••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371. 036 / UDC 371. 036
О критериях художественно-эстетического
воспитания школьников
© 2016 Мугаджирова А. М., Исаева М. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: djama450@yаndex.ru
Резюме. В статье говорится об определении критериев художественно-эстетического воспитания учащихся с представлением целей и задач проводимой воспитательной работы в общеобразовательной школе, с использованием учебно-воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: критерии, декоративно-прикладное искусство, школьники, воспитание, эстетика, показатели, педагогика, школа, уровень, развитие, Дагестан, личность, уроки, народ.
Формат цитирования: Мугажирова А. М., Исаева М. М. О критериях художественно-эстетического воспитания школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 70-75.
The Criteria of Schoolchildren's Artistic and Aesthetic Education
© 2016 Aida M. Mugadzhirova, Marina M. Isaeva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djama450@yаndex.ru
Abstract. The article deals with defining the criteria of pupils' artistic and aesthetic education with the representation of goals and tasks of educational work at a secondary school using the educational possibilities of decorative applied art.
Keywords: criteria, decorative applied art, pupils, education, aesthetics, performance, pedagogy, school, level, development, Dagestan, personality, lessons, people.
For citation: Mugadzhirova A. M., Isaeva M. M. The Criteria of Schoolchildren's Artistic and Aesthetic Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 70-75. (In Russian)
Среди актуальных проблем в педагогической теории и практике по сей день остаются вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения, одним из важнейших направлений и средств которого является художественно-эстетическое воспитание. Ориентация на педагогические задачи художественно-эстетического воспитания учащихся открывает широкие возможности для дальнейшего развития личности.
Проблема эстетического воспитания не раз была предметом изучения специалистами. По мнению Б. Т. Лихачева «эстетическая воспитанность человека, начинающаяся со способности воспринимать и це-
нить красоту в жизни и искусстве, неразрывно связана с его мировоззрением, образом жизни, поведением» [6. С. 51].
Показателем эстетической воспитанности индивида В. Н. Шацкая считает его самостоятельные личностные действия, внешний облик, благородные манеры поведения, где немаловажную роль играет высокий вкус» [9. С. 48]. Эти и другие высказывания можно смело отнести к определению художественно-эстетической воспитанности личности, добавив развитие эстетических эмоций, взглядов, чувств, а также художественно-эстетическую культуру.
При этом уникальным средством художественно-эстетического воспитания является народное декоративно-прикладное искусство, апробированное столетней мудростью народа, вследствие чего ставшее важным фактором формирования личности человека. В нем заложены значительные возможности по художественно-эстетическому воспитанию, являющиеся подлинно народной художественной культурой и органично воплощающим в себе истоки человеческой цивилизации и современную художественную культуру. Произведения декоративно-прикладного искусства - это результат не только решения материальных потребностей, но еще и духовных, выражающих стремление народа к традиционной красоте, что по определению Ш. А. Мирзоева, «становится не только источником красоты, но и эстетическим воспитанием» [7. С. 57].
Изучению вопросов, затрагивающих использование учебно-воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школе, посвящены работы Б. М. Неменского, В. В. Алексеева, И. П. Глинской, Б. П. Юсова, И. М. Раджабова, М. М. Байрамбекова и др.
Аккумулируя в себе многогранный опыт, декоративно-прикладное искусство становится важным в развитии художественно-эстетической культуры. По мнению И. М. Раджабова и Г. К. Гамзатовой [8. С. 32], Х. М. Камиловой [8. С. 8], С. Р. Да-мадановой [3. С. 4], успех художественно-эстетической воспитанности школьника зависит от того, насколько учащийся овладевает различными видами искусства и испытывает потребность и удовольствии от художественно-творческой деятельности.
Уроки народного искусства, воплощающие в себе жизнелюбие, высокую нравственность, гармонию и гуманизм, непреходящую красоту и мудрость, сегодня чрезвычайно актуальны, поскольку являются необходимыми для «сознательного возвращения индивида к самому себе как человеку общественному, сохраняя при этом всё богатство достигнутого развития» [1. С. 41].
Несмотря на целый ряд исследований по настоящей проблеме, остается актуальным определение критериев художественно-эстетического воспитания учащихся с четким представлением конечных целей и задач проводимой воспитательной работы.
