••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-49-53
Проблема сохранения и развития народных художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве
@ 2018 Гамзатова Г. К., Рашидов О. К.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель исследования - раскрыть воспитательный потенциал народных, художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве, как часть материальной и духовной культуры. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, систематизация, обобщение народного опыта. Результат. В содержании фактологического материала освещаются проблемы изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Дагестана. Вывод. Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных художественных промыслов и ремесел и их недостаточную разработанность и освещенность использования опыта предыдущих поколений в формировании творческих способностей школьников авторы формулируют проблему исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого.
Ключевые слова: художественные традиции Дагестана, декоративно-прикладное искусство, художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие, воспитательный потенциал, школа.
Формат цитирования: Гамзатова Г. К., Рашидов О. К. Проблема сохранения и развития народных, художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4. С. 49-53. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-49-53_
The Problem of Retention and Development of the Dagestan Folk Artistic Traditions in the Cultural and Educational Space
@ 2018 Gulperi K. Gamzatova, Osmannuri K. Rashidov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; е-mail: [email protected]; [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the educational potential of the folk, artistic traditions of Dagestan in the cultural and educational space, as part of the material and spiritual culture. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, systematization, generalization of national experience. Results. The problems of studying the folk arts and crafts at schools of Dagestan are highlighted in the content of evidential stuff. Conclusion. Considering the importance of the implementation of the teaching and pedagogical potential of folk arts and crafts and their insufficient development and illumination of using the experience of previous generations in formation the creative abilities of schoolchildren, the authors formulate the research problem: developing the optimal content for studying folk arts and crafts, scientific research and experimental substantiation of the forms and methods of development the creative abilities based on past experience.
Keywords: artistic traditions of Dagestan, arts and crafts, artistic and aesthetic education, spiritual and moral development, educational potential, school.
For citation: Gamzatova G. K., Rashidov O. K. The Problem of Retention and Development of the Dagestan Folk Artistic Traditions in the Cultural and Educational Space. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 49-53. DOI: 10.31161/1995-0659-201812-4-49-53 (In Russian)
Введение
Вопрос изучения сохранения и развития народного декоративно-прикладного
искусства является одной из важных проблем современного общества. Сохранение и развитие народного декоративно-прикладного искусства невозможно без глубокого изучения исторически сложившихся эстетических, а также этнопедагогических критериев.
Цель и методы исследования
- раскрыть воспитательный потенциал народных, художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве как часть материальной духовной культуры.
Для этого необходимо:
- провести сравнительный анализ состояния преподавания современного декоративно-прикладного искусства в учебных заведениях республики;
- изучить и обобщить опыт участвующих и не участвующих в эксперименте школ, училищ и высших учебных заведений.
Результаты и обсуждение
В богатом разнообразии традиционного искусства Северного Кавказа, а также России в целом, Дагестан занимал и занимает особое место. Издревле в районе Дагестана на довольно высоком уровне существовало до 40 видов народных ремесел, были налажены торговые отношения как со странами востока, так и запада. Наряду с привычной технологией родного ремесла мастера при выполнении своих изделий, быстро усваивали требования, соответствующие
художественной традиции коренного народа. Тем самым происходило взаимопроникновение и
взаимообогащение различных, но одновременно близких художественных культур. В процессе исследования форм и методов педагогического воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов были обнаружены
множественные родственные
композиционные мотивы в декоре архитектурных деталей и предметов традиционного искусства, близких по
силуэту и конструкции бытовых предметов. Дагестанские мастера из поколения в поколение передают и бережно хранят предметы народного искусства как своих местных мастеров, так и других стран. В некоторых жилищах горцев собраны целые домашние музеи. Особенно ярко предметы древности представлены в ауле златокузнецов - Кубачи, где практически в каждом доме считается большим достоинством сохранить не только произведения декоративно-прикладного искусства народов Дагестана, но и традиционные принципы и методы этнопедагогического воспитания.
