Научная статья на тему 'Вклад русских педагогов в художественное образование дагестанских детей'

Вклад русских педагогов в художественное образование дагестанских детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамбеков Марат Мирзоевич, Литвинова Ирина Васильевна

Рассмотрена проблема художественного образования дагестанских детей в системе дошкольного, общего и дополнительного образования на примере педагогической деятельности некоторых представителей русской интеллигенции, работавших в Дагестане, в конце ХХ и начале ХХI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байрамбеков Марат Мирзоевич, Литвинова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад русских педагогов в художественное образование дагестанских детей»

38

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

uchashhejsja molodezhi: problemy i prioritetnye napravlenija // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. №8. S. 202-210. 3. Volkov G. N. Jetnopedagogika kak pedagogika nacional'noj shkoly i sem'i. M. : Magistr, 2001, № 1. 4. Gasanov Z. T. Razvitie nacional'nogo obrazovanija v polikul'turnom i mnogonacional'nom obshhestve // Pedagogika. 1000 № 2. S. 31. 5. Gasanova D. I. Sem'ja i

shkola v nravstvennom vospitanii podrostkov. Mahachkala, 2012. 128 s. 6. Mirzoev Sh. A. Narod-naja pedagogika Dagestana: slovesnye sredstva vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1984. 168 s. 7. Mirzoev Sh. A. Narodnaja pedagogika Dagestana: soderzhanie, formy i metody vospitanija. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1992. 198 s. 8. Jakubov Z.Ja. Pedagogicheskaja mudrost' naroda // Pedagogika. 1995. № 2. S. 85-91.

Статья поступила в редакцию 10.11.2013 г.

УДК 37 (470.67)

ВКЛАД РУССКИХ ПЕДАГОГОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ДАГЕСТАНСКИХ ДЕТЕЙ

© 2013 Байрамбеков М.М., Литвинова И.В.

Дагестанский НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Дагестанский государственный педагогический университет

Рассмотрена проблема художественного образования дагестанских детей в системе дошкольного, общего и дополнительного образования на примере педагогической деятельности некоторых представителей русской интеллигенции, работавших в Дагестане, в конце ХХ и начале ХХI вв.

The authors of the article consider the problem of the artistic education of Dagestan children in the system of preschool, general and additional education by the example of the pedagogical activity of some representatives of the Russian intelligentsia, worked in Dagestan, at the end of the 20th - beginning of the 201st ^.

Ключевые слова: русская интеллигенция, личность, педагог, искусство,

художественное образование, деятельность, эстетическое воспитание.

Keywords: Russian intelligentsia, person, teacher, art, art education, activities, aesthetic education.

В 2013 году Республика Дагестан отмечает 200-летие вхождения горного края в состав России. В связи с этим историческим событием в судьбе народов Дагестана, хотелось бы отметить положительную роль русской

интеллигенции в становлении и развитии многонациональной республики.

Как известно, в исторических трудах, педагогических сочинениях и статьях дагестанских ученых, педагогов и журналистов можно найти различные сведения и информацию о роли русской интеллигенции в становлении и развитии дагестанского общества в социально-

экономическом и культурно-

образовательном направлениях. Это такие имена, как: Абилов А.А.,

Адильханов А.Г., Абдулгамидова Н.А., Айдунбеков М. Абдуллаева Э.Б.. Байрамбеков М.М., Бесараб В.В., Гейбатова-Шолохова З.А., Дагирова Д.А., Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г.. Магидов Х.Г, Магомедов А.Дж., Маллаев Д.М., Мирзоев Ш.А., Раджабов И.М., Тучалаев С.Т., Петенина Т.П., Султанова Г.А., Ханжов Ю.Г., Хасбулатов Ш.Д., Шабаева А.К., Якубов М.А. и многие другие.

