Научная статья на тему 'Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана в аспекте эстетического воспитания младших школьников'

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана в аспекте эстетического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ / AESTHETIC EDUCATION / NATIONAL CULTURE / ELEMENTS OF LOCAL HISTORY / CULTURE AND ART OF THE NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаева Нажибат Абдулаевна, Стародубцева Татьяна Васильевна, Шейхова Саида Магомедовна

В статье рассматривается эффективная форма развития, обучения и эстетическое воспитание младших школьников на занятиях изобразительного искусства, путем приобщение учащихся младших школ к памятникам истории, культуры и искусства, отображающих в изысканной красоте форм традиционные художественные и духовно-нравственные принципы дагестанского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Folk decorative art of dagestan in the aspect of aesthetic education in primary school

An effective form of development, training and aesthetic education of younger schoolboys at lessons of the fine arts, by involving pupils of elementary schools to monuments of history, culture and art are displayed in the exquisite beauty of the traditional forms of artistic and spiritual and moral principles of the people of Dagestan is discussed.

Текст научной работы на тему «Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана в аспекте эстетического воспитания младших школьников»

УДК 371.037:745

ББК 74.200.55:85.12(12=Даг)

Н.А. Кандаева, Т.В.Стародубцева, С.М. Шейхова

народное декоративно-прикладное искусство Дагестана в аспекте эстетического воспитания

младших школьников

В статье рассматривается эффективная форма развития, обучения и эстетическое воспитание младших школьников на занятиях изобразительного искусства, путем приобщение учащихся младших школ к памятникам истории, культуры и искусства, отображающих в изысканной красоте форм традиционные художественные и духовно-нравственные принципы дагестанского народа.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, национальная культура, культура и искусство родного края.

N. A.Kandayeva, Т. V.Starodubtseva, S. M.Sheikhova folk decorative art of dagestan in the aspect

of aesthetic education in primary school

An effective form of development, training and aesthetic education of younger schoolboys at lessons of the fine arts, by involving pupils of elementary schools to monuments of history, culture and art are displayed in the exquisite beauty of the traditional forms of artistic and spiritual and moral principles of the people of Dagestan is discussed.

Keywords: aesthetic education, national culture, elements of local history, culture and art of the native land.

Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в усвоении народных знаний о родных местах, поддержании существующих традиций, которые являются основным фондом культуры, результатом творческой деятельности предшествующих поколений. У всех народов разных стран были люди, хорошо знавшие историю, окружающую их местность, ее природу, культуру, искусство прошлого и современную жизнь. Естественно, все свои знания, культурно-исторические, социальные устно или письменно они передавали последующим поколениям.

В последние годы возросла тенденция гуманизации всей системы народного образования, появилась необходимость развития и совершенствования художественно-эстетического образования и воспитания учащихся начальных классов как классического изобразительного, так и традиционного народно-

го декоративно-прикладного искусства.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника». Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается [3, с. 17].

Произведения народного декоративно-прикладного искусства, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно

легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту народной культуры, помогают усвоить глубоко позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.

Народное искусство обращено прежде всего к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы восприятия, предоставляет значительные и широкие возможности для плодотворного использования его в системе начального художественного и эстетического образования.

Несомненно, возросший в наше время повышенный интерес к народным этическим и эстетическим традициям, ко всему комплексу духовного наследия предков связан, в первую очередь, с новыми научно-педагогическими задачами, основанными на естественно возросших требованиях времени.

В данной работе мы попытались разработать и обосновать целесообразность использования материала народного декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства в школах Дагестана. Прежде всего, необходимо определить содержание занятий и решить, на каком этапе урока, какой именно материал способствует решению специфических учебно-воспитательных и художественно-эстетических задач преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Важно отметить, что это, во-первых, предметы быта народов Дагестана из повседневного окружения детей, широко распространённые и до сих пор пользующиеся спросом изделия дагестанских гончаров, а также медночеканные изделия аварских и лакских мастеров.

