ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
ной подготовке студентов в вузе культуры и искусств по специальности «Народное художественное творчество» // Преемственность инновационных технологий в системе «детский сад — школа — вуз» : [материалы Всероссийской научно-практической конференции]. Махачкала, 2009.
References
1. Amirbekov A. Dzh. Traditsionnoe khudozhestvennoe remeslo Dagestana [Traditional arts and crafts of Dagestan]. Makhachkala, 1999.
2. Shpikalova T. Ya., Porovskaya G. A., eds. Vozvrashchenie k istokam: Narodnoe iskusstvo i detskoe tvorchestvo [Back to basics: the Folk art and children's creative work]. Moscow, 2000.
3. Ershova L. V. Stanovlenie nepreryvnoy i preemstvennoy sistemy etnokhudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Establishment of continuous and successive system of ethnic art education: theory and practice]. Shuia [Shuya], 2004.
4. Karmin A. S. Osnovy kulturologii: morfologiya kultury [Fundamentals of Cultural Studies: Culture morphology]. St. Petersburg, 1997.
5. Nekrasova M. A., ed. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoy kuVture [Folk art of Russia in the modern culture]. Moscow, 2003.
6. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast kuVtury [Folk art as part of culture]. Moscow,1983.
7. Shpikalova T. Ya., Baklanova T. I., Ershova L. V. Kontseptsiya etnokulturnogo obrazovaniya v RF [Concept of ethno-cultural education in the Russian Federation]. Shuia [Shuya], 2006.
8. Shpikalova T. Ya. Activity paradigm of ethnic art education in professional training of students at the University of culture and arts majoring in «Folk art». Continuity innovative technologies in the system of «kindergarten — school — University». Materials of All-Russian Scientific and Practical Conference. Makhachkala, 2009. (in Russian)
Э
% ГЛ ф
ТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 37.013:398 О. К. Рашидов
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема приобщения молодёжи к народному творчеству и традициям народной художественной культуры, которая позволяет наполнить образование духовно-практическим, нравственно-ценностным содержанием. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, объективное и ценное для педагогической теории и практики. Возрождение народного мировосприятия, сохранение художественных традиций позволит решить ряд задач общекультурного, экологического, интернационального и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Духовное общение отдельных личностей, учителя и ученика основано на преемственности поколений. В декоративно-прикладном искусстве Дагестана под воздействием субъективных и объективных факторов наблюдаются ничем невосполнимые потери, вытеснение некоторых отраслей, угасание многих древнейших центров художественных промыслов. Особо остро это воспринимается в специальных учебных учреждениях, занимающихся изучением данной проблемы. По нашему мнению стал
РАШИДОВ ОСМАННУРИ КАМИЛЬПАШАЕВИЧ — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Республика Дагестан
RASHIDOV OSMANNURI KAMIL'PASHAEVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Head of Department of decorative and applied art, Dagestan State Pedagogical University, Mahachkala, Republic of Dagestan
e-mail: [email protected] © Рашидов О. К., 2014
^ Образование в сфере культуры
актуальным вопрос внедрения новых интегрированных программ, имеющих в своём содержании основные направления общеобразовательного, профессионального, а также этнохудожественно-го образования, разработки методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: народное творчество, традиция, народная художественная культура, преемственность поколений, учебные учреждения.
O. K . Rashidov
Dagestan State Pedagogical University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, M. Yaragskogo, 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation, 367003
ETHNO ARTISTIC COMPONENT IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION: THEORY AND PRACTICE
The article considers the problem of young people introducing to folk art and traditions of folk artistic culture, which allows to fill the formation of spiritual-practical, moral and value-added content. A comparative analysis of pedagogical achievements allows you to select the most rational, objective and valuable for teaching theory and practice. The revival of world perception and preservation of artistic traditions will allow to solve a number of problems common cultural, environmental, international, and artistic and aesthetic education of the younger generation. Spiritual contact individuals, teacher and student bears the stamp of the continuity of generations. In the arts and crafts of Dagestan under the influence of subjective and objective factors have been observed nothing irreparable losses, displacement of some sectors, the extinction of many of the ancient centers of arts and crafts. Especially sharply it is perceived in special educational institutions for the study of this problem. In our opinion was actual a question of introduction of new integrated programs with content of the basic directions of educational, professional, and Ethno Hosting education, development of methods of teaching fine arts and decorative applied art.
Keywords: folk art, tradition, folk art culture, the continuity of generations, educational institutions.
