9. Orlov Yu. M. Voskhozhdenie k individu-al'nosti [Ascent to the personality]. Мoscow, 1991. 286 p. (In Russian)
10. Feldstein D. I. Problemy vozrastnoy i ped-agogicheskoy psikhologii [Problems of age-related and pedagogical psychology]. Мoscow,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Маллаев Джафар Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, член-корреспондент РАО, факультет специального (дефектологического) образования (ФСДО), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Дибиров Магомед Исагаджиевич, старший преподаватель кафедры спортивных игр, факультет физической культуры факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.04.2016 г.
International Pedagogical Academy, 1995. 368 p. (In Russian)
11. Rubin N. Ask me f I care: Voices from an American high school. Berkley, Ca: Ten Speed Press. 1994. 448 р.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, corresponding member of Russian Academy of Education, faculty of Special (Defectological) Education (FSDE), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf @mail.ru
Magomed I. Dibirov, senior lecturer, the chair of Sports Games, faculty of Physical Training and Life Safety, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Article was received 14.04.2016.
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.017.4 / UDC 37.017.4
Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у учащихся средствами иностранного языка
© 2016 Мирзоев Ш. А. 1, Хаштихова Ш. Ш. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
2 НОУ «Гулливер»,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. В статье раскрываются проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся в современных условиях искажения и недооценки традиционно присущих обществу нравственных категорий, дается краткий анализ причинно-следственным явлениям проблемы, акцентируется внимание на необходимости и целесообразности формирования общечеловеческих ценностей, актуализируется место и роль иностранного языка в формировании общечеловеческой культуры учащихся, выделяются факторы, средства, формы и методы, максимально оптимизирующие учебно-воспитательную деятельность учителя по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, негативные явления, нравственность, воспитание, развитие, иностранный язык, социум, духовные ценности, гуманизм, демократизм, идеал, педагогическая деятельность, педагогические условия, факторы формирования личности учащегося.
Формат цитирования: Мирзоев Ш. А., Хаштихова Ш. Ш. Педагогические условия формированияобще-человеческих ценностейу учащихся средствами иностранного языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 57-63.
Pedagogic Conditions for Forming The Pupils' Human Values
by Means of a Foreign Language
© 2016 Shaydabeg A. Mirzoev 1, Shuaynat Sh. Khashtikhova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 "Gulliver" Non-State Educational Institution, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abstract.The article reveals the problems of formation of pupils' human values in modern conditions of distortion and underestimation of moral categories, being traditionally inherent to the society. The authors give the brief analysis of the causal phenomena of the problem, focus on the necessity and feasibility of the formation of human values, actualize the place and the role of a foreign language in forming the universal culture of students. They also identify factors, means, forms and methods, maximally optimizing the educational activity of a teacher on forming the pupils' universal human values.
Keywords: human values, negative phenomena, morality, education, development, foreign language, society, spiritual values, humanism, democracy, ideal, pedagogic activity, pedagogic conditions, factors for forming of personality of a pupil.
For citation: Mirzoev Sh. A., Khashtikhova Sh. Sh. Pedagogic Conditions for Forming the Pupils' Human Values by Means of a Foreign Language. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 57-63. (In Russian)
Сегодня ощущается резкое падение нравственности молодежи России, проявляющееся в смене ценностных ориентаций людей, причиной которой является экономическая неустроенность. Общественные деятели, социологи, философы, политологи отмечают тот факт, что в нашей стране складывается совершенно новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, разворачиваются дискуссии о способах преобразований в экономике, социальной и духовной сферах жизни.
Любая стратегия, определяющая способы формирования и совершенствования общественных явлений и процессов, включает также критерии и нормативы, позволяющие определить ценностные ориентации молодежи. В данном процессе важная роль отводится образовательным учреждениям разного типа: школам, лицеям, гимназиям, колледжам, а также внешкольным учреждениям.
В этой связи возникает необходимость пристального внимания, осмысления и осознания духовно-нравственных ценностей социума, веками апробированных в жизнедеятельности общества. К духовно-нравственным ценностям, являющимся идеалом человека и человечности, всегда стремились лучшие представители всех народов [8. С. 117]. Становление человека
представляет собой не только развитие его умственного потенциала, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Формирование ценностей в образовательном процессе приобретает сегодня наибольшую социальную значимость. Перспективы гуманизации образования во многом зависят от успешного решения данной проблемы, значение которой состоит в том, чтобы обеспечить сознательный выбор духовных ценностей личностью и развить на их основе непротиворечивую, устойчивую индивидуальную систему ценностных ориентаций. Роль образования в осуществлении данной стратегии значительна. Именно образование, воздействуя на подрастающее поколение, способствует формированию нового, социально приемлемого общественного сознания, влияет на все сферы жизни человека.