В сфере художественно-эстетического воспитания учащихся мы считаем нужным выделить задачи, заключающиеся в расширении и углублении знаний в области теории и истории искусства, освоении школьниками содержания художественно-эстетических ценностей. Немаловажным считаем формирование эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, искусству, художественной культуре, а также развитие у них способностей к художественно-эстетическому творчеству. И, наконец, постепенное преобразование стремления учащегося к миру прекрасного в стимул общественно ценной деятельности по «законам красоты».
Данные задачи составляют цель художественно-эстетического воспитания, одновременно являясь начальным пунктом развития педагогической деятельности в этой области. Они позволяют выяснить возможность осуществления измерения в области художественно-эстетической воспитанности школьника и определить степень эффективного направления ребенка к богатому эстетическому отношению к искусству и жизни.
В процессе проведения нами эмпирического исследования по изучению проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся в нескольких дагестанских школах были рассмотрены существующие спецкурсы и программы по художественно-эстетическому воспитанию, посещены уроки художественно-эстетического цикла, проведены беседы и анкетирование учеников 1-7 классов, а также их родителей, учителей.
Результаты показали, что богатому наследию декоративно-прикладного искусства народов Дагестана не во всех школах уделяют должное внимание, многие современные школьники имеют низкий уровень познания в области национальной культуры и искусства. Отсюда низкий уровень художественно-эстетической воспитанности учащихся.
Для установления и своевременного устранения пробелов в знаниях учащихся, а также поднятия уровня культуры каждого школьника необходимо в первую очередь зафиксировать состояние художественно-эстетической образованности.
В педагогическом смысле определение уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся важно в совер-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL Уо!. 10. N0. 2. 2016
шенствовании природы индивида, способствовании его в физическом и духовном становлении и развитии. Если педагог знает особенности и состояние сущностных сил каждого ученика, то это дает ему возможность в определении и правильном направлении потребностей и интересов школьника, выявлении его наклонностей, которые впоследствии помогут ему выбрать подходящую профессию.
Не менее важным следует считать изучение материальной основы художественно-эстетической восприимчивости учащегося, коренящейся в его сущностных силах, т. е. в его интеллектуально-речевой грамоте, элементарных трудовых умениях и навыках, визуальной грамоте и др. При этом нельзя забывать и об уровне собственно художественно-эстетической воспитанности школьника, заключающейся в эстетическом и художественном вкусе, переживании, способности к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству, художественно-эстетическом восприятии, переживании.
Под художественным вкусом, формируемым и развивающимся самим искусством, мы понимаем выражение отношения индивида к искусству, и, помимо эстетических, он содержит еще ряд критериев. Это критерии:
- художественного мастерства;
- важности идей и проблем, устанавливаемых автором и принципов их реализации;
- правдивости в художественном отражении;
- влияния искусства на человека.
Широта общения с искусством и художественное совершенство произведений искусства - есть главные составляющие в развитии художественного вкуса.
Художественный вкус, в суждении которого помимо объективных предпосылок задействованы субъективные мотивы и индивидуальные черты характера каждого индивида, существует в его сознании с разными показателями, определяя уровень художественно-эстетической воспитанности.
«Под эстетическим вкусом можно понимать единство способности высказать суждение об эстетическом достоинстве определенного предмета, явления и выражения чувственного отношения, то есть
синтез рационального и эмоционального» [5. С. 61].
Под системой определенных эмоциональных оценок явлений действительности и произведения искусства, складывающейся у человека на основе его представления о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности, Ш. М. Герман и В. К. Скатерщиков понимают эстетический вкус [2. С. 41].
Эстетический вкус формируется со становлением личности и складывается в старшем подростковом возрасте, хотя еще весьма неустойчив и противоречив. Это ни в коем случае не означает, что младший и средний школьный возраст должны пройти мимо воспитания эстетического вкуса, ведь эстетическая информация, полученная в детстве, служит базой будущему вкусу человека.
Важным признаком художественно-эстетической воспитанности можно назвать способность к любованию красотой, глубокому переживанию, и, конечно же, к художественно-эстетическому творчеству, задачи развития которого решаются на занятиях по изобразительному искусству и декоративному труду, а также в художественных студиях и кружках.
Художественно-эстетическое воспитание вместе с расширением и углублением знаний школьников в сфере теории и истории искусства развивает их способность к творческой деятельности.
Начальным этапом общения с искусством и красотой окружающего мира выступает художественно-эстетическое восприятие, проявляющееся в способности индивида выбирать в явлениях действительности и искусства свойства, процессы, качества, пробуждающие эстетические чувства и являющееся психологической основой эстетических отношений к окружающей среде. От ее яркости и полноты во многом зависят глубина и сила сформиро-ванности художественно-эстетических вкусов и идеалов.
