Научная статья на тему 'Роль народных художественных промыслов Дагестана в закреплении и расширении туристско-экскурсионных маршрутов'

Роль народных художественных промыслов Дагестана в закреплении и расширении туристско-экскурсионных маршрутов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
778
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / КЕРАМИКА / ТРАДИЦИЯ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / FOLK ARTS AND CRAFTS / JEWELRY MAKING / POTTERY / TRADITION / TOURISM / EXCURSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Газимагомедов Гамзат Г.

Целью исследования является формирование и репрезентация туристско-экскурсионных маршрутов по местам традиционного бытования народных художественных промыслов Республики Дагестан. Методология исследования. На первом этапе исследования, согласно реестру и по общедоступным материалам, были выявлены и изучены места традиционного бытования народных художественных промыслов, проведен мониторинг действующих туристско-экскурсионных маршрутов и программ. Разработанные маршруты локализованы на карте туристических маршрутов. Результаты исследования и их обсуждение. Разработаны 5 маршрутов в виде радиальных выходов из города Махачкалы, характеристика которых представлена ниже. Народные художественные промыслы Дагестана являются уникальной частью художественной культуры и одновременно своеобразной отраслью промышленности с высокой степенью туристической аттрактивности. Дагестан сегодня один из немногих в современном мире территорий, где традиционное народное искусство органично входит на правах доминирующей культурной единицы в современную социальную жизнь, что обусловлено особенностями его исторического развития. Археологический материал показывает, что в Дагестане из-за географического положения пришли в соприкосновение значительные культурные явления, относящиеся к цивилизациям древнего Средиземноморья, Западной, Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и развитие культуры различных регионов Азии с другой. В сочетании с традициями древнего населения Кавказа они образовали сложнейший и многообразнейший художественный конгломерат. Заключение. В ходе исследования были выявлены базовые центры традиционных художественных промыслов Республики Дагестан, обладающие высоким туристическим потенциалом. На их основе разработаны 5 туристско-экскурсионных маршрутов. Полученные маршруты сведены в информационный буклет, обладающий как маркетинговой, так и информационно ценностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Газимагомедов Гамзат Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FOLK ARTS AND CRAFTS OF DAGESTAN IN CONSOLIDATING AND EXPANDING THE TOURIST-EXCURSION ROUTES

Aim. The aim of this study is to create and represent the tourist routes in the places of the traditional folk arts and crafts in the Republic of Dagestan. Research Methodology. In the first stage of the study, according to the register and public materials we identified and studied traditional places of folk arts and crafts; carried out monitoring of existing tourist routes and programs. Developed routes are included in the tourist route map. Findings and discussion. We developed five radial exit routes from the city of Makhachkala, characteristics of which are presented below. Folk arts and crafts of Dagestan are a unique part of the artistic culture and at the same time, it is a branch of industry with a high level of tourist attractiveness. Today, Dagestan is one of the few areas in the modern world where traditional folk art is naturally a part of a contemporary social life having the rights of the dominant cultural unity due to the peculiarities of its historical development. Archaeological studies show that due to the geographical position, in Dagestan, there has been an interaction of significant aspects of cultural phenomena relating to the ancient civilizations of the Mediterranean, Western, Central and Eastern Europe, on the one hand, and the development of cultures of different regions of Asia, on the other hand. Coupled with the traditions of the ancient population of the Caucasus, they formed complex and varied artistic conglomerate. Conclusion. The study revealed the basic centers of traditional arts and crafts of the Republic of Dagestan, hiving a high tourism potential. On this basis, we developed five tourist-excursion routes. These routes are included in the information booklet, which has a marketing and information value.

Текст научной работы на тему «Роль народных художественных промыслов Дагестана в закреплении и расширении туристско-экскурсионных маршрутов»

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

ECOLOGICAL TOURISM AND RECREATION

Экологический туризм и рекреация / Ecological tourism and recreation Оригинальная статья / Original article УДК 745

DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-161-175

РОЛЬ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ ДАГЕСТАНА В ЗАКРЕПЛЕНИИ И РАСШИРЕНИИ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ

Резюме. Целью исследования является формирование и репрезентация туристско-экскурсионных маршрутов по местам традиционного бытования народных художественных промыслов Республики Дагестан. Методология исследования. На первом этапе исследования, согласно реестру и по общедоступным материалам, были выявлены и изучены места традиционного бытования народных художественных промыслов, проведен мониторинг действующих туристско-экскурсионных маршрутов и программ. Разработанные маршруты локализованы на карте туристических маршрутов. Результаты исследования и их обсуждение. Разработаны 5 маршрутов в виде радиальных выходов из города Махачкалы, характеристика которых представлена ниже. Народные художественные промыслы Дагестана являются уникальной частью художественной культуры и одновременно своеобразной отраслью промышленности с высокой степенью туристической аттрактивности. Дагестан сегодня один из немногих в современном мире территорий, где традиционное народное искусство органично входит на правах доминирующей культурной единицы в современную социальную жизнь, что обусловлено особенностями его исторического развития. Археологический материал показывает, что в Дагестане из-за географического положения пришли в соприкосновение значительные культурные явления, относящиеся к цивилизациям древнего Средиземноморья, Западной, Центральной и Восточной Европы, с одной стороны, и развитие культуры различных регионов Азии - с другой. В сочетании с традициями древнего населения Кавказа они образовали сложнейший и многообразнейший художественный конгломерат. Заключение. В ходе исследования были выявлены базовые центры традиционных художественных промыслов Республики Дагестан, обладающие высоким туристическим потенциалом. На их основе разработаны 5 туристско-экскурсионных маршрутов. Полученные маршруты сведены в информационный буклет, обладающий как маркетинговой, так и информационно ценностью.

