Научная статья на тему 'Проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка'

Проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / АССОРТИМЕНТ ИЗДЕЛИЙ / ТРАДИЦИЯ / КОНЪЮНКТУРА / МАСТЕР / ДАГЕСТАНСКИЕ КОВРЫ / КЕРАМИКА / FOLK ARTISTIC CRAFTS / FOLK ART / PRODUCT RANGE / TRADITION / CONJUNCTURE / MASTER / DAGESTAN CARPETS / CERAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газимагомедов Гамзат Г., Газимагомедов Магомедали Г., Газимагомедов Газимагомед Г.

Целью исследования является изучение богатых традиций, сложившихся на художественных промыслах Дагестана в формировании ассортимента выпускаемой продукции в современных условиях. Методология исследования. На первом этапе исследования, согласно реестру и по общедоступным материалам, была выявлена и изучена постоянно меняющаяся конъюнктура рынка изделий народных художественных промыслов, ее растущее влияние на художественное качество продукции, выпускаемой предприятиями народных художественных промыслов. Обсуждение. Для выявления причин, породивших данное явление, нам необходимо обратиться к состоянию народных художественных промыслов в конце 50-х и начале 60-х годов ХХ века, когда почти все традиционные предприятия художественных промыслов РСФСР испытали острый производственный кризис, приведший в упадок уникальные очаги народного искусства. В результате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов существенно сократились объемы производства предприятий, из промыслов стали уходить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных произведений народного искусства. Заключение. В ходе исследования были выявлены основные проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в современных условиях в связи с изменением конъюнктуры рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газимагомедов Гамзат Г., Газимагомедов Магомедали Г., Газимагомедов Газимагомед Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PEOPLE''S ARTISTIC CRAFTWORK IN CONNECTION WITH CHANGES IN THE MARKET ENVIRONMENT

Aim. The aim is to study the rich traditions that have developed in the art crafts of Dagestan in the formation of the product range in modern conditions. Materials and methods. At the first stage of the study, according to the register and publicly available materials, the constantly changing market of products of folk art crafts was studied as well as its growing influence on the artistic quality of products manufactured by the enterprises of folk arts and crafts. Discussion. To identify the causes that gave rise to this phenomenon, we need to turn to the state of folk art in the late 50's early 60’s of the twentieth century, when almost all the traditional enterprises of the art crafts of the Russian SFSR experienced an acute industrial crisis, which collapsed the unique centers of folk art. As a result of a sharp decline in demand for products of folk handicrafts, the volume of production of enterprises has decreased significantly; skilled hereditary masters with rich experience of making highly artistic works of folk art began to leave the fields. Conclusion. During the research, were revealed the main problems of sustainable development of folk arts and crafts in modern conditions in connection with the changing market conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка»

Общие вопросы / General problems Обзорная статья / Review article УДК 745

DOI: 10.18470/1992-1098-2018-1-30-39

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

12Гамзат Г. Газимагомедов*, 3Магомедали Г. Газимагомедов,

4Газимагомед Г. Газимагомедов

1 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, qqqnhk@mail.ru Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан, Махачкала, Россия 3Союз художников России, Махачкала, Россия Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа, Москва, Россия

Резюме. Целью исследования является изучение богатых традиций, сложившихся на художественных промыслах Дагестана в формировании ассортимента выпускаемой продукции в современных условиях. Методология исследования. На первом этапе исследования, согласно реестру и по общедоступным материалам, была выявлена и изучена постоянно меняющаяся конъюнктура рынка изделий народных художественных промыслов, ее растущее влияние на художественное качество продукции, выпускаемой предприятиями народных художественных промыслов. Обсуждение. Для выявления причин, породивших данное явление, нам необходимо обратиться к состоянию народных художественных промыслов в конце 50-х и начале 60-х годов ХХ века, когда почти все традиционные предприятия художественных промыслов РСФСР испытали острый производственный кризис, приведший в упадок уникальные очаги народного искусства. В результате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов существенно сократились объемы производства предприятий, из промыслов стали уходить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных произведений народного искусства. Заключение. В ходе исследования были выявлены основные проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в современных условиях в связи с изменением конъюнктуры рынка.

Ключевые слова: народные художественные промыслы и ремесла, народное искусство, ассортимент изделий, традиция, конъюнктура, мастер, дагестанские ковры, керамика.

