Научная статья на тему 'Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства'

Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2935
457
Поделиться
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ БУРЯТИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Пазникова Зоя Ивановна

В статье рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе экспериментального исследования определены педагогические условия художественно-творческого развития детей с учетом народных художественных традиций Бурятии.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Пазникова Зоя Ивановна,

ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE PROCESS OF LEARNING THE DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article deals with the role of decorative and applied arts in the development of artistic craft of preschool and elementary school children. The pedagogical facilities of artistic and creative development of children with account of national artistic traditions of Buryatia are defined on the basis of the experimental studies.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Художественно-творческое развитие детей в процессе освоения декоративно-прикладного искусства»

Использование этого природного потенциала в художественной практике младших школьников существенно расширяет возможности творческого развития учащихся, повышает интерес к изобразительной, декоративной, пластической видам деятельности. При этом знакомство с естественными, поделочными и эстетическими свойствами натуральных материалов в процессе сбора и работы с ними обогащает общий и художественный кругозор детей, развивает эстетический вкус, способствует овладению такими выразительными средствами, как фактура, текстура, пластика, тон, колорит.

Поэтому программа формирующего исследования содержит методически обоснованные прикладные виды работ инновационного характера, связанные с освоением новых для детей технических навыков изображения и декоративного оформления (флористика, аппликация, мозаика, «лесная скульптура», макетирование, икебана, корнепластика и другие), дифференцированные с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся. Занятия художественной обработкой природных материалов находят широкое использование в условиях учебной и кружковой работы, в системе межпредметных связей.

Вследствие применения арсенала природных средств осуществляется практическое знакомство детей с различными техниками и приемами создания образов из натурального поделочного сырья, что является одним из оптимальных путей творческого развития личности ребенка, формирования у школьников кинетических навыков, развития мелкой моторики, координации движений, функционально востребованных во многих видах продуктивной учебной и самостоятельной креативной деятельности учащихся.

Таким образом, включение природного фактора в систему начального художественного воспитания позволяет решать комплекс учебно-воспитательных задач, способствующих оптимизации работы по изобразительному искусству в школах Республики Бурятия. Тем самым открываются широкие возможности для общего и художественного развития учащихся, совершенствования у них таких универсальных личностных свойств и качеств, как наблюдательность, эстетическое восприятие, зрительная память, образное мышление, пространственное представление, творческое воображение, художественный вкус и другие.

Литература

1. Верхнеудинск-Улан-Удэ. От острога до столицы / авт.-сост. Б.Б. Михайлов, С.М. Конечных, Т.Р. Санжицыбикова. -Улан-Удэ, 1995.

2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985.

3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.

4. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение,

1986.

5. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 1997.

6. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. С.Соловейчик. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988.

8. Ушинский К. Д. Сборник сочинений. - Т. 11. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952.

Пазников Олег Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского государственного университета, тел. (301-2) 442395.

Paznikov Oleg Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of methods of humanitarian disciplines, Buryat State University.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

УДК 37.036

З.И. Пазникова

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается роль декоративно-прикладного искусства в развитии художественного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе экспериментального исследования определены педагогические условия художественно-творческого развития детей с учетом народных художественных традиций Бурятии.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественное творчество детей дошкольного и младшего школьного возраста, народные художественные традиции Бурятии.

2011/1

Z.I. Pazmkova

ARTISTIC AND CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN IN THE PROCESS OF LEARNING THE DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article deals with the role of decorative and applied arts in the development of artistic craft of preschool and elementary school children. The pedagogical facilities of artistic and creative development of children with account of national artistic traditions of Buryatia are defined on the basis of the experimental studies.

Keywords: decorative and applied arts, artistic craft of preschool and elementary school children, national artistic traditions of Buryatia.

Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности. С первой ступени обучения ребенка в процессе целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром изобразительного искусства.