Ключевые слова: народные художественные промыслы, ювелирное искусство, керамика, традиция, туризм, экскурсия.

Формат цитирования: Газимагомедов Г.Г. Роль народных художественных промыслов Дагестана в закреплении и расширении туристско-экскурсионных маршрутов // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N1.

C.161-175. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-161-175

THE ROLE OF FOLK ARTS AND CRAFTS OF DAGESTAN IN CONSOLIDATING AND EXPANDING THE TOURIST-EXCURSION ROUTES

Abstract. Aim. The aim of this study is to create and represent the tourist routes in the places of the traditional folk arts and crafts in the Republic of Dagestan. Research Methodology. In the first stage of the study, according to the register and public materials we identified and studied traditional places of folk arts and crafts; carried out monitoring of existing tourist routes and programs. Developed routes are included in the tourist route map. Findings and discussion. We developed five radial exit routes from the city of Makhachkala, characteristics of which are presented

Гамзат Г. Газимагомедов

Дагестанский государственный университет, Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, Махачкала, Россия, [email protected]

Gamzat G. Gazimagomedov

Dagestan State University, Ministry of tourism and folk arts and crafts of the Republic of Dagestan,

Makhachkala, Russia, [email protected]

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 г if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

below. Folk arts and crafts of Dagestan are a unique part of the artistic culture and at the same time, it is a branch of industry with a high level of tourist attractiveness. Today, Dagestan is one of the few areas in the modern world where traditional folk art is naturally a part of a contemporary social life having the rights of the dominant cultural unity due to the peculiarities of its historical development. Archaeological studies show that due to the geographical position, in Dagestan, there has been an interaction of significant aspects of cultural phenomena relating to the ancient civilizations of the Mediterranean, Western, Central and Eastern Europe, on the one hand, and the development of cultures of different regions of Asia, on the other hand. Coupled with the traditions of the ancient population of the Caucasus, they formed complex and varied artistic conglomerate. Conclusion. The study revealed the basic centers of traditional arts and crafts of the Republic of Dagestan, hiving a high tourism potential. On this basis, we developed five tourist-excursion routes. These routes are included in the information booklet, which has a marketing and information value.

Keywords: folk arts and crafts, jewelry making, pottery, tradition, tourism, excursion.

For citation: Gazimagomedov G.G. The role of folk arts and crafts of Dagestan in consolidating and expanding the tourist-excursion routes. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 1, pp. 161-175. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-161-175

ВВЕДЕНИЕ

В Дагестане проживает более 100 национальностей и народностей, говорящих более чем на 30 языках и 70 диалектах. Каждый народ Дагестана веками создавал и совершенствовал свою культуру. Трудно представить Республику Дагестан без куба-чинских украшений из серебра, унцукуль-ских изделий из ценных пород дерева с орнаментальной насечкой и инкрустацией мельхиором.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году эти изделия приобрели такую популярность, что во Франции и Англии были открыты мастерские, а известный мастер Магомед Юсупов с группой земляков наладил их производство в Америке.

Центры традиционного бытования народных художественных промыслов являются ценными ресурсами развития внутреннего и въездного туризма в Республике

Дагестан. Недаром Дагестан издавна известен как страна многообразных и высокоразвитых художественных промыслов, страна мастеров.

Народные художественные промыслы здесь - ярчайшее ожерелье из прекрасных самоцветных камней. Их развитие непосредственно связано с географическими особенностями района. Многие из центров уже сейчас относительно активно используются, однако, при всей вариативности туристских и экскурсионных маршрутов и программ наблюдается недостаток комплексных продуктов, позволяющих более полно и качественно охватить указанные объекты [1].

Целью исследования является формирование и репрезентация туристско-экскурсионных маршрутов по местам традиционного бытования народных художественных промыслов Республики Дагестан.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе исследования, согласно реестру и по общедоступным материалам (в том числе по данным Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан) были выявлены и изучены центры народных художественных промыслов. Далее был проведен мониторинг действующих туристских и экскурсионных маршрутов и программ, посвященных народным художественным промыслам. Это позволило выявить текущую ситуацию и наметить пути для решения цели исследования.

Выявленные объекты, а также потенциальные пункты входов и выходов маршрутов были локализованы на карте при помощи программного комплекса, после чего была проработана логистика маршрутов.

В качестве «географической подложки» были использованы сервисы Яндекс и их погрузка в геоинформационную систему при помощи специальных сервисных плагинов.

Вышеприведенные работы стали основой для разработки ниток туристических

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

и экскурсионных маршрутов и их последующего нанесения на карту.

На заключительном этапе был произведен экспорт карты и подготовка макета буклета туристических и экскурсионных маршрутов по местам традиционного быто-

вания народных художественных промыслов Республики Дагестан.

Информационные характеристики центров народных художественных промыслов брались с их официальных сайтов и представительств, в том числе партнеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проектирования разработано 5 маршрутов (рис.1-5) в виде радиальных выходов из города Махачкалы, характеристика пятерых представлена ниже.

Маршрут №1 - Кубачи - гордость

России

Маршрут №2 - Унцукуль - жемчужина Дагестана

Маршрут №3 - «Аварское серебро Гоцатля»

Маршрут №4 - Художественная керамика Балхара

Маршрут №5 - Дагестанские ковры

Рис. 1. Туристический маршрут в с. Кубачи [2]

Fig. 1. The tourist route in the village of Kubachi [2]

Рис. 2. Туристический маршрут в с.Унцукуль [2] Fig. 2. The tourist route in the village of Untsukul [2]

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И РЕКРЕАЦИЯ

ECOLOGICAL TOURISM AND RECREATION

Рис. 3. Туристический маршрут в сел. Гоцатль [2] Fig. 3. The tourist route to Gotsatl village [2]

Рис. 4. Туристический маршрут в сел. Балхар [2] Fig. 4. The tourist route to Balkhar village [2]

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 г if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

Рис. 5. Туристический маршрут в Табасаранский и Хивский районы [2] Fig. 5. The tourist route to Tabasaranskiy and Khivsky Districts [2]

МАРШРУТ I. КУБАЧИ

Всему миру известен далекий горный аул Кубачи [2]. Здесь царят свои обычаи и нравы, свой особый, понятный только его жителям язык. Аул дал миру необыкновенных, озаренных искрой божьей людей.