Формат цитирования: Газимагомедов Г.Г., Газимагомедов М.Г., Газимагомедов Г.Г. Проблемы устойчивого развития народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка // Юг России: экология, развитие. 2018. Т.13, N1. C.30-39. DOI: 10.18470/1992-1098-2018-1-3039

PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF PEOPLE'S ARTISTIC CRAFTWORK IN CONNECTION WITH CHANGES IN THE MARKET ENVIRONMENT

12Gamzat G. Gazimagomedov*, 3Magomedali G. Gazimagomedov,

4Gazimagomed G. Gazimagomedov

1Dagestan State University, Makhachkala, Russia, qqqnhk@mail.ru 2Ministry of Tourism and Folk Art Crafts of the Republic of Dagestan,

Makhachkala, Russia 3Union of Artists of Russia, Makhachkala, Russia Ministry of the North Caucasus Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. Aim. The aim is to study the rich traditions that have developed in the art crafts of Dagestan in the formation of the product range in modern conditions. Materials and methods. At the first stage of the study, according to the register and publicly available materials, the constantly changing market of products of folk art crafts was studied as well as its growing influence on the artistic quality of products manufactured by the enterprises of folk arts and crafts. Discussion. To identify the causes that gave rise to this phenomenon, we need to turn to the state of folk art in the late 50's - early 60's of the twentieth century, when almost all the traditional enterprises of the art crafts of the Russian SFSR experienced an acute industrial crisis, which collapsed the unique centers of folk art. As a result of a sharp decline in demand for products of folk handicrafts, the volume of production of enterprises has decreased significantly; skilled hereditary masters with rich experience of making highly artistic works of folk art began to leave the fields. Conclusion. During the research, were revealed the main problems of sustainable development of folk arts and crafts in modern conditions in connection with the changing market conditions. Keywords: folk artistic crafts, folk art, product range, tradition, conjuncture, master, Dagestan carpets, ceramics.

For citation: Gazimagomedov G.G., Gazimagomedov M.G., Gazimagomedov G.G. Problems of sustainable development of people's artistic craftwork in connection with changes in the market environment. South of Russia: ecology, development. 2018, vol. 13, no. 1, pp. 30-39. (In Russian) DOI: 10.18470/19921098-2018-1-30-39

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы особенно актуальными становятся проблемы сохранения традиций народного искусства. Они приобретают особенно острый характер в связи с процессами растущего влияния постоянно меняющейся конъюнктуры рынка на художественное качество продукции, выпускаемой предприятиями народных художественных промыслов [1]. Для выяснения причин, породивших данное явление, нам необходимо обратиться к состоянию народных промыслов в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда почти все традиционные предприятия художественных промыслов РСФСР, испытывали острый производственный кризис, приведший в упадок уникальные очаги народного искусства. В результате резкого спада спроса на изделия народных художественных промыслов су-

щественно сократились объемы производства предприятий, из промысла стали уходить квалифицированные потомственные мастера с богатым опытом и с навыками изготовления высокохудожественных произведений народного искусства.

В эти годы повсеместно были ликвидированы промкооперация и артельная система, оправдывавшие себя в течение десятилетий как наиболее рациональная структурная форма организации народных художественных промыслов. На базе бывших артелей организовали государственные предприятия: фабрики, комбинаты, укрупненные производственные объединения, которые с 1963 года были переданы в ведение Министерства местной промышленности.

ОБСУЖДЕНИЕ

На первоначальном этапе обсуждения такая реформа положительно повлияла на финансово-хозяйственную деятельность предприятий народных промыслов. Выделение государством дотации на покрытие убытков позволило улучшить материально-техническую базу, снабжение сырьем и материалами. На предприятиях началась ме-

ханизация производственных процессов. Токарная обработка дерева, штамповка ювелирных изделий, фотопечать на тканях и платках, машинная вышивка стали обычным явлением для промыслов. Широкое распространение получили поточные методы производства, позволяющие привлечь менее квалифицированную рабочую силу и

увеличить производительность труда. Развиваясь в недрах промышленности, народные художественные промыслы все больше подчинялись условиям промышленного производства. Это проявлялось в постоянном необоснованном повышении количественных показателей и планировании от достигнутого уровня роста. Основа основ -рукотворное начало народного искусства вступило в острое противоречие с финансовой системой промышленных предприятий народных промыслов, что стало тормозом на путях наращивания объемов производства и увеличения рентабельности, которая находится в прямой зависимости от снижения доли ручного труда в производстве товарной продукции [2].