Психолого-педагогические науки •••

Активный поток учительских кадров стал приезжать в Дагестан в середине ХХ века. Для справки сообщим, что только в 1951 году в республику по направлению Министерства просвещения РСФСР в распоряжение Министерства

просвещения Дагестанской АССР прибыло 1226 молодых специалистов, в том числе с высшим образованием - 133 чел., с образованием за учительский институт - 218 чел. и со средним педагогическим образованием - 875 чел. [1. C.13]. И тот факт, что среди этого количества учителей был всего один специалист по рисованию и черчению, говорит о нехватке педагогических кадров в области искусства изначально.

В этой статье мы остановимся на примере нескольких педагогов -представителей русской интеллигенции, которые работали в Дагестане, и через призму их педагогической деятельности рассмотрим развитие художественного образования и эстетического воспитания детей. Речь пойдет о таких замечательных и талантливых педагогах, как Г.П. Старикова, В.В. Кондратова,

A. П. Луганская, А.С. Ельникова, Л.Т. Мамедова, Л.П.Антонова, В.П. Польский,

B. Н. Иващенко, Г.Г. Лявданская, В.А. Куцев, В.В. Журов.

В ходе изучения проблемы мы столкнулись с трудностями, связанными со слабой источниковедческой базой темы. К сожалению, сложилось, что за многие годы существования различных образовательных учреждений их история, опыт работы педагогов оказались недостаточно изученными и

опубликованными.

Плеяда прекрасных педагогов

дошкольного образования за многие годы работы воспитала дагестанских детей в обстановке уюта, красоты и способствовала развитию у них эстетических чувств и эмоций, художественного вкуса и творчества, любви к искусству в целом и к дагестанским художественным

промыслам в частности. Поэтому имена Г.П.Стариковой, В.В. Кондратовой, А.П. Луганской, А.С.Ельниковой, А.У.

Бугаевой, Л.В. Самохваловой и многих

39

других вошли в летопись истории образования Дагестана.

Особый вклад в развитие личности, художественно-эстетическое воспитание дошкольников, школьников и студентов внесла Галина Павловна Старикова (1941-2008 гг.). Вот что пишет о своем наставнике педагог Центра эстетического воспитания «Радуга» А.И. Абдуллаева: «На всю жизнь мне запомнились первые уроки рисования Галины Павловны Стариковой - талантливого педагога и прекрасного человека. Они не походили на привычные мне со школьных времен или с педагогической практики уроки. Во-первых, помещение класса было наполнено всякими материалами: бумагой, картоном, тканями,

наглядностью, тростевыми куклами - это были настоящие мастерские, творческие лаборатории, где царил дух умелых ручек и волшебства. Во-вторых, над всем этим хозяйством руководила Галина Павловна - человек-фантазия. Она могла по ходу занятия придумать сценарий и воплотить его в жизнь, в ее руках любая даже второстепенная вещь могла стать произведением искусства. Дети ее очень любили за увлеченность,

импульсивность, умение вдохновлять их на работу, на творчество» [2. C. 24].

Анализируя педагогическую

деятельность Г.П.Стариковой, можно утверждать, что она на протяжении многих лет выработала свою науку работы с дошкольниками, школьниками и студентами, в основе которой лежат любовь к искусству, любовь и уважение к детям, дух творчества, фантазии, увлеченности и развития. Для нее дети, учащиеся, студенты были одновременно личностями и частью общего, целого.

Особую страницу в летопись художественного образования Дагестана вписала талантливый ученый и незаурядная личность Вера Васильевна Кондратова (1926-2008 гг.). В разные годы она работала деканом факультета дошкольного воспитания ДГПУ, заведующей кафедрой ДИПКПК и научным сотрудником в ДНИИ педагогики им.А.А.Тахо-Годи. 3а все эти годы она проделала колоссальную работу в подготовке кадров, повышении

40

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

квалификации, разработке научных и методических пособий и рекомендаций по решению проблем дошкольного образования республики. Мы хотим особо подчеркнуть то внимание, которое Вера Васильевна уделяла изучению народных художественных традиций Дагестана в системе дошкольного образования республики. В работе «Нравственное воспитание

