Научная статья на тему 'Этнические особенности художественного образования детей в системе образования'

Этнические особенности художественного образования детей в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ЛИЧНОСТЬ / ИСКУССТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамбеков Марат Мирзоевич, Литвинова Ирина Васильевна

Рассмотрена проблема использования этнических особенностей художественного образования детей в системе дошкольного, общего и дополнительного образования из опыта работы педагогов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамбеков Марат Мирзоевич, Литвинова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнические особенности художественного образования детей в системе образования»

Психолого-педагогические науки •••

47

Mahachkala: Delovoj mir, 2009. 117 s. 3. Bagdueva Z. N. Uchebno-trenirovochnye materialy dlja podgo-tovki k edinomu gosudarstvennomu jekzamenu. KIMy EGJe. Matematika. Mahachkala: Delovoj mir, 2009. 54 s. 4. Bagdueva Z. N. Ispol'zovanie jelementov tehnologii EGJe pri ocenke modul'nyh znanij studentov // Innovacionnye tehnologii v obrazovatel'nom processe VUZa, v sisteme poslevuzovskogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii, posvjashhennoj 80-letiju Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Mahachkala: IPC DGU, 2011. S. 71-76. 5. Bagdueva Z. N. Odno zamechanie po povodu KIMov po matematike // Materialy Mezhdunarodnoj konfe-rencii «Muhtarovskie chtenija». Sovremennye problemy matematiki i smezhnye voprosy. Mahachkala: DGTU, 2007. S. 33-34. 6. Bagdueva Z. N. Rol' proizvodnoj v KIMah EGJe po matematike // Materialy Mezhdunarodnoj konferencii «Muhtarovskie chtenija». Sovremennye problemy matematiki i smezhnye voprosy. Mahachkala: DGTU, 2008. S. 51-52. 7. Bagdueva Z. N. Ispol'zovanie vozmozhnostej urokov kontrolja dlja ob-uchenija uchashhihsja starshih klassov // Sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Modernizacija sistemy nepreryvnogo obrazovanija. Derbent: DGPU. 2011. S. 37-38. 8. Bagdueva Z. N., Kuchugurova N. D. Promezhutochnyj kontrol' znanij kak sredstvo stimulirovanija ucheb-no-poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja // Obshherossijskij nauchnyj zhurnal po pedagogike, psiholo-gii, istorii «Nauka i Shkola». № 3. M. : MPGU, 2011. S. 77-82. 9. Bagdueva Z. N., Cheljabov I. M., Danda-

maev Sh. M. O nekotoryh aspektah prepodavanija matematiki s uchetom podgotovki k EGJe // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Modernizacii sistemy nepreryvnogo obrazovanija. Mahachkala: DGPU, 2009. S. 328-332. 10. Bagdueva Z. N., Cheljabov I. M. O nekotoryh aspektah EGJe v

prepodavanii matematiki // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Peda-gogika». № 3. M. : MGOU. 2009. S. 104-108. 11. Bespal'ko V. P. Proektirovanie uchebnogo predmeta //

Shkol'nye tehnologii. Nauchno prakticheskij zhurnal. 2006. № 6. S. 76-88. 12. Zagirov N. Sh., Jefendiev

Je. I., Bagdueva Z. N. Uchebno-trenirovochnye materialy dlja podgotovki k edinomu gosudarstvennomu jekzamenu. Matematika. Mahachkala: Rotoprint DIPKPK. 2006. 129 s. 13. Koncepcija razvitija matemati-cheskogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii // Spravochnik zamestitelja direktora shkoly. 2014. № 2. S. 99-103. 14. Kodifikator trebovanij k urovnju podgotovki vypusknikov obshheobrazovatel'nyh uchrezh-

denij dlja provedenija EGJe po matematike. FIPI. 2014 g. 15. Federal'nyj gosudarstvennyj obshheobrazo-

vatel'-nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot «17» dekabrja 2010 g. № 1897. 16. Jefendiev Je. I., Zagirov N. Sh., Bagdueva Z. N. Uchebno-trenirovochnye materialy dlja podgotovki k edinomu gosudarstvennomu jekzamenu. Matematika. Mahachkala: RotoprintDIPKPK. 2005. 154 s.

Статья поступила в редакцию 18.11.2014 г.