Дагестан за последние десятилетия стал своеобразным центром, где ряд ведущих преподавателей и научных работников целенаправленно изучали народное декоративно-прикладное искусство,
разработали и внедрили в учебный процесс средних школ основные виды народного искусства. Вместе с тем параллельно развивалось профессиональное
художественное образование. Открыты и функционируют множество детских художественных школ. В процессе исследования в области художественного образования мы провели сравнительный анализ существующих программ художественных школ и
профессионального художественного образования. Нами было обнаружено, что при составлении программ для ДХУ и ХГФ нет четко скоординированной системы, дающей возможность гармонически связать вековые художественные традиции с обновляющимися эстетическими запросами общества. На наш взгляд, возникла острая необходимость корреляции накопленного за последние десятилетия опыта художественного образования и системы народной традиционной художественной культуры. В связи с этим необходимо разработать и внедрить в практику довузовского и вузовского образования учебно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям, содержащий в себе основные вопросы как народного традиционного искусства, так и
профессионального художественного образования. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного декоративно-прикладного искусства
достаточно глубоко изучены и отражены в исследованиях известных зарубежных и отечественных авторов. Особое значение для нашего исследования имели труды следующих заслуженных авторов: Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др., в области художественно-эстетического воспитания: А. А. Белова, Г. Б. Минервина,
Б. В. Нешумова и др., по теории и методике преподавания изобразительного искусства: Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова, В. В. Корешкова, Т. С. Комаровой. Для освещения проблем истории становления и развития народного декоративно-прикладного искусства нами использованы публикации таких известных ученых как: Д. М. Атаев, Н. Б. Бакланова, А. С. Башкиров, П. М. Дибиров, А. А. Иванов, Э. В. Кильчевская, Л. И. Лавров, М. М. Мамаев, И. А. Орбели, Е. М. Шиллинг, А. Р. Шихсаидов и др. В становлении специалиста широкого профиля, начиная со школьной скамьи и кончая высшим учебным заведением, участвуют несколько образовательных систем, решающих общую задачу, но в тоже время имеющих разные учебные программы. Особенно наглядно это видно при поступлении студентов в высшее учебное заведение.
Процесс дифференциации и
ансамблевость бытовой предметной среды и орнаментального искусства вследствие характера технологического решения изделия / металл, керамика, дерево, камень и другие материалы. Предпринята попытка раскрыть закономерности
композиционного строя формы и орнаментального убранства архаических и современных изделий традиционного народного декоративно-прикладного
искусства. Приводится краткая история экскурсии Дагестана, Дагестан занимает северные склоны Большого Кавказа от главного Кавказского горного хребта до берегов Каспийского моря и разделяется на четыре ландшафтные зоны. Дагестан в сравнении с соседними республиками находится в наиболее суровых географических климатических условиях. Археологические памятники,
обнаруженные на территории Дагестана, говорят о том, что первобытный человек
здесь обитал еще в эпоху палеолита. В эпоху неолита жители гор преимущественно занимались охотой, а равнинные жители еще и примитивным земледелием. Каждая из народностей Дагестана имеет древнюю культуру и замечательное искусство. Археологические находки на территории Дагестана свидетельствуют о том, что уже во 2-м тысячелетии до н. э. были известны способы получения и обработки бронзы. Этим же периодом ученые датируют и самые ранние памятники искусства резьбы по камню. История народного декоративно-прикладного искусства
Дагестана интересовала многих видных ученых: этнографов, искусствоведов, археологов и историков, академиков - И. А. Орбели, Б. А. Дорна, Д. Н. Анучина, профессоров А. С. Башкирова, Н. Б. Бакланова, Н. Ф. Яковлева, Е. М. Шиллинга, В. П. Пожидаева, К. В, Тревер, Л. И. Лавров, ученых П. М. Дибирова, Э. В. Кильчевскую, М. М. Мамаева и многих других. Еще в конце первого тысячилетия до н. э. Дагестан входил в состав Кавказской Албании, затем в сферу влияния Сасанидского Ирана. При Сасанидах заложена крепость в месте естественного сужения пространства горами и морем -нынешний Дербент. Являясь ареной больших исторических событий, Дербент и в целом регион Дагестана привлекал завоевателей. Через равнинные земли проходили гунны и хазары, персы и арабы, проносились и полчища татаро-монголов. На владение Дербентом претендовали Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский Халифат и Хазарский Каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, Держава Сефеидов и Султанская Турция. В Дагестане Дербент является четко выраженной границей между миром земледельцев, скотоводов и воинских кочевых племен с севера. Нашествие гуннов вызвало огромное перемещение народов. Следует заметить, что почти от каждого крупного перемещения людских масс в районе побережья или предгорий, как правило, небольшая часть этих племен осаждалась в Дагестане, со временем становясь как бы частью большого целого. Начавшийся еще в древние времена распад общедагестанского этнокультурного
единства привел к тому, что в настоящее время в Дагестане проживает около тридцати народностей коренных и небольших этнических групп с самостоятельными языками и диалектами.