дошкольников (обучение - труд - игра)» [3] она рассматривает эстетическое воспитание в комплексе с нравственным, трудовым воспитанием, утверждая, что только в единстве возможно благотворное влияние на воспитание личности. По мнению В.В. Кондратовой, «Воспитанник ДОУ - житель Планеты, он «добрый общественник», с развитыми умениями и способностями в труде, играх, в традициях народной педагогики и «нравственного закаливания» путем «межнациональной осведомленности» и «межнациональной компетентности» с укреплением «карты души» на чувстве собственного достоинства, с умением любить, понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать, сострадать, помогать» [4. С.187].

В развитии личности дошкольника важную роль играет организация пространственной среды, от решения которой зависит эмоциональнопсихологическое, эстетическое,

познавательное и физическое состояние ребенка. Всем этим критериям соответствовали помещения яслей-сада №22 г. Махачкалы, которым руководила Алла Павловна Луганская (род. 1937 г.) - заслуженный учитель РСФСР. Она уделяла большое внимание применению природного материала в оформлении интерьера и в практической деятельности детей [5]. Так, в интерьере детского сада была выполнена декоративная композиция «Дагестанский мотив» с элементами росписи, объемных предметов, напольных кувшинов. Часть экспозиции регулярно менялась в зависимости от времен года композициями из природного материала, составленными педагогами и детьми.

Алла Павловна, как и многие другие, приехала в Дагестан в 60-е годы из г.

Краснодона, где и начинала свою трудовую деятельность в одном из детских садов, которым заведовала тогда Елена Николаевна Кошевая, мать Героя Советского Союза Олега Кошевого. Много доброго, созидательного переняла Алла Павловна от своего наставника- это требовательность к себе и окружающим, потребность находиться в творческом поиске, любить детей, всегда стремиться к созданию красоты вокруг себя, особенно через необычайную красоту природы. Жизнь показала, что Алле Павловне удалось стать проводником любви и красоты от наставника к коллегам и воспитанникам.

Отличительной особенностью

заслуженного учителя РД Анны Сергеевны Ельниковой (род.1936 г.) является поиск новых форм и технологий для развития и совершенствования всей образовательно-воспитательной работы прогимназии совместно с наукой. Под ее руководством ясли-сад № 52 «Гюняш» в начале 90-х годов ХХ в. стал базовым образовательным учреждением ДИПКПК и экспериментальной площадкой ДНИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи. Здесь апробировались программы,

методические и наглядные пособия по эстетическому, трудовому,

нравственному и музыкальному воспитанию детей. Под научным руководством В.В. Кондратовой с 1994 г. проводилась апробация

экспериментальной программы

«Истоки», основной целью которой было духовно-нравственное воспитание

дошкольников с учетом региональных особенностей.

В 1998 г. ясли-сад № 52 был

реорганизован в прогимназию, где начиналась эра апробации новых проектов, инновационных технологий обучения и воспитания в условиях полиэтнического региона. Так в 20032005 и 2007-20l0 гг. была проведена следующая работа: апробация

комплексных занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста на материале народного искусства Дагестана; эксперимент по

преемственности в художественноэстетическом развитии дошкольников и

Психолого-педагогические науки •••

младших школьников (под научным руководством М.М. Байрамбекова). В рамках этого проекта была открыта изостудия «Радуга» для детей начальных классов.

В интерьере классных помещений прогимназии и дошкольных групп особое место занимают творческие работы детей. На первом этаже экспонируются как реликвии декоративные работы детей воспитанниками разных лет.