Многогранная жизнь народа, его борьба за продолжение и развитие жизни на Земле — основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой — народная педагогическая традиция. В народе испокон веков вырабатывался самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Изучение народного творчества чрезвычайно валено для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, педагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Этнопедагогика выясняет педагогические воз-мож но сти старых обы чаев в со вре мен ных условиях и определяет целесообразность
новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рацио нальное, объ ек тив ное и цен ное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Образование и художественная культура неразрывно связаны между собой. Изучение народной художественной культуры, приобщение к народному творчеству и традициям позволит наполнить образование
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
духовно-практическим, нравственно-ценностным содержанием.
Сегодня, когда в наше образование активно внедряются различные педагогические технологии, валено обратиться к народным традициям воспитания детей, одним из основных средств которого являлось близкое и понятное народное декоративно-прикладное искусство. В прошлом народное декоративно-прикладное искусство слулсило не только утилитарным и эстетическим целям, но и широко использовалось как средство воспитания, формирования худолсествен-ного вку са. В нем локально вы ра жены чер ты народной материальной и духовной культуры. Посредством народного декоративно-прикладного искусства младшему поколению передавались нормы поведения людей, духовные ценности.
Народные умельцы тонко чувствуют и понимают психику ребёнка и ориентируются на её особенности в подборе средств и методов приобщения детей к труду. Педагогический процесс строится на последовательном развитии наблюдательности, постановки руки, уважении к инструменту и материалу. В работе с детьми используются луч шие образ цы ин ст ру мен та и мате риа ла, а не их заменители. Работа, как правило, вы-пол няет ся по луч шим образ цам. По сле того, как учащийся овладеет нужными навыками и его работы в определённой степени приблизятся к образцу, мастер разрешает учащемуся разработать свой вариант изделия, близкий по мотиву ранее выполнявшимся работам. Обучение не ограничивается чисто практической деятельностью в мастерской. Обучающийся полноправно входит в мир взрослых, у него повышается требовательность к себе, появляется определённая основательность, он становится частью клана мастеров. Существует масса обрядов по свя ще ния юно го мас те ра в мир народ но-го искусства. Посвящение сопровождается рас ска за ми о ве ли ких мас терах, о свя щен-ных обычаях, формы передачи информации могут быть совершенно разными. Большое
внимание уделяется воспитанию в учащемся таких качеств, как честность, обязательность, ве ли коду шие.
Учащемуся прививаются лучшие качества народа. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. В целом, приобщение детей к искусству осуществляется без ломки интересов и потребностей детей, так как в основе лежит пример взрослого, его еже-днев ная рабо та, при выч ный ритм жиз ни. Эффективным средством воспитания является общественное мнение. В народе открыто высмеивают тех, кто не умеет и не хочет трудиться. Использование этнопедагогиче-ских традиций в процессе обучения будущих учи те лей изобра зительного искусст ва различным видам народного декоративно-прикладного искусства позволяет в дальней шем из бе жать ря да оши бок в про ве де нии занятий художественного цикла.
Возрож дение народ ного мировос приятия, сохранение художественных традиций позволят решить ряд задач общекультурного, экологического, интернационального и художественно-эстетического воспитания под рас таю ще го по ко ле ния.
Духовное общение отдельных личностей, учителя и ученика основано на преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах, легендах, назиданиях, пословицах, в фор ме и мо ти вах из де лий народ ного традиционного искусства. Предки говорят устами потомков. Так в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредован но — через сво их вос питан ни ков, через духовные сокровища, сохранённые ими. Чем дальше вглубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, сохраняя все самое лучшее, обеспечит преемственность поколений в едином процессе обучения и воспи-та ния молодё жи, что в конеч ном счё те по-зво лит на де ять ся на сохра не ние и раз ви тие
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
истинного национального богатства, народного декоративно-прикладного искусства. Традиционное народное искусство Дагестана в системе профессионального художественного образования как раз и является тем основным компонентом, которое будет в дальнейшем гармонично регулировать традиционные художественные промыслы народов Дагестана.
Традиционные народные художественные промыслы — это особая область народного искусства, сложная и чрезвычайно неоднородная. Они неоднородны как в историческом развитии, так и по условиям развития. Многие современные художественные промыслы Дагестана, наряду с применением в производстве художественных изделий современных технологий, сохраняют, совершенствуют и, в определённой степени, преобразуют традиционные приёмы народного искусства. Конкретно-исторический анализ народного искусства, истории становления и развития, учёт современных факторов влияния на народное традиционное искусство позволяют говорить о том, что в их основе лежат принципы не только традиционной народной культуры, но и такой важной области человеческой деятельности, как профессиональное искусство. Перспективы возрождения и успешного развития народного искусства, независимо от того, промыслы это или очаги народного искусства, связаны с глубоким изучением многообразных местных традиций. Разнообразие местных традиций позволяет избирательно относиться к их освоению и практическому развитию в соответствии с задачами конкретного времени. Сознательное постижение не только тонкостей мас терст ва и творческих ка нонов, но и всей истории местного народного искусства, а также учёт перспективы развития являются проч ной базой высокого про фессиона лиз ма современ ных народ ных мас теров.
