусства как наиболее демократичного вида искусства;
- во-вторых, необходимостью изучения генезиса музыкального искусства и путей его развития;
- в-третьих, расширением ее социальных функций.
Постижение характера взаимодействия народной музыки и человека, механизмы социально-эстетической действенности народной музыкальной традиции обуславливают аккумулирование и закрепление художественного опыта человечества, формируют общественный субъект как всестороннюю, гармоничную личность, способную целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности. Являясь значимым инструментом структурных дифференциаций современного социального пространства и реализуя культуротворческий потенциал, народное музыкальное творчество оказывает прямое воздействие на рождение новых или реконструкцию бытовавших ранее форм музыкальной жизни, на становление культурной среды, является источником устойчивых традиций художественной культуры.
Народная музыкальная культура органично соединяет и обеспечивает удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулирование развития его творческих потенций и включения его в разнообразные формы художественного творчества. Технологии функционирования
произведений народной музыкальной культуры заключаются в практическом оперировании ценностями, смыслами и формами поддержания, сохранения и передачи от одного поколения к другому, а также их трансформации, обновления. По убеждению известного русского историка, этнографа, фольклориста П.П. Сахарова «...в родных напевах, которые так сладко говорят русской душе о родине и предках; в наших сельских думах, которые так умильно вспоминают о горе дедовском; в наших сказках, которые так утешнорадуют русских детей; в наших играх, которыми утешается молодежь после тяжких трудов;в наших свадьбах, в которых так резво веселится пылкая душа мужающих поколений; в суеверных повериях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь, - вмещается вся русская жизнь» [9].
Исследователи истории музыки, в частности русской, убедительно доказали, что на протяжении тысячелетий шло постепенное преобразование музыкальной культуры как объективного процесса жизнедеятельности человека, средства его самовыражения, сознания бытия
через соответствующие ритуальные и обрядовые формы этноса в специфическую сферу образования и культуры.Как и культура в целом, народная музыка, семиотически неоднородна, она взаимосвязана не только с другими видами искусства, но и с разными сферами культуры. Более того, она вступает с ними в диалог, обмениваясь своими информационными ресурсами.
Процессы, происходящие в мире народного музыкального творчества, раскрывают художественные принципы времени, логику развития национальных традиций в области музыкального искусства. Народная музыка, являясь структурным и содержательным компонентом народной художественной культуры, определяет динамику процессов, происходящих в музыкальной жизни, формирует музыкально-творческий потенциал общества, воспроизводит субъекта (творца, транслятора и потребителя) культуры. Народная музыка, выступая как особая форма духовной жизни людей, культивирует общественно необходимые переживания, обогащает содержание духовной, прежде всего, эмоциональной жизни человека. В разные века и у разных народов музыкальная культура была связана с воспитанием, формированием духовной составляющей граждан в интересах развития их личности, а также общества и государства. Осуществляя свою созидательную роль, народная музыка воздействует на становление человеческой индивидуальности, формирование ее личностной духовной культуры. Обладая духовно-интегративным потенциалом, функцией установления духовного общения, народное музыкальное творчество не только активно влияет на сознание людей, но и берет на себя ответственность за совершенствование социальных отношений человека с миром, с другими людьми, за преобразование субъекта общественно-исторической практики в целом. Основной особенностью народной музыки является гуманистическая устремленность, культивирование человеческого в человеке, раскрытие всех его духовных богатств и творческих дарований.
Народная музыкальная культура развивается кулътуроцентрично, культуродетерминированно и кулътуроориентированно.Разумеется, развитие народной музыкальной культуры не отрицает существования национальных традиций и особых путей их развития. И все же в перспективе представляется необходимым разработать именно общие основы и закономерности и с особым вниманием изучать те явления культуры, которые имеют общую значимость и способствуют укреплению единства национальных культур. Эти и другие явления заключают не просто научно-познавательный, но и важнейший художественно -практический смысл. Изучение проблем развития и функционирования народного музыкального творчества позволяют ученым обобщить проблематику народной художественной культуры органически входящего
в философию культуры, музыкальную эстетику, историографию, социологию.
