Научная статья на тему 'Теоретико_методологические основы преподавания народного орнаментального искусства в педагогических вузах'

Теоретико_методологические основы преподавания народного орнаментального искусства в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1200
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / GRAPHIC AND DECORATIVE AND APPLIED ART METHODS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидов Османнури Камильпашаевич

В статье актуализируется проблема художественно-эстетического образования в средней школе и педвузе средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращает внимание на соответствие содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе. Определяющим значением в методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, как отмечает автор, является знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов построения действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики преподавания и умения их реализовать в практической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рашидов Османнури Камильпашаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author actualizes the problem of art aesthetic education in school and teacher's training institute by graphic and decorative and applied art methods. The author also proves continuity in the contents of art aesthetic education in institute of higher education and specialized general educational establishments. Determining sense in methodical preparation of the future teacher for professional work is the knowledge of essence and tasks of subject teaching; understanding its content and construction principles of working school and institutes of higher education programs; knowledge of theoretical bases of teaching technique and skill of them to realize in practical activities.

Текст научной работы на тему «Теоретико_методологические основы преподавания народного орнаментального искусства в педагогических вузах»

6. Нюшенкова М. Л. Методология формирования предпринимательской культуры менеджера социально-культурной деятельности на основе компетентностного подхода / М. Л. Нюшенкова; под ред. д-ра пед. наук, д-ра эконом. наук, проф. А. Л. Денисовой. -Самара: Изд-во СНЦРАН, 2008. - 200 с.

7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. А. Ядова. - СПб.: Наука, 1989. - 264 с.

8. Скотт Д. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов: перевод / Д. Г. Скотт. -СПб.: ВИС, 1994. - 429с.

О. К. Рашидов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье актуализируется проблема художественно-эстетического образования в средней школе и педвузе средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Автор обращает внимание на соответствие содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе. Определяющим значением в методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, как отмечает автор, является знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов построения действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики преподавания и умения их реализовать в практической деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, педагогический вуз, художественно-эстетическое образование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, теоретико-методологические основы.

The author actualizes the problem of art - aesthetic education in school and teacher's training institute by graphic and decorative and applied art methods. The author also proves continuity in the contents of art - aesthetic education in institute of higher education and specialized general educational establishments. Determining sense in methodical preparation of the future teacher for professional work is the knowledge of essence and tasks of subject teaching; understanding its content and construction principles of working school and institutes of higher education programs; knowledge of theoretical bases of teaching technique and skill of them to realize in practical activities. Keywords: liberal education, aesthetic education, institute of higher education, graphic and decorative and applied art methods.

Проблема обновления художественно-эстетического образования в средней школе и педвузе остается одной из самых актуальных. В практике общеобразовательной подготовки этому способствуют усиление индивидуального подхода и применение активных методов обучения творчеству. Особое значение приобретает вопрос о сущности народных художественных норм, основных принципах и методах обучения подрастающего поколения. Художественный образ должен рассматриваться как единство образа художественной вещи и мировосприятия ее творца-народа, а также необходимо прослеживать

связи этого образа с природой, бытом, трудом, национальными народными художественными традициями, что позволит учащимся понять и осмыслить основы, принципы взаимодействия видов художественного творчества, орнаментального искусства в системе национальной и мировой культуры.

Определяющее значение в методической подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности имеют знание сущности и задач преподавания предмета; понимание его содержания и принципов построения действующих школьных и вузовских программ; знание теоретических основ методики пре-

подавания и умение их реализовать в практической деятельности.

В нашем исследовании (см.: 7, 8, 9) мы обращаем внимание на соответствие содержания вузовской подготовки студентов современным требованиям преподавания народного декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования. Вот уже ряд лет мы, анализируя существующие вузовские и школьные программы, замечаем, что в вузовской педагогике наметились пути качественного изменения подготовки учителей, создаются вариативные образовательные программы, способствующие развитию нравственно-эстетических качеств личности будущего учителя. Для нас большой интерес представляют исследования в этой области Т. Я. Шпикаловой, А. С. Хворостова, В. В. Корешкова, Л. В. Ершовой, Т. А. Поровской, П. Н. Магомедовой, В. Б. Байметова, Т. И. Бакланой, Л. В. Косо-горовой, Е. Ю. Пухначевой и др.