Одним из первопроходцев - учителей, приехавших работать в Дагестан, была Любовь Тарасовна Мамедова (род. 1936 г.), которая свою трудовую деятельность начала в СШ №8 г. Дербента в 1954 г. Кроме этого, она работала в школе-интернате №6 и городском Доме пионеров. Мне (М.М.Байрамбеков) посчастливилось учиться у

Л.Т.Мамедовой в начале 1970-х годов. В Доме пионеров проходили занятия по рисунку, живописи и лепке, которые с удовольствием посещали многие дети из разных школ города. Эти занятия дали нам многое в освоении изобразительной грамоты и приобщении к искусству. Непременным методическим приемом работы Любови Тарасовны было сопровождение каждого занятия

небольшой беседой, рассказом исторического и искусствоведческого характера. Вплоть до 2007 г. она работала в средней школе №8 и успела подготовить немало учеников, поступивших в различные художественные,

педагогические и технические вузы. Любовь Тарасовна всегда была открыта своим коллегам, активно делилась с ними опытом.

Особый интерес Л.Т. Мамедовой был к традиционному искусству Дагестана. Она разработала методические и наглядные пособия по дагестанскому орнаменту, которые стали частью ее

педагогической копилки. Сегодня

заслуженный учитель РД Л.Т. Мамедова продолжает работать с детьми.

Неоценимый вклад в работу с детьми по изучению народного искусства

Дагестана внесла и замечательный педагог, заслуженный учитель ДАССР Людмила Павловна Антонова (19411994 гг.). Она пришла работать в школу

41

после окончания учебы в Дагестанском художественном училище им. М. Джемала. Высокий уровень подготовки, неподдельный интерес к

изобразительному искусству Дагестана, творчеству народных мастеров и природе горного края стали основой ее работы. Понимая ценность и важность приобщения детей к национальным художественным традициям, педагог ездила по Дагестану, активно изучала искусство балхарских мастериц, кубачинцев, ковровщиц Южного Дагестана. Людмила Павловна имела один из лучших кабинетов изобразительного искусства в

республике. Входя в класс, дети попадали в своеобразный увлекательный мир искусства. Украшением кабинета стала выполненная по ее инициативе декоративная роспись на дагестанские мотивы, стенды с орнаментами и репродукциями, а также керамические и медные кувшины, декоративные тарелки на специальных полках. На ее уроках декоративного рисования дети выполняли разнообразные учебные и творческие задания по мотивам дагестанского орнамента.

Л.П.Антонова впервые в республике (середина 80-х годов) организовала углубленное изучение изобразительного искусства в старших классах. Более того, во время каникул она выезжала с учениками в музеи Москвы и Ленинграда. Это являлось одной из лучших форм художественного образования и эстетического воспитания школьников на шедеврах отечественного и зарубежного искусства.

Владимир Павлович Польский (род. в 1941 г.) на протяжении многих лет учил детей в СШ №37 г. Махачкалы пониманию особенностей дагестанского орнамента. Он готовил таблицы, собирал иллюстративный материал, проводил экскурсии в республиканские музеи, ездил с детьми в центры традиционных художественных промыслов. Главным направлением своей работы Владимир Павлович считал развитие способностей учащихся, эстетических чувств и привитие им художественного вкуса. Для достижения этой цели важно было всю

42

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

систему изобразительной деятельности с детьми строить, начиная с первых лет обучения в школе. В качестве эксперимента в начальных классах он стал вести уроки изобразительного искусства. В атмосфере доверия с детьми ему удалось научить их видеть и воспринимать красоту окружающей жизни, уметь передавать в работах свои чувства и отношение к изображаемому объекту с помощью цвета, линий, различных графических форм. В результате работа с младшими школьниками способствовала подготовке детей к решению более сложных задач в средних классах.

Владимир Павлович на уроках наряду с творчеством русских, советских художников уделял должное внимание и мастерам изобразительного искусства Дагестана. Более того, он совместно с учениками разрабатывал тематические альбомы о жизни и творчестве дагестанских художников. Своим опытом работы В.П. Польский активно делился с учителями изобразительного искусства города и республики.

