Научная статья на тему 'Формирование творческой активности будущих руководителей студии декоративно -прикладного творчества'

Формирование творческой активности будущих руководителей студии декоративно -прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / FOLK COSTUME / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черокова А.В.

В рамках данной статьи рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы изучения традиционного народного костюма с опорой на творческие принципы народного творчества повтор, вариацию, импровизацию. Автор исследует педагогические условия формирования творческой активности студентов специальности «Народное художественное творчество» в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY FORMATION OF THE FUTURE HEADS OF ARTS AND CRAFTS CREATIVITY STUDIO

Practical issues, the study of traditional folk costumes based on the principles of creative folk art repetition, variation, improvisation are considered. The author examines the pedagogical conditions of the creative activity of students of specialty «Folk art» in the pedagogical high school.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой активности будущих руководителей студии декоративно -прикладного творчества»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

А.В. Черокова, преподаватель кафедры изобразительного искусства и методики обучения Шуйского государственного педагогического университета, (49351) 31122

В рамках данной статьи рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы изучения традиционного народного костюма с опорой на творческие принципы народного творчества — повтор, вариацию, импровизацию. Автор исследует педагогические условия формирования творческой активности студентов специальности «Народное художественное творчество» в педагогическом вузе.

Ключевые слова: творческая активность, традиция, народный костюм, педагогические условия.

CREATIVE ACTIVITY FORMATION OF THE FUTURE HEADS OF ARTS AND CRAFTS CREATIVITY STUDIO

Cherokova A.V.

Practical issues, the study of traditional folk costumes based on the principles of creative folk art — repetition, variation, improvisation are considered. The author examines the pedagogical conditions of the creative activity of students of specialty «Folk art» in the pedagogical high school.

Key words: creativity, tradition, folk costume, pedagogical conditions.

Творческая активность студентов — будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества понимается нами как высший уровень активности, как интегральное свойство личности, которое характеризует отношение студента к творческой деятельности в области педагогики, народного и декоративно-прикладного искусства, традиционного народного костюма, а также степень его включенности в собственный творческий процесс.

Как известно, народный костюм — явление объемное, многозначное, полиструктурное и полифункциональное. В нем сосредоточен огромный пласт разнообразных видов народного творчества, в нем — многообразие материалов и художественных технологий, костюм — это совокупность комплекса средств художественной выразительности.

На основе проведенного теоретического анализа материала, а также практического опыта была разработана модель процесса формирования творческой активности будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества на основе изучения традиционного народного костюма, включающая в себя: цель, задачи, методологические подходы и принципы, комплекс педагогических условий.

В качестве условий формирования творческой активности личности студента нами были определены: организационно-педагогические — личностно ориентированная и творчески насыщенная среда; психолого-педагогические — интеграция учебной, художественно-творческой, научно-исследовательской и социально-культурной деятельности; дидактические — учебно-методическое обеспечение.

Процесс формирования творческой активности студентов осуществлялся как в учебной, так и во внеаудиторной деятельности, научно-исследовательской, поисковой, проектной работе студентов. Тематика исследований складывалась на основе формирующихся интересов студентов в области народного костюма; региональной специфики одежды, характерной для региона их проживания; с учетом социокультурных потребностей; интересов и предложений преподавателя.

По материалам этих заданий и исследований студентами была собрана уникальная информация о костюме и традициях жителей села Писцово Шуйского района, о костромском и юрьевецком костюме, что нашло свое отражение в курсовых и дипломных проектах. Подчеркнем, что около 40% всех дипломных проектов, написанных во время проведения эксперимента на факультете, было посвящено исследованию традиционного народного костюма и его места в современной культуре.

Процесс формирования творческой активности студентов существенно дополняется социально-культурной деятельностью, к которой студенты привлекались в рамках этнохудожественного центра «Истоки» (существующего при факультете искусств). Среди множества студий и коллективов этого центра работает фольклорный коллектив «Традиция», который позволяет студентам расширить сферу приложения своего творчества, проявления творческой активности в социально-культурной деятельности, что представляется нам особенно важным для будущих руководителей студий декоративно-прикладного творчества. Студенты активно участвуют во всевозможных ярмарках, выставках, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

В процессе разнообразных видов деятельности решались следующие задачи:

— формирование у студентов активности в приобретении знаний, умений и навыков в области народного костюма и в применении их на творческом уровне;

— формирование у студентов активности в приобретении художественно-творческого опыта, связанного с изучением традиционного народного костюма (специфики конструкции, кроя, колорита, а также особенностей образов, мотивов, сюжетов в декоре традиционного народного костюма);

— формирование коммуникативной активности, способности к общению с произведениями народного искусства, народными мастерами, с носителями иных культур;

— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству народного костюма как явлению духовно и эстетически насыщенному, как сфере, концентрирующей творческий гений народа.

Решение совокупности этих задач способствовало формированию у студентов творческой активности как интегрального качества личности, включающего ряд компонентов: когнитивный, художественно-творческий, коммуникативный, аксеологический.

Для оценки эффективности разработанного нами содержания и методики формирования творческой активности студентов были разработаны критерии оценки уровня сфор-мированности каждого компонента творческой активности.

С помощью выделенных критериев мы соотнесли развитие творческой активности с уровнями ее сформированное. Было выделено три уровня формирования творческой активности у студентов: высокий, средний и низкий.

Сравнение результатов до начала обучения и после его завершения по предлагаемой методике формирования творческой активности студентов в контрольных и экспериментальных группах свидетельствует о позитивной динамике по каждому из выделенных нами компонентов творческой активности студентов.

Динамика роста уровней сформированности творческой активности (как комплекса перечисленных выше ком-

понентов) выражается в разности результатов констатирующего и итогового замеров. По экспериментальной группе она составила: высокий уровень +56,1 (65,8) — 9%; средний уровень +0,2 (26,8—27) — 5%; низкий уровень —56,3 (7,2) — 63,5%. Позитивные изменения произошли в связи с перемещением студентов из группы с низким уровнем. По контрольной группе прирост составил: высокий уровень +22 (34) — 12%; средний уровень +16 (40) — 24%; низкий уровень — 38 (26) — 64%.

Результаты итогового этапа опытно-экспериментальной работы доказали эффективность разработанной методики. Студенты, с которыми была проведена специально организованная работа, показали более высокие результаты сформированности каждого из компонентов творческой активности, по сравнению со студентами, обучающимися в контрольных группах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ершова Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: Теория и практика. Монография. — Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004.

2. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М.: Молодая гвардия, 1988.

3. Некрасова МА. Народное искусство России в современной культуре. — М.: «Коллекция М», 2003.

4. Шпикалова ТЯ. Программы педагогических институтов. Открытый и вариотивный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций. — 1995.

5. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнохудожественного образования в Российской Федерации. — Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

К.Е. Романова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства, докторант Шуйского государственного педагогического университета, (49351) 30986

В статье рассматриваются особенности реализации концепции формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии, заключающиеся в обосновании и разработке активных форм самостоятельной деятельности будущих преподавателей, к которым автор относит: тренинги, имитационно-ролевые игры, диалог, творческое проектирование, технологии интерактивного обучения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.