••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371
Педагогические условия как фактор художественного развития детей в системе дополнительного образования
© 2017 Байрамбеков М. М. 1 Литвинова И. В. 2
1 Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им А. А. Тахо-Годи, Махачкала, Россия; е mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; е mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Изучение современного состояния художественного образования детей в системе дополнительного образования Республики Дагестан и определение социально-педагогических условий, способствующих художественному развитию личности. Методы. Анализ педагогической и искусствоведческой литературы, детских рисунков, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Результат. Определены социально-педагогические условия, способствующие художественному развитию личности в системе дополнительного образования. Вывод. Художественное образование детей в системе дополнительного образования строится на приобщении школьников к базовым ценностям дагестанской, российской и мировой художественной культуры, развитии интереса и творческой активности.
Ключевые слова: художественное образование детей, система дополнительного образования, социально-педагогические условия, художественное развитие личности.
Формат цитирования: Байрамбеков М. М., Литвинова И. В. Педагогические условия как фактор художественного развития детей в системе дополнительного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 52-57.
Pedagogical Conditions as a Factor of Children's Artistic Development in the System of Additional Education
© 2017 Marat M. Bayrambekov 1, Irina V. Litvinova 2
1 A. A. Takho-Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy, Makhachkala, Russia; email; [email protected] 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e mail; [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to study the contemporary state of children's art education in the system of additional education of the Republic of Dagestan and definition of socio-pedagogical conditions conducive to the artistic development of the individual. Methods. Analysis of pedagogical literature and art, children's drawings, observation, studying and generalization of pedagogical experience. Result. The socio-pedagogical conditions conducive to the artistic development of personality in the system of additional education are identified. Conclusion. Art education of children in the system of additional education focuses on familiarizing students with the basic values of Dagestan, Russian and world culture, the development of interest and creative activity.
Key words: artistic education of children, the system of additional education, social-pedagogical conditions, artistic development of personality.
For citation: Bayrambekov M. M., Litvinova I. V. Pedagogical Conditions as a Factor of Children's Artistic Development in the System of Additional Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017.Vol. 11. No. 4. Pp. 52-57. (In Russian)
Введение
Как известно, современная наука рассматривает художественное образование: во-первых, как подготовку специалистов разных квалификаций в области искусства или связанной с искусством для различных сфер экономики, образования, культуры; во-вторых, как педагогическую технологию, способствующую решению актуальных задач; в-третьих, как важнейший социальный институт культурного воспроизводства. Исследование истории народного образования на разных этапах его развития дает реальную возможность проследить пути художественного образования и эстетического воспитания детей на примере многих поколений. Более того, положительный опыт педагогической деятельности прошлого может быть востребован в современных условиях развития общества, где, к сожалению, с начала 90-х годов XX века были утрачены многие добрые традиции, качества личности такие, как духовно-нравственные, патриотические. Во многом эти положительные качества личности формировались у детей и в процессе художественной деятельности. Исходя из этого, исследование истории художественного образования детей в дополнительном образовании Республики Дагестан представляет, безусловно, теоретический и практический интерес как одного из важных этапов развития всей системы образования республики.
Проблема художественного образования нашла отражение в нормативных и сопроводительных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, нормативных документов Республики Дагестан, Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Дагестан на 2016-2019 годы, Федеральных государственных требованиях Министерства культуры РФ, в проекте Федеральной программы развития культуры Российской Федерации, разработанном на основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе-
дерации до 2020 года и направленном на сохранение культурного наследия России и его регионов.
Научно-теоретический и практический интерес к изучению истории художественного образования в Дагестане вызван во многом и тем, что эта проблема сегодня остается малоисследованной. Хотя следует отметить, что история общего и профессионального образования Дагестана является достаточно изученной проблемой, где в общих чертах затрагивались и вопросы художественного образования. Это труды известных ученых-историков Дагестана К. Д. Хасбулатова, Г. Ш. Каймаразова, Р. М. Магомедова X. Г. Магидова, А. А. Абилова, А. Р. Исмаилова, М. Я. Мирзабекова, А. Дж. Магомедова, М. А. Магомедовой, А. Г. Адильханова, Г. Ф. Гебекова и др.