Современные исследования в области социологии искусства содержат значительный фактический материал по народному музыкальному творчеству, но он нередко нуждается в теоретическом осмыслении и обобщении, в философско-эстетической интерпретации. Назрела необходимость в развернутом и всестороннем исследовании факторов, определяющих социальное бытие народного музыкального творчества, конечный итог его воздействия. В силу этих назревших социальных задач все большую остроту и актуальность приобретает научное постижение особой роли народного музыкального творчества в системе духовной культуры, распознание внутренних потенций народной традиции, продуктивно проявляющейся в процессе формирования мировоззрения личности, ее потребностей, идеалов, образы жизни.
Согласно М.М. Бахтину, событийный мир искусства есть «... отраженный мир повседневной действительности, но упорядоченный и завершенный вокруг человека как его ценностное окружение. Такого рода уплотнение художественного мира и его ценностная ориентация на человека определяют особую эстетическую реальность, ценность этого мира, отличную от реальности познавательной или нравственнопрактической, но, разумеется, не индифферентную им» [2]. «Удваивая» себя в процессе художественно-творческой деятельности, человек запечатлевает в искусстве определенный тип отношения к действительности, определенную систему целей и идеалов, направленных на преобразование этой действительности, определенный тип (образ) собственной деятельной активности. Все эти характеристики фиксируют не только исторически преходящее, но и общечеловеческое содержание. Например, музыкальные произведения тех или иных народов, возникнув на конкретной социальной почве, выражают не только исторически обусловленный способ общения с социокультурной действительностью, но посредством их некоторое всеобщезначимое измерение человеческого бытия, благодаря чему продолжают в «снятом» виде играть определенную роль на последующих этапах развития общества. Таким образом, событийный мир народного музыкального искусства становится средством самореализации личности. Он является проекцией не только объективного мира, но и субъективного мира творческих возможностей человека, его неосознанных сил и творческих возможностей.
В последние годы значительно возрос научный интерес к постижению характера взаимодействия народной музыки и человека, механизмы социально-эстетической действенности народной музыкальной традиции, которые непосредственно обусловливают аккумулирование и закрепление художественного опыта человечества, формирование общественного субъекта как всесторонней, гармоничной
личности, способной целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности. Современные ученые З.И. Власова, К.Н. Костриков,
Н.Г. Михайлова, В.А. Полякова, А.И. Щербакова трактуют народную музыкальную культуру как сферу проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа. Ученые подчеркивают исторически закономерный и крайне важный на современном этапе исследования этой проблемы выход в широкий контекст духовной жизнедеятельности общества, в котором осуществляется взаимодействие народной художественной культуры с другими формами духовной культуры, в частности с философией, наукой, нравственностью. «Величайшие создания русской музыки органически связаны с образами народного творчества, его излюбленными приемами и формами развития, своеобразным музыкальным языком, с той картиной мира, которая создавалась им на протяжении веков. В монументальных картинах оперных и симфонических произведений русских композиторов широко раскрывается то, что в народном творчестве существует в лаконичных, но глубоко выразительных образах былин, исторических песен, баллад, сказаний и т.п.» [5].
В условиях переходного общества, трансформация которого идет в ситуации глубокого внутреннего кризиса и глобальной неопределенности, размывающей геополитические и цивилизационные очертания постсоветского пространства, наследие народного музыкального творчества оказывается одной из тех немногих ценностей, которые не подвергались девальвации и могут служить ориентиром для проектирования будущего.В разные века и у разных народов музыкальная культура была связана с воспитанием, формированием духовной составляющей граждан в интересах развития их личности, а также общества и государства. Осуществляя свою созидательную роль, народная музыкальная традиция воздействует на становление человеческой индивидуальности, формирование ее личностной духовной культуры. Уникальная способность народной музыки в синтезировании достижений универсального человеческого художественного опыта и претворение его в опыт личности дает возможность осуществлять адекватные формы участия художественного творчества в этом процессе. Осмысление музыкальной традиции в качестве духовно-практического явления народного творчества открывает новые перспективы для выяснения мировоззренческой направленности народной художественной культуры, уточнения конкретных связей художественного культуры с эмпирическими формами человеческого бытия, практическим сознанием.