Как и чем измеряется показатель художественно-эстетической воспитанности? Каковы критерии в области художественно-эстетического развития?
Для измерения уровня развития эстетической воспитанности применяются психологические, педагогические и социальные критерии.
К психологическим критериям уровня художественно-эстетической воспитанности учащегося относим способность к любованию, эмоциональному переживанию, адекватному воссозданию в воображении художественного образа, его воспроизведение. По тому, как часто ученик общается с искусством, насколько четко воспроизводится им воспринятое, насколько эмоционален его отклик на произведение искусства и правильна ли его оценка своего психического состояния в результате общения с ним, педагог судит о наличии у него данных способностей.
Педагогические критерии позволяют выявлять и оценивать уровень сформиро-ванности художественного вкуса с художественно-эстетическим идеалом, определять возможности развития способностей к образному художественному мышлению и художественно-эстетическому творчеству, проявляющихся в свободном выборе школьником произведения искусства для удовлетворения своих потребностей и интересов, в их художественно-эстетической оценке, в результате художественно-эстетического творчества.
Среди психологических и педагогических критериев развития природной основы художественно-эстетической воспитанности учащегося существует такие показатели:
1) зрительное восприятие;
2) художественное мышление;
3) художественно-творческие способности.
Помимо этих можно еще назвать:
- способность к творческому изобразительному самовыражению;
- умение различать форму и цвет;
- даровитость к художественно-смысловой оценке образов.
С помощью социальных критериев художественно-эстетической воспитанности выявляем наличие глубокого духовного спроса в контакте с произведением искусства, наличие широких интересов к искусству.
К социальным критериям развития природной основы художественно-эстетической воспитанности школьника следует отнести образование потребности и способности к анализу явлений окружа-
ющей среды с эстетической точки зрения и разбору произведений искусства.
Развитие художественно-эстетической воспитанности школьника может быть различным, даже в группе одной возрастной категории, исходя из определенных субъективных и объективных причин. Поэтому на основе результатов деятельности специалистов, обращавшихся к этой проблеме, а также собственных исследований выделим следующие уровни художественно-эстетической воспитанности школьников.
1. Оптимальный - предполагающий нормальное развитие психических и эмоциональных процессов. Школьник с таким уровнем может различить форму, оценить цвет, с помощью рисунка передать свое видение мира и собственное переживание, почувствовать и оценить красоту окружающей действительности, произведения изобразительного искусства.
2. Специализированный - приводящий к односторонности в развитии. Деятельность в одном направлении (изобразительное искусство, музыка, литература и пр.), ограничивая учащегося в развитии сущностных сил, подавляет проявление широких детских возможностей в других сферах деятельности.
3. Поверхностный - образовывается при разрыве между развитием психических процессов учащегося и его эмоциональным реагированием на произведение искусства и действительности. В качестве примера можно привести случай, когда ребенок, рассматривая портрет работы великого живописца, видит лишь обыкновенное лицо изображенного, не затрагивающее его воображение и чувства. Данный уровень делает человека глухим и духовно обедненным, поэтому он наиболее опасен для развивающейся детской души. Для многих школьников характерен специализированный уровень художественно-эстетической воспитанности и достаточно реже - оптимальный.
К сожалению, среди учащихся средних общеобразовательных школ наиболее массовым явлением остается поверхностный уровень. Уязвимое место в развитии их художественно-эстетической воспитанности - это, как правило, область художественного вкуса, неопределенность, полное отсут-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
ствие которых приводит к всеядности, результатом которой становится общение детей с произведениями искусства, которые никак нельзя назвать высокохудожественными. Все это негативно влияет на еще несформировавшиеся души и умы детей.
Таким образом, воспитывая художественный вкус и художественно-эстетическое восприятие с раннего возраста, формируя правильные понятия о художественно-эстетическом идеале, развивая способности к любованию красотой в действительности и искусстве, в том числе декоративно-прикладном, можно научить ребенка отбору качественных произведе-
ний искусства для собственного духовного потребления, анализировать и критически оценить их, то есть воспитать.
Более того, если развитие способностей к художественно-эстетическому творчеству, при котором ребенок создает свой новый, небывалый ранее образ, сочетать с развитием художественно-эстетического восприятия и художественного мышления, побуждая детей к оценке и выражению собственного отношения к произведению искусства, то в этом случае появляется возможность для поднятия уровня художественно-эстетической воспитанности школьников на более высокую ступень развития.