Проблеме использования художественных традиций народного искусства и народной педагогики в педагогической практике посвящены труды дагестанских ученых и педагогов, таких, как В. К. Агара-гимова, Б. Ш. Алиева, М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, Г.-О. Б. Изабакаров, З. Т. Гасанов, С. Р. Дамаданова, Г. Н. Кази-лов, В. В. Кондратова, З. М. Магомедова, П. Н. Магомедова, А. М. Магомедов, З. Ш. Магомедова, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзо-ев, А. Н. Нюдюрмагомедов, И. М. Раджа-бов, С. С. Рамазанова, Э. А. Рамазанова, О. К. Мусаев, О. К. Рашидов, Х. Г. Омаров, М. М. Омаров, Т. Г. Саидов, З. З. Сулейма-нова, С. Т. Тучалаев, З. Я. Якубов и др.
Изучение и анализ становления и развития художественного образования показал, что в республике, несмотря на важность данной проблемы, в теории и практике обучения и воспитания личности следует отметить недостаточность выполненных исследований в этом направлении. Все это, безусловно, актуализирует проблему художественного образования и требует ее изучения и поиска решений с учетом изменений в системе общего и дополнительного образования, происходящих с начала 90-х годов XX в.
Цель исследования: изучение современного состояния художественного образования детей в системе дополнительного образования республики и определение
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017
социально-педагогических условий, способствующих художественному развитию личности.
Методы исследования: анализ педагогической и искусствоведческой литературы, детских рисунков, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
Обсуждение и результаты
Многие исследования ученых в области изобразительного искусства, по-прежнему, остаются актуальными и базовыми для современного развития художественного образования и эстетического воспитания личности. Первоосновой являются в области теории и методики изобразительного искусства исследования таких ученых, как:
A. Д. Алехин, Г. В. Беда, С. Е. Игнатьев,
B. К. Лебедка, С. П. Ломов, Ю. В. Максимова, Б. М. Неменский, Е. Е. Рожкова, Н. Н. Ростовцев, Л. Б. Рылова, Н. М. Сокольникова, А. Е. Терентьев, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др.; в области философии и эстетики -А. И. Буров, В. А. Василенко, Л. И. Новикова, М. Ф. Овсянников, Н. Ф. Смольянинов и др.; в области искусствознания - В. М. Авдеев, А. А. Адамян, В. Ф. Асмус, А. В. Ба-кушинский, И. Я. Богуславская, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Г. К. Вагнер, М. А. Некрасова, А. Б. Салтыков и др.; в области психологии - Б. Г. Ананьев, П. П. Блон-ский, А. Н. Волков, Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.
Одним из основных и продолжительных этапов развития личности ребенка является период обучения его в школе, где на уроках, во внеклассной и внешкольной работе по искусству развиваются творческие способности в художественно-эстетической деятельности. В системе школьного образования за многие годы (ХХ столетия) сложились определенные традиции и направления обучения и воспитания школьников изобразительному искусству, которые можно рассматривать как концептуальные особенности развития художественного образования. Как известно, в системе образования страны (СССР) и нашей республики в ХХ в. обучение и воспитание детей через искусство основывались на классических принципах русской реалистической школы изобразительного искусства. Однако уже с конца 70-х годов в системе художественного образования школьников был сделан акцент на эмоциональное развитие школьников средствами разных видов искусств
(музыка, изобразительное искусство, литература, театр, кино). Приверженцами этой идеи в художественном образовании школьников были Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, Б. П. Юсов и др. В конце 80-х годов появились новые направления в художественном образовании школьников, где особое внимание в обучении детей стали уделять традициям народного искусства. Это направление возглавила Т. Я. Шпикалова, Н. М. Сокольникова, Г. А. По-ровская и др. В Дагестане впервые к разработке данного направления приступили С. М. Гаджимурадов, М. М. Байрамбеков, Г. Н. Казилов, И. М. Раджабов и др.
