УДК 371.01 ББК 74.202.426
Ю.В. Печерский
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ЭФФЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье освещены познавательные и художественно-эстетические возможности декоративного искусства в формировании творческой активности младших школьников. Рассмотрены эффективные условия и средства, воздействующие на эмоциональную сферу сознания учащихся и помогающие формировать творческую активность младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: обучение, развитие, творчество, творческая активность, декоративно-прикладное искусство, эффективные условия и средства.
Yu.V. Pechersky
ARTS AND CRAFTS AND EFFECTIVE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article highlights the educational and artistic-aesthetic possibilities of decorative art in the formation of creative activity of younger schoolboys. The effects-WIDE conditions and agents acting on the emotional sphere of consciousness-of learners and helps to shape the creative activity of younger schoolboys by means of arts and crafts.
Keywords: training, development, creativity, creative activities, arts and crafts, effective conditions and means.
В настоящее время актуальна необходимость осуществить некоторые изменения педагогического образования в различных социальных, культурных сферах, определить его зависимость от уровня развития национального самосознания и условий региона. Именно поэтому важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в эстетическом воспитании и развитии творческой активности младших школьников.
Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к
окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности, в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.
«Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, - развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [5].
Народное декоративно-прикладное творчество Дагестана богато ритмами
и повторами, оно всегда несет в себе конкретные художественные декоративные образы, различные цветотоновые отношения, легко доступно, интересно учащимся, что и является основой для пробуждения и развития творческой активности младших школьников.
Известный исследователь А.И. Круп-нов отмечает, что активность, с одной стороны, понимается как мера деятельности, уровень протекания процесса взаимодействия ... или как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию, с другой стороны, характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловленных его внутренними противоречиями, опосредованными средствами влияния [2].
Ценность народного прикладного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует прежде всего на чувства и способствует развитию творческой активности младших школьников благодаря ярко выраженным средствам выразительности. Оно привлекает и активизирует внимание детей, прежде всего, воздействуя на чувственную сферу ребенка, стимулирует развитие творческих способностей учащихся. Это подтверждается Т.С. Комаровой, М.А. Некрасовой, Т.Я. Хворостовым, В.С. Кузиным, Н.В. Сокольниковой, М.М. Байрамбеко-вым, И.М. Раджабовым, Т.Я. Шпикало-вой, труды которых несомненно могут послужить для учителей изобразительного искусства важным ориентиром в поиске и определении наиболее действенных образовательно-воспитательных подходов к развитию творческой активности младших школьников в процессе приобщения их к различным видам художественной деятельности.
Активность личности учеными-психологами рассматривается как «группа личностных качеств, обусловливающих внутренние потребности, тенденции индивида к эффективному освоению внешней деятельности, к самовыражению относительно внешнего мира [4].
В центре внимания художественно-эстетического образования учащихся школ, на наш взгляд, должны быть, прежде всего, такие важные задачи, как
развитие эстетического восприятия, художественно-эстетическая оценка творческой активности младших школьников.
Корифей русской художественной академии П.П. Чистяков подчеркивает в первую очередь значение воспитания предмета в рисовании, обращает внимание на необходимость развития умения целостно видеть и передавать предметы. Он писал: «... надо научить глядеть на натуру, это почти самое необходимое и довольно трудное» [1].
Изучение и познание основ декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.
Автор многочисленных трудов по рассматриваемой проблематике В.С. Кузин дает такое определение художественному творчеству: «Это деятельность, в результате которой художники создают новые оригинальные произведения, имеющие общественное значение» [3].
К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для художественного творческого развития учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и эффективных условий приобщения учащихся к национальной культуре. Поэтому наиболее верным направлением и эффективными условиями развития творческой активности учащихся школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учётом гармоничного сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.
В настоящее время назрела настоятельная необходимость осуществлять в условиях средних общеобразовательных школах целенаправленный педагогиче-
ш
со
го
ей
о ^
о >
ф
.0 X
ей
s Ш
S2S S ^
« о
о =■ р х
о d
- i
0
1 S
2 х s со
"т iS о Го
If ° I"
а
^ §
ell-
а
о ^
ф
т
ф
С Ш
ский поиск, направленный на развитие творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства с помощью предметов декоративно-прикладного искусства, близко знакомых им с детства, с самого начала познания окружающего мира.
Развитие у учащихся изобретательной, художественной, творческой активности должно производиться с учетом не только их склонности, но и природных географических условий, где они растут и воспитываются. В этом плане Дагестан -уникальная республика, где своеобразны и природа, и традиции, и климатические условия, имеются все виды художественных промыслов и декоративно-прикладных ремесел. Использование в художественно-эстетическом воспитании разнообразных дидактических возможностей с привлечением материала декоративно-прикладного искусства с учетом национального колорита заметно влияет на развитие творческой активности младших школьников.