Долгое время Виктор Николаевич Иващенко (род. в 1928 г.) работал учителем изобразительного искусства и черчения в СШ №34 г. Махачкалы. Виктор Николаевич - специалист с художественной и технической подготовкой, большим опытом работы. Он всегда старался создавать все необходимые условия для обучения и воспитания детей. Его кабинет изобразительного искусства был технически оснащен и оборудован учебно-методической литературой,

наглядными пособиями, таблицами и другими материалами. Он с большой любовью собирал краеведческий материал о художниках, народных мастерах и художественных промыслах Дагестана.

Виктор Николаевич умел развивать у школьников стремление своими рисунками, художественным трудом украшать жизнь класса, школы. Юные художники под его руководством занимались разработкой эскизов для культурно-массовых мероприятий,

расписывали декорации к школьным

спектаклям, украшали помещения к различным праздникам, выпускали стенгазеты и т.д. Когда педагог показывает пример активного эстетического отношения к жизни, то можно не сомневаться в успехе его деятельности по воспитанию учащихся. Отношение учителя к своему предмету, ученикам, к фактам и событиям в жизни нередко определяют и отношения детей к этим явлениям. Особое значение в расширении и углублении знаний и навыков учащихся в области изобразительного искусства имело дополнительное образование. Одним из представителей этой системы в прошлом была Нина Георгиевна Лявданская (род. в 1927 г.). Руководитель изостудии Махачкалинского Дворца пионеров, организатор городских и

республиканских выставок детского творчества в одной из статей писала: «В Махачкалинском Дворце пионеров городские выставки организуются с 1963 года регулярно. Первое время при их организации приходилось сталкиваться с большими трудностями: многие

директора школ не придавали им должного значения и не требовали от учителей рисования, чтобы школа участвовала в выставке и, что самое главное, многие учителя, видимо, недооценивали роли развития творческих способностей детей, представляли на выставки рисунки, скопированные с работ известных художников. Известно, что копирование является бездумной механической работой, в то время, как самостоятельный рисунок развивает наблюдательность, фантазию - качества, которые полезны для человека любой профессии» [6. С.23-24]. Организация и проведение ежегодных городских и республиканских выставок, где юные художники демонстрировали своё мастерство, впоследствии стало доброй традицией.

Известный в республике и за его пределами педагог, заслуженный деятель искусств РД Валерий Афанасьевич Куцев (род.1949 г.) был первым

директором первой детской

художественной школы в Дагестане, которая была открыта в 1972 г. в поселке

Психолого-педагогические науки •••

Мамедкала Дербентского района. У истоков создания ДХШ стоял директор «Дагагровинпрома», академик Нариман Абдулхаликович Алиев, который говорил: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -от этого в решающей степени зависит, какими станут наши сегодняшние дети» [7. C.3]. Валерий Афанасьевич в своей работе как бы следовал мудрым словам основателя детской художественной школы Н.Алиева. Более того, он сделал для себя самое важное открытие: «Каждый мальчик и каждая девочка способны создать замечательную картину, нужно только открыть таинственный мир, дремлющий на дне их снов и мечтаний» [8. C.68].

Отличительной особенностью работы школы являлись то, что с самого начала она избрала свой особый путь, который указывал им Валерий Афанасьевич. Его программа и методика отличались от работы других художественных школ республики. К примеру, структура и содержание программы состояла из 10 разделов, которые имели свои названия (темы), предполагали форму и технику работы. Вот некоторые из них: Организация орнамента изобразительной формой; Композиция из двух и более фигур; Переход к монументальной форме живописи через панно; Монументальная живопись; Театральные эскизы кукол, масок, декораций, афиш; Декоративноприкладное искусство; Эвентуализм и др. Вот мнение Ирины Уваровой, которая посещала Мамедкалинскую детскую художественную школу: «Вхожу в