Изучая проблему состояния художественного образования в системе дополнительного образования по линии Министерства культуры Республики Дагестан, следует отметить, что на 1 января 2017 г. в республике насчитывалось 94 школы художественного образования, из которых 76 детских школ искусств (ДШИ), 8 детских музыкальных школ (ДМШ), 9 художественных школ и 1 школа циркового искусства. Первые детские художественные школы в городах и сельской местности стали открываться в 70-е годы XX в. Это способствовало активизации работы по художественному образованию и предпрофессио-нальной подготовке детей на качественно новом уровне.
В ходе исследования была изучена работа следующих школ: Детская художественная школа и Детская школа искусств (пос. Мамедкала); Детская художественная школа и Детская школа искусств (пос. Геджух); Детская художественная школа (с. Касумкент); Детская школа искусств (с. Маджалис); Детская художественная школа (с. Курах); Детская художественная школа (с. Терекли-Мектеб); Детская художественная школа (г. Каспийск); Детская художественная школа
(г. Хасавюрт); Детские школы искусств № 1 и № 2 (г. Кизляр); Детская художественная школа (г. Избербаш) и др.
В этих и других школах была изучена проблема художественного образования детей и их развития в условиях современного общества и социокультурной ситуации. К примеру, в ходе исследования были выявлены:
1) уровень знаний детей, их отношение к искусству, содержанию изучаемых дисциплин, степень владения художествен-
ными материалами и изобразительно-выразительными средствами;
2) уровень предпрофессиональной подготовки учащихся, степень удовлетворения их интересов и соответствие педагогических условий для обучения, воспитания и развития в художественно-эстетическом направлении;
3) уровень профессиональной компетенции педагога, наличие исследовательских и творческих качеств художника-педагога;
4) отношение родителей к учебно-воспитательной деятельности, социально-педагогическим условиям учащихся дома, где детям приходится самостоятельно выполнять задания и расширять свой кругозор;
5) наличие педагогических условий, учебно-методической и материально-технической базы.
О результатах проделанной работы можно сообщить следующее. В процессе изучения состояния учебно-
воспитательной деятельности мы провели анкетирование среди педагогов, учащихся и родителей. Анализ ответов респондентов на вопросы анкет дали нам широкий спектр взглядов на проблемы и разные точки зрения. К примеру, педагоги отметили, что важность решения проблемы по художественному образованию, эстетическому воспитанию и творческому развитию детей во многом зависит: от расширения сети художественных школ для большего охвата детей, желающих заниматься искусством; строительства новых, современных зданий со всей необходимой инфраструктурой (выставочные залы для организации просмотров и выставок детских работ, учебные и творческие мастерские, оборудованные для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству
(ДПИ) в связи с новыми государственными требованиями, следует уделять должное внимание декоративно-прикладному творчеству и т. п.).
Полученные ответы респондентов и проведенные беседы позволили нам отметить, что родители сегодня не могут передать ребенку всего богатства художественного наследия наших народов, так как многие из них просто не владеют этим материалом. Исходя из этого, мы пришли к следующим выводам:
1. В обществе, к сожалению, постепенно утрачиваются положительные ориентиры,
направленные на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей на всех ступенях образовательно-воспитательного процесса, где дополнительное образование не является исключением. Около 64 % опрошенных считают главной целью работы -развитие практических умений и навыков, которые могут пригодиться в будущей профессии, а 21 % отдали предпочтение общему развитию, 15 % эстетическому воспитанию. Изучение же мотивов получения детьми дополнительного образования респонденты связывают с: углублением знаний (52 %); развитием способностей (29 %); профессиональной подготовкой (19 %).