Народное искусство Дагестана представляет собой многокрасочный сплав лучших достижений и художественных традиций дагестанских народов в непрерывном про-
цессе творческого использования опыта мировой, русской культуры, культур народов, входивших ранее в СССР. В отличие от республик с однородным национальным составом населения, в Дагестане происходит двуединый процесс, характеризующийся, с одной стороны, развитием культуры каждого да ге стан ско го народа, а с дру гой — всемерным сближением их. Из многогранных и разнообразных вопросов традиций и новаторства в современном народном искусстве Дагестана молено выделить два основных направления. Первое — профессиональная музыка, живопись, графика, ваяние и т.д. вывели дагестанское искусство из кру га при выч ных представ ле ний и тра ди-ций про шло го. Вто рое — дальней шее развитие традиционного народного искусства, учи ты вая при этом, что це ле на прав лен ное воздействие на формирование декоративно-прикладного искусства требует очень бережного отношения к художественному наследию, исторически сложившимся традициям. И в том, и другом направлении развития профессионального дагестанского искусства соотношение нового и старого, новаторства и традиций проявляется специфически, сохраняя при этом закономерности еди ного диа лек ти ческого процесса.
Вопросы традиций и новаторства в декоративно-прикладном искусстве Дагестана, в силу определённых геофизических и других факторов, решаются в несколько своеобразном ключе. Известно, что в этом виде искусства, которое основано на многовековых традициях, всякое изменение происходит мед лен но, и разви тие но вого ог ра ни че но именно эти ми самобытны ми и оригинальными традициями, которые и определяют своеобразие данного вида искусства и без которых немыслимо само его существование. В декоративно-прикладном искусстве Дагестана под воздействием субъективных и объективных факторов наблюдаются ничем невосполнимые потери, вытеснение некоторых отраслей, угасание многих древнейших центров художественных промыслов.
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^
Ф
Осо бо ост ро это вос прини мает ся в специальных учебных учреждениях, занимающихся изучением данной проблемы. Открытое в 50-х годах ХХ века в Махачкале профессиональное художественное училище яви лось ос нов ным зве ном, за ни маю щим ся изучением народного искусства, аккумулирую щим в се бе новые на прав ле ния, пы таю-щимся на основе традиционного народного искусства воспитать художников-профес-сиона лов, вла дею щих навы ка ми как тра ди-ци он ного ре мес ла, так и про фес сио наль-ными художественными навыками. Первым пробным камнем для выпускников художе-ст вен ного учи ли ща, а затем и худо же ст вен-но-графического факультета ДГПУ стали худо же ст вен ные пред при ятия в мес тах традиционного народного искусства. Молодые мас тера осоз на ли, что при шли рабо тать в народные промыслы, где все определяется законами коллективности и преемственности традиций. Попытки молодых мастеров выразить себя зачастую рождают крайне эклектичные произведения, многие работы явно перегружены орнаментом, появля-ет ся неоправдан ная ма нерность. В процессе многолетних наблюдений было выявлено, что многие мастера, кто раньше, кто позже, воз вра ща ют ся к ис тин но народ ным кор ням. В процессе преподавания на кафедре декоративно-прикладного искусства ХГФ ДГПУ, а также в художественном училище мы пришли к убеждению, что при обучении традиционному народному искусству крайне
важна стадия ученичества, и не менее важно, у какого учителя они её проходят. Привлечение к преподавательской деятельности по том ст вен ных народ ных мас теров да ёт учащемуся тот богатейший комплекс знаний и навыков, который веками накапливался в тра ди цион ном народ ном ис кусст ве.
В становлении специалиста широкого профиля, начиная со школьной скамьи и кончая высшим учебным заведением, участвуют несколько образовательных сис тем, решающих общую задачу, но и в тоже время имеющие разные учебные программы. На наш взгляд, возникла острая необходимость взаимосвязи накопленного за последние десятилетия опыта художественного образования и богатого наследия народной художественной культуры.
По нашему мнению, стал актуальным вопрос внедрения новых интегрированных программ, имеющих в своём содержании основные направления общеобразовательного, профессионального, а также этнохудо-жественного образования, разработки методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Более внимательного отношения со стороны руководящих органов требуют разработки педагогов, внедряющих в образовательный процесс этнохудожественные методики обучения, в содержании которых гармонично сосуществуют как профессиональные, так и народные принципы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству.
Примечания
1. Агаширинова С. С. Материальная культура Лезгин. XIX — нач. ХХ в. Москва, 1978.
2. Агларов М. А. Сельская община в нагорном Дагестане в ХУ11 — нач. Х1Х в. Москва, 1988.
