СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Мирзоев Шайдабег Айдабегович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sixivi@yandex.ru
Принята в печать 20.09.2016 г.
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Shaidabeg A. Mirzoev, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: sixivi@yandex.ru
Received 20.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01
Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе
© 2017 Мунгиева Н. З., Багичева Ж. Б.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Georgia1972@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цели. Раскрыть технологии (условия, средства, формы, методы, приемы), оптимизирующие процесс духовно-нравственного воспитания учащихся; осветить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры через историческое, литературное, географическое краеведение, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся с учетом национально-региональной и социальной среды обитания. Метод. Анализ психолого-педагогической литературы, передовой педагогической практики духовно-нравственного воспитания учащихся. Результаты. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом. Одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания учащихся является краеведение, которое учителя используют на уроке. Также важным этапом работы по краеведению является внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Вывод. В данной статье подчеркивается необходимость безусловного возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Ключевые слова: технология, духовно-нравственное воспитание, культура народа, народная педагогика, народные традиции, моральный кодекс.
Формат цитирования: Мунгиева Н. З., Багичева Ж. Б. Технологии формирования духовно-нравственных качеств учащихся в учебно-воспитательном процессе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 73-78.
Technologies of the Pupils' Spiritual and Moral Features Formation in Education Process
© 2°i7 Nina Z. Mungieva, Zhasmira B. Bagicheva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: Georgia1972@mail.ru
ABSTRACT. Aim. To find out the technologies (conditions, means, forms, methods, techniques), which optimize the process of pupils' spiritual and moral education; to highlight the potentialities of national and
human culture through the historical, literary, geographic area study, which conduce pupils' spiritual and moral education with account of national-regional and social life environment. Method. Analysis of psychological and pedagogical literature, pedagogical leadership of pupils' spiritual and moral education. Results. The precondition of child's moral sphere formation is the organization of children's joint activity, formative the communicating and relationship of the children. One of the most effective way of pupils' spiritual and moral education is the area study; the teachers use it at the lesson. In addition, an important stage of the area study work is the out-of-class and campus activity. Conclusion. The authors of the article lay special emphasis on the necessity of unconditional rebirth of traditional folk means of perception, understanding, insight and appliance both national and human cultural values in pupils' spiritual and moral education.
Keywords: technology, spiritual and moral education, the culture of the nation, folk pedagogy, national traditions, code of ethics.
For citation: Mungieva N. Z., Bagicheva Zh. B. Technologies of the Pupils' Spiritual and Moral Features Formation in Education Process. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 73-78. (In Russian)
Введение
Духовно-нравственное воспитание учащихся - одна из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, учителем, образовательным учреждением, обществом и государством в целом.
В современном российском и, безусловно, в многонациональном дагестанском обществе сложились негативные условия в решении вопроса духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными чертами этих условий явились:
- отсутствие положительных жизненных ориентиров для молодого поколения;
- резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;
- спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью;
- резкое снижение физической подготовки молодежи;
- подмена целенаправленного духовно-нравственного воспитания детей сиюминутными декларативными и развлекательными мероприятиями и т. д.
Нравственное воспитание учащихся предполагает целенаправленную организацию формирования нравственного чувств, сознания и поведения учащихся.
Цель статьи раскрыть технологии, оптимизирующие процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Впервые предпринимается попытка осветить потенциальные возможности национальной и общечеловеческой культуры через историческое, литературное, географическое краеведение, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся с учетом конкретной дагестанской национально-региональной и социальной среды обитания.
Методом исследования явился анализ психолого-педагогической литературы,
передовой педагогической практики духовно-нравственного воспитания учащихся.
Результаты и обсуждение
Ученые-исследователи, педагоги-
практики, изучая все лучшее, что наработано системой отечественного образования, во все времена пытались воспитать физически и нравственно здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую, социально значимую личность. Свидетельством тому реализовавшаяся долгие годы в отечественной образовательно-воспитательной практике «Азбука нравственного воспитания», где достаточно четко декларировалось, что «...В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» [1].