Прогрессивным направлениям в области преподавания народного декоративно-прикладного искусства, рассмотрению его как основного — базисного — компонента в образовании и эстетическом воспитании учащихся образовательной школы посвящена докторская диссертация Т. Я. Шпикаловой (12). Т. Я. Шпикаловой с позиций системно-комплексного подхода были всесторонне рассмотрены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в образовании, дано теоретическое обоснование ведущих компонентов системы эстетического воспитания и художественного образования. Выявлены и обоснованы условия функционирования системы в рамках учебной дисциплины «Изобразительное искусство» на занятиях по художественному труду, с учетом преемственности школы и детского сада, внутрипредметных и межпредметных связей в урочной, внеклассной и внешкольной работе. Впервые в теории художественного образования были рассмотрены художественно-

творческие задачи разных типов по освоению народного искусства, которые были формулированы по аналогии с творческими принципами народного искусства (повтор, вариация, импровизация), но с учетом возрастных особенностей учащихся; теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия (известное, неизвестное, путь творческого поиска) решения художественно-творческих задач.

Теоретическое обоснование принципиально нового уровня в развитии системы художественно-эстетического образования в России — системы этно-художественного образования, а также разработка комплексного и учебно-методического обеспечения этнохудоже-ственного образования, модели этноху-дожественной профессионально-педагогической культуры педагога были представлены в докторской диссертации Л. В. Ершовой (2).

Несомненный интерес для развития этой проблематики представляют работы А. С. Хворостова, в которых определены место и роль народного и декоративно-прикладного искусства во взаимосвязи эстетического и трудового воспитания и художественного образования (10). Автор рассматривает проблемы через использование в учебном процессе художественной обработки различных материалов, вызывающей у школьников познавательный интерес. В трудах А. С. Хворостова разрабатываются различные дидактические приемы, роль введения игры и проблемных ситуаций.

Наиболее полное отражение получила система формирования личности в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды в работах В. В. Корешко-ва. Автор рассматривает формирование личности как процесс, обеспечивающий соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием эффектных форм учебно-воспитательного процесса, а лич-

ность — как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Комплексный подход к системе подготовки студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством отражен в кандидатской диссертации П. Н. Магомедовой (4). Изучение и освоение художественно-стилистических особенностей ковровых изделий рассматриваются автором с учетом синкретизма народного искусства Дагестана.

Нами также с большим интересом была изучена работа И. М. Раджабова (6). Автор, тонко используя специфику горного края, создал специальные упражнения, способствующие решению поставленных задач, обусловленных спецификой обучения школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству в различных районах традиционных художественных промыслов Дагестана.

Республика Дагестан за последние годы обогатилась рядом интересных публикаций ученых-методистов — таких, как С. Г. Гаджимурадов, Г. Б. Иза-бакаров, М. М. Байрамбеков, Г. Н. Кази-лов. Разработаны и внедрены в практику школ республики современные программы и методические пособия, в частности в таких селах, как Балхар, Кубачи, Гоцатль, Ун-цукуль, Хучни, Микрах — центрах традиционных народных промыслов.

На основе анализа педагогической теории и практики, а также результатов собственной экспериментальной работы нами была разработана концепция, позволившая интенсифицировать учебный процесс на кафедре декоративно-прикладного искусства ХГФ ДГПУ. Был определен и обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий усовершенствовать учебный процесс за счет включения в содержание обучения основ народного декоративно-прикладного искусства. Ведущими, на наш взгляд, являются следующие условия (7):

— внедрение в процесс обучения разработанной профессором Т. Я. Шпи-каловой научной системы, стимулирующей формирование у студентов ХГФ

устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству;

— активизация познавательной и «творческо-прикладной» деятельности в процессе обучения дагестанскому народному декоративно-прикладному искусству через осознание учащимся роли и места народного творчества в обучении и воспитании студентов художественно-графических факультетов;

— включение в качестве базового компонента системы профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства комплекса дисциплин, входящих в раздел декоративно-прикладного искусства, во главе которого стоит народный орнамент;

— внедрение в процесс изучения студентами ХГФ дагестанского народного декоративно-прикладного искусства практикумов, в которых широко будут использованы народные традиции, приемы и способы традиционного народного искусства;

— использование натуральных качественных материалов и инструментария в целях приобретения студентами наиболее адекватного навыка работы с традиционными материалами, а также надлежащего опыта работы с инструментом.