2. Представления родителей о центрах народных художественных промыслов Дагестана весьма ограничены. Только 5 % респондентов смогли раскрыть данный вопрос.
3. Наиболее распространенными предметами интерьера в домах опрошенных родителей являются в основном ковры (64 %), изделия кубачинских мастеров (7 %), балхарская керамика и унцукульские изделия (2 %). Более того, вообще не имеют в интерьере дома изделия народного искусства Дагестана около 27 %, что в свою очередь подтверждает мысль о недооценке родителями художественно-эстетического богатства предметов народных промыслов Дагестана в организации эстетической среды.
Рассмотрим теперь результаты анкетирования учащихся, что также дополняет общую картину педагогической деятельности школ. Содержание анкеты № 1 состояло из вопросов, отражающих интересы детей, склонности, предпочтения к видам искусства и художественной деятельности, искусствоведческие знания, заинтересованность учащихся в продолжении учебы и т. д.
Как следует из ответов респондентов, большее количество детей поступили в ДХШ по совету: родителей - 50 %, учителей - 30 %, друзей - 10 %, по призванию -10 %. Любят рисовать (карандашом, фломастерами, красками) - 35 %, лепить (из глины, пластилина) - 30 %, аппликацию (из бумаги, кожи, ткани) - 20 %, заниматься чеканкой, резьбой по дереву - 15 %. Свои знания об известных русских и дагестанских художниках и их произведениях дети выразили следующим образом: большее количество авторов (15) назвали -
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017
••• DSPU JOURNAL Уо!. 11. N0. 4. 2017
50 %, среднее (10) - 35 %, меньшее (5) -15 %. Детям нравятся занятия по рисунку -15 %, живописи -15 %, рисунку и живописи - 15 %, живописи и ДПИ -10 %, рисунку и ДПИ - 10 %, живописи и композиции -10 %, рисунку, живописи и ДПИ - 15 %, ДПИ - 10 %. Хотят продолжить учебу в художественных вузах - 75 %, затруднились ответить - 25 % респондентов.
Содержание анкеты № 2 было разработано с целью определения уровня теоретических и эстетических знаний по декоративно-прикладному искусству Дагестана. Как следует из ответов респондентов, большее количество детей считают источником знаний о народном искусстве книги, родителей, учителя, друзей, музеи - 40 %; книги, родителей, музеи - 25 %; книги, родителей, учителя - 10 %; книги, учителя, музеи - 10 %; книги, музеи - 5 %; музеи -5 %, учителя - 5 %.
Большинство респондентов назвали следующие виды народных художественных промыслов Дагестана: ковроткачество, художественная керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (Кубачи), вышивка (кайтагская), унцукульская насечка. Назвали четыре вида - 20 %; три - 25 %; два - 35 %, один -10 %.
Назвали четыре центра - 25 %, три -35 %, два - 25 %, один - 10 %, 5 % не назвали ни одного центра. В ответах респондентов упоминаются такие центры народных художественных промыслов Дагестана, как: Кубачи, Балхар, Унцукуль, Дербент, Хучни. Дети не имеют представления о древних центрах Дагестана: художественной керамики (Кала, Джули, Сулевкент), ковроткачества (Ахты, Микрах, Кабир, Ор-та-Стал, Чиликар, Хив, Кандык, Каякент, Н. Казанище и др.), вышивки (Кумух и др.), чеканки и филиграни (Гоцатль).
Слабые знания показали дети по видам орнамента, народным мастерам. Дети были более уверенными в своих ответах на вопросы: «Считаете ли Вы, что знания о народном искусстве Дагестана могут пригодиться в жизни и необходимо ли сохранить народные промыслы?». Большинство респондентов (около 90 %) ответили утвердительно.
На вопрос «Какими видами художественных ремесел Вы хотели бы заниматься в школе?» В основном дети выбрали ювелирное искусство (55 %), а остальные -ковроткачество (10 %), резьба по дереву (5 %), роспись по ткани (5 %), роспись кувшинов (5 %). Около 20 % учащихся не
проявили особого интереса к изучению видов народных художественных ремесел Дагестана.