Наш путь начинается по Прикаспийской низменности через Карабудахкентский, Каякентский и Дербентский районы. У с. Великент мы оставим трассу Ростов-Баку и продолжим путь в с. Кубачи, которое расположено в 180 км от Махачкалы.

Аул Кубачи - одно из древнейших поселений на территории России. По персидским летописям VII века - носил название, как Зирехгеран, что в переводе означает «кольчужники, кольчугоделатели». С приходом турок и принятием ислама, аул переименовали на турецкий лад Кубачи, что в

- ГОРДОСТЬ РОССИИ

переводе означает то же самое. Самобытная культура кубачинцев имеет тысячелетнюю историю, что подтверждают дошедшие до нас письменные источники, в основном восточного происхождения. Расположен аул на южном склоне крутого гребня в Дахада-евском районе. Он необычен своим расположением и архитектурой. Каменные каскады домов, уступами сбегающие вниз, напоминают водопад и на первый взгляд представляются единой исполинской саклей в несколько десятков ступенчатых этажей.

В нижней части села находится мечеть XVII века, башня «Айкала-кала» XVI века. Улицы здесь узкие, осталось много старых строений и древних башен и архитектурно оформленных родников.

Вокруг аула много старинных надгробных памятников, покрытых велико-

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

лепными орнаментальными мотивами и сюжетными композициями, относящимися к кругу памятников средневековой культуры Кубачи, а на некоторых домах сохранились выпуклые горельефы (ХШ-ХГУ вв.) с изображением льва, львицы, гиены, змеи, скачущего всадника, верблюда. Каждый кубачин-ский дом - своеобразный музей, где в отдельной комнате много полок, на которых стоят и лежат блюда, чаши, кинжалы и кувшины, которые передаются из поколения в поколение. В свое время ведущими отраслями были: металлообработка - медноче-канное дело (изготовление водоносных кувшинов, ритуальной посуды, крышек к котлам), а также литье бронзовых котлов, светильников, изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, изготовление различных женских украшений, деталей конского снаряжения. Искусство кубачинцев достигло высокой

степени совершенства еще в XШ-XV вв. Сделанные ими кольчуги, шлемы, мечи, ножи, медная посуда и женские украшения славились далеко за пределами Кавказа и Персии. Кубачинцы с гордостью рассказывают, что двурогий шлем Искандера Зул-курная (так горцы называли Александра Македонского) смастерили у них. Меч, подаренный Мстиславу, щит - Александру Невскому, не имели себе равных. Они также были авторами многих изящных обрамлений к иконам. Кубачинские мастера обладают совершенной и многосторонней техникой превращать золото и серебро в изысканные предметы необычайно тонкой работы с причудливым переплетением линий, узоров и невиданных цветов (рис. 6), а также (гравировка с чернью и без черни, насечка, инкрустация ценными металлами по кости, рогу и железу, филиграни, цветной эмали, серебряного литья и серебряной ковки) [3].

Рис. 6. Набор коньячный. Турка Серебро, гравировка, чернь (Хартумов М.) [2] Fig. 6. Set of cognac bottles. Cezve Silver, engraving, niello (Khartumov M.) [2]

В 1924 году была организована ювелирная артель, которая затем в 1960 году была преобразована в художественный комбинат, который стал крупнейшим предприятием народных художественных промыслов, преемником старых мастеров, где основным производством стало изготовление женских украшений (серьги, браслеты, перстни), а также товаров городского спроса (портсигары, ложки, изящная серебряная утварь), а из всех металлообрабатывающих производств сохранились изготовление кинжалов и ша-

шек в оправе. Многие работы кубачинцев неоднократно удостаивались наград на отечественных и зарубежных выставках, а некоторые мастера удостаивались Государственной премии.

Уникальные произведения кубачин-ского искусства хранятся в коллекциях крупнейших музеев России и зарубежных стран, например, в Государственном историческом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственном Эрмитаже

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

(Санкт- Петербург), Лувре (Париж), музее Виктории и Альберта (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Дахадаевский район занимает ведущее место по числу памятников истории и культуры федерального и республиканского значения. Это наскальные изображения около селений Ицари, Зубанчи, Трисанчи, крепостная стена с резными воротами (XII век) в заброшенном с. Амузги, мечеть и арабское кладбище XI - XIII веков, боевая башня XIII в. и жилая башня XII в. в с. Ицари.

В 8 км от Кубачей находится еще одна достопримечательность - уникальный памятник - природная крепость Калакорейш, древняя цитадель кайтагских уцмиев. Стоит она на кажущемся недоступном хребте, на высоте 1000 метров, над уровнем моря. Со всех сторон ограничена крутыми и большей частью отвесными скалами. Калакорейш -«крепость курейшитов» - сыграла значительную роль в истории народов Дагестана, как крупный административный, политический, культурный и идеологический центр средневековой эпохи. Издалека видны

МАРШРУТ II. УНЦУКУЛЬ -

Наш путь лежит в высокогорный Ун-цукульский район - родину Махача Дахада-ева, именем которого названа столица Республики Дагестан.