Промышленная направленность в развитии художественных промыслов определила и четкое разграничение между творческими мастерами и мастерами-исполнителями, не принимающими участия в создании вещей. При сложившейся системе организации творческой работы на предприятиях народных промыслов мастер-исполнитель оказался в более выгодном положении, чем творческий: его заработная плата выше более чем на 50%. При высоких нормах выработки мастер-исполнитель не заинтересован в обновлении тиражируемого им ассортимента изделий: чем больше тираж, тем выше его заработная плата. Таким образом, экономические условия были направлены на увеличение количества иных показателей, а не качественных. Творческие возможности коллектива не использовались, не обеспечивали их плодотворную работу, направленную на развитие художественных промыслов. Более того, при значительном увеличении объема производства, руководство фабрик не могло привлечь одаренных мастеров-исполнителей к творческой работе и предельно ограничило деятельность уже существующих творческих групп, так как созданные ими образцы изделий годами не осваивались производствами, мало заинтересованными в обновлении своей продукции.

Основной формой организации творческой работы на предприятиях народных промыслов стало создание экспериментальных лабораторий, групп, в ведение которых сосредоточены творческие проблемы коллектива. Анализ работы целого ряда творческих коллективов на предприятиях показал,

что творческие лаборатории, группы сомкнулись в замкнутый круг, само существование которого снимает с повестки дня повышение творческой активности рядовых мастеров. Хочется отметить, что творческие лаборатории и группы на предприятиях народных промыслов занимали более чем скромное место.

При решении вопроса о рациональной организации творческого процесса необходимо учитывать специфику, определяющий художественный уровень его продукции. Сохранение и развитие промыслов мы видели в существенном увеличении объемов производства, расширении рынков сбыта, выходе на широкого потребителя внутри страны и за рубежом. В связи с этим на территории России существенно наращивались объемы производства, создавались новые предприятия, но все это, надо признать, было сделано без детального изучения спроса, разработки долговременной ассортиментной политики, сопровождалось нередко резким падением художественного уровня выпускаемой продукции.

Естественно, в течение относительно короткого времени рынок, и сам быт оказались насыщенными изделиями художественных промыслов и такими произведениями, которые отнюдь не способствовали истинному повышению культуры. Таким образом, мы совершенно естественно столкнулись с большими трудностями в вопросах реализации продукции, причем это коснулось таких важных подотраслей народного искусства, как ковроделие, художественное ткачество, художественная обработка металла, дерева, художественная керамика. Сложилось мнение, что изделия народных промыслов не пользуются спросом, что торговля затоварена. Но проведенный совместно с торгующими организациями анализ показал, что фактически из года в год не удовлетворяется спрос на изделия из дерева с насечкой Унцукульской художественной фабрики, на ювелирные украшения Кубачинского и Гоцатлинского комбинатов художественных изделий, на ковры и ковровые изделия ковровых фабрик Табасаранского, Хивского районов, на керамические балхарские изделия. И в то же время, начиная с 1982 года, торгующие организации не закупали у предприятий установленный планами объем продукции. Это заставляло вновь остановиться на некоторых

принципах развития народных художественных промыслов в современных условиях.

Промышленная организация производства, ежегодное наращивание темпов роста за период с 1970 по 1985 год увеличили выпуск изделий народных художественных промыслов в РСФСР в среднем в 6 раз.

Механизация максимально возможного количества технических приемов, позволяющая повторить одни и те же изделия и выпустить огромными партиями, сказывается на художественном качестве продукции. Изделия теряют самобытность, оригинальность, теплоту и привлекательность для покупателя. Знаменитые унцукульские трубки, трости с насечкой металлом по дереву, десятилетия, пользовавшиеся широкой популярностью среди покупателей нашей страны и странах Западной Европы и Америки, после внедрения в производство механизации изменились до неузнаваемости. От той былой красоты, изящества и оригинальности не осталось абсолютно ничего, никакой орнамент, даже изысканный, уже не в состоянии вернуть им ту природную красоту и душевность, которую создавал мастер [3]. Введенные в 70-е годы ХХ века штамповка, просечка и другие виды обработки металла отнюдь не повысили художественные достоинства выпускаемой продукции Кубачинского [4], Гоцатлинско-го комбинатов художественных изделий. То, что эти и другие изделия не пользуются спросом, нам кажется, вполне оправданным.

Мы, естественно, далеки от мысли, что нужно отказаться от применения машин, они должны быть использованы в разумных пределах в наиболее трудоемких процессах первичной обработки сырья и материалов, связанных с подсобными операциями.

Для плодотворной деятельности предприятий народных художественных промыслов необходимо сохранить их специфику, основанную на применении ручного творческого труда мастеров, наиболее полно воплощающую в себе духовные и практические возможности человека, составляющие непреходящую ценность для современной и будущей культуры человечества, следует активнее развивать художественные традиции, создавать изделия,

имеющие прямое и ярко выраженное утилитарное назначение. Коллективность в творчестве мастеров и традиционность художественно-технических приемов - основа развития каждого предприятия народных художественных промыслов, что особо проявляется в современных условиях Дагестана, где каждый промысел обладает богатыми художественными традициями и значительным числом потомственных мастеров.