Задача учителя изобразительного искусства расширить, обогатить и систематизировать знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, развить их художественно-творческое воображение, представление, память, стимулируя этот процесс учащихся выполнением различных декоративных композиций, использованием стилизованных форм и творческих принципов искусства. Очень важно выявить и подчеркнуть художественно-эстетическую ценность изделий декоративно-прикладного искусства. Правильное и естественное понимание, ценность красоты, предметов эстетики, произведений народных мастеров может прийти лишь при условии активности мыслительной, творческой деятельности младших школьников. Поэтому развитие у учащихся способности, подготовленности к правильным эстетическим суждениям и оценкам представляет собой одно из основных условий обучения процессу познания и посильного понимания произведений народного творчества.
Изучение и анализ деятельности школ показывают, что для развития худо-
жественной творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами декоративно-прикладного творчества предполагается прежде всего создание эффективных условий, основанных на профессиональной компетенции педагога и личностно ориентированном взаимодействии его с учащимися, а также связаны с развивающейся предметной средой в учебно-воспитательном процессе.
Исходя их специфики традиционной художественной культуры, и, в частности, народно-прикладного искусства, а также опираясь на результаты анализа недостатков, имеющихся в системе художественно-педагогического образования по рассматриваемой проблеме, мы разработали эффективные условия развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству.
При создании предлагаемых условий мы опирались на принципы общей дидактики: систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и развитии художественно-творческой активности, а также дидактика частных методик, методики изобразительной деятельности. Рассматриваемые нами принципы связаны, прежде всего, со спецификой различных видов декоративно-прикладного искусства, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности. К ним мы относим, прежде всего:
1) тесную взаимосвязь всех видов декоративно-прикладного творчества, способствующего образному познанию окружающей действительности;
2) целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса, формирование и развитие у учащихся творческой активности в процессе художественной деятельности;
3) взаимосвязь обучения и декоративно-прикладного творчества как важного средства развития творческой активности младших школьников;
4) изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для создания художественного и декоративного образа.
При этом предполагаемые условия и предметная среда создаются на основе обучения и воспитания, которые носят развивающий характер, что несет за собой эстетическое, художественное, нравственное и творческое развитие младших школьников.
При создании педагогических условий мы исходили из того, чтобы средствами декоративно-прикладного искусства в процессе художественной деятельности у учащихся формировались и развивались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, чтобы поведение и процесс дидактической работы принимали характер открытости, естественности, детской непосредственности.
В процессе учебной работы нами созданы эффективные педагогические условия для интенсивного формирования исследуемого нами качества и развития творческой активности младших школьников с помощью декоративно-прикладного творчества.
При этом учитывается специфика данного учебного предмета, его содержание, условия и своеобразие используемых методов и приемов обучения.
Предлагаем основные базовые элементы этих условий:
1. Добровольность включения ребенка в художественно-творческую деятельность.
2. Развитие интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству, национально-художественной культуре.
3. Воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-творческие способности, осознание ими необходимости, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей.
4. Создание непринужденной творческой атмосферы урока, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы.
5. Систематическая постановка на уроках изобразительного искусства учебных художественно-творческих заданий, использование в учебном процессе потенциал ДГПУ как условия развития творческой активности младших школьников,
особенности национального колорита, творческие принципы ДГПУ, типологии творчества, стимулирующих активность учащихся, сочетая систематический контроль изобразительной деятельности младших школьников с оказанием им практической помощи.
6. Активное стимулирование и оценка практических работ учащихся путем определения уровня интереса младших школьников к художественно-творческой деятельности, использование элементов состязательности и анализа продуктов деятельности.
7. Делать обучение детей интересным. Чаще проводить выставки детского творчества.
8. Изучение и познание младшими школьниками предметов декоративно-прикладного искусства знакомых с детства в быту (кувшин, ковер, сабля), их назначения, так как любой предмет, изделие народного творчества - это очеловеченное существо, несущее мысли и чувства, энергию и информацию своего с созидателя.
9. Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, учет их индивидуальных особенностей.
Подробно рассмотрим специфику влияния перечисленных условий на развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному творчеству.
Формирование интереса к национально-художественной культуре, развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства, проявление осознанного художественного творчества являются важными условиями в процессе обучения изобразительному искусству в школе.
Одно из основных условий воспитания художественно-творческой активности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству связано прежде всего с обучением учащихся декоративным возможностям языка декоративно-прикладного искусства, изучением и познанием средств выразительности пластических искусств. С этой целью в соответствии с программными требованиями
ш
со
го
ей
о ^
о >
ф
-О X
ей
^ со £ ^ « о
о =■
р X
Ыч
О з
- I
о
X ^
о
2 х со
"т £ о Го
II ° I"
а
о ^
ф
т
ф
С Ш й
для каждого класса на примерах, предметах, изделиях декоративно-прикладного искусства изучались, анализировались различные средства художественной выразительности, такие как декоративная, художественная и образная выразительность изображаемых объектов, выбор формата, композиция, построение, передача формы предметов, светотень и цвет, декоративная композиция и композиционная целостность.