Анализ работы педагогов дополнительного образования республики и уровень знаний детей об искусстве позволили нам разработать педагогические условия, направленные на художественное развитие познавательных и творческих способностей детей в условиях доверия, сотрудничества, приобретения опыта коллективной и самостоятельной работы.
Таким образом, педагогические условия художественного развития детей в системе дополнительного образования Республики Дагестан включают в себя:
- обеспечение системности, непрерывности, многоуровневости, включение этнокультурного материала как непременное условие художественного развития учащихся в педагогической деятельности системы дополнительного образования;
- создание предметно-развивающей среды, организация творческой деятельности и дидактико-технологическое обеспечение процесса художественного развития детей;
- мониторинг программно-методического сопровождения образовательного процесса, экспертная оценка содержания реализуемых образовательных программ, стратегическое планирование педагогической деятельности и развития учебных организаций с учетом традиций изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана в соответствии с ФГОС общего и Федерального государственного требования дополнительного образования.
Заключение
Таким образом, в настоящее время педагогические коллективы ДХШ и ДШИ республики работают над совершенствованием организации художественной деятельности с учащимися в соответствии с ФГТ. Исследование показало, что на этом этапе работы педагогов ДХШ и ДШИ идет изучение новых ФГТ и разработка примерных рабочих программ по следующим направлениям: общеразвивающая и пред-профессиональная подготовка учащихся. В этот период работы важно правильно расставить акценты на подбор содержания образования в теоретической, практической и пленэрной подготовке учащихся с учетом разработанных социально-педагогических условий, способствующих художественному развитию личности в системе дополнительного образования.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Байрамбеков Марат Мирзоевич, доктор педагогических наук, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана, Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи), Махачкала, Россия; е-mail: [email protected]
Литвинова Ирина Васильевна, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е mail: [email protected]
Принята в печать 11.07.2017 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Marat M. Bayrambekov, Doctor of Pedagogy, the head of the sector of Dagestan People's Culture and Art, A. A. Takho-Godi Dagestan Scientifiv Research Institute of Pedagogy (A. A. Takho-Godi DSRIP), Makhachkala, Russia; e mail; [email protected]
Irina V. Litvinova, postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e mail: [email protected]
Received 11.07.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37
Педагогическое значение дагестанских игр
© 2017 Гаджиагаев С. М. 1 Рагимова Н. Ш. 1 Гаджиагаев Т. С. 1 Ибрагимов А. Д. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанский государственный аграрный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является рассмотрение воспитательного значения дагестанских игр для формирования физических и нравственных качеств подростков. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, наблюдение и эксперимент. Результат. Исследование выявило, что применение дагестанских, имеющих воспитательный и развивающий потенциал, традиционных подвижных игр на уроках физической культуры в общеобразовательной школе имеет большие возможности для развития физических и нравственных качеств подростков. Вывод. Дагестанские народные подвижные игры, одновременно являясь видом двигательной деятельности и одним из важнейших средств традиционной духовно-нравственной культуры, оказывают незаменимое влияние на воспитание и развитие личности подростка, поскольку они способствуют решению комплекса воспитательных и нравственных задач, формируя и совершенствуя физические и интеллектуальные способности подростков.
Ключевые слова: дагестанские народные подвижные игры, физическое воспитание, нравственное воспитание, физические качества, подростки.
Формат цитирования: Гаджиагаев С. М., Рагимова Н. Ш., Гаджиагаев Т. С., Ибрагимов А. Д. Педагогическое значение дагестанских игр // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 57-61.
Pedagogical Significance of Dagestan Games
© 2017 Siradzhudin M. Gadzhiagaev 1, Naida Sh. Ragimova 1, Temirdzhan S. Gadzhiagaev 1 Abukai D. Ibragimov 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]