УДК 377
Imanmurzaeva A.U., teaching assistant, Department of Methods of Fine and Decorative Arts, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: aida.k [email protected]
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF ARTS AND CRAFTS IN FORMING OF A PERSONALITY IN YOUNG SCHOOLCHILDREN.
The article deals with important scientific problems of identity formation in younger school pupils on the basis of studying and deep perception of cultural and historical heritage of peoples. The author emphasizes that lessons of fine and decorative arts have become fundamental in the process of forming conditions for effective aesthetic attitude of school students on the basis of the use of pedagogical potential of arts and crafts. The author concludes that in the education system the national arts and crafts are of great importance in the artistic and aesthetic education and development of schoolchildren in elementary school.
Key words: arts and crafts, educational potential, formation of aesthetic attitude, criteria of realization of pedagogical potential, artistic creativity.
А.У. Иманмурзаева, ассистент каф. методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: aida.k [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются важные научные проблемы формирования личности младшего школьника на основе изучения и глубокого восприятия культурно-исторического наследия народов. Особо подчёркивается, что уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими эффективными условиями в формировании эстетического отношения учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства. Автор приходит к выводу, что в системе образования, народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в художественно-эстетическом воспитании и в формировании личности младшего школьника.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, формирование эстетического отношения, критерии реализации педагогического потенциала, художественное творчество.
Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности.
Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в художественный образ, формирует личность и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства является народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процессе формирования эстетического отношения к окружающей действительности.
В изучение данной проблемы большую лепту в основные положения искусствоведческой педагогической науки о сущности народного искусства внесли такие специалисты, как А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская. Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикалова и др. Их разработки и анализ проблем, связанных с восстановлением, изучением и использованием народных художественных традиций декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников ценны и полезны.
Тем не менее, надо признать, что в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства как условие формирования эстетического отношения учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в формировании эстетического отношения в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.
Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования в формировании эстетического отношения у школьников является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учётом гармоничного сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.
Особо значимо формирование эстетического отношения в период социализации и становления личности, а именно в подростковом возрасте, так как именно на этом этапе закладываются основы морали, нравственности, гражданственности, патриотизма. Формированию морально-нравственных качеств способствует приобщение учащихся к народной художественной культуре.
Очевидно, что существенное значение в формировании личности младшего школьника имеют занятия декоративно-прикладным искусством.
«Народное декоративно-прикладное искусство имеет большое значение в художественно-эстетическом воспитании, а, следовательно, и в формировании личности младшего школьника» [1], - отмечает Т.Я. Шпикалова.
Специфической педагогической особенностью декоративно-прикладного искусства является то, что учащийся стоит перед необходимостью проявлять индивидуальное творчество. Такой вид деятельности обладает высокими воспитательными возможностями, позволяющими накапливать положительный опыт эстетического отношения к действительности.
Следует отметить, что декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического отношения «вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые навыки и умения, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии, путём включения их в увлекательный процесс создания собственных произведений» [2].
Мир, в котором живет ребёнок, отличается многообразием социальных ориентиров, разноречивостью многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить эти знания педагоги обращаются к истории, стремятся осмыслить педагогический процесс в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Особое внимание при этом обращается на то, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, выраженное в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Обращение к данному виду искусства не случайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе школьных образовательных учреждений. Развитие и формирование эстетических отношений должно проводиться с учётом не только их склонности, но и природных
географических условий, где они растут и воспитываются. В этом плане Дагестан - уникальная республика, где своеобразны природа, традиции, климатические условия, имеются многие виды художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел.
Надо согласиться с М.М. Байрамбековым, отмечающим, что «декоративно-прикладное искусство Дагестана, сформировавшееся как многовековое творчество коренных народностей и под воздействием искусства ряда древних цивилизаций Европы и Азии, и на современном этапе продолжает развиваться в таких видах народного творчества, как художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное производство, резьба по камню, дереву, кости, насечка дерева металлом и др.» [3].
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров - табасаранский ковер, балхарская керамика, кубачинское или гоцатлинское украшение и др. Использование в художественно-эстетическом воспитании разнообразных педагогических возможностей с привлечением материала декоративно-прикладного искусства с учётом национального колорита заметно влияет на формирование эстетического отношения младших школьников.
Народное декоративно-прикладное искусство есть важный компонент в общей системе художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ республики Дагестан при условии учета региональных, исторически сложившихся национальных эстетических критериев продуманного соотнесения их с федеральным и региональным культурно-художественным цензом» [4].
Задача учителя изобразительного искусства расширить, обогатить и систематизировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, развить эстетическое отношение к окружающему миру, художественно-творческое воображение, память, представление, стимулируя этот процесс учащихся выполнением различных декоративных композиций, с использованием стилизованных форм и творческих принципов народного искусства. Очень важно при этом, выявить и подчеркнуть художественно-эстетическую ценность изделий декоративно-прикладного искусства. Правильное и естественное понимание, ценность красоты предметов эстетики, произведений народных мастеров может прийти лишь при условии активности мыслительной, творческой деятельности школьников. Поэтому развитие у младших школьников способности, подготовленности к правильным эстетическим отношениям, суждениям и оценкам представляет собой одно из основных условий обучения процессу познания и посильного понимания произведений народного искусства.
Система образования может стать одним из важных средств социокультурного и духовного возрождения. Процесс выработки содержания национально-регионального компонента образования, служащего основанием для решения задач по созданию системы национального образования как в российском образовании в целом, так и в отдельных республиках в рамках разграничения компетенций субъектов Российской Федерации, уже прошел путь определения его составляющих и практической апробации.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному искусству.
Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребёнка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребёнок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному
Библиографический список
искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях.
Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей.
В процессе практической части нашей работы мы старались формировать у школьников устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству Дагестана, развивать у детей художественно-творческие способности; формировать эстетическое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства и явлениям окружающего мира; воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
Формируя эстетическое отношение у детей, необходимо подготавливать их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатывать желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения.
Следовательно, педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства - многогранное понятие, выступающее в совокупности признаков, направленных на личность и преобразующих ее на формальном (системные связи «Я-этнос») и реальном («Я-профессионал», «Я-творец», «Я-разви-вающаяся личность») уровнях, позволяющих ей существовать, творчески взаимодействовать и преобразовывать изменяющееся мультикультурное пространство. Рассмотренные подходы к определению педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства позволяют сделать определенные выводы:
- педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства - сложное понятие, осмысление которого должно осуществляться с позиции культурологии, педагогики и с позиций процессов, происходящих в обществе;
- определение данного понятия возможно только в связи с существующими в единстве их положительных и отрицательных сторон;
- выработка понятия будет сопровождаться поиском условий его реализации в образовательной системе.
«В учебно-воспитательном процессе в школе, - пишет И.М. Раджабов, - где декоративно-прикладное творчество реально существует и плодотворно развивается, педагог должен понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, являясь одной из важнейших условий организации оптимальной среды обитания, активно способствует формированию эстетического отношения младших школьников» [4].
Таким образом, знакомя учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства необходимо добиться, чтобы они правильно поняли примеры практической художественной деятельности, принцип традиционного, коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества и, главное, основных его принципов (повтор, вариация, импровизации).
1. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. Москва: Прогресс, 1996.
2. Янковская Е.А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства. Педагогическое мастерство: материалы международной научной конференции. (Москва, апрель 2012 г.). Москва: Буки-Веди, 2012.
3. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2001.
4. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. Москва: Прометей, 1998.