Основной особенностью народного музыкального творчества является гуманистическая устремленность, культивирование
человеческого в человеке, раскрытие всех его духовных богатств и творческих дарований. Народная музыка артикулирует проблемы структурирования социального пространства и наряду с прочим выполняет функцию «социального наследственного механизма» в обществе, так как народное художественное творчество неразрывно связано с социальными процессами. Характеризуя функции художественной культуры в отношении культуры в целом, ученые, исследователи указывают, что музыкальный фольклор обеспечивает передачу культуры младшим поколениям и в определенном смысле воспроизводит культуру. В свою очередь, народная музыкальная традиция, реализуя культуротворческий потенциал, оказывает прямое воздействие на рождение новых или реконструкцию бытовавших ранее форм музыкальной жизни, на становление культурной среды, является источником устойчивых традиций. Произведения народного музыкального творчества в наибольшей степени служит фактором целостного развития личности.
В настоящее время возникает настоятельная потребность в распознании мотивов приобщения к народному музыкальному творчеству, определении уровня восприятия художественных ценностей музыкального фольклора, меры и эффективности его постижения. Незнание закономерностей и механизмов воздействия произведений народного музыкального творчества на формирование личности затрудняет в определенной мере разработку теории прогнозирования в области народной художественной культуры. Действительно, несмотря на то, что в последние годы активизировалась исследовательская деятельность по изучению сложных проблем взаимодействия народной музыкальной культуры с социумом, многое здесь пока еще не выяснено, не раскрыто должным образом. Это касается не только установления закономерностей в процессе освоения произведений музыкального фольклора или создания научно обоснованной типологии отношений к художественным ценностям. Существуют проблемы и в осмыслении способов воздействия народного искусства на человеческую личность, в знании критериев, показателей социальной эффективности народной музыкальной культуры.
Сегодня, когда народная музыкальная культура становится реальной и могучей силой формирования нового человека, чрезвычайно важно знать, как осуществляется процесс действительного овладения художественными ценностями народной музыки. Несомненны и реальные трудности, связанные с тонкостью и «незримостью» действия самих механизмов восприятия народной музыки, многообразием средств и форм влияния произведений музыкального фольклора на различные слои населения. Эффект воздействия музыкальных произведений, как известно,
неоднозначен, он трудно уловим на уровне непосредственного, живого созерцания, сложен по своей структуре и характеру проявления. Нередко лишь по истечении времени сказываются результаты практически-действенной силы музыки, причем нелегко (а подчас и невозможно) четко отделить это воздействие от других способов, стимулирующих человеческую жизнедеятельность .Из глубины веков дошли до нас инструментальные наигрыши, в которых ярко выражено национальное своеобразие народов, проживающих на территории России. По отдельным интонациям, характерным мелодическим оборотам можно без труда отличить чувашскую, татарскую, адыгейскую музыку от русской. Однако при этом этнографы, музыковеды отмечают, например, поразительное сходство осетинских мелодий, исполняемые на различных народных инструментах с мелодиями ингушей, чеченцев, адыгов и абхазцев и др.
Рассматривая в качестве подобных параметров ценностную ориентацию и общение с произведениями народной музыкальной инструментальной традиции, можно выделить как существенную сферу художественного содержания раскрытие тех высших смысло-образующих ценностей, вне обращения к которым (разумеется, отнюдь не всегда лежащего на поверхности) не существует подлинной культуры. Теоретический интерес к проблеме функционирования произведений народной музыкальной культуры мотивирован особым характером взаимоотношения данной сферы культуротворческой деятельности с собственно социальными формами ее организации как способа духовнопрактического освоения мира, ее активной ролью в формировании культурных ценностей. Очевидно, что эта функция народной музыкальной культуры определяется ее родовой сущностью, в то же время она социально детерминирована как в генетически-кумулятивном, так и структурно-функциональном плане. Объяснение этой детерминации актуально для понимания и характеристики состояния современной художественной культуры, представленной относительно автономными системами различной степени социально-художественной зрелости.
