••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 2. 2018
••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 2. 2018
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371,745
DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-31-36
К вопросу об изучении декоративно-прикладного искусства Дагестана в системе среднего профессионального образования
© 2018 Байрамбеков М. М. 1 2
1 Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи, 2 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; е-mail: bairambekov@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель. Мониторинг современного состояния художественного образования студентов в системе среднего профессионального образования (СПО) республики на предмет изучения декоративно-прикладного искусства Дагестана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) СПО. Методы. Анализ педагогической и искусствоведческой литературы, учебных планов, рабочих программ, учебных работ студентов, наблюдение, изучение педагогического опыта. Результат. Разработаны научные рекомендации в определении содержания художественной подготовки студентов в системе СПО на материале народных художественных промыслов Дагестана. Вывод. Художественное образование и профессиональная подготовка студентов в системе СПО основана на ознакомлении студентов с основными ценностями дагестанской художественной культуры, развитии интереса, творческой активности и профессиональных навыков в изучении основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: художественное образование и развитие студентов, система среднего профессионального образования, художественные промыслы Дагестана, профессиональная подготовка студентов.
Формат цитирования: Байрамбеков М. М. К вопросу об изучении декоративно-прикладного искусства Дагестана в системе среднего профессионального образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 3136. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-31-36
The Study of Dagestan Arts and Crafts in the System of Secondary Vocational Education
© 2018 Marat M. Bayrambekov 1 2
1 A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy,
2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: bairambekov@mail.ru
ABSTRACT. Aim. Monitoring of the current status of art education of the students in the system of secondary vocational education (SVE) of the Republic for the study of arts and crafts of Dagestan in accordance with the Federal State Educational Standarts of SVE. Methods. Analysis of pedagogical and art literature, curricula, work programs, students' educational works, observation, study of pedagogical experience. Result. Scientific recommendations for improving the quality of artistic training of students in the system of SVE a case study of folk artistic craft of Dagestan. Conclusion. Art education and vocational training of students in the system of SVE is based on introduction the students to the basic values of the Dagestan art culture, the development of interest, creative activity and professional skills in the study of the basics of fine and applied arts.
Keywords: art education and development of students, system of secondary vocational education, art and crafts of Dagestan, vocational training of students.
For citation: Bayrambekov M. M. The Study of Dagestan Arts and Crafts in the System of Secondary Vocational Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 2. Pp. 31-36. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-2-31-36 (In Russian)
Введение
В современных условиях бурного развития общества, структурных изменениях в системе образования большое значение имеет сохранение народных художественных традиций, которые складывались в народном и декоративно-прикладном искусстве Дагестана веками. Всё это наследие наших народов является частью этнохудожественной культуры Республики Дагестан (РД). Поэтому сегодня решение вопросов образования и воспитания студентов среднего профессионального образования должно быть организовано в соответствии с ФГОС СПО и с учётом художественных традиций народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана.
Изучение народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана в разные годы становилось объектом внимания многих исследований русских, советских, дагестанских этнографов, историков и искусствоведов, которые оставили значительные труды, раскрывающие различные аспекты зарождения и развития народных промыслов. Всё это, безусловно, способствовало сохранению культуры и художественных традиций в нашей стране.
Свой вклад в исследование проблемы изучения народного, декоративно-прикладного искусства, народных традиций Дагестана в системе образования внесли дагестанские ученые и педагоги. Это такие представители как: В. К. Агарагимова, М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, З. Т. Гасанов, Р. Х. Гасанова, С. Р. Дамаданова, ГО. Б. Изабакаров, В. В. Кондратова, А. М. Магомедов, З. М. Магомедова, А. Дж. Магомедов, П. Н. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, О. К. Рашидов, Т. Г. Саидов, Х. А. Тагирова, З. Я. Якубов и др.
С целью реализации содержания образования национально-регионального компонента в начальном профессиональном образовании республики в своё время сотрудники научно-исследовательского института (НИИ) педагогики (С. М.
Гаджимурадов, М. М. Байрамбеков) с участием других специалистов - Казилов Г. Н., Омаров М. М. (Дагестанский государственный педагогический
университет), Агамирзоев А. Т.
(Художественное училище им. М. Джемала) разработали сборники программ по подготовке учебных мастеров по народным художественным промыслам Дагестана по следующим профилям: мастер-ювелир, ковровщица, гончар, резчик по камню, резчик по дереву [6-9].