Одним из действенных средств в воспитании детей выступает декоративно-прикладное искусство. Как отмечают известные ученые в области художественной педагогики (А.А. Грибовская, З.А. Бога-теева, И.Л. Гусарова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, В.С. Кузин, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова и другие), по своей конкретной предметности, многомерности, упрощенности образов, их яркости и нарядности воплощений оно близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость, познавательную активность, эстетическое переживание. В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей с дошкольного возраста к декоративноприкладному искусству и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности.

Декоративно-прикладное искусство воздействует на самые разные личностные качества ребенка -эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые. Рассматривая произведения декоративноприкладного искусства, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Широкое включение всех его видов в образовательный процесс благотворно воздействует на детей, дает им возможность познавать действительность с разных сторон, вызывает положительный эмоциональный отклик, усиливает позитивное отношение к художественной деятельности.

На занятиях в детском саду и школе ребенок осваивает разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию) и получает свободу в оперировании ее выразительными средствами. Так, в декоративной работе он уже способен отходить от усвоенных стандартов построения декоративных композиций, комбинировать их элементы, используя при построении средства художественной выразительности данного вида искусства.

Результаты психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.Н. До-роновой, Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казаковой, В.Б. Косминской, Т.С. Комаровой, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флериной и других доказывают, что способность понимать прекрасное наиболее успешно развивается у ребенка лишь тогда, когда он является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы или в плане воображения при восприятии произведений искусства, или участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Следует отметить, что декоративно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-чувственная сфера, которые важны для овладения ребенком различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируется художественно-познавательная активность.

Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, мы способствуем проявлению у них инициативности к самостоятельной деятельности, развитию наблюдательности, внимания, формированию эстетического вкуса, устойчивого познавательного интереса, стремления к общению с изобразительным искусством, воспитываем художественное восприятие ценностей культуры, расширяем мировоззрение. При этом декоративно-прикладное искусство с его яркой образностью, выразительностью, красочностью создает благодатную почву для формирования у детей эмоционально положительного отношения к мастеру, природе, искусству.

Организуя работу по художественно-творческому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе декоративно-прикладного искусства, целесообразно выделить следующие этапы:

- репродуктивный (ознакомление со знаками и их значением, расшифровка знаков в целостной композиции; составление узоров из отдельных знаков по образцам и др.);

- когнитивный (тематические занятия, чтение художественной литературы, рассматривание произведений народного и декоративно-прикладного искусства, ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства, беседы и др.);

- практический (занятия по рисованию, лепке, аппликации, художественный труд, самостоятельная художественная деятельность, совместная деятельность).

Однако обучение проходит эффективнее, если оно наполняется новым развивающим содержанием с учетом специфики того или иного вида декоративно-прикладного искусства и обеспечивается взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации.

Интересной творческой деятельностью для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте является создание орнаментов на занятиях декоративным рисованием. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сочетание субъективной ценности орнамента для ребенка и его объективного значения делает занятия декоративным рисованием наиболее развивающей формой организации изобразительной деятельности для детей. Именно занятия декоративным рисованием на данном этапе считают тем способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом обучаться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Особое значение в развитии творческого воображения ребенка имеют простые по форме, доступные восприятию и легко узнаваемые детьми образы-символы народного декоративно-прикладного искусства (древо жизни, птицы, животные и т.д.). Известно, что в декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, мастер избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Сознательное отношение к выбранному декоративному изображению влияет на развитие творческого воображения ребенка: оно становится более целенаправленным, богатым, приобретает все более активный характер. В процессе создания орнаментальных образов дети способны осуществлять многообразные творческие поиски, мобилизовать свои знания, впечатления, полученные из различных источников.

На занятиях по изобразительной деятельности при составлении узоров, декоративного оформления формы (платка, тарелки, коврика, полотенца, игрушки и др.) детям демонстрируются варианты, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц, как переработать эти формы в своих композициях. Усвоив от педагога умение создавать орнаменты по образцу, в последующем дети учатся преобразовывать их по заданным условиям (закрашивать в определенный цвет, изменить последовательность элементов и т.д.). Постепенно они сами начинают планировать свои действия для создания новых орнаментальных композиций, продукты их воображения становятся более детализированными и индивидуальными.