Немаловажную отрицательную роль, как в конъюнктурном, так и в художественном отношении сыграла непродуманная политика дублирования традиционной стилистики народного искусства в машинных изделиях. Рассмотрим, для примера, возникшие в связи с этим проблемы ворсового ковроделия. Как известно, это один из наиболее ценных и древних видов народного искусства Южного Дагестана. Ворсовые ковры были в каждом доме горца, они пользовались заслуженной славой и за пределами нашей Родины. Еще более важно, что в каждой семье лезгина, табасаранца от поколения к поколению переходило умение ткать ворсовые ковры, существовали разнообразные локальные их виды. Однако много говорили о проблемах обучения мастеров, о неоправданном переходе к выработке низкоплотных ковров, о необходимости возвращения к свободному творческому процессу, не связанному с техническим рисунком, о решении проблем снабжения качественным сырьем, крашения пряжи и пр. И все же не эти проблемы породили резкое падение спроса к началу 80-х годов ХХ века на ковры и ковровые изделия, выпускаемые предприятиями Дагестана. Они возникли из неоправданного создания целого ряда фабрик ворсовых ковров в местностях, в которых никогда не было производства ручных ковров. Активная деятельность механизированных фабрик подобного рода, таких как, например, Люберецкий ковровый комбинат, непродуманная экспортная политика, гигантские просчеты в ценообразовании, которые с большим трудом мы сегодня исправляем на наших ковровых предприятиях. Причиной этому послужило и многотысячное тиражирование наших же дагестанских ковровых рисунков в ковровых производствах Северного Кавказа, Сибири, Молдавии, коврах, которые поставляли даже и в нашу республику из ФРГ и Бельгии. И во-

прос не только в том, что была искажена конъюнктура спроса. Такие популярные ковры, как «Русская красавица», испортили вкус многотысячных покупателей, а их широкое распространение (машина может создать из синтетики сколько хотите таких изделий) лишило наши фабрики многих самых ценных потомственных ковровщиц, оставшихся без работы ввиду падения спроса на внутреннем и внешнем рынке [5].

Падение спроса на внутреннем рынке связано не только с появлением дешевых ковровых изделий типа «Русская красавица», оно во многом было предопределенно, как мы уже выше отмечали, непродуманной экспортной политикой, которая пагубно повлияла на ассортимент традиционных ковровых предприятий республики. В течение трех столетий в Дагестане сложился своеобразный ассортимент ковров и ковровых изделий.

Дагестанские сумахи, паласы, ворсовые ковры на красном и синем фоне с яркими медальонами, арками, цветочками и сеточкой привлекали покупателей в Англии, Испании, ФРГ, в странах Северной и Латинской Америки. Выход на зарубежный рынок в конце 60-х годов ХХ века ускорил наметившуюся тенденцию перевода ковроделия с ремесленной базы на промышленную, начатую еще в 20-е годы с введением технического рисунка, централизацией управления производством и художественно-творческой работой, что способствовало формированию сходных черт ворсовых ковров, сотканных в различных районах республики. К концу 70-х годов ХХ века остались две локальные группы из восьми, ранее бытовавших в Дагестане. Такая тенденция слияния стилистики ковров различных регионов республики в свое время была положительно оценена ведущими искусствоведами. Начавшийся процесс постепенного размывания границ между локальными типами дагестанских ковров и сложение достаточно цельной стилистики дагестанской «школы» кавказского ковроделия проявлял в изменении общего характера ковровой композиции традиционных ковров [5].

Постоянно увеличивающиеся объемы поставок экспортной продукции, удовлетворение требований зарубежных покупателей повлекли за собой значительные изменения в выразительных средствах, особенно в гамме расцветок. Если в начале 70-х годов

XX века на внешнем рынке большим спросом пользовались традиционные дагестанские ковры на красном и синем фоне, то к концу 70-х годов XX века успехом у покупателей пользовались светлотоновые ковры на белом и бежевом фоне, не свойственные традиционной колоритности дагестанских ковров. Изменилось функциональное использование ковров в современном интерьере в западных странах, что повлекло изменение размеров и форматов, которые значительно отличаются от запросов внутреннего рынка. Под влиянием постоянных требований Минместпрома ДАССР и новоэкспорта на предприятиях сложилась практика выработки и поставки большого количества продукции, чем это предусматривалось заказами-нарядами. Излишки таких поставок после отбора представителями зарубежных фирм возвращались достаточно крупными партиями: обычно их переводили на внутренний рынок с большим материальным и моральным ущербом. Ковры маленьких размеров с нехарактерным колоритом не пользовались спросом и затоваривали рынки нашей страны, что подорвало в значительной мере авторитет дагестанских ковров на внутреннем рынке.