Содержание этих программ раскрывает художественно-эстетические традиции
народных художественных промыслов Дагестана, имеет теоретический и практический характер изложения материала и направлено на развитие личности обучающихся как носителя национальной художественной культуры, приобретение определённых практических навыков по основным профилям. Однако эти программы остались невостребованными из-за разрушения сети профессионально-технических училищ республики в начале 90-х годов XX века. Сегодня эти программы могут стать дополнением к разработке нового содержания образования по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для обучающихся в профессиональных колледжах РД с учётом требований ФГОС СПО.
В своих трудах многие ученые и педагоги придают большое значение народному искусству в воспитании личности на художественных традициях, а также отводят огромную роль их профессиональной подготовке в образовательных учреждениях.
Актуализирует исследование проблемы художественного развития и
профессиональной подготовки студентов сегодня и то, что реализация её на практике требует тщательного изучения с целью разработки содержания этнокультурного образования, поиска оптимальных форм, методов для обучения, воспитания и профессиональной подготовки студентов в
соответствии с ФГОС СПО по основным направлениям.
Цель - мониторинг современного состояния художественного образования студентов в системе среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО на предмет изучения декоративно-прикладного
искусства Дагестана.
Методы - анализ педагогической и искусствоведческой литературы, учебных планов, рабочих программ, учебных работ студентов, наблюдение, изучение
педагогического опыта.
Обсуждение и результаты
В решении обозначенной проблемы исследования особая роль принадлежит народному искусству и национальной художественной культуре, определению её места в системе образования. В подтверждение этому приведём слова Т. Я. Шпикаловой - известного исследователя в области изучения народного и декоративно-прикладного искусства в системе общего образования: «Воспитать человека-гуманиста, имеющего широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота и интернационалиста, человека, способного к творческому труду в любой области, невозможно без опоры на народное искусство и национальную культуру» [10, с. 122].
О значимости и сущности декоративно-прикладного искусства, как составной части народной культуры говорили многие. Вот, что сказал об этом М. А. Горький: «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще -ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» [5, с. 53].
Большое значение придавал народной культуре в воспитании подрастающего поколения известный этнопедагог России Г. Н. Волков. Он подчёркивал: «У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных
народных ремеслах, и в красоте одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона, и в правилах приличия... У народов было свое понимание красоты. Он умел ценить красоту. Умел ее творить в деле, слове, музыке и др. Особенностью народной системы эстетического воспитания было то, что она не допускала только созерцательного. Пассивного, так сказать, «иждивенческого» отношения к прекрасному, и каждый сам должен быть творцом прекрасного или, во всяком случае, соучастником творения его» [1, с. 29].
О силе народных традиций, их социальной значимости в воспитании говорили известные дагестанские этнопедагоги (З. Т. Гасанов, З. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саидов, З. Я. Якубов и др.).
Народный художник России, мастер унцукульской насечки Г. Г. Газимагомедов выделяет важную функцию декоративно-прикладного искусства как преемственность и пишет: «В наше время декоративно-прикладное искусство все более активно проявляется как одно из воплощений творческой силы народа, способствует формированию и раскрытию многосторонне развитой личности. Являясь важным компонентом национальной культуры, современное декоративно-прикладное
искусство Дагестана в своих лучших, наиболее зрелых произведениях доносит многовековую народную мудрость, традиционные эстетические принципы, самобытное художественное мировидение в сочетании с новыми прогрессивными идеями современной культуры» [2, с. 89].
Справедливо утверждает М. А. Некрасова о том, что сегодня «Возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности. И это чрезвычайно показательно, поскольку сопутствует росту национального самосознания народов. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно, только понимая его сущность творческую и духовную, его место в современной культуре» [4, с. 11].
В начале 2000 г. нами была разработана система приобщения подрастающего поколения к народному искусству Дагестана
в дошкольном, начальном и общем образовании республики. При этом следует отметить, что в этой цепочке художественно-эстетического развития личности осталось неисследованным звено среднего профессионального образования, где имеются особые возможности в подготовке молодёжи по профессиям художественных промыслов, распространённых в нашей республике.
В решении данной педагогической проблемы мы опираемся, прежде всего, на содержание федерального закона «Об образовании», национальную доктрину Российской Федерации и ФГОС СПО.
Решение этой проблемы возможно и через систему среднего профессионального образования, путём изучения национальных художественных традиций на основе приобщения студентов к истокам народного творчества, освоения различных ремёсел непосредственно в практической
деятельности.