УДК 374

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

THE ETHNIC PECULIARITIES OF THE CHILDREN’S ARTISTIC

EDUCATION IN THE EDUCATIONAL SYSTEM

© 2015 Байрамбеков М. М., Литвинова И. В.*

Дагестанский НИИ им. А. А. Тахо-Годи, * Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Bayrambekov M. M., Litvinova I. V.*

A. A. Takho Godi Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy,

*Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Рассмотрена проблема использования этнических особенностей художественного образования детей в системе дошкольного, общего и дополнительного образования из опыта работы педагогов республики.

48

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Abstract. The authors of the article consider the issue of using the ethnic peculiarities of the children’s artistic education in the system of preschool, general and additional education from the republican pedagogues’ experience.

Rezjume. Rassmotrenaproblema ispol'zovanija jetnicheskih osobennostej hudozhestvennogo obra-zovanija detej v sisteme doshkol'nogo, obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija iz opyta raboty peda-gogov respubliki.

Ключевые слова: педагог, личность, искусство, деятельность, этнические особенности, художественное образование, эстетическое воспитание.

Keywords: pedagogue, personality, art, activities, ethnic peculiarities, artistic education, aesthetic education.

Kljuchevye slova: pedagog, lichnost', iskusstvo, dejatel'nost', jetnicheskie osobennosti, hudozhest-vennoe obrazovanie, jesteticheskoe vospitanie.

Обращение к исследуемой проблеме и обоснование необходимости ее изучения вызвано, на наш взгляд, несколькими причинами: во-первых, отсутствием научных исследований об истории становления и развития в системе образования республики такого важного направления, как художественное образование, во-вторых, в условиях модернизации современного образования, направленного на совершенствование процесса обучения и воспитания, есть опасность, что проблемы художественного образования в целом могут оказаться на «обочине» конкретного исторического периода и без определенной перспективы развития в будущем, так как в системе общего образования предметы художественного цикла не являются основными, отсюда и соответствующий второстепенный подход, в-третьих, назрела острая необходимость изучения конкретных исторических реалий и восстановления утраченной преемственности в художественном образовании подрастающего поколения на основе традиционных форм и новых ориентиров общества.

Как известно, современная наука рассматривает художественное образование в трех аспектах. Во-первых, как подготовку специалистов разных квалификаций в области искусства или связанной с искусством, для различных сфер экономики, образования, культуры. Во-вторых, как педагогическую технологию, способствующую решению актуальных задач. В-третьих, как важнейший социальный институт культурного воспроизводства. Исследование истории народного образования на разных этапах его развития представляет реальную возможность проследить пути художественного образования и эстетического воспитания детей на примере многих поколений. Более того, положительный опыт педагогической деятельности прошлого может быть

востребован в современных условиях развития общества, где, к сожалению, с начала 90х годов прошлого века были утрачены многие добрые традиции и качества личности, такие, как духовно-нравственное, трудолюбие, патриотическое. Во многом эти положительные качества личности формировались у детей в процессе художественной деятельности на уроках и занятиях искусства. Исходя из этого, исследование истории художественного образования в Дагестане конца XX и начала XXI вв., представляет, безусловно, теоретический и практический интерес и является одним из важных этапов развития системы образования республики.

Научно-теоретический и практический интерес изучения истории художественного образования в Дагестане вызван во многом и тем, что эта проблема сегодня остается малоисследованной. Хотя следует отметить, что история общего и профессионального образования Дагестана является достаточно изученной проблемой, где в общих чертах затрагивались и вопросы художественного образования. Это труды известных ученых-историков Дагестана К. Д. Хасбулатова, Г. Ш. Каймаразова, Р. М. Магомедова X. Г. Магидова, А. А. Абилова, А. Р. Исмаилова, М. Я. Мирзабекова, А. Дж. Магомедова, М. А. Магомедовой, А. Г. Адиль ханова и др.

Одним из важных компонентов становления и развития художественного образования в Дагестане в XX в., безусловно, являются традиции народных художественных промыслов, которые веками складывались в республике и были первоосновой художественного образования многих и многих поколений. Это известные формы ученичества и семейные традиции передачи художественного мастерства от отца к сыну, от матери к дочери.

Психолого-педагогические науки •••

Проблеме использования художественных традиций народного искусства в педагогической практике посвящены труды дагестанских ученых и педагогов В. К. Агара-гимовой, Б. Ш. Алиевой, М. М. Байрамбеко-ва, С. М. Гаджимурадова, Г.-О. Б. Изабака-рова, З. Т. Гасанова, Г. К. Гамзатовой, С. Р. Дамадановой, Г. Н. Казилова, В. В. Кондратовой, З. М. Магомедовой, П. Н. Магомедовой, А. М. Магомедова, Д. М. Маллаева, Ш. А. Мирзоева, А. Н. Нюдюрмагомедова, И. М. Раджабова, С. С. Рамазановой, Э. М. Рамазановой, О. К. Рашидова, М. М. Омарова, Т. Г. Саидова, С. Т. Тучалаева, З. Я. Якубова и др.