Исследуя проблему формирования общечеловеческих ценностей, их структуру и роль, которую они играют в регулировании деятельности подростка, важно дать четкое определение понятию «общечеловеческая ценность» и ее критериям.
Общечеловеческие ценности - это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. Общечеловеческие ценности выде-
ляются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации
[9].
Ценностная ориентация является одной из важнейших психологических характеристик зрелой личности. Те ценности, которые выбирает человек для достижения своих жизненных целей, удовлетворяя тем самым свои потребности, позволяют судить о степени социальной зрелости личности. Следовательно, человек, обладающий устойчивой системой ценностей, однозначно будет иметь и такие личностные качества как целостность натуры, надежность, верность принципам, перекликаемым с его системой ценностных ориента-ций. Но ценности не могут появиться сами по себе, они формируются под воздействием окружающей действительности, уровнем нравственности главных институтов данного социума. В связи с этим важно также упомянуть о целесообразности перевода общественных ценностей в личностные ценности конкретного человека, так как неосознанная, не преломленная посредством сознания ценность никогда не станет центром активной деятельности личности, а без этого невозможно формирование моральных, нравственных, этических устоев, свойственных тому или иному социуму.
Наше исследование показывает, что проблема формирования общечеловеческих ценностей в ее социальном, историческом, технологическом и психологическом аспекте в современных условиях требует целостного подхода воспитателей. Особого внимания требуют также педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей в инновационных учреждениях на примере отдельно взятого учебного предмета. При реализации содержания учебного предмета важно акцентировать внимание учащихся на общечеловеческие ценности, базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности, мировоззренческих идеалах, нравственных и правовых нормах, отражающих исторический духовный опыт всего человечества и создающих условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноцен-
ного существования и развития каждой отдельной личности [6].
Действительная жизнь учащихся формирует взаимосвязанную систему конкретных видов деятельности, свойственную данному возрасту, которая отражает слаженную систему отношений и формирует определенные качества личности. Данная система отношений включает личность школьника, характеризуется определенными закономерностями ее формирования и, как правило, определяется родителями и педагогами. Психологи выделяют возрастную группу «11-16 лет» как наиболее благоприятную для духовно-нравственного, умственного развития и социализации ребенка. Значительным потенциалом духовно-нравственного развития и воспитания учащихся располагает общеобразовательный предмет «Иностранный язык».
В системе школьного образования возможности данного учебного предмета уникальны. В процессе овладения иностранным языком развиваются не только интеллектуальные, эмоциональные и речевые способности учащихся, но и такие личностные качества как любознательность, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого языка, это отличный способ введения детей в мир другой культуры.
Знакомство и овладение иной культурой крайне важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать и воспринимать родную культуру не как единственный способ видения мира, а постигали культуру разных народов мира.
Мы не можем себе представить культуру без народного искусства, которое, раскрывая истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности. Поэтому так велико его воспитательное значение. В культуре и искусстве заключены истинные ценности человека, которые должны сохраняться и доноситься до последующих поколений, тем самым развивая в детях высокие нравственные чувства [5].
Дети очень тонко воспринимают выразительные литературные средства и ценностные ориентации, содержащиеся в них. Слушая и читая народные иноязычные
сказки, пословицы и поговорки, в процессе ознакомления с народной музыкой дети получают новые знания о жизни, труде людей, о том, что ценит народ изучаемого языка в человеке, а что порицает; как воспринимает красоту; приобретают представление о добре и зле, усваивая при этом
мудрость народа и его уважение к человеку.
Использование пословиц и поговорок на уроке иностранного языка предполагает интенсивную работу разума и чувства. Как правило, в пословицах, кроме явного, есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы его постичь, необходимо приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. А это и является важным условием для духовно-нравственного воспитания, когда учащийся должен сделать свой выбор, исходя из внутренних ценностных ориентаций, особо значимых для духовного развития человека.
Пословицы и поговорки играют важную роль в обогащении языка, в развитии образного мышления и речи, в культурном и духовно-нравственном воспитании школьников. Через невыраженные словами переживания они развивают такие общечеловеческие качества как добро, благородство, сплоченность, справедливость, бескорыстие.
Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка играют песенки, сказки, истории-«перевертыши», в которых содержится материал, несущий в себе высшие гуманистические ценности. Они оказывают активизирующее влияние, являясь при этом средством социализации, помогают создать объективные условия для эффективного освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая уникальность и неповторимость личности, приобщают детей к истокам мировой культуры.
Опираясь на гуманистические традиции того или иного народа, учитель должен ставить перед собой конкретную задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями [3].