Изучение механизмов народной музыкальной традиции способствует «консервации» духовного наследия, высших нравственных ценностей и идеалов народа, сохранению стабильности в обществе. Без знания прошлого невозможно уверенно смотреть в будущее. Традиционная музыкальная культура включает в себя совокупность национальных образов мира, менталитет народа, его праздничнообрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, художественные ценности народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции. В свою очередь музыкальная культура личности как подсистема по отношению к художественной и эстетической культуре является важнейшим показателем уровня эстетического и
художественного развития личности. Народная музыкальная культура в этом контексте представляет собой в широком философском понимании феномен культуры, определяемый ее основными ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов трансляции культурного опыта, сообразных конкретному этапу исторического развития общества.
Народная музыкальная культура обладает способностью вбирать в себя музыкальные традиции всех социокультурных слоев общества. Произведения народного музыкального творчества, запечатлевшие время своего создания, оказываются способными выходить далеко за пределы этого времени, становятся понятными и близкими для людей других эпох и других культур. Они позволяют узнать чувства и стремления, мечты и надежды миллионов людей, живших задолго до нас, а следовательно, дают нам возможность ощутить наше собственное место в неразрывной цепи исторических событий, глубже осознать ответственность перед будущими поколениями, смысл жизни и достоинство человека.
Список литературы
1. Адорно Т.В. Социология музыки / пер. с нем. М., 2001. 446 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1999. 194 с.
3. Каргин A.C. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. учеб. пособие. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2007. 288 с.
4. Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч. 1. Истоки. М.: Перспектива, 2009. 256 с.
5. Костриков К.Н., Щербакова А.И. Музыка в художественном пространстве отечественной культуры: истоки, становление, развитие, перспективы. Ч. II. Становление. М.: Перспектива, 2010. 270 с.
6. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Избр. ст.: в 3 т. Т.1. Таллинн,
1992.
7. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. Пермь, 1994. 176 с.
8. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 2003.
342с.
9. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные Сахаровым. / сост. С.Д. Ошевский.; предисл. Г.П. Присенко. Тула: Приок. кн. изд-во, 2000. 316с.
10. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.156с.
N.I. Anufrieva
NATIONAL MUSICAL CREATIVITY AS THE SOCIAL MECHANISM OF CULTURAL EXPERIENCE TRANSLATION
In article the problems of researches of creative potential of national musical creativity as original phenomenon of art culture of a society, effective factor of the person spiritual culture formation are considered on the basis of a deepening of self-knowledge, a reflection of historical and cultural roots, social determinants, internal mechanisms of development.
Key words and phrases: national art culture, folk music, national musical creativity.
Получено 2.03.2011 г.
УДК 947.081.12 (с 132)
Е.Е. Бурцева, аспирант, 8-930 -893- 43- 30,
brc ktrn@mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
ГОРОДСКОЕ И СОСЛОВНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ТУЛЬСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ»)
Анализируется информационный потенциал газеты «Тульские губернские ведомости» в аспекте освещения деятельности органов городского и сословного самоуправления Тульской губернии последней трети XIX- начала XX вв.
Ключевые слова: Тульская губерния, городское и сословное самоуправление, «Тульские губернские ведомости».
Местная периодическая печать - это ценнейший источник по изучению локальной истории того или иного региона. На страницах дореволюционных газет находили отражение различные стороны жизнедеятельности российских городов и содержались экономические, историко-статистические материалы, биографические и другие данные. Периодической печати в рассматриваемый период принадлежала особая коммуникативная роль: она являлась центральным информационным органом, занимала ключевое место в вовлечении населения провинции в общественно-политическую жизнь, в приобщении к достижениям передовой науки и культуры и в формировании общественного мнения.
До середины XX в. в российской историографии существовало относительно устойчивое представление о периодике как о вспомогательном историческом источнике. И только на рубеже 1950-х -1960-х гг. сформировалась идея о возможности использования прессы в качестве самостоятельного источника [1, с. 4-5]. Существенный вклад в изучение вопроса об информационных возможностях периодической печати второй половины XIX - начала XX вв. внесли В.И. Бовыкин [2] и А.Н. Боханов [3], в работах которых рассматривались особенности