Изучение проблемы художественного образования в Дагестане требует и определения основных периодов ее становления и развития. В этой связи мы хотим предположить, что условно эти периоды подразделяются на дореволюционный и период после установления советской власти в Дагестане. Основное время становления и развития художественного образования в Дагестане, можно сказать, растянулось на весь XX в. По мнению А. Дж. Магомедова, история художественного образования в Дагестане делится на три этапа: «первый завершается примерно к концу 20-х годов, когда в республике был открыт Музыкальный техникум - первое заведение профессионального типа; второй этап охватывает период 30 -60-х годов, когда в Дагестане стали работать художественные высшие учебные заведения педагогического профиля и сформировалась сеть школ дополнительного художественного образования. Третий этап, начавшийся в 70-е годы, продолжается и сегодня и связан с развитием всех форм школьного, послешкольного художественного образования» [1. С. 14].

Изучение и анализ становления и развития художественного образования показал, что в республике, несмотря на важность данной проблемы, в теории и практике обучения и воспитания личности следует отметить недостаточность выполненных исследований в этом направлении. Все это, безусловно, актуализирует проблему художественного образования и требует ее изучения и поиска решений с учетом изменений в системе общего и дополнительного, среднего и высшего профессионального образования, происходящих с начала 90-х годов XX в.

В данной статье мы рассмотрим, как учитывались этнические особенности художе-

49

ственного образования детей на уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях в системе образования республики. Более того, по прошествии времени можно утверждать, что благодаря инициативе отдельных педагогов в образовательный процесс детских садов, школ и учреждений дополнительного образования (детские художественные школы, дома пионеров и дома детского творчества) в свое время были включены материалы по изучению народного и декоративноприкладного искусства Дагестана, выполнение тематических композиций о природе родного края, натюрмортов с изображением предметов домашней утвари горцев, беседы о творчестве дагестанских художников, посещение музеев. И все это произошло, очевидно, основываясь исключительно на любви к горному краю, его искусству и трепетному отношению к своей профессии.

В истории развития художественного образования детей, начиная с 70-х годов ХХ в. можно выделить четыре направления, которые следует рассматривать и как этапы последовательного изучения национального искусства Дагестана в системе дошкольного, общего и дополнительного образования.

К первому направлению можно отнести обучение и воспитание детей в дошкольный период и особый вклад здесь внесли воспитатели, педагоги и ученые, работавшие в республике в разные годы. Это В. В. Кондратова, Р. Х. Гасанова, Г. П. Стари-кова, А. У. Бугаева, А. П. Луганская,

Л. В. Самохвалова, А. С. Ельникова и мн. др. Основная работа этих педагогов заключалась во включении в образовательную, игровую, самостоятельную и театрализованную деятельность материала этнического характера: образцы декоративно-

прикладного искусства, произведения дагестанских художников, писателей, народные сказки и другие фольклорные материалы. Более того, дети занимались лепкой, аппликацией, чеканкой, тиснением на фольге, конструированием по мотивам народного искусства в доступной им форме, используя различные художественные материалы, в том числе и природные. Детские работы широко использовались в украшении интерьера групп, детских садов, а также экспонировались на городских и республиканских выставках.

Ко второму направлению художественного образования детей мы относим систему общего образования. Общеизвестно, что советская система образования была выстрое-

50

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

на по вертикали, где все образовательные учреждения РСФСР, куда входила и наша республика (ДАССР), работали по типовым программам, которые не предусматривали специального изучения материала по декоративно-прикладному и изобразительному искусству Дагестана. Только после реформы системы образования (1984 г.) [2] появились нормативные материалы (программы по изобразительном искусству для 1-6 классов), где было разрешено учителям до 15 % использовать материал краеведческого характера. Мы ранее отмечали, что «в Дагестане многие педагоги приступили к реализации очень важного и необходимого направления в обновлении содержания образования - приобщению подрастающего поколения к истокам национальной художественной культуры, этническим особенностям народной педагогики на основе тесного взаимодействия с искусством и культурой народов России» [3. С. 27]. Наиболее активными учителями в этом направлении работы в республике были Л. П. Антонова, М. М. Бодонова, С. Р. Дамаданова, П. К. Гусейнова, В. Н. Иващенко, Л. Т. Мамедова, М. С. Мусаев, С. Р. Нажмудинов, А. Ш. Ри-заев, Б. П. Пираметов, В. П. Польский, З. Н. Шульман, Е. С. Ярко и др. Опыт работы многих талантливых педагогов был в свое время изучен и распространен в республике. К примеру, Л. П. Антонова в своей работе уделяла большое внимание изучению детьми декоративно-прикладного искусства Дагестана на уроках и на занятиях в кружках. Особое внимание педагог обращала на встречи с художниками, народными мастерами и поездки в традиционные центры народного искусства Дагестана, а с 1985 года впервые в республике стала углубленно изучать с учащимися 8-9 классов изобразительное искусство.