В некоторых селениях изготовляют художественные изделия из разнообразных художественных материалов. Кубачинские мужчины - прославленные ювелиры, а женщины вяжут шерстяные джурабы и вышивают оригинальные женские головные покрывала «каз» [4, с. 27].

Балхарские женщины - признанные мастерицы керамического производства, кроме того, они ткут и ковровые изделия. Целые районы Южного Дагестана знамениты производством высокохудожественных ворсовых ковров.

Все эти изделия декоративно-прикладного искусства, представленные в краеведческих музеях всех городов республики, которые располагают экспонатами народного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней.

Привлечение материала народного декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства будет способствовать развитию творческих поисков не только учащихся, но и учителей. Поэтому необходимы целенаправленный сбор, анализ и изучение учащимися материалов, экскурсии познавательного характера в другие школьные и республиканские музеи, изучение специальной искусствоведческой литературы и др.

Разнообразные изделия местных художественных промыслов учитель может применять во всех основных видах учебного процесса, предусмотренных школьной программой по изобразительному искусству. Следовательно, материал народного декоративно-прикладного искусства местных художественных промыслов - незаменимое наглядное пособие для проведения практических занятий.

В центре внимания в художественно-эстетическом образовании учащихся школ, на наш взгляд, должны быть, во-первых, такие важные задачи, как развитие эстетического отношения к действительности, восприятие прекрасного, художественно-эстетическая оценка младшими школьниками произведений народного искусства. Изучение и познание основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству. В этой связи нами разработана последовательная система занятий по изучению различных видов народного декоративно-прикладного искусства, способствующего эстетическому воспитанию младших школьников.

X

га

н ^

с

о о ш

о ¡£

о ф

т ^

Й н о т

ф

с

о го

го

X

го н

о ф

го ч о ей

н

о

о £

о ^

ф о

X

ч го

с

о

х со СО о

м

0 ч

£^ГО Го щ

1 2

го ш о

X ф

3

О

го"

ей ф

^

Ю >

о ^

го

I-

О Ш

го

ш

ф

го ч х

го <

I

Основная цель разработанных уроков - расширить, обогатить интерес и знания учащихся начальных классов о различных видах народного декоративно-прикладного искусства, развить их воображение, память, стимулируя этот процесс выполнением эскизов декоративного оформления различных изделий, проработкой декоративных художественных композиций с использованием в качестве объектов изображения предметов быта народов Дагестана.

Материал народного декоративно-прикладного искусства к урокам ИЗО учитель подбирает в зависимости от местных условий и возможностей школы.

Ниже мы предлагаем примерные развернутые методические разработки уроков декоративного рисования в младших классах, составленные с учетом общепедагогических требований программы и национального своеобразия дагестанского декоративно-прикладного искусства [1, с. 100].

Вид занятий: Беседа об искусстве

Тема: Изучение народного искусства родного края.

Цели и задачи: ознакомление учащихся с историей художественного промысла, его спецификой, техникой и технологией; изучение связей народного искусства с бытом и культурными традициями родного края, образом жизни; ознакомление с утилитарными, эстетическими и художественными качествами изделий народных мастеров, особенностями их создания и использования.

План

1. Организационная часть 2-3 мин.

2. Сообщение нового материала 3035 мин.

3. Анализ полученных учащимися знаний 3-5 мин.

Оборудование: наглядно-методические таблицы, наглядные пособия, репродукции.

ход урока

Учителю необходимо сообщить о том, что на этом уроке они познакомятся с историей художественного промысла родного края, его спецификой, техникой и технологией. Изучат разнообразные изделия местных художественных

промыслов, ознакомятся с самобытными художественными традициями своих предков.