К началу 80-х годов XX века на внешнем рынке наметилась тенденция к падению спроса на дагестанские ковры. Основными причинами этого было низкое качество, однообразие рисунков, отказ от традиционной стилистики ковровой композиции, появление на рынках Западной Европы более дешевых ковров, выработанных в Китае, Иране и ФРГ с использованием традиционных дагестанских рисунков. В силу этих обстоятельств дагестанские ковры оказались неконкурентоспособными на международных рынках. Нам кажется, в этих условиях надо восстановить конкурентоспособность дагестанских ковров на внутреннем и внешнем рынке, вернуться к старым приемам крашения пряжи естественными красителями, увеличить плотность ковров, вести планомерную ассортиментную политику в соответствии с запросом внутреннего и внешнего рынка, с учетом сложившейся специфики. Необходимо продолжить работу по воссозданию старинных ковровых композиций, которые могут внести в современное ковроделие новые смысловые и образные нюансы. В поисках новых композиционных решений надо обращаться

к глубинным слоям местных художественных традиций, которые смогут оказать наиболее плодотворное воздействие на определение стилистической направленности ассортимента ковровых предприятий.

Сегодня совершенно ясно, что развитие предприятий и детальное планирование производства основных видов искусства народных художественных промыслов должно происходить на основе тщательного изучения конъюнктуры рынка, корректировки выпускаемой продукции в соответствии с требованиями культуры и запросами покупателей. Анализ показывает, что традиции народного искусства в прошлом были столь широки и разнообразны, что в них можно найти опору для самых различных современных художественных поисков.

Приведем такой пример: во время Кавказской войны унцукульцы, как и другие горцы, работали над созданием холодного и огнестрельного оружия [6]. Здесь проявлялись наряду с функциональными и художественные стороны промысла. В этом может убедиться каждый, кто посмотрит в экспозициях наших музеев кинжалы, сабли, пистолеты той поры; что интересно, много десятилетий спустя отправную роль формирования ассортимента унцукульского промысла сыграла абсолютно другая продукция первой половины XIX века - курительные трубки с насечкой металлом по дереву, которые тщательно скрывали, поскольку Шамиль категорически запрещал курение, и тем не менее делали и сохраняли унцукуль-ские мастера. Это особый парадоксальный пример, но в нем есть большая правда, и думаю, что мы никогда не должны приходить к таким безответственным решениям, которые диктуются поверхностным пониманием спроса. Мы не должны говорить кубачинским мастерам, что сейчас нужны подстаканники - делайте подстаканники; завтра нужны будут ювелирные изделия -делайте только ювелирные изделия. Любой традиционный промысел имел в прошлом богатый ассортимент, более того, он имел свою традицию формирования и изменения спроса и развития ассортимента при одновременно необходимом условии - сохранении своей самобытности.

Как известно, среди народных художественных промыслов Унцукульская насечка металлом по дереву является уникальным видом народного искусства. Нам

кажется, что унцукульский промысел интересен не только декоративными и техническими приемами, а и богатством традиций формирования ассортимента и спроса выпускаемой продукции.

Традиционный ассортимент унцу-кульского промысла сложился еще в середине XIX столетия [7]. Это известные трубки, трости, указки, ручки для кнута. Но они никогда не были преобладающими в общем объеме унцукульской продукции. От десятилетия к десятилетию в ассортименте промысла возникали все новые и новые вещи, оторванные от традиционных форм, навеянные внешним влиянием, в большинстве своем адресованные стороннему потребителю: портсигары, мундштуки, пепельницы, пудреницы, кобуры для пистолетов, рукоятки для зонтиков, ножи для резания бумаги, чернильные наборы, ручки, женские украшения, сувенирные наборы, предметы мебели сугубо городского происхождения - от этажерки до журнального столика. Как видим, среди этих вещей почти нет таких, которые могли бы найти органичное применение в быту горцев, имели бы сколь-нибудь длительную традицию. Между тем это было результатом сложившихся стойких традиций в формировании ассортимента.