На наш взгляд, естественно, что в тесном соприкосновении культур разных народов они взаимообогащались, трансформируясь на протяжении многих веков. Поэтому, изучая народное искусство Дагестана, можно найти массу точек соприкосновения с орнаментальным и декоративно-прикладным искусством других народностей - кавказских, арабских, тюркоязычных, славянских и многих других, а также элементы языковой культуры. Из греческих источников мы знаем, что район от Дербента и до калмыцких степей считался самым опасным. По этому пути и проходил известный всему миру «Великий шелковый путь». По сравнению со многими видами народной культуры изучение народного декоративно-прикладного искусства
Дагестана имеет более длительную историю и свои определенные достижения. Известный зачин исследований в области народного искусства еще в дореволюционное время в 1982 году положил О. В. Маркграф, он обобщил обширный фактический материал о кустарных промыслах Северного Кавказа.
Проблема сохранения и развития народных художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве раскрывает необходимость понимания народного искусства и соответственно отношения к нему как к синтезу материальной и духовной культуры. Народное искусство, являясь частью культуры, представляет собой и особый тип художественного творчества, взаимодействующий с другим типом искусства - индивидуализированным творчеством. Взаимодействие разных типов творчества определяет в декоративно-прикладном искусстве
многообразие его форм и тенденций, дает возможность преодолеть стандарт в организации предметной среды. Во все времена в той или иной степени стоял вопрос сохранения традиционного народного искусства (не ценим то, что имеем). Раскрывая проблему сохранения очагов народного искусства, мы опирались на труды известных в России ученых таких, как: М. А. Некрасова. И. Я. Богуславская, Т. Я. Шпикалова, Г. К. Вагнер, В. Е. Гусев, Г. Г. Богатырев и т. д. Свою культурно-
1. Гамзатова Г. К. Народные художественные промыслы Дагестана как средство формирования творческих способностей
художественную функцию народное искусство сохраняет только при наличии особенностей творческой структуры, где преемственность есть основа
профессионально-художественной культуры. В свете этого промышленный поточный метод пути развития для народного искусства разрушителен. Не меньшее зло - отождествление народного искусства с самодеятельным творчеством. Народное декоративно-прикладное
искусство не терпит крайних решений как в содержании, так и в развитии. Народное искусство в отличие от искусства вообще менее подвержено новомодным течениям, хотя определенные изменения происходят. Народное искусство, на наш взгляд, более консервативно, завоеванные позиции выношены большим количеством талантливых людей, объединенных общей идеей «правды жизни и неправды смерти», несущей в себе доброе начало.
Выводы
Народное искусство
самовосстанавливается. Это происходит по нескольким направлениям:
1) непосредственно в семье народного мастера;
2) на производстве;
3) в учебных заведениях.
Рассмотрим эти З позиции. Первое
абсолютно бесспорно, что
этнопедагогическое образование является наиболее благоприятным для народного искусства. Второе - обучение на производстве имеет отрицательные и положительные стороны. Отрицательным является штамп и поток на производстве, положительным же является приобретение необходимых навыков и определенного мастерства, а также склонности творческих натур к самовыражению. И третий самый массовый и в тоже время самый ранимый -это процесс художественного образования в школе. Развитие народного искусства мы видим через создание определенных благоприятных условий, через
приобретение знаний. Многонациональное народное искусство Дагестана служит своего рода моделью функционирования и взаимообогащения национальных
художественных культур при сохранении самобытности каждой из них.
младших школьников. Автореф. ... дисс. канд. пед. наук. Дагучпедгиз, Махачкала, 1999. 22 с.
Литература
2. Рашидов О. К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному
искусству в педагогических университетах (институтах): методическое пособие. Махачкала, 2005. 120 с.
References
1. Gamzatova G. K. Narodnye hudozhestvennye promysly Dagestana kak sredstvo formirovaniya tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov [Folk art crafts of Dagestan as a means of shaping the creative abilities of younger schoolchildren]. Extended Abstract of diss. ... Ph. D. (Pedagogy). Daguchpedgiz, Makhachkala, 1999. 22 p. (In Russia)
2. Rashidov O. K. Metodicheskie osnovy obuchenija studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov narodnomu ornamental'nomu iskusstvu v pedagogicheskih universitetah (institutah): metodicheskoe posobie [Methodical bases of training of students artly - graphic faculties to folk ornamental art at pedagogical universities (institutes): methodical manual]. Makhachkala, 2005. 120 p. (In Russia)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Гамзатова Гульпери Кадыровна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра декоративно-прикладного
искусства и методики преподавания (ДПИиМП), Дагестанский
государственный педагогический
университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Рашидов Османнури Камильпашаевич, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра декоративно-прикладного
искусства и методики преподавания, ДГПУ, Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
THE AUTHORS INFORMATION Affiliations
Gulperi K. Gamzatova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Decorative and Applied Arts and Methods of Teaching (DAAMT), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Osmannuri K. Rashidov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, DAAMT, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 20.09.2018 г.
Received20.09.2018.