3. Ершова А. В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: Теория и практика : автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. Москва,2006
4. Гамзатов Г. Г. У истоков профессионального искусства народов Дагестана // Становление профессионального искусства Дагестана. Махачкала, 1982.
5. Дамаданова С. Р. Художественные традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве Дагестана // Научное обозрение : сборник статей. Махачкала, 2006. Вып. № 33.
6. Поровская Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогических факультетов педвузов : авторефер. дис. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук. Москва,1990.
7. Рашидов О. К. Основы композиции: народные орнаменты и декоративно-прикладное искусство. Махачкала, 2002.
Ф
Ф
^ Образование в сфере культуры
8. Рашидов О. К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному искусству в педагогических университетах (институтах). Махачкала, 2005.
9. Шпикалова Т. Я. Программы педагогических институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций. Шуя, 1995.
10. Шпикалова Т. Я, Ершова А. В, Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Ребёнок и рукотворный мир. Методическое пособие для воспитателя к региональной программе дошкольного воспитания «Родничок». Шуя, 2006.
11. Шпикалова Т. Я., Ершова А. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Технология. Художественный труд. Мо ск ва, 2006.
12. Шпикалова Т. Я., Ершова А. В. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа. Москва, 2007.
References
1. Agashirinova S. S. MateriaVnaya kuVtura Lezgin. XIX — nach. XX v. [Material culture of the Lezgins. The nineteenth century — early the twentieth century]. Moscow, 1978.
2. Aglarov M. A. SeVskaya obshchina v nagornom Dagestane v XVII — nach. XIX v. [Rural communities in upland Dagestan in the seventeenth — early the nineteenth century]. Moscow, 1988.
3. Ershova L. V. Stanovlenie nepreryvnoy sistemy etnokhudozhestvennogo obrazovaniya v Rossii: Teoriya i praktika. Avtoreferat diss. dokt. ped. nauk. [Formation of a continuous system ethnoart education in Russia: Theory and Practice. Synopsis doct. ped. sci. diss.]. Moscow, 2006.
4. Gamzatov G. G. U istokov professional'nogo iskusstva narodov Dagestana [At the root of the professional art of the peoples of Dagestan]. Stanovlenie professional'nogo iskusstva Dagestana [Becoming of professional art Dagestan]. Makhachkala, 1982.
5. Damadanova S. R. Khudozhestvennye traditsii i sovremennost' v dekorativno-prikladnom iskusstve Dagestana [Artistic tradition and modernity in the arts and crafts of Dagestan]. Nauchnoe obozrenie: Sbornik statei [Scientific review: Collection of articles]. Makhachkala, 2006. Vol. 33.
6. Porovskaya G. A. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v sisteme professionaVno-pedagogicheskoy podgotovki uchitelya nachalnykh klassov pedagogicheskikh fakuVtetov pedvuzov. Avtoreferat diss. kand. ped. nauk [National arts and crafts in the system info in the system of professional-pedagogical preparation of teachers of initial classes of pedagogical pedagogical faculties of teacher training universities. Synopsis kand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1990.
7. Rashidov O. K. Osnovy kompozitsii: narodnye ornamenty i dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Basics of Composition: traditional ornaments and decorative arts]. Makhachkala, 2002.
8. Rashidov O. K. Metodicheskie osnovy obucheniya studentov khudozhestvenno-graficheskikh fakuVtetov narodnomu ornamentaVnomu iskusstvu v pedagogicheskikh universitetakh (institutakh) [Methodical bases of teaching students art-graphic faculty ornamental folk art at pedagogical universities (colleges)]. Makhachkala, 2005.
9. Shpikalova T. Ya. Programmy pedagogicheskikh institutov. Otkrytyy i variativnyy khudozhestvenno-obrazovateVnyy kompleks programm na osnove russkikh khudozhestvennykh traditsiy [Program pedagogical institutes. Outdoor and variability artistic and educational complex programs based on Russian art traditions]. Shuia [Shuya], 1995.
10. Shpikalova T. Ya., Ershova L. V., Makarova N. R., Shchirova A. N. Rebenok i rukotvornyy mir. Metodicheskoe posobie dlya vospitatelya k regionaVnoy programme doshkoVnogo vospitaniya «Rodnichok» [Child and man-made world. Handbook for the educator to the regional program of preschool education «SPRING»]. Shuia [Shuya], 2006.
11. Shpikalova T. Ya., Ershova L. V., Makarova N. R., Shchirova A. N. Tekhnologiya. Khudozhestvennyy trud [Technology. Art work]. Moscow, 2006.
12. Shpikalova T. Ya., Ershova L. V., etc. IzobraziteVnoe iskusstvo i khudozhestvennyy trud. Programma [Fine arts and art work. Program]. Moscow, 2007.
Ф