Промысловое развитие унцукульской насечки началось с тоненького гладкого тростника волжанки, который возили на продажу в безлесные станицы Северного Кавказа. Но скудный ассортимент (несложные чубуки, трубки, мундштуки) не мог удовлетворить запросы молодого промысла. Необходимо было найти более устойчивый и доходный ассортимент. Он был найден мастером Магомедом Юсуповым. Предприимчивый Магомед Юсупов обратил внимание на изящную трость в руках русского офицера, модного в то время изделия в курортных городах Северного Кавказа. Оценив выгодность таких изделий под унцу-кульскую насечку, Магомед Юсупов на новый сезон изготовил небольшую партию тростей, которую за достаточно высокую цену быстро распродали на рынке. Выгодность нового ассортимента быстро была оценена унцукульцами, и вскоре трость вытеснила чубуки и трубки. Об этом так писал профессор В.Г. Пожидаев: «Чубук и трубка, как товар малоценный, ныне в ассортименте деревообделочного производства занимают незначительное место. Главное внимание

теперь обращено на изготовление предметов более ходовых и более ценных. Таковыми и на рынке, и в глазах самих мастеров считаются хлысты, стэки, разрезные ножи, пепельницы, пудреницы, чернильные приборы, но особенно мужские палки всевозможной формы, отделки и ценности. Им, самому ходовому и доходному товару, уделено особое внимание» [8].

Как правило, унцукульские мастера каждой весной выезжали в курортные города Северного Кавказа с большими партиями готовых изделий, которые на месте подвергали лишь незначительной внешней обработке. Основное время мастера использовали для изучения конъюнктуры рынка, спроса на те или другие изделия. Осенью и зимой с особой тщательностью готовили большие партии изделий на будущий торговый сезон. Там, где не имели возможности возвращаться в родные места, мастера покупали готовые изделия, пригодные для насечки, покрывали затейливыми узорами унцукульского орнамента и втридорога реа-лизовывали уже как унцукульские изделия.

Создавая в середине 60-х годов XX века ассортимент для Унцукульской художественной фабрики, использовали традиционный принцип формирования ассортимента унцукульских мастеров. Созданный ассортимент изделий без каких-либо изменений выпускали вплоть до начала 80-х годов XX века, и он пользовался спросом на рынке.

Большой интерес представляют традиции формирования ассортимента аварских, лакских мастеров по ювелирному и медночеканному делу, балхарских мастериц по ангобной керамике, в отличие от унцу-кульцев активно включивших в свой ассортимент комплекс бытовых вещей местного происхождения. Дагестанские мастера-отходники чутко улавливали вкусы местного населения, приспосабливая к ним и ассортимент, и орнаметику изделий [9].

Богатые традиции, сложившиеся на промыслах Дагестана в формировании ассортимента и спроса, мы должны глубоко изучить и руководствоваться ими.

В современных условиях задачи развития промыслов не могут быть оторваны от решений социально-экономических и культурных проблем. По данным статистики в Дагестане в настоящее время имеется свыше 250 тысяч человек, которые не заня-

ты в общественном производстве. Учитывая, что в их числе есть немало людей пожилого возраста, можно утверждать, что многие из них знают те или иные традиционные ремесла. Это относится, в частности, к таким видам ремесел, как художественное вязание, резьба по дереву, камню, медноче-канное дело, художественная керамика и др., широко распространенные почти во всех районах Дагестана.

Возрождение этих замечательных видов народного искусства создаст предпосылки к возвращению в быт сельского и городского населения вещей не столько изживших себя, сколько выпавших из нашего кругозора как культурные ценности народа. Важным аспектом возрождения промысла, как культурного явления, может стать внедрение в производство ассортимента бытовых художественных изделий, приспособленных к современным условиям жизни, что позволит решить значительные проблемы регионального обеспечения сельского населения необходимыми товарами. Это позволит удовлетворить культурные и бытовые запросы сельского населения, что в свою очередь откроет перед промыслами широкие перспективы экономического и художественного развития и позволит привлечь в общественное производство все большее количество людей. Источником оптимизма здесь может служить возросший спрос на рынке на изделия народных художественных промыслов. По сведениям Министерства экономики Республики Дагестан в торговле недостает более чем на 5 млрд. рублей ежегодно изделий из дерева, металла, керамики, ковров и ковровых изделий и др., причем упомянутые изделия относятся к числу традиционных. В тесной связи с вышесказанным находится и проблема использования местных сырьевых ресурсов, которыми так богата Республика Дагестан. С экономической точки зрения это представляет несравненную выгоду.

Наиболее рациональной формой возрождения народного искусства в современных условиях для Дагестана, на наш взгляд, кажется организация и надомного производства. Опыт современных предприятий, использующих труд надомников, дает примеры мобильного производства, оперативно меняющего продукцию в соответствии с требованиями рынка. В основном на этих предприятиях для выпуска продукции ис-

пользуют отходы производства из местного сырья. Роль использования надомного труда особенно велика для Дагестана, как рациональной формы вовлечения в производство дополнительных трудовых и местных сырьевых ресурсов, отходов производства, которая может служить важным направлением удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

В тесной связи с вышеуказанным находится проблема использования возможностей индивидуальной трудовой деятельности, которая в условиях России, где в каждом субъекте РФ имеются потомственные мастера, может обрести особую социальную значимость. В вопросах освоения творческого наследия, переработки и переосмысления его в духе веяний времени они могут достичь многого.