Наш путь начинается из города Махачкалы через поселок Ленинкент, прежнее название Атлы-Буюн, что переводится, как лошадиная преграда. В ущелье Атлы-Буюн можно и сейчас увидеть развалины жилищ и древнего кладбища. Далее дорога ведет через перевал в город Буйнакск, бывшую столицу Дагестана, который до 1921 года назывался Темир-Хан-Шура. Основание города относится к 1832 году, когда в местечке Шура было возведено укрепление Темир-Хан-Шура. Мало найдется городов на Кавказе, которые принимали бы столько примечательных личностей. Здесь побывали поэт-изгнанник А.Полежаев, автор романтических поэм из дагестанской жизни периода Кавказской войны «Эрпели» и «Чирюрт», штабс-капитан Бестужев-Марлинский, создатель популярного журнала «Полярная звезда», император Российский Александр II, генерал-фельдмаршал А.И. Барятинский,

остатки оборонительных сооружений. Внутри крепости, которая насчитывает уже много веков, сохранилось большое количество первоклассных памятников материальной и духовной культуры (остатки крепости мечеть XI-XIII вв. со штуковым михрабом, медресе, которое функционировало до 1926 г и имело богатую библиотеку, памятники арабской эпиграфики, могильники с полуцилиндрическими (саркафагообразными) или традиционными каменными стелами -надгробиями, мавзолей и пантеон кайтаг-ских правителей - уцмиев, сторожевые и сигнальные башни, караван-сараи, мельницы, старые кварталы, главная площадь и т. д.) На сегодняшний день восстановили остатки старинной мечети, где любой желающий может совершить намаз.

Остановиться на отдых можно на туристской базе «Уркарах», которая расположена в уютном уголке на краю леса. Отсюда можно совершать пешеходные прогулки по всем достопримечательностям Дахадаевско-го района.

ЖЕМЧУЖИНА ДАГЕСТАНА

классик русской литературы М.Ю. Лермонтов. Побывали здесь и творили свои замечательные шедевры художники Ф. А. Рубо, Г. Г. Гагарин, Д. Пален и Е. Е. Лансере.

Из Буйнакска наш путь лежит к Гимринскому автодорожному туннелю (длина 4285 м, высота 5 м, максимальная точка заглубления 750 м), который обеспечивает наиболее короткую, не зависящую от погодных условий связь строительства ГЭС, а также 9 районов горного Дагестана с центром республики. Из туннеля начинается спуск в Гимринское ущелье.

Здесь уютно расположился аул Гим-ры, родина 1-го имама Дагестана Газимаго-меда (1795-1832) и 3-го имама Дагестана и Чечни Шамиля (1797-1871). Затем проезжаем Ирганай-скую ГЭС - мощностью 800 тыс. кВт/час.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мощности это третья крупнейшая гидроэлектростанция после Чиркейской и Ингурской на Кавказе. Дорога идет по берегу Аварского Койсу, а потом круто поднимается вверх с бесчисленными поворотами, мимо глинистых, удивительных по своей

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

форме останцев и вот мы у цели в Унцукуле. Здесь находятся памятники М. Дахадаеву -отважному сыну Дагестана, герою граждан-

ской войны и мемориал участникам и павшим бойцам в Великой Отечественной Войне (1941-1945 гг.).

Рис. 7. Кувшин декоративный «Фатима» (Газимагомедов Г.), Молочник декоративный (Алиев (Газимагомедов) З.), Трости декоративные. Первая половина ХХ века

(Макачев Г., Гасанов М., Алиев Г.), Карандашница Высота - 105 мм [2] Fig. 7. Ornamental pitcher "Fatima" (Gazimagomedov G.), ornamental milk jug (Aliyev (Gazimagomedov) Z.), ornamental reeds. The first half of the twentieth century (Makatschev G., Gasanov M., Aliyev G.), Pencil holder, height - 105 mm [2]

Унцукуль большое многоплановое селение, лежащее на высоте от 700 до 1000 м.

Все дома утопают в зелени садов. Здесь живут прославленные мастера, которые приобрели известность умением художественной обработки дерева [2]. Унцукуль также считался одним из центров обработки металла. Во время Кавказской войны унцу-кульцы отливали пушки и изготавливали винтовки с нарезами.

Новые нетрадиционные вещи в Унцу-куле стали изготавливать в конце 19 - начале 20 веков. В 1921 г. в подарок В.И.Ленину от всего Дагестана два мастера Н. Ханбуда-ев и М. Кебедов изготовили письменный прибор, на котором с большим вкусом был подобран орнамент. Поиски нового привели к появлению оригинальных по форме и очень красочных по орнаментации ступок, ваз, ковшей, даже телефонного аппарата, декоративных панно с изображением фантастических птиц и животных.

В 1926 году в Унцукуле была создана промысловая артель, которая в 1958 году была преобразована в художественную фабрику.

В музее работниками Унцукульской художественной фабрики им. М.Дахадаева собрано много интересных вещей: трости, рожки для обуви, вазы, стаканы, ступки, шкатулки, броши, браслеты, портсигары, рамы, бусы и т.п.. Все это покрыто узорами в виде зигзагов, плетенки, ромашки или сияющего солнца (рис. 7).

Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, Японии, Турции, Италии, Германии и др.

Сейчас в фирменных сувенирных магазинах Махачкалы можно приобрести оригинальные изделия унцукульцев в широком ассортименте, начиная от маленьких ступок до больших напольных ваз.

Далее наш путь продолжается в спортивно-оздоровительный комплекс «Сосна»,

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

который находится в 10 км от Унцукуля в живописном сосновом лесу. В сторону от дороги на Ахульго находится с. Кахаб-росо, родина известного аварского лирика «Кавказского Блока» - Махмуда. В селе стоит памятник поэту работы Оскара Сарыджа. Здесь можно остановиться на отдых и совершать экскурсии по историческим местам района - в Ахульго, оборона которого является одной из славных страниц в истории Кавказской войны, когда в 1839 г. в течение

80 дней горцы держали оборону под руководством имама Шамиля, на Ирганайскую ГЭС, город в горах - Шамилькала - поселок, основанный строителями ГЭС, водопады вблизи аулов Ашильта и Аракани. А так же, Аракани - родина известных просветителей и ученых Дагестана, в том числе Саи-да Араканского - учителя имамов Дагестана Газимагомеда и Шамиля.