Литература
1. Байрамбеков М. М., Гаджимурадов С. М. Уроки народного искусства в начальной школе. Махачкала, 2000. 124 с.
2. Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике. М.: Знание, 1999. 192 с.
3. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале Республики Дагестан). Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. 23 с.
4. Камилова Х. М. Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 25 с.
5. Липский В. Н. Эстетическая культура и личность. М.: Знание, 1997. 226 с.
6. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
7. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 184 с.
8. Раджабов И. М., Гамзатова Г. К. Декоративно-прикладное творчество в системе художественно-эстетического образования. Махачкала, 1999. 84 с.
9. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1999. 142 с.
References
1. Bayrambekov M. M., Gadzhimuradov S. M. Uroki narodnogo iskusstva v nachal'noy shkole [Lessons of folk art in the elementary school]. Makhachkala, 2000. 124 p. (In Russian)
2. German Sh. M., Skatershchikov V. K. Besedy ob estetike [Conversation about aesthetics]. Moscow, Znanie Publ., 1999. 192 p. (In Russian)
3. Damadanova S. R. Esteticheskoe vospita-nie shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva (na materiale Respubliki Dagestan) [Aesthetic education of pupils by means of art (on the material of the Republic of Dagestan). Extended abstract of the Ph. D. dissertation (Pedagogy) (13.00.01). Makhachkala, 2004. 23 p. (In Russian)
4. Kamilova Kh. M. Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvami narodnoy igrushki [Aesthetic education of pupils by means of a folk toy]. Extended abstract of the Ph. D. dissertation
(Pedagogy). Makhachkala, 2012. 25 p (In Russian).
5. Lipsky V. N. Esteticheskaya kul'tura i lich-nost' [Aesthetic culture and personality]. Moscow, Znanie Publ., 1997. 226 p. (In Russian)
6. Likhachev B. T. Teoriya esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov [Theory of aesthetic education of schoolchildren]. Moscow, Prosvesh-chenie Publ., 1985. 176 p. (In Russian)
7. Mirzoev Sh. A. Narodnaya pedagogika Da-gestana [Ethnic Pedagogy of Dagestan]. Makhachkala, 1992. 184 p. (In Russian)
8. Rajabov I. M., Gamzatova G. K. Dekora-tivno-prikladnoe tvorchestvo v sisteme khudozhe-stvenno-esteticheskogo obrazovaniya [Art and crafts in the system of artistic and aesthetic education]. Makhachkala, 1999. 84 p. (In Russian)
9. Shatskaya V. N. Obshchie voprosy esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov [General issues of aesthetic education of schoolchildren]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1999. 142 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Мугаджирова Аида Магомедсултанов-
на, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, факультет социальной педагогики и психологии (ФСПП), ДГПУ, Махачкала, Россия; email: djama450@yаndex.ru
Исаева Марина Магомедовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, ФСПП, ДГПУ; e-mail: djama450@yаndex.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.2016 г.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Aida M. Mugadzhirova, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Social Pedagogy and Social Work, faculty of Social Pedagogy and Psychology (FSPP), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Marina M. Isaeva, Ph. D. (Pedagogy), senior lecturer, the chair of Social Pedagogy and Social Work, FSPP, DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Article was received 23.03.2016.
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37. 02 / UDC 37. 02
Проектная направленность педагога в формировании экологической этики школьников
© 2016 Муева А. В. 1, Очирова И. Б. 2
1 Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова,
Элиста, Россия; e-mail: [email protected] 2 Республиканский центр детского творчества, Элиста, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. Положительным или отрицательным отношением к реальным фактам поведения в природе служат оценочные суждения. В статье дается анализ использования проектов, направленных на формирование данных суждений.
Ключевые слова: экософия, экологическая этика, проект, окружающая среда.
Формат цитирования: Муева А. В., Очирова И. Б. Проектная направленность педагога в формировании экологической этики школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 75-78.
The Teacher's Projective Focus in Forming the Schoolchildren's Ecological Ethics
© 2016 Angelina V. Mueva 1, Irina B. Ochirova 2
1 B. B. Gorodovikov Kalmyk State University,
Elista, Russia; e-mail: [email protected]
2 Republican Centre of Children's Creativity, Elista, Russia; e-mail: [email protected]
Abstract. Positive or negative relation to the actual facts of behavior in nature are value judgments. The article provides the analysis of using the projects aimed at the formation of these judgments.
Keywords: ecosophy, ecological ethics, project, environment.