В процессе декоративного изображения у ребенка возникает интерес к комбинированию, активизируется воображение, формируется готовность к осуществлению разнообразных комбинаций, приводящих к новому результату. Благодаря красочности, гармоничности форм, декоративная работа оказывает позитивное влияние на развитие у детей чувства ритма и умения вписывать геометрические фигуры, растительные, зооморфные элементы в орнаментально-творческие композиции, на художественное воспитание в целом.

Существенную роль в декоративной работе играет момент художественности, т.е. насколько ребенок сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное и развивающее значение имеет показ образцов народных орнаментов (вышивка, кружево, ковроткачество и т.д.), произведений известных народных художественных промыслов (Город-ца, Хохломы, Полхов-Майдана и др.).

В работе мы стремились применять различные игровые упражнения, активизирующие деятельность детей по созданию отдельных элементов узора, орнаментальных мотивов, декоративных композиций на разнообразных формах изделий (плоскостных силуэтах, объемных игрушках и т.д.). Их выбор был не случаен, так как они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме

2011/1

познакомить детей со спецификой и особенностями орнаментальных композиций, возможностью их использования для украшения объектов действительности, что в целом содействует развитию художественно-творческих качеств личности.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре, помогает пробудить интерес к народному искусству, создать яркий эмоциональный фон декоративной деятельности, наполнить повествовательным смыслом общую композицию, сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Художественно-познавательная активность направлена не только на углубление знаний о предметах и явлениях, но и на особое осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самой изобразительной деятельности, то есть происходит выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам деятельности.

Создавая орнаментальные композиции, дети экспериментируют, моделируют, преобразовывают обычное, устанавливают логические связи между реальным объектом и декоративным образом. В данном случае творчество ребенка проявляется в поиске нового, в самостоятельности выбора замысла и его воплощении, в преодолении трудностей, в степени переработки образцов, оригинальности композиции, в способности осуществить «перенос» знаний и способов деятельности в новые условия.

Развитию художественно-творческой активности дошкольников и младших школьников в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством способствует организация их самостоятельной художественной деятельности, проведение выставок детского творчества, где ребенок проявляет свои чувства, мысли, отношение, изобразительные способности.

Действенным средством развития творческих качеств личности выступают этнохудожественные традиции, исторически сложившиеся в определенном регионе. В условиях Бурятии целесообразно ознакомление детей с традициями декоративно-прикладного искусства русского (семейского), бурятского, эвенкийского народов.

Познание традиций этнических культур региона в рамках нашего исследования начинается с народного орнамента, в котором отражаются национальные особенности мировосприятия, колорита, композиционных приемов, мотивов и образов, характер местности его распространения, технические приемы исполнения. Художественный анализ помогает детям выделить распространенные в народном декоративном искусстве знаки-символы: например, в бурятском - бадма сэсэг (цветок лотоса) -образ чистоты мыслей, честности и благородства; хусын эбэр (бараний рог), выражающий пожелание достатка, благополучия и процветания; тумэн жаргалан (десять тысяч лет счастья), являющий пожелание долголетия; улзы (узел счастья), олицетворяющий благоденствие, счастье, удачу и др.; в русском - птица Сирин, древо жизни и др.; в эвенкийском - роговидные элементы и др. На примере орнаментального искусства бурят дети узнают о пришедших в него из буддийской культуры изображениях мифической птицы гаруди, дракона, газели, слона и т.д.; в декоративных образах «семейских» наглядно прослеживают поликультурные основы славянской традиции, взаимовлияние других народных культур.

В работе с детьми мы обращаем внимание на своеобразный композиционный строй узора и круг мотивов, которыми отличается декоративное творчество русского населения Забайкалья (старообрядцев), что объясняется долголетним смешением и взаимовлиянием искусства росписи семейских мастеров с манерой письма ссыльных, живших среди них, а также пришлых мастеров из среды бурят. В рассматриваемых образцах дети наглядно видят отражение в росписи семейских мастериц результаты наблюдений за окружающим миром: изображения концентрических кругов (солнце), цветов (жарки-купавки, ромашки, саранки и др.), «сосенок», «косачей» и др. Особый интерес у детей вызывают композиции растительного характера русской крестьянской живописи - букет или дерево с вазоном, дополненные условными изображениями птиц.