МАРШРУТ III. «АВАРСКОЕ СЕРЕБРО ГОЦАТЛЯ»

Наш путь начинается из г. Махачкала по Федеральной трассе Ростов - Баку до поселка Манаскент, где дорога поворачивает в горы. Проезжаем с. Карабудахкент, расположенное в долине реки Манас-озень, затем начинается подъем по новой трассе, которая проходит над с. Губден. Дальше дорога идет через Левашинский и Гергебельский районы. В Гергебильском районе находится одна из первых ГЭС Дагестана, а сам район славится своими фруктовыми садами. Далее дорога приводит нас в один из красивейших уголков Республики Дагестан - Хунзахский район. Недалеко от районного центра - Хун-заха расположен знаменитый аул Цада, в котором родились два больших поэта Гамзат Цадаса и его сын Расул Гамзатов. В пяти км от Хунзаха находится еще один небольшой аул Геничутль - родина поэтессы Фазу Алиевой. В двух км от Хунзаха находится одна из достопримечательностей - Аранинская крепость, один из самых больших и хорошо сохранившихся в Дагестане памятников истории. Рядом огромная круглая башня 19 века, где отбывали ссылку матросы легендарного броненосца «Потемкин» в 19061907 годах. Хунзах расположен на самом краю большого Цолотлинского каньона, где находится большое количество водопадов, низвергающихся каскадами.

Один из них низвергается вниз четырьмя уступами и носит название Тобот. В Гоцатлинской долине находится крупное аварское селение Гоцатль.

Название «Гоцатль» произошло от гор Гоцо, лежащих поблизости. Предание гласит, что много лет назад мастера-металлисты разных аулов решили объединиться и построить свой собственный аул.

Выбор их остановился на живописной долине, через которую бежал певучий поток. В долине, зажатой между высокими выветренными горами, росли высокие травы, дикий виноград, хвойные и лиственные деревья, звенели родники с необыкновенно вкусной и холодной водой. Место всем пришлось по душе, и желающих поселиться здесь нашлось много. Со временем село разрослось и все выше стало ярусами врубаться в крутой склон горы. Вокруг селения и ниже его пышно раскинулись огромные сады, в которых растут яблоки, абрикосы и ореховые деревья.

Историкам Гоцатль известен как родина второго имама Дагестана Гамзат-бека. Но больше всего Гоцатль известен как центр своеобразного промысла, продукцию которого в народе называют «аварским серебром» [4]. Творчество мастеров формировалось на основе самобытных традиций аварского ювелирного искусства. До Октябрьской революции, да и после, вплоть до создания колхозов, почти все мужское население занималось кустарным ремеслом - изготовлением водоносных сосудов, кастрюль, тазов, котлов и других предметов домашнего обихода. Гравировщики по серебру (по-аварски они называются «арцул- устарзаби») изготовляли оружие и женские украшения (рис. 8). Молодые и старые аварки Гоцатля, Хунзаха, Геничутля и многих других аулов по праздникам хвастались друг перед другом изящными украшениями «кадыраби», сделанными из гравированных серебряных пластинок с филигранью и позолотой, богатыми браслетами, серьгами и кольцами -произведениями гоцатлинских мастеров. Мужчины на годеканах оспаривали, у кого

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

красивеи отгравированы ножны шашек,

ручки кинжалов и пистолетов.

Рис.8. Женские ювелирные украшения (Гимбатов А., Гимбатов М., Магомедбеков А.) и винный сервиз «Таус» (Гимбатов Б.) [2] Fig. 8. Women's Jewelry (Gimbatov A. Gimbatov M., Magomedbekov A.) and wine set "Taus" (Gimbatov B.) [2]

Позднее мастера стали выделывать в незначительном количестве сахарницы, кувшинчики, подносы из серебра с чернью (рис. 8).

«Аварское серебро» самобытно и неповторимо. Гоцатлинские мастера выработали своеобразный орнамент «готлан-бак», сложное пересечение орнаментальных линий с глубокой резьбой. Чернь у них прочная и со временем не только не выцветает, но и приобретает красивый сине-черный оттенок [5]. В 1958 году в Гоцатле была создана артель, преобразованная затем в художественный комбинат, который стал известен в стране своими кубками - рогами, окованными черненым серебром или мельхиором с металлическими наконечниками.

В последнее время комбинат сдал свои позиции из-за экономических трудностей. Начался отток молодежи в большие города. Но осталось еще много мастеров, которые постоянно ищут новые орнаментальные мотивы, и никогда не забывают, что являются законными наследниками традиций мастерства аварских ювелиров.

Дальше наш путь лежит в Гуниб, который возвышается над бурной рекой Кара-Койсу на высоте 1654 м над уровнем моря. Природа щедро наградила этот уголок живописной природой, мягким климатом, обилием солнца и чистого воздуха. Гуниб богат

памятниками материальной культуры и народного зодчества. Хорошо сохранились памятники архитектуры второй половины 19 века: Гунибская крепость (длина стены 3 км), туннель, который был построен в 1868 году русскими солдатами, Фрунзенские ворота (ранее Барятинские), здание городской больницы, построенное под дворец Александра II, побывавшего здесь в 1872 году.