Заслуживает внимания уровень и качество работы З. Н. Шульмана в организации кружковой работы по различным видам декоративно-прикладного искусства Дагестана (ковроделие, чеканка, инкрустация, резьба по дереву). Благодаря его усилиям в школе № 37 г. Махачкалы был создан один из лучших школьных музеев по декоративноприкладному искусству Дагестана. Вот, к примеру, как об опыте работы З. Н. Шульмана пишет доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова: «Этот педагог умело, планомерно и последовательно обучает детей народным промыслам, не отделяя трудовое от нравствен-

ного и эстетического воспитания» [4. С. 100].

Учитель изобразительного искусства СШ № 38 г. Махачкалы С. Р. Дамаданова в 1996 году приняла участие в конкурсе «Учитель года» в г. Москве и стала победителем в номинации «Искусство». Кстати, в этот период С. Р. Дамаданова работала по экспериментальной региональной программе «Изобразительное искусство для 1-4 классов», разработанной сотрудниками ДНИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи М. М. Байрам-бековым и С. М. Гаджимурадовым. В дальнейшем эта программа была утверждена Министерством образования РД и издана в 1998 году [5].

Третьим направлением художественного образования детей является работа школ, расположенных в традиционных центрах народных художественных промыслов Дагестана, где на уроках трудового обучения начали изучать художественные промыслы данной местности. Первым представителем этого направления была Кубачинская средняя школа Дахадаевского района. Вот как об этом пишет мастер производственного обучения, один из первопроходцев в обучении учащихся основам кубачинского искусства в школе Гаджи-Омар Бахмудович Изабакаров: «В 1961 году Министерство просвещения РСФСР разрешило ввести в 5-10 классах на уроках труда изучение основ кубачинского искусства. Министр просвещения РСФСР тов. А. И. Данилов посетил Кубачи и ознакомился с состоянием обучения и воспитания учащихся в школе, осмотрел изделия, выполненные учениками школы, дал им высокую оценку. Вскоре после отъезда прислал в дар школе небольшую библиотеку по искусству. В 1967 году Министерство просвещения РСФСР утвердило специальный учебный план, по которому обучение основам кубачинского искусства вводится уже с подготовительного класса» [6. С. 6].

Итак, обучение детей основам кубачин-ского искусства в условиях школьного образования стало новой формой наряду с традицией семейного воспитания и ученичества у известных мастеров. «Ознакомление детей с народным искусством является одной из сторон многообразного процесса воспитания и обучения в школе. Искусство народа, всегда ясное, лаконичное, по своей природе близко детям, привлекает их разнообразными формами, цветом и орнаментами. Оно

Психолого-педагогические науки •••

делает простую вещь радостной и нарядной воспитывает хороший вкус и чувство прекрасного. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное - оно воспитывает гордость за свой народ, уважение к народным художникам и их удивительному труду» [6. С. 6].

За все годы работы в Кубачинской средней школе выстроилась стройная и слаженная система художественного образования и эстетического воспитания детей, которая требует отдельного внимания и исследования. Этому положительному примеру Куба-чинской школы вскоре последовали и другие школы республики, которые располагались в традиционных центрах народных художественных промыслов Дагестана. Это Балхар, Унцукуль, Гоцатль и многие школы Южного Дагестана, а именно: Ахты, Ми-крах, Кабир, Орта-Стал, Хив, Хучни, Кан-дык, Межгюль, Ляхля, Куг и др. Так, можно сказать, появилось очень важное направление, совершенно оригинальное в системе образования Дагестана, связанное с производственным обучением, художественным образованием и эстетическим воспитанием детей на исконных художественных традициях народных промыслов. Это уникальная система образования слаженно работала вплоть до 90-х годов ХХ в. и всегда имела тесные связи с художественными комбинатами, ковровыми фабриками и цехами, что создавало благоприятные условия в осуществлении преемственности поколений, в выборе будущей профессии и просто в обогащении личности каждого выпускника школы в художественно-эстетическом плане. К сожалению, изменение социально-экономи-ческих и общественно-

политических условий в жизни общества, начиная с 90-х годов, отрицательно сказалось на системе образования республики, и в частности на положении школ, расположенных в традиционных центрах народных художественных промыслов Республики Дагестан.