Все отмеченные особенности системно-комплексного подхода к построению учебно-воспитательного процесса учитывались нами в разработке методических основ и содержания экспериментального преподавания орнаментального искусства на художественно-графическом факультете педагогического университета.

В процессе исследования нами были выявлены этнопедагогические принципы, которые использовались народными мастерами при обучении молодого поколения и которые учитывались в учебном интегрированном курсе:

— уплотнение расчетного пооперационного учебного времени посредством повтора лучших образцов, а в последующем варианте и импровизации в процессе выполнения изделий;

- дифференцирование учебных заданий и контроль за своевременным завершением операции;

- бережное, уважительное отношение к традициям мастерства, рабочему месту, материалу, инструменту;

— использование в учебном процессе мифов и историй о выдающихся мастерах, передача из поколения в поколение предметов, а также технологий традиционного народного мастерства.

Педагогические условия были реализованы в содержании программы интегрированного курса и методических пособиях к нему (см.: 7, 8, 9).

Теоретический цикл

1 курс. Всемирная история ДПИ

2 курс. Основы композиции ДПИ

3 курс. Традиционная бытовая культура народов Дагестана.

Художественное оформление в школе.

4 курс. Методика преподавания ДПИ Курсовая работа по истории ДПИ

Структура программы интегрированного курса «Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства» и ее содержание отражают комплексный подход к созданию целостной системы с взаимодополняющими компонентами. Для решения данной проблемы предлагается дифференцировать учебный процесс.

Схема построения программы интегрированного курса «Методика преподавания народного декоративно-прикладного искусства» разработанная автором статьи на кафедре ДПИ по разделу художественной обработки материалов (ХОМ) делится на два этапа:

— первый этап — 1—3 курс (обязательный курс);

— второй этап — 4—5 курс ( по выбору студента).

Таблица 1

Практический цикл «Художественная обработка материалов (ХОМ) Филигранное дело

Художественная обработка дерева Ковроткачество

Ковка, чеканка Моделирование одежды

По выбору студентов:

Филигранное дело, ковроткачество, «моделирование одежды», обработка дерева, керамика

5 курс. Спецкурсы, курсовые работы по частным методикам. Выполнение дипломной работы, которая включает теоретическую и практическую части системы.

Первый этап включает в себя группу дисциплин, рассчитанных на изучение студентами основных доминирующих в республике видов народного декоративно-прикладного искусства. Задача этапа — в максимально короткий срок изучить технологию и приобрести необходимые практические навыки мастерства по разделам народного декоративно-прикладного искусства, умения решать совокупность творческих задач на основе принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизация.

Второй этап рассчитан на более уг-

лубленное изучение и творческое переосмысление одного из видов народного декоративно-прикладного искусства. Студентам предлагается на выбор несколько видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства. Положительным фактором, на наш взгляд, является то, что при свободном выборе студентами одного из видов народного декоративно-прикладного искусства образуются небольшие мобильные группы. Более эффективная индивидуальная работа преподавателя со студентами создает благоприятный

микроклимат в творческих группах, что в конечном счете позволяет надеяться на более высокий уровень выполняемых студентами итоговых творческих работ.

Практический цикл в нашей программе интегрированного курса поддержан и дополнен дисциплинами теоретического цикла. Начиная с первого курса, студенты изучают историю декоративно-прикладного искусства народов мира, пройденный материал закрепляется выполнением орнаментальных блоков по темам.

На втором курсе закладываются основные понятия по формальной композиции и народным орнаментам Дагестана.

Процесс обучения на третьем курсе проходит по двум направления:

1) это предмет «Художественное оформление в школе», на котором изучаются системы и приемы профессионального оформительского дела. В процессе преподавания учитель опирается на ранее изученный курс композиции;

2) это предмет «Традиционная бытовая культура народов Дагестана», на

Примечания

1. Байметов Б. Б. Основы изучения национального орнамента и методика его изучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов (на материале Республики Узбекистан): автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б. Б. Байметов. - М., 1992.