В Гунибе в семье офицера царской армии родилась известная советская писательница Ольга Форш. Двухкилометровая дорога, извиваясь, приводит нас в Верхний Гуниб или Гунибское плато. Здесь расположились турбаза «Орлиное гнездо» и пансионат «Раде», где можно остановиться на отдых. Гунибское плато напоминает высоко приподнятый, отрезанный от внешнего мира отвесными обрывами остров. Отсюда можно совершать экскурсии на гору Маяк (2354 м.), уникальный памятник природы - Карадах-скую теснину, на Гунибское плато, откуда открывается панорама на Седло-гору, Хун-захское плато, водопады Кара-Койсу и горные массивы Нукатля и Богоса.

Захватывающая красота окружающей природы, здоровый климат и множество туристских троп, расходящихся в разные стороны, делают Гуниб отличным местом для туризма и отдыха.

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

МАРШРУТ IV. ХУДОЖЕСТВ

Наш маршрут начинается по Федеральной трассе Ростов-Баку до поселка Ма-наскент, затем дорога сворачивает в горы, проезжаем с. Карабудахкент и, не доезжая до с. Губден поворачиваем направо, где начинается подъем на перевал, с которого идут дороги по горным направлениям. Далее дорога идет через районный центр Леваши, основанный в конце 18 века, где на кольце поворачиваем на дорогу, которая приведет нас в Акушинский район.

Здесь в 19 км от районного центра Акуша, среди величественного горного ландшафта расположился лакский аул Бал-хар.

На самом высоком месте в окрестностях аула, в местности «Партребал», на вершине скалы сохранились останки боевой башни Цалякане.

Сомкнутые в одно целое, строения занимают котловину у подножия горы, взбираясь все выше и выше, заполняя собой весь склон, напоминая монолитную громаду. Запутанные и узкие кривые улицы, кое-где арочные переходы, но присмотревшись можно увидеть куполообразные сооружения. Это именно то, чем глубоко интересен и своеобразен Балхар. Каждый купол - это чара - печь для обжига гончарных изделий. Можно указать на многие центры керамического производства как в Дагестане (даргинский - Сулевкент, кумыкский - Эрпели, лезгинские - Кала, Испик, табасаранский -Джули), так и в Закавказье - Кахетии, Армении. Однако все они уступают пальму первенства искусству керамики Балхара [2]. Роспись изделий Балхара - явление самобытное и оригинальное. Неполивная керамика по сей день сохранила в неприкосновенности все этапы производства - от чистки глины до росписи белым ангобом. В росписи мастера используют преимущественно растительные мотивы, а также магические знаки плодородия, астральную и земледельческую символику.

Недалеко от Балхара находится озеро, из которого добывается глина, вязкая как пластилин, а в горах от востока и запада аула имеются месторождения цветных глин -красной и белой. Вот при помощи этих двух

НАЯ КЕРАМИКА БАЛХАРА

красок балхарки создают свои бесконечные орнаменты, богатые различными вариациями и сохраняющими при всем своем разнообразии единство стиля.

Каждая мастерица может внести и вносит в разрисовку изделий нечто, свое собственное, индивидуальное, не нарушая, однако, прочно сложившегося канона, присущего искусству Балхара. Исторически так сложилось, что керамическое производство у всех народов мира - обычное занятие женщин, даже отпечатки пальцев на древних черепках принадлежат женщинам. Поэтому до сих пор выполняется строгий завет предков: гончарным ремеслом занимаются только женщины. Женщины-балхарки формуют свое изделие на гончарном круге - жюлла (круглая доска, вращающаяся на стержне), которая посыпается золой и на нее кладется пласт глины, будущее изделие. Затем приступают к красивому двухцветному раскрашиванию, после которого оживает чудесный мир волшебных сказок с их фантазией, столь богатой в горском фольклоре. После этого наступает заключительный этап - обжиг. В старое время изготавливались только необходимые в обиходе вещи - водолеи, маслобойки, миски, блюда, чаши для мытья ног. На балхарские сосуды всегда был спрос. Горцы покупали для своих нужд, а приезжие приобретали в качестве сувениров и декоративных украшений. В 1936 г. в Бал-харе была организована специальная артель, а вскоре появились большие мастерицы по росписи. Первой из них стала Патимат Амирханова, гончарные изделия которой с 1936 года выставлялись в Москве, а альбомы с ее узорами до сих пор хранятся в архиве Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В каждом доме балхарцев большое разнообразие глиняной посуды (рис. 9). В ней носят воду, держат молоко и масло, на стенах висят блюда, разрисованные загадочными цветами, животными и рельефными узорами в виде солнц [2; 6].

В Балхаре есть народный фольклорный ансамбль «Балхар», который с танцем «Цискари» на международном фольклорном фестивале в Польше завоевал приз «Золотой

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

топорик». В последнее время славится Аку-шинский район не только своими умельцами, но и тем, что здесь вот уже 3 года функционирует высокогорный спортивно-оздоровительный комплекс «Чиндирчеро», расположенный возле с. Гинта у подножия горы Чиндирчеро (высота 2498 м).

Здесь можно устроиться на отдых в гостинице и совершать увлекательные пу-

тешествия по Северной части горного массива. Можно совершать конные прогулки, полетать на параплане, подняться на самую вершину на квадрацикле, в зимнее время покататься на сноуборде и лыжах. А также походы в крепость Калакорейш, в Кубани и Ицари, в Гапшиму, где находится ряд гап-шимских пещер.

Рис.9. Кувшин водоносный Бартляхъи» (Магомедова Х.), сосуд для хранения продуктов (Сулейманова А.) [2] Fig. 9. Water jug "Bartlyahi" (Magomedova Kh.) container for storing food

(Suleymanova A.) [2]

МАРШРУТ V. ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ

Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел уходит своими корнями в глубину столетий. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер, отличаются точностью и долговечностью [4].