В четвертом направление следует выделить систему дополнительного образования, куда сегодня входят детские дома творчества, центры эстетического воспитания, а также детские художественные школы, детские школы искусств. При этом очень важным остается направленность работы педагогов на выявление художественной одаренности детей, творческое развитие личности, построенное по принципу непрерывности ху-

51

дожественного образования и учета этнических особенностей национальной культуры.

Рассматривая работу учреждений дополнительного (ранее внешкольного) образования в аспекте учета этнических особенностей художественных традиций искусства Дагестана, можно констатировать следующее. Данные учреждения в силу своих возможностей всегда уделяли должное внимание ознакомлению, изучению и выполнению некоторых практических работ, связанных с традиционными видами народных художественных промыслов Дагестана. Результаты такой работы видны и сегодня на ежегодных республиканских выставках, которые проходят на базе Республиканского центра технического творчества учащихся (РЦТТУ). Кстати, следует отметить, что данный центр на протяжении многих лет занимается популяризацией среди школьников не только технического, но и художественного творчества учащихся республики. В экспозиции выставки всегда представлены детские работы, выполненные по мотивам дагестанской природы, сюжетам народных сказок и литературных произведений, а также по различным видам народных художественных промыслов.

В работе педагогов дополнительного образования, начиная с 2000 года, наблюдается заметный рост использования этнического материала в художественном образовании детей. Многие педагоги являются авторами образовательных программ, содержание которых прошло апробацию на местном, республиканском и всероссийском уровнях. К примеру, автор программы «Юные мастерицы» С. С. Джалилова - победитель республиканского и Всероссийского конкурсов «Сердце отдаю детям» (2003 г.). Автор программы «Возвращение к истокам» С. Д. Эльдарова - победитель республиканского и призер (четвертое место) Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» (2007 г.), которая получила на этом конкурсе диплом «За лучшую авторскую программу». Автор программы «Ступеньки творчества» М. Э. Насруллаева - победитель республиканского и Всероссийского конкурсов «Сердце отдаю детям» (2010 г.). Содержание всех этих программ построено на материале художественных промыслов народов Дагестана и адаптировано к обучению и воспитанию школьников 10-14 лет.

52

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

Большой вклад в художественное образование детей на основе изучения традиционных промыслов Дагестана внесли такие педагоги, как Ш. М. Мусаева и Х. А. Сулейманова (балхарская керамика, вышивка, вязание, ткачество), Б. И. Исмаилов (резьба по дереву), Г. М. Магомедов (резьба по камню), Н. Т. Зарманбетов (ногайские войлочные ковры), А. Р. Гасайниева (кайтагская вышивка), Г. А. Аскерова (ткачество, лепка) и др. О достижениях этих педагогов написаны статьи, очерки, в которых отмечается такое важное качество образования, как умение передавать вековые традиции художественной культуры подрастающему поколению.

Дополнительное образование сегодня в республике также представлено детскими школами искусств и детскими художественными школами. Эти образовательные организации отличаются от предыдущих тем, что они имеют статус предпрофессиональной подготовки и художественное образование детей решается на основе следующих принципов: возрастные особенности детей; свободный выбор ребенком вида деятельности и ориентация на его интересы, потребности и способности; отсутствие урочной системы преподавания художественных дисциплин, возможное объединение их в единые образовательные блоки; полнота раскрытия содержания художественных дисциплин на основе доступности, развивающих возможностей, творческих способностей и личностных качеств учащихся; направленность обучения и воспитания на

самостоятельность, творчество и развитие собственной исследовательской практики; добровольный характер обучения.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что обучение и воспитание в детских художественных школах позволяет решить задачу художественного образования детей на основе их интересов, потребностей, способностей и опыта самостоятельной и практической деятельности. К сказанному следует добавить, что в образовательном процессе этих школ находит отражение изучение дагестанского изобразительного и декоративно-прикладного искусства в теоретическом и практическом плане. Все это в комплексе создает уникальную возможность всестороннего развития личности в системе дополнительного предпрофессионального образования.