Важным эффективным условием считалось также введение вариативных подходов, которое обеспечивалось применением на уроках изобразительного искусства рассказов и бесед, разнообразных наглядных пособий, изучением и ознакомлением учащихся с различными природными художественными материалами и техниками, включением в структуру урока творческих задач, создавая проблемные ситуации и необходимость проблемного изложения материала, сочетанием коллективных и индивидуальных форм работы.
Считаем, что одним из основных эффективных условий развития творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства является ознакомление и изучение учащимися натуральных художественных материалов, используемых в декоративно-прикладном творчестве.
Важным условием развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства является отбор произведений, предметов художественного наглядного материала для бесед и показа на уроках изобразительного искусства.
При отборе произведений декоративно-прикладного искусства для экспериментального исследования важно придерживаться следующих художественно-эстетических и психолого-педагогических принципов:
• определение объема учебного материала: в соответствии с программами ИЗО выбрать объекты изображения для наглядного показа, подобрать соответствующие предметы из фонда с учетом возрастных особенностей и интересов детей;
• изучение и анализ произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих художественно-эстетическую ценность;
• изучение, познание традиционных видов творчества, технологии художественной обработки материалов, природных художественных прикладных материалов, анализ их эстетических качеств и декоративных свойств.
Важным условием для каждого этапа занятия экспериментального исследования было введение в учебно-воспитательный процесс творческих занятий.
При выполнении практических заданий учащимся предоставлено больше самостоятельного выбора объектов изображения. Наряду с постановкой творческих заданий мы не ограничивались оказанием целесообразной практической помощи учащимся, которые бы диктовали им правильные решения той или иной практической задачи. При выполнении любого задания особую разновидность творческих задач составляют задачи на импровизацию, так как они являются высшей формой проявления художественного творчества.
Важным средством художественного воспитания и формирования творческой активности личности является народное декоративно-прикладное творчество: учащиеся познают художественные традиции народа, обычаи, быт, приобщаются к национальной культуре и искусству, так как оно легко доступно, богато ритмами и повторами, несет в себе конкретные художественные и декоративные образы, что является основой для пробуждения творческой активности младших школьников. Различные виды художественно-творческой деятельности привлекают внимание учащихся, они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, стимулируют развитие творческой активности учащихся.
Благодаря смысловой, содержательной насыщенности произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства у младших школьников формируется объективно правильное отношение и оценка к окружающему предметно-
му миру, заметно расширяется кругозор, мышление становится более гибким и вариативным, а творческий процесс -более продуктивным. Процесс изучения основ декоративно-прикладного искусства считаем очень важным на уроках дисциплин эстетического цикла. Последовательность познания должна быть строго продумана и надежно подкреплена научно-обоснованной методикой, обу-
словленной исторически выработанными принципами народного искусства.
Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими факторами развития творческой активности младших школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.
Библиографический список
1. Гинзбург, И.Н. Чистяков П.П. и его педагогическая система [Текст] / И.Н. Гинзбург. - М.: Искусство, 1940. - 370 с.
2. Канн-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс [Текст]: автореф. дис... д-ра психол. Наук / В.А. Канн-Калик. - Л., 1985. - 37 с.
3. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 1984. - 318 с.
4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. пособие / под ред. Т.С. Комаровой. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
5. Некрасов, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] / М.А. Некрасов. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
Referents
1. Ginzburg I.N. Chistyakov P.P. and his pedagogical system. M.: Iskusstvo, 1940. P. 370. [in Russian].
2. Kann-Kalik V.A. Educational activity as a creative process. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Psychology). L., 1985. P. 37. [in Russian].
3. Kuzin V.S. Fine art and technique of its teaching in the primary grades. M.: Prosveshchenie, 1984. P. 318. [in Russian].
4. Methods of teaching graphic activity and designing: Proc. Manual. Ed. T.S. Komarova. M.: Prosveshchenie, 1985. P. 271. [in Russian].
5. Nekrasov M.A. Folk art as a part of the culture. M.: Izobrazitelnoie iskusstvo, 1983. P. 343. [in Russian].
Сведения об авторе: Печерский Юрий Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Pechersky Yuri Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Primary Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia. E-mail: [email protected]
CQ
to
го
CQ О
О ф
-О X
CQ
S CQ feg
S s
m О о ^
fû X
M
о d
О £
0
1 s
|У
2 x s m
о Го
Ü ° I" а
ф § cil-