2. Ершова Л. В. Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика: автореф. дис. ...докт. пед. наук / Л. В. Ершова. - М., 2006.

3. Корешков В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: автореф. дис. . докт. пед. наук / В. В. Корешков. - М., 1994.

4. Магомедова П. Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на ХГФ пединститута (в условиях Дагестана): автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. Н. Магомедо-ва. - М., 1994.

5. Поровская Г. А. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов педагогических факультетов педвузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Поровская. - М., 1990.

6. Раджабов И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования / И. М. Раджабов. - М., 1998.

7. Рашидов О. К. Методические основы обучения студентов художественно-графических факультетов народному орнаментальному искусству в педагогических университетах (институтах) / О. К. Рашидов. - Махачкала, 2005.

8. Рашидов О. К. Основы композиции: народные орнаменты и декоративно-прикладное искусство / О. К. Рашидов. - Махачкала, 2002.

9. Рашидов О. К. Традиции и современность в декоративно-прикладном искусстве Дагестана / О. К. Рашидов, С. Р. Дамаданова. - Махачкала: ДГПУ, 2007.

10. Хворостов А. С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву / А. С. Хворостов. - М., 1985.

котором через призму народных обычаев и национальной, традиционной одежды, песен, сказаний раскрывается народная художественная культура.

Таким образом, предложенная экспериментальная система обучения традиционному, орнаментальному искусству органично вписывается в общую программу обучения и является тем фундаментом, на котором строится интегрированная система обучения народному декоративно-прикладному искусству. Приобщение студентов к традиционно-бытовому культурному наследию горцев в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла является важным фактором этнической самоидентификации, развития эстетических, изобразительных и художественно-творческих способностей студентов, способствует формированию духовно-нравственной, творческой личности на основе изучения богатых традиций народной культуры, обеспечивает ориентацию обучения на воспитание толерантности взаимоотношений в коллективе, обществе.

11. Шпикалова Т. Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова, Л. В. Ершова. - Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», изд-во «Весть», 2006.

12. Шпикалова Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дис. ... докт. пед. наук / Т. Я. Шпикалова. - М., 1988.

И. Е. Коновалов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

В статье рассматривается проблема улучшения качества физического воспитания музыкантов-инструменталистов через поиск пути использования внутренних потенциальных резервов на примере оптимизации профессионально-прикладной физической подготовки, конкретизируя ее составляющие и определяя основные направления реализации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, физическое воспитание, физическая культура, профессионально-прикладная физическая подготовка, физические качества, музыкально-исполнительская деятельность.

In this article the author considers an actual problem of improvement of the quality of physical education of musicians-instrumentalists, through the use of optimization of professional-applied physical training, concretizing its theoretical components and defining the general directions of realization in practical surface. Keywords: liberal education, physical education, physical culture, professional-applied physical training, physical qualities, musical -mastery activity.

В последнее время все больше внимания уделяется оптимизации процесса физического воспитания специалистов, обучающихся в системе профессионального образования. Особое значение при этом придается развитию прикладной его функции, например, профессионально-прикладной физической подготовке.

Действующее сегодня понимание профессионально-прикладной физической подготовки музыкантов-инструменталистов во многом сформировалось в рамках советской школы физического воспитания, когда эта ее часть со стороны специалистов физической культуры имела декларативный характер. Непонимание и недооценка музыкантами значения профессионально-прикладной физической подготовки, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в профильных учебных заведениях решать задачи профессионально-прикладной физической подготовки, — с другой, привели к тому, что потенциаль-

ные возможности этого раздела физического воспитания практически не используются.

Обращает на себя внимание тот факт, что в вузах физкультурного профиля по-прежнему не только не готовят преподавателей для учебных заведений различного профиля, но и не даётся практически никакого представления о специфике различных профессий и специальностей. Полученные в процессе профессиональной подготовки умения и навыки позволяют выпускнику эффективно проводить, по сути, только общую физическую подготовку обучающихся. То есть физическая культура, по сути своей, имеет узкое направление, где специальная физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка), особенно в средних специальных учебных заведениях музыкального профиля, отражающая специфику профессиональной деятельности будущих специалистов, носит декларативный или эпизодический характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.