Таким образом, мы рассмотрели проблему художественного образования детей с учетом этнических особенностей искусства Дагестана в системе дошкольного, общего и дополнительного образования и пришли к следующему выводу: региональная составляющая художественного образования применяется педагогами в своей работе, исходя из научных, теоретических и педагогических обоснований, личного опыта, и направлена на приобщение подрастающего поколения к базовым ценностям национальной художественной культуры, развитие заинтересованности и творческой активности учащихся.

Литература

1. Магомедов А. Дж. Художественное образование в Дагестане в XX веке: очерк истории. Махачкала, 2008. С. 14. 2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М. : Политиздат, 1984. 3. Байрамбеков М. М., Джалилова С. С. Диалог культур как эффективная форма в формировании положительных качеств личности // Проблемы совершенствования художественного образования в условиях модернизации высшей школы: Материалы международной научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ. Выпуск 5. 2008. С. 27. 4. Байрамбеков М. М. Рус-

скоязычные педагоги в воспитании дагестанских детей и юношества: Штрихи к творческим портретам // Русскоязычная интеллигенция и художественное образование в Дагестане (ХХ в.): статьи, очерки, материалы / отв. ред. А. Дж. Магомедов. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2010. С. 100. 5. Программа «Изобразительное искусство» (с тематическим планированием уроков): Начальные классы (1-4) / Авторы-составители М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов. Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 1998. 82 с. 6. Изабакаров Г.-О. Б. Основы кубачинского искусства. Махачкала: Дагучпедгиз, 1979. С. 6.

References

1. Magomedov A. J. Artistic education in Dagestan in the 20th century: historical essay. Makhachkala, 2008. P. 14. 2. The reform of the general and professional schools. Collection of documents and materials. M. : Politizdat, 1984. 3. Bayrambekov M. M., Dzhalilova S. S. Dialogue of cultures as an effective way in promoting the positive personality traits // Problems of improving the art education in the conditions of the higher school modernization: Materials of the International scientific-practical conference. Lipetsk: LGPU, Issue 5. 2008. P. 27. 4. Bayrambekov M. M. Russian-speaking teachers in the education of Dagestan

Психолого-педагогические науки •••

53

children and young people: Sketches for Creative portraits // Russian-speaking intellectuals and art education in Dagestan (the 20th c.): Articles, essays, materials / exec. ed. A. J. Magomedov. Makhachkala: ILLA DSC RAS, 2010. P. 100. 5. "Fine Arts" program (with a thematic lesson planning): Elementary School (1st-4th forms) / Authors-compilers M. M. Bayrambekov, S. M. Gadzhimuradov. Makhachkala: SRI of Pedagogy Publishing, 1998. 82 p. 6. Izabakarov G.-O. B. Kubachi Art Basics. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1979. P. 6.

Literatura

1. Magomedov A. Dzh. Hudozhestvennoe obrazovanie v Dagestane v XX veke: ocherk istorii. Mahachkala, 2008. S. 14. 2. O reforme obshheobrazovatel'noj i professional'noj shkoly. Sbornik dokumentov i materia-lov. M. : Politizdat, 1984. 3. Bajrambekov M. M., Dzhalilova S. S. Dialog kul'tur kak jeffektivnaja forma v

formirovanii polozhitel'nyh kachestv lichnosti // Problemy sovershenstvovanija hudozhestvennogo obrazo-vanija v uslovijah modernizacii vysshej shkoly: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii. Lipeck: LGPU. Vypusk 5. 2008. S. 27. 4. Bajrambekov M. M. Russko-jazychnye pedagogi v vospitanii

dagestanskih detej i junoshestva: Shtrihi k tvorcheskim portretam // Russkojazychnaja intelligencija i hudozhestvennoe obrazovanie v Dagestane (HH v.): stat'i, ocherki, materialy / otv. red. A. Dzh. Magomedov. Mahachkala: IJaLI DNC RAN, 2010. S. 100. 5. Programma «Izobrazitel'noe iskusstvo» (s tematicheskim

planirovaniem urokov): Nachal'nye klassy (1-4) / Avtory-sostaviteli M. M. Bajrambekov, S. M. Gadzhimuradov. Mahachkala: Izdatel'stvo NII pedagogiki, 1998. 82 s. 6. Izabakarov G.-O. B. Osnovy kubachinskogo iskusstva. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1979. S. 6.

Статья поступила в редакцию 12.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.