В системе среднего профессионального образования Республики Дагестан сегодня функционирует 22 колледжа. В ходе исследования проблемы художественного образования была изучена работа Колледжа народных промыслов и туризма (г. Дербент). Колледж работает по направлению 54.00.00 - Изобразительное и прикладные виды искусств, где ведется подготовка по следующим профессиям:
- 54.01.02. Ювелир - квалификация «ювелир, огранщик вставок для ювелирных и художественных изделий»;
- 54.01.07. Изготовитель художественных изделий - квалификация «изготовитель художественных изделий из керамики»;
- 29.00.00. Ткач - согласно перечню профессий и специальностей относится к направлению технологий легкой промышленности.
Обучение ведется на базе основного общего образования, сроки обучения составляют: ювелир - 3 года 5 месяцев; изготовитель художественных изделий - 2 года 10 месяцев; ткач - 10 месяцев.
Колледж народных промыслов и туризма располагает определённой материально-технической базой, которая обеспечивает проведение теоретических и практических занятий, учебной практики: кабинет
технологии ювелирных работ, лаборатория изобразительных искусств, ювелирная мастерская, ковровая мастерская.
Изучение проблемы художественного образования студентов в условиях современного общества и социокультурной ситуации тесно связано с возрождением и сохранением народных ремесел. В ходе исследования мы изучили общее положение подготовки студентов по освоению профессиональных знаний по
изобразительному и декоративно-прикладному искусству на начальном этапе. Проведенная работа (анкетирование, беседы, просмотр учебных работ и другой документации) позволила нам определить:
1) уровень знаний студентов, их отношение к искусству, содержанию изучаемых дисциплин, степень владения художественными материалами и изобразительно-выразительными средствами;
2) уровень художественно-эстетического развития студентов, соответствие педагогических условий для обучения и профессиональной подготовки, прохождения производственной практики;
3) уровень профессиональной компетенции педагога, наличие исследовательских и творческих качеств художника-педагога;
4) состояние научной, учебно-методической и материально-технической базы для реализации учебно-образовательных задач в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
О результатах проделанной работы можно сообщить следующее. В процессе изучения работы Колледжа народных промыслов и туризма и определения общего уровня состояния учебно-воспитательной
деятельности мы пришли к следующим выводам:
- следует признать, что уровень (высокий или низкий) художественной подготовки детей до поступления в колледж, так или иначе, влияет на результаты художественного развития студентов при изучении изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- необходимо разработать научно-методические, учебно-наглядные и дидактические пособия (печатные и электронные версии) по дисциплине народные художественные промыслы;
- следует создать в колледже необходимые педагогические условия с целью обеспечения полноценной
профессиональной подготовки студентов по основным направлениям, используя различные формы теоретической, научно -исследова-тельской, учебной,
самостоятельной творческой деятельности и производственной практики.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Анализ научных трудов ученых, этнографов, археологов, искусствоведов и педагогов показал огромный потенциал декоративно-прикладного искусства в части его изучения в системе среднего профессионального образования с целью духовно-нравственного, художественно-эстетичес-кого воспитания студентов.
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Под ред. член. корр. АПН СССР проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары, 1974. 375 с.
2. Газимагомедов Г. Г. Художественно-эстетические особенности современного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Учебное пособие. Махачкала: Лотос, 2012. 144 с.
3. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 210 с.
4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М. : Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
5. Пантелеев Г. Н. Декоративное искусство -детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада. М. : Просвещение, 1976. 143 с.
6. Сборник учебных программ для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства в профессионально-технических училищах. Профессия - резчик по камню / Авторы: С. М. Гаджимурадов, М. М. Байрамбеков, М. М. Омаров. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 32 с.
7. Сборник учебных программ для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства в профессионально-технических училищах.
1. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethnopedagogics]. Ed. by corr. member of APS USSR I. T. Ogorodnikov. Cheboksary, 1974. 375 p. (In Russian)
2. Gazimagomedov G. G. Khudozhestvenno-esteticheskiye osobennosti sovremennogo dekorativno-prikladnogo iskusstva Dagestana [Artistic and aesthetic features of the modern Dagestan arts and crafts]. Tutorial. Makhachkala, Lotos Publ., 2012. 144 p. (In Russian)
2. Художественное развитие и подготовка студентов среднего профессионального образования, построенная на изучении базовых ценностей дагестанской художественной культуры, способствует развитию их интереса, проявлению творческой активности и роста профессионального мастерства при выполнении квалификационной работы.