Немаловажное значение при этом приобретает создание соответствующей психологической атмосферы на всех уроках, заинтересованность преподавателей в умелом подборе и сочетании обучающих вос-
питательных средств, форм, методов и приемов проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Проведенный опрос среди учителей (было охвачено 25 педагогов) негосударственного общеобразовательного учреждения «Гулливер» выявил неоднозначное отношение к проблеме воспитания подрастающего поколения. При изучении отчетов учителей за последние 3 года было выявлено, что основное внимание педагогов направлено на освоение новейших методик и систем обучения, предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся откладывались на второй план. Все это говорит о том, что учебно-воспитательные мероприятия, проводимые в учреждениях образования, ограничиваются только индивидуальными беседами, воспитательными мероприятиями по известному малоэффективному шаблону. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов, основными из которых являются следующие:
- сам учитель должен обладать данными качествами;
- цели и задачи воспитательного плана, которые учитель ставит на каждом уроке, должны быть социально значимыми;
- учитель должен осуществлять соответствующий анализ занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.
С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом. Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания. П. Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [4. С. 704]. Добро, благородство, справедливость, сплоченность, бескорыстие - это лишь некоторые составляющие системы общечеловеческих нравственных ценностей, которыми должен обладать каждый учитель. В педагогической деятельности данные ценности в той или иной степени способствуют развитию духовной культуры ребенка на личностно-коллективном и межличностном уровнях.
В традиционных системах образования основой любой педагогической технологии является простая трансляция знаний, а в ценностно-ориентированном образовании
- понимание и взаимопонимание. В. С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении - только одно сознание, один субъект, форма речи - монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог [1. С. 35]. Объяснение - это всегда взгляд «сверху вниз», назидание. Понимание же является, прежде всего, общением, сотрудничеством, равенством. Именно от позиции учителя и ученика в учебном процессе зависит выбор той или иной педагогической технологии. На это обращал внимание еще К. Н. Вентцель, проектируя деятельность педагога в «Доме свободного ребенка», где он отмечал, что: «При существующем методе обучения учитель является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое им показывает, их спрашивает... Надо, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, а чтобы учителю приходилось больше слушать; надо, чтобы дети все время были активными, а не страдательными лицами, - тогда процесс обучения и воспитания, несомненно, выиграет» [2. С. 342].
Положения о развитии ценностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в диалоговой концепции Бахтина-Библера, где обосновывается идея о важной роли диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения - почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [1. С. 33]. Важно построить работу с детьми так, чтобы знания и представления о морали, получаемые школьниками в кооперировании с учителем, продолжали углубляться впоследствии на других уроках. Данные знания должны быть неотъемлемой частью повседневной жизнедеятельности детей. Все то, что ребенок воспринимает эмоционально, что находит отклик в его душе - является побудительным фактором его поведения.
Основным фактором формирования общечеловеческих ценностей каждой личности является ее активная деятельность и общение. В данном случае именно педагогически правильно организованная деятельность учащихся создает те воспитательные взаимодействия и отношения, те ситуации, в которых происходит проявление и формирование важных ценностных
качеств личности учащегося. Такое ценностное качество как «человечность» личности проявляется в его отношении к окружающим его людям [7. С. 16]. Особенность общения заключается в том, что в нем активная деятельность личности направлена на познание окружающих людей и взаимодействие с ними. В общении учащиеся имеют реальную возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, приобрести индивидуальный нравственный опыт, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, оценить действия и поступки сверстников и взрослых и получить оценку своим поступкам.
Будучи субъектом общения, школьник удовлетворяет свои основные социальные потребности в эмоциональном контакте, в познании других людей. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с одноклассниками, родителями, учителями, он успешно реализует свою активность, становясь при этом и объектом, и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [2. С. 342]. Успех развития коммуникативных навыков зависит от того, насколько целесообразны, реализуемы и мотивированы задачи, поставленные перед учащимися.
Изучая страноведческие тексты, школьники обращают внимание на сходства и различия во взаимоотношениях, традициях, поведении людей, проживающих в разных странах. Школьники составляют подобный рассказ о своей семье, об интересах и увлечениях людей нашей страны, что, в свою очередь, является еще и тренировкой лексических и грамматических навыков. При обсуждении заложенной в текстах культурологической и страноведческой информации дети с большим удовольствием используют музыкальные и поэтические фрагменты, формирующие общечеловеческие ценности.
В процессе изучения иностранного языка старшеклассники овладевают рядом умений и навыков, необходимых в межличностной коммуникации. Формирование данных умений и навыков является довольно сложным процессом. Завершенным этот процесс считается тогда, когда ребята способны перенести умения, сформированные в обучающих ситуациях, на
коммуникативные ситуации. В результате учащиеся приобретают коммуникативные умения, важнейшими из которых считаются следующие:
- умение использовать известные школьникам знания и навыки, способы решения разнообразных задач, приемы «человечного» общения и речевого этикета в условиях незнакомой для них ситуации;
- умение находить правильное решение проблемы или конкретной коммуникативной задачи.