школу... Но с таким же успехом можно было бы сказать «вхожу в картину». Ибо я оказываюсь буквально внутри невиданной двухэтажной объемной картины, где розовые водопады стекают со стен, в синих небесах толпятся облака и птицы, по зеленому склону летят огромные фиолетовые бараны, крошечные львы резвятся среди тропических лесов и всадники на

43

красных конях мчатся прямо на огнедышащих чудовищ. Школа была завернута, как дивный подарок, в прекрасную цветную бумажку [9. C.3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К сказанному можно добавить, что Валерию Афанасьевичу удалось «открыть таинственный мир, дремлющий где-то на дне детских снов и мечтаний» и превратить все это в реальные картины, в которых видится состояние детской души и почерк мастера, школы.

Виктор Владимирович Журов (род. 1949 г.). после окончания Дагестанского художественного училища им. М. Джемала в 1975 г. начал свою педагогическую деятельность в Школе искусств №1 г. Кизляра. За почти 40летний стаж работы ему удалось пронести и сохранить веру в три основные, на его взгляд, положения в художественном образовании детей. Это: образование должно быть бесплатным, эстетическое воспитание - возвышенным, а творчество - свободным. Наше знакомство с Виктором Владимировичем стало открытием его как талантливого, доброго человека и профессионала своего дела. Благодаря педагогическому мастерству, глубине искусствоведческих знаний и понимания психологии личности ребёнка В.В. Журов строит работу с детьми и достигает прекрасных результатов, о чем свидетельствуют работы воспитанников. В своей работе он не ограничивается одним, двумя направлениями, а стремится, во-первых, исходить из интересов и способностей детей; во-вторых, учитывать

многообразие изобразительной и прикладной деятельности.

В.В. Журов - творчески мыслящий педагог, который воспитал учеников духовно-нравственными, художественноэстетически развитыми личностями, способными определиться в выборе профессии и найти своё место в обществе. В результате многие его воспитанники поступили в среднеспециальные и высшие учебные заведения художественного профиля.

Таким образом, мы постарались взглянуть на проблему художественного образования дагестанских детей через призму неоценимого вклада

44

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

представителей русской интеллигенции. В этой связи хотим подчеркнуть, что становление и развитие художественного образования и эстетического воспитания дошкольников и школьников состоялось

во многом благодаря труду квалифицированных педагогических кадров, которые в свое время прибыли в Дагестан и остались работать на ниве просвещения и образования.

Примечания

1. Учитель, перед именем твоим.../ авторы-составители: Алиев П.Б., Измаилов Г.М. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2009. С. 13. 2. Искусство, образование и воспитание: Мат-лы Международной научно-практической конференции. 17-18 декабря 2010 г. / под ред. д. пед.н. М.М.Байрамбекова. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2011. С. 24. 3. Кондратова В.В. Нравственное воспитание дошкольников (обучение - игра - труд). Махачкала, 1992. 4. Образование и

воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 апреля 2008 г. / Под ред. д.п.н. Байрамбекова. Махачкала, 2008. С.187. 5. Использование природного материала в

воспитании детей дошкольного возраста. Методические рекомендации / Составитель: А.П.Луганская. Махачкала, 1990. 6. Воспитание прекрасного: Материалы Республиканских

педагогических чтений / Авторы-составители: М.А. Адаменко, Н.Г. Лявданская, С.М. Гаджимурадов. Махачкала, 1979. С. 23-24. 7. Школа радости и красоты. 40 лет Детской художественной школе им. Наримана Алиева. Буклет-альбом. Махачкала, 2012. С.3 8. Большая Народная энциклопедия «Опора Отечества». Автор-составитель и гл. редактор Ш.А.Гаджиев. Отв. редакторы: А.П.Кадилаева, Т.А. Тереньтьева. Председатель ред. совета Л.А.Борисова. Том 1. Республика Дагестан. Москва: Издательский дом «Опора». С.68. 9. Детское творчество. Выставка работ учащихся детской художественной школы совхоза им. Ш. Алиева Дербентского района. Каталог. / Составитель В.А.Куцев. Махачкала, 1990. С.3.