Оптимальным кажется, на наш взгляд, использование ОАО, ООО и других форм организации производства труда. Создание на базе предприятии народных художественных промыслов ООО, ИП может способствовать притоку новых мастеров и широкому распространению среди различных возрастов и профессий, традиционных ремесленно-художественных навыков. Не говоря об экономической и социальной значимости современных форм организации труда, народные художественные промыслы можно рассматривать как одну из наиболее органичных и плодотворных систем, позволяющих создать для широкого круга людей возможности проявления их природных способностей при условии сохранения верности избранной ранее профессии.

Не менее существенную роль в сохранении традиций народных художествен-

ных промыслов играет формирование фирменного ассортимента изделий новосозда-ваемых предприятий и пересмотра выпускаемой продукции ныне существующих промыслов. В формировании фирменного ассортимента промыслы в прошлом имели богатые традиции: унцукульские трубки и трости, кубачинское огнестрельное и холодное оружие, медная посуда и ювелирные украшения аварских и лакских мастеров, балхарская керамическая посуда - все это, вне зависимости от влияния времени, всегда оставалось неизменным и занимало значительное место в ассортименте и объеме производства промыслов.

Эта задача очень существенна для современных организаций художественных промыслов, многие из которых выпускают безликие, неизвестно для кого созданные изделия, наносящие не только экономический, но и огромный моральный ущерб культурному наследию художественных промыслов. Высококачественный фирменный ассортимент должен стать лицом предприятия, определяющим художественную и творческую марку народного промысла.

При восстановлении народных промыслов вопросы разработки ассортимента и приспособления к современным требованиям вновь создаваемых предприятий должны вестись более принципиально, научно обоснованно. Тщательно надо изучить художественно-технологические приемы, органично внедрять их и развивать в работах современных мастеров, что является одним из важнейших объектов возрождения и развития искусства промыслов на современном этапе [10].

Естественно, с решением вышесказанных проблем, возникает вопрос о реализации изделий организаций народных художественных промыслов, индивидуальных мастеров, который нынешняя структурная организация торговли не в состоянии в полной мере обеспечить. Наиболее рациональной формой, на наш взгляд, может быть создание широкой сети специализированных фирменных магазинов, организации постоянно действующих выставок-продаж, аукционов, где можно обеспечить живой творческий контакт с потребителями. Это позволит вести оперативный учет состава и дина-

мики потребностей, удовлетворять, воспитывать и возвышать которые, призваны изделия народных художественных промыслов. В свою очередь такая организация торговли позволит прогнозировать и планировать спрос на продукцию народных промыслов.

Таким образом, в ходе исследования были выявлены основные проблемы производства и рынка сбыта изделий народных художественных промыслов в связи с изменением конъюнктуры рынка в современных условиях.

В истории народных художественных промыслов были периоды расцвета и упадка. Современные условия объективно способствуют сохранению и устойчивому их развитию.

Практическое осуществление этой цели связано с нашей способностью или неспособностью максимально использовать предоставленные организациям и индивидуальным предпринимателям, художникам и мастерам возможности.

БИБЛИОГРАФ

1. Постановление Правительства Российской Федерации N3 от 18.01.2002 г. «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства». Москва, 2001.

2. Газимагомедов Г.Г. Художественно-эстетические особенности современного декоративно-прикладного искусства. Махачкала: Изд-во ООО «Лотос», 2012. 102 с.

3. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. М.: КОИЗ, 1959. 176 с.

4. Алиханов Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л.: Художник РСФСР, 1976. 207 с.

5. Казимов Г.Н. Ворсовые ковры Дагестана. Ма-

Наши народные художественные промыслы обладают богатейшими традициями. В этой отрасли сегодня работают тысячи талантливых мастеров. Определить оптимальные условия для их творчества, создать условия - важнейшая задача государства, организаторов производства, всех тех, от кого зависит дальнейшая судьба народных художественных промыслов.

СКИИ СПИСОК

хачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. 204 с.

6. Газимагомедов Г.Г., Маммаев М.М., Байрамбе-ков М.М. Народные художественные промыслы Дагестана. Изд. 3 дополненное. Махачкала: Изд-во ООО «Лотос», 2012. 112 с.

7. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. Махачкала, 1988. 104 с.

8. Пожидаев В.П. Деревоотделочное производство в селе Унцукуль. Махачкала, 1931.

9. Газимагомедов Г.Г. Народные художественные промыслы Республики Дагестан. Махачкала: Изд-во ООО «Лотос», 2010. 36 с.