Ковроделие особенно было развито на юге Дагестана, где изготовлением ковров занимались не только отдельные селения, но и целые районы (Дербентский, Табасаранский, Хивский, Сулейман-Стальский, Ах-тынский) [7].

Наш путь лежит на юго-восток предгорья Дагестана, где среди живописных долин и крутых холмов находятся земли Табасаранского и Хивского районов, где до сих пор хорошо сохранился тот вид искусства.

Нам предстоит проехать по территориям Карабудахкентского, Каякентского и Дербентского районов. Через города Избер-баш, где на склоне горы Изберг-Тау, на высоте 150 м. имеется кала-мемориал - чудесное творение природы - «профиль Пущина». Далее проезжаем благоустроенное село Новокаякент, в 1 км от него находится

здравница «Каякент» с лечебной водой и грязями, молодой город Республики Дагестанские огни, который возник, как поселок при строительстве стекольного завода в 1914 году, где в качестве энергии использовался горючий природный газ, за что он получил свое название.

Это самое крупное предприятие этого профиля на Северном Кавказе, выпускающее оконное стекло и тару для безалкогольной промышленности.

Подъезжаем к древнейшему городу юга России - Дербенту, через который в средние века проходил Великий Шелковый Путь. Дербент город-музей, в нем можно ознакомиться: с крепостью Нарын-кала, комплексом Джума-мечеть - VIII в., одним из уникальных памятников культовой архитектуры, самой древней мечетью действующей и сегодня, территория которой в летнее время утопает в зелени четырех огромных платанов, возраст которых превышает более 700 лет, медресе - XV-XVII в., Ханским мавзолеем XVIII в, Кырхляр-мечеть XVII в.

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 г if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

и т.д. На берегу моря находятся туристские тых погребах Воронцова и попробовать базы «Дербент» и «Чайка», куда можно лучшие вина Дагестана. устроиться на отдых. Побывать в знамени-

■У eü V Ф у Щ ^ ^_>3 j 1

. .1 .-v.-;. <*- > ■ ■ '- --ХдЖ*.

** •' ......

Рис. 10. Ворсовые ковры «Тапанча» и «Ерси». Шерсть. 3х2 м. Плотность - 46х46. [2] Fig. 10. Tufted carpets "Tapancha" and "Ersi". Wool. 3x2 m. Density - 46x46. [2]

Из Дербента наш путь лежит в Табасаранский район.

Согласно памятникам материальной культуры, территория Табасарана входила в ареал восточнокавказской этнокультурной общности.

Многочисленные материалы свидетельствуют о том, что в древности Табаса-ран входил в Кавказскую Албанию, а с ее распадом стал самостоятельной областью, а табасаранцы как одна из древних народностей.

Армянский писатель Фавстос Бузанд в своих трудах (IV-V) сообщает, что еще в II-III вв. н.э у Табасарана было самостоятельное войско «тавоспор».

Ученый Ибн-Хорхадабе (IX) упоминает среди выдающихся укреплений «Баб-Табасаран-шах». Изложенное дает достаточно оснований утверждать, что табасаранцы фигурируют во всех источниках еще с раннего средневековья.

Хребет Караагаж делит Табасаран на две части - горную и предгорную. Здесь мягкая зима, жаркое лето в долинах и дождливая осень. Разнообразный растительный мир. Предгорья и невысокие горы покрыты зарослями шиповника, терна, крушины алычой, очень много ореховых деревьев. Здесь встречаются аулы - настоящие сады поселения.

Основным занятием было скотоводство, выращивание зерновых культур, а благоприятные климатические условия способ-

ствовали выращиванию технических культур - марены и хлопка. Марена употреблялась, как красящее вещество, продажа и производство которой, еще с XIX вв. приносила большие доходы. Во Франции поставлен памятник жителю Дербента зато, что он смог вырастить новые сорта марены.

Одним из важных факторов развития промыслов было наличие сырьевой базы. Шерсть из горных аулов, благодаря своей мягкости и длине славилась по всему Кавказу. Развитие скотоводства, обилие красящих веществ было одной из существенных причин развития промыслов. Животноводство давало важное сырье - шерсть, волосы, кость, кожу из которой изготовляли широкий круг предметов необходимых в хозяйстве.

Из шерсти изготавливали попоны, войлоки, бурки, носки, сукно, шали, паласы и ковры различных типов. Из ткацких промыслов наибольшее развитие получило ковровое производство.

Почти каждый аул славится неповторимыми по красоте и рисунку коврами ручной работы - (Хучни, Аркит, Ерси, Тинит, Халаг и др.).

Большое распространение и массовость производства имели ворсовые ковры, известные на рынке под названиями «дербентский» и «табасаранский» (рис. 10).

С развитием ткацкого промысла связано красильное дело. Мастера пользуются красками местного производства. В качестве

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 ( if ECOLOGICAL TOURISM AND

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ RECREATION

красящего материала используют кору дуба, ореха, корни барбариса, травянистые растения, листья деревьев. Перечень растений, используемых для окраски сырья, показывает, как обширен этот сырьевой материал. Получаются различные цвета - черный, синий, желтый, красный. Здесь издавна славились выделкой красок. Культивирование одного из основных красителей пряжи - марены имеет важное значение. Она выгодна тем, что дает много оттенков зависимости от способов его приготовления, от сезона добычи, очистки корней от коры и метода окраски. При применении растений, обладающих красильными свойствами, всюду действует опыт, навыки, передаваемые из поколения в поколение.

Из Табасарана дорога лежит в Хив-ский район, который до 1935 года входил в состав Табасаранского района, с районным центром с. Хив, расположенным на берегу реки Чирах-чай. Здесь проживают лезгины и табасаранцы. В районе функционируют ковровые фабрики (Ляхлинская, Хивская, Меж-гюльская).