Notes.

1.Teacher in front of your name.../authors: Aliyev P.B., Izmailov G.M., Makhachkala: Publishing” Lo-tos”,2009. P.13. 2. Art, education and upbringing. The materials of the Inernational Scientific Conference. 17-18 December 2010 / Published by the Doctor of Education M.M. Bayrambekov. Makhachkala: Publishing” Lotos”, 2011. P. 24. 3. Kondratova V.V. Moral Education of preschoolers (education-game-labour). Makhachkala, 1992. 4. Education and upbringing of children and youth by means of art, music and literature // The materials of Russian Scientific Conference. 25 April 2008/Published by Bayrambekov M.M. Makhachkala. 2008. P. 187. 5. Using natural materials in the education of preschoolers. Methodical recommendations /Published by: A.P.Luganskaya. Makhachkala, 1990. 6. Training a sense of beauty: The materials of Republic Pedagogical readings/ Published by: M. A. Adamenko, N.G. lyavdanskaya , S.M. Gadzhimuradov. Makhachkala, 1979. P. 2324. 7. School of joy and beauty. 40 years to Nariman Aliyev's art school for children/ Booklet-Album. Makhachkala, 2012. P.3 8. The great popular encyclopedia “The support of Motherland”.Author and editor in chief Sh.A. Gadzhiev. Published by Kadilaeva A.P., Terentyeva T.A., Borisova L.A. Dagestan. Moscow: “Opora” Publishing. P. 68 9. Children's creativity. The student's exhibition of Aliyev's art school. Catalog . Author Kutsev V.A. Makhachkala, 1990. P. 3.

Primechanija

1. Uchitel', pered imenem tvoim.../ avtory-sostaviteli: Aliev P.B., Izmailov G.M. Mahachkala: Izd-vo «Lotos», 2009. S. 13. 2. Iskusstvo, obrazovanie i vospitanie: Mat-ly Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. 17-18 dekabrja 2010/ Pod red. d.ped.n. M.M.Bajrambekova. Mahachkala: Izd-vo «Lotos», 2011. S. 24. 3. Kondratova V.V. Nravstvennoe vospitanie doshkol'nikov (obuchenie -igra - trud). Mahachkala, 1992. 4. Obrazovanie i vospitanie detej i molodezhi sredstvami izo-brazitel'nogo iskusstva, muzyki i literatury. // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 25 aprelja 2008 / Pod red. d.p.n. Bajrambekova. Mahachkala, 2008. S. 187. 5. Ispol'zovanie prirodnogo materiala v vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Metodicheskie rekomendacii / Sostavitel': A.P.Luganskaja. Mahachkala, 1990. 6. Vospitanie prekrasnogo: Materialy Respublikans-kih pedagogicheskih chte-nij / Avtory-sostaviteli: M.A. Adamenko, N.G. Ljavdanskaja, S.M. Gadzhimuradov. Mahachkala, 1979. S. 23-24. 7. Shkola radosti i krasoty. 40 let Detskoj hudozhestvennoj shkole im. Narimana Alieva. Buklet-al'bom. Mahachkala, 2012. S.3 8. Bol'shaja Narodnaja jenciklo-pedija «Opora Otechestva». Avtor-sostavitel' i gl.redaktor Sh.A.Gadzhiev. Otv. redaktory: A.P.Kadilaeva, T.A. Teren't'e-va. Predsedatel' red. soveta L.A.Borisova. Tom 1. Respublika Dagestan. Moskva: Izdatel'skij dom «Opora». S.68. 9. Detskoe tvorchestvo. Vystavka rabot uchashhihsja detskoj

Психолого-педагогические науки

• ••

45

hudozhestvennoj shkoly sovhoza im. Sh. Alieva Derbentskogo rajona. Katalog. / Sostavitel' V.A.Kucev. Mahachkala, 1990. S.3.

Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.