Огромная роль в нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Особую значимость в этой связи должны представлять разработка и использование учителем в школе авторских учебно-воспитательных программ, уроков и внеклассных мероприятий с акцентуацией на традиционно-прогрессивные и социально одобряемые морально-этические и духовно-нравственные качества и черты характера личности. Непосредственный акцент следует делать на подлинные ценности родного народа, республики, родной страны, так как именно эти ценности весьма значимы для оптимального формирования нравственных чувств, сознания и поведения учащихся. Следует постоянно держать в поле зрения то, что: «Нравственное вос-
питание народ представляет, как формирование у человека необходимых для его жизни и деятельности в обществе морально-этических качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине» [3].
Формирование гуманных отношений несомненно является частью полноценного процесса нравственного воспитания учащихся. В этой связи целесообразным считаем проводить такие мероприятия, как:
- беседы и диспуты на этические темы;
- чтение, анализ и систематизация нравственных идей художественной литературы;
- встречи учащихся с деятелями культуры и науки, со старожилами, мудрецами и духовными лидерами народа, славными ветеранами педагогического труда;
- обсуждение и коллективная оценка положительных и отрицательных поступков учащихся в различных ситуациях.
Немаловажно учитывать и формирующее воздействие педагога при проведении этих мероприятий.
Процесс духовно-нравственного воспитания учащихся следует планировать и строить во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность должна быть логическим продолжением начатой на уроке работы. Духовное воспитание является неотъемлемым составляющим духовно-нравственного воспитания. Поэтому при разработке планов, содержания воспитательной работы важно учитывать возраст учащихся, прослеживать последовательность в развитии и становлении личности ребенка.
Неотъемлемой частью духовного воспитания является патриотическое воспитание. Оптимизации патриотического воспитания более всего способствуют такие педагогически оправданные формы как: классные часы, праздники, посвященные Дню Победы, литературные вечера, очевидно раскрывающие патриотический потенциал художественных произведений, «Дни духовности и культуры», предполагающие встречи с деятелями культуры, науки, ветеранами образования, людьми со значительным жизненным опытом. Много интересного о ценных человеческих нравах учащиеся могут узнать от старых и мудрых людей. Многому полезному в жизни, пер-
вым трудовым навыкам дети учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тонкости межличностных и общественных отношений, тайны природы: растительного и животного мира и т. д. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, эти люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть гуманными, отзывчивыми, внимательными к другим людям. В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование прежде всего гуманных отношений между детьми, воспитание у них нравственных чувств, сознания и поведения.
Важным механизмом, обеспечивающим успешное вхождение ребенка в жизнь общества и прежде всего школьную жизнь, является психологическая готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компоненты готовности к школьному обучению и воспитанию. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка в этой связи становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому воспитательный процесс важно планировать и строить во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность должна стать логическим продолжением начатой на уроке воспитательной работы.
Одной из форм духовно-нравственного воспитания личности учащегося является краеведение. Неслучайно опытные учителя часто и достаточно эффективно используют краеведение на уроке и во внеурочной деятельности.
Весьма показателен в этой связи колоссальный опыт незабвенного историка-краеведа, известного народного учителя, почетного гражданина г. Буйнакска Булача Гаджиева, перу которого принадлежат более 40 книг, в том числе: «Дагестан в истории и легендах», «Ворота в горы Дагестана», «У подножия Сала-Тау», «По следам М. Ю. Лермонтова в Дагестане», «Пленни-
ки дагестанских гор», «У каждого была своя война», «Я - учитель», «Тайны дагестанских скал», «Дорога на Гуниб», «У подножия Гимринского хребта» и другие.