Все эти умения ярко проявляются в процессе общения. На уроках данным целям служит активное внедрение диалоговых форм работы. Практически все диалоги не только отрабатывают лексические единицы и правила поведения, но и вводят основные правила речевого этикета.
Формула речевого этикета социальна по своей сути, поскольку она принадлежит сфере коммуникации (социальной деятельности) средствами языка (социального явления). Правила употребления речевого этикета разрабатываются обществом в процессе коммуникации и совершенствуются в течение многовековой социальной истории [8].
Другим важным фактором оптимизации учебного и воспитательного уровня уроков иностранного языка является музыка. Не секрет, что важнейшую роль в жизни школьника сегодня играет музыка. Он живет под любимые ритмы и мелодии, под музыку он ест, делает уроки, гуляет. Звук, мелодия, ритм и образность - это те средства, которые способны легко перенести школьника в мир неведомого языка. Через музыкальное искусство формируются духовные ценности учащегося, стиму-
определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 32-36.
2. Вентцель К. Н. Свободное воспитание. Сборник научных трудов. М., 1993. 342 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1982. Т. 4. 432 с.
4. Каптеров П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
5. Магомедов Р. М. Вековые ценности Дагестана. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2005. 528 с.
6. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Героические истоки и историко-педагогические предпосылки формирования дагестанского народного патриотизма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психо-
лируются его эмоциональные переживания, активизируются мыслительные процессы и нравственные чувства.
В последнее время музыка как неотъемлемая часть процесса обучения иноязычной речи приобрела широкое распространение в связи с разработкой интенсивных и активных методов обучения, являясь превосходным средством эмоционального и интеллектуального общения и развития людей, что способствует творческому обогащению духовного опыта личности. Посредством музыки дети познают такие общечеловеческие ценности как добро, красота, изящество, гармония... Не случайно говорят в народе «Музыку слушают не ушами, а сердцем».
Умение слушать музыку со временем перерастает в умение слышать интонационную окрашенность человеческой речи, что является приоритетным в обучении как родному, так и иностранному языкам.
Заключение
Воспитание всегда играло и играет важнейшую и ведущую роль в формировании морально-этического облика личности человека. От качества сегодняшнего воспитательного процесса зависит судьба будущих поколений, а духовные богатства России, в свою очередь, пополняются за счет культуры, в основе которой лежат как национальные, так и общечеловеческие ценности, закладываемые в процессе воспитания. От правильного восприятия человеком идеалов, соблюдения общечеловеческих принципов и норм в полной мере зависит эффективное и качественное решение общественно-политических, социально-экономических и духовно-нравственных задач российского общества в целом.
7. Мирзоев Ш. А., Османова З. Н. Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 15-21.
8. Мунгиева Н. З. Воспитание культуры межнационального общения как средство формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 117120.
9. Ценности общечеловеческие: [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь «Слово о человеке». URL: http://slovochel.ru/cenn-obshechelovecheskie.htm (дата обращения 18.03.2016).
Литература
1. Библер В. С. Культура: диалог культур (опыт лого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 50-60.
References
1. Bibler V. S. Culture: dialogue of cultures (experience of definition). Voprosy filosofii [Problems of Philosophy]. 1989. No. 6. Pp. 32-36. (In Russian)
2. Wentzel K. N. Svobodnoe vospitanie [Liberal education]. Collection of scientific works. Moscow, 1993. 342 p. (In Russian)
3. Vygotsky L. S. Sobranie sochineniy v 6 tomakh [Collected works in 6 volumes]. Vol. 4. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 432 p. (In Russian)
4. Kapterov P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow: Pedagogika, 1982. 704 p. (In Russian)
5. Magomedov R. M. Vekovye tsennosti Dage-stana [The age-old values of Dagestan]. Makhachkala, Jupiter Publ., 2005. 528 p. (In Russian)
6. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Heroic origins and historical pedagogical prerequisites of forming the Dagestan people's patriotism. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]
Хаштихова Шуайнат Шамильевна, учитель НОУ «Гулливер», аспирант межфакультетской кафедры педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: khashtikhova 00 @ mail.ru
[Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2009. No. 2. Pp. 50-60. (In Russian)
7. Mirzoev Sh. A., Osmanova Z. N. Regional studies as a factor of pupils' patriotic education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 15-21. (In Russian)
8. Mungieva N. Z. Developing the interethnic communication culture as a means of forming the ethnic tolerance. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2013. No. 1. Pp. 117-120. (In Russian)
9. Universal values: [Electronic resourse]. "Word of a human" encyclopedic dictionary. Available at: http://slovochel.ru/cenn-obshechelovecheskie.htm (accessed 18.03.2016).
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Shaydabeg A. Mirzoev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Shuaynat Sh. Khashtikhova, teacher, "Gulliver" NSEI, postgraduate, the interfaculty chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2016 г.
Article was received 25.03.2016.