Учитель подробно и в доступной форме излагает все эти сведения, также выясняет у учащихся, с какими видами народных промыслов они знакомы. Это помогает активизировать внимание учащихся и организовать диалог учителя с учениками. Рассказ учителя необходимо сопровождать репродукциями с изображениями изделий, изготовленных в с. Кубачи, с. Балхар, с. Унцукуль и т.д.

У всех народов мира во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. В настоящее время изучению истории художественных промыслов родного края помогают предметы быта из повседневного окружения. Во многих домах жителей нашей республики, а в особенности в сельской местности, сохранились деревянные изделия с художественной резьбой, лари для хранения зерна, поставцы для ложек, мерки для муки и др. Широко распространены и до сих пор пользуются спросом изделия дагестанских гончаров, а также медно-чеканные изделия аварских и лакских мастеров. Пожалуй, трудно найти в Дагестане такое селение, где бы жители не занимались изготовлением тех или иных художественных изделий бытового назначения.

Кубачинцы - это прославленные ювелиры, балхарские женщины - признанные мастерицы керамического производства, целые районы Южного Дагестана заняты производством высокохудожественных ворсовых ковров. Во многих селениях сохранились культовые сооружения прошлого - мечети, которые представляют определенный интерес в отношении их художественного оформления лучшими местными мастерами-прикладниками своего времени. В зданиях этого типа встречаются прекрасно отделанные архитектурные детали: резные камни с причудливым растительным орнаментом в переплетении с вязью арабского шрифта, деревян-

ные и каменные колонны, украшенные резьбой. Немаловажный интерес в этом отношении представляют и надгробные резные камни, декорированные растительными или геометрическими орнаментальными композициями. Знакомство детей с подлинными образцами народного искусства будет способствовать дальнейшему повышению уровня художественной культуры и развитию эстетических вкусов учащихся.

В конце урока учитель путем постановки вопросов следующего характера анализирует знания, полученные учащимися в ходе беседы:

1. Какие изделия местных художественных промыслов вы знаете?

2. В каких селениях Дагестана и сегодня активно развиваются декоративно-прикладные ремесла?

3. Какие культовые сооружения древности вы знаете, где они находятся?

4. Как народное искусство связано с бытом и культурными традициями родного края, образом жизни?

5. С какими видами орнамента вы познакомились?

Вид занятия: Декоративное рисование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема урока: Узоры Балхарских мастериц.

Цель урока: знакомство с традиционной художественной керамикой Дагестана; формирование навыков кистевой росписи на примере изучения орнаментального декора Балхарских расписных гончарных изделий; выработка умений в составлении узора из отдельных элементов, применяемых в практике при выполнении технических чертежей.

Ход урока

Урок начинается с рассказа учителя о знаменитых мастерах из аула Балхар, керамические изделия которых получили высокое признание не только в нашей стране, но и за ее пределами.

Все эти сведения учитель в доступной форме передает учащимся. Правильно построенная предварительная беседа учителя поможет учащимся правильно оценить художественное достоинство Балхарских изделий, активизирует учебно-познавательную деятельность и

развивает художественные вкусы детей.

Рассказ учителя необходимо сопровождать репродукциями с изображением гончаров, репродукции желательно спроецировать на экран при помощи эпидиаскопа.

В процессе предварительной беседы учитель демонстрирует перед учащимися расписную Балхарскую тарелку. На примере этой тарелки учитель обращает внимание детей на характерные особенности Балхарской росписи. Обращает внимание детей на то, что основные мотивы Балхарской росписи складываются из отдельных элементов, спиралевидных, крестообразных завитков и различных кругов, линий, точек. Некоторые замкнутые элементы орнамента заполнены штриховкой, при этом тонкие косые штриховые линии располагаются в различных направлениях. Иногда применяется перекрестная штриховка.

Учитель путем постановки вопросов следующего характера анализирует составные части узора: какие элементы соответствуют более удачному расположению в центре тарелки, а какие ближе к краю? Какие элементы лучше всего подходят для украшения борта тарелки?