10. Закон Республики Дагестан «О народных художественных промыслах». Махачкала, 2000. N28.

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii N3 ot 18.01.2002 g. «O registratsii obraztsov izdelii narod-nykh khudozhestvennykh promyslov priznannogo khudozhestvennogo dostoinstva» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3 of 18.01.2002 "On the Registration of Samples of Folk Art Crafts of Recognized Artistic Dignity"]. Moscow, 2001. (In Russian)

2. Gazimagomedov G.G. Khudozhestvenno-esteticheskie osobennosti sovremennogo de-korativno-prikladnogo iskusstva [Artistic and aesthetic features of modern decorative and applied arts]. Makhachkala, Lotos Publ., 2012, 102 p. (In Russian)

3. Kil'chevskaya E.V., Ivanov A.S. Khudozhestvennye promysly Dagestana [Art crafts of Dagestan]. Moscow, KOIZ Publ., 1959, 176 p. (In Russian)

4.Alikhanov R., Ivanov A. Iskusstvo Kubachi [The Art of Kubachi]. Leningrad, Artist of the RSFSR Publ., 1976, 207 p. (In Russian)

5. Kazimov G.N. Vorsovye kovry Dagestana [Pile carpets of Dagestan]. Makhachkala, Dagestan book Publ., 1989, 204 p. (In Russian)

6. Gazimagomedov G.G., Mammaev M.M., Bai-rambekov M.M. Narodnye khudozhestvennye promysly Respubliki Dagestan [Folk arts and crafts of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, Lotos Publ., 2012, 112 p. (In Russian)

7. Gazimagomedov M.G. Narodnye khudozhestvennye promysly Dagestana [Folk arts and crafts of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, 1988, 104 p. (In Russian)

8. Pozhidaev V.P. Derevootdelochnoe proizvodstvo v sele Untsukul' [Woodworking in the village of Untsulkul]. Makhachkala, 1931. (In Russian)

9. Gazimagomedov G.G. Narodnye khudozhestvennye promysly Respubliki Dagestan [Folk arts and crafts of the Republic of Dagestan]. Makhachkala, Lotos Publ., 2010, 36 p. (In Russian)

10. Zakon Respubliki Dagestan «O narodnykh khudozhestvennykh promyslakh». N28 [Law of the Republic of Dagestan "On folk art crafts". No. 28]. Makhachkala, 2000. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ AUTHORS INFORMATION

Принадлежность к организации Affiliations

Гамзат Г. Газимагомедов* - кандидат философских Gamzat G. Gazimagomedov* - Candidate of philo-

наук, профессор кафедры рекреационной географии sophical sciences, Professor at the Department of Rec-

и устойчивого развития Института экологии и устой- reational Geography and Sustainable Development of

чивого развития Дагестанского государственного университета (ДГУ), помощник Министра по туризму и народным художественным промыслам РД, заведующий филиалом кафедры рекреационной географии и туризма при Министерстве по туризму и народным художественным промыслам РД. 357001, Россия, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 21; e-mail: qqqnhk@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Магомедали Г. Газимагомедов - кандидат искусствоведения, лауреат республиканской премии им. Г.Цадасы, член Союза художников России, заслуженный деятель прикладного искусства Дагестана, г. Махачкала, Россия.

Газимагомед Г. Газимагомедов - магистр экономики, советник Департамента финансово-хозяйственной деятельности Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа, г. Москва, Россия£-таУ: gazimagomedov_1992@mail.ru

Критерии авторства

Все авторы в равной степени участвовали в написании рукописи, и несут ответственность за самоплагиат и плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 18.12.2017 Принята в печать 22.01.2018

the Institute of Ecology and Sustainable Development, Dagestan State University, Assistant to the Minister of Tourism and Folk Arts of the Republic of Dagestan, Head of the branch of the Department of Recreational Geography and Tourism under the Ministry of Tourism and Folk Arts of the Republic of Dagestan, 21, Dakha-daev st., 367001 Makhachkala, Russia; e-mail: qqqnhk@mail.ru

Magomedali G. Gazimagomedov - Candidate of Art Criticism, laureate of the Republican Prize, member of the Union of Artists of Russia, honored worker of applied art of Dagestan, Makhachkala, Russia.

Gazimagomed G. Gazimagomedov - Master of Economics, Advisor to the Department of Financial and Economic Activities of the Ministry of the North Caucasus Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: gazimagomedov_1992@mail.ru

Contribution

All authors equally participated in writing the manuscript and are responsible for avoiding the plagiarism and self-plagiarism.

Conflict of interest

The authors declare no conflict of interest.

Received 18.12.2017 Accepted for publication 22.01.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.