Однако, анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т. е. изучая процесс преподавания основных предметов, мы пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края, учителям следует обратиться к анализу данной проблемы и определить оптимальные пути краеведческой деятельности в рамках своих школ. Краеведческая работа является важнейшим условием духовно-нравственного, а еще более патриотического воспитания учащихся. Учителя должны сформулировать и дать четкие и ясные ответы на вопросы: «Для чего же следует изучать свой край?», «Что изучать?», «Как и в каком ракурсе преподнести детям краеведческий материал?» и т. д.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение здесь имеет непосредственная связь с социосредой (родителями, общественными организациями, учреждениями культуры села, района, города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Как показывает многолетний педагогический опыт школ республики (Муниципальное образовательное учреждение [МОУ] «Средняя школа [СШ] № 5» г. Буйнакска, МОУ СШ № 39 г. Махачкалы, Ленинкентское МОУ № 35 и др.) планомерная и целенаправленная организация краеведческой работы способствует осознанию учащимися своего места в окружающем мире («Я - мой город»), значения Республики Дагестан в истории и культуре России («Я - мой город, мой край, мое Отечество»). Такая работа не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности и в целом духовно-нравственной зрелости учащихся.
В рамках общеобразовательной дисциплины «Природоведение» учителю предоставляется обширное поле деятельности по формированию нравственных качеств учащихся. Изучая этот предмет, учащиеся систематизируют и расширяют знания о своем крае, об особенностях взаимодействия человека и природы, природных условиях и ресурсах, а также знакомятся с растительным и животным миром, климатическими условиями. На уроках природоведения целесообразно выбирать разнообразные формы и методы ознакомления учащихся с родной природой: экскурсии, творческие работы, встречи с людьми разных профессий, беседы и т. п. Именно так в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, родного края, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей. Дети открывают для себя основы уважительного и заботливого отношения к природе, учатся взаимодействовать с ней, осознают ценность окружающего их мира, что в свою очередь ведет к формированию нравственного сознания и поведения учащихся.
Громадным потенциалом духовно-нравственного воспитания учащихся обладает общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Данный предмет даёт широкие возможности для духовно-нравственного воспитания учащихся, позволяет яснее воспринять, осмыслить и понять общечеловечески значимые морально-этические, духовно-нравственные принципы, правила и установки своего и близких народов, их социальную мудрость и опыт, лучше готовится к жизни и деятельности в многонациональном и многоконфессиональном дагестанском и российском обществе.
Совокупный анализ методики проведения уроков по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» позволяет отметить колоссальные морально-этические возможности уроков-диспутов в форме брифингов, круглых столов и более всего интегрированных уроков, проводимых опытными учителями по тематике: «Традиции почитания старших в дагестанском обществе», «Обычаи взаимопомощи», «Этикет дагестанцев», «Кодекс чести горца», «Поведение девушки в обществе», «Традиции почитания старших в обществе», «Семейно-бытовая этика и культура поведения дагестанцев», «Адатное и шариатское право», «Формы проведения досуга дагестанских народов», «Народные развлечения и игры»,
«Культура и традиции русскоязычных народов Дагестана», «Место религии в современной жизни дагестанского общества», «О дружбе и любви», «Идеальный человек по-дагестански», «Идеальный образ женщины горянки», «Наследники горских героических традиций», «Религия как часть культуры народа и фактор нравственного воспитания», «Дагестанский национальный характер», «Роль народных традиций в формировании настоящего человека», «Традиции мира и согласия», «Народный моральный кодекс «Намус», «Морально-этический кодекс поведения народов Дагестана» и др. Что весьма примечательно, на уроках «Культура и традиции народов Дагестана» ученики разрабатывают собственный «Кодекс чести и совести», подготавливают доклады, рефераты, мини исследовательские работы. Такие уроки жизни, проводимые по наиболее актуальным аспектам, позволяют каждому ученику выразить свою точку зрения по злободневным вопросам духовно-нрав-ственного становления, воспитания и развития социально-значимой личности гражданина-патриота своей республики и страны.
1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М. : Просвещение, 1997. 17 с.
2. Мирзоев Ш. А., Абдулатипова Э. А., Мирзо-ева А. Ш. «Мой Дагестан» Расула Гамзатова как источник духовно-нравственного воспитания поколений // Педагогическое образование и наука. 2013. № 1. С. 121-124.
3. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Нравственная культура личности в системе дагестан-
1. Azbuka nravstvennogo vospitaniya. Posobie dlya uchitelya [Alphabet of moral education. Tutorial for teachers]. Ed. by I. A. Kairov, O. S. Bogdanova. Moscow, Prosveshenie Publ., 1997. 17 p. (In Russian)
2. Mirzoev Sh. A., Abdulatipova E. A., Mirzoeva A. Sh. "My Dagestan" of Rasul Gamzatov as the reservoir of generations' spiritual and moral education. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2013. No. 1. Pp. 121-124. (In Russian)
3. Mirzoev Sh. A., Mirzoeva A. Sh. Moral Culture of the person in the system of Dagestan folk ethical traditions. Izvestiya Dagestanskogo gosu-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Мунгиева Нина Зурабовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры
Заключение
Необходимо отметить безусловную необходимость и социальную значимость возрождения традиционного народного механизма восприятия, понимания, осмысления и применения как национальных, так и общечеловеческих культурных ценностей в жизни и деятельности нынешних и грядущих поколений [4].
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче поколениям веками накопленного социально-педагогического, образовательно-воспитательного опыта, иначе невозможно не только развитие, но и само существование общества. Сохранение и преумножение историко-педагогического опыта, и прежде всего духовно-нравственного потенциала поколений, во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития современного российского общества. Ключевой фигурой в решении данной архиважной проблемы во все времена был и остается Учитель с большой буквы.
ских народных этических традиций // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014. № 2. С. 66-73.
4. Магомедова З. Ш., Мунгиева Н. З. Использование опыта народной педагогики в практике современного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 2. С. 39-42.
darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2014. No. 2. Pp. 66-73. (In Russian)
4. Magomedova Z. Sh., Mungieva N. Z. Using the experience of the traditional pedagogy in the modern education practice. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2015. No. 2. Pp. 39-42. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nina Z. Mungieva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of General and
Литература
References
общей и теоретической педагогики (ОТП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: Georgia1972@mail.ru
Багичева Жасмира Багичевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ОТП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Georgia1972@mail.ru
Принята в печать 19.09.2016 г.
Theoretic Pedagogy (GTP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: Georgia1972@ mail.ru
Zhasmira B. Bagicheva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of GTP, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: Geor-gia1972@mail.ru
Received 19.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37:51
Современное состояние формирования математической культуры и пути её совершенствования
© 2017 Насыпаная В. А.
Средняя общеобразовательная школа № 34, Махачкала, Россия; e-mail: Valya120988@rambler.ru
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение современного состояния формирования математической культуры школьников и путей ее совершенствования. Методы. Анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация. Результат. Автор рассматривает математическую культуру школьников как личностное образование, которое неразрывно связано с математическими знаниями и умениями, с практической деятельностью школьников, с их творческой и исследовательской деятельностью. Выводы. В исследовании сформулированы черты математической культуры, выстроенные в иерархию - с 1 по 3-й уровень. Определено содержание школьного предмета «Математика» как базы для формирования элементов математической культуры.
Ключевые слова: математическая культура, личностное образование, математические знания, математическое образование, уровни математической культуры.
Формат цитирования: Насыпаная В. А. Современное состояние формирования математической культуры и пути её совершенствования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 78-83.
Current Status of Mathematical Culture Formation and Ways of its Improvement
© 2017 Valentina A. Nasypanaya
General School No. 34, Makhachkala, Russia; e-mail: Valya120988@rambler.ru
ABSTRACT. Aim. The aim of the study is to examine the current status of the students' mathematical culture formation and ways of its improvement. Methods. Analysis of literature, synthesis, generalization and systematization. Result. The author considers the mathematical culture of the students as a personal education, which is inextricably linked with the mathematical knowledge and skills, with practical activities of students, with their creative and research activities. Conclusions. The researcher states the features of mathematical culture, built in the hierarchy - from 1 to 3rd level. She also determines the content of a school subject «Mathematics» as a basis for the formation of mathematical culture elements.