Учитель уточняет ответы и подсказывает детям, что элементы с вытянутой, удлиненной формой необходимо расположить радиально, т.е. лучеобразно по отношению к центру. Предлагает еще раз внимательно рассмотреть тарелку и объясняет детям, как расположила эти элементы на своем изделии Балхарская мастерица.

После вводной беседы учитель раздает учащимся кружочки из бумаги, окрашенные гуашью (охрой) в цвет, соответствующий цвету глины. При этом сообщает, что роспись белого цвета Бал-харская мастерица производила белой глиной при помощи волосяной кисточки. Следовательно, учащиеся, выполняя роспись, наносят узор белой гуашью на тонированной поверхности своих рисунков техникой кистевой росписи. Кисточка для росписи должна быть с острым концом. При выполнении самостоятельной работы учитель ставит

X

га

н ^

с

о о ей

о ¡£

о ф

т ^

Й н о т

ф

с

о го

го

X

го н

о ф

го ч о ей

н

о

о £

о ^

ф о

X

ч го

с

о

х со СО о

^ а р

о' сц

0 ч

£^ГО ГО с;

1 2

перед собой следующую творческую задачу: пользуясь элементами Балхарского орнамента, сочинить и выполнить самостоятельно композицию узора в полосе или круге.

В процессе самостоятельной работы для лучшего проявления детьми творческой инициативы и выдумки необходимо придать работе детей игровой характер.

Учащиеся расписывают свои рисунки в силу своих индивидуально-творческих способностей и выступают в качестве маленьких гончаров. Удачно продуманные игровые моменты, вводимые учителем на данном отрезке урока, способствуют развитию образного художественного воображения детей. Урок завершается выставкой работ учащихся.

Библиографический список

1. Кандаева, Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале республики Дагестан) [Текст]: дис. ... канд. псих. наук / Н.А. Кандаева. - Махачкала, 2006. - 194 с.

2. Кандаева, Н.А. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края [Текст] / Н.А. Кандаева, Э.Ю. Бачиева // Известия ДГПУ. - 2012. -С. 33-37.

3. Неменский, Б.М. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Изд-во Росийского открытого ун-та, 1992. - 123 с.

4. Раджабов, И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования [Текст] / И.М. Раджабов. - М.: Прометей, 1998. - 100 с.

Referencеs

1. Kandaeva N.A. Aesthetic education of school students via regional studies (on the basis of the Republic of Dagestan). Dis. ... Cand. Psychol. sciences. - Makhachkala. 2006. [in Russian].

2. Kandaeva N.A., Bachieva E.Y. The aesthetic education of primary school students in the course of initiation to the culture and art of their native land. Izvestia DSPU . Makhachkala, Dagestanskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2012. P. 33-37. [in Russian].

3. Nemensky B.M. The concept of art education as the foundation of the aesthetic development of pupils at the school. M.: 1992. P.38 [in Russian].

4. Radzghabov I.M. Arts and crafts in the artistic education. M.: Promethei, 1998. [in Russian].

Сведение об авторах: Кандаева нажибат Абдулаевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

начального образования,

Дагестанского государственного

педагогического университета,

г. Махачкала.

Ктай: [email protected]

Information about the authors: Kandayeva Nazhibat Abdulayevna,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of pedagogy

and psychology of primary education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala. Russia. E-mail: [email protected]

Стародубцева Татьяна Васильевна,

ст. преподаватель, кафедра педагогики и психологии начального образования, Дагестанского государственного педагогического университета.

Starodubtseva Tatyana Vasiylevna,

Senior lecturer,

Department of pedagogy and psychology of primary education. Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala. Russia.

шейхова Саида Магомедовна,

ст. преподаватель, кафедры педагогики и психологии начального образования, Дагестанского государственного педагогического университета.

Sheikhova Saida Magomedovna,

Senior lecturer,

Department of pedagogy and psychology of primary education. Dagestan State Pedagogical University. Makhachkala. Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.