В Табасаранском и Хивском районах очень много памятников природы, истории и археологии.

В Табасаране у дороги Хучни-Ханаг, с высоты 16 метров, двумя уступами низвергается один из крупных водопадов - Ханаг-ский на реке Ханагчай. На вершине горы, возвышающейся над водопадом, сохранились остатки стариной башни. В 3 км от во-

допада над дорогой стоят остатки крепости под названием «семи братьев и одной сестры». Здесь находится Кужницкий естественный каменный мост через реку - арочное сооружение над ущельем на высоте 50 м., шириной б м. и длиной 60 м. В окрестностях селения Хустиль по левобережью реки Дюбекчай находится карстовая пещера Дюрк. Вход в пещеру находится на крутом обрыве горы Даркдаг. Из-за близости к аулу Хустиль ее часто называют Хустильской. Она с давних времен считается священной и до сих пор служит местом посещения паломников. Пещера охраняется местными жителями и смотрителем. Пещера является одновременно и природным памятником Дагестана и памятником материальной культуры дагестанцев.

В Хивском районе находится «Эоловый город» у с. Куг в верховьях р. Карчагсу, правого притока Рубас-чая, на южном склоне одного из отрогов хребта Карасырт. На площади 3 кв. км возвышаются останцы причудливой формы в виде башен, столбов, каменных грибов и арок, Черемский водопад, Боевая башня 16-18 вв. в с. Хоредж, минареты и мечети.

На отдых можно остановиться в комфортабельной гостинице с видом на Ханаг-ский водопад, которая также носит название «Водопады» и отсюда совершать увлекательные походы, которые навсегда оставят неизгладимые впечатления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе исследования были выявлены базовые центры традиционных художественных промыслов Республики Дагестан, обладающие высоким туристическим потенциалом. На их основе разработаны 5 туристско-экскурсионных маршрутов, которые не являются исчерпывающими,

но дают основу для дальнейшей организации процессов, в том числе и формирования туристских впечатлений и опыта.

Полученные маршруты сведены в информационный буклет, обладающий как маркетинговой, так и информационной ценностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Саранча М.А., Якимова С.Л. Центры традиционных художественных промыслов как основа развития туристской маршрутной сети в Москве и Московской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9, N4. С. 44-50.

2. Газимагомедов Г.Г., Маммаев М.М., Байрамбе-ков М.М. Народные художественные промыслы Республики Дагестан. Махачкала: Изд-во ООО «Лотос»,

2012. 112 с.

3. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л.: Художник РСФСР, 1976. 207 с.

4. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, 1988. 104 с.

5. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов. М.: Наука, 2001. 416 с.

-Ч ЭКОЛОГИЧЕСКИИ ТУРИЗМ И

ЮГ РОССИИ: ЭКОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ Том 12 N 1 2017 /-■ РЕКРЕАЦИЯ

SOUTH OF RUSSIA: ECOLOGY, DEVELOPMENT Vol.12 no.1 2017 г if ECOLOGICAL TOURISM AND

^ RECREATION

6. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные 7. Хан-Магомедов С.О. Лезгинское народное зод-промыслы Дагестана. М.: КОИЗ, 1959 176 с. чество. М.: Наука, 1969. 184 с.

REFERENCES

1. Sarancha M.A., Yakimova S.L. Center of national artistic trades as the basis of tourism route network in Moscow and Moscow region. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015, vol. 9, no. 4, pp. 44-50. (In Russian)

2. Gazimagomedov G.G., Mammaev M.M., Bai-rambekov M.M. Narodnye khudozhestvennye promysly Respubliki Dagestan [Folk arts and crafts of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, Lotos Publ., 2012, 112 p. (In Russian)

3. Alikhanov R., Ivanov A. Iskusstvo Kubachi [The Art of Kubachi]. Leningrad, Artist of the RSFSR Publ., 1976, 2017 p.

4. Gazimagomedov M.G. Narodnye khudozhestvennye promysly Dagestana [Folk arts and crafts of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, 1988, 104 p.

5. Debirov P.M. Istoriya ornamenta Dagestana: Voz-niknovenie i razvitie osnovnykh motivov [History of Dagestan's ornament: Origination and development of the main motives]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 416 p.

6. Kil'chevskaya E.V., Ivanov A.S. Khudozhestvennye promysly Dagestana [Art crafts of Dagestan]. Moscow, KOIZ Publ., 1959, 176 p.

7. Khan-Magomedov S.O. Lezginskoe narodnoe zodchestvo [Lezghin folk architecture]. Moscow, Nauka Publ., 1969, 184 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Гамзат Г. Газимагомедов - кандидат философских наук, профессор кафедры рекреационной географии и устойчивого развития Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета; помощник министра по туризму и народным художественным промыслам РД, заведующий филиалом кафедры рекреационной географии и туризма при Министерстве по туризму и народным художественным промыслам РД. 367001 Россия, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 21. e-mail:[email protected]

Критерии авторства Гамзат Г. Газимагомедов написал рукопись и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Поступила 20.08.2016 Принята в печать 30.09.2016

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Gamzat G. Gazimagomedov - Ph.D., Professor at the sub-department of recreational geography and sustainable development, Institute of Ecology and Sustainable Development, Dagestan State University; assistant minister of tourism and folk crafts of the Republic of Dagestan, lead of sub-department of recreational geography and tourism of the Ministry of Tourism and Folk Crafts. 21 Dakhadaeva st., Makhachkala, 367001, Russia, e-mail: [email protected]

Contribution

Gamzat G. Gazimagomedov wrote the manuscript and is responsible for avoiding the plagiarism.

Conflict of interest The author declares no conflict of interest. Received 20.08.2016 Accepted for publication 30.09.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.