В орнаментах эвенков вместе с детьми наблюдаем устойчивость геометрического мотива, в котором также присутствует отражение объективного мира. Здесь можно увидеть стилизованные изображения животных, отдельные их части (роговидные элементы, след лапы и т.д.), сцены охоты.

В сравнительном анализе дети познают образно-эстетическую характеристику орнаментов народов как своего края, так и других регионов, смысловую значимость элементов, их практическое применение, символику цвета. В эвристической деятельности они постигают самобытность предметов народного декоративно-прикладного творчества, сохраняемую в форме, конструкции, материале, способах его обработки, изобразительной выразительности (мотив, форма, ритм, цвет и т.д.), в названиях элементов орнамента (у эвенков, например, «оленья тропа», «заячьи ушки» и т.д.), цветовой ха-

рактеристике (например, у семейских «жарковый» - оранжевый, «черемный» (черемуховый) - черный). Таким образом, они постепенно подходят к осознанию народного искусства как части духовной культуры этноса, которая тесно связана со средой обитания, бытом, обычаями, традициями, верованиями, отражения человеком понимания природы и себя в ней, что в его образах проявляется нравственный опыт поколений, миропонимание, единство художественной и прикладной функций.

На основе приобретаемых знаний дошкольники и младшие школьники выполняют задания по составлению декоративных композиций, лепке и росписи игрушек в народных костюмах, изготовлению предметов украшения из фольги и др. Практическое освоение традиционных элементов орнаментального искусства, распространенных приемов художественной техники (росписи по дереву, аппликации, чеканки), принципов моделирования и украшения народного костюма (бурятского, русского (семейского), эвенкийского), внешнего и внутреннего убранства традиционного жилища (юрты, избы, чума), предметов утилитарного и декоративного назначения расширяет кругозор художественнокраеведческих знаний детей, формирует специальные умения и навыки.

Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у ребенка нравственноэстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, стимулирует творческую деятельность.

В организации работы по развитию изобразительного творчества детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо осуществлять интеграцию работы на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельностей (развитие речи, игры и т.д.), активно включать детей в разнообразные виды художественной деятельности (музыкальную, анимационную, театрализованную), учитывать индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития изобразительной деятельности. Так, осуществляя интегративный подход к организации художественно-практической деятельности детей, мы предлагаем создание тематических композиций, в которых отражаются красота и атмосфера народных праздников («Сагаалган», «Масленица», «Больдер» и др.), сюжеты народных сказок, былин, легенд («Русские богатыри», «Гэсэр», «Волшебный хур», «Красавица Ангара» и др.).

Важное значение в художественно-творческом развитии детей имеют экскурсии в музеи (художественный, этнографический, истории города и Бурятии), по историко-культурным местам города, встречи с народными мастерами, которые помогают комплексному осмыслению истоков национального творчества, художественно-культурных особенностей региона. Все это обогащает эмоционально-эстетический и художественный опыт детей, формируя у них ценностное отношение к культурному наследию, потребность в познании нового об искусстве.

Как показывает практика, художественно-творческое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством проходит более успешно, если осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую значимость результата, использование комплекса игровых упражнений, направленных на формирование изобразительных умений и навыков, включение в содержание работы соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных творческих заданий в освоении традиций декоративно-прикладного искусства, активизация творчества детей в самостоятельной художественной деятельности.

По результатам проведенного исследования, можно утверждать, что чем более разнообразны условия, в которых проводится работа с детьми по изобразительной деятельности, чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Пазникова Зоя Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой методики преподавания гуманитарных дисциплин Бурятского госуниверситета, тел. (301-2) 442395.

Paznikova Zoya Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department of methods of teaching humanities, Buryat State University.