3. Обратить внимание на планирование образовательной деятельности в колледже, совершенствование содержания рабочих программ, разработку учебно-методических заданий, направленных на повышение качества художественной подготовки студентов в теоретической и практической части, используя для этого различные методы, средства и формы научно-исследовательской, учебной, самостоятельной и творческой деятельности.
Профессия - ковровщица / Авторы: С. М. Гаджимурадов, М. М. Байрамбеков. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 122 с.
8. Сборник учебных программ для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства в профессионально-технических училищах. Профессия - мастер гончарного производства / Автор: С. М. Гаджимурадов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 36 с.
9. Сборник учебных программ для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства в профессионально-технических училищах. Профессия - резчик по дереву / Авторы: С. М. Гаджимурадов, А. Т. Агамирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. 119 с.
10. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании, эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания путем ее реализации. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1988. 346 с.
3. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Dagestana [National pedagogy of Dagestan]. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1992. 210 p. (In Russian)
4. Nekrasova M. A. Narodnoye iskusstvo kak chast' kul'tury [Folk art as part of culture]. Moscow, Izobrazitelnoe iskusstvo Publ., 1983. 343 p. (In Russian)
5. Panteleev G. N. Dekorativnoye iskusstvo -detyam [Decorative art for children]. Manual for the
Литература
References
nursery teachers of senior group of kindergarten. Moscow, Prosveshenie Publ., 1976. 143 p. (In Russian)
6. Sbornik uchebnykh programm dlya podgotovki masterov dekorativno-prikladnogo iskusstva v professional'no-tekhnicheskikh uchilishchakh. Professiya - rezchik po kamnyu [Collection of educational programs for the training of arts and crafts masters in vocational technic schools. Occupation - stone dresser]. Authors: S. M. Gadzhimuradov, M. M. Bayrambekov, M. M. Omarov. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1993. 32 p. (In Russian)
7. Sbornik uchebnykh programm dlya podgotovki masterov dekorativno-prikladnogo iskusstva v professional'no-tekhnicheskikh uchilishchakh. Professiya - Kovrovshchitsa [Collection of educational programs for the training of arts and crafts masters in vocational technic schools. Occupation - carpetmarker]. Authors: S. M. Gadzhimuradov, M. M. Bayrambekov. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1993. 122 p. (In Russian)
8. Sbornik uchebnykh programm dlya podgotovki masterov dekorativno-prikladnogo iskusstva v professional'no-tekhnicheskikh uchilishchakh. Professiya - master goncharnogo proizvodstva [Collection of educational programs for the training of arts and crafts masters in vocational technic schools. Occupation -craftsman]. Author: S. M. Gadzhimuradov. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1993. 36 p. (In Russian)
9. Sbornik uchebnykh programm dlya podgotovki masterov dekorativno-prikladnogo iskusstva v professional'no-tekhnicheskikh uchilishchakh. Professiya - rezchik po derevu [Collection of educational programs for the training of arts and crafts masters in vocational technic schools. Occupation - woodcarver]. Authors: S. M. Gadzhimuradov, A. T. Agamirzaev. Makhachkala, Daguchpedgiz Publ., 1993. 119 p. (In Russian)
10. Shpikalova T. Ya. Narodnoye iskusstvo v khudozhestvennom obrazovanii, esteticheskom vospitanii v sredney obshcheobrazovatel'noy shkole: teoreticheskoye obosnovaniye sistemy obucheniya i vospitaniya putem eye realizatsii [Folk art in art education, aesthetic education in the secondary school: theoretical substantiation of the system of training and education by its realization]. Pedagogy Doctoral diss. Moscow, 1988. 346 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана, Дагестанский научно-исследо-вательский институт педагогики им. А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им А. А. Тахо-Годи); Дагестанский государственный педагогический
университет (ДГПУ), профессор, кафедра рисунка, художественно-графический
факультет, Махачкала, Россия; е-mail: bairambekov@mail.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliations
Marat M. Bayrambekov, Doctor of Pedagogy, the head of the sector of Dagestan Peoples' Culture and Art, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy; Dagestan State Pedagogical University (DSPU), the chair of Drawing, the faculty of Art and Graphics, Makhachkala, Russia; e-mail: bairambekov@mail.ru
Принята в печать 14.02.2